ния государя императора Николая Александровича, 21 окт. 1894. - 8 сент. 1902. - СПб.: Канцелярия ком-та министров, 1902. - 127 с.
6. Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов: полем. заметки. - Л.: Лениздат, 1984. - 287 с.
7. Как была крещена Русь. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 320 с.
8. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. - М.: «Изд-во АЛЬФА-КНИГА», 2009. - 1279 с.
9. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5-ти т. Т. 3: Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: ФиС, 1956. - 439 с.
10. ЛомоносовМ.В. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. 6: Труды по русской истории, общественноэкономическим вопросам и географии 1747-1765 гг. -М.: Академия наук, 1952. - С. 382-402.
11. Лосский Н. О. История русской философии. -М.: Сов. писатель, 1991. - 480 с.
12. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. -1998. - №> 1. - С. 81-86.
13. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: В 4 ч. Ч. I: Религиозные начала цивилизованной структуры человечества и духовные истоки русской цивилизации. - М.: Студия «Вече», 2001. - 560 с.
14. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с.
15. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли / отв. ред. М.Н. Громов, В.В. Мильков. - М.: Наука, 2000. - 376 с.
16. Христианство и Русь / под общ. науч. ред. А. Белова. - М.: Наука, 1988. - 136 с.
17. Государственный Архив Архангельской Области (ГААО). ПСЗРИ. Т. XXXVI, ч. I: 1861 г. от № 36490-37190. - Собрание второе. - СПб.: В тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1863. -1057 с.
18. ГААО. ПСЗРИ. Т. XXXVI, ч. II: 1861 г. от № 37191-37826. - Собрание второе. - СПб.: В тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1863. -1096 с.
19. ГААО. ПСЗРИ. Т. XXXVIII, ч. I, От-ние первое: 1863 г. от № 39117-40024. - СПб.: В. тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1866. - 1100 с.
20. ГААО. ПСЗРИ. Т. II: 1882 от № 586-1292 и дополнения. - Собрание третье. - СПб.: В гос. тип., 1886. - 1098 с.
21. Государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 2165. Оп. 1. Д. № 1-146: Лесгафт П.Ф. 1850-1909. Сведения о педагогической и научной деятельности. Рукописи. Личные документы // Ф. Лесгафт П.Ф. - Врач - анатом.
УДК 372.8 (091)
Борсук Вера Андреевна
Московский гуманитарный университет Ьо^ик- vera@mail. ги
ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИМНАЗИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
В статье рассматривается преподавание английского языка в отдельных гимназиях России в XIX — начале XX веков, в таких, как: в гимназии при Московском университете, в Архангельской гимназии и в гимназии имени И. и А. Медведниковых. Сначала гимназии в России в XIX веке не имели характерного метода при преподавании живых иностранных языков, в частности английского языка, а использовали старую методику древних языков. Только в начале XX века был применен новый — «натуральный» метод, приемлемый для живых иностранных языков, в частности для английского языка, когда надо было осваивать английский язык репродуктивно, т.е. научить гимназистов устному, разговорному английскому языку естественным путем, как был усвоен родной — русский, с погружением в языковую среду.
Ключевые слова: гимназия, гимназическое образование, преподавание английского языка.
Отечественная гимназия Х1Х-ХХ веков являлась элитарным учебным заведением, ориентированным на предоставление общего образования, с правом поступления в университет. Преподавание английского языка в гимназии ставило своей целью расширение диапазона образовательно-воспитательных функций английского языка, которое осуществлялось с 1828 года по новому Уставу гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского.
Преподавание английского языка вводилось в учебный курс гимназии постепенно, по мере необходимости.
Начиная с 1791/92 годов (8-12 часов), английский язык преподавали в академических гимназиях (для дворян и разночинцев) при Московском университете, так как первый ректор гимназий Иоганн Матиас Шаден видел необходимость в изучении иностранных языков и стремился поставить их преподавание на высокий уровень [2, с. 31; 3, с. 70].
В Архангельской Ломоносовской гимназии преподавание английского языка началось с 1835 года [ 1,
234
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Борсук В.А., 2012
с. 91], а также в гимназии нового типа им. И. и А. Мед-ведниковых вместо греческого языка с 1901 года [7, с. 81-97].
Сведений о преподавании английского языка в академических гимназиях при Московском университете в Центральном историческом архиве г. Москвы не сохранилось.
