Научная статья на тему 'Преподобный Иоанн Синайский (штрихи к портрету)'

Преподобный Иоанн Синайский (штрихи к портрету) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
403
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК / ЛЕСТВИЦА / АГИОГРАФИЯ ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА / ИКОНОГРАФИЯ ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА / ST. JOHN CLIMACUS / LESTVITSA / HAGIOGRAPHY / ICONOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Татьяна Георгиевна

Статья посвящена жизнеописанию святого покровителя лётчиков и космонавтов, византийского писателя Иоанна Лествичника. Статья содержит указания на проблемные моменты биографии святого Иоанна, ранее неизвестные сведения, почерпнутые из неизученных рукописных источников, а также вводит в научный оборот некоторые изображения святого на иконах и миниатюрах лицевых рукописей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVEREND ST. JOHN OF THE LADDER (a character sketch)

The article presents the life of a well-known Byzantine author John of the Ladder. The article contains both evidence of some problem issue concerning St. John's life, and some previously unknown information taken from unstudied manuscripts. It also puts into academic use icons and miniatures of the saint from obverse manuscripts.

Текст научной работы на тему «Преподобный Иоанн Синайский (штрихи к портрету)»

ФИЛОЛОГИЯ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

© 2011

Т. Г. Попова

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН СИНАЙСКИЙ (ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ)

Статья посвящена жизнеописанию святого покровителя лётчиков и космонавтов, византийского писателя Иоанна Лествичника. Статья содержит указания на проблемные моменты биографии святого Иоанна, ранее неизвестные сведения, почерпнутые из неизученных рукописных источников, а также вводит в научный оборот некоторые изображения святого на иконах и миниатюрах лицевых рукописей.

Ключевые слова: Святой Иоанн Лествичник, Лествица, агиография Иоанна Лествичника, иконография Иоанна Лествичника

Одной из самых любимых книг средневекового читателя была Лествица — произведение ранневизантийской литературы, написанное игуменом Синайского монастыря Иоанном. Лествица была переведена на все древние языки христианства. Она стала первой книгой, увидевшей свет на американском континенте. Особенную популярность Лествица снискала у славянских книжников — об этом свидетельствует огромное количество славянских рукописей памятника1. Между тем об авторе книги, получившем в славянской письменной традиции атрибут «Лествичник», известно совсем немного.

Сведения о жизни Иоанна Синайского сохранились в ряде рукописных источников: в житии Лествичника, написанном Даниилом Раифским и прилагающемся к подавляющему большинству рукописей памятника, а также в сопровождающих некоторые рукописи Лествицы патериковых рассказах и кратких заметках о родителе и брате Лествичника. Судя по этим источникам, Лествичник был сыном константинопольского вельможи (сенатора) Ксенофонта и его жены Марии. Вместе с братом Аркадием он обучался философии в Вирите (Бейруте). Однажды они по пути в Вирит потерпели кораблекрушение, оба спаслись, но порознь, потом в Иерусалиме постриглись в монахи. Родители отправились искать своих детей и нашли их в Иерусалиме. Именно такая информация содержится в целом ряде русских рукописей (либо в толкованиях к житию Лествичника в тексте жития, либо в самом конце рукописей): бытн емМ снЬ’ ксенеф&товЬ’- врат# же его вытн rev&rfto дрселАнт#- именованна С5 рожешл лрклдне сен не пременТ нменн iwaht* бо ндрнцлше са-ксеннф&тъ (Так! Т.П.) K'fe во цр’к грАде велл\н М&КЬ БОГАТТ».

Попова Татьяна Георгиевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Санкт-Петербургского государственного морского технического университета в г. Северодвинске E-mail: lestvic@mail.ru

1 Попова, 2008.

Д'ЬТН Же СВОА ПОСЛАЛЪ О^УНТН КНИГА Б КН^НЧГЬ • Н^Жб ИЗМвГнЬ’ ЛЛОре Б рАЗЛННЫА

страны. I по смотрению ежйо дондоша ве (ерлм'ь. ко едином# стлрц^, н^пострнгошл оу него не позндвАЮфе севе. дондеже донде СЗць Н Н МТН ПОКЛОННТН Б 1ерлл\ъ. I тога познаша са2. Житие Ксенофонта, его жены Марии и чад его Аркадия и Иоанна помещено в Прологе под 26 января.

Болгарские и восходящие к болгарским протографам русские рукописи Ле-ствицы сохранили после Слова 30 перед Словом к пастырю краткую заметку: Сен стын гакоже н'Ьцнн р'Ьша, снъ есть стго ксенефонтд емоуже есть, и врд) АркАДне3. Интересно, что такая информация об отце и брате Лествичника может помещаться и на полях русских сборников аскетического содержания рядом с выписками из Лествицы4.

