I Б
г;
. РДЦИР
__ ГАЗЕТА
ПртДОНи. А ра&апг
время ипарла
НЛ?Д ну
.пГЧ^'1
Л
ПРЕССА О НАС
«Народная газета» (Республика Беларусь), 26 мая 2006 года
АССАМБЛЕЯ ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТУ
В Минске открылось седьмое заседание Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, в котором принимают участие руководители парламентов государств -членов ЕврАзЭС.
В повестке дня работы Ассамблеи - широкий круг актуальных для Сообщества вопросов, в том числе разработка общего таможенного законодательства. Как отметил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Беларуси по международным делам и связям с СНГ Анатолий Красуцкий, это является приоритетной задачей ЕврАзЭС. В постоянных комиссиях МПА были также рассмотрены проект концепции Основ налогового законодательства государств ЕврАзЭС, рекомендации по гармонизации законов в сфере инвестиционной деятельности, Торговый кодекс, типовые законопроекты о службах занятости, противодействии легализации преступных доходов, здравоохранении. Парламентарии ЕврАзЭС обсудили вопросы о признании документов об образовании, об унификации уголовных и административных законодательств, о реализации решений Суда Евразийского экономического сообщества.
Руководители Национального собрания Беларуси провели ряд встреч со своими коллегами из парламентов стран, входящих в ЕврАзЭС. Председатель Палаты представителей Беларуси Владимир Коноплев заявил в ходе беседы с председателем Сената Парламента Казахстана Нуртаем Абы-каевым, что визит казахстанской делегации в Беларусь «послужит сильным толчком для дальнейшего, еще более тесного сотрудничества во всех областях». Владимир Коноплев встретился также с заместителем председателя нижней палаты Парламента Таджикистана Убайдулло Давлато-вым. Председатель Палаты представителей поблагодарил таджикских парламентариев за поддержку Беларуси на международном уровне.
У журналистов к спикерам всегда есть вопросы.
В ходе работы Аассамблеи запланировано обсуждение поправок в программу законотворческой деятельности МПА на 2006 год и перспектив развития ЕврАзЭС.
«Парламентская газета», 29 июня 2006 г.
В ЕДИНСТВЕ ЗАКОНОВ - СИЛА
Председатель Государственной Думы России Борис Грызлов, оценивая итоги состоявшегося в конце мая в Минске седьмого пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, подчеркнул, что оно прошло на фоне совершенствования деятельности этой структуры и углубления интеграционных процессов в реальном секторе экономики. Последнее особенно важно, поскольку по сути все межправительственные и межпарламентские организации в СНГ для того и создаются, чтобы реально способствовать росту экономики и благосостояния населения в наших странах.
В чем конкретно заключается совершенствование деятельности Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС?
На этот и другие вопросы корреспондента «Парламентской газеты» отвечает Ответственным секретарь МПА ЕврАзЭС Петр Зверев:
«До недавнего времени мы создавали модельные законы для государств - членов ЕврАзЭС. К сожалению, модельные законы носят рекомендательный характер и необязательны для исполнения. Они не дают экономикам наших стран того единого правового пространства, работа на котором более эффективна и к которому мы стремимся. Образно говоря, сегодня мы заканчиваем играть по разным правилам. Так, в разнобой, в экономике действовать нельзя - воз, как у лебедя, рака и щуки, не сдвинется с места. Экономика требует четко определенных, единых правовых подходов и дей-
Пресса о нас
Внимательно и заинтересованно слушаем...
1
...и активно дискутируем.
ствий. Убедившись в том, что рекомендательный, а не обязательный характер документов тормозит развитие государств, президенты и парламенты наших государств поручили нам перейти к разработке Основ законодательств, то есть законов прямого действия. Они позволят существенно облегчить решение многих задач, которые тормозятся сейчас из-за различия в национальных законах. От настоящей интеграции выиграют простые люди наших стран. К этому и стремится МПА ЕврАзЭС».
Какие приоритетные задачи стоят перед ЕврАзЭС?
«Главные направления развития ЕврАзЭС названы. Прежде всего, это создание единого таможенного пространства. Без него наладить что-либо общее в наших экономиках невозможно. Другим приоритетом признано создание Транспортного союза. Госу- ^ дарства - члены ЕврАзЭС в силу своего ге-
ографического положения обладают значительным транзитным потенциалом. Однако сейчас этот потенциал в полном объеме не реализован. Например, объем товарооборота между странами Азии и Европы составляет около 500 млн долларов, но через территорию стран ЕврАзЭС перемещается всего 1,5 процента этого товаропотока. Согласовав и выработав единые подходы к таможенным правилам и транспортным тарифам, можно будет весь этот поток развернуть и перемещать через страны ЕврАзЭС. И не случайно на последней встрече в Минске белорусский президент Александр Лукашенко высказал пожелание, чтобы единые подходы разрабатывались ускоренными темпами. Он привел пример с покупкой зерна в Казахстане. Пока зерно перевозят через Россию в Белоруссию, цена на него увеличивается так, что его выгоднее закупать других странах. Таким образом, только из-за транспортных тарифов, существующих в России, проигрывают три страны.
