УДК 159.9
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА: СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Небольсин Юрий Александрович, аспирант кафедры акмеоло-гии и психологии профессиональной деятельности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: gmikhaylov@mail.ru
АННОТАЦИЯ
Разработка системы информационно-психологического сопровождения деятельности, направленной на повышение престижа профессии психолога. Обоснование системной организации престижа профессии психолога. Система информационно-психологического сопровождения деятельности повышения престижа профессии психолога, включающаяй следующие подсистемы: мониторинга, формирования позитивного имиджа профессии психолога, обеспечения информационной известности, повышения качества подготовки профессиональных психологов, развития профессионализма профессиональных психологов. Функциональные связи в системе.
Ключевые слова: психология, престиж профессии «психолог», система, система информационно-психологического сопровождения повышения престижа профессии психолога
Результаты теоретико-методологического анализа проблемы престижа профессии психолога, а также исследований с различными группами респондентов [6; 7], их обобщение, психолого-акмеологические модели престижа создали необходимые предпосылки для разработки практических действий. Исходным положением является установленный на эмпирическом уровне факт, что в настоящее время престиж профессии психолога в нашей стране не высок. Такое положение дел не может удовлетворять российское психологическое сообщество, потому что психологам хорошо известны многие острые актуальные проблемы жизнедеятельности людей и их взаимодействий, которые невозможно решить, опираясь на обыденные представления. Психологическое сообщество осознаёт возможности психологической науки и профессиональных психологов в решении имеющихся актуальных проблем, а также тот практический социальных эффект, который даст их решение.
В проведённом исследовании выявлены основные причины, обусловливающие такой уровень престижа. Эти причины носят характер научных и практических проблем, тесно связанных между собой, причём данные связи являются функциональными, взаимно обусловливающими. Из этого следует, что престиж профессии психолога — целостный объект (явление), имеющий составные части (проблемы), связанные между собой функционально прямыми и обратными связями. Таким образом, можно констатировать, что престиж профессии психолога можно рассматривать как систему и для его изучения и повышения уровня можно использовать возможности системной методологии.
Полученные в теоретическом и эмпирическом исследовании результаты позволяют дать общее описание системных свойств престижа профессии психолога в решении проблемы его повышения. Цель такой системы — высокий уровень престижа профессии.
Системообразующим фактором может являться образ профессионального психолога, достигшего вершины в своём развитии, некий личностный эталон профессиональных, социальных и индивидуальных достижений. Системообразующим фактором может быть
и принятый стандарт профессионализма личности и деятельности психолога. В данной акмеологической системе профессиональный психолог рассматривается, как субъект продуктивного личностно-профессионального развития, как объект воздействий и самовоздействий в процессе личностно-профессиональных изменений. Структурными компонентами или подсистемами акмеологической системы являются подсистемы продуктивного решения проблем.
При ориентации на системную методологию мы исходили также из того, что престиж профессии психолога сам по себе не повысится. Для его повышения нужны комплексные меры целенаправленного и координированного характера. Эти комплексные меры можно рассматривать как направления деятельности по повышению престижа профессии психолога. По своему содержанию они являются информационно-психологическими. Таким образом, необходима разработка системы информационно-психологического обеспечения деятельности по повышению престижа профессии психолога.
Ориентация именно на систему информационно-психологического обеспечения необходима потому, что ряд проблем, связанных с повышением престижа профессии, должен решаться другими организационными системами (изменение профессиональной подготовки психологов, формирование информационной политики по отношению к психологии и психологам). Однако важно, чтобы эти организационные системы имели обоснование для изменений, научную фактологическую базу. Для этого создаётся система информационно-психологического обеспечения. При этом целесообразно использовать опыт создания таких систем в политической деятельности и при проведении избирательных кампаний (Попов А.С., Пронина Б.В., Федоркина А.П. и др.). Предполагается, что цели системы полностью соответствуют целям дальнейшего развития психологической науки, а также интересам профессиональных психологов.