Никаких других оснований для отождествления Иоанна Лествичника с сыном Ксенофонта и Марии нет.

Где родился Иоанн Синайский, неизвестно. «Путеводитель на небо пришёл как бы с неба, потому что на земле никто не указывает места происхождения его»5. Между тем в научной литературе в качестве места рождения Лествичника могут называться Палестина6, Сирия7, Константинополь8 и Греция9. Местом смерти Лествичника является Синай.

Совершенно неясными остаются и годы жизни Лествичника. В целом, в научной литературе называются конкретные даты, однако при этом, как правило. исследователи либо приводят данные без аргументации, основываясь, вероятно, на каких-то неизвестных нам работах, либо повторяют ранее уже встречавшиеся данные. В качестве даты рождения Лествичника называются годы в диапазоне от 483-го до 580-го, в качестве даты его преставления — от 563-го до 680-х.

Наиболее распространённой является датировка, предложенная в работе Ф. Но: Лествичник родился до 579 г. и умер около 649 года10. Расчёты Ф. Но базируются на хронологическом указании «Повествований о Синайских отцах», датированных 650 г., подписанных в Минее (под 21 апреля) именем Анастасия Синаита. В 32-й главе этого сочинения говорится, что Иоанн Синайский умер «в прошлом (т. е. в 649 — Т.П.) году». Вслед за Ф. Но, датировку 579-649 гг. повторяют очень многие авторы11.

На основании «предания» о том, что Иоанн родился в 525 г., время жизни Лествичника во многих исследованиях может определяться как 525-605 гг.12

2 ОР БАН. Ф. 1. (Архангельское собрание). Д. 439. Л. 1-1 об.

3 ОР ГИМ. Ф. 48987 (собрание Е. В. Барсова). №243. Л. 205.

4 См., например: ОР РНБ. Ф. 351 (собрание Кирилло-Белозерского монастыря). № 22/1099. Л. 263 об.)

5 Герман (Осецкий) 1854, 5.

6 Ball 1931, 11.

7 Clugnet 1913, 43.

8 Архангельский 1888, 88, прим. 5.

9 Дуйчев 1982, 5.

10 Nau 1902, 37.

11 См., напр.: Ammann, Albert 1950, 707; Strathmann, Keseling 1950, 787; Chryssavdis 1988, 3; Kazhdan 1991, 1060; Joest 1996, 925; Верещагин 1996, 72.

12 См., напр.: Герман (Осецкий) 1854, 36; Krumbacher 1897, 143; Clugnet 1913, 43; Ball 1931, 11; ДушаниЬ 1956, 3; Зарин 1993, 628.

Вероятно, на основании другого «предания» в отечественных исследованиях XIX — начала XX в. в качестве даты рождения Лествичника может значиться 483 г., в качестве даты смерти, соответственно, — 563 г.13

Кроме того, в качестве даты преставления святого могут быть названы следующие годы: «после 600»14, «после 654 г.»15, «после 654 г., но не позднее 680 г.»16. «660-680-е гг.»17.

П. Тревизан связывает с Лествичником письмо папы Григория I Великого, датированное 1 сентября 600 г., адресованное авве горы Синай Иоанну18. Однако, судя по расчётам В. Бенешевича, это должен быть какой-то другой игумен Иоанн19. Дм. Богданович также утверждает, что никакой переписки с папой Григорием I Лествичник вести не мог, поскольку был поставлен игуменом после смерти папы20. Кроме того, П. Тревизан указывает на некие письма монахам, писанные Лествичником21, однако при этом ни на что не ссылается.

Также в науке встречаются сведения о том, что в монастырь Лествичник ушёл около 591 г., 4 года был учеником, жил в монастыре, с 603 г. жил как отшельник у подножия горы Синай, после 40 лет по просьбе монастырской братии стал игу-меном22. В 580 г. он был игуменом Синайского монастыря23. Судя по содержанию «Лествицы», Пятый Вселенский собор (553 год) состоялся при жизни преподобного Лествичника.

Кроме названных выше, нами обнаружена ещё одна датировка, не встречающаяся в исследовательской литературе. Эта датировка зафиксирована в следующей записи в русской рукописи середины XV в.: Лествичник Б'Ь в л'Ьто

■—I г—1 0/1

50 Б ЦрТБО IlfCTHHd МЛЛЛГО родомъ ЦАрегроДбЦЪ <...> ЖНБЪ Л'ктъ Y6 , т. е.

родился он в 562 г., жил 95 лет и, значит, скончался в 657 г.

