Information about the authors
Ivanov I.A., Candidate of Technical Sciences, associate professor, CJSC «Vostsibtransproekt», head of Department «Transport facilities», tel.: 89025660711, email: [email protected], 49 Dekabrskikh Sobytii St., Irkutsk, 664007, Russia.
Volkova E.V., candidate of geographical science, associate professor, Automobile Thoroughfares Department, tel.: 89149275065, е-mail.: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Ivanov E.I., candidate for a master's degree, Automobile Thoroughfares Department, tel.: 89149260431, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Nechaev D.N., candidate for a master's degree, Automobile Thoroughfares Department, tel.: тел.: 89148885577, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 625.7/.8:001.895
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ АНКЛАВИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
© Е.С. Карпова
Рассмотрена концепция развития сети автомобильных дорог на территории Дальнего Востока, Сибирского региона, в том числе Иркутской области на период до 2020 года. Изложены цели и задачи по реформированию дорожной отрасли. Предполагаются меры по преодолению анклавизации макрорегиона за счет реализации положений Транспортной стратегии Российской Федерации.
Ключевые слова: анклавизация; макрорегион; сети автомобильных дорог; государственно-частное партнерство; дорожное хозяйство; дорожный фонд; бюджетные ассигнования.
NEGOTIATION OF ANKLAVIZATION PROCESSES AT THE TERRITORY OF
BAIKALSK REGION AND FAR EAST
© E.S. Karpova
We considered the concept of development of automobile roads net at the territory of Far East, Siberian region and Irkutsk region up to 2050. We reported the aims and targets to reform road sphere. We suppose measures to overcome anklavization of makroregion at the expense of realization of Transport strategies of Russian Federation.
Key words: anklavization; makroregion; nets of automobile roads; state-private partnership; road property; roadfund; budget supplies.
Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции РФ, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, свободное перемещение товаров и услуг, обеспечивающих единство экономического пространства.
Важную роль играют автомобильные дороги в решении социальных задач, необходимых для реализации приоритетных национальных проектов в экономике страны. Усиливается роль автомобильных дорог в глобальном развитии мировой экономики.
В последние годы в условиях экономического кризиса в России развитие автодорожной сети должно продолжать совершенствоваться и отвечать нормативным потребностям эксплуатации, обеспечивать требования роста автомобилизации населения.
Однако в настоящее время в дорожном хозяйстве России наблюдаются явления нарастающего отставания, особенно неудовлетворительным остается положение с транс-портно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог. Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети и в Байкальском регионе, в том числе Иркутской области.
В результате недостаточный уровень развития российских автомобильных дорог выступает серьезным фактором, ограничивающим темпы роста экономики, ухудшающим качество жизни и уровень безопасности населения.
Государственная политика РФ в сфере сети автомобильных дорог на долгосрочный период определена в указах Президента РФ, посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2020 года. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. предусматривают:
- сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры;
- транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территории РФ;
- развитие автомобильных дорог, являющихся ключевыми в развитии регионов России, транспортных систем городских агломераций.
Для реализации поставленных задач разработан ряд стратегических документов, в соответствии с которыми определены приоритеты ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона (в дальнейшем макрорегиона).
Цели Программ синхронизированы и отражают конечные результаты решений на период до 2020 года.
Единство экономического пространства России гарантируется Конституцией Российской Федерации в области сбалансированного развития территорий.
В связи с этим в настоящее время разработана и активно внедряется Федеральная целевая программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2020 года». Программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №308. Срок реализации программы 2014-2020 гг.
Одним из этапов развития данной Программы является Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»».
Подпрограмма предусматривает ускоренное развитие указанных регионов, а так же улучшение их социально-демографической ситуации. Повышение качества жизни при этом во многом зависит от развития транспортной доступности Азиатско-Тихоокеанского региона.
Этапы и сроки реализации Государственной Программы макрорегиона за период 2014-2020 гг. составляют 346 165 032,9 тыс. руб. бюджетных ассигнований в том числе: на 2014 г. - 26 105 226,6 тыс. руб.; на 2015 г. - 73 259 506,4 тыс. руб.; на 2016 г. - 77 420 699,9 тыс. руб.; на 2017 г. - 3 672 100 тыс. руб.; на 2018 г. - 41 962 300 тыс. руб.; на 2019 г. - 43 930 100 тыс. руб.; на 2020 г. - 45 815 100 тыс. руб.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2014-2020 гг. составляет 346 165 032,9 млн руб.