Мы порой не столько привлекаем, сколько отпугиваем своей непродуманной транспортной политикой. Это касается не только стран ЕврАзЭС. Обратите внимание: никто практически нашим транспортом не возит Государства Прибалтийского региона, немцы, итальянцы в полной мере используют наши недостатки и осуществляют транзит наших товарных потоков через свои государства».
Чем это можно объяснить?
«Российские тарифы очень высокие, тем не менее при наших налогах российские перевозчики едва сводят концы с концами. Это касается и новой техники, которую использовать невыгодно. Налог на имущество такой, что лучше работать на технике энергоемкой и малопроизводительной, которая имеет нулевую остаточную стоимость. Но автотранспортные перевозки - не самый красноречивый пример. А как быть предприятиям, которые работают с «длинными деньгами», то есть имеют долгий производственный цикл? Возьмем авиапром. Там очень «длинные деньги». Получается, что мы неконкурентоспособны по определению. Доля стоимости перевозок в себестоимо-
сти товара во всем мире составляет не более 6-8 процентов, у нас же -10, 15 и даже 30 процентов. Та же ситуация с энергоносителями. В них ее доля должна быть на уровне 5-7 процентов, но у нас она порой зашкаливает за 40. И это в стране, которая эти ресурсы добывает! Конечно же, с этим мириться нельзя. ЕврАзЭС и создано для этой цели - сделать так, чтобы государства Сообщества были не только привлекательными, но и конкурентоспособными на мировой арене».
Но возможно ли это - государства как близнецы?
Мы в ЕврАзЭС - разные государства. Это нормально. Но представьте себе, насколько проще работать при единых подходах к экономическим вопросам, по единым правилам и законам!».
«Парламентская газета», 30 июня 2006 г.
СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВСЕМ АЗИМУТАМ
Углубление интеграции и перспективы международной деятельности Евразийского экономического сообщества были в числе главных вопросов, рассмотренных на саммите глав государств - членов ЕврАзЭС, состоявшемся на днях в Минске.
Неотъемлемые части интеграции - создание единого таможенного пространства и увеличение транзитных перевозок - также были в спектре внимания руководителей государств. Предшествовала же этому обсуждению кропотливая работа парламентариев Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, готовивших законодательную базу для дальнейшего реального развития Евразийского экономического сообщества.
Вот несколько цифр, свидетельствующих о наработках этой структуры, в основу которой положены экономические интересы
всех входящих в нее стран, а целью является создание общего рынка. Унифицировано более 60 процентов таможенных тарифов, разработана система безвизового въезда и выезда граждан и беспрепятственного поступления в высшие учебные заведения. На государственном уровне уже признаются дипломы стран ЕврАзЭС, сокращены таможенные процедуры на внутренних границах. Для организации, возникшей сравнительно недавно, в 2000 году, хорошие показатели.
Сближение национальных законодательств продолжается, и накануне саммита в белорусской столице в ходе ХХ1Х заседания Интеграционного комитета ЕврАзЭС также рассматривались многие законотворческие вопросы, в том числе связанные с созданием Единого таможенного пространства и увеличением транзитных грузоперевозок.
«Санкт-Петербургские ведомости», 3 июля 2006 г.
ВСТРЕЧА БЫВШИХ ОДНОКЛАССНИКОВ
К обсуждению Болонской декларации с ее сближением образовательных стандартов уже привыкли. А тем временем в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце о создании единого образовательного пространства говорили представители государств - членов Евразийского экономического сообщества. Уровень собравшихся - от руководителей вузов до заместителя министра.
Бывшие советские республики, а ныне государства - члены ЕврАзЭС, а также страны - наблюдатели (Украина, Республики Армения и Молдавия) сейчас похожи на бывших одноклассников, которых однажды раскидали по разным спецшколам. А потом обнаружилось, что бывшим одноклассникам все равно придется работать на одном предприятии.
Международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития». Преподавать и обучать - дело трудное. Поэтому в основном... женское.
С одной стороны, корни образования у всех стран - членов сообщества одни, принцип и цели - тоже; в конце концов, сколько лет за одной партой сидели. Но за полтора десятилетия, что бывшие республики существуют врозь, появились «расхождения в требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников, в перечнях профессий и специальностей».
Уважают ли в российском вузе аттестат выпускника из Таджикистана? Верят ли в белорусской фирме диплому специалиста из Киргизии? И так далее.
Даже понятие системы образования в странах ЕврАзЭС разное, что уж говорить о составных частях той системы. Например, в России образование включает в
себя 7 ступенек: дошкольное и общее; начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное; а также дополнительное образование. А в Белоруссии есть еще внешкольное и профессионально-техническое. В республике, как сказал Михаил Вишневский, первый проректор Мо-гилевского госуниверситета им. А.А. Кулешова, воспитание скоро будет рассматриваться как объект правового регулирования. (Воспитывать в соответствии с некими стандартами - это для нас, согласитесь, неожиданно.) В систему образования в Республике Казахстан, помимо того, что есть в России и Белоруссии, входит «семейное воспитание» и «повышение квалификации».
