Научная статья на тему 'Преподавание физики в системе дистанционного обучения через Internet в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения'

Преподавание физики в системе дистанционного обучения через Internet в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
193
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИКА / PERSONNEL PREPARATION / REMOTE TRAINING / PHYSICS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Лысенко Виктор Григорьевич

Сегодня информационные технологии обучения интенсивно внедряются в систему образования, в том числе, в высшую школу. Во многих вузах страны разрабатываются системы дистанционного обучения через Internet. В Московском институте энергобезопасности и энергосбережения эта работа ведется с 2005 г. на базе программного продукта MOODLE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Лысенко Виктор Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today a training information technology intensively takes root into an education system, including, in the higher school. In many high schools of the country systems of remote training through Internet are developed. At the Moscow institute of power safety and power savings this work is conducted since 2005 on the basis of MOODLE software product.

Текст научной работы на тему «Преподавание физики в системе дистанционного обучения через Internet в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения»

Научно-методические проблемы и новые технологии образования

39 =

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 621.3.064.3

Преподавание физики в системе дистанционного обучения через Internet в Московском институте энергобезопасности и энергосбережения

В. Г. Лысенко,

кандидат технических наук, доцент кафедры естественнонаучных и общетехнических дисциплин МИЭЭ

Сегодня информационные технологии обучения интенсивно внедряются в систему образования, в том числе в высшую школу. Во многих вузах страны разрабатываются системы дистанционного обучения через Internet. В Московском институте энергобезопасности и энергосбережения эта работа ведется с 2005 года на базе программного продукта «MOODLE».

Ключевые слова: подготовка персонала, дистанционное обучение, физика.

Курс физики соответствует государственному образовательному стандарту, читается в течение четырех семестров и содержит следующие части:

Физические основы механики. Молекулярная физика и термодинамика;

Электромагнетизм;

Физика колебаний и волн. Оптика. Квантовая физика;

Физика атома. Физика твердого тела. Основы ядерной физики.

Вначале изложена программа курса, приведен рекомендуемый график изучения дисциплины и методические рекомендации для студентов, даны основная и дополнительная литература.

Каждая часть электронного курса содержит введение, а теоретическая часть разбита на разделы, которые, в свою очередь, состоят из отдельных тем (глав электронной книги). Каждая тема состоит из подразделов (параграфов).

Любой подраздел реализован с использованием ресурса «лекция», в конце которого добавлены вопрос или задача для контроля знаний, полу-

ченных студентом в этом подразделе. При отсутствии правильного ответа студенту предлагается снова повторить и разобраться в изложенном материале. При правильном ответе студент имеет возможность перейти к следующему подразделу. Таким образом, вся теоретическая часть разбита на небольшие порции с обязательным контролем полученных студентом знаний.

В конце темы приведены контрольные вопросы для самопроверки.

В электронном курсе предусмотрены по каждой теме семинарские занятия, на которых рассматриваются решения типовых задач.

Кроме теоретического материала, электронный курс содержит обязательные контрольные работы, которые выполнены с использованием ресурса «тест». Каждому студенту случайным образом предлагается решить по пять задач на каждый раздел курса. Например, контрольная работа по разделу «Физические основы механики» выглядит следующим образом.

шишиииИ

= 40

Энергобезопасность и энергосбережение

Просмотр. Контрольная работа 1. Физические

основы механики

Начать заново

Question 1 Баллов: —/1

131. Локомотив трогается с места и движется с ускорением a1 = 2 м/с2. Через время t = 10 с после начала движения двигатель выключается и локомотив движется до остановки равнозамедленно. Коэффициент трения ктр=0,1, g = 9,8 м/с2. Найдите наибольшую скорость и , время t движения локомотива, его ускорение a2 при равнозамедленном движении полное расстояние s. Результат получите в системе СИ, округлите до двух значащих цифр после запятой. Размерность не указывать.