Рис. 1. Объем бюджетных ассигнований
Ожидаемые результаты реализации Программы предусматривают:
- устранение существующих межрегиональных диспропорций развития на базе опережающего социально-экономического развития макрорегиона;
- создание условий для роста численности населения макрорегиона;
- повышение общего качества жизни;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры;
- реализацию потенциала экономических связей со странами Востока Азиатско-Тихоокеанского региона;
- развитие традиционных видов деятельности и формирование предпосылок для создания ряда новых высокотехнологичных производств в добывающей и обрабатывающей промышленности;
- наращивание уровня инвестиционной активности за счет использования всех видов ресурсов (государственных, частных, иностранных);
- увеличение объема инвестиций к концу действия Программы в 2,2 раза;
- создание новых высокопроизводительных рабочих мест, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
- модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала, стандартов качества жизни социального обеспечения населения;
- рост численности населения макрорегиона к 2025 г. до 10,75 млн чел.
Состав целевых показателей и индикаторов определен целями и задачами федеральных целевых программ.
Задаче повышения транспортной доступности населенных пунктов макрорегиона за счет развития сети автомобильных дорог общего пользования местного и регионального значения соответствует индикатор прироста протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию.
В свою очередь целевые индикаторы и показатели Программы отражают:
- индекс роста валового регионального продукта;
- долю макрорегиона в структуре валового внутреннего продукта;
- долю обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта макрорегиона;
- индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах;
- долю макрорегиона в доходах консолидированного бюджета РФ;
- численность населения.
Иркутская область, как часть Байкальского региона России развивает дорожную деятельность в рамках государственных программ Иркутской области.
Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014-2020 гг. осуществляется за счет областного бюджета (дорожного фонда Иркутской области) (ОБ), средств, планируемых к привлечению из федерального бюджета (ФБ), местных бюджетов (МБ).
В состав Программы входит подпрограмма «Дорожное хозяйство» на 2014-2020 гг. Объем финансирования Программ и подпрограммы постоянно уточняется. На основании постановления Правительства Иркутской области от 17 сентября 2014 г. №473-ПП составит 62 688 721,8 тыс. руб. и увеличился на 7% к 2013 г. (табл.2).
В связи с указанными изменениями произошла корректировка средств по источникам финансирования:
- средства федерального бюджета (средства дорожного фонда Иркутской области) составили - 52 415 034,5 тыс. руб.;
- средства федерального бюджета (прогнозная оценка) составили всего -10 022 922,0 тыс. руб.;
- средства местных бюджетов (прогнозная оценка) составили всего - 250 765,3 тыс. руб.
По годам реализации указанные средства Программы представлены в табл. 3.
Таблица 1
Показатели (индикаторы) Государственной программы РФ «Социально-экономического развития Дальнего Востока и
Байкальского региона» (2011-2025 гг.)
Наименование показателя (индикатора) Ед. им. Значение показателя
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2025 к 2011
Индекс роста валового регионального продукта % 113,7 105,9 107 102,3 103 103,3 103 101,7 101 101 101 101,3 101,1 101,1 101,1 139,7
Индекс роста валового регионального продукта % 100 105,9 113,4 116,6 120,1 124 127,3 129,9 131,2 132,5 133,7 135,2 136,7 133,2 139,7 -
Доля макрорегиона в структуре (ВВП) валового внутреннего продукта % 9 9 3,9 3,3 3,7 3,4 3,2 7,9 7,6 7,4 7,2 7 6,3 -
Доля макрорегиона в структуре валового регионального продукта % 10,7 10,9 11,1 11,1 11 10,9 10,3 10,5 10,1 9,3 9,5 9,2 3,9 3,6 3,4 -
Доля обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта макрорегиона % 3,1 3,1 3 8 3 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,2 3,2 3,2 3,2 3,2 -
Индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах % 120,7 109,4 110 104,4 106,3 105,7 105 103,7 102,2 102,3 102,2 102,1 102 101,9 101,3 214
Численность населения млн чел. 10,7 10,7 10,7 10,71 10,72 10,73 10,75 10,75 10,75 10,75 10,75 10,75 10,75 10,75 10,75 -
Доля макрорегиона в доходах консолидир ованного бюджета РФ % 3,7 3,3 3,9 3,3 3,3 3,7 3,6 3,5 3,4 3,3 3,2 3,1 3 3 2,9 -
Грузооборот Млрд. т. км./год - - - 520,5 523 550,4 537,6 - - - - - - - - -
Таблица 2
Ресурсное обеспечение Государственной программы Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014-2020 гг. по источникам финансирования, тыс. руб.
Годы Источники финансирования
Областной бюджет дорожный фон Иркутской области (ОБ) Федеральный бюджет (ФБ) Местный бюджет (МБ) Всего
2014 5 666 890,2 1 092 692,0 23 923,0 6 783 505,2
2015 5 852 698,6 1 744 510,0 35 526,3 7 632 734,9
2016 7 934 346,5 2 235 740,0 38 263,2 10 208 349,7
2017 8 240 274,8 2 431 580,0 38 263,2 10 710 118,0
2018 8 240 274,8 1 825 330,0 38 263,2 10 103 868,0
2019 8 240 274,8 480 000,0 38 263,2 8 758 538,0
2020 8 240 274,8 213 070,0 38 263,2 8 491 608,0
Итого 52 415 034,5 10 022 922,0 250 765,3 62 688 721,8
Таблица 3
Целевые показатели Государственной программы Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства» на 2014-2020 гг.
