Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА КАДРОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ БУДУЩЕГО: ПОДХОДЫ К ИЗМЕНЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В STEM-ОБРАЗОВАНИИ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА КАДРОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ БУДУЩЕГО: ПОДХОДЫ К ИЗМЕНЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В STEM-ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ / STEM-ЗАНЯТОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ / ЖЕНЩИНЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенкова М. А.

Статья посвящена проблеме дефицита кадров в наукоѐмких отраслях России и способам еѐ решения. Выявлены низкая доля женщин среди лиц, занятых научной деятельностью, и потенциал их вовлечения в науку. Проанализирован российский и зарубежный опыт привлечения женщин в STEM-образование с дальнейшей интеграцией в STEM-занятость. Показана привлекательность для женщин современных тенденций STEM-сферы, связанных с включением в традиционные образовательные компоненты составляющих, направленных на изучение мира искусства, а также с использованием культурных компетенций в моделировании и художественно-техническом проектировании. Установлено, что, с одной стороны, влияние через государственную поддержку менторских программ по профессиональному развитию женщин дополнительно мотивирует молодое поколение, на которое меньше действуют финансовые стимулы; с другой - стоит рассмотреть меры популяризации женского образа из сферы STEM в рамках традиционных гендерных ролей через социальный месседж, что даст женщинам возможность примерить на себя новые роли. Основываясь на анализе эффективных подходов государственной политики, направленной на сокращение гендерного разрыва в инженерных и технологических сферах, предложены решения преодоления нехватки кадров для специальностей будущего и повышения конкурентоспособности в инновационной сфере, что, в свою очередь, внесѐт вклад в развитие мер социальной и инновационной политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES OF BRIDGING THE GENDER GAP AT STEM EDUCATION FOR JOBS OF THE FUTURE

The article is devoted to the problem of shortage of personnel in the knowledge-intensive industries of Russia and ways to solve it. The low proportion of women among those engaged in scientific activities and the potential for their involvement in science are revealed. The Russian and foreign experience of attracting women to STEM education with further integration into STEM employment is analyzed. The article shows the attractiveness for women of modern trends in the STEM sphere associated with the inclusion of components aimed at studying the world of art in traditional educational components, as well as using cultural competencies in modeling and artistic and technical design. It has been established that, on the one hand, the influence of mentoring programmes for the professional development of women, through State support, motivates the younger generation, to whom financial incentives are less effective. On the other hand, it is worth considering measures to popularize the female image from the field of STEM within the framework of traditional gender roles through social message, which will allow women to try out new roles. Based on the analysis of effective approaches of state policy aimed at reducing the gender gap in engineering and technological fields, solutions are proposed to overcome the shortage of personnel for the specialties of the future and increase competitiveness in the innovation sphere, which, in turn, will contribute to the development of measures of social and innovation policy of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА КАДРОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ БУДУЩЕГО: ПОДХОДЫ К ИЗМЕНЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В STEM-ОБРАЗОВАНИИ»

24

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 4 (68), с. 24-31

УДК 330 331 338.3

DOI 10.52452/18115942_2022_4_24

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА КАДРОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ БУДУЩЕГО: ПОДХОДЫ К ИЗМЕНЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В STEM-ОБРАЗОВАНИИ

© 2022 г. М.А. Никитенкова

Никитенкова Мария Александровна, к.э.н.; заместитель директора АНО «Институт мировых трансформаций «Боровицкий холм», старший научный сотрудник Института США и Канады Российской академии наук, Москва

maria. [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.09.2022 Статья принята к публикации 17.10.2022

