РЕОДОАЕНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
УДК 316.73
С. А. Буторов
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена анализу развития важнейших тенденций современной культуры в посттоталитарном обществе. Значительное место уделяется характеристике специфических последствий тоталитаризма в России и Германии, а также в других странах. Культура в посттоталитарном обществе рассматривается как сложная и противоречивая система ценностей. Автор исследует эту систему на примере России, Грузии, Белоруссии, Таджикистана, Украины, а также других бывших советских республик. В статье отмечается, что в ряде вновь образовавшихся государств на постсоветском пространстве за последние годы наметилась тенденция восстановления тоталитарных методов правления, прежде всего в области культуры и духовной сфере. Статья также поднимает вопрос о том, каким образом решается проблема преодоления тоталитарного прошлого в других странах. В статье сделан вывод, что процесс преодоления тоталитаризма в современной культуре в России и в других странах, образовавшихся после распада бывшего СССР, будет продолжительным и займёт не один год. Это обусловлено особенностями исторического развития этих стран, их национальными обычаями и традициями, а также менталитетом народов этих государств.
Ключевые слова: культура, тоталитаризм, посттоталитарное общество, преодоление последствий тоталитарных форм правления в сфере культуры и искусства.
S. A. Butorov
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation,
The article is devoted to the analysis of the development of the main trends in modern culture post-totalitarian society. Special attention is paid to the characteristic of specific difference of overcoming the adverse impact of totalitarism in Russia and in Germany as well as in other countries. Culture in post-totalitarian society is considered as a long, complex and contradictory process, Examines this system in Russia, Georgia, Belorussia, Ukraine, Tadjikistan and in other post-soviet republics. The article notes that in a number of newly established states in the post-soviet is in the process of revival of totalitarian forms government, first of all in the field of culture and spiritual sphere. The article reflects also the question of how the problem of overcoming of totalitarian past is solved in other countries. After the collapse of the socialist system and the dissolution of the USSR there were established organizations in a number of European countries designed to investigate the crimes of totalitarian regimes.
Keywords: culture, totalitarism, post-totalitarian society, overcoming the adverse impact of totalitarian forms of government in the sphere of culture and art.
БУТОРОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — доктор философских наук, профессор кафедры иностранных языков Московского государственного университета культуры и искусств
BUTOROV SERGEY ALEKSEEVICH — Full Doctor of Philosophy, Professor of Department of Foreign Languages, Moscow State University of Culture and Arts
141406
OVERCOMING THE TOTALITARIAN PAST IN CONTEMPORARY CULTURE
e-mail: rector@mguki.ru © Буторов С. А., 2014
Проблеме преодоления последствий тоталитарной формы правления в России и в других странах мира за последние годы был посвящён ряд исследований как отечественных, так и зарубежных обществоведов [4, 7, 8, 9, 10].
между тем, на наш взгляд, было бы ошибочно полагать, что все аспекты данной темы всесторонне изучены и она утратила актуальность. «Революция роз» в Грузии в конце 2003 года, а также события на украине 2013—2014 годов со всей наглядностью продемонстрировали, что в государствах ещё с неустоявшимися демократическими традициями приход к власти правоэкстре-мистских сил не только возможен, но и при активной политической и финансовой поддержке внешних сил был успешно реализован. Между тем нельзя не отметить, что в недостаточной степени остаётся пока изученным такой вопрос, как роль культуры в преодолении последствий тоталитаризма.