№ п/п Наименование целевого показателя Ед. изм Значения целевых показателей
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Доля протяженности а/д общего пользования регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям % 59,6 58,3 56,0 52,6 49,9 48,0 46,4
2 Доля протяженности а/д общего пользования регионального или межмуниципального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки % 1,7 1,5 1,3 0,9 0,9 0,9 0,9
3 Доля протяженности а/д общего пользования, находящихся в гос. собственности Иркутской области, не соответствующих нормативным требованиям к транс-портно-эксплуатационным показателям % 74,7 74,2 73,5 72,6 71,8 71,2 70,7
4 Количество ДТП на а/д общего пользования, находящихся в гос. собств. Иркутской области из-за сопутствующих дорожных условий Единиц 105 102 101 100 98 97 96
5 Прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной Единиц 2 7 10 15 19 22 24
№ п/п Наименование целевого показателя Ед. изм Значения целевых показателей
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
связью с сетью а/д общего пользования по дорогам с твердым покрытием, нарастающим итогом
В результате прогнозные показатели Программы по годам реализации следующие:
- доля протяженности дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не соответствующая нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям снизится до 46,8%;
- доля соответственно автодорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составит 1,1% (41 км.) с учетом реконструкции автомобильной дороги Иркутск - Листвянка;
- доля протяженности автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Иркутской области, не соответствующих требованиям эксплуатации, снизится до 70,8%;
- количество ДТП на сети автодорог соответственно из-за сопутствующих дорожных условий снизится и составит 96 единиц;
- прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, составит 24 единицы.
По мероприятиям запланировано Программу распределить следующим образом:
- на содержание автомобильных дорог общего пользования;
- на ремонт автомобильных дорог общего пользования;
- на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, находящихся в собственности Иркутской области, с учетом источников финансирования.
Реализацию мероприятий Государственной программы «Дорожное хозяйство» в отношении автомобильных дорог выполняет Дирекция автомобильных дорог, которая управляет 12 665,7 км дорог (в 2014 г.) общего пользования.
Однако Дирекцией в 2014 году освоено 85 % от запланированной величины. Основные причины неполного освоения включают:
- позднее заключение Государственных контрактов из-за большого количества жалоб в антимонопольную службу;
- недобросовестную деятельность подрядных организаций при выполнении контрактов.
В 2014 году получены субсидии из федерального бюджета на строительство и реконструкцию региональных дорог впервые за последние 5 лет. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.» предусмотрено строительство автомобильной дороги Тайшет - Чуна - Братск и реконструкция автомобильной дороги Иркутск -Листвянка.
Средства федерального бюджета получены в полном объеме. За счет средств субсидий согласно заявкам муниципальных образований планировалось ввести в эксплуатацию 34 км. По состоянию на 1 января 2015 года, введено в эксплуатацию 27 км автодорог. Работы по ремонту автомобильных дорог к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан выполнены с нарушениями. Устранить замечания запланировано в 2015 году.
Приоритетными направлениями до 2030 г. по Иркутской области являются стратегически важные инфраструктурные проекты по транспортировке нефтегазовых ресурсов месторождений Иркутской области на восток для расширения рынков сбыта российского
сырья, а также по поддержке развития крупных городских агломераций и развитию Нижнего Приангарья.
Одним из важнейших результатов Программы является рост транспортной подвижности населения в 1,6 раза против 2011 года с учетом:
- личного автотранспорта - 10,8 тыс. пасс.-км. в год на 1 жителя в 2020 году;
- на 15,6 тыс. пасс.-км на одного жителя 2030 году.
Эти данные сопоставимы с уровнем транспортной подвижности в развитых зарубежных странах.
Достижение этого результата по передвижению относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики.
Интеграция в систему международных транспортных систем создает дополнительные возможности роста ВВП (внутреннего валового продукта). Конкурентоспособность и ее реализация позволит российской транспортной системе обеспечить рост экспорта транспортных услуг более чем в 2 раза к концу 2020 года.
Статья поступила 26.05.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» от 15.04.2014 г. № 308.
2. Государственная программа Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства на 2014-2020 гг.» Постановление от 24 октября 2013 г. N 445-пп.
3. Постановление правительства Иркутской области от 27 сентября 2014 г. № 526-пп «О внесении изменений в Государственную программу Иркутской области «Развитие дорожного хозяйства на 2014-2020 гг.»
4. http://www.irkobl.ru
Информация об авторе
Карпова Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-54-12, е-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Karpova E.S., senior teacher, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-54-12; е-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.