ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Перцев В. В. Преподаватели гимназий как фактор развития культурно-образовательной среды Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16137.htm.
ART 16137
УДК 37.014
Перцев Владимир Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», г. Елец [email protected]
Преподаватели гимназий как фактор развития культурно-образовательной среды Орловской губернии
Аннотация. Преподаватели с университетским образованием, работавшие в гимназиях, внесли существенный вклад в развитие региона, до того времени лишенного среднего образования. В их числе - основоположники библиотечного, газетного дела, учредители первых музыкальных коллективов, ученые, работавшие над созданием учебников для российских школ, писатели и философы. Данная статья посвящена вопросам влияния преподавательского состава гимназий на становление культурно-образовательной среды Орловской губернии.
Ключевые слова: гимназия, дореволюционное образование в России, Орловская губерния, история народного образования в провинции, культурно-образовательная среда. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современные исследователи среди приоритетов развития России отмечают необходимость технологического прорыва, внедрения инновационных технологий, высокого уровня образования населения [1]. Добиться этого без знания истории образования, понимания роли учителя в развитии культурно-образовательной среды невозможно.
Среди учителей, работавших в провинциальных гимназиях, было немало лиц, занимавшихся научной и просветительской деятельностью, являвшихся авторами книг. Известно, к примеру, что учитель русского языка Елецкой гимназии В. Н. Фери имел печатный труд «Хрестоматия избранных произведений в стихах». Были свои произведения у учителя географии Н. К. Казанцева («Русская география») и преподавателя природоведения В. К. Овечникова. Общеизвестно, что В. В. Розанов вместе с преподавателем греческого языка П. Д. Первовым перевел «Метафизику» Аристотеля. Сам Розанов по ходатайству директора Елецкой гимназии в 1890 г. пошел на повышение: был произведен в чин коллежского советника. И в это время в Ельце написал знаменитую «Легенду о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского»; опубликованная в начале 1891 г. в «Русском вестнике», она выдержала три издания. Такие примеры можно видеть и в других гимназиях губернии.
Одним из выдающихся наших земляков-филологов является Иван Михайлович Белоруссов, человек, который много сделал для становления методики преподавания русского языка как науки. Долгое время он служил директором мужской гимназии Орла и преподавал русский язык [2]. Из-под его пера вышли такие учебники и учебные пособия, как «Учебник теории словесности», «Учебник по русской грамматике», удостоенный премии Петра Великого, «Краткая русская грамматика», «Синтаксис русского языка в исследованиях Потебни» и др. [3]
Иван Михайлович Белоруссов был директором Орловской гимназии с 1884 по 1897 г. [4] Проблемам филологии он посвятил немало своих работ, среди которых статья, помещенная в журнале «Филологические записки» (1898 г. № 1) под назва-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Перцев В. В. Преподаватели гимназий как фактор развития культурно-образовательной среды Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16137.htm.
нием «Заметки по литературе». Она в основном посвящена теории и истории западноевропейской литературы. Как отмечает доцент кафедры русской литературы XX-XXI вв. и истории зарубежной литературы ОГУ Т. М. Кривина, тот материал, который проанализирован в данной статье, сегодня в лучшем случае является объектом рассмотрения на филологических факультетах университетов. Во-первых, здесь высвечены важные аспекты теории литературы: И. М. Белоруссов обращается к ряду эстетических трудов, начиная с «Поэтики» Аристотеля; он также анализирует специфику таких литературных направлений, как классицизм и романтизм. Во-вторых, в статье дан достаточно глубокий обзор отдельных этапов в истории западной культуры, сопровождаемый рядом интересных замечаний о преемственности, новаторстве и подражании в литературном процессе. В-третьих, исследователь уделяет внимание творчеству наиболее ярких зарубежных авторов - Рабле, Корнеля, Расина, Мольера, Шиллера, Гете, Байрона и др. Особое место в работе занимает проблема перевода и русско-зарубежных литературных связей.
