А. В. Черных ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ РУССКИХ ПРИКАМЬЯ (часть 1. Храмовые традиции) *
Одними из значимых элементов престольного праздника русских Пермского Прикамья были православные традиции, проявлявшиеся в обычаях обязательного посещения храма, службах и молебнах в часовнях и молитвенных домах, крестных ходов.
Обычай посещения храмов в престольный праздник достаточно устойчив и известен в регионе повсеместно. На эту особенность престольных праздников неоднократно указывалось в материалах начала ХХ в.: "В церковь ходили, но далеко не все, только в Пасху, Рождество, храмовые праздники была полна церковь, но в воскресные дни молящихся было мало" (ГАПК. Ф.650, Оп.1, Д.180. Л.31 (об)).; "Народ больше всего уважает свои храмовые праздники. В воскресные дни, даже в Рождество и в светлое воскресенье сельские церкви бывают почти пусты, в храмовые же праздники они полны" (ЧКМ 2691, Чашницкий). Информаторы также постоянно отмечали, что посещение церкви — в православных селах обязательный элемент престольного праздника: "У нас Кузьма-Демьян (14 ноября), Николин день (6 июня), Рождество (7 января). Сначала на службу в церковь ходили, потом гости со всех деревень приезжали..."
* Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ №11-11-59004а/У
© Черных А.В., 2011
(Ординский район, с. Медянка); "С утра в церковь, потом домой..." (Ординский район, с. Межевка); " Ходили в храм, потом к гостям готовились." (Суксунский район, д. Журавли); "В церковь ходили. Потом идут домой — столы накрывают.." (Чердынский район, с. Пян-тег). В ряде традиций на престольный праздник в храм было принято ходить со всеми гостями, заранее приезжавшими к празднику. В селе Дуброво Еловского района на престольный праздник Троицу "С утра служили в церкви. В церковь приходили со всеми гостями" (Еловс-кий район, с. Дуброво).
Посещение храма в селе было характерно и для жителей деревень, также отмечавших свой престольный праздник. Так поступали жители д. Дубовая гора Куединского района, отмечавшие престольный праздник Покров, отправляясь утром в храм с. Аряж: "Утром рано ездили в церковь на лошаде". Посещение храма в селе было характерно и для деревень, престольные праздники в которых не совпадали с храмовыми и престольными праздниками села. В д. Кашка Куедин-ского района, отмечали, что на престольный праздник Рождество утром "молиться в церковь ходили, пешком в Ошью" (Куединский район, д. Кашка), в то время как в селе с Михайло-Архангельской церковью в качестве престольных отмечали Троицу, Фролов и Михайлов дни.
Старообрядцы белокриницко-го согласия также старались во время престольного праздника посетить службу в церкви, а позднее и моление, устраиваемое в доме одного из общинников. Часовенные и поморские старообрядцы также
совершали молебны по случаю престольного праздника: "В старые годы на престольный праздник ездили молиться в австрийскую церковь в деревне Земплягаш (старообрядцы белокриницкого согласия), а староверы (старообрядцы часовенные) ходили в молельный дом" (Куединский район, д. Пиль-ва). В деревне, основное население которой составляли старообрядцы двух согласий (часовенного и бело-криницкого) отмечались два престольных праздника — Петров день и Крещение.