При множестве различных датировок нет полной уверенности в правильности той или иной гипотезы. При отсутствии достоверных биографических данных остаётся основываться лишь на указаниях, донесённых многочисленными рукописями памятника.

О жизни Лествичника рукописные источники донесли следующие сведения. Из патериковых рассказов, которые могут входить в состав конечных обрамляющих Лествицу статей, узнаём, что Иоанн пришёл в Синайский монастырь в возрасте 16 лет. Там он стал учеником аввы Мартирия, у которого принял постриг в возрасте 20 лет. Анастасий Синайский и Иоанн Савваит провидели в юноше будущего синайского игумена, авва Стратегий предсказывал, что тот будет «великой звездой Вселенной». В течение 19 лет, до смерти аввы Мартирия, он жил в пол-

13 См., напр.: Филарет 1859, 27; Леонид 1893, 141; Перетц 1926, 73; Корнеева-Петрулан 1931, 4; Феодосий (Перевалов) 1931, 96].

14 Будовниц 1969, 119.

15 Buchwald 1982, 400.

16 БогдановиЪ 1968, 13.

17 Дуйчев 1982, 6.

18 Trevisan 1941, 25.

19 Прохоров 1985, 254.

20 БогдановиЪ 1968, 24.

21 Trevisan 1941, 25.

22 Beck 1959, 451.

23 Ball 1931, 3.

24 ОР РНБ. Олсуфьевское собрание. IV. 726.

ном послушании у своего учителя (остаётся непонятным, после какого именно срока: после начала послушничества или уже после принятия пострига). После смерти аввы Мартирия Иоанн выбрал себе в долине при подошве Синая, в двух часах ходьбы от монастыря, уединенное место Фола, где он днём молился в пещере и возделывал свой огород, вечером читал. Известно также, что он совершал краткосрочные путешествия в египетскую Скитскую пустыню и в монастырь Та-венны, в котором жил один месяц и игумена которой изобразил в 4 и 5 Словах Лествицы как образец пастыря25.

В пещере Фола Лествичник принимал многих посетителей, с которыми вёл назидательные беседы. «Некоторые» называли его «многоглаголивым и празднословным» — после этого Лествичник дал строгий обет молчания и не произнёс ни одного слова в течение года. Из уединения Лествичника вызвали синайские монахи, и после 40 лет отшельнической жизни он стал игуменом Синайского монастыря. Несколько лет Лествичник был игуменом, перед смертью поставил на своё место младшего брата Георгия, а сам вернулся в свою пещеру Фола, где вскоре скончался.

Судя по обнаруженному нами замечанию в русской рукописи конца XVI в., «премудрость великая» была дана Иоанну Синайскому архистратигом Михаилом (после того, как сам Христос дал «премудрость» Василию Великому): Премрость вєлнкаіа пре всё дана бы Снфоу, сыноу Адамов#, грамотнаід; потом же Моїгсєю ДрХДГГелЗ ГАВрНИЛОМЪ В П#стынн; ПОТ$ же Соломоноу црю. А В НОВ'ЪМ'Ь закон’Ь ХРНСТНАНСТЪМЬ БаСНЛНЮ KeCApHHCKOMOIf CAM'S Хртомт» НА НерДАНЄ р'Ьц’Ь, пот8 дана бы Iwah# A'kCTBHVHHK# лрхнстрдтнгЗ MhxahaS26.

Иоанн славился своей «премудростью великой» и имел не менее четырёх атрибутов: Синаит (Синайский), Ритор, Схоластик и, разумеется, Лествичник. Из этих атрибутов особых замечаний требует определение «Схоластик». Этот атрибут более связан с другим Иоанном — автором 50 титулов Номоканона. Словом «Схоластик» во времена Лествичника называли человека универсального таланта, одновременно художника и учёного. Кроме Лествичника, этот атрибут имели такие поэты и музыканты, как Амбросий и Беда27. На наш взгляд, очень точно передаёт смысл определения «Схоластик» название главы книги Е. М. Верещагина: «Дефиниции и классификации в Лествице Иоанна Схоластика: радостная встреча науки и художества» (курсив наш — Т. П.)28. Человеком «науки и художества» одновременно и предстаёт в своей книге Иоанн Синайский.

Лествица, несомненно, написана человеком с огромной эрудицией, хорошо знающим и Ветхий и Новый Завет, и тексты таких авторов, как Антоний Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Евагрий Понтик, Кассиан Римлянин. Высочайший уровень образованности, жизненного кругозора и информированности Лествичника проявляется, к примеру, в знакомстве с химией (в своей книге он пишет о свойствах таких металлов, как золото, серебро, железо, олово, ртуть), с философией Платона, с медициной, с биологией, с психологий и т.д.