И. М. Белоруссов, как следует из текста публикации, владел древнегреческим и французским языками. В его подходе к художественным явлениям привлекает не только глубокая эрудиция, но и свобода суждения. Однако, при безусловной научной эрудиции И. М. Белоруссова, более всего заинтересовывает в данном труде даже не сам анализируемый здесь материал, а тот факт, что этот материал был ориентирован на гимназистов. Как считает Т. М. Кривина, такой подход к преподаванию литературы в средних учебных заведениях нам стоит возродить, так как наша задача - воспитывать в школе человека многосторонне развитого, владеющего категориями «диалога культур» [5].
Во многом именно эти образованные люди формировали культурно-образовательную среду региона. Ярким примером влияния преподавателя гимназии на развитие культуры в губернии является преподаватель Орловской гимназии Петр Андреевич Азбукин. Он окончил Орловскую губернскую мужскую гимназию, нравственно-политический факультет Московского университета. После окончания университета преподавал русскую словесность в Орловской губернской мужской гимназии и каталогизировал книги в школьной библиотеке. Он много сделал для развития книжной культуры г. Орла.
Его знания и опыт пригодились при организации в Орле первой публичной библиотеки, учрежденной в 30-х гг. XIX в., он был ее первым директором. Впоследствии он же становится первым редактором «Орловских губернских ведомостей», начавших выходить с января 1838 г., и способствовал, таким образом, становлению первой орловской газеты на самом раннем этапе ее существования [6]. Кроме того, П. А. Азбукин составил «Историко-статистическое описание городов Орловской губернии», опубликованное в 28-м томе «Журнала Министерства внутренних дел». За этот труд автор в 1837 г. был награжден бриллиантовым перстнем [7].
Еще один преподаватель, много сделавший для г. Орла, Фердинанд Осипович Поганка (1812 - после 1860), родился в Австро-Венгрии. В 1840 г. поступил на российскую службу, оставаясь австрийским подданным. Выдержав экзамен в Харьковском университете, в конце 1843 г. был определен учителем немецкого языка Орловской мужской гимназии. С 1846 г. преподавал также немецкий язык в Орловском Бахтина кадетском корпусе. Поганка - один из первых исследователей природы Орловского края. В 1851 г. им совместно с А. С. Тарачковым был составлен ценный гербарий орловской флоры [8]. Его имя упоминается в архиве в связи с созданием им первой библиотеки иностранной литературы в г. Орле. 30 декабря 1844 г. Поганка обратился к орловскому губернатору П. И. Трубецкому с прошением об открытии в Орле частной библиотеки «для французского и немецкого чтения», которая, по его мнению, должна была предоставить
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Перцев В. В. Преподаватели гимназий как фактор развития культурно-образовательной среды Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16137.htm.
«возможность познакомиться с новейшими произведениями современных авторов» [9]. Библиотека начала функционировать с 1845 г.
Можно найти много нитей, связывающих развитие культурно-образовательной среды г. Орла с преподавателями гимназий. Еще в 1816 г. в Орле появился журнал «Друг россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский Российский журнал», являвшийся первым в Орле периодическим изданием. В это время в России имелось лишь два провинциальных журнала - в Астрахани и Харькове. В течение двух лет вышло шесть номеров журнала. Затем он выпускался под новым названием - «Отечественный памятник» [10].
Издателем журнала был старший учитель истории, статистики, древности, мифологии и римско-латинских языков Орловской мужской гимназии Ф. Ф. Орля-Ошме-нец, поляк по происхождению. Цель журнала он видел в утверждении дружбы славяно-российских и польского народов посредством их просвещения.
12 января 1873 г. начала выходить первая частная газета «Орловский справочный листок», утвержденная к печатанию 20 декабря 1872 г. Ее издателем был воспитатель Орловской Бахтина военной гимназии статский советник А. С. Тарачков. 8 марта 1876 г. из Главного управления по делам печати поступило сообщение о разрешении изменить название газеты на «Орловский вестник». 14 марта того же года вышел первый номер с новым названием.