Особенности религиозных ритуалов, совершаемых на престольный праздник, во многом были определены его статусом: храмовый или часовенный праздник. Проведение храмового праздника в селе включало проведение праздничных служб и молебнов, крестные ходы по селу к почитаемым часовням и крестикам, молебны на ключах и прудах с водосвятием, обходы крестным ходом сельских домов. О церковных торжествах престольного праздника в с. Верхние Муллы Пермского уезда (ныне — Пермский район) в Николин день (9.05 по ст. ст.), совпадавшего с храмовым праздником Верхнемуллинс-кой Николаевской церкви сообщают материалы 1869 г.: "Особенно же Верхнемуллинский храм посещается в 9-е число мая, когда св. церковью празднуется перенесение из Мир-Ликийских в бар-град мощей святителя Христова и чудотворца Николая, которому посвящен Верхнемуллинский летний храм... К 9 мая село Верхнемуллин-ское ежегодно приносится из села Кольцовского благоговейно чтимая издревле икона Святителя Николая,
называемая в народе пещерскою. И вот с раннего утра, особенно если бывает хорошая погода, дорога от Перми до Муллов на всем расстоянии покрывается и множеством людей всякого звания и возраста, идущих и едущих. Большею частию даже имеющие лошадей в передний путь идут пешком для выражения большего своего усердия. Одни спешат к обедне, а другие, отстояв раннюю литургию и отслужив молебен пред иконою Чудотворца и таким образом исполнив свой обет, или испросив у святителя Христова милость и благословление на свои дела и предприятия, возвращаются домой. Накануне в 6 часов вечера совершено было всенощное бдение местным духовенском. По 6-й песне, пред иконою святителя Николая прочитан акафист. На другой день с 3-х часов утра стал собираться в церкви народ в ожидании служения молебнов к ранней литургии, которая началась в 6 часов. В это время церковь, буквально была уже набита народом. В 8 часов начался звон на собор, а в 9 — обычный благовест к обедне. Собравшийся народ за не-возможностию пройти в церковь, занял церковную ограду и площадь... за сим началась литургия." (Девятое мая, 1869, 277-280).
Совершение крестных ходов
— один из самых распространенных православных обычаев в структуре престольного праздника. Обычно крестные ходы совершались вокруг храма с храмовой иконой, Евангелием, хоругвями и другими храмовыми принадлежностями, как того требовал православный канон проведения храмового праздника (Туль-цева, 2001. С.126). Однако крестные ходы на престольный праздник со-
вершали не только вокруг храма. В Сылвенско-Иренском поречье в селах крестные ходы на престольный праздник проводились к часовням-крестикам, стоящих в разных концах села и посвященных празднику. В с. Торговище у часовни-крестика, украшенного к празднику ". ждали священника. Священник приходил с иконой. Его сопровождали певчие и церковные служки. Батюшка ставил на амовон икону и совершал праздничный молебен." (Ашихмин, 2008. С.37-38).
Известны примеры не только совершения на престольный праздник крестных ходов из приходского храма по селу или окрестным деревням, но и крестный ходы из отдаленных церквей с особо чтимыми и почитаемыми иконами, которые " заказывали" к празднику. В с. Ашап (Осинский уезд, совр. Ординский район) со Свято-Троицким храмом, престольным праздником была Троица. Как сообщают церковные историки, в 1820 г. в село по просьбе местных жителей был установлен крестный ход ежегодно к празднику Святой Троицы с чудотворной иконой Святителя Николая из с. Кы-ласово Кунгурского уезда (совр. Кунгурский район) (Пономарев, 1896. С.24). Позднее на праздник стали приносить и чтимую икону Тихвинской Божьей Матери из соседнего с. Степаново (совр. Кунгурский район). Сохранилось подробное описание крестного хода в село с чтимыми иконами в начале ХХ в. накануне престольного праздника: "Ашапское церковное торжество началось еще накануне встречей чудотворных икон (Тихвинской Божией Матери из с. Стефанова и св. Николая Чудотворца из с. Кыласова), при-
носимых ежегодно ко дню святой Троицы в Ашап на всю неделю для служения молебнов в домах ашап-ских жителей. К чести ашапцев нужно сказать, что они ежегодно встречают св. иконы, принимают их в свои дома и провожают до каждого места ее пребывания с особенной верой, любовью и благоговением... Во встрече св. икон еще далеко, далеко за Ашапом принимало участие почти все население его от малого до старого и разве редкий кто остался дома. Одни из ашапцев пришли в с. Стефаново еще в пятницу, накануне выноса оттуда обеих святых икон, для сопровождения их, другие вышли в татарскую деревню Ка-рьево (8 верст от Ашапа), и вся дорога от Карьево до Ашапа была усеяна народом в разноцветных праздничных костюмах, идущих для встречи и сопровождения св. икон. Чем ближе к Ашапу, тем толпы народные были все гуще и гуще. В другую татарскую деревню Щелканку, во главе с о. настоятелем, с множеством икон и массой народа вышел из Ашапа крестный ход... По принесении святых икон в храм, было отправлено торжественное всеношное бдение. Лития была отслужена на помосте перед храмом, а эктения на ней произносилась при крестном ходе с четырех сторон храма." (Агафонов, 1906. С.328). Старожилы села и окрестных деревень и сегодня вспоминают о крестном ходе на престольный праздник: "Троицу в Ашапе почитали, у них престольный праздник. Николая Чудотворца (икону) приносили, в Кылосово он жил раньше, а так он на месте был. Встречать ходили (иконы) желающие: "Надо идти сегодня Николая Угод-
ника встречать". Молятся, прикладываются. На носилках с ручками приносили, устанут — сменятся. Икона большая была. Он всё время в церкви был, только для праздника великого его беспокоят. Его везде не давали носить. В Троицу Николая Чудотворца вперед пронесут в церковь, где служит батюшка. Люди свечки ставят, молятся. Обедню простоят, домой придут, день весь празднуют" (Ординский район, д. Андреевка).
