НАМ ПИШУТ
рядок ведения бизнеса (отсутствие бухгалтерского учета, меньшее количество отчетных форм).
5. Развитая инфраструктура для малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды поддержки).
6. Формирование положительного имиджа предпринимателя.
7. Специальные программы банков и лизинговых организаций для малого бизнеса.
8. Развитая система «крупный и средний бизнес - малый бизнес» (субконтрактация).
9. Развитая система отношений по поводу использования венчурного капитала и франшиз.
Таким образом, мы пришли к выводу, что малый бизнес в регионе с характерными признаками депрессивности является «точкой роста». Он способен решить ряд государственных задач, но так как является весьма неустойчивой структурой на этапе становления, то требует особой государственной поддержки.
Библиографический список
1. Засланская О. Отчет в багровых тонах. Предпринимательский климат в России не соответствует потребностям малого бизнеса // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rg.ru/2011/06/21/maliy-biznes.html.
2. Лодышкин А. В. Специфика депрессивности малых городов Ивановской области и стратегии их возрождения: Дис. ... канд. экон. наук. Иваново, 2006.
3. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 20092013 гг.: Постановление правительства Ивановской области от 26.11.2008 г. № 318-п [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=112171.
4. О прогнозе социально-экономического развития на 2012 год и на период до 2014 года: Постановление правительства Ивановской области от 27.07.2011 г. № 267-п [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/ regional/16/1390553.
Irodova E. E., Shejanova N. V.
SMALL BUSINESS MODEL FEATURES IN THE CONDITIONS OF DEPRESSIVE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE IVANOVO REGION)
The article is devoted to the specificity of application of the basic model of small business in the conditions of depressive region on the example of the Ivanovo region, the features of small business development in the region.
Keywords: small business, entrepreneur, enterprise, depressive region, a model.
УДК 658.12:677
Некрасова И. В., Новиков А. И., Солдатов В. В.
ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с доведением текстильной продукции до конечного потребителя в рамках торгово-промышленного комплекса.
Ключевые слова: принципы построения торгово-промышленного комплекса, логические аспекты сбыта, потоковые процессы, функции товародвижения.
В Ивановском регионе наблюдается ускоренный процесс формирования и совершенствования торгово-логистической деятельности.
По состоянию на 01.01.2012 г. только в г. Иваново организованы и функционируют пять тор-гово-логистических центров по производству и
торговле текстильной продукцией и швейными изделиями:
1. Торгово-логистический центр «Текстильщик» (назван по стадиону «Текстильщик», на территории которого находится. Представляет собой группу павильонов, специализирующихся на мел-
204
© Некрасова И. В., Новиков А. И., Солдатов В. В., 2011
Преодоление неопределенностей построения торгово-промышленного комплекса
кооптовой и розничной торговле. Рассчитан на 450 отдельных торговых мест).
2. Торгово-логистический центр «Текстиль Град» (открыт на базе бывшей фабрики им. С. М. Кирова. Объединяет складские и офисные помещения, торговые павильоны. Рассчитан на 180 предпринимателей, занимающихся крупнооптовой торговлей текстильными изделиями, в основном отечественного производства - более 70 %. На территории представлены склады всех Ивановских производителей тканей. Кроме того, в рамках данного центра размещены 65 производителей швейных изделий, реализующие швейные изделия бытового назначения и спецодежду мелкими партиями).
3. Торгово-логистический центр «Текстиль Профи-Иваново» (открылся 2 апреля 2005 г. в здании главного прядильного производства фабрики «Красная Талка» площадью 22 тыс. м2, затем текстильный комплекс увеличил свои площади до 50 тыс. м2 за счет строительства новых торговых площадей на принадлежащем фабрике земельном участке. Целью комплекса является объединение большого ассортимента текстильных и швейных изделий одной направленности для максимального удовлетворения потребностей любого покупателя. Продукцию представляют более 850 компаний, причем половина является Ивановскими производителями тканей и швейных изделий).
4. Торгово-логистический центр «Текстиль МАКС» (открыт 15 февраля 2010 г. под патронажем Правительства области. Расположен на федеральной трассе М7. Площадь первой очереди строительства 8 тыс. м2, 144 торговых павильона и торгово-складские павильоны площадью 22-83 м2 , площадь второй очереди строительства, реализованной в 2010 г., 12 тыс. м2, 250 торгово-складс-ких павильонов площадью от 23 до 110 м2).