Скорость I I м/c

Время I I ________ c

Ускорение a^ '—'м/c2 Расстояние О м

Отправить

Отправить

Отправить

Question 4 Баллов: —/1

197. Рассчитайте отношение е/т0 заряда электрона к его массе при скорости электрона, много меньшей скорости света, и отношение e/m при скорости, равной 95 % скорости света. Сравните эти отношения между собой. Результат получите в системе СИ, округлите до двух значащих цифр после запятой. Размерность не указывать.

Отношение e/m-01 |

Отношение e/m

Отправить

Question 5 Баллов: —/1

152. Вагон массой m=16 т двигается с начальной скоростью ^0=60 км/ч и под действием силы трения

F

my

Question 2 Баллов: —/1

104. С высоты h =100 м под углом к горизонту a = = 30о брошено тело со скоростью U0, g=9,8 м/с2. Найдите время полета тела t, начальную скорость U0, скорость в момент его удара о землю и угол Р°, который составит вектор скорости с горизонтом в точке его падения, если оно пролетело по горизонтали путь s=250 м.

Результат получите в системе СИ, округлите до двух значащих цифр после запятой. Размерность не указывать.

Время с

Начальная скорость м

Скорость в момент удара м/с

Угол 0

через некоторое время останавливается. Найдите работу А силы трения и коэффициент трения ктр, если вагон прошел до остановки путь в=1 км, g=9,8 м/с2. Результат получите в системе СИ, округлите до двух значащих цифр после запятой. Размерность не указывать.

Работа □ Дж

Коэффициент трения

Отправить

Сохранить, но не отправлять Отправить страницу

Отправить все и завершить тест

Question 3 Баллов: —/1

164. Однородный маховик радиусом R=0,25 м и массой m=15 кг вращается в вертикальной плоскости с угловым ускорением вокруг оси, проходящей

горизонтально через его центр. Касательная сила F=20 Н приложена к ободу маховика. Найдите угловое ускорение e, частоту вращения n и кинетическую энергию диска '^к через время t=20 с после начала движения. Результат получите в системе СИ, округлите до двух значащих цифр после запятой. Размерность не указывать.

Угловое ускорение рад/с2

Частота вращения об/с

Кинетическая энергия Дж

Студент имеет возможность, решив отдельную задачу и не завершая теста, отправить решение и получить ответ на вопрос, правильно или неправильно он решил задачу. При правильном ответе на все задачи он может завершить тест. При неправильном ответе студенту необходимо снова вернуться к этой задаче и работать до получения верного ответа.

При составлении задач для контрольных работ использовались вопросы типа «вложенные ответы». Такой подход позволяет вводить численный ответ с допуском. Нами был выбран допуск ± 5%.

Отличительной особенностью курса физики является наличие лабораторных работ. Лабораторные работы базируются на методических материалах, изложенных в [1, 2]. При разработке лабораторных работ для системы дистанционного обучения использовались ИавЬ-технологии. К настоящему времени разработано более двадцати лабораторных работ по всем частям физики.

Каждая лабораторная работа состоит из четырех разделов: теоретической части, допуска студентов к лабораторной работе, практической части и отчета с контрольными вопросами.

Теоретическая и практическая части к лабораторной работе реализованы с использованием ресурса «лекция», а допуск к работе и отчет реализованы с использованием ресурса «тест». Процесс настройки ресурсов к лабораторной работе изложен в [3].

Студент после проработки теоретической части переходит к «Исходным данным для расчетов и проведения эксперимента к лабораторной работе». Допуск студента состоится в том случае, когда он правильно проходит тест с исходными данными, а именно, числовой ответ, введенный им, отличается

НВИЯИИШИ'

Научно-методические проблемы и новые технологии образования

41 ==

не более ± 5% от истинного значения. После этого студент переходит к практической части лабораторной работы. Таким образом, неподготовленный студент не допускается к выполнению работы, что, на наш взгляд, повышает качество обучения.