Схожий обычай принесения на престольный праздник чтимых икон из соседнего села отмечен и в селе Тис Суксунского района (бывш. Красноуфимский уезд Пермской губернии), в котором на престольный праздник из села Иргинского (Красноуфимский уезд, ныне — Свердловская область) приносили Тихвинскую икону Божией Матери: " Тихвинская икона была, народ из нашей церкви, из нашего села собирался и шел в Иргинское, там была Тихвинская Пресвятой госпоже Богородице икона. По нее ходили в этот день. Несли все на руках, идут по деревне, женщины с малыми ребятами садятся по дороге, чтобы она помогла. Я болела маленькая, крестная рассказывала, идут с крестным ходом, я приду с тобой под икону и сяду, чтобы Господь исцелил, с тех пор болеть перестала, Бог вылечивал. Многие вылечивались." (Суксунс-кий район, с. Тис).
В селе Верхние Муллы Пермского района на престольный праздник Николин день, 22 мая приносилась почитаемая икона Николая Чудотворца из с. Кольцово Пермского района (бывш. Пермский уезд): "Сия икона предварительно приносится из деревни (позднее — село)
Кольцовой в церковь Верхне-Мул-линского села к 9 числу мая (по старому стилю), к храмовому празднику, сопровождаемая одним священником с причтом, остается там до 10 июля." (Описание, 1862. С.11).
Известен в Прикамье и единственный пример совершения на престольный праздник в село крестного хода из соборного храма соседнего уездного города. Такой крестный ход проходил из г. Соликамска в пригородное село Усть-Боро-вая с Рождество-Богородицким храмом на престольный праздник Рождества богородицы (21.09 по н. ст.): "То же с древнего времени в Усть-Боровой существует особенный крестный ход, совершаемый в 8 сентября из Соликамского Святотроицкого собора, в день престольного праздника, ко времени литургии. Горожане и жители окольных деревень, желающие помолиться в церкви Усть-Боровского села от Соликамска в 12 верстах, уходят туда некоторые с вечера, некоторые провожают св. крест и хоругви, а некоторые отправляются туда после крестного хода. Крестный ход из Соликамска встречается и провожается местным причтом, со св. иконами. По окончании литургии соборное священство с крестным ходом возвращается домой в сопровождении не более десятка богомольцев.." (Словцов, 1875. С.432-433).
Среди других традиций крестных ходов на престольный праздник в селе, следует отметить и обычай приносить в храм иконы из приходских часовен и совершать общий крестный ход с храмовыми и часовенными иконами. В с. Гамово, в приходе которой в окружающих деревнях находилось 9 часовен,
крестный ход совершался совместно с выносом икон из храма и всех часовен (Молебствие, 1916. С.671).
Канон проведения храмового праздника предполагал и совершение водосвятия. В ряде случае водоосвящение совершалось в храме. В других храмах оно проходило на естественных водоемах. На престольный праздник Троица в с. Ашап Осинского уезда (ныне Ординский район) водосвятие проводили на берегу заводского пруда: "Утром, в день Святой Троицы, была отслужена еще утреня, после которой был совершен на пруд для водоосвящения крестный ход." (Агафонов, 1906. С.329). Часто для освещения воды избирались родники, располагавшиеся в селе или в его округе.