Таким образом, преподаватели гимназий фактически стояли у истоков зарождения библиотечного и издательского дела в губернии, способствуя общему просвещению населения. О том, что открытие газет способствовало росту культуры, свидетельствует также такой факт: при редакции газеты «Орловский вестник» была открыта библиотека, в которой имелось до 10 тысяч томов книг, полное собрание энциклопедических словарей, библиографических пособий, карт и пр. [11]
Начиная с пятого класса и по восьмой класс в Орловской Николаевской гимназии в начале XX в. уроки пения у воспитанниц гимназии преподавал чешский музыкант Франц Вацлавович Зика. Он был ведущим преподавателем по классу скрипки в Музыкальных классах Орловского отделения РМО, а с 1909 г. их директором. Педагогическую деятельность он сочетал с широкой пропагандой симфонической и камерной музыки в городе. По его инициативе в Орле был создан знаменитый ансамбль, в который входили А. Я. Дубровкин, Г. А. Меерович и А. Б. Зискинд. Этот квартет сохранялся в Орле до 1920 г. [12]
В начале XX в. директором Орловской 1-й гимназии был статский советник Осип Антонович Петрученко. Он преподавал латинский, греческий, немецкий, французский языки, написал учебники по ним для средних учебных заведений.
Многие преподаватели гимназий принимали активное участие в создании в г. Орле воскресных школ. 21 августа 1860 г., в воскресенье, в здании уездного училища открылась воскресная школа для желающих всех сословий, в которой обучали Закону Божию, грамоте, письму и счислению. Школа была бесплатной. Книги, бумага, «аспидные доски» и прочие учебные принадлежности выдавались ученикам «безденежно» в самой школе [13]. В течение 1860-1861 гг. в Орле открылись три мужские и одна женская воскресная школа. Преподаватели работали безвозмездно. В 1862 г. воскресные школы в Орле, как и везде в России, были закрыты «по соображениям благонадежности».
До революции была введена единая форменная одежда для всех гражданских чинов министерства народного просвещения (далее - МНП). Им полагалась парадная, праздничная, обыкновенная, особая будничная и дорожная одежда. За срок службы от 20 лет назначалась пенсия в 1/2 оклада. 25-летняя работа учителем давала
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Перцев В. В. Преподаватели гимназий как фактор развития культурно-образовательной среды Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16137.htm.
возможность получить пенсию в размере годового оклада. Каждые пять лет работы сверх этого прибавляли еще 1/5 пенсии. При службе в гимназиях свыше 10 лет и при выходе на пенсию в полную отставку полагалось единовременное пособие в размере годового оклада [14].
В случае выхода на пенсию по состоянию здоровья, при службе от 10 до 15 лет выплачивалась 1/3 оклада; от 15 до 20 лет - 2/3, а более 20 лет службы - полный оклад в качестве пенсии. Если бывший учитель не мог обходиться без посторонней помощи, пенсия выплачивалась в следующих размерах: за службу от 5 до 10 лет - 1/3 оклада, от 10 до 15 - 2/3; от 15 лет - полный оклад. Для семей пенсионеров (живых и умерших) существовали еще некоторые льготы. Если человек прослужил в любом ведомстве МНП, то его дети получали пособие на учебу в любом заведении система МНП. После смерти учителя гимназии пенсия выплачивалась его семье [15].
Звание заслуженного учителя присваивалось попечителем учебного округа по представлению педагогического совета гимназии лицам, прослужившим в звании учителя 15 лет и зарекомендовавшим себя опытностью и прилежанием. Заслуженный учитель получал прибавку к должностному окладу: 150 рублей для учителей прогимназий, а для учителей гимназий, имеющих высшее образование, 250 рублей. Прибавки эти принимались во внимание и при исчислении пенсии по выслуге 25 лет.
