Вестник КазНМУ, №2(2)- 2014
УДК 573.001.25:331.43:378.147
А.Г. НАЖМЕДЕНОВА, Л.Ж. АЛЕКЕШЕВА, С.А. АМИРЕЕВ
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
ПРЕПОДАВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ
В статье раскрыта проблема биобезопасности и биозащиты от опасных патогенов при работе с ними и для окружающей среды, опыт подготовки магистрантов и интернов для усовершенствования их знаний и умений для будущей профессии по специальности «гигиена и эпидемиология»
Ключевые слова: биологическая опасность, биологическая защита, образовательная программа
Озабоченность проблемой биобезопасности и биозащиты растет как в обществе, так и среди специалистов. Особенно актуальной становится обеспечение безопасности объектов, где приходится работать с биологическими материалами повышенной опасности - различных научно-исследовательских центров, производственных предприятий микробиологической промышленности и т.п. Изучаемая дисциплина складывается из различных составляющих: защиты персонала; контроля за распространением и передачей биологически опасных материалов как внутри страны, так и за ее пределами; предупреждение и ликвидация последствий событий, вызванных воздействием биологических факторов;охраны объектов, потенциально опасных с биологической точки зрения. В сферу защиты от биологических угроз попадают разработки ученых, которые не связаны с какими-то патогенами, а простозанимаются проблемами биотехнологии или микробиологии. Поскольку сегодня очень трудно разделить проблемы благоприятного и неблагоприятного воздействия результатовнаучных исследований на общество, постоянно встает вопрос выстраивания системы дополнительного контроля за этими процессами. Специалисты, работающие в области биобезопасности и биозащиты, должны быть информированы о необходимости соблюдения этических и моральных норм в своей работе, препятствующих использованию результатов их исследований не в интересах общества, по нераспространению биологической опасности [1,2,3,4].
С этой целью на кафедре эпидемиологии Казахского Национального медицинского университета была внедрена образовательная программа по данной проблеме. С 2012-2013 учебного года на кафедре начата подготовка магистрантов по специальности 6М110100 «Медицина» в объеме 150 часов, интернов 6,7 курсов по специальности «Общая медицина», направление подготовки «Гигиена и эпидемиология» -180 часов. В процессе подготовки к изучению дисциплины мы применили основные принципы модели медицинского образования КазНМУ, ориентированные на развитие у магистрантов и интернов пяти компетенций: конгинитивной (знаний), операциональной (практических навыков), аксиологической (коммуникативных навыков), навыков по применению правовых документов и самообразование [5]. При изучении этой дисциплины магистранты и интерны приобретали знания и умения по следующим разделам этой большой проблемы: потенциал международного сотрудничества в области биобезопасности; вопросы биобезопасности на микробиологических объектах, где происходит работа с биопатогенными микроорганизмами; разработка систем международного реагирования по предотвращению и контролю за инфекционными болезнями; возникающие инфекционные болезни - как причины биологических катастроф; глобальное реагирование на угрозу глобальных заболеваний; разработка общепринятой методологии понимания и оценки биологических рисков, международного глоссария по биобезопасности и биозащите. Целью изучения дисциплины является формирование у магистрантов и интернов на основе компетентностного подхода современных научных знаний и практических навыков по биологической безопасности и биологической защите, обучение учету спектра биологических рисков, основ биологической этики, процессу управления биорисками. Для формирования когнитивного компонента изучаются следующие темы:
• современные классификации опасных биологических агентов по группам риска и патогенности;
• характеристика объектов с учетом уровня биобезопасности, правила пользования шкафами биобезопасности;
• основы биологической безопасности и биологической защиты;
• научные знания о технике безопасности при работе с патогенным материалом;
• принципы и практика лабораторной безопасности;
• принципы биоэтики;
• процесс управления рисками, мероприятия по снижению биорисков в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных документов в области биологической безопасности и биозащиты;
• принципы правильного и безопасного забора проб, обеззараживания, хранения и транспортировки опасных биологических агентов как внутри страны, так и за ее пределами;
• система обеспечения эффективности, безопасности, защиты и качества на всех этапах проведения исследований опасных биологических агентов в лаборатории;
• способы и техника дезинфекции, деконтаминации помещений лаборатории, средств индивидуальной защиты;
• управление опасными биологическими отходами;
• правила упаковки, транспортировки, перевозки и получения опасных биологических материалов.