Несколько по иному проводились престольные праздники в селах, в случае если они не совпадали с праздниками сельского храма. Храмовые службы в этом случае проводились не по особому церковному канону престольного праздника, а определялись годовым богослужением, связанным с тем или иным праздником. Однако и в этом случае храмовые традиции являлись одним из элементов структуры праздника. Кроме обычая посещать церковь в эти дни, во многих селах в эти дни проводились крестные ходы к часовням и поклонным крестам, которые посвящались празднику. В с. Емаш-Павлово Чернушинского района с Петро-П авловским храмом на престольный праздник Вознесение совершался крестный ход из храма к часовне, расположенной в окрестностях села: "Вознесенье это у нас престольный праздник был, это весной. Все как мак цветут. Иконушки вы-
носили. Часовня у нас была за поскотиной, туда шли. Иконушки из церкви выносили." (Чернушинский район, д.Емаш-Павлово). Крестные ходы к поклонным крестам и часовенкам-крестикам в селах Сылвен-ско-Иренского поречья — обязательный элемент празднования престольного праздника, не совпадавшего с престолами сельского храма.
Другим вариантом крестных ходов и молебнов в сельских поселениях были те, что проводились к историческим местами старых храмов, также отмеченных поклонными крестами и часовнями. В этом случае также часто престольный праздник села был установлен в честь престола старого храма и сохранялся в сельском сообществе, но не отмечался как храмовый в церкви, построенной позднее. В с. Никулино Добрянского района совершался крестный ход к часовне, построенной на месте стоявшего ранее деревянного храма, "где после водоосвящения, отправляются молебны св. Пророку Илие молебны, по окончании коих крестный ход возвращается в церковь." (Описание, 1862. С.23).
Свои каноны и традиции сложились в престольные праздники в деревнях, в которых были часовни. Немало примеров, когда на деревенский престольный праздник совершались службы в деревенских часовнях, в честь часовенного праздника: " В Копорушках сейчас стоит еще часовня. К Успенью, 28 августа, служили в часовне, молились. Это в престольный праздник (Суксунский район, д. Набоки); "В Успенье в часовне служба была, моления были. Успенье — 28 августа — престольный праздник нашей
деревни" (Частинский район, д. Бай-дины).
Наиболее полное описание церковных торжеств часовенного праздника известны из д. Большой Юг Осинского уезда (ныне Чернушинс-кий район): " В приходе Таушинской церкви, Осинского уезда находится деревня под названием Большой Юг с деревянною часовнею во имя св. муч. Флора и Лавра. Часовня эта пользуется особенным уважением в здешнем месте. Изстари сотни богомольцев, в 18 число августа, приходят в Юговскую часовню, в которой этот день бывает днем праздника. С раннего утра в это число, неприглядная, с разбросанными незатейливыми крестьянскими домиками, деревенька Б.Юг представляет неожиданное зрелище: часовенная площадь и улица бывают, как говорится, спружены народом. В обычное время, час. в 10 утра, в часовне, после предварительного благовеста, отправляется местным Таушинским причтом служение обед-ницы с чтением апостола и Евангелия; затем после отпуста обедницы бывает крестный ход на речку для водоосвящения. Во время служения водосвятного молебна, многие из богомольцев имеют обыкновение заходить в речку и стоять по пояс в воде. Нужно заметить, что это выполняется большею частию по обету и людьми, преимущественно страдающими какими-нибудь болезнями, например, ревматизмом в ногах. верующий христианин. надеется получить исцеление или облегчение от боли. После совершения водосвятия, священная процессия возвращается к часовне, пред которою на площади служится празднуемым святым молебен, пос-
ле которого молящиеся подходят к кресту и окропляются св. водою. Так совершается этот скромный по месту в д. Б. Югу каждогодно, более уже полустолетия. Молите Бога о нас, св. мученицы Флоре и Лавре, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших "(псаломщик)" (Паньков, 1881. С.364-365).