Самые большие расхождения, как отметили участники встречи, - в системе высшего и послевузовского образования. В Киргизстане вам не удастся стать аспирантом или кандидатом наук - просто потому, что там эти ступеньки упразднены. А в Таджикистане нет формулировок «дипломированный специалист» или «специалист с высшим образованием».
И типы высших учебных заведений у стран ЕврАзЭС разные. Правда, у всех имеются институты, академии и университеты, но в остальном расхождения: в России в систему высшего образования входят также аспирантура и докторантура, в Белоруссии - колледж, в Казахстане - завод-втуз, в Киргизской Республике - консерватория и колледж. И вообще закон о высшем образовании есть только в России.
Что у нас общего - так это то, что доступность образования снижается; при подготовке кадров мало учитываются потребности рынка труда; растет нехватка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих; практически не действует конкурентный рынок; спрос на высшее образование превышает предложение, и, как следствие, плодятся вузы в основном негосударственные и вовсе необязательно с замечательным уровнем преподавания.
Формировать общее образовательное пространство, как считают участники форума, нужно - потому что общий рынок товаров, услуг и капитала требует, скажем так, одного (высокого) уровня специалистов.
...Доверяй - но проверяй, естественно. Чтобы вузы разных стран доверяли друг другу, необходима экспертиза. И кто ее будет проводить? Например, Инесса Таруси-на, завкафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью Невского института языка и культуры, заметила, что хорошо бы поручить экспертизу вузов не только госструктурам, но и коллективам независимых профессионалов.
Кроме того, как и в случае с Болон-ским процессом, многие относятся к слову «стандарт» осторожно. «А всегда ли хороши стандарты в воспитании и образовании? И обязательно ли должно быть все одинаково?» - спрашивает Татьяна Масло-ва, проректор по развитию и качеству образования Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета.
Отдельное заседание было посвящено образованию для инвалидов. Александр Станевский, директор Центра профессиональной реабилитации инвалидов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, отметил, что у нас люди с ограниченными возможностями «не имеют особого статуса как субъекты образовательной деятельности», т.е. если государство и оказывает инвалиду «образовательную услугу» (скажем, бесплатно обучает), то эта услуга все равно не «реабилитационная», т.е. особенно не учитывается, что ученик нездоров. В то же время на Западе затраты государства на образование инвалида начинают окупаться уже через 7 лет в виде налога с работающего человека. В США так и говорят: превратим инвалида в налогоплательщика. И превращают
На общий для межпарламентских слушаний вопрос «Что делать?» (в смысле, что делать, чтобы устранять разногласия) участники ответили своими Рекомендациями, которые будут переданы в министерства образования. Рекомендаций масса, но главная - разрабатывать основы законодательства ЕврАзЭС об образовании (дабы сближать соответствующие законодательства государств сообщества).
Как сказала Ирина Ефимкова, заместитель начальника управления кадров Феде-
Пресса о нас
рального агентства по атомной энергетике (сфере, где все меняется очень быстро), не помешало бы разбираться с несоответствиями несколько поживее, чем это происходит сейчас. И, как нарочно, прозвучала реплика из зала: «Мы-то с вами встречаемся, общаемся - а встречались так же наши министры образования?». Все переглянулись - вопрос остался без ответа.
«Час пик», 11-17 октября 2006 г.
ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
На неформальном саммите руководителей государств Евразийского экономического сообщества в Сочи был выработан алгоритм ускорения формирования таможенного союза. Без этого союза тормозится движение к единому экономическому пространству. В Таврическом дворце, где находится Секретариат Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, сейчас идет работа над унификацией таможенного законодательства государств ЕврАзЭС.
«Многие беды и проблемы - от недоговоренности, от того, что таможенники разных стран редко общаются друг с другом, -считает ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС Петр Зверев. - Контактов должно быть больше, тем более когда речь идет о государствах - членах ЕврАзЭС, вставших на путь интеграции. Однако радикальное решение проблемы - в формировании прочного таможенного союза. Этот процесс предполагает скоординированное движение государств курсом унификации внешнеторгового и таможенного законодательств, проведение согласованной пограничной политики. Другими словами, по пути к будущему без внутренних таможен. Этого с учетом разного уровня развития и положения, интересов
и возможностей наших стран просто так, без поиска механизмов согласования интересов и соответствующих форм сотрудничества, не достичь. Но другого пути нет, и нынешним летом на неформальном саммите глав государств ЕврАзЭС в Сочи был определен алгоритм ускорения этой работы: сначала таможенный союз создается ведущей «тройкой» - близкими по параметрам социально-экономического развития Белоруссией, Казахстаном, Россией, затем по мере готовности к ним присоединяются остальные страны Сообщества - Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Определены сроки поэтапной подготовки пакета документов, необходимых для формирования правовой базы Таможенного союза, и уже началась деятельность рабочей группы по подготовке документов».