Известно, что курс обучения был одинаков в обоих отделениях гимназии как для дворян, так и для разночинцев. Обе гимназии были разделены на четыре школы, школы делились на классы. Так, в первой школе - российской были классы: грамматика, стихотворство и красноречие. Вторая, латинская, имела грамматику и синтаксис латинского языка. Третья школа, научная, состояла из арифметики, геометрии, географии и философии. В четвертую школу были включены языки европейские: немецкий, французский, итальянский, позже английский и греческий (для желающих - восточные).
П.И. Страхов, профессор Московского университета, пишет в своем труде «Краткая история академической гимназии, бывшей при Императорском Московском университете», что академическая гимназия, готовила своих выпускников «к разным родам государственной службы и прочим общественным занятиям» [6, с. 3]. В академической гимназии и в Московском университете изучались почти те же предметы, но в университете «пространно», в гимназии «сокращенно» [6, с. 4].
Основное правило гимназии и университета руководило его учредителей: «Науки не терпят принуждения и между благороднейшими упражнениями человеческими справедливо счисляются» [6, с. 5]. Каждый ученик мог учиться в любом классе столько, насколько позволяли средства, обстоятельства и его способности. В академической гимназии разрешалось гимназистам выбирать предметы для изучения, которые им были необходимы [6, с. 7-8].
Занятия в старших классах гимназии вели профессора университета и адъюнкты, в младших классах - способные студенты. Гимназистам разрешалось выбирать себе преподавателя для дальнейшего обучения [3, с. 70]. Весьма важными фигурами на уроках были «авдиторы», которые назначались из лучших учеников и помогали преподавателям и надзирателям в контроле за остальными. «Авдиторы» должны были проверять домашнее задание, что сводило функции учителя к объяснению нового материала и общему руководству [3, с. 71].
О значении вышеуказанной гимназии можно судить по тем выпускникам-гимназистам, которые закончили данные гимназии: писатель Д.И. Фонвизин, дипломат Я.И. Булгаков, Г. А. Потемкин.
В Архангельской Ломоносовской гимназии, как пишут Н.К. Кизель и Вл.И. Мазюкевич в своей работе «Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии (1811-1911 гг.)», также преподава-
ли английский язык. Он был введен Уставом 1828 года Министерства народного просвещения.
В Архангельской Ломоносовской гимназии уроки английского языка были необязательными для всех учащихся, и проводились они, начиная с IV класса по средам на двух последних уроках [1, с. 91]. Причиной введения уроков английского языка послужили заявления на имя директора именитых горожан, так как в городе Архангельске находилось много английских торговых контор, в которых именитые горожане хотели видеть в лице торговых представителей России своих детей. После принятия нового Устава 1828 года учебный план Архангельской гимназии изменился. Был составлен проект дополнительного курса коммерческих наук и английского языка директором гимназии Ю.А. Ковалевским. Из-за отсутствия денежных средств у Городского Общества курс коммерческих наук не был учрежден, а преподавание английского языка было введено с 1 августа 1835 года [1, с. 64].
Первым преподавателем английского языка в Архангельской губернской гимназии был Илья Смит -пастор англиканской церкви. Илья Смит должен был преподавать английский язык в Архангельской гимназии с 1 августа 1835 года по 1 августа 1836 года, но прослужил Илья Смит до 1839 года [1, с. 65-66]. 15 мая 1839 года И. Смит покинул город Архангельск. С 1839 года по 1863 год сменилось еще несколько преподавателей английского языка, но все они были иностранцы.
Постановка преподавания по всем предметам, включая и преподавание английского языка, в гимназии, судя по отзывам, помещавшимся директором в годовых отчетах, была вполне удовлетворительна [1, с. 92].
В связи с тем, что в городе Архангельске торговлю с зарубежными странами осуществляли купцы иногородние и что заграничные конторы в городе Архангельске не брали на работу русских служащих, потребности в русских торговых представителях не было. Поэтому найти работу после окончания реального курса со знанием английского языка при Архангельской гимназии было невозможно. Несмотря на то, что при открытии реального отделения в Архангельской гимназии большая часть гимназистов изъявила желание учиться в нем, из-за отсутствия приличной работы количество учащихся в реальном отделении значительно уменьшилось, были случаи, когда выпускников не было вообще. Поэтому в сентябре 1949 года директор Архангельской губернской гимназии И.А. Никольский предложил закрыть реальный курс, но ходатайство не было удовлетворено высшим начальством [1, с. 107].