Качество знаний, даваемых в стенах классических гимназий, обеспечивалось высоким уровнем преподавателей, многие из которых имели университетское образование. Требовательность к преподавателям мужских гимназий была более высокой, чем женских. Среди преподавателей Орловской гимназии были академики (И. П. Александров), депутаты Учредительного собрания (Ф. Д. Крюков), писатели (Н. А. Вербицкий-Антиохов), лауреаты премии Петра Великого (И. М. Белоруссов) и т. д. [16]
Учителя мужских классических гимназий преподавали и в женских гимназиях. Именно они составляли педагогический костяк таких учебных заведений. А. Ветошко отмечает: открытый в 1877 г. Е. П. Чибисовой женский пансион (женская гимназия с 1881 г.) наибольшую известность приобрел в конце XIX в., когда ее начальницей стала М. В. Гиттерман: «Успешной работе заведения способствовал высокий уровень образования ее учителей. Мужчины-преподаватели, как правило, являлись выпускниками Московского и Санкт-Петербургского университетов, а также Московской и Киевской духовных академий, Санкт-Петербургского историко-филологического университета. Среди женщин-учительниц большинство составляли выпускницы женских гимназий, но были и окончившие Санкт-Петербургский педагогический институт, специальные педагогические курсы» [17].
Согласно штатному расписанию, которое было приложено к Уставу 1871 г., в гимназии предполагалось иметь 12 учителей. Кроме них в штат входили директор и инспектор гимназии, учитель Закона Божия. Кроме того, в гимназии работали учителя сверх штата (преподаватели пения, гимнастики, музыки, гигиены) [18].
Из всего сказанного видно, насколько важную роль играл преподаватель классической гимназии в провинции. Во многом именно эти люди стояли у истоков исследовательской и просветительской деятельности, зачастую происходило это по их собственной инициативе: так они были воспитаны. Но и государство не оставалось в стороне от проблем учителя гимназии. Во многом современный педагог позавидовал бы преподавателю старой гимназии. Например, по гимназическому уставу 1871 г. недельная нагрузка учителя составляла 12 часов [19]. Учителя (включая директора и инспектора) считались на государственной службе и пользовались теми же правами, что и все государственные служащие (выслуга, звания, пенсии, награды).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Перцев В. В. Преподаватели гимназий как фактор развития культурно-образовательной среды Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16137.htm.
О характере наград можно судить по сведениям из отчетов о деятельности Елецкой гимназии, приводимых В. Н. Мезиновым и М. В. Яровиковым: «Государь Император по удостоению комитета Г. Г. Министров в 21 день декабря 1874 г. соизволил пожаловать за отличие по службе преподавателя Елецкой гимназии Степановского орденом Св. Анны 3-й степени и письмоводителя гимназии Лукашова П. С. денежною наградой в количестве 100 рублей, а по удостоению Святейшего Синода в 3-й день апреля 1875 г. законоучителя гимназии Священника Селихова - камилавкою» [20].
Преподаватели гимназии имели высокие чины статских и надворных советников. К примеру, приехавший в Елец В. В. Розанов, после пяти лет работы учителем в Брянской четырехклассной прогимназии имел уже VIII чин (коллежского асессора), равный воинскому штабс-капитану, дававшему личное дворянство и обращение «ваше высокоблагородие». И за учительский труд к тому времени он был уже награжден орденом Св. Станислава 3-й степени [21].
В конце XIX - начале XX в. учителей для гимназий, реальных училищ, кроме университетов, готовили два историко-филологических института - в Петербурге и Нежине [22]. С целью повышения профессионализма работающих учителей появился закон об отпуске из Государственного казначейства средств на устройство «Временных педагогических курсов для подготовки преподавателей средних учебных заведений и на командировки учителей с ученой целью за границу». И. В. Смотрова отмечает, что учителя губернии получали педагогическое образование не только в России, но и Германии. Тот факт, что государство не жалело средств для содержания, а также обучения учителей за границей, безусловно, свидетельствует, насколько высок был статус учителя до революции [23]. Немало интересных биографических фактов об учителях, служивших в учебных заведениях Ельца в дореволюционное время, можно найти в статье [24].
Даже в женских гимназиях, не предназначенных для подготовки к университету, уровень преподавательского состава был высок. Многие преподаватели мужских гимназий, как уже было сказано выше, одновременно совмещали свою работу и в женских -так что и в женских гимназиях педагогический состав был хорошим. И это характерно не только для Орловской губернии. Как отмечает И. Н. Мамкина, «положительными чертами женских гимназий Забайкальской области являлся высокий образовательный и профессиональный уровень педагогических коллективов. Более 70% преподавателей имели высшее образование, 100% имели право преподавания в учебных заведениях» [25].
Как видно из приведенных выше сведений, преподаватели провинциальных гимназий были весьма талантливыми и образованными людьми и внесли огромный вклад в дело развития культурно-образовательной среды Орловской губернии.
Ссылки на источники
1. Литвинова Ж. Б., Литвинова И. В. Проектирование и реализация личностно-центрированного подхода в курсе изучения физики и информатики // Актуальные проблемы права, экономики и управления: материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск: РИО САПЭУ, 2016. - Вып. XII. - С. 330.
2. Стрижова Е. Л. Иван Михайлович Белоруссов // Всероссийская научно-практическая конференция «Вклад земляков-орловцев в развитие и становление российской науки, культуры, образования»: материалы пленарного заседания. - Орел, 2003. - С. 61.
3. Там же. - С. 62.
4. Кривина Т. М. Зарубежная литература в Орловской гимназии к XIX века // Духовное воспитание как фактор интеграции образования, культуры и науки в современном российском обществе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26 марта 2004 г.). - Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2004. - С. 176.
5. Там же. - С. 177.
Перцев В. В. Преподаватели гимназий как фактор развития культурно-образовательной среды Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16137.htm.
' 1 научно-методический электронный журнал
6. Жукова Ю. В. Петр Андреевич Азбукин // Деятели книжной культуры Орловского края: библиогр. указ. / сост. Р. И. Реуцкая, В. Г. Сидоров. - Изд. 2-е, доп. и испр. - Орел: «Орлик», 2003. - С. 19.
7. Там же. - С. 18.
8. Жукова Ю. В. Поганка Фердинанд Осипович // Деятели книжной культуры Орловского края: библиогр. указ. / сост. Р. И. Реуцкая, В. Г. Сидоров. - Изд. 2-е, доп. и испр. - С. 102.
9. ГАОО. - Ф. 580. - Ст. 2. - Д. 166. Дело о рассмотрении прошения учителя Орловской гимназии Ф. Поганки о дозволении ему открыть в г. Орле частную библиотеку для чтения произведений писателей на немецком и французском языках. 1844 г. - 41 л.
10. Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566-2000 годы. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2003. - С. 76.
11. Там же. - С. 142.
12. Комарова Г. Н. Музыкальное образование в женских гимназиях орловской губернии // Развитие музыкальной культуры Орловщины: прошлое и настоящее: сб. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. В. П. Афанасьев, В. И. Юдина. - Орел: ОГУ, 2004. - С. 31.
13. Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566-2000 годы. - С. 114.
14. Флит Н. В. Школа в России в к. XIX - начале XX вв.: метод. пособие. Государственные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. - Л., 1991. - С. 55.
15. Там же. - С. 56.
16. Веркеенко Г. П., Казакова О. Ю. Вклад земляков-орловцев в становление и развитие науки, культуры и образования // Всероссийская научно-практическая конференция «Вклад земляков-орловцев в развитие и становление российской науки, культуры, образования»: материалы пленарного заседания. - Орел, 2003. - С. 5.
17. Ветошко А. От мадам Лёвен до госпожи Гиттерман // Орловский вестник. - 2000. - 10 авг.