Кроме молебнов и водосвятия с часовенными праздниками в православных селах были связаны и обычаи крестных ходов, принесения в часовни икон из приходских храмов, либо чествование почитаемых икон из часовни, которые накануне относились в приходской храм, а в праздник крестным ходом сопровождались в часовню. Принесение в деревенскую часовню на престольный праздник икон из приходского храма следует считать достаточно распространенным обычаем. Наиболее полное описание этого обычая известно по полевым материалам из д. Ольхов-ка Чайковского района: "У нас три престольных праздника отмечали, Изосим-Савватий, 1 мая, Митрив день, 8 ноября и Троицкое Заговенье. Часовня была, в престол ходили туда и в большие праздники. С иконами ходили по деревне. Утром ходили в Сайгатку по иконы. Родители из Сайгатки приезжали. Престол 3 дня. Гости и больше гостили, из Харнав, Зяблово, Букора приезжали. После обеда вино пьют, бражку, чай. Только дома сидели. В каждом доме свои гости. Пока праздник, иконы сидят в часовне, в дома позовут, потом обратно в церкву в Сайгатке" (Чайковский район, д. Ольховка). Крестные ходы из приходского храма в деревни на
престольный праздник совершались в Прикамье повсеместно. В д. Березовка Суксунского района на престольный праздник Кирики-Улиты приносили иконы из приходского храма в селе Тис: "Мы были тисов-ского прихода. В Тису брали иконы из церкви, которые иконы несли. Приезжали гости. (Суксунский район, д. Сызганка).
Другим вариантом крестных ходов в приходские часовни следует считать крестные ходы с иконами из часовни, которые накануне праздника переносились в приходской храм, а затем крестным ходом возвращались в часовню. Именно так проходили крестные ходы из села Верхние Муллы Пермского уезда (ныне Пермский район) в часовню д. Тиминой: "В 9 пятницу по Пасху в деревню Тимину, находящуюся в 9 верстах от Верхне-Мул-линского села. Из часовни деревни Тиминой на кануне праздника приносится икона Св. Мученицы Параскевы в Верхне-Муллинскую церковь, сопровождаемая одним священником, диаконом и двумя причетниками. Близ селения встречают ее прочие священники торжественно, для чего выносятся из церкви хоругви, запрестольные иконы и несколько местных икон. В самый праздник после литургии бывает крестный ход с означенною иконою из Верхне-Муллинского села в деревню Тимину. Все священники торжественно сопровождают св. икону за селение также, как и встречали, а отсюда сопровождается она до часовни деревни Тиминой одним священником, диаконом и причетниками. По приходе в часовню, совершается общий молебен Св. Мученице Параскеве, и потом водосвят-
ный; наконец по просьбе прихожан служатся частные молебны как Св. Мученице Параскеве, так и другим святым" (Описание, 1862. С.10)
Отмечены и более сложные варианты крестных ходов, совершаемые в престольные праздники из приходского храма в деревни. В деревню Култаево Пермского уезда во второй половине XIX в. крестный ход совершался дважды, накануне и в день праздника: "28 августа (10.09
— нов. ст.) в часовню деревни Кул-таевой, отстоящей от Нижнемуллин-ского села в 6 верстах, совершается крестный ход с иконою Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна таким образом: берутся сверх означенной иконы хоругви, запрестольные иконы Крест и Божья матерь, храмовая икона Пресвятой Троицы, иконы: святителя Николая, Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, Св. Благоверного князя Александра Невского и все три священника с двумя диасконами и причтом следуют с вышеозначенными иконами до столба с иконою Св. Мучеников Флора и Лавра, каковый столб находится под горою на лугу реки Камы в одной четверти версты от селения. Здесь у столба совершается общий молебен Св. Иоанну Предтечи, потом церковные иконы, двумя священниками сопровождаются обратно в церковь, а икона Св. Иоанна Предтечи одним священником с диаконом и двумя причетниками сопровождается до часовни деревни Култаевой. На пути, в деревне Копылах, отстоящей от села в 5 верстах, у столба с иконою Спасителя совершается общий молебен Спасителю. По приходе в деревню Кул-таеву, поется общий молебен Св.
Иоанну Предтечи на месте часовни, потом бывает молебен водосвят-ный, и наконец поются частные молебны ему, по просьбе богомольцев. Вечером икона Св. Иоанна предтечи священником с причтом обратно сопровождается в Нижне-Муллин-скую церковь, а прочими двумя священниками встречается опять у столба с иконою св. Мучеников Флора и Лавра также торжественно, как и сопровождалась. На другой день в 29 августа (11.09 — нов. ст.), после литургии, из церкви крестный ход совершается вторично в деревню Култаеву таким же образом, как в первый день Шествие со св. иконами оканчивается на месте, где прежде была часовня, разломанная в 1837 г. пред приездом Государя наследника ныне благополучно царствующего Государя императора Александра Николаевича, как стоявшая близ самой трактовой дороги, а другой еще не построено, хотя ныне правительством разрешено построить около того места новую деревянную часовню. Здесь сначала совершается общий молебен Св. Иоанну Предтечи, а потом поются частные молебны по просьбе Богомольцев, и народ расходится в свои места и в свои селения. Икона обратно сопровождается священником с причтом таким же образом, как в первый день, только встречи у столба близ села не бывает, а бывает только колокольный звон" (Описание, 1862. С.13-14).
В корреспонденции также сообщалось о причинах появления крестного хода: "Двухкратный ход в деревню Култаеву совершается сообразно с обстоятельствами: одни из богомольцев приходят во мно-
жестве в деревню Култаеву для моления накануне праздника, а другие приходят для той же цели в самый праздник. Прежде, когда не была разломана часовня, икона св. Иоанна Предтечи хранилась в часовне; в 28 число августа она приносима была в Нижне-Муллинскую церковь, а в 29 августа она торжественно возвращаема была в Кул-таевскую часовню, и таким образом совершался крестный ход однажды, а ныне — по разломке часовни, в деревне Култаевой негде хранить ее, и она вторично приносится в Ниж-нее-Муллинскую церковь для хранения. Для новой часовни лес приготовлен, и когда часовня будет построена, икона Св. Иоанна Предтечи будет храниться в ней, и крестный ход нужно будет также совершать однажды" (Описание, 1862. С.13-14).
Праздничные службы в часовнях могли проводиться либо один раз в год, в праздник или день святого, в честь которого была поставлена часовня, а также в два и более праздника. В один из четырех престольных праздников деревни совершались церковные торжества в д. Денисовка Ординского района: "Мы Ясыльского (с. Покрово-Ясыл Осинского уезда, ныне — Ординский район) прихода были церкви, чё-то четыре праздника у нас. У нас был Покров, Офонасьев день, Фомино и Богородицын день. А священник приезжал только в Фомино" (Ординский район, д. Денисов-ка). В некоторых случаях крестные ходы и молебны не проводились только в зимние праздники: "У нас Старый Новый год праздник, Василий Великий, апостол Василий, дак в честь его, молились в этот
день, а иконы зимой не носили." (Суксунский район, д. Сызганка). Службы в часовне д. Кособановой Осинского уезда (ныне — Кунгурский район) проходили в три местных праздника — Воздвиженья, Старого Нового года и в пятницу на П асхальной неделе (По приходам, 191G. С.234). В дни всех местных праздников в деревне совершались службы в часовне ив деревнях Кун-гурского уезда в округе села Со-сновского: "Известно, что в каждой часовне установлены особые дни, в которые приходской причт служат молебны — это дни местных праздников. Иногда в одной часовне существует до трех и более таких праздников." (Захаров, 1911. С.б4б).
Церковные торжества по случаю престольного праздника отправлялись и в тех деревнях, где не были воздвигнуты часовни. Часто в этом случае молебен празднику совершался у поклонных крестов и небольших часовен-крестиков, как в районах Сылвенско-Иренско-го поречья. В деревне Черепаново Суксунского района на престольный праздник деревни — Петров день молебен совершался у такого "крестика": "Петров день будет в Чере-паново двенадцатого. Крестик был в Черепаново. Крест стоял большой, огороженный. Крыша небольшая была на столбиках и все над ним. В Петров день молились у этого крестика" (Суксунский район, д. Чере-паново).
В других случаях в деревнях, где не были отмечены часовни и не проводились молебны у поклонных крестов и часовен-крестиков, религиозная часть престольного праздника могла ограничиваться лишь
обходом священником с причтом домов с совершением молебнов.