Согласно предписанию попечителя с 11 мая 1865 года Архангельская губернская гимназия стала реальной гимназией. Реальный курс коммерческих наук, открытый при гимназии в 1841 году, был закрыт в 1866 году [1, с. 132].
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
235
Английский язык в Архангельской губернской гимназии больше не преподавался.
По Уставу от 31 июля 1871 года Архангельская гимназия была преобразована в классическую гимназию, где преподавались древние языки: латинский и греческий и современные языки: французский и немецкий.
В правительственной московской мужской гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых также преподавался английский язык. Это была гимназия нового типа и учреждена с учетом недостатков средней школы, изложенных в циркулярном письме Министра народного просвещения Николая Павловича Боголепова от 8 июля 1899 года.
Директор данной гимназии нового типа Василий Павлович Недачин написал основные принципы, определяющие учебно-воспитательный строй и дух гимназии: необходимо сблизить школу с семьей на почве взаимопомощи не только материальной, но и внутренней через общение воспитателей с родителями, основанной на взаимном доверии и на общности интересов; освободить школу от бюрократического школьного режима; относиться к детям с любовью и доверием; осуществлять индивидуальный подход к детям; устранить специализацию отдельных школьных предметов; рационально построить программы, улучшить методы преподавания с перенесением центра тяжести на классную работу и облегчением домашнего труда; ввести предметы, имеющие особое значение для национального и жизненного характера школы: русский язык, русскую литературу и историю, природоведение и новые языки ближайших культурных соседей родной страны, с которыми она имеет тесную связь и общение [5, с. 239-245].
С осени 1903 года по 1908 год педагогический совет гимназии издавал собственные программы до 8 класса и объяснительные записки к ним. Программы Медведниковской мужской гимназии значительно отличались от программ гимназий Министерства народного просвещения и основывались на изложенных выше принципах директора данной гимназии.
Принцип постепенности в обучении древним и живым языкам осуществлялся таким образом, что новый иностранный язык начинал преподаваться не ранее, как через двух-трехлетний промежуток. Количество уроков преподавания новых языков было увеличено, применялась самая новая и усовершенствованная методика. С пятого класса вводился английский язык (с большим количеством уроков) [7, с. 81-97].
В данной гимназии уже применялся продвинутый метод обучения английскому языку - естественный или натуральный, что говорит о внедрении характерного метода преподавания английского языка в гимназии России в начале ХХ века.
Основным пособием для гимназистов был «Практический учебник английского языка по наглядному методу» А.В. Мак-Клиланда и Макса Фишера, 1,
2 тома, изданные в городе Москве в 1898 и 1899 гг. Данные учебники были составлены по образцу учебников известного американского педагога М. Берлица, одного из представителей натурального метода. Данное явление указывает на популярность учебников М. Берлица и его натурального метода в нашей стране.
Объяснительная записка к программе по английскому языку не была представлена, может быть, потому, что этот предмет был необязательным для всех учащихся. Но, исходя из объяснительной записки к программам французского и немецкого языков, можно сделать вывод, что новым языкам в гимназии имени И. и А. Медведниковых уделялось огромное внимание. Так, гимназисты после прохождения курса обучения новым иностранным языкам до 8 класса должны уметь читать в подлиннике произведения авторов средней трудности, понимать иностранную речь и вести разговор, знать ведущих иностранных авторов и их работы. Все обучение основывалось на натуральном методе, который предполагал усвоить разговорный иностранный язык естественным путем, как был усвоен русский, то есть погружение в языковую среду было необходимым условием для усвоения иностранного языка, в частности английского. При этом большое значение имели: разговор, чтение, письмо, грамматика. Обучение разговорной речи было главным направлением в обучении иностранному языку (для нас: английскому) в данной гимназии. Обладая навыком устной речи, гимназисты через три месяца легко могли приступать к чтению и письму на английском языке. Центром обучения становилась книга для чтения, которая располагала свой лексический и грамматический материал в строгой постепенности, расширяя кругозор маленьких гимназистов и последовательно ведя их от простых и обыденных представлений до сложных и отвлеченных понятий. Позже книга для чтения заменялась художественными книгами, соответствующими развитию гимназиста. Чтение являлось средством изучения собственно английского языка, которое сопровождалось следующими приемами: упражнение в чтении с хорошим произношением; парафраз предложений с заменой времени, лица, чисел; пересказ по вопросам; связный рассказ прочитанного; заучивание наизусть стихотворений и рассказов. Параллельно с усвоением навыка чтения гимназисты осваивали письмо, но писали они твердо изученный и хорошо знакомый материал. Сначала учащиеся списывали из книг хорошо изученные статьи, затем писали диктант на основе изученных статей, письменный парафраз в виде ответов на легкие вопросы, изложение содержания прочитанных статей, из-
236
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ложение прочитанной учителем на уроке статьи. Перевод с русского языка начинался в старших классах, а к переводу с английского языка обращались только для проверки усвоения учеником смысла читаемого. Грамматикой гимназисты занимались при усвоении разговорной речи, чтения и письма, причем они сами выводили грамматические правила из изученного материала. Но успех в освоении английского языка заключался в личных качествах преподавателя, «в живой и энергичной классной работе, непрерывно призывающей ученика к деятельности, возбуждающей в нем интерес и здоровое умственное напряжение» [5, с. 239-245].