Статья посвящена проблеме дефицита кадров в наукоёмких отраслях России и способам её решения. Выявлены низкая доля женщин среди лиц, занятых научной деятельностью, и потенциал их вовлечения в науку. Проанализирован российский и зарубежный опыт привлечения женщин в STEM-образование с дальнейшей интеграцией в STEM-занятость. Показана привлекательность для женщин современных тенденций STEM-сферы, связанных с включением в традиционные образовательные компоненты составляющих, направленных на изучение мира искусства, а также с использованием культурных компетенций в моделировании и художественно-техническом проектировании. Установлено, что, с одной стороны, влияние через государственную поддержку менторских программ по профессиональному развитию женщин дополнительно мотивирует молодое поколение, на которое меньше действуют финансовые стимулы; с другой - стоит рассмотреть меры популяризации женского образа из сферы STEM в рамках традиционных гендерных ролей через социальный месседж, что даст женщинам возможность примерить на себя новые роли. Основываясь на анализе эффективных подходов государственной политики, направленной на сокращение гендерного разрыва в инженерных и технологических сферах, предложены решения преодоления нехватки кадров для специальностей будущего и повышения конкурентоспособности в инновационной сфере, что, в свою очередь, внесёт вклад в развитие мер социальной и инновационной политики России.

Ключевые слова: STEM-образование, STEM-занятость, гендерный разрыв, женщины, информационно-коммуникационные технологии, государственное регулирование, цифровизация.

Введение

При прогнозировании кадрового спроса в специальностях будущего в условиях нарастающей цифровизации явным становится тренд кадрового дефицита в стремительно развивающейся информационно-коммуникационной сфере. В России в текущих политических, экономических и социокультурных условиях наблюдается гендерный разрыв в наукоёмких, инженерных и технологических сферах (STEM), а с учётом демографического фактора этот тренд сохраняется в STEM-занятости.

По исследованиям предшествующего десятилетия, среди профессорско-преподавательского состава вузов России доля женщин составляет 55.2% (в мире - около 30% от общего числа занятых в науке), женщины-исследователи занимают 41.7% от кадрового состава науки [1, с. 25]. Гендерный разрыв в STEM-занятости сохраняется во всем мире, лишь в некоторых регионах эти показатели составляют более трети от общей численности занятых в сфере НИОКР: в Центральной Азии - 48.2%, в Латинской Америке и Карибском бассейне - 45.1%, в арабских

странах - 41.5%, в Центральной и Восточной Европе - 39.3% [2, с. 26].

Для решения проблем кадрового дефицита весьма важно рассмотреть все возможные пути увеличения численности женщин в наукоёмких, инженерных и технологических сферах STEM, а в последние годы принципы STEM применяются и к гуманитарным дисциплинам - Arts, Humanities (Reading), охватывая STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics) и STREAM (Science, Technology, Reading, Engineering, Arts and Mathematics) [3]. То есть базовые составляющие (наука, технология, инженерия и математика) дополнены компонентом, связанным с миром искусства. Это расширение направлено на развитие творческого восприятия наряду с изучением естественных, инженерных и точных наук, что усиливает подготовку кадров, позволяя быть востребованными в профессиях будущего, в век цифровиза-ции связанных с моделированием и художественно-техническим проектированием.

При имеющейся дифференциации в гендер-ном составе система образования как социаль-

ный институт должна формировать большую вовлечённость девушек в STEM-образование. Женщины менее склонны выбирать факультеты естественных дисциплин, инженерных специальностей, чаще из стереотипов они выбирают обучение в гуманитарных вузах, вследствие чего в 2016 году в среднем по регионам женщины составляли менее трети (29.3%) от общего числа занятых в научных исследованиях и разработках (НИОКР) во всем мире [4].

Результаты исследования

Согласно исследованиям, девушки многого ожидают от трудоустройства и карьеры в STEM-сфере, но показатели свидетельствуют о гендерном дисбалансе в составе работающих специалистов. Также сводный анализ показателей результатов деятельности в различных сферах среднего образования (олимпиады по информатике, конкурсы грантов, конкурсы образовательного центра «Сириус», инновационного центра «Сколково», университета «Иннопо-лис»), контента данных российских компаний интернет-рекрутмента, аналитики кадров ИКТ-компаний, а также опыт экспертных сообществ в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет выявить неоправданно неравномерное распределение между мужчинами и женщинами по специальностям и направлениям подготовки уже на стадии получения профессионального образования. Следствием этого является цифровой гендерный разрыв в экономике: в России женщины не превышают 20% от занятых в ИКТ-сфере [1, с. 25].