25 Попова 2007, 173-175.

26 ОР РНБ. Ф. 588 (собрание М. П. Погодина). №1287. Л. 97.

27 Ball 1931, 3.

28 Верещагин 1996, 71.

Лествица настолько прославила своего автора, что последний атрибут — Ле-ствичник — вытеснил все остальные. Он стал именоваться по названию своей книги и в греческой, и в латинской, и в славянской традициях. Атрибут «Ритор» в славянской рукописной традиции, по нашим наблюдениям, не встречается. В целом ряде болгарских, сербских и русских рукописей Лествицы находим указания сразу на все остальные атрибуты автора: іоднноу достоБЛАЖєнномоу нгоумєноу СІНАНСКЬІІЄ горы. НАрЄУЄНАГО СХОЛАСТИКА. ПОСЛ'ЬДК ЖЄ 0Т*Ь СПНСАНІА НМЄНОБАННА A'feCTBHYHHKA29.

Иоанн Синайский и сам стал осознаваться как возводящая от земли на небо лествица. Именно эта мысль выражена в его кондаке: Плоды присноцветущия от твоея книги, принося учения, премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне: лествица бо есть, души возводя от земли к небесней и пребывающей славе верою чтущих тя.

Иоанн Лествичник прославился своими чудесами: совершил чудо над елеем в ските Арселайском, спас своего ученика от неминуемой гибели, исцелил бесноватого. У него был провидческий дар; к нему являлся и сам Моисей. В связи с этим заметим, что в рукописях неоднократно встречается сравнение Лествич-ника с Моисеем. Автор Жития Лествичника, Даниил Раифский, именует Иоанна, как и Моисея, Боговидцем. Лествичник почти всю жизнь подвизался на Синае, где некогда Бог вручил Моисею скрижали. Так же, как Моисей, он поднялся на эту священную гору и написал свои духовные скрижали. «Он был некий новоявленный Моисей»30.

В послеиконоборческое время, с IX в., Иоанн Лествичник стал почитаться византийской церковью как преподобный31.

Сохранилось немало икон с изображением святого Иоанна, а также множество лицевых рукописей «Лествицы». Изображения Иоанна Лествичника отличаются разноообразием. Как правило, он представлен в виде сухого старца, с впалыми щеками и длинной бородой клином; у него серьёзный спокойный лик (см. илл. 132); одной рукой он делает «учительный» или «благословляющий» жест, в другой его руке — свиток с письменами или книга (см. илл. 233). Он как мудрый духовник наставник часто окружён своими учениками (см. илл. 3)34. Он всегда вдохновлён свыше и охвачен небесным озарением, записывая открывающуюся ему истину или проповедуя её. На сохранившихся иконах Иоанн Лествичник может быть изображён рядом с такими святыми, как Анастасий Синайский, Мария Египетская, Георгий Никомидийский и Власий Севастийский, Иоанн Дамаскин и Арсений Великий, Парфений Лампсакийский и Иоанн Кущник.

Иконографической традицией лицевых рукописей Лествицы является совмещение двух миниатюр: миниатюры с изображением святого и миниатюры «Видение Лествицы» (см. илл. 4)35. В книгах часто встречаются и изображения одного

29 Рукопись Хиландарского монастыря (Афон). №180. Л. 9.

30 Флоровский 1990, 179.

31 Прохоров 1985, 256.

32 Икона хранится в афонском монастыре Дионисиат (Греция), XVII в.

33 Икона хранится в Синайском монастыре св. Екатерины (Египет), XV в.

34 Миниатюра из греческой рукописи Лествицы (Ватикан, собрание греческих рукописей. №394. Fol. 32), конец XI в.

35 Миниатюра из рукописи ОР РГБ. Ф. 304/I (Троице-Сергиевой лавры). №162. Л. 8 об. нач. XVI в.

Иоанна, сидящего в пещере и пишущего свою книгу (см. илл. 5)36. В этой позе изображение Лествичника сходно с изображениями евангелистов.

Память Иоанна Лествичника совершается в четвёртое воскресенье Великого поста: «после поклонения кресту Церковь поучительно вспоминает сего святого, который изобразил лествицу добродетелей, украшающих жизнь людей, несущих крест, и сам своей жизнью показал живой пример несения креста и пощения»37. Память Лествичника совершается и в день смерти святого — 30 марта (= 12 апреля).

Святой Иоанн Синайский сам «опытом великих подвигов познал труд восхождения по <...> мысленной лествице по пути, ведущему во врата небесные»38. Он спасает своими молитвами всех желающих войти во врата небесные.

ЛИТЕРАТУРА

Архангельский А. С. 1888: К изучению древнерусской литературы: Творения отцов церкви в древнерусской письменности. СПб.

Богдановиh Д. 1968: Jован Лествичник у византизму и староj српсму каижевности. Београд.

Будовниц И. У. 1969: Словарь русской, украинской, белорусской письменности и культуры до XVIII в. М.

Верещагин Е. М. 1996: Христианская книжность Древней Руси. М.

Герман (Осецкий) 1854: Преподобный Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования. СПб.

Дуйчев И. 1982: Иоан Лествичник и неговата главна книжовна творба // Преп. Иоан Лествичник. Лествица (Стълба на духовен живот). София, 5-11.

Душаниh С. 1956: Браничевски превод Лествице Jована Синаита. Пожаревац.

Зарин С.М. 1993: Иоанн Лествичник // Христианство: Энциклопедический словарь, I / С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М., 628-629.

Кодратов А. В. 1897: Лествица добродетелей. М.

Корнеева-Петрулан М. 1931: Лествица 1479 г. как памятник письменного языка псковской области XV в. // Slavia. Casopis pro slovanskou Filologii. X, 1-39, 225-241.

Леонид (архиепископ). 1893: Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М.

Никольский К. 1900: Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. СПб.

Перетц В. Н. 1926: Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI-XVIII вв., IV Опыт перевода Лествицы на украинский язык // Сборник Отделения российского языка и словесности. 101, 2, 73-77.

Попова Т. Г. 2007: Слово о послушании Иоанна Синайского (по тексту древнего славянского перевода Лествицы) // Palaeоslavica. 15, 160-259.

Попова Т. Г. 200S: К вопросу о количестве славянских рукописей Лествицы Иоанна Синайского // Археографски прилози. 29, 7-34.

Прохоров Г. М. 1985: «Лествица»: Словарь книжников и книжности Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы. XXXIX, 253-25S.

36 Миниатюра из рукописи ОР ГИМ. Ф. 80370 (Чудова монастыря). №224. Л. 16. Трет. четв. XVI в.

37 Никольский 1900, 599.

38 Кодратов 1897, 1.

Феодосий (Перевалов) 1931: Церковный энциклопедический словарь: пособие при изучении Закона Божия и церковной истории. Харбин.

Филарет 1859: Историческое учение об отцах церкви, I. СПб.

Флоровский Г. 1990: Восточные отцы V-VIII веков. Париж.

Ammann S. J., AlbertM. 1950: Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ball H. 1931: Byzantinisches Christentum. Drei Heiligenleben. Munchen

Buchwald W. 1982: Tusculum-Lexicon griechischer und lateinischer Autoren des Altertums und des Mittelalters. Munchen. Zurich, 400-401.

Beck H. -G. 1959: Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Handbuch der Altertumswissenschaft. 12, II. Munchen.

Chryssavdis J. 1989: Ascent to Heaven: the theology of the human person according to Saint John of the Ladder. Brookline.

Clugnet L. 1913: St. John Climacus // The Catholic Encyclopedia. 8, 43.

Joest C. 1996: Johannes Klimakos // Lexicon fur Theologie und Kirche, 5. Freiburg; Basel; Romе; Wien, 925-926.

Kazhdan A. P. 1991: John Klimax // The Oxford Dictionary of Byzantium, 2. 1060-1061.

Krumbacher K. 1897: Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des Ostromischen Reiches (527-1453). Munchen.

Nau F. 1902: Note sur le date de la mort de S. Jean Climaque // Byzantinische Zeitschrift. XI, 35-37.

Strathmann H., Keseling P. 1950: Askeze II (christlich) // Reallexikon fur Antike und Christentum. Sachworterbuch zur Auseinandersetzung des Christentums mit der antiken Welt. I. Stuttgart, 758-795.

Trevisan P. 1941: Introduzione in S. Giovanni Climaco Scala Paradisi // S. Giovanni dima^ Scala paradisi. Testo con introduzione, versione e note del Sac. Pietro Trevisan. Corona patrum Salesiana. Series graeca, VIII. Torino, 4-39.

THE REVEREND ST JOHN OF THE LADDER (A CHARACTER SKETCH)

T. G. Popova

The article presents the life of a well-known Byzantine author John of the Ladder. The article contains both evidence of some problem issue concerning St. John’s life, and some previously unknown information taken from unstudied manuscripts. It also puts into academic use icons and miniatures of the saint from obverse manuscripts.

Key words: St. John Climacus, Lestvitsa, hagiography, iconography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.