Начинается с экономики
Интеграция - процесс возникновения нового целого из разрозненных частей -стала глобальной тенденцией современного мира. Говоря об интеграции в сфере международных отношений, обычно имеют в виду интеграцию в экономике. В этом случае ряд государств создают некое объединение, внутри которого действуют правила, одинаковые для всех его членов, включая и правила для их экономик.
Заседание Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС
по экономической политике,
Улыбка серьезному обсуждению не помеха.
Интеграция - не европейский феномен, но заслуги европейцев в том, что они правильно разобрались, с чего начинать - с экономики. Страны Европы, пострадавшие от войны, по историческим меркам достаточно быстро существенно подняли жизненный уровень. Трудно преувеличить в этом роль торговли, торгового товарооборота между государствами. Поэтому улучшение деятельности таможенной службы, совершенствование таможенных отношений (вплоть до полного отказа от внутренней таможни, как в том же Евросоюзе) чрезвычайно важно.
ЕврАзЭС тоже являет собой образчик экономической интеграции. Масштабные задачи Сообщества на этом пути были сформулированы еще в 1999 г в Договоре о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Он предусматривает поэтапное формирование единого экономического пространства. Цель первого этапа - завершение формирования ТС, при котором в странах Сообщества будет единая таможенная территория, общий таможенный тариф, режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, отсутствие внутренней таможни.
Вперед. Но с разной скоростью
В спорте существует понятие «гандикап». С его помощью можно устраивать честные соревнования среди разных по каким-то параметрам участников (например, гоночный автомобиль с более мощным двигателем выпускают на трассу позже других). В экономике, конечно, все сложнее, но принцип «экономического гандикапа» в данном случае представляется наиболее приемлемым. Экономики Киргизии и Таджикистана сегодня слабее, чем экономическая мощь Казахстана или Белоруссии. Поэтому на дистанции построения ТС наиболее сильные идут вперед, к ним подтягиваются остальные.
Сделаны практически все основные «таможенные» шаги, необходимые для укре-
пления интеграционной целостности экономики Сообщества. Отменены таможенные пошлины во взаимной торговле на товары, происходящие с территорий входящих в ЕврАзЭС стран. Введен и успешно функционирует режим свободной торговли без изъятий и ограничений на основе двусторонних соглашений. Осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов по «стране назначения». Однако общий таможенный тариф сформирован только на 62% от товарной номенклатуры внешнетоварной деятельности Сообщества, поскольку этот процесс прошел в рамках лишь трех стран -Белоруссии, Казахстана и России.
«Вопрос формирования общего таможенного тарифа сегодня остается для Сообщества проблемным, - констатирует Петр Зверев. - Соглашение по этому вопросу содержит в основном механизм сближения национальных таможенных тарифов. Для функционирования таможенного союза необходимо, чтобы процент унифицированного таможенного тарифа был значительно выше, иначе мы столкнемся с неизбежными изъятиями и ограничениями в свободном перемещении товаров».
Решения саммита устраняют преграды на пути интеграции. При доброй политической воле государств ЕврАзЭС и помощи со стороны ведущей «тройки» остальным членам Сообщества (уже появилась идея создания своего рода «фонда сплочения» для финансирования проектов менее развитых стран) перспективы формирования ТС в рамках всего ЕврАзЭС вполне реальны.
Ключевое слово - «единый»
Недавно в Москве прошло заседание рабочей группы по подготовке пакета документов, необходимых для формирования ТС. В нем приняли участие представители ведомств ведущей «тройки», отвечающих за вопросы регулирования внешней торговли, торгово-экономических отношений с третьими странами, таможенного регулирования.
«Эта рабочая группа в дальнейшем будет курировать стратегические направле-
П р е с с а о н а с
ния подготовки документов по формированию правовой базы таможенного союза, -пояснил секретарь Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике Сергей Белоусов. - На заседании, на котором в соответствии с решениями саммита рассматривались итоги сравнительного анализа документов, детальному рассмотрению подвергли каждый пункт повестки дня. По такому деловому настрою можно судить однозначно: работа сводной группы и впредь будет далеко не формальной».
Были согласованы основные элементы ТС. В их названии главенствует слово «единый». Едины таможенный тариф; единый торговый режим в отношениях с третьими странами; единая таможенная территория и др. Формируется перечень документов, составляющих правовую основу ТС, и «дорожная карта» - документы, определяющие последовательность действий. Важнейшим кирпичиком правового фундамента ТС станут Основы таможенного законодательства ЕврАзЭС. В них должны быть закреплены унифицированные таможенные режимы, процедуры и правила. Основы таможенного законодательства позволят унифицировать национальные законодательства стран ЕврАзЭС на этапе построения ТС. После создания единой таможенной территории может быть принят Таможенный кодекс ЕврАзЭС, который установит единые правила таможенного регулирования.