Обобщение результатов исследований позволило разработать систему информационно-психологического сопровождения деятельности по повышению престижа профессии психолога. Представим её лингвистическое описание. Как организационная структура она представляет собой координационную систему, обеспечивающую информацией другие подсистемы и способствующую их согласованному взаимодействию. Эта система должна включать следующие взаимосвязанные подсистемы:
1. Подсистема мониторинга престижа профессии психолога. Мониторинг представляет собой форму отслеживающего контроля состояния и изменения сложных объектов.
Подсистема мониторинга должна состоять из следующих компонентов:
— эталонов, с которыми осуществляется сравнение (в нашем случае это желаемый уровень престижа профессии психолога);
— текущих характеристик объекта и средств их измерения (в нашем случае это реальный уровень престижа профессии психолога);
— механизма сравнения и прогнозирования.
Результатом мониторинга должен стать рейтинг престижа профессии психолога, соотносимый с рейтингами престижа других профессий.
Рейтинговое оценивание бывает двух видов:
— на основе массовых опросов;
— на основе экспертного оценивания.
Рейтингом престижа профессии психолога могут быть разные показатели:
— количество людей, которые высоко оценивают психологию и деятельность профессиональных психологов;
— количество людей, которые обратились бы за помощью к психологу;
— уровень и особенности позитивного внимания со стороны СМИ (количество обращений, контент-анализ);
— количество зрителей или слушателей передач СМИ, в которых принимают участие профессиональные психологи;
— индекс цитируемости психологов в СМИ и в «народе»;
— количество позитивных откликов на профессиональные достижения психологов;
— количество сфер профессиональной деятельности, в которых успешно работают психологи;
— степень влиятельности психологов и др.
2. Подсистема формирования позитивного имиджа профессии психолога и PR-сопровождения информации о профессии. PR-сопровождение информации о профессии психолога необходимо осуществлять через средства массовой информации с использованием PR-технологий1.
Формирование позитивного имиджа профессионального психолога следует осуществлять путём ознакомления профессиональных психологов, особенно выступающих в СМИ, с PR-моделями эффективного персонального имиджа. Следует также провести исследования по проблеме имиджа профессии психолога с разработкой и внедрением научно-практических рекомендаций по улучшению его имиджа.
3. Подсистема обеспечения информации о профессии психолога (информационной известности). Функционирование этой подсистемы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
— увеличение объёма общедоступной информации о науке «Психология», её направлениях, проблематике, задачах, достижениях, их научной и практической значимости; целесообразно написание цикла книг для широкой аудитории по психологии2;
— увеличение объёма широко адресной информации об отечественных и зарубежных психологах, добившихся выдающихся научных и практических результатов (книги, рубрики в печатных изданиях, телевизионные передачи и пр.);
— увеличение объёма широко адресной информации о практической значимости психологии, о необходимости обладать психологическими знаниями и умениями в разных сферах профессиональной деятельности — управлении, бизнесе, рекламе, политике, образовании, торговле, военном деле; доказательство связи этих знаний с эффективностью и профессионализмом в данных профессиональных сферах3;
4. Подсистема повышения качества подготовки профессиональных психологов. Задачи подсистемы: разработка предложений по улучшению качества подготовки профессиональных психологов в высших учебных заведениях, особенно в негосударственных образовательных учреждениях. Одно из направлений — внедрение акмеологических идей в практику подготовки профессиональных психологов, создание в высших учебных заведениях акмеологической среды подготовки специалистов4. Другое направление — внедрение идеи полипрофессиональной компетентности (внутрипрофессиональной и межпрофессиональной) в практику подготовки профессиональных психологов. Целесообразно разработать систему переподготовки профессиональных психологов для работы в области государственного и муниципального управления, менеджмента, политического управления, средств массовой информации и других сферах практической деятельности.
5. Подсистема развития профессионализма психологов и их профессиональной карьеры. Задачи подсистемы: разработка психолого-акмеологических моделей профессионализма личности и деятельности, выступающих ориентирами в развитии профессионализма. Необходима также разработка типовых проектов профессиональной, должностной и смешанной карьеры для профессиональных психологов.