В качестве решения проблемы преодоления тендерного разрыва в сфере STEM в российском опыте возможно учитывать апробированный опыт наставничества, включающий изменение стереотипов, связанных с представлениями о «неженственности» профессиональной реализации в сфере ИКТ, а также принятие государственной программы финансирования социальных программ, позволяющей сформировать у школьниц и студенток социальные и цифровые компетенции (soft&digital skills). Это позволит им успешно адаптироваться в профессии, создавать и реализовывать собственные технологические проекты и стартапы информационно-технологической направленности.

Опыт реализации государственных комплексных программ по вовлечению девушек в STEM-образование за рубежом показывает необходимость увеличения занятости женщин в технической, инженерной и математической областях для преодоления дефицита специалистов, что, в свою очередь, позволяет создать новые

конкурентные преимущества в образовании и инновациях, получить новые роли в международном разделении труда, превзойти конкурентов.

В США вовлечением девушек в профессиональную реализацию по специальностям будущего занимаются несколько ведомств, чьи усилия на государственном уровне интегрируются в единый комплекс. В 2018 году Министерство образования США изложило государственную стратегию в области естественно-научного образования на предстоящие 5 лет в стратегическом плане по STEM-образованию «Прокладывая курс на успех: американская стратегия образования STEM». Согласно данной стратегии, которая должна стать национальным императивом, американцам будут открыты пожизненный доступ к высшим учебным заведениям и качественное STEM-образование. Для повышения конкурентоспособности экономики на государственном уровне поддерживается общенациональное сотрудничество с учащимися, семьями, педагогами, сообществами и работодателями [4]. В 2020 году, согласно обновленным данным, Министерство образования США сформировало приоритеты в этом направлении: решение проблем, вызванных воздействием COVID-19 на студентов и преподавателей; обеспечение равного доступа учащихся к образовательным ресурсам; поддержка педагогических кадров и стимулирование их профессионального роста для улучшения обучения учащихся; удовлетворение социальных, эмоциональных и академических потребностей учащихся; расширение доступа к высшему образованию (включает меры по разъяснению при поступлении и сопровождению студентов после зачисления); укрепление межведомственной координации и взаимодействия с общественностью для продвижения изменений.

По исследованию General Electric Company, в 2017 году доля девушек среди выпускников вузов в США составила 55%, при этом в сфере STEM их доля была намного меньше: только 14% среди всех инженеров и 25% - ИКТ-специалистов [5].

К 2021 году пропорции существенно изменились: доля девушек среди выпускников в области инженерии достигла 28%, компьютерных наук - 40% [6]. При этом в крупных технологических компаниях женщины недостаточно представлены: согласно статистике, они занимают 13-24% от всех рабочих мест и лишь 2-6% - на руководящих позициях.

По данным Американской психологической ассоциации, почти 40% женщин с инженерным образованием уходят из профессии. В ходе исследования Национального научного фонда бы-

40%

2311 ■

2Б%

14% 1 |

2017 ■2021

Рис. 1. Динамика роста доли девушек среди выпускников вузов США в наукоёмких, инженерных

и технологических сферах в 2017-2021 гг.

(составлено автором на основе данных [4, 5])

Жени^н работающие в 1вкнюлогичаскю« 63*%>j СвК10р* А 37% Женщин с инженерным образованием у мода т из профессии

т \ V

^Н . j 0/, hq вышли на работу ЙШ в инженерной сфере

\ ^Яг 5% проработали перед у*одои ивнев пяти лет

ч Г" ^ ушли яоспе пяти 21 /а пет работы

Рис. 2. Распределение девушек-выпускниц, продолживших карьеру в наукоемких,

инженерных и технологических сферах в США в 1994-2014 гг.