Обычаем престольного праздника, как в селах, центрах православных приходов, так и в деревнях следует считать и обходы домов и совершение молебнов на престольный праздник. В д. Суюрка Куединского района обходы домов совершались в единственный престольный праздник — Казанскую (4.11): " К престольным праздникам готовились, стряпали. В Казанску батюшка идет. Спросит: "Принимаете моление?". — "Принимаем!". На лавке бело полотенце постелют. На стол белую скатерть. Иконы принимали, на скамейки полотенца стелили, иконы на голые лавки не ставили. Скатерть на стол, пять-шесть человек иконы таскают" (Куединс-кий район, п. Куеда). Схожим образом проводились обходы на престольный праздник Фомино в д. Денисов-ка Ординского района: "Носили иконы по домам. Батюшка служил в кажном доме. А молодняк, такие недоростки-то, ребята носили иконы из дома в дом. Фому вот наверно носили, раз Фомино. Их много, потому что пасхальное время, через неделю раз после Пасхи, еще "Христос воскресь" пели. Много носили иконы." (Ординский район, с. К.Ясыл). В данной традиции обходы на престольный праздник совпадали с известными обходами духовенством домов прихожан на Пасхальной неделе (Черных, 2006. С.117). Как видно из последнего примера, обходы домов на престольный праздник в деревне повторяли те, что и обычно совершались в других традициях в пасхальное время (Черных, 2006. С.117). П асхаль-ные обходы домов приурочивались
-17G-
к престольному празднику, если он приходился на весенний период народного календаря. Этот обычай следует считать распространенным явлением в Прикамье. Священник села Дуброво Осинского уезда (ныне Еловский район), отмечал: "Хождение с Богородицею начинается со второго дня Пасхи. В деревнях, имеющих весенние праздники, ход с Богоматерью (бывает) принаравливается к самым праздникам. Так в д. Шульдихе всегда ходишь в день великомуч. Георгия 23 апреля, в Паньковой и Березовой 8 мая в день Иоанна Богослова." (Пономарев, 1885. С.431). Его-рьев день и Иванов день весенний были престольными праздниками названных деревень.
Об устойчивости обычая обхода домов на престольный праздник, и в то же время об избирательности хозяев в совершении молебна в домах показывает свидетельство начала ХХ в. из Юрлинской волости Чердынского уезда: " С святым крестом не всякий домохозяин принимает притч, в особенности на половине первого священника. Заходит священник с притчом в дом: полное застолье гостей. Хозяин категорически заявляет, что он не принимает притч. Гости же преспокойно сидят за столом. В то время для хозяина гости дороже креста, да и самый праздник по его понятию для того и существует, чтобы принимать и угощать гостей." (ГАПК. Ф. 973, оп.1. д. 2888, л.14).
Известны примеры и других православных торжеств, связанных с престольными праздниками, часть из которых совершалась ежегодно, другие — ситуативно. В селе Золотые Промысла Пермского уезда в
начале ХХ в., по корреспонденции священника сельского Крестовозд-виженского храма, на престольный праздник совершался крестный ход, с принесением икон, приобретенных для храма: "14 сентября, в день Воздвижения честнаго и животво-рящаго креста Господня, наша церковь справляет свой храмовый праздник. В последние два года день этот праздновался с особенной торжественностью. Причиною этого служили следующие обстоятельства. Проживающий в нашем селе крестьянин. М.П. Щеколов, ездивший прошлогодним летом в Саров на поклонение мощам новоявленного угодника Божия св. Серафима, приобрел там для нашей церкви его икону, которая и была торжественно перенесена в этот день сюда со станции Пермской жел. дор. "Теплая гора", отстоящей от села Золотые Промысла в 6 верстном расстоянии. Первоначально эта икона была поставлена в приписной церкви Теплогорского завода, находящегося от железнодорожной станции в одной версте. 14 сентября после совершения утреннего богослужения и выноса честнаго животворящего креста, притч Крес-товоздвиженской церкви отправился в Теплогорский завод для сопровождения иконы Св. Серафима в село Золотые Просмысла. К 8 часам утра. Теплогорский храм был уже полон собравшихся богомольцев. После освящения иконы по желанию присутствующих было совершено молебное пение св. Серафиму, затем св. икона, в преднесении хоругвей и других икон, при пении тропаря святому. была вынесена из храма для следования к месту своего назначения. Пройдя около по-