В перерыве межпарламентских слушаний «Вопросы обеспечения формирования Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС». Снимок на память.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин подробно рассказал о том, что было и будет нового в его ведомстве.
«Парламентская газета», 16 ноября 2006 г.
ра межпарламентских слушаний Евразийского экономического сообщества в рамках Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.
ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ СБЛИЗИТ ГОСУДАРСТВА
Вопросы правового обеспечения формирования Транспортного союза, реализация транзитного потенциала стали главной темой состоявшихся вче-
Открывая слушания, Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов сказал, что Евразийское экономическое сообщество по географическому охвату «обладает серьезным потенциалом в связях между Европой и Азией», однако на долю ЕврАзЭС приходится низкая доля транспортных перевозок. Борис Грызлов отметил, что необходимо уделить особое внимание Транссибирской магистрали. «Это
усилит потенциал Евразийского экономического сообщества», - сказал он и подчеркнул, что Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС важно сосредоточиться на унификации транспортных и торговых экономических законов.
Выступая в рамках слушаний, министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил, что системно решить вопрос транспортной инфраструктуры поможет разработанная Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 г.
В ходе слушаний были выработаны рекомендации по созданию Транспортного союза, который включает разработку согласованного перспективного плана развития железнодорожного, автомобильного, водного транспорта и гражданской авиации, сближение подходов к формированию железнодорожных тарифов на пассажирские и грузовые перевозки, гармонизацию законодательной базы транспортной деятельности в государствах ЕврАзЭС, формированию налоговой политики, способствующей созданию благоприятного инвестиционного климата. Участники слушаний рекомендовали правительствам Сообщества ускорить присоединение государств - членов ЕврАзЭС к Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотской конвенции) в редакции 1999 г
ПРОБКИ
И ЧИНОВНИКИ ВЕЗДЕ ОДИНАКОВЫ
Проблемы городов-миллионников, как и эффективные способы их разрешения, универсальны. К такому выводу пришли участники научно-практической конференции «Законодательные и управленческие проблемы развития крупных городов», прошедшей в Санкт-Петербурге под эгидой Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества.
«Санкт-Петербургские ведомости», 20 апреля 2007 г.
Сама по себе тема конференции, открывшейся в Таврическом дворце, достаточно сложна: Милан, Санкт-Петербург и Шанхай - слишком разные города, не говоря уже о специфических мегаполисах среднеазиатских республик. Тем не менее, общих тем нашлось много. В крупных современных городах, будь они европейские или азиатские, одинаково существуют проблемы транспорта, благоустройства, организации здравоохранения и образования, вопросы, связанные с развитием управления и перспективами роста городов. Особо обсуждалась проблема подготовки кадров для управленческих структур. Представители города на Неве поделились опытом взаимодействия исполнительной и законодательной власти, успехами развития местного самоуправления, рассказали о пробле-махуправления экономикой.
В середине дня участники практической конференции ответили на вопросы журналистов. В ее ходе, в частности, подчеркивалось, что конференция, конечно, не решает практические вопросы. Однако сами контакты на таком уровне, несомненно, помогают находить общий язык и, анализируя достижения коллег, выбирать из их опыта нечто, подходящее для своей практики. Было сказано и о важности качественной законодательной базы, без которой невозможно управлять мегаполисом. А для создания такой базы совершенно необходимо, чтобы в законодательном собрании работали грамотные, серьезно образованные люди. Это, впрочем, в одинаковой мере относится и к тем, кто работает в исполнительных органах. Пока не будет стройной и неформальной системы учебы, об успехах управления говорить не придется. Вице-мэр Милана Андреа Маскаретти рассказал журналистам о проблемах развития города как метрополии и о главной задаче при этом - соединить городские законы с законами страны таким образом, чтобы они работали наиболее эффективно.
Пресса о нас
Кто-то из журналистов, не присутствовавших на утренних докладах, поинтересовался у синьора Маскаррети, сколько муниципальных образований в Милане и не намерен ли город, по примеру Санкт-Петербурга, довести их число до ста десяти. «В Милане - девять зон с численностью жителей от 180 тысяч до полумиллиона. В каждой из них - свой президент и свои законодательная и исполнительная власть. Этого вполне хватает для эффективного управления, и при этом, разумеется, не приходится раздувать штат чиновников».
Ректор Северо-Западной академии государственной службы Александр Горшков, как бы подводя итоги пресс-конференции, подчеркнул, что для нас особенно интересен опыт городов-побратимов Милана и Шанхая, где инновации обеспечивают рост и развитие городов, не разрушая их культурные и градостроительные традиции, где совершенствование управления обеспечивает реальный прогресс.
«Невское время», 3 мая 2007 г.