Формирование операционального компонента связано с изучением следующих проблем:
• оценка, управление и снижение рисков в лаборатории;
• проведение оценки лаборатории на соответствие принятым правилам и нормам
• навыки безопасного использования шкафа биологической безопасности;
• выбор, надевание и снятие СИЗ в зависимости от уровней биобезопасности;
• проведение примерочного теста для респираторов
• деконтаминация помещений лаборатории, оборудования, шкафов
биобезопасности;
• забор биоматериала;
• утилизация биологически опасных отходов
• разработка стандартных операционных процедур (СОП), необходимых для
ежедневной работы в лаборатории, исследующей опасные биологические агенты;
• проведение инспекционной проверки и аудита лабораторий в области оценки соблюдений требований биологической безопасности и защиты;
• разработка мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Аксиологический компонент формируется, выполняя следующие требования:
• соответствовать и выполнять свои должностные обязанности;
• устанавливать положительный психологический климат в лаборатории;
• действовать в соответствии со схемами оповещения об опасности при возникновении аварий/происшествий;
• оценивать поведение персонала на рабочем месте;
• профессионально грамотно излагать свою точку зрения. Обучающиеся изучают правовые вопросы:
Вестник КазНМУ, №2(2)- 2014
• международные регуляторные документы в области биологической
безопасности и биологической защиты;
• государственные нормативно - правовые акты (документы), регламентирующие деятельность в области биологической безопасности и
биологической защиты;
• разделы должностных инструкций по вопросам биологической безопасности и защиты сотрудников на рабочем месте.
Также на цикле магистранты и интерны повышают самообразование по следующим направлениям:
• самостоятельно и регулярно повышают свою профессиональную квалификацию по вопросам биобезопасности и биозащиты;
• занимаются сбором и анализом научной информации;
• самостоятельно анализируют результаты своей профессиональной деятельности;
• самостоятельно оценивают потенциальные риски в своей профессиональной деятельности.
Опыт преподавания новой образовательной программы по биологической безопасности и биологической защите диктует необходимость расширения границ подготовки с привлечением педагогов смежных кафедр и специалистов в этой области. В этой связи нами проводится интегрированный элективный курс совместно с кафедрой инфекционных болезней и Центром коллективного пользования КазНМУ. Интерны по специальности «гигиена и эпидемиология» и магистранты в дальнейшей своей работе используют эти специфические знания и практические навыки. Перед ними открываются перспективы участвовать в работе лабораторий особо опасных инфекций разного уровня (BSL) в системе новой структуры здравоохранения - Агенства по защите прав потребителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Некрасова Л.Е., Жолшоринов А.Ш. , Мека-Меченко Т.В. и. др. Внедрение системы управления рисками на опасных биологических объектах Казахстана (руководство для практических врачей) // - Алматы: 2012. - 30 с.
2 Международный стандарт CWA 15793:2008; CWA 15793:2011 «Управление лабораторными рисками» от 05.08.2009г. - 350 с.
3 D.O. Fleming, D.L. Hunt, D.C. Washington. Biological safety: principles and practices// Ed.: ASM Press.- 2000.- 624 p.
4 Практическое руководство по биологической безопасности в лабораторных условиях// ВОЗ. - Женева: 2004. - 400 с.
5 Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова // - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - выпуск 1,часть 4. - 68 с.
А.Г. НАЖМЕДЕНОВА, Л.Ж. АЛЕКЕШЕВА, С.А. АМИРЕЕВ
БИОЛОГИЯЛЫК К;АУ1ПС1ЗД1К ЖЭНЕ БИОЛОГИЯЛЫК КОРГАУДЫ Б1Л1М беру багдарламасымен о;ыту
Туйш: Ма^алада аса 1^аутт патогендермен жумыс жасау барысында био^аутазджт жэне био^оргауды са^тау тал^ыланган. Осы мэселе бойынша магистрант жэне интершдерге бiлiмi мен 1^аб1летЫ жетiлдiру ушт о^у багдарламасы дайындалган.Осы багдарлама бойынша гигиена жэне эпидемиология мамандыгыныц магистранттарымен интерЫдерЫ заманауй дайындаудыц о^у эдiсi бертген. ТYйшдi свздер: био^аутсвдт, био^оргау, б^м беру багдарламасы
A.G. NAZHMEDENOVA, L.Zh. ALEKESHEVA, S.A. AMIREEV
TEACHING EDUCATIONAL PROGRAM ON BIOLOGICAL SECURITY AND BIOLOGICAL SAFETY
Resume: We teach the problem of biosafety and biosecurity of dangerous pathogens for workers and for the environment. We have described the experience of preparing graduates and interns to improve their knowledge and skills for their future profession in "Hygiene and Epidemiology" Keywords: biosafety, biosecurity, educational program
УДК 616-036.22
А.К. ТЕКМАНОВА, Т.К. БЕКБОСЫНОВ
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗНОГО ТИПА Г. АЛМАТЫ
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения необходимо изучение одного из важных показателей и ведущего критерия здоровья детского организма - физического развития. Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь закономерностям, оно зависит от сложного комплекса факторов окружающей среды и генетических особенностей. Ключевые слова: физическое развитие, дети и подростки, состояние здоровья, факторы риска
В системе здравоохранения и образования одной из главных и важных задач является поиск путей сохранения и укрепления здоровья учащихся в школьных образовательных учреждениях. Особенно актуально это в городах, расположенных в экологически неблагополучных регионах страны, к которому относится город Алматы. Одной из наиболее чувствительных к воздействию факторов окружающей среды и условиям жизнедеятельности групп населения являются дети и подростки, поэтому именно они становятся объектами
изучения, наблюдения и анализа состояния здоровья во взаимосвязи со средой обитания. Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма -физического развития.
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой - степень этого созревания на каждом данном отрезке