луторых верст, причт церкви села Золотых Промыслов поспешил сесть в экипаж и уехать вперед, чтобы достойным образом встретить приносимую сюда святыню. В селе в это время уже благовестили на собор и народ из окрестных селений толпами выходил навстречу и спешил к приходскому храму. С прибытием духовенства из храма вынесены были св. иконы и двинулись. по направлению к железнодорожной станции. Встреча произошла в 1,5 верст от села. Соединение обоих крестных ходов представляло величественную картину. Сияющие на солнце металлические хоругви, множество икон и среди них, на особых носилках, величавый образ св. старца Серафима, два хора певчих, беспрерывно исполняющих те или другие церковные песнопения, священнослужители, облаченные в блестящие и праздничные ризы, огромная масса богомольцев., и даже прекрасная погода. Все это невольно вызывало в душе присутствующих чувство благоговейного восторга и неподдельной радости. Вновь прибывшая икона была установлена за правым клиросом в богатом, орехового дерева, киоте. По прошествии некоторого времени прихожане стали выражать желание приобрести другую, таких же размеров, икону и поставить ее за левым клиросом, в киоте таких же размеров... На помощь этому желанию отозвался тот же М.П. Щекотов. Уезжая нынешним летом на Нижегородскую ярмарку, он обещал там на свои средства приобрести икону Казанской Божией Матери. незадолго до праздника Воздвижения честнаго и жи-вотворящаго креста Господня вновь приобретенная икона была достав-
лена по Пермской ж. д. на станцию "Теплая Гора" и перенесена в Теплогорский храм. Перенесение этой иконы в Воздвиженскую церковь села Золотых Промыслов, 14 сентября и послужило другим обстоятельством торжественного празднования этого дня в настоящем году." (Село Золотые Промысла, 1905. С.557-558).
С молебнами и крестными ходами на престольные праздники в локальных традициях связывались и другие обычаи. Часто к престольным праздникам, в которые совершалось водосвятие на родниках и других водоемах, приурочивалось освящение скота, особенно тогда, когда они совпадали с днями святых, покровителей домашнего скота. Так, в Куединском районе, на день Флора и Лавра (31.08) окропление скота святой водой совершалось только в тех селах и деревнях, где этот праздник отмечался как престольный (Черных, 2003. С.74-75). Другим обычаем со скотом, связанным с престольными праздниками, следует отнести обычай "выпускать скот под иконы", также освящая его во время крестного хода и молебна: "У нас было два больших праздника: зимой — Встретильно, а летом — Иванов день. Вот Иванов день был 7 июля, ходили с иконами, скот выпускали под иконы" (Чердынский район, д. Б. Долды).
Таким образом, проанализированные материалы показывают, что, несмотря на церковные каноны в проведении престольного праздника, в каждой из локальных традиций складывалась своя структура проведения престола, включая службы в храме, молебны в часов-
нях и у поклонных крестов, крестные ходы. Отчасти локальные особенности были обусловлены историческим контекстом, историей храма и прихода, пространственной организацией села и округи с крестами и часовнями, чтимыми родниками и другими объектами, далекой и ближайшей округой с храмами и особо чтимыми иконами, сложившимися приходскими традициями.
Благодаря развернутой структуре религиозных традиций престольного праздника, приуроченностью к нему торжественных служб в храмах и часовнях, молебнов на водных источниках и у поклонных крестов, крестных ходов — престольные праздники становились одними из главных в годовом цикле праздников храма и прихода, так как включали в себя наибольшее количество разнообразных действий.
Важную роль православные традиции имели и в праздновании престольных праздников в деревнях прихода. В молебнах и крестных ходах в деревню реализовывалась одна из значимых функций престольного праздника — осуществлялось взаимодействие центра и периферии. Деревня, с часовней или поклонным крестом, становилась во время проведения престола сакральным центром всей округи.
Следует отметить и некоторые конфессиональные отличия в церковных традициях престольного праздника, более разработанными и сложившимися они представляются у православных, в меньшей степени характерны для старообрядческого населения. Конечно, это связано с официальным статусом православной церкви, имеющей возможность выстроить стройную систему приходов и традиции приходской жизни.