Приглашение представителей городов-милионников стран ЕврАзЭС, а также КНР и Италии Ответственный секретарь Ассамблеи Петр Зверев объяснил «давними тесными связями». А вице-мэр Милана Ан-дреа Маскаретти, который возглавлял итальянскую делегацию, и вовсе указал на то, что Милан, Шанхай и Санкт-Петербург являются городами-побратимами. Эти связи и родство городов придали заинтересованному обсуждению доверительности, и обмен опытом по ряду насущных проблем мегаполисов был наполнен многими полезными и поучительными подробностями. Так, интересный доклад представили на конференции представители КНР Специалисты муниципального права КНР рассказывали о своей действительно уникальной системе подготовки управленческих кадров. В частности, директор Департамента научных исследований Шанхайского административного института Го Цинсун поведал коллегам о том, что для обучения госслужащих в его
заведении применяются необычные разработки. Например, будущие мэры и главы комитетов городских администраций регулярно разыгрывают со специально нанятыми актерами ролевые сценки. Например: в приемной муниципалитета открытый конфликт - жильцы окрестных кварталов ворвались в здание и требуют ликвидировать стихийные свалки. Что при этом должен сделать грамотный управленец, какие слова подобрать и кого отправить за уборочной техникой - все это отрабатывается, анализируется и повторяется заранее.Так что, попав на рабочее место, новоиспеченный глава района с первых же минут готов брать на себя ответственность и решать реальные проблемы. При этом особой гордостью шанхайских ученых является система подготовки кадров, адаптированная к той или иной местности, а, следовательно, и к менталитету и населения,и исполнителей.
Наш журнал - всегда в числе важных документов.
По итогам конференции специалисты в искусстве управления мегаполисами составили ряд практических рекомендаций, которые будут предложены парламентариям государств - членов ЕврАзЭС, а также Италии и Китая.
«Российская газета», 31 мая 2007 г.
СМЕНА ВЛАСТИ В ЕврАзЭС
Занимавший должность председателя Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов передал вчера свои полномочия председателю Мад-жлиси Милли Маджлиси Оли Махмад-саиду Убайдуллоеву.
Вчера в Таврическом дворце Санкт-Петербурга свою работу по гармонизации законодательства продолжила Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС, в которой на днях закончился срок председатель-ствования России на заседаниях МПА. Борис Грызлов как представитель Российской Федерации на эту должность был избран 17 апреля 2005 г После него возглавить ассамблею должен был депутат от Республики Таджикистан. Все это было известно заранее, а передача полномочий стояла последним в списке обсуждаемых на заседании МПА ЕврАзЭС вопросов. Но обсуждение проектов модельных кодексов и законов было организовано так, будто депутаты ассамблеи подводили итоги. Итоги работы под председательствованием российской стороны.
Как отметил Борис Грызлов, подводя итоги работы Ассамблеи за два года, было проведено три пленарных заседания МПА ЕврАзЭС. На них рассматривались 62 во-
проса. 39 нормативных актов были приняты. «ЕврАзЭС, - подчеркнул на встрече с журналистами Борис Грызлов, - одна из наиболее перспективных международных организаций с огромным потенциалом». Так, в 2006 году товарооборот между странами ЕврАзЭС вырос более чем на 30 процентов, совокупный объем ВВП России и других государств Сообщества достиг 1,2 триллиона долларов. А это позволяет отнести ЕврАзЭС к десятке крупнейших интеграционных объединений в мире. Правда, стоит отметить, что на фоне глобальных экономических ассоциаций Европы и Северной Америки рынок Евразийской интеграции государств растет еще очень медленно. Эксперты указывают на целый ряд проблем. Например, МПА приняла пилотный проект транзита Урумчи - Брест (Китай - Белоруссия), который, с точки зрения логистики, оценивается достаточно конкурентоспособным даже морским перевозкам. Но экономически развитые международные организации пока сторонятся постсоветского пространства, и по территории стран Сообщества пока движется только 1 процент от транспортного потока Европы. Причина -таможенные, тарифные и долевые согласования. Члены ЕврАзЭС понимают, что все их нужно решить, но пока не могут договориться между собой. Сейчас, например, в рамках Сообщества готовится создание таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Но представители других стран считают, что если такой союз будет создан согласно представленным на обсуждение в МПА проектом порядка сорока документов (среди которых Таможенный, Торговый кодексы, целый ряд модельных законов), то страны, вошедшие в таможенный союз, обособятся от всего остального сообщества. Поэтому государства, которым еще только предстоит, по мере готовности, присоединиться к «передовой тройке», настаивают на более корректных формулировках и поправках, чтобы статьи документов не исключали расширения этого тройственного союза.
Новый председатель МПА ЕврАзЭС Мах-мадсаид Убайдуллоев пообещал продол-
жить работу, которую на посту председателя вел Борис Грызлов, то есть продолжать интеграцию государств Сообщества.
«Санкт-Петербургские ведомости», 8 июня 2009 г.
ЯМЩИК, НЕ ГОНИ
В седьмой раз в Санкт-Петербурге прошла трехдневная международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (главный организатор - Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС).
