И.В. Воробьева ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ
Статья посвящена противоречивости социального положения в обществе социально-профессиональной группы школьных учителей. С одной стороны, в обществе декларируется и признается высокая социальная значимость педагогического труда, с другой - наблюдается снижение социального статуса и престижа профессии, что сказывается как на ее востребованности со стороны молодежи, так и на социальном самочувствии людей, занятых в данной сфере.
Ключевые слова: учителя, престиж профессии, социальный статус, социальное самочувствие.
Престиж профессии можно определить как авторитет, уважение к профессии со стороны общества, репутацию профессии в социуме, ее положение в иерархии относительно других профессий в представлениях людей1.
В современных условиях представления о престиже и статусе той или иной профессии становятся одним из оснований при выборе вуза, направления обучения, специальности и специализации, работы. Именно поэтому знания о существующих тенденциях престижности профессий могут выступать в качестве методологической основы как маркетинговой стратегии образовательных заведений, так и регулирования рынка труда в различных профессиональных сферах.
Социально-экономические и политические трансформации, происходящие последние 30 лет в России, способствовали серьезным изменениям в социальной структуре общества. В последние десятилетия появляются новые социальные и профессиональные группы, изменяются положение и сущностные характеристики имеющихся групп.
Одной из системообразующих фигур образовательного пространства является учитель. Именно он участвует в разработке и реализации процесса трансляции знаний, он - главный актор первой ступени образовательного процесса, который готовит человека к дальнейшему повышению образования. Между тем современное учительство испытывает на себе все сложности и противоречия
© Воробьева И.В., 2014
общесистемной трансформации общества и процессов, происходящих именно в сфере образования. Наблюдаются такие негативные тенденции, как снижение престижа учительской профессии, отсутствие интереса со стороны молодежи, старение педагогических кадров, отток профессиональных специалистов в другие сферы.
По данным ВЦИОМ, индекс профессии учителя по критериям «престиж» и «перспективность» является крайне невысоким по сравнению с другими профессиями2 (табл. 1, 2).
Таблица 1
Рейтинг профессий с точки зрения престижности по 5-балльной шкале
Распределение ответов на вопрос «Какое положение в обществе, по вашему мнению, сегодня занимают представители следующих профессий?»
2010 г. 2013 г.
Работник государственных органов, админист- 3,92 4,12
рации
Предприниматель 3,94 4,10
Политик 4,03 4,06
Врач 3,49 3,55
Журналист 3,53 3,51
Ученый 3,49 3,43
Военнослужащий 3,09 3,42
Полицейский 3,06 3,37
Священнослужитель 3,60 3,27
Учитель 2,83 2,90
Эти данные соотносятся с результатами исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в 2012 г.3 Мнения россиян относительно престижности профессии учителя разделились: 47% опрошенных считают, что профессия учителя не пользуется уважением в обществе, а 43% респондентов полагают, что профессия учителя является в обществе уважаемой. Наблюдается противоречие, при котором уровень образования и общественная значимость труда школьных учителей уступают «в весе» стратификационным критериям «доход» и «престиж» как в общественном мнении населения, так и в самооценках самих специалистов.
Для сравнения, в 2008 г. результаты опроса ФОМ демонстрировали следующие результаты. Половина россиян (50%) считали, что профессия учителя не пользуется уважением, а 39% - что пользуется. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того4.
Представление о высоком или низком положении профессии в обществе во многом основано на представлениях о системе оплаты труда в данной профессиональной сфере. Опрос, проведенный ФОМ, показал следующее: отвечая на вопрос «У большинства учителей там, где вы живете, зарплата выше или ниже среднего уровня зарплат в вашем регионе? Или зарплата учителей примерно такая же, как средняя зарплата в вашем регионе?», 37% россиян сделали предположение, что зарплата учителей ниже средней по региону, 23% считают, что зарплата учителей соответствует средней по региону, 32% затруднились с ответом на данный вопрос5.
Как следствие, представление о статусе профессии и оплате труда данной профессиональной группы несомненным образом сказывается на привлекательности профессии для молодежи и на желательности данного профессионального выбора взрослыми для своих детей с позиции перспективности.
Таблица 2
Рейтинг профессий с точки зрения перспективности по 5-балльной шкале
Распределение ответов на вопрос «Если у вас есть (были бы) подрастающие дети, внуки, какую профессию, род занятий вы бы для них пожелали, а какую - нет?»_
2010 г. 2013 г.
Врач 3,90 3,74
Предприниматель 3,51 3,72
Работник государственных органов, адми- 3,54 3,69
нистрации
Ученый 3,30 3,34
Политик 2,73 3,11
Журналист 3,08 3,06
Военнослужащий 2,74 2,96
Полицейский 2,38 2,73
Учитель 2,67 2,57
Священнослужитель 2,08 2,25
Одной из характеристик социально-профессиональной группы учителей является ее феминизация. В марте-июне 2013 г. автором статьи было проведено исследование6, направленное на изучение учителей как социально-профессиональной группы (на примере учителей московских школ). Чтобы узнать, почему мужчин в данной профессии не так много, был задан открытый вопрос на эту тему. Так, 50% респондентов отметили, что причина данного явления в том, что профессия учителя не престижна в современном российском обществе, а мужчине важно иметь престижную работу, высокий общественный статус. Также, по мнению респондентов, работа должна приносить достаточное количество средств, для того чтобы обеспечить семью. 60% респондентов высказывались о том, что мужчины реже выбирают профессию учителя именно потому, что она низкооплачиваемая. Так, мужчина 38 лет со стажем работы до 20 лет пишет: «Учитель-мужчина с трудом способен обеспечить семью». С этим мнением согласно и большинство респондентов.