Практическая часть лабораторной работы содержит описание компьютерной модели исследуемого физического явления, органов регулировки параметров, рабочего задания и таблиц для внесения экспериментальных данных.

В качестве примера приведена практическая часть к лаб. работе № 7.2 «Квантово механическая модель атома водорода».

Описание компьютерной модели

Модель предназначена для иллюстрации строгого решения задачи о состояниях атома водорода при значениях главного квантового числа п = 1, 2 и 3. При графическом изображении радиальных распределений вероятности удобно в качестве переменной величины использовать нормированное отношение р=г/гі, где Гі - радиус первой боровской орбиты.

В верхней части экрана высвечиваются радиальные распределения ^р)|2или р2^р)|2.

Функция р2^р)|2 является аналогом плотности вероятности обнаружения электрона в сферическом слое [г, г+йг] на различном расстоянии р=г/гі от ядра атома и имеет такой же физически наглядный смысл, как и на рис.1.

В верхней части экрана воспроизводятся для заданных значений квантовых чисел п, I, т пространственные распределения радиальной части функции |R( р)|2 или функции р 2|R(р )|2, а в нижней части экрана - квадрат волновой функции |у |2 или функция р2|у |2 (электронное облако).

Л Л

У \1/ V

-30 -15 ° 15 30

Квантовые числа

п = [ Г"

/» Г^""Й

т = 1 1

Волновая функция

Р = г/г, г,= 0.529 -ю"10 м

• • • •

Тип изображении

О |К(р)|2 • р21ВД12

Рис. 1. Компьютернаямодельатома водорода

Рабочее задание.

1. Подготовьте табл. 1.

2. Установите значение главного квантового числа п=1, (1=п-1=0, т=±1=0). Этот случай соответствует 1 б состоянию электрона в атоме водорода. В окошке «Тип изображения» установите точку для изображения функции р2^р)|2 и нажмите клавишу «Показать». По графику в верхней части рисунка определите нормированный радиус р=г/гр где Г1=0,529-10-10 м и заполните первые 6 колонок первой строки ^=1) табл. 1. В колонке 7 нарисуйте вид электронного облака.

Таблица 1

к п 1 т Краткая запись состояния электрона в атоме Нормированный радиус р, соответствующий максимуму плотности 91 19 вероятности р2Щр)|2тах Эскиз электронного облака

1 1 0 0

2 2 0 0

3 2 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 2 1 + 1

5 2 1 -1

6 3 0 0

7 3 1 0

8 3 1 +1

9 3 1 -1

10 3 0

11 3 2 +1

12 3 2 -1

13 3 2 +2

14 3 2 -2

стишиииИ

= 42

Энергобезопасность и энергосбережение

3. Аналогичным образом, изменяя значения квантовых чисел п, I, т, заполните остальные строки (к=2-14) табл. 1.

Отметим, что инженеру-энергетику XXI века необходимо иметь элементарные представления о современном квантово-механическом подходе к описанию атома водорода, который является основным элементом водородной энергетики энергетики будущего [4]. Поэтому нами была включена в цикл лабораторных работ вышеприведенная работа.

При разработке квантово-механической модели атома водорода нам пришлось обратиться к трудам Л.Д. Ландау [5]. Ниже даны формулы, описывающие волновые функции атома водорода Уп, I, т(Р, в, Р)=Кп, 1(Р)У1, т(в, Р), которые являются решением уравнения Шредингера. Радиальная функция Яп г(р) для квантовых чисел п, I зависит от нормированного радиуса р=г/а, где

а=Г1= 5,2910-11 м - радиус первой боровской орбиты, а угловые функции У1, т(9, р) зависят от углов (0, р), в сферической системе координат.

Выпишем несколько первых радиальных функций [3], необходимых для построения компьютерной модели:

Й10(р)=2е-Р,

Й2о(Р)=(1/20,5)е-р/2(1-р/2),

Кзо(р)=(2/3)(1/30,5)е-р/3(1-2р/3+(2/27)(р2)), Й21(р)=(1/2)(1/60,5)р е-р/2,

Кз1(рН8/27)(1/6°,5) р е-р/3(1-р/6), К32(р)=(4/81)(1/300,5) р2е-р/3.

Компьютерная модель иллюстрирует строгое решение задачи о состояниях атома водорода при значениях главного квантового числа п= 1, 2 и 3.

Выражения для несколько первых волновых функций с учетом угловых функций Уг, т(0, р) имеют вид [3]:

|уш(г,0, р)|2=(1/Р )е-2р ,

|У2ОО(Г,0, Р)|2=(1/(8 Р))е-р(1-р/2)2,

2=(1/(32 я)) р 2 е-р соб20

2=(1/(64 я)) р2е-р бш20,

У300(Г,0, р)|2=(1/(27 я)) е-2р/3[(1-2р/3+(2/27)( р2)]2,

У210(гД Ф)

УшМ, Ф)

У310(гД Ф)

Уш(гД Ф)

Уш^0, Ф)

У321(г,0> Ф)

У322(гД Ф)

2=(8/(272 я)) р2 е-2р/3(1-р/6)2соБ20,

2=(4/(272 я)) р2 е-2р/3(1-р/6)28Іп20,

2=(1/(19683 2 я)) р4е-2р/3(1-3со820)2, (1/(6561- я)) р4е-2р/3 С082 0БШ20, (1/(6561-4я )) р4е-2р/3БШ40.

В верхней части экрана высвечиваются радиальные распределения |йп, г(р)|2 или р2|Кп, г(р)|2.

В нижней части экрана в положении переключателя «Тип изображения» |йп,г(р)|2 отображается в полярных координатах пространственное распределение вероятности |уп I т(г,0, р)|2; в положении переключателя «Тип изображения» р2|-Кп, г(р)|2 отображается пространственное распределение вероятности р2|уп I т(г,д, р)|2 (электронное облако).

Отметим, что программисты МИЭЭ под руководством Е. Г. Губского успешно справились с задачей построения компьютерной квантово-механической модели атома водорода и тем самым подняли уровень обучения наших студентов на должную высоту.

При оценке качества полученных знаний была принята следующая шкала оценок: 20% - за освоение теоретического материала; 40% - за безупречное выполнение контрольных работ; 40% - за полное выполнение лабораторных работ. Таким образом, студент, безошибочно выполнивший все элементы, набирает 100%. Работа студента, набравшего 80 - 100%, оценивается «отлично», 70 -80% - «хорошо», 60 - 70% - «удовлетворительно».

Отметим, что на кафедре естественнонаучных и общетехнических дисциплин Московского института энергобезопасности и энергосбережения изложенная в статье концепция построения системы дистанционного обучения физики внедрена, прошла апробацию в 2008-2009 гг. и доказала свою состоятельность и надежность.

Отдельные вопросы построения системы дистанционного обучения требуют обсуждения и доработки.

Литература

1. Открытая физика. Полный интерактивный курс физики. Ч. 1. Механика. Механические колебания и волны. Термодинамика и молекулярная физика / Под ред. С. М. Козела. ООО «Физикон», 2005.

2. Открытая физика. Полный интерактивный курс физики. Ч. 2. Электродинамика. Электромагнитные колебания и волны. Оптика. Основы специальной теории относительности. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра / Под ред. С. М. Козела. ООО «Физикон», 2005.

3. Губский Е. Г. Концептуальный подход к организации виртуальных лабораторных работ по физике в системе дистанционного обучения «MOODLE»//Энергобезопасность и энергосбережение. - 2008.- № 4.

4. Манаев О. И. Динамика и структура энергетики // Энергобезопасность и энергосбережение.- 2008.- № 4.

5. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Квантовая механика. Т. 3. 4-е изд.- М.:Наука, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.