5. Торгово-логистический центр «РИО» (открылся 16 октября 2010 г. в здании спортивного комплекса, расположенном на границе между городами Иваново и Кохмой. Комплекс представляет собой более 300 небольших магазинов, размещенных на первом и втором этажах, средней площадью 50 м2, реализующих текстильную и швейную продукцию отечественного и зарубежного производства. На нулевом этаже сконцентрированы торговые места площадью от 10 до 25 м2, арендуемые 235 предпринимателями малого бизнеса, занимающимися реализацией аналогичного ассортимента продукции, специализирующимися на мелкооптовой и розничной торговле).
Анализ показал, что первые логистические центры «Текстильщик», «Текстильщик 2», «Текстиль Град» были организованы по принципу софинансирования, то есть учитывались интересы мелких и средних участников текстильного рынка. Торговые комплексы, введенные в эксплуатацию позднее, были созданы при участии крупных инвесторов. Создание ряда современных логистических центров было бы невозможно без прихода в область Московских инвесторов.
В публикациях по логистике торгово-промышленных комплексов (ТПК), по их формированию и организации потоковых процессов существуют различные, нередко полярные суждения, что делает актуальным уточнение понятийного аппарата, ликвидацию терминологических сбоев и уточнение принципов построения логистических схем вышеуказанных комплексов. В подтверждение сказанному приведем наиболее популярные в литературе факты, связанные с доведением текстильной продукции и швейных изделий до конечного потребителя. Ответы на поставленные вопросы можно найти в трудах А. Н. Родникова и Б. А. Аникина, посвященных вопросам логистики сбыта [8, 9]. В трудах М. Е. Залмановой, Д. Д. Костоглодо-ва, Л. М. Харисовой, А. М. Гаджинского речь скорее всего идет о распределительной логистике. М. П. Гордон, С. П. Карнаухов скорее всего касаются логистики товародвижения [1, 2, 4, 6].
Анализируя труды вышеназванных авторов, мы отмечаем, что построение торгово-промышленного комплекса на примере Ивановской области надо начинать с конкретизации принципов. В логическом словаре под редакцией Н. И. Кондакова слово «принцип» означает основную исходную предпосылку какой-либо теории, концепции [5]. Близки к этому определению в отечественных публикациях по логистике такие авторы, как Ю. М. Неруш, В. Н. Дегтяренко, вышеуказанный А. Н. Гаджинский [1, 3].
С нашей точки зрения, перечень уточненных принципов построения ТПК (на примере Ивановской области) состоит в следующем.
1. Фирма (предприятие, организация и т. д.), товаропроизводитель, использующая логистические подходы должна быть собственником средств, факторов и ресурсов, что позволяет ей продавать на рынке свои услуги, это обусловливает ее полную правовую и экономическую ответственность перед другими субъектами за конечные результаты своей рыночной деятельности как товаро-
Экономика образования ♦ № 5, 2011
205
НАМ ПИШУТ
производителя. Нами отмечается, что в известной нам литературе наблюдается многократное дублирование одних и тех же объектов (субъектов). Так, у А. Н. Родникова можно встретить такие определения субъектов, которые занимаются доведением материального потока от конкретного производителя до потребителя, как «посредник», «диллер», «фирма». По нашему мнению, А. Н. Родников транспортно-экспедиционное обслуживание и другие операции отождествляет с каналами сбыта, каналами распределения и каналами товародвижения [9]. На примере существующего ТПК по производству и реализации текстильных и швейных изделий речь идет о совпадении ряда функций промышленного предприятия и торговых организаций. Мы считаем, что созрели вполне определенные предпосылки для однозначной трактовки ряда понятий.
2. Формирующемуся торгово-промышленному комплексу (ТПК) по реализации текстильных и швейных изделий в Ивановской области должна быть придана интегральная функция коммуникационной координации всех потоковых процессов, с которыми субъект ТПК или фирма имеет дело при взаимодействии его внутренней среды с внешней средой или условиями функционирования. Эта функция должна быть выделена из всех функций всех субъектов ТПК и закреплена в положениях о службах маркетинга, менеджмента и логистики фирмы.
а) Для общего менеджмента это означает отказ от разделения общеуправленческого пространства на функциональные блоки управления снабжением, складированием, транспортированием, сбытом и другими процессами при организации потоковых процессов и их координации.
б) Для службы маркетинга распределение продукции является составляющей группы маркетинговых переменных под названием «размещение». Данная интерпретация фактически повторяет первоначальное определение маркетинга, данное Американской ассоциации маркетинга (1960 г.), и подчеркивает ключевое значение распределения продукции на современном этапе развития российских рыночных отношений, в частности при формировании логистических центров по типу ТПК.