(составлено автором на основе данных [6, 7])

ло опрошено более 5000 выпускников инженерных специальностей из 200 университетов США, выявлено, что за последние 20 лет среди выпускников инженерных школ только 63% женщин продолжали свою карьеру в качестве инженера.

Структура перешедших в другие области распределена следующим образом: 11% выпускниц совсем не вышли на работу в инженерной сфере, 21% - ушли после 5 лет работы, а 5% - проработали перед уходом менее пяти лет. Две трети женщин, проработавших в инженерной сфере менее пяти лет, в качестве причины ухода с работы называли поиск лучших возможностей в других областях, треть опрошенных оставили работу в пользу ухода за детьми, так как компании не учитывали их потребности.

При этом нельзя не отметить высокий профессиональный и управленческий потенциал выпускниц с инженерной подготовкой: после перехода в другие отрасли 54% стали руководителями, 22% заняли позиции среди менеджмента, 24% работали в качестве сотрудников [7]. В то же время, продолжая работать в инженерной сфере, только около 15% женщин занимают руководящую позицию, 25% - менеджерскую, остальные - штатные сотрудники.

Причинами, по которым они предпочитают оставаться на своих рабочих местах, называют-

ся поддержка коллег и руководителей, корпоративная культура организации, в которой признаётся женский вклад, возможности обучения и продвижения по службе и меры, способствующие балансу между работой и личной жизнью. Средняя продолжительность рабочей недели в таких компаниях составляет 44 часа, а доход работниц -от 76 до 125 тыс. долл. США в год.

Таким образом, женщины более уязвимы для вытеснения из сферы STEM. Вместе с тем участники опроса сходились во мнении, что в аэрокосмической, транспортной и коммунальных отраслях, строительстве, цифровых технологиях и биотехнологиях отсутствуют специальные меры для привлечения и поддержки женщин. Причины, выявленные в исследовании, применимы во всех областях с точки зрения важности предоставления возможностей для обучения и продвижения по службе женщин, а также поощрения здорового баланса между работой и личной жизнью [7].

Задача устранения тендерного дисбаланса в технологическом секторе экономически обоснована. По данным ОЭСР, устранение гендер-ного разрыва может увеличить ВВП к 2030 году на 10%. Компании с большим гендерным разнообразием работают на 53% эффективнее ген-дерно неравноправных, по таким показателям, как рентабельность капитала и общий объем

15

и 25

22 60

2*

■ Занимают руководящие позиции

■ Занимают позиции б среднем угтравлнющем звене

■ Занимают позиции рядовых сотрудников

Рис. 3. Распределение женщин по должностям вне технологического сектора и в технологических компаниях в США (в процентах) (составлено автором на основе [7])

прибыли, их результаты лучше на 35% и 34% соответственно. Изменение отношения в корпоративном секторе при поддержке правительства и научных кругов к трудоустройству женщин в технологическом секторе весьма важно, чтобы удерживать женщин на рабочих местах, создавая привлекательные для них условия. Расширение участия женщин в этом секторе будет иметь реальные и положительные социально-экономические последствия [6].

По данным Статистического института ЮНЕСКО (и^), в 2021 году в мире среди исследователей женщины составляли около 30%. Однако нельзя не обратить внимание на гендер-ные разрывы в сфере НИОКР: в университеты поступают всё больше женщин, но многие отказываются от поступления в аспирантуру и докторантуру. В Швеции, например, женщины составляют большинство (60%) студентов, обучающихся по программе бакалавриата, но их число сокращается по мере продвижения по образовательной лестнице: доля среди докторантов падает до 49%, а среди продолжающих научную карьеру - только 36%. Многие женщины сталкиваются со сложным выбором, пытаясь совместить карьерные амбиции с обязанностями по уходу за семьей [6].