Ряд представителей российской и западной научной и общественно-политической мысли нередко в качестве «эталона» решения этой проблемы приводят формы и методы, которые применялись в Германии после капитуляции нацистского режима. Проводившаяся после крушения Третьего рейха денацификация предусматривала, прежде всего, очищение государственной, общественно-политической, экономической и культурной жизни страны от последствий нацистского режима; уничтожение национал-социалистической партии, её филиалов и подконтрольных им организаций; роспуск всех нацистских учреждений и обеспечение того, чтобы они не возродились ни в какой другой форме; предотвращение всякой нацистской деятельности и пропаганды; привлечение к суду лиц, виновных в военных преступлениях против мира и человечности, а также активных нацистов; удаление нацистов со всех постов, отмена нацистского законодательства; устранение нацистских доктрин из системы народного образования, сфер науки, культуры и искусства и т.д
После краха советской тоталитарной системы в научный оборот был введён термин «декоммунизация», что подразумевало теоретическую и практическую деятельность, направленную на отказ от коммунистических идеалов, на устранение коммунистической идеологии из всех сфер жизни общества. Некоторые российские обществоведы, настаивавшие на проведении в России декоммунизации, предлагали осуществить комплекс мер по аналогии с процессом денацификации Германии. На наш взгляд, германский опыт преодоления нацистского прошлого был бы губительным для нашей страны. Во-первых, эти меры противоречили российскому законодательству, в первую очередь — Основному закону Российской Федерации. Так, подписанный в ноябре 1991 года Указ Президента России о приостановке деятельности КПСС и Коммунистической партии рсфср, их имуществе и роспуске Конституционный суд в 1992 году признал антиконституционным. Во-вторых, инициировавшаяся тогда Б. Н. Ельциным и его ближайшим окружением идея об организации суда над КПСС неизбежно привела бы к окончательному расколу российского общества и непременно обернулась бы гражданской войной. Наконец, в-третьих, денацификация Германии осуществлялась в соответствии с решениями Потсдамской конференции 1945 года, в которой приняли участие главы государств «большой тройки» антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании) и которая проходила под контролем западных оккупационных властей.
В отличие от Германии, преодоление последствий тоталитарного прошлого (прежде всего, в сфере культуры) как в россии, так и в других государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве (за исключением стран Балтии), проходит не революционным, а эволюционным путём. Ещё до окончательного краха советской тоталитарной системы в страну из эмиграции стали возвращаться выдающиеся деятели теат-
рального и музыкального искусства, ученые и писатели, которые были высланы из страны за так называемую антисоветскую деятельность или — покинули Советский Союз добровольно — в знак протеста против проводимой политическим руководством страны внутренней и внешней политики.
В числе первых, кто вернулся на историческую Родину в начале 1990 года из вынужденной зарубежной ссылки, были всемирно известный виолончелист, пианист и дирижёр М. Л. Ростропович и его супруга — выдающаяся оперная певица Г. П. Вишневская. Следует отметить, что переживавшая трудности в тот период партийно-государственная номенклатура, тем не менее, достаточно холодно встречала своих соотечественников, возвращающихся из зарубежа, и с явным нежеланием принимала решение о признании допущенной в марте 1978 года политической ошибки, когда великие мастера музыкального искусства были лишены советского гражданства и государственных наград. Принятое в то время политическим руководством страны решение сопровождалось широко развёрнутой в средствах массовой информации пропагандистской кампанией о якобы проводимой М. Л. Ростропо-вичем и Г. П. Вишневской за рубежом антисоветской деятельности. Во мартае1978 года ведущие советские газеты посвятили ряд своих публикаций описанию жизни семьи музыкантов как людей, «порочащих советский общественный строй и высокое звание гражданина СССР» [5].
Несопоставимая по сравнению с 1978 годом сдержанность была проявлена официальной властью и средствами массовой информации СССР в январе 1990 года, когда семья М.Л. Ростроповича вернулась на Родину. 17 марта 1990 года газета «Правда», орган ЦК КПСС, проинформировала своих читателей, что 16 января в Кремле под председательством Председателя Верховного Совета СССР М. С. Горбачёва состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором обсуждались вопросы,
связанные с проведением 3-й сессии Верховного Совета. В опубликованной информации также сообщалось, что Указом Президиума Верховного Совета СССР восстановлены в гражданстве М.Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, одновременно были признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении их государственных наград и почётных званий народный артист СССР [2].
Практически по аналогичному сценарию произошло изгнание и возвращение на историческую Родину выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы А. И. Солженицына. 12 февраля 1974 года он был арестован, обвинён в измене Родине, лишён советского гражданства и 13 февраля был выслан из страны. Однако прежде чем выслать А. И. Солженицына из СССР, в обществе была развёрнута против него и других диссидентов мощная пропагандистская кампания. 31 августа 1973 года в газете «Правда» было опубликовано открытое письмо группы советских писателей с осуждением А. И. Солженицына и А. Д. Сахарова, «клевещущих на наш государственный и общественный строй» [11].