18. Флит Н. В. Указ. соч. - С. 8.
19. Там же. - С. 50.
20. Мезинов В. Н., Яровиков М. В. Гимназическое образование в Ельце // Педагогическое краеведение Липецкой области: учеб. пособие. Ч. 1 / кол. авт.; под ред. В. П. Кузовлева и Е. П. Белозерцева. -Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2000. - С. 81.
21. Горлов В. П. Кавалер святого Станислава // Красное знамя. - 2002. - 24 окт.
22. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX века / под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова и др. - М.: Педагогика, 1991. - С. 145.
23. Смотрова И. В. Становление и развитие гимназического образования в России в 19 - начале 20 вв. (на материале Саратовской губернии): дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2003. - С. 80.
24. Саввина О. А., Перцев В. В. Сюжеты для составления коллективного портрета учителей дореволюционных учебных заведений г. Ельца // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2014. - № 05 (май). - ит_: http://e-koncept.ru/2014/14118.htm.
25. Мамкина И. Н. Женские гимназии Забайкальской области (по материалам государственных архивов Забайкальского края и Иркутской области) // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 2 (30). - С. 94.
к г' ниегл
Vladimir Pertsev,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of mathematics and Technique of Its
Teaching, Yelets State University, Yelets
Teachers of gymnasiums as the factor of cultural-educational development of the Oryol province Abstract. Teachers with university education, who work in the public schools, have made a significant contribution to the development of the Oryol region, which had no secondary education before. Among them were founders of libraries, newspaper business, first musical groups, scientists working on the creation of textbooks for Russian schools, writers and philosophers. The paper focuses on the impact of the faculty of gymnasiums on the development of cultural and educational environment of the Oryol province.
Key words: gymnasium, pre-revolutionary education in Russia, Orel province, history of public education in
province, cultural and educational environment.
References
1. Litvinova, Zh. B. & Litvinova, I. V. (2016). "Proektirovanie i realizacija lichnostno-centrirovannogo podhoda v kurse izuchenija fiziki i informatiki", Aktual'nye problemy prava, jekonomiki i upravlenija: materialy mezhdu-narodnojnauchno-prakticheskojkonferencii, RIO SA-PJeU, Irkutsk, vyp. XII, p. 330 (in Russian).
2. Strizhova, E. L. (2003). "Ivan Mihajlovich Belorusov", Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija "Vklad zemljakov-orlovcev v razvitie i stanovlenie rossijskoj nauki, kul'tury, obrazovanija": materialy plenarnogo zasedanija, Orel, p. 61 (in Russian).
3. Ibid., p. 62.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Перцев В. В. Преподаватели гимназий как фактор развития культурно-образовательной среды Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16137.htm.
4. Krivina, T. M. (2004). "Zarubezhnaja literatura v Orlovskoj gimnazii k XIX veka", Duhovnoe vospitanie kak faktor integracii obrazovanija, kul'tury i nauki v sovremennom rossijskom obshhestve. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26 marta 2004 g.), Orlovskij gosudarstvennyj institut iskusstv i kul'tury, Orel, p. 176 (in Russian).
5. Ibid., p. 177.
6. Zhukova, Ju. V. (2003). "Petr Andreevich Azbukin", in Reuckaja, R. I. & Sidorov, V. G. (eds.). Dejateli knizhnojkul'tury Orlovskogo kraja: bibliogr. ukaz., izd. 2-e, dop. i ispr., "Orlik", Orel, p. 19 (in Russian).
7. Ibid., p. 18.
8. Zhukova, Ju. V. (2003). "Poganka Ferdinand Osipovich", in Reuckaja, R. I. & Sidorov, V. G. (eds.). Dejateli knizhnoj kul'tury Orlovskogo kraja: bibliogr. ukaz., izd. 2-e, dop. i ispr., "Orlik", Orel, p. 102 (in Russian).