Среди занятых рабочих мест в НИОКР женщины-исследователи больше представлены в академическом и государственном секторах, в то время как мужчины - в коммерческом секторе, который предлагает более высокие зарплаты. Так, в Республике Корея женщины составляют 17% от общей численности работающих в этой сфере, но на их долю приходится всего 9% работающих в области техники и технологий. Это соотношение имеет место даже в странах с высокой долей женщин-исследователей: в Аргентине, например, 52% исследователей составляют женщины, однако среди занятых в частном секторе их доля только 29% [6].

Основной вывод исследования в том, что стоит создавать специальный комплекс мер, побуждающий девочек обучаться математике и естественным наукам в юном возрасте, в связи с тем, что, по данным по всем странам, женщины-исследователи в области науки, техники, инженерии и математики представлены меньше [6].

В исследовании World Economic Forum 2006-2021 годов наиболее серьезным гендер-ным разрывом признается разрыв в оплате труда. Хотя в 2020 году разрыв сократился, он лишь стал следствием пандемии COVID-19 -общего снижения доходов работников и замедления общих тенденций экономического роста. Данные показывают, что трехлетняя программа «Акселератор Форума», развернутая в Чили, эффективно способствовала росту представительства женщин в технологическом секторе и ИКТ, включая международные компании -Accenture, Cargill, IBM, Invest Chile, LatAm Airlines, Microsoft, Nestlé, PwC, SAP, Salmon Chile, Siemens и Unilever. Она оказала влияние на повышение качества работы более чем 130 000 женщин, что эквивалентно 7% наемных служащих в частном секторе страны. В среднем в компаниях «Акселератора» 41% сотрудников составляют женщины, а за счёт программы этот показатель вырос на 10%. Таким образом, доля занятых женщин в условиях «Акселератора» была выше среднего значения этого показателя по стране, который равен 31.7%. Также положительный результат выразился в сокращении разрыва в оплате труда мужчин и женщин на 37.5% [4].

К 2015 году в Российской Федерации было создано более 130 технопарков и инновационных центров, включая инновационный центр «Сколково» и технопарк «Академпарк», Инно-полис. В дополнение к обычной бизнес-инфраструктуре, социальной инфраструктуре, здесь интегрируются ИКТ-университеты. Эти инициативы направлены на привлечение молодых и высококвалифицированных специалистов со всей Российской Федерации и из-за рубежа за счет минимальных корпоративных налогов и освобожденной от налогов заработной платы. Несмотря на их преимущества, эти истории успеха не обеспечивают критической массы, которая компенсировала бы стремление к получению ренты многими российскими промышленными компаниями, которые, не будучи интегрированными в глобальные цепочки создания стоимости и знаний, уделяют мало внимания инновациям.

Комплекс мер, реализуемый в Российской Федерации, включает несколько направлений.

1. Национальный проект в области науки и цифровой экономики [8]. Паспорт националь-

ной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол от 24.12.2018 № 16) [9]. В 2017 году был представлен проект «Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года», который не получил статуса нормативного документа, но учитывается при разработке планов развития.

2. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на 2020-2030 годы [10]. Она воплощает ключевые положения Стратегии развития науки и технологий до 2035 года [11] и Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [12]. Стратегия [11] определяет семь приоритетов национальной политики (цифровое производство, чистая энергетика, персонализированная медицина, устойчивое сельское хозяйство, национальная безопасность, инфраструктура для транспорта и телекоммуникаций и готовность к будущему) и приоритетность пяти ключевых политических инициатив, направленных на стимулирование интереса к науке и технике, создание благоприятных условий для исследований и разработок, налаживание эффективного сотрудничества между наукой и промышленностью, улучшение управления наукой и содействие международному научному сотрудничеству.

3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [12]. Документ устанавливает цель увеличