селения под названием Нерехта, Пахомий нашел место, удобное для создания новой обители. Оно представляло собой красивый возвышенный полуостров, образованный двумя речушками Солоницей и Гридевкой, и издревле называлось Сыпанова гора или просто Сыпаново. Подвижник попросил жителей Нерехты уступить ему этот полуостров, и те с радостью согласились, начав помогать преподобному в устроении места для обители: рубили лес, расчищали землю, поставили келью самому подвижнику. Под горкой, на которой строилась обитель, по молитвам сыпановского старца появился святой источник с водой, обладающей целительной силой. Окончив построение храма, благословение на строительство, которого он взял у самого митрополита Алексия, святой Пахомий занялся устроением порядка в монастыре, который постепенно населялся иноками.
Благодаря соблюдению строгого устава Нерехтский монастырь стал отличаться таким порядком, что другие обители начали принимать его за образец. В трудах и заботах о монастыре в молитвенных подвигах и попечении о спасении душ преподобный Пахомий дожил до глубокой старости и преставился 21 марта 1384 года. Благодаря многочисленным чудотворениям местное почитание преподобного началось вскоре после его кончины.
Преподобный Макарий Писемский
Жизнеописания Макария не сохранилось. Однако, известно, что род бояр Писемских, к которому принадлежал святой, издревле владел наделами земли в Костромской губернии.
Преподобный появился на свет в середине XIV века в селе Данилово, что стоит на берегу речки Письмы - левом притоке реки Костромы. Еще в юности, желая посвятить свою жизнь служению Богу, он отказался от возможностей, которые предоставляло ему высокое боярское происхождение. Оставив дом, он отправился в
49
Троицкую обитель к Сергию Радонежскому, который при постриге дал ему имя Макарий. Пройдя суровую школу иноческих трудов и подвигов, по благословению своего учителя Макарий вернулся в родные места. Здесь верстах в двенадцати от родного села, на берегу все той же Письмы, он поставил келью и небольшую часовню. Впоследствии это место почиталось как «Старая пустынь преподобного Макария».
Близ кельи преподобного стали селиться люди, искавшие спасения души и жаждавшие духовного руководства святого старца. Для них преподобный пошел выше на версту по течению реки Письмы и на крутом холме, напоминавшем гору Фавор, над излучиной реки, очень похожей своими изгибами и ровным течением на Иордан, в конце 90-х годов XIV века устроил небольшую обитель, поставил в ней деревянную церковь во имя Преображения Господня. Рядом с храмом со временем были построены монашеские кельи и различные хозяйственные постройки. Для нужд обители преподобный Макарий сам вырыл колодец, вода которого по сей день исцеляет от различных недугов. Так на Письме возникла иноческая обитель. Точная дата кончины преподобного Макария Писемского неизвестна.
Преподобный Павел Комельский (Обнорский)
Преподобный Павел родился в 1317 году в благочестивой московской семье. В 22 года, повинуясь желанию всецело посвятить себя духовному служению, он тайно от родителей уходит в обитель Рождества Христова на Прилуке и принимает там иноческое пострижение.
В желании обрести опытного наставника на пути добродетели, в 1346 году Павел отправляется к преподобному Сергию Радонежскому. Ощущая исходящее от братии заслуженное почитание, ничуть не привлекавшее подвижника, он в 1353 году удалился за стены обители в отдельную келью, где провел в затворе пятнадцать лет. Зная духовную зрелость
Павла, преподобный Сергий благословил его отправиться во тьму лесов языческого в ту пору русского Севера.
В течение пяти лет с 1368 года преподобный странствовал по разным обителям, приходя к известным в то время старцам, усваивая их духовный опыт. С этой целью Павел некоторое время жил в уединении недалеко от Успенского Аврамиева монастыря, потом подвизался вблизи Городецкого Феодоровского монастыря и в других скитах и обителях Северной Фиваиды, а в Галиче рядом с Макарием Писемским провел ровно 20 лет. И только когда в 1393 году в Макариевскую пустынь стали собираться иноки, преподобный, имея 76 лет от роду, ушел отшельником в огромный Комельский лес, начинавшийся от юга вологодских владений и заканчивающийся близ Костромы. Там на речке Грязовице, отшельник отыскал столетнюю липу с большим дуплом. Там он провел три года в полном уединении, По истечении этого срока, следуя Божественному промыслу, преподобный пошел к речке Нурме в том же Комельском лесу, где ему было суждено основать обитель. Здесь он построил хижину и выкопал колодец. Все свое время он отдавал молитве и посту. Вокруг Павла летали птицы, некоторые сидели у него на голове и плечах, ожидая корма, рядом стоял медведь, у ног бегали лисицы и зайцы.
В 1414 году по благословению Сергия Радонежского и с согласия митрополита московского Фотия Павел выстроил Свято-Троицкий храм. Вскоре вокруг него возник монастырь, получивший название Павло-Обнорский. Сам же Павел продолжил проживать в уединенной келье неподалеку от монастыря.
Скончался он в возрасте 112 лет 10 января 1429 года. В настоящее время Павло-Обнорская обитель, расположенная в Грязовецком районе Вологодской области, рядом с селом Юношеским, хоть и небольшая по числу братии, но действующая.
Преподобный Иаков Железноборовский и сподвижник его преподобный Иаков Брылевский
Уроженец Костромского края, преподобный Иаков происходил из рода галичских бояр Аносовых. Родился он в 60-
е годы XIV века. Поэтому после смерти родителей, он раздал бедным доставшееся ему по наследству имение и ушел в Троицкую обитель к Сергию Радонежскому, приняв от игумена земли Русской монашеский постриг. Пройдя там большую школу духовных трудов и подвигов, преподобный Иаков по
благословению святого Сергия оставил монастырь и возвратился на родину, в Галичское княжество. Ища большего уединения, он удалился из нее и избрал местом своих подвигов Железный Борок — глухой лес близ железных рудников на левом берегу реки Тебзы, недалеко от впадения ее в реку Кострому, в 15 верстах от Буя. Здесь Иаков поставил крест и келью, подвизаясь в полнейшей тишине и безмолвии.
Вскоре к нему начали приходить люди, желющие иноческой жизни. Таким образом, в 1390 году в глухой лесной чаще возник Свято-Предтеченский Иаково-
Железноборовский мужской монастырь.
11 апреля 1442 года святой предал свою душу Господу. Тело его было погребено в основанной им обители. На гробницу преподобного положили его каменный крест и вериги — свидетельства его неустанных молитвенных подвигов.
Преподобный Иаков Брылеевский происходил из дворян Брылеевых. Он был верным учеником преподобного Иакова Железноборовского и трудником Железноборовского монастыря. Впоследствии на месте, куда он время от времени удалялся из обители для уединенной молитвы, что в четырех верстах к юго-востоку от монастыря, при большой Костромской дороге, по направлению к городу Бую, им была основана Введенская Брылеева пустынь. Произошло это в начале XV столетия. Представившись преподобный Иаков Брылеевский был погребен в Введенской церкви своей пустыни.
Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский
Григорий родился в 1315 году в городе Галиче. По происхождению он был из древнего боярского рода Лопотовых. После смерти родителей, Григорий раздал бедным доставшееся ему наследство и поступил в монастырь Пресвятой Богородицы, находившийся на берегу Галичского озера.
Вскоре за преподобным утвердилась слава мудрого пастыря, многие стали приходить к нему за духовными советами и наставлениями. Галичский князь просил Григория быть крестным отцом его детей. Тяготясь известностью и близостью состоятельных родственников, преподобный отправился в Ростов на поклонение мощам святителя Леонтия, а затем поселился в обители преподобного Авраамия. Затем он был назначен настоятелем Спасского монастыря на Песках, но спустя два года тайно оставил обитель и удалился в Вологодские леса. В Сосновецкой пустыни он познакомился с преподобным Дионисием Глушицким и стал его учеником. Григорию было уже 104 года, когда Господь внушил святому подвижнику основать свой монастырь. Им была возведена церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы.
Представился преподобный в возрасте 127 лет 30 сентября 1442 года. Умирая, просил бросить его тело в болото, но ученики, любя и почитая своего наставника, перенесли его тело в им же основанный монастырь и погребли в церкви.
Преподобный Макарий Унженский, Желтоводский
Родился праведник в 1349 году в Нижнем Новгороде, который в то время был форпостом Православия вблизи враждебного Казанского ханства. В 12 лет Макарий тайно ушел
из дома в Печерский Вознесенский монастырь, что в пяти верстах от его родного города.
Трудясь в обители, Макарий вскоре превзошел в смирении и аскетических подвигах всех живущих там монахов, приобретя всеобщий почет и уважение. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.
Странствуя несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на реке Лух, а затем
построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господня (Макарьевская пустынь).
В поисках уединения преподобный ушел на левый берег Волги, где в глухом лесу, у Желтого озера, вырыл себе пещеру и предался безмолвию и молитве, одновременно проповедуя слово Божие местным язычникам: черемисам и чувашам, а также окрестным мусульманам. Когда вокруг Макария собралось множество искавших спасения пустынников, в 1435 году он устроил там обитель во имя Пресвятой Троицы, в которой стал игуменом, но, несмотря на сан, со смирением каждый день сам готовил пищу братии.
По прошествии четырех лет на обитель напали казанские татары под предводительством хана Улу-Махмета. Пылая злобой к христианам, они ворвались в монастырь, подожгли его, а почти всех монахов убили, лишь некоторых взяв в плен, в том числе и девяностолетнего Макария. Однако через какое-то время хан, увидев кротость и благость старца, отпустил его на свободу вместе с четырьмя сотнями пленниками-христианами, поставив условие: возвратиться в разоренный монастырь только для погребения убитых, а потом навсегда его оставить. Макарий повиновался и, похоронив останки иноков, повел спасенных в галичские леса.
Когда они пришли в старинный русский городок Унженск на берегу реки Унжи, жители с огромной радостью приняли Макария. В городе, однако, преподобный не остался и удалился
в пустынное место в пятнадцати верстах от поселения, недалеко от реки, на берегу лесного озера. Там на поляне преподобный поставил крест, рядом построил келью. Это было в 1439 году, а несколько лет спустя благоволением Божиим вокруг жилища Макария опять образовалась обитель. Святой отошел ко Господу в возрасте 95 лет 25 июля 1444 года. В день его преставления весь городок наполнился чудным благоуханием, а когда народ нес тело праведника в его родную обитель, то исцелялись многие болящие, стоящие вдоль дороги. Практически сразу после погребения преподобного среди местного населения началось почитание святого.
Преподобный Варнава Ветлужский
Преподобный Варнава Ветлужский родился в Великом Устюге. После опустошительного набега ветлужских черемисов
1417 года Варнава, бывший священником одного из городских храмов, потерял супругу и принял монашеский постриг. С целью подвигов он отправился на реку Ветлугу.
Преподобный поселился в низовьях реки, на правобережной возвышенности, позднее получившей название Красная гора. В окрестностях Красной горы на 50 верст вокруг не было человеческого жилья. Изредка посещали пустынника люди «благословения ради», которым он предсказал, что после его кончины на берегу реки Ветлуги «умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки». Подвижнический образ жизни святого оказал большое влияние на местных жителей. Со временем рядом с ним стали селиться люди - и русские переселенцы, и крещеные черемисы.
Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 года. Он был похоронен на вершине Красной горы, где подвизался в уединении в течение 28 лет. Во второй половине XV века на Красной горе был основан Троицкий
55
общежительный мужской монастырь - Варнавина пустынь. Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы.
Преподобный Паисий Галичский
Молодой 23-летний Паисий пришел в Галич, согласно преданию, «с далекого юга» в 1385 году и поступил в Николаевский монастырь близ города. Здесь ему предстояло прожить 75 лет. В 1387 году был избран братией игуменом обители.
Подвижник не раз пытался примирить враждующих князей, стараясь удержать их от пролития крови, но всякий раз власть предержащие оставались глухи к голосу преподобного. В промежутке между 1454 и 1460 годом преподобный Паисий приехал в Москву со списком с Овиновского образа Пресвятой Богородицы, которую принес в дар великому князю Василию Темному. Икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Поток молящихся к ней не иссякал ни днем, ни ночью.
Святой вернулся в свою обитель. В день кончины старец Паисий во всеуслышание объявил о своей скорой смерти. Он тихо преставился в глубокой старости в 98-летнем возрасте 23 мая 1460 года и был похоронен у южной стены Успенского собора. Его нетленные мощи и ныне пребывают в этом месте под спудом.
Преподобный Никита Костромской
Единственный святой, более двадцати лет подвизавшийся в городе Костроме и основавший здесь монастырь, почивающий мощами в кафедральном соборе Костромской епархии, преподобный Никита с древних времен считался небесным покровителем Костромы.