Применение нового метода - натурального метода на уроках английского языка и соблюдение принципов, среди которых: принцип единства знаний и поведения, принцип наглядности, принцип научности в обучении, принцип прочности и осознанности, принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности, активности, самодеятельности и самый главный принцип - принцип индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка, позволяют утверждать, что гимназия имени Медведниковых являлась передовой отечественной гимназией и примером для подражания другими учебными заведениями России.
Преподавание английского языка в данных гимназиях проложило широкую дорогу в освоении данного предмета, и в дальнейшем английский язык как предмет становится одним из основных предметов в гимназии и в средней школе России.
Введение предмета - английский язык - в учебный курс отечественной гимназии, начиная
с 1828 года, имело огромное значение для подготовки гимназистов к поступлению в университет и для дальнейшей практической деятельности, что решало кадровую проблему в нашей стране.
Библиографический список
1. Кизель Н.К., Мазюкевич Вл.И. Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии (1811-1911). - Архангельск: Типо-лит. С.М. Павлова, 1912.
2. Любжин А.И. Академические гимназии при Московском Университете // Лицейское и гимназическое образование. - 1998. - N° 2. - С. 21-24; № 3. -С. 25-37.
3. Любжин А.И. Академические гимназии при Московском Университете // Педагогика. - 2002. -№ 4. - С. 69-75.
4. Московский университет в воспоминаниях современников. - М.: Современник, 1989. - С. 27.
5. Недачин В.П. Основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни мужской гимназии им. И. и А. Медведниковых (1901-1904). - М., 1904. - С. 239-245.
6. Страхов П.И. Краткая история академической гимназии, бывшей при Императорском Московском университете // В воспоминание 12-го января 1755 года. Учено-литературные статьи профессоров и преподавателей Императорского Московского университета, изданные по случаю его столетнего юбилея. - М.: Изд-во «Моск. ун-т», 1855. - С. 3-63.
7. Христофорова Н.В. Российские гимназии ХУШ-ХХ веков. - М.: ГЛК Шичалина, 2001. - 8197 с., 158-160 с.
УДК 37
Вдовин Виталий Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕФЕКТЫ РАЗВИТИЯ, В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.
В статье проведен анализ краеведческих документов о деятельности ярославских органов образования, направленной на социально-педагогическую помощь детям-сиротам, имеющим дефекты развития, в годы Великой Отечественной войны. Материал данной статьи может быть рекомендован для социальной работы на современном этапе.
Ключевые слова: социально-педагогическая помощь, социально-педагогическое сопровождение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с дефектами развития.
В Германии после прихода Гитлера к власти «идеи фашизма и традиции немецкой национальной системы специального образования оказались несовместимы». С установлением фашистской диктатуры гуманные рассуждения о необходимости заботы о слабых и обездоленных рассматривались как «проявление гнилой сентиментальности, чуждой духу национал-социализма». В Советском Союзе, напротив, педагогичес-
кая и государственная мысль исходили из того, что «какова бы ни была причина умственной отсталости ребёнка, как бы ни была тяжела болезнь его нервной системы (даже если эта болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие». Поэтому даже в годы Великой Отечественной войны происходило развитие сети специальных детских домов для умственно отсталых детей, совершенствование методик социально-педагогической работы
© Вдовин В.В., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
237