Еще одной из причин, которую отметили 20% респондентов, является то, что женщина от природы обладает навыками воспитания и материнским инстинктом, она традиционно занимается воспитанием детей, в отличие от мужчины. Девушка 24 лет с опытом работы до 3 лет пишет: «Воспитанием издревле занимались женщины», ее поддерживает и женщина 54 лет: «Традиционно женщина воспитывала детей, а мужчина содержал семью, поэтому женщины идут в педагогику чаще». Говоря об особых навыках, которыми женщины обладают в отличие от мужчин, многие респонденты (15%) отметили, что для профессии учителя у женщин больше терпения и это облегчает их работу с детьми. Женщина 45 лет пишет: «Женщинам проще контактировать с детьми, они более терпимы, легче прощают чужие недостатки, более гибки в психологическом плане», ее мнение также подтверждает девушка 22 лет: «Наверное, женщины более терпимы к детям, их порой не совсем примерному поведению, нежели мужчины. Возможно, срабатывает материнский инстинкт». Еще 5% отметили, что многие женщины работают учителями из-за своих детей, так, женщина 44 лет со стажем работы более 20 лет пишет: «Женщины часто "приходят" в школу со своими детьми». Это действительно нередкое явление, поскольку так можно обеспечить место ребенку в хорошей школе и быть уверенной в качестве его образования.
Таким образом, мужчины реже выбирают профессию учителя по той причине, что они (по их мнению) не обладают некоторыми специфическими навыками и характеристиками, присущими только женщинам, что облегчает им работу в школе. Также мы видим,
что профессия учителя недостаточно престижна и приносит малый доход по сравнению с другими профессиями, что также отталкивает мужчин от этой работы, так как в большинстве семей мужчина -это кормилец, следовательно, он должен получать достаточные для этого средства.
Что касается возрастных характеристик данной социально-профессиональной группы, анализ данных регионального российского исследования социально-профессиональных характеристик учительства, опубликованного в 2011 г., показывает следующую возрастную дифференциацию: «62,7% учителей общеобразовательных школ - старше 40 лет, причем почти треть всех педагогов - старше 50 лет. Учителей до 30 лет оказалось 13,5%»7. Такие результаты выявляют серьезную проблему российского школьного образования - это старение кадров и низкий уровень их обновления, так как малое количество выпускников педагогических вузов идет работать по специальности - учителями школ.
Важно сказать, что старение педагогических кадров влияет на их профессиональную мобильность, снижает конкурентоспособность, создает социально-психологические установки на неприятие инноваций в учебно-воспитательном процессе, а также проявляется в снижении трудовой активности. Данные факторы в целом снижают конкурентоспособность не только самих кадров, но и всей системы школьного образования.
По данным федеральной службы государственной статистики, заработная плата работников общего образования в среднем по Российской Федерации в I квартале 2013 г. составила 25 672 руб. А по данным Минобразования и науки РФ, среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования во II квартале 2013 г. выросла по сравнению с I кварталом на 25,5 % и составила 32,2 тыс. руб. В первом полугодии 2013 г. целевое соотношение среднемесячной заработной платы педработников общего образования к среднемесячной заработной плате в среднем по Российской Федерации составило 100,6 %. Между тем остаются регионы, в которых зарплата учителей не превышает 15-20 тыс. руб.
По результатам авторского исследования, которое проводилось в Москве, где уровень жизни и соответственно требования к уровню заработной платы значительно выше, чем в регионах, заработная плата опрошенных учителей значительно превышает 15 тыс. руб. Большинство респондентов получают зарплату от 40 до 50 тыс. руб. (62%), еще 15% получают свыше 50 тыс. руб., 4% опрошенных - до 30 тыс. руб. и 19% зарабатывают от 30 до 40 тыс. руб. (что говорит о том, что заработная плата учителей в Москве
в 2-3 раза выше, чем по стране). Фактически все 4% респондентов, которые зарабатывают до 30 тыс. руб., - это учителя в возрасте 22-27 лет, имеющие стаж работы меньше 5 лет8.
Статусное положение профессии в обществе влияет на социальное самочувствие занятых в этой сфере работников. По данным авторского исследования, практически половина опрошенных отметили, что «абсолютно довольны» своей работой, - это 48% респондентов, но доля тех, кто неуверенно ответил на этот вопрос, сказав, что «скорее доволен» своей работой, также велика - 45%, и еще 5% учителей «скорее не довольны» своей работой и видят в ней много недостатков. Важно отметить, что среди абсолютно довольных своей работой учителей половина - это респонденты в возрасте до 26 лет со стажем работы до 5 лет, в то же время большинство тех, кто видит множество недостатков в своей работе, - это учителя в возрасте 45-55 лет. Это говорит о том, что, только придя в профессию, молодые учителя не видят в ней такого множества недостатков, трудовая деятельность для них - это возможность заняться чем-то новым, в отличие от людей, стаж работы которых в одной профессии составляет свыше 20 лет.
Для полноты нашего анализа важно выявить, что влияет на уровень удовлетворенности своим трудом у современных учителей. Полученные данные условно можно разделить на следующие группы: «творческий характер деятельности» - 31% ответов; специфические характеристики профессии: «гарантированная заработная плата» - 26% ответов, «длинный отпуск» - 25, «режим труда» - 6%. Были и те, кто выделил как фактор удовлетворенности работой, ближайшее окружение, т. е. «коллег» - 11% и «учащихся» - 5%. Всего 1,2% респондентов отметили общественный престиж профессии в качестве того, что является привлекательным в работе учителя.
Данные авторского исследования подтверждаются результатами масштабного всероссийского исследования9, проведенного в 2008-2009 гг., в котором основными факторами удовлетворенности являются: возможность творческой самореализации (44%), большой отпуск (36%) и удобный график работы (20%). Важно отметить, что по России также высоко ценятся возможность учить и воспитывать детей (44%) и возможность передавать детям свои жизненные взгляды (28%).
Результаты проведенных исследований показывают, что учителя демонстрируют высокую степень удовлетворенности разными аспектами своего труда. Привлекательность профессии учителя для них, прежде всего, связана с творческими условиями работы,
самовыражением, гарантируемыми условиями труда, пониманием социальной значимости своей профессии.
Основным фактором неудовлетворенности трудовой деятельностью, по мнению респондентов, является недооценка значимости труда учителя в обществе, что говорит о низком престиже профессии. Так, в ответах в авторском исследовании на вопрос «Считаете ли Вы профессию учителя престижной?» 24% респондентов выбрали ответ «Скорее нет», а 48% - «Совершенно точно нет, профессия учителя не является престижной».
В авторском исследовании задавались и косвенные вопросы, которые помогают выявить отношение учителей к своей профессии, например: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети тоже выбрали профессию учителя?» Большинство респондентов (38%) «скорее не хотят», чтобы их дети тоже выбрали профессию учителя, при этом еще 36% опрошенных «категорически против этого». Таким образом, мы наблюдаем ситуацию, при которой сами учителя (в данном исследовании принимали участие только учителя общеобразовательных школ г. Москвы) оценивают престиж своей профессии еще ниже, чем общество в целом. Социальная привлекательность и престиж профессии учителя за последние годы достигли предельно низкого уровня, в том числе и в оценках самих специалистов этой сферы. Несмотря на заявления политиков о повышении престижа профессии (например, в заявлениях Помощника Президента РФ А. Фурсенко)10, в России очевидна нехватка квалифицированных педагогических кадров, в то же время очевидна и непривлекательность данной профессии для молодежи.
Вне всяких сомнений, государству, осознавшему необходимость повышения статуса работников системы образования, необходимо не только принимать меры по повышению системы оплаты труда, но и вести целенаправленную деятельность по улучшению имиджа учительской работы. Престиж профессии учителя будет напрямую зависеть от престижа образования в обществе, положения дел в системе образования на всех ее уровнях.
Примечания
1 См. подробнее: Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2.
2 См. подробнее: Профессия «учитель»: положение педагогов на рынке труда [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения обще-
ственного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114530 (дата обращения: 10.09.2013).
3 См. подробнее: Три четверти россиян считают: учитель должен не только учить [Электронный ресурс] // Фонд Общественное Мнение. URL: http://fom.ru/obshchestvo/10659 (дата обращения: 10.09.2013).
4 Современный учитель: образ профессии [Электронный ресурс] // База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d084022 (дата обращения: 10.09.2013).
5 Мониторинг социальных задач: повышение зарплаты учителям [Электронный ресурс] // Фонд Общественное Мнение. URL: http://fom.ru/ obshchestvo/10936 (дата обращения: 10.09.2013).
6 Авторское исследование «Учителя как социально-профессиональная группа». Проведено в марте-июне 2013 г. Метод исследования - анкетный опрос. Выборка гнездовая. Объем выборки - 300 учителей (без возрастных ограничений) общеобразовательных школ г. Москвы.
7 Красова Е.Ю. Социально-профессиональные характеристики учительства (социологический анализ) // Электронный научно-культурологический журнал. 2011. № 4. С. 3.
8 По данным авторского исследования «Учителя как социально-профессиональная группа».
9 Социально-профессиональный портрет педагога: Науч. докл. / И.И. Соколова, Н.М. Александрова, А.С. Мищенко [и др.]. СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009. С. 7.
10 См. подробнее: Престиж профессии учителя в России растет [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/ society/20130409/931668812.html (дата обращения: 10.09.2013).