Он родился в 1365 году в Ростове в семье благочестивых христиан и при крещении получил имя Иоанн. Семья его принадлежала к роду знатных ростовских бояр и состояла в родстве с преподобным Сергием Радонежским. Иоанн ходил в Троицкий монастырь к Преподобному своему свойственнику, а затем и поселился в его обители. По прошествии нескольких лет Иоанн принял постриг с именем Никиты, особенно в те времена почитавшегося на Руси подвижника.
Исполняя слова своего наставника, Никита перешел духовно окормлять братию в Серпуховскую обитель, где стал монастырским духовником, а затем настоятелем монастыря. В этой должности он провел 19 лет. По просьбе князя Симеона Боровского одновременно стал помогать и в устройстве Боровской Высоцкой обители. В 1413 году, когда Серпуховская обитель торжественно отмечала 40-летие со дня своего основания, игумен Никита был возведен в сан архимандрита, который в те времена носили настоятели наиболее крупных и значимых монастырей.
На следующий же год Никита попросил церковное начальство отпустить его в уединенное место и, получив разрешение, перешел из Серпухова в пустынную обитель Боровска, где стал настоятелем. В 1421 году преподобный возвратился в Троице-Сергиеву лавру и присутствовал на обретении мощей своего святого сродника - Сергия Радонежского. Пять лет прожил Никита в Троицкой обители, постом и молитвенными трудами подготавливая себя к исполнению благословения Игумена земли Русской - основать монастырь в Костроме. Там, на костромской земле, неподалеку от городского кремля, на свободном месте он и основал обитель во имя Богоявления Господня. Долгие часы преподобный проводил в молитвах перед чудотворной Федоровской иконой Пресвятой Богородицы - главной святыней Костромской земли. Старец Никита управлял Костромским Богоявленским монастырем 24 года. Тихая и мирная кончина преподобного последовала в 85 лет в 1450 году.
Преподобный Иаков Галичский
Иаков Галичский был пострижен в монахи в монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы Паисием Галичским, который по всей вероятности был его родственником. Через несколько лет после принятия монашества был рукоположен в иеромонаха. В Житии преподобного Паисия есть рассказ о том, как Иаков спас главную святыню монастыря - Овиновскую икону Божией Матери во время сильного пожара, вспыхнувшего в Успенском соборе.
Вероятно, сразу же после смерти преподобного Паисия, Иаков пошел искать место для основания нового монастыря. Остановился он на окраине города Галича. Там, где раньше - до междоусобной войны меж галичскими князьями и Василием Темным, - шумела торговая площадь, рядом с древним урочищем Столбище он основал Староторжский монастырь, что и по сей день стоит, отражаясь как в зеркале в водах Галичского озера.
Скончался преподобный Иаков схимником после преставления прославился чудесами, бывшими при его гробе, особенно исцелениями от «лютых трясавиц».
Преподобные Тихон, Герасим и Фаддей Луховские
Родился преподобный Тихон на русских землях, завоеванных Литовским княжеством. В 1482 году ушел из Литвы в Москву, потому как не захотел принять униатство, активно насаждавшееся в это время в Литве среди православных. Раздав все имущество бедным, Тимофей прибыл в Лавру Сергия Радонежского, где принял иночество с именем Тихон. Вскоре он отправился на русский север, в 58
его леса и пустыни. В урочище Копытовка, что в пяти верстах от городка Лух Костромской губернии, он срубил келью и повел уединенную отшельническую жизнь.
Преподобные Фаддей и Герасим Луховские были учениками преподобного Тихона, более о них ничего неизвестно. Ради них преподобный Тихон перешел на более удобное для пребывания место за три версты от Копытовки, где и было положено основание новому монастырю, с основанием которого началось интенсивное заселение пустынных доселе земель Луховского края. Совершенно отгородившись от мира, не принимая от него ни почестей, ни подаяния, преподобный Тихон дожил до глубокой старости. По своему смирению он так и не принял священный сан и до конца дней оставался простым монахом. Скончался он 16 июня 1503 года, в бедности.