Адрес некоторых выступающих на конференции мог звучать и так: «Берлин, ФРГ, Ташкент, Республика Узбекистан» - немец Томас Люкс, дипломированный инженер, работает в Ташкенте - руководит немецким проектом «Региональная сеть обучения преподавателей».
Как всегда, конференция - возможность бывшим республикам СССР сверить показатели (в данном случае - в сфере образования) и попытаться подвести собственные системы образования к общему знаменателю, чтобы выпускник вуза одного евразийского государства, оказавшись в другом дружественном государстве, не остался без работы.
Конференция традиционно работала на двух площадках: в Парламентском центре на Шпалерной, где выступали в основном представители власти, и в Ленинградском госуниверситете им. А.С.Пушкина, где слово дали исключительно представителям наук - педагогических, экономических, исторических, технических и т.д. из России, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Украины.
Слово «инновация» звучало едва ли не в каждом докладе, однако было сказано и такое: если инновации совершенно оттеснят
Есть над чем задуматься.
На конференциях и других мероприятиях
МПА ЕврАзЭС докладчики выступают
не с отчетом об «успешно проделанной работе»
говорят о наболевших проблемах.
традиции, такая система долго не проживет И поскольку страна отмечала 210-летие со дня рождения Александра Сергеевича, а конференция проходила в университете его имени, был приведен довольно известный пример такой вот утраты традиций - когда первоклашки объясняют пушкинское «Бразды пушистые взрывая,/ Летит кибитка удалая,/ Ямщик сидит на облучке...» таким образом: «кубитка»/ летательный аппарат кубической формы/ взрывает милых зверьков-браздов (помесь бобров с дроздами) и на все это взирает, сидя на маленьком обруче («обручок»), мужик, чье предназначение - рыть ямы, потому как «ямщик».
«Санкт-Петербургские ведомости», 29 июня 2007 г.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ
Вчера состоялась презентация первого номера международного научно-аналитического журнала «Евразийская интеграция: экономика, право, политика». Цель нового издания - анализ основных проблем развития Евразийского экономического сообщества.
В журнале вырабатываются научные основы стратегии углубления интеграционного взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС, стратегии, учитывающей как национальные интересы, так и реалии экономической глобализации в современном мире.
О содержании первого номера можно судить по названиям статей: «Доктрина развития Евразийского экономического сообщества в XXI веке» (автор - доктор экономических наук Н. Черкасов); «Проблемы формирования Транспортного союза и использования транзитного потенциала ЕарАзЭС» (автор - министр транспорта РФ И. Левитин); «Риски современной России» (автор -директор Института экономики Российской Академии наук Р. Гринберг), и др. Важное место в журнале занимает раздел «Политика развития образовательной и социальной интеграции». В этом разделе представлены и статьи ректора Института внешнеэкономических связей,экономики и права С. Климова; ректора Университета экономики и финансов И. Максимцева; ректора Северо-Западной академии госслужбы А. Горшкова; директора Института международного бизнеса и коммуникации БГУ Г. Невзоровой.
Журнал имеет постоянное приложение «Страны ЕврАзЭС: вчера, сегодня, завтра». В первом номере оно посвящено Белоруссии.
Презентация нашего журнала 28 июня 2007 года прошла в строго деловом стиле. В соответствии со стилем издания.
«Невское время», 1 ноября 2007 г.
ЕврАзЭС СОЗДАНО ДЛЯ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ
Вчера в Таврическом дворце состоялось заседание Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Был обсужден ход гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС. По мнению экспертов, она должна «подстегнуть» интеграцию на постсоветском пространстве.
На саммите в Душанбе, состоявшемся в начале октября, лидеры государств - членов ЕврАзЭС договорились о создании Таможенного союза. «Это событие, - сказал в беседе с корреспондентом «Невского времени» Ответственный секретарь МПА ЕврАзЭС Петр Зверев, - стало важной вехой в истории нашей организации - как известно, первым шагом к объединению Европы тоже стало появление именно таможенного союза. ЕврАзЭС вообще довольно часто сравнивают с ЕС, что мне кажется не вполне оправданным. Мы, безусловно, давно и скрупулезно изучаем европейский опыт, стараясь брать на вооружение то лучшее, что он может нам дать. Как известно, в Евросоюзе все решения принимаются на основе консенсуса между всеми его членами, но наряду с этим там действуют всевозможные исключения для отдельных стран. Они-то в конечном итоге и выли-
ваются в кризисы и противоречия, свидетелями которых мы стали в последние годы. В ЕврАзЭС все решения тоже принимаются на основе консенсуса, но если возникают противоречия, то никаких поблажек отдельным членам союза не делается. Законопроект просто отправляется на доработку, пока он окончательно не устроит всех членов сообщества. Мы пытаемся сделать ЕврАзЭС не аморфной и ни к чему не обязывающей организацией с туманными перспективами, а действительно эффективным механизмом, обеспечивающим полномасштабную интеграцию на постсоветском пространстве».