в) Для логистической службы должны быть взяты на вооружение посылы, связанные с созданием логистических структур. Этот подход является приоритетным на начальной стадии формирования ТПК, так как он создает основу для
изучения рыночных явлений, выявляя первоначально их общие, теоретические и статические закономерности и распространяя их на конкретного клиента
3. Разработчики логистических центров ТПК должны обеспечить способность субъектов к адаптации, то есть гибкую поднастройку всех потоковых процессов к спросовым тенденциям на рынке текстильной и швейной продукции, к выполнению договоров и контрактов, заключаемых субъектами ТПК с клиентами уровня обслуживания конкретных конечных потребителей.
При разработке и формировании логистических центров должна использоваться достоверная информация о параметрах движения элементов потоковых процессов в пространстве и времени. Такая непрерывность и достоверность достигается обязательной оперативной коммуникацией большинства субъектов ТПК.
4. Функционирование логистических центров ТПК может существовать определенное время без изменений, затем подвергаться модернизации или коренной перестройке. Так или иначе логистические центры служат средством поддержания надежных контрактов с покупателями и существенно облегчают реализацию объективных схем товародвижения.
5. Структурные построения логистических центров ТПК должно отвечать принципу рациональности. На этот принцип должны опираться все субъекты ТПК и выработать современную обобщенную концепцию механизма своей организационной структуры, способствующей стать участником ТПК.
При построении логистических центров ТПК можно ассоциировать сбыт продукции со следующими функциями комплекса: распределение, товародвижение, оптовая торговля, розничная торговля. Нам кажется, что это весьма удачная последовательность, согласующаяся с вышеуказанными принципами формирования логистических центров ТПК.
Таким образом, изложенное выше позволяет:
а) достичь определенного компромисса в терминологическом определении ряда функций, выполняемых торговыми и промышленными предприятиями;
б) обосновать роль, место, значимость и структуру сбыта продукции как научного направления, основанного как на маркетинговом, так и на логистическом подходах;
Особенности управления малым промышленным предприятием
в) заложить основу для четкого разграничения наиболее употребляемых терминов, связанных с доведением продукции до конечного потребителя.
Библиографический список
1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. - 228 с.
2. Гордон М. П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 168 с.
3. Дегтяренко В. Н. Основы логистики и маркетинга. - Рн/Д.: «Эксперное бюро», М.: Гардарика, 1996.
4. Залманова М. Е. Закупочная и распределительная логистика: учеб. пособие. - Саратов: Изд-во СПИ, 1992.
5. Кондаков Н. И. Логический словарь. - М.: «Наука» 1970, С. 416.
6. Костоглодов Д. Д., Харисова Л. М. Распределительная логистика. - М.: Экспертное бюро, 1997. -127 с.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1993.
8. Логистика: учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 327 с.
9. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 1995.
Nekrasova I. V., Novikov A. I., Soldatov V. V.
THE OVERCOMING OF MISTAKES IN CONSTRUCTION OF COMMERCIALLY INDUSTRIAL COMPLEX WHICH MANUFACTURES AND SELLS TEXTILE PRODUCTION AND SEWING GOODS: LOGICAL ASPECT
This article devoted to the basic problems connected with the process taking textile production to the final consumer in the frameworks of commercially industrial complex.
Keywords: principles of construction of commercially industrial complex, logical aspects, current processes, functions of goods promotion.
УДК 330
Тяжов А. И., Жигалов М. И.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Собственники малых промышленных предприятий с одной стороны сосредотачивают в себе сразу две функции: с одной стороны производственную, то есть он является главным специалистом и работником, с другой стороны управленческую, когда собственник фирмы является менеджером. Именно такое специфическое сочетание определяет особенности управления малым промышленным предприятием.
Ключевые слова: управление, производственный процесс, малое промышленное предприятие, компетентность, собственник фирмы, наемный работник.
В рыночной экономике любая частная фирма создается по инициативе ее владельцев, которые вкладывают в производство либо свой капитал, направляемый в уставной фонд, либо свой труд, либо и то и другое одновременно. Вложение труда и капитала небольших размеров есть объективная предпосылка создания предприятия малого бизнеса. Что касается малого предприятия промыш-
ленного типа, то для его открытия требуется капитал больших размеров, чем для предприятия, функционирующего в сфере торговли или услуг. Перемещение основного капитала с обочины в центр бизнеса, т.е. «расширение состава и разнообразия основных капитальных благ, в которых и воплощаются инвестиции» [6, с. 182] есть основное отличие промышленных предприятий от торговых.
© Тяжов А. И., Жигалов М. И., 2011
Экономика образования ♦ № 5, 2011
207