ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
УДК 94(74)«162»-054.72
Н. Э. Адамова
ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЧИНЕНИЯХ АНГЛИЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ
В статье анализируется восприятие эмиграции поселенцами Нового Плимута, известными в историографии как «отцы-пилигримы». Чтобы преодолеть кризис самоидентификации, вызванный переселением из родной страны, колонисты пытались объяснить себе и своим бывшим соотечественникам значение эмиграции. Для этой цели они использовали параллели со Священным Писанием и историей церкви. Среди таких объяснений, приведенных колонистами в различного рода сочинениях, автор выделяет три вида «типологических» образов эмиграции: исход, паломничество и миссия. Исследование показывает, что все три интерпретации были призваны укрепить чувство положительной идентичности эмигрантов. Во-первых, сравнение с пилигримами, у которых «единственной отчизной были небеса», оправдывало отъезд из своей родной страны. Во-вторых, колонисты изображали переселение как почетную миссию, вдохновленную Богом, что помогало им поднять свой социальный и политический статус. И, в-третьих, с помощью типологических параллелей «отцы-пилигримы» объясняли свою новую «территориальную» идентичность: они воспринимали Америку либо как испытание на пути к Господу (сравнивая ее с Египтом и пустыней), либо как продолжение Англии (как владение английского монарха), и никогда не описывали ее как место назначения своего путешествия. Тем самым эмигранты избегали самоотождествления с изгнанниками и беженцами и, напротив, считали себя пилигримами, миссионерами и орудиями Божьей воли. Библиогр 16 назв.
Ключевые слова: эмиграция, идентичность, Новая Англия, Новый Плимут, отцы-пилигримы, пуритане, Америка, типология, конгрегационалисты, паломничество, миссия, исход.
N. E. Adamova
OVERCOMING IDENTITY CRISIS: AN EXPERIENCE OF THE ENGLISHMEN IN EXILE
This article deals with the perception of emigration experienced by the first settlers of the Plymouth colony, known as "Pilgrim Fathers". To overcome the identity crisis caused by removal from their native land, the colonists had to explain the meaning of their emigration to themselves and to their ex-countrymen. The settlers attempted to find the answers by comparing their experience to the Scripture and ecclesiastical history. Such attempts can be arranged in three "typological" patterns of emigration images: exodus, pilgrimage and mission. The analysis shows
that each of those patterns aimed to strengthen emigrants' identity. Firstly, comparisons to pilgrims which "don't have mother country except heavens" legitimized colonists' emigration from their native land. Secondly, settlers considered migration to be a respected mission inspired and approved by God, a perception, which helped them to raise their social and political status. And thirdly, Pilgrim Fathers reconstructed their territorial identity which was partly lost after emigration, by incorporating America into their worldview: America was considered either a trying ordeal on their way to God (compared to Egypt and wilderness), or an extension of England (as a possession of the British Monarch), but never a final destination of the settlers. Thus emigrants did not identify themselves as exiles, refugees or outcasts, but they believed they were pilgrims, missionaries and the instruments of God's will. Bibliogr. 16 names.
Keywords: emigration, identity, New England, New Plymouth, Pilgrim Fathers, puritans, America, typology, congregationalism, pilgrimage, wilderness, exodus.
Адамова Нина Эдуардовна — старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 1999034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; nina_ [email protected]
Adamova Nina Eduardovna — Senior Lecturer, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]