Но со временем , из-за агонии тоталитарной системы правления, в СССР отношение к творчеству и деятельности А. И. Солженицына стало меняться. Увидели свет многие его произведения. 18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде» была опубликована статья писателя «Как нам обустроить Россию», в которой он высказывал идеи об основах построения новой жизни народа и государства. В 1990 году А. И. Солженицын был восстановлен в советском гражданстве с последующим прекращением уголовного дела, а в декабре того же года он был удостоен Государственной премии РСФСР за произведение «Архипелаг ГУЛАГ».
27 мая 1994 года А. И. Солженицын вместе с семьёй вернулся на Родину. В середине 1990-х годов личным распоряжением Пре-
зидента россии Б. н. Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове. Столь щедрыми жестами Б. н. Ельцин и его окружение пытались задобрить вчерашнего диссидента, сделать из него кремлёвского писателя. однако А. и. Солженицын до последних дней своей жизни оставался неподкупным и верным своим принципам независимости и непреклонности. Свидетельством тому служит отказ писателя от ордена Святого апостола Андрея Первозванного, которым он был награждён в 1998 году. «от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу», — публично заявил он [6].
во многом повторил участь а. и. солженицына-изгнанника другой известный российский соотечественник A.A. Зиновьев — учёный-логик, социолог и философ, участник Великой Отечественной войны. За издание книги «Зияющие высоты» (1970-е годы, Швейцария), в которой автор в юмористической форме описал общественную жизнь ссср, в августе 1978 года он был лишён всех научных званий, военных наград, а затем с семьёй выслан из страны в фрГ. в последние годы жизни в ссср и в эмиграции А. А. зиновьев считался «известным советским диссидентом». Между тем сам философ всегда утверждал, что диссидентом он никогда не был [1].
в 1990 году А. А. зиновьеву восстановили советское гражданство, а в 1999 году он вернулся на историческую Родину и стал жёстким критиком глобального капитализма. В своих работах последних лет он последовательно проводил мысль о том, что западный мир во главе сшА, финансируя «цветные революции» в различных частях света, уверенно движется по пути к мировому господству и тайно стремится вызвать «цепную реакцию» распада России, как это произошло в 1991 году с советским союзом.
Русофобской и открыто националистической после краха советской тоталитарной системы стала позиция значительной
части деятелей науки, культуры и искусства Украины. Исключением, безусловно, является творчество такого известного советского и украинского актёра театра и кино, как Б. с. ступка. за свою карьеру в кинематографе ступка был удостоен около 15 кинонаград и призов, включая «нику» и три «Золотых орла». В последние годы творчества, после того как ступка снялся в ряде российских фильмов, далее зарубежные, скептически настроенные критики признали значительный вклад с. Б. ступки в мировой кинематограф. Среди последних работ актёра одной из самых ярких стала роль Тараса Бульбы в одноимённом фильме известного российского режиссёра В. Борт-ко. своей игрой украинский актёр не только сумел создать образ эпического героя гоголевской повести, но и правдиво показать пример мужественного исполнения гражданского долга.
Другим известным украинским и российским деятелем театрального искусства, творчество которого разрушало существовавшие догмы и стереотипы, господствовавшие в 70—80-е годы прошлого столетия, был р. Г. виктюк. в условиях жёсткого прессинга и строгой цензуры режиссёр стремился донести до зрителя такие формы и элементы художественного творчества, которые заставляли его мыслить о добродетели и зле по-новому, не «по-советски». Система отторгала эту новизну. Поставленный р. г. виктюком в студенческом театре мгу имени м. в. ломоносова спектакль по пьесе драматурга л. с. петрушевской «уроки музыки» был запрещён. Постановка в 1988 году на сцене театра «Сатирикон» спектакля «Служанки» по пьесе Ж.Жене принесла I5. Г. Виктюку всемирное признание. спектакль был показан во многих странах мира и собрал восторженные отзывы ведущих театральных критиков и зрительской аудитории.
Диаметрально противоположную позицию в отношении исторического прошлого бывшего СССР и самой Украины заняла оп-
ределённая часть общественно-политической, научной и культурной элиты братской страны. Со времени избрания в 2005 году президентом страны В. А. Ющенко украинским руководством был взят курс на отдаление Украины от России, с одной стороны, и на форсированное сближение с США и странами Европейского союза — с другой. Причём эта политика сопровождалась формированием в стране русофобских настроений, попытками создать в обществе имперский образ России, которая якобы на протяжении нескольких столетий эксплуатировала и подавляла украинский народ. Значительную роль в насаждении антироссийских и антирусских настроений сыграл принятый Верховной Радой Украины 28 ноября 2006 года Закон «О голодоморе 1932— 1933 годов в Украине», в соответствии с которым предусматривалось сооружение в Киеве Мемориала памяти жертв голодомо-ров. Созданный в 2009 году «Национальный музей "Мемориал памяти жертв голодомо-ров"» сыграл огромную роль в формировании у украинского населения, прежде всего молодого поколения, крайне негативного образа России. Представленные в экспозиции музея многочисленные документы и фотографии содержат явно тенденциозный подтекст и формируют у посетителя мысль о том, что голод 30-х годов прошлого столетия якобы имел катастрофические последствия в первую очередь для украинского народа и виновницей этой трагедии выступала Москва. Реабилитация на Украине приспешников нацистских преступников в лице Бен-деры и Шушкевича, проводившаяся на протяжении нескольких лет в государственных СМИ и учреждениях культуры открытая антироссийская кампания, попытки отдельных украинских историков и обществоведов исказить историю развития отношений между российским и украинским народами, стремление определённых политических сил Запада, в первую очередь США, внести раскол и противостояние между двумя странами — всё это послужило питательной
средой для участников Евромайдана и способствовало развязыванию гражданской войны в стране.
Не остались в стороне и деятели культуры и искусства Украины. В марте 2014 года на сайте Министерства культуры Украины появилось обращение украинских деятелей культуры к творческому сообществу мира, в котором они обвинили российскую сторону в «немотивированной агрессии, в стремлении к уничтожению, в пожелании зла соседнему государству, в стремлении к расколу Украины» [13]. Это обращение следует рассматривать как прямую поддержку крайне правых сил Украины, пришедших к власти в стране в результате государственного переворота. Более того, ряд деятелей культуры и искусства Украины принимали самое деятельное участие в этих событиях и своими выступлениями разжигали среди участников антироссийскую истерию. В августе 2014 года Министерство внутренних дел Украины запретило въезд в страну более 500 деятелям культуры Российской федерации, которые якобы поддерживают «аннексию» Крыма и положительно оценивают сепаратистские настроения на востоке Украины.
Нельзя не отметить, что некоторые из представителей культуры постсоветского пространства после краха тоталитаризма в СССР вынуждены были покинуть свою историческую Родину. К их числу, в первую очередь, относится белорусский писатель Василь Быков, который был участником Великой Отечественной войны, избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР и депутатом Съезда народных депутатов. Творчество Василя Быкова было высоко оценено бывшим советским руководством. Ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он также являлся лауреатом Ленинской премии и Государственной премии СССР. Имя писателя фигурировало в списке подписавших письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 го-
да об А. И. солженицыне и А. Д. сахарове, однако сам он позже отрицал своё участие в этом письме.
с 1997 года василь Быков жил за границей в политической эмиграции — вначале в Финляндии и Германии, а затем в Чехии. в мае 2003 года за месяц до смерти он вернулся на Родину. Василь Быков неоднократно выступал с резкой критикой Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, считая, что для неё предпочтительнее союз не с россией, а с Западом.
Крайне болезненно и противоречиво преодолеваются последствия тоталитарного прошлого в сфере культуры и в грузии. Здесь в период правления президентов 3. Гамсахурдиа, а затем М. Саакашвили события развивались таким образом, что, избавляясь от советского наследия и искусственно насаждая новые формы и образы в культурной области, грузинская власть использовала методы, которые применялись нацистской Германией в 30-е годы прошлого столетия. Так, по распоряжению М. саакашвили в декабре 2009 года в Кутаиси был взорван Мемориал воинской славы, воздвигнутый в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. В результате этого взрыва погибли два человека. Несмотря на многочисленные протесты ветеранов Великой Отечественной войны и населения, в 2012 году, по указанию грузинских властей, в Батуми был снесён памятник советским воинам.
На протяжении последних нескольких лет в Грузии насаждались русофобские настроения. достаточно сказать, что один из главных тезисов официальной грузинской пропаганды гласит о том, что якобы двухвековое засилье русского языка в грузии значительно задержало её развитие, её интеграцию в европейскую культуру.
Между тем М. Саакашвили и его приспешники в период своего правления не ограничивались лишь насаждением русофобии. В августе 2011 года с поста художественного руководителя Тбилисского театра име-
ни Шота Руставели был уволен известный режиссёр Роберт Стуруа. Известный театральный деятель лишился работы за свои высказывания. «Грузинский народ должен отказаться от этого руководства (имеется в виду М. саакашвили. — С. Б.), как немцы отказались от Гитлера... Он действительно мало соответствует моим представлениям о том, каков должен быть лидер грузинского государства. А само государство, которое он строит, совсем не нравится мне», — отметил Р. стуруа [12]. По его словам, Грузия представляет собой «типичный султанат — без султана, правда, ибо до султана он не дотягивает, но с гаремом восторженных поклонников. Это очень далеко от широко рекламируемой свободы и тем более демократии» [12].
Крах тоталитарной системы в бывшем СССР у некоторых представителей обществоведческой мысли на постсоветском пространстве вызвал ощущение вседозволенности, порой граничущее с нарушением международных правовых норм. Для примера приведём цитату из работы известного таджикского философа, члена-корреспондента Академии наук Таджикистана Д. Додиху-доева, которая, на наш взгляд, со всей очевидностью демонстрирует, насколько сложен и противоречив процесс преодоления тоталитарного мышления, господствовавшего когда-то в единой стране на протяжении более чем 70 лет: «.Там, где установлен государственный порядок, и еврей не может безнаказанно показать свою голую задницу, или поставить фильм, понятный только ему, написать антиобщественную повесть или роман, или хотя бы сочинять стихи против государственных лидеров, публично рассказать неприличный анекдот, там, безусловно, с его точки зрения, господствует тоталитаризм, или тоталитарная культура. "Подлинная культура" там, где еврей может позволить себе творить все, что ему угодно, и это мы видим на экранах либерального телевидения, принадлежащего еврейству. Я искренне понимаю их возмущение: они
вечно делали капитал на разрушении морали общества. Но коммунисты поставили их под контроль. И коммунисты в этом тысячу раз были правы. И Гитлер тоже. Кто-то опять должен будет указать им их место, но опять с большими жертвами среди невинных людей» [3]. Обращает на себя внимание тот факт, что работа Д. Додихудоева была напечатана в типографии Российско-Таджикского славянского университета, который существует в основном за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации.
Антисемитские воззрения и настроения отмечены не только в Таджикистане. Открытый антисемитизм участников украинского Майдана и боевиков правого сектора, избиение в Киеве главы еврейской организации раввина Коэна и известного музыканта Яна Табачника, поджоги синагог и антисемитские надписи стали своего рода вехами на пути Украины по вступлению в Европейский союз.
Появление антисемитских настроений в научных исследованиях и печати во вновь образовавшихся государствах далеко не случайно. Общеизвестно, какую роль в формировании тоталитарного сознания человека играла пропаганда, идеологическая обработка людей. Как справедливо отмечает исследователь Л. Н. Воеводина, внушаемость масс нередко в истории приводит к тому, что они действуют вопреки своим индивидуальным интересам, очарованные Великим мифом переделки мира [2].
Нельзя не отметить, что после распада СССР многие русские драматические театры в бывших союзных республиках оказались в крайне сложном положении. Отсутствие финансовых средств, деструктивные действия пришедших к власти в образовавшихся государствах националистических и национал-радикальных сил, открытые угрозы в адрес представителей русскоязычного населения поставили некоторые театральные коллективы в положение изгоев.
Такая участь постигла коллектив Русско-
го драматического театра имени Вл. Маяковского в Душанбе — одной из ведущих театральных трупп Среднеазиатского региона. Когда театр только создавался, его коллектив состоял из воспитанников народного артиста СССР А. Д. Дикого. Известные деятели театрального искусства В. О. Топорков и народный артист СССР М. И. Яншин поставили первые спектакли этого театра. Примечательно, что театр не прекращал своей работы и в годы Великой Отечественной войны. Более того, он «делился» сценой с эвакуированным из Москвы в Душанбе Театром Красной Армии. Однако в начале 1990-х годов, вследствие того, что в Таджикистане началась гражданская война, большая часть театральной труппы во главе с главным режиссёром театра В. Ахадовым была вынуждена покинуть страну и переехать в Магнитогорск.
Россия никогда не оставалась в стороне от тех проблем и трудностей, которые выпали на долю артистов Русского драматического театра имени Вл. Маяковского в Душанбе после распада СССР. Несмотря на то, что социально-экономическое положение в стране было критическим, политическое руководство Российской Федерации оказало таджикскому народу в те годы посильную финансовую и гуманитарную помощь, в том числе российским соотечественникам — коллективу Русского драматического театра имени Вл. Маяковского в Душанбе. Правительство России выделило средства, за счёт которых был осуществлён ремонт здания театра. На протяжении нескольких лет Министерство культуры Российской Федерации организовывало гастроли для театральной труппы в ряде регионов России, что позволило артистам пережить трудные времена.
На наш взгляд, заслуживает внимания вопрос, каким образом решается проблема преодоления тоталитарного прошлого в других странах. После распада социалистической системы и роспуска СССР в целом в ряде европейских стран, а также неко-
торых бывших союзных республиках были учреждены организации, призванные расследовать преступления тоталитарных режимов. Так, в Чехии было учреждено Бюро по документации и расследованию преступлений коммунизма; в Словакии — Институт национальной памяти; в ФРГ — Федеральный уполномоченный по архивам Штази; в Венгрии — Институт истории Венгерской революции 1956 года; в Польше — Институт национальной памяти — Комиссия по расследованию преступлений против польского народа; в Румынии — Институт по расследованию коммунистических преступлений в Румынии; в Эстонии — Эстонская Международная комиссия по расследованию преступлений против человечества; в Литве — Литовский центр исследований геноцида и сопротивления; на Украине — Украинский институт национальной памяти. Не остались без внимания и преступления кровавого режима Пол Пота в Демократической Кампучии. В этом государстве были образованы Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи.
Рассмотрев лишь некоторые аспекты пре-
одоления тоталитаризма в современной культуре, мы считаем необходимым сделать некоторые выводы. Процесс преодоления тоталитарного прошлого в современной культуре, как в россии, так и в других странах, образовавшихся на постсоветском пространстве после распада СССР, будет продолжительным и займёт не один десяток лет. Это обусловлено особенностями исторического развития этих стран, их национальными обычаями и традициями, а также менталитетом народов этих государств.
Большое значение имеет и временной фактор. Общеизвестно, что в бывшем СССР тоталитарная форма правления господствовала на протяжении более чем 70 лет, тогда как в нацистской Германии он длился порядка 12 лет. По существу, в нашей стране при этом режиме прожили практически четыре поколения деятелей культуры и искусства, которые были патриотами своей Родины и добросовестно исполняли гражданский долг. Подавляющая часть из них беззаветно верила в идеалы правившей в тот период Коммунистической партии. Однако в этом была скорее их беда, чем вина.
Примечания
1. Блоцкий О. М. Александр Зиновьев. Я никогда не был диссидентом // Завтра. 1999. 22 июня.
2. Воеводина Л. Н. Массовое общество в контексте социокультурной динамики // вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5. с. 23—27.
3. в Президиуме верховного совета сссР // Правда. 1990. 17 января.
4. Дёготь Е. солженицын не принял награды // Коммерсант. 1998. 15 декабря.
5. Додихудоев Х. Культура и цивилизация: истины и парадоксы традиций. Душанбе : Изд-во РТсУ, 2006. Том. I. с. 341—342.
6. Дубин Б. Миф о сталине: преодоление сталинизма. Москва : РОДП «Яблоко», 2009.
7. Идеологические перерожденцы // Известия. 1978. 16 марта.
8. Лукьянов В. Ю. Тоталитаризм ХХ столетия. Идеология и бюрократия в тоталитарном государстве. сопоставление государственно-политических систем Германии и сссР в период 30-х годов ХХ века. санкт-Петербург : Герда, 2005.
9. Любин В. П. Преодоление прошлого: споры о тоталитаризме. Москва : ИНИОН РАН, 2005.
10. Михалева Г. Преодоление тоталитарного прошлого: зарубежный опыт и российские проблемы // Неприкосновенный запас. 2009. № 6 (69).
11. Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого? Москва, 1999.
12. Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» // Правда. 1973. 31 августа.
13. Смирнова А. Уволенный режиссёр Роберт стуруа может возглавить Театр на Таганке // Российская газета. 2011. 18 августа.
14. Украинские деятели культуры «ответили» на заявление российских звёзд. // Корреспондент пе1:. 2014. 13 марта.
15. Якимович А. К. Тоталитаризм и свободная культура // вопросы философии. 1991. № 11.
References
1. Blotskii O. M. Aleksandr Zinov'ev. Ia nikogda ne byl dissidentom [Aleksandr Zinov'ev. I was never a dissident]. Zavtra [Tomorrow], 1999, June 22.
2. Voevodina L. N. Mass society in a context of socio-cultural dynamics. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, No. 5, pp. 23—27. (in Russian).
3. V Prezidiume Verkhovnogo Soveta SSSR [In the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR]. Pravda [True], 1990, January 17.
4. Degot' E. Solzhenitsyn ne prinial nagrady [Solzhenitsyn did not accept the award]. Kommersant, 1998, December 15.
5. Dodikhudoev Kh. KuPtura i tsivilizatsiia: istiny i paradoksy traditsii, 1.I [Culture and civilization: the truths and paradoxes traditions, vol. I]. Dushanbe, RTSU Publ., 2006, pp. 341—342.
6. Dubin B. Mifo Staline: preodolenie stalinizma [Myth of Stalin: overcoming Stalinism]. Moscow, 2009.
7. Ideologicheskie pererozhdentsy [Ideological reincarnates]. Izvestiia [Izvestia], 1978, March 16.
8. Luk'ianov V. Iu. Totalitarizm XX stoletiia. Ideologiia I biurokratiia v totalitarnom gosudarstve. Sopostavlenie gosudarstvenno-politicheskikh sistem Germanii i SSSR v period 30 godov XX veka [Totalitarianism of the twentieth century. Ideology and bureaucracy in a totalitarian state. Comparison of state and political systems of Germany and the USSR in the period of the 30-ies of XX century]. St. Petersburg, Gerda Publ., 2005.
9. Liubin V. P. Preodolenie proshlogo: spory o totalitarizme [Overcoming the past: the debate on totalitarianism]. Moscow, Institute of Scientific Information on Social Sciences, Russian Academy of Sciences Publ., 2005.
10. Mikhaleva G. Preodolenie totalitarnogo proshlogo: zarubezhnyi opyt i rossiiskie problemy [Overcoming the totalitarian past: foreign experience and Russian problems]. Neprikosnovennyi zapac [Neprikosnovennyi zapas]. 2009, No. 6 (69).
11. Nuzhen li Rossii germanskii opyt preodoleniia totalitarnogo proshlogo? [Does Russia need the German experience of overcoming the totalitarian past?]. Moscow, 1999.
12. Pis'mo gruppy sovetskikh pisatelei v redaktsiiu gazety «Pravda» [The letter of the group of Soviet writers in the newspaper «Pravda»]. Pravda [True], 1973, August 31.
13. Smirnova A. Uvolennyi rezhisser Robert Sturua mozhet vozglavit' Teatr na Taganke [The fired Director Robert Sturua can lead the Taganka Theater]. Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], 2011, August 18.
14. Ukrainskie deiateli kul'tury «otvetili» na zaiavlenie rossiiskikh zvezd [.Ukrainian cultural figures «answered» on the statement of the Russian stars]. Korrespondent net. 2014, March 13.
15. Iakimovich A. K. Totalitarizm I svobodnaia kul'tura [Totalitarianism and free culture]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 1991, No. 11.