Когда родители отошли в мир иной, Кирилл, раздав нищим оставшееся после них имение, оставил обитель, в которой окреп духовно, и начал свое странствие по монастырям. В трудном подвиге странничества провел он около двадцати лет. Получив откровение, святой пошел на Новое озеро (в 40 верстах от Белозерска), где увидел небольшой остров, от которого восходил огненный столп на небо. Твердо решив основать тут монастырь, Кирилл вскоре приобрел у местных крестьян указанный остров, соорудил на нем келью и выстроил две церкви. Услышав о его подвижнической жизни, к нему
Преподобный Кирилл Новоезерский
Кирилл Новозерский отроком тайно покинул дом своего отца -богатого дворянина Белого, проживавшего в Костромском Галиче, и отправиться в Комельский лес на вологодскую реку Обнору искать обитель преподобного Корнилия, о котором ему часто рассказывали родители. Преподобный Корнилий Комельский с любовью принял молодого человека и постриг его в
иноки.
пришли и другие отшельники, таким образом, в 1517 году, на Красном острове в 15-ти верстах от Белоозера был основан Кирилло-Новоезерский монастырь.
За свою праведную жизнь преподобный удостоился особенной благодати Святого Духа и дара исцелений. Перед своей кончиной Кирилл предрек те бедствия, которые предстояло испытать Русской земле: «Будет на земле мятеж между людьми и беды великие... Плачьте, братия, перед Господом и Пречистою Матерью Его, за твердость Русской Церкви!». Преставился подвижник 4 февраля 1532 года. Через десять лет после кончины преподобный Кирилл явился во сне Иоанну Грозному и просил его не входить до трех часов в приемную палату. Царь повиновался. В три часа с шумом рухнули палатные своды. Царская жизнь была спасена, и самодержец послал богатые дары в Кирилло-Новозерский монастырь.
Преподобный Александр Вочский
Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич.
Он родился не ранее середины XIV века. Еще в ранней юности преподобный пришел под видом странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов.
Место для своего подвижничества преподобный избрал в десяти километрах от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. Сегодня там находится село Коровное. Преподобный основал и обустроил здесь обитель - Александровскую пустынь. Монастырь до самого упразднения находился под покровительством
московских патриархов. С упразднением патриаршества в 1725 году монастырь перешел под покровительство и в ведомство Московского митрополита и лишь с открытием Костромской епархии в 1744 году стал принадлежать ей.
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский
Преподобный Геннадий родился в городе Могилеве, в семье богатых русско-литовских бояр и был крещен как Григорий. Желая посвятить свою жизнь Богу, он тайно оставил родительский дом и в одежде бедняка отправился в Россию. Посетив Москву и Новгород, он добрался до речки Свирь, где подвизался Святой Александр Свирский. Он-то и направил юношу в Вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому, который и постриг Григория в иноческий чин с именем Геннадий. Некоторое время спустя Корнилий и Геннадий удалились на Сурское озеро, близ реки Костромы, где некоторое время жили затворниками, а затем основали пустынь с двумя храмами. Эта пустынь впоследствии стала известна как Геннадиев монастырь. Преподобный Геннадий не только непрерывно трудился физически, но ради большего подвига и для усмирения плоти постоянно носил вериги и тяжелые железные кресты. Еще он любил писать иконы и украшать ими храмы своей пустыни. Известно, что он обладал даром прозорливости и исцелений.
Основанный преподобным в 1529 году Спасо-Преображенский Геннадиев мужской монастырь до 1647 года назывался Новою Корнилиевою пустынью и до 1787 года находился в Костромской губернии. Восстановленный и ныне действующий, он находится в 33 километрах от города Любима Ярославской области и устроен на восточном берегу Сурского озера.
Преподобные Ферапонт и Феодосий Монзенские
Преподобный Ферапонт начал он свои подвиги в Москве, где юродствовал, подражая блаженному Василию Московскому. Затем, уже в преклонных годах поступил в Костромской Воздвиженский
монастырь и там, около 1580 года принял монашеский постриг. Пробыл он в обители тринадцать с половиной лет. За свою подвижническую жизнь, за послушание игумену и всей братии, за кротость и смирение он был любим и славим всеми. Преподобный служил образцом добродетели для иноков обители, подавая им пример великого воздержания, которым изнурял свое тело.
За усердные молитвы и великие подвиги преподобный получил от Господа дар предвидеть будущее, а также творить чудеса. Однако Ферапонт избегал славы человеческой, поэтому удалился из Воздвиженского монастыря и некоторое время жил отшельником.
Блаженная кончина преподобного последовала 12 декабря 1597 года, через 16 лет после пострижения его в монашество.