«Естественно, на решение столь амбициозных задач, - как подчеркнул Ответственный секретарь, - требуется много времени и сил, поэтому встречи и согласования в различных форматах ведутся на постоянной основе. Скажем, для реализации соглашения о создании Таможенного союза требуется немало времени и сил. Эта и многие другие темы обсуждались в Таврическом дворце главами парламентов стран, входящих в ЕврАзЭС. С докладом выступил заместитель председателя Госдумы РФ Владимир Пехтин, который рассказал об опыте России по приведению национального законодательства в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС. Делиться таким опытом необходимо, поскольку перед нами стоит задача привести национальные законодательства к общему знаменателю. Важно создать ясные и обязательные для всех правила игры. Ведь если, например, в футболе все начнут помогать себе рукой, то игра развалится.
Несмотря на то, что после распада СССР мы все разбрелись по своим «национальным квартирам», нам в силу географической близости и общей истории предстоит жить вместе. Сверхзадача ЕврАзЭС - сделать удобнее жизнь простых людей, по воле истории оказавшихся разбросанными по различным уголкам бывшей советской империи. Таможенный союз, сказал Петр Зверев, - лишь первый шаг на этом пути, пока в него согласились войти Россия, Беларусь
и Казахстан, а остальные страны Сообщества смогут позже присоединиться к нему «по мере готовности». Уже сейчас о своем желании войти в таможенный союз заявляет Таджикистан. Однако сразу подключить его к проекту нелегко, поскольку эта среднеазиатская страна не имеет общей границы с тремя другими государствами. Однако ее можно включить в союз, используя опыт установления таможенных правил в Калининграде, также не имеющем общих границ с Россией».
Завершив создание таможенного союза, ЕврАзЭС, скорее всего, приступит к работе над Единым экономическим пространством, призванным стать новым витком интеграции. И здесь очень многое будет зависеть от самой России. Ведь после распада СССР фактически все бывшие союзные республики, к сожалению, от нас отвернулись, что говорило о недостаточном внимании России к своим соседям. И для успеха интеграции на постсоветском пространстве России, по мнению Петра Зверева, не грех перенять опыт других членов ЕврАзЭС. Скажем, в Казахстане введено очень много социальных льгот для молодого поколения. А в Белоруссии создана прекрасная обрабатывающая промышленность, чего совсем не наблюдается в России, по-прежнему сидящей на «нефтяной игле».
«Социальное обозрение», 1-7 декабря 2009 г.
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ -ПРОБЛЕМА ГЛАВНАЯ
Унификация национальных законодательств и координация политики государств - членов ЕврАзЭС в области контроля качества медицинской помощи призваны способствовать оказанию медицинской помощи надлежащего ка- ^ чества населению стран Сообщества.
Депутаты - члены Постоянной комиссии по социальной политике Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества на своем заседании 1 декабря одобрили проект законодательного акта «О контроле качества медицинской помощи в государствах - членах ЕврАзЭС». В ходе обсуждения этого законопроекта было отмечено, что улучшение качества медицинской помощи - это социально-экономическая проблема, которая касается каждого человека, и от того, насколько системно она будет решаться, зависит состояние общественного здоровья, которое определяет потенциал любого государства. Ненадлежащее качество медицинской помощи является одной из причин превышения смертности над рождаемостью, инвалидизации и утраты трудоспособности населением. Затраты на устранение негативных последствий вра-
чебных ошибок в виде исправления ошибок, оказания дополнительных услуг, судебных издержек наносят невосполнимые потери бюджетам систем здравоохранения. Все это ведет к социальной напряженности в обществе, поскольку существенно затрудняет выполнение государственных обязательств по обеспечению прав граждан на охрану здоровья. Анализ национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС в области контроля качества медицинской помощи показал, что в государствах существует правовая база по охране здоровья населения, в которой имеются все предпосылки для выработки единого подход области предоставления медицинской помощи надлежащего качества. Этой задаче, как было подчеркнуто на заседании комиссии, вполне соответствует обсуждаемый типовой проект.
Полнее рубрика «Пресса о нас» представлена на сайте МПА ЕврАзЭС
www.ipaeurazec.org
О
Из плана работы МПА ЕврАзЭС на второе полугодие 2010 года
В Минске состоится заседание Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и постоянных комиссий: по правовым вопросам; по торговой политике и международному сотрудничеству; по агропромышленной политике, природопользованию и экологии; по социальной политике; по экономической политике; по таможенному регулированию и пограничной политике.
Одновременно в Минске планируется проведение Международного конгресса «Евразийский диалог: политика, право, экономика», который проводится Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС совместно с Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Планируется также проведение в штаб-квартире ЕЭК ООН (Женева) ежегодного международного семинара «Вопросы государственно-частного сотрудничества в сфере упрощения процедур торговли и их правового регулирования».
Международный семинар «Об особенностях правового обеспечения экологической безопасности в Центрально-Азиатском регионе» намечено провести в Бишкеке.