9. GAOO. F. 580. St. 2, D. 166. Delo o rassmotrenii proshenija uchitelja Orlovskoj gimnazii F. Poganki o dozvolenii emu otkryt' v g. Orle chastnuju biblioteku dlja chtenija proizvedenij pisatelej na nemeckom i francuzskom jazykah. 1844 g., 41 l. (in Russian).
10. (2003). Orel iz veka v vek. Letopis' osnovnyh sobytij. 1566-2000 gody, Izd-vo ORAGS, Orel, p. 76 (in Russian).
11. Ibid., p. 142.
12. Komarova, G. N. (2004). "Muzykal'noe obrazovanie v zhenskih gimnazijah orlovskoj gubernii", in Afanas'ev, V. P. & Judina, V. I. (eds.). Razvitie muzykal'nojkul'tury Orlovshhiny: proshloe i nastojashhee: sb. tr. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf., OGU, Orel, p. 31 (in Russian).
13. (2003). Orel iz veka v vek. Letopis' osnovnyh sobytij. 1566-2000 gody, Izd-vo ORAGS, Orel, p. 114 (in Russian).
14. Flit, N. V. (1991). Shkola v Rossii v k. XIX- nachale XX vv.: metod. posobie. Gosudarstvennye gimnazii, progimnazii, domashnee obuchenie, jeksternat, Leningrad, p. 55 (in Russian).
15. Ibid., p. 56.
16. Verkeenko, G. P. & Kazakova, O. Ju. (2003). "Vklad zemljakov-orlovcev v stanovlenie i razvitie nauki, kul'tury i obrazovanija", Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija "Vklad zemljakov-orlovcev v razvitie i stanovlenie rossijskoj nauki, kul'tury, obrazovanija": materialy plenarnogo zasedanija, Orel, p. 5 (in Russian).
17. Vetoshko, A. (2000). "Ot madam Ljoven do gospozhi Gitterman", Orlovskij vestnik, 10 avg. (in Russian).
18. Flit, N. V. (1991). Op. cit., p. 8.
19. Ibid., p. 50.
20. Mezinov, V. N. & Jarovikov, M. V. (2000). "Gimnazicheskoe obrazovanie v El'ce", in Kuzovlev, V. P. & Belozercev, E. P. (eds.). Pedagogicheskoe kraevedenie Lipeckoj oblasti: ucheb. posobie. Ch. 1 EGU im. I. A. Bunina, Elec, p. 81 (in Russian).
21. Gorlov, V. P. (2002). "Kavaler svjatogo Stanislava", Krasnoe znamja, 24 okt. (in Russian).
22. Dneprov, Je. D., Egorov, S. F. et al. (eds.) (1991). Ocherkiistorii shkolyipedagogicheskojmyslinarodov SSSR. KonecXIX- nachalo XX veka, Pedagogika, Moscow, p. 145 (in Russian).
23. Smotrova, I. V. (2003). Stanovlenie i razvitie gimnazicheskogo obrazovanija v Rossii v 19 - nachale 20 vv. (na materiale Saratovskojgubernii): dis. ... kand. ped. nauk, Saratov, p. 80 (in Russian).
24. Savvina, O. A. & Percev, V. V. (2014). "Cjuzhety dlja sostavlenija kollektivnogo portreta uchitelej dorevo-ljucionnyh uchebnyh zavedenij g. El'ca", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 05 (maj). Available at: http://e-koncept.ru/2014/14118.htm (in Russian).
25. Mamkina, I. N. (2012). "Zhenskie gimnazii Zabajkal'skoj oblasti (po materialam gosudarstvennyh arhi-vov Zabajkal'skogo kraja i Irkutskoj oblasti)", Gumanitarnyj vektor, № 2 (30), p. 94 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 11.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.05.16
Принята к публикации Accepted for publication 14.05.16 Опубликована Published 28.07.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Перцев В. В., 2016
www.e-koncept.ru