Преподобный Феодосий Монзенский вместе с преподобным Адрианом Монзенским считается основателем Благовещенского монастыря. В житии преподобного Ферапонта сообщается, что Феодосий был слепец и превосходил всю братию монастыря иноческими добродетелями. Ученик и сподвижник преподобного Ферапонта, он удостаивался чудесных явлений своего скончавшегося учителя и сам после своей смерти являлся другим. Мощи Феодосия были погребены в Благовещенской церкви.
Преподобный Адриан Монзенский
Преподобный Адриан Монзенский - уроженец Костромы, в миру носил имя Амос. Он жил в конце XVI — начале XVII века. Амос принял постриг с именем Адриан в Спасо-Геннадиевом монастыре, что в Костромских лесах близ города
Любима, на берегу озера Сурского. Прожив там несколько лет, преподобный, движимый желанием отыскать виденный им во сне храм отправился на север. По пути он подвизался в Спасо-Каменной обители и в Павло-Обнорской пустыни. Получив откровение, преподобный нашел в лесу заброшенную Благовещенскую
церковь, которая трудами святого была перенесена на берег реки Монзы, что в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении речки Монзы в реку Кострому. Скоро стали собираться к преподобному желающие пустыннической жизни и таким образом основалась обитель. Сюда же к ним пришел и преподобный Ферапонт, наставлениями и примером которого пользовался и сам Адриан.
Скончался преподобный в основанном им монастыре 5 мая 1619 года. Мощи его были положены вместе с мощами преподобного Ферапонта под спудом в Благовещенской церкви.
Преподобный Тимон Надеевский
Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в семье дьякона, в городке Балахна Нижегородской губернии. Окончив курс местной духовной семинарии, Тихон женился и был рукоположен во диакона. После смерти супруги молодой вдовец искал утешения в молитве и аскетических подвигах, путешествовал по святым местам. Часто посещая Саровскую пустынь, он познакомился и сблизился с преподобным Серафимом, ставшим его духовным отцом.
В 1800 году, решившись оставить мир, отец Тихон пришел в нижегородский
Вознесенский Печерский монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Троадий. Вскоре он получил назначение возглавить Богородице-Феодоровский мужской монастырь города Городца, тот самый, где в XIII столетии хранилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Семнадцать лет преподобный, в 1804 году постриженный в монашество с именем Тимон, управлял Богородице-Феодоровским монастырем. В 1818 году он по болезни был освобожден от своей должности. Неотягощаемый начальственными обязанностями Тимон всецело предался безмолвию, молитве, чтению и переписке святоотеческих трудов, но душа его более всего стремилась к уединению отшельнического подвига. Молясь об осуществлении своего заветного чаяния, отец Тимон решил совершить паломничество на Соловки, а по дороге в дальний путь ему довелось посетить Никольскую Надеевскую пустынь Костромской епархии. Этот древняя обитель, основанная по преданию еще в XIII веке, тогда пребывала в запустении. Иеромонах Тимон твердо решил по возвращении из паломничества переселиться сюда для уединенного жительства. Испросив благословения на подвиг отшельнического жития у преподобного Серафима Саровского в 1825 году преподобный Тимон отправился в Надеевскую пустынь. Там в 10 верстах от монастыря он построил себе келью - землянку с деревянным срубом, где и поселился в совершенном одиночестве.
Так в 1831 году начался новый период жизни преподобного - начальствование в Надеевской пустыни и ее возобновление как монастыря. Приступая к трудам, старец Тимон отправился за благословением к своему духовнику. Именно тогда в апреле 1831-го прозвучали знаменитые слова Серафима Саровского: «Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей
на камени, сей при пути, сей и в тернии; все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро...»
Шесть лет шло строительство храма, главный престол которого был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Пройдя долгий и многотрудный путь земной жизни, преподобный Тимон преставился ко Господу 21 января 1840 года.
Преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтайский
Архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) родился в семье священника 8 ноября 1792 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую духовную семинарию в 1813 году, Михаил получил направление в Санкт-Петербургскую Духовную академию.