Представленное описание системы информационно-психологического сопровождения деятельности по повышению престижа профессии психолога может стать основой разработки соответствующей программы.
1 Зазыкин В.Г., Мельников А.П. Психология «паблик рилейшнз». М.: Элит, 2008 и др.
2 Рабочие названия «Знакомьтесь: психология», «Психология в вопросах и ответах», «Занимательная психология» и пр.), целесообразно также переиздание известных работ К.К. Платонова, Б.М. Теплова, Р.М. Грановской и др.;
3 Возможно написание серии работ с названиями «Психология для предпринимателей», «Психология для работников кадровых служб», «Психология для ...» и др.
4 Деркач А.А., Зазыкин В.Г. От подготовки специалистов — к подготовке профессионалов // Профессиональное образование. Столица. 2013. №11. С.10-12.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Бондаренко Т.А. Престиж профессии и стереотип восприятия сотрудника ФСИН // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №1 (28). С. 8-9.
[2]. Войтович В.К. Динамика престижа и привлекательности профессий. Киев: Наукова думка, 1989.
[3]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. От подготовки специалистов к подготовке профессионалов // Профессиональное образование. 2013. №11. С.10-12.
[4]. Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Введение в акмеологию. Иваново: ИФ РАНХ и ГС, 2013.
[5]. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008.
[6]. Небольсин Ю.А. Феномен престижа профессии в психологии и акмеологии (к постановке проблемы) // Акмеология. 2014. №3. С.143-147.
[7]. Небольсин Ю.А. Психолого-акмеологическое исследование проблемы престижа профессии // Акмеология. 2014. Специальный выпуск. №3-4.
[8]. Пронина Ю.В. Система информационно-психологического сопровождения деятельности политических партий. М.: МААН, 2011.
THE INFORMATIONAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT SYSTEM FOR INCREASING PRESTIGE OF THE PSYCHOLOGIST'S
PROFESSION
Yuriy A. Nebolsin, Post-graduate student, the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84, Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia, gmikhaylov@mail.ru
ABSTRACT
The article is devoted to the development of the informational and psychological support system for the activity directed to increasing the prestige of psychological profession. The system organization of psychological profession prestige is introduced. The content of the information and psychological support system to increase the prestige of psychological profession is proved; this system includes the following subsystems: monitoring, creating positive image of the psychologist's profession, the guarantee of publicity, raising the professional psychologists' training quality, development ofprofessional features for psychologists'competence. Functional links within this system are described.
Key words: psychology, prestige of psychological profession, system, system of informational and psychological support for increasing the prestige of psychological profession.
REFERENCES
[1]. Bondarenko T.A. Prestizh professii i stereotip vosprijatija sotrudnika FSIN // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2007. №1 (28). S. 8-9.
[2]. Vojtovich V.K. Dinamika prestizha i privlekatel'nosti professij. Kiev: Naukova dumka, 1989.
[3]. Derkach A.A., Zazykin V.G. Ot podgotovki specialistov k podgotovke professionalov // Professional'noe obrazovanie. 2013. №11. S.10-12.
[4]. Zazykin V.G., SmirnovE.A. Vvedenie v akmeologiju. Ivanovo: IF RANH i GS, 2013.
[5]. Zeer Je.F. Psihologija professij. M.: Akademicheskij proekt, 2008.
[6]. Nebol 'sin Ju.A. Fenomen prestizha professii v psihologii i akmeologii (k postanovke problemy) // Akmeologija. 2014. №3. S.143-147.
[7]. Nebol'sin Ju.A. Psihologo-akmeologicheskoe issledovanie problemy prestizha professii // Akmeologija. 2014. Special'nyj vypusk. №3-4.
[8]. Pronina Ju.V. Sistema informacionno-psihologicheskogo soprovozhdenija dejatel'nosti politicheskih partij. M.: MAAN, 2011.