Юношу заметил ректор академии митрополит Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский, под могучее влияние которого и попал Михаил. Всецело желая посвятить свою жизнь служению Богу, 24 июня 1818 года он принял монашеский постриг с именем Макарий. До 1821 года Глухарев трудился в Екатеринославе, а затем его перевели в Кострому, где 21 декабря 1821 года возвели в сан архимандрита и поручили управление Костромской семинарией и довольно запущенным на тот момент Богоявленским мужским монастырем. Ведя высоконравственную жизнь, отец Макарий все три года своего ректорства зорко следил за нравственностью воспитанников и искренне благоволил тем, в ком замечал особенную склонность к добру. Однако же строго взыскивал с учеников за проступки, несвойственные будущему высокому назначению священнослужителя. Благодаря стараниям архимандрита Макария и материальному вкладу костромского купца Ф. М. Обрядникова в 1824-1825 годах юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 году надвратной
чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь, действующую и поныне.
27 мая 1829 года Синод и светские власти удовлетворили просьбу отца Макария ехать миссионером в Сибирь.
26 августа 1830 года Макарий с сотрудниками прибыл в Бийск и отсюда начал свое знакомство с алтайцами и вести миссионерскую деятельность. На протяжении 13 лет и 8 месяцев преподобный окрестил более 700 взрослых и еще больше детей. За годы служения на Алтае преподобным Макарием были заложены основы деятельности миссии на полстолетия вперед.
БОГОСЛОВСКИЙ ОТДЕЛ
Иеромонах Александр (Синяков)
ректор Русской православной семинарии в Париже. Доктор философии. В конце 1990-х годов состоял в братии Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря города Костромы. Статья написана для «Ипатьевского вестника» в рамках межсеминарского сотрудничества
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХРИСТОЛОГИИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ГИМНОГРАФИИ
Византийские богослужебные тексты являются для интересующегося историей христологии настоящим сокровищем. Они как нельзя лучше передают тайну Боговоплощения, отражая при этом различные богословские споры, имевшие место в Церкви в первом тысячелетии.
Византийская гимнография затрагивает христологические темы в разных обстоятельствах: прежде всего речь идет о рождественско-богоявленском цикле, сосредоточенном на тайне единения Божества и человечества во Христе и девственного материнства Пресвятой Богородицы. Это касается также богослужений Страстной седмицы и Пасхи, а также воскресного
богослужения, которые, в соответствии с учением о communicatio idiomatum (обмене свойств между природами единого Господа), говорят о страданиях Бога и обожении человека. Православная христология прекрасно передана и в стихирах Божией Матери - богородичнах Октоиха, собрании богослужений каждого дня недели, распределенных на восемь гласов, или Триоди Великого Поста и Пасхального периода. Богородичны на воскресных вечернях даже называются «догматиками», поскольку они излагают учение о Боговоплощении; в них особенно сильно чувствуется отголосок христологических споров.
В данной статье рассматриваются три характеристические черты византийской гимнографии: влияние святителя Григория Богослова, значение вероопределения Халкидонского собора 451 г. и наследие неохалкидонского синтеза. Впрочем, эти особенности относятся к византийской христологии в целом, а не только к ее богослужебному выражению. Мы выбрали эти три пункта, так как они представляются нам константами, присущими наиболее важным и торжественным богослужебным текстам с христологическим содержанием независимо от времени их составления (изредка ранее второй половины первого тысячелетия) или авторства, что не исключает наличие других особенностей.
Григорий Богослов - не единственный отец Церкви, вдохновивший византийских гимнографов, однако он, безусловно, является наиболее часто цитируемым в их произведениях. Таким образом, то, что замечательный эллинист из Лувенского университета Ж. Норэ (Jacques Noret) говорит о византийской церковной литературе в целом, можно применить к греческой гимнографии в частности: занимаясь изданием творений Отцов Церкви для престижной коллекции Corpus Chrstianorum, он пришел к выводу, что святитель Григорий Богослов является самым цитируемым автором в Византии6. Такую степень влияния можно объяснить двумя причинами: во-первых, большой популярностью праздничных (Слова 38-41) и
6 Ср. J. Noret, «Grégoire de Nazianze, l'auteur le plus cité, après la Bible, dans la littérature ecclésiastique byzantine», in: Justin Mossay (éd.), II. Symposium Nazianzenum (Louvain-la-Neuve, 25-28 août 1981) (Studien zur Geschichte und Kultur des Altertums. Neue Folge. 2. Reihe: Forschungen zu Gregor von Nazianz, vol. 2), Paderborn, 1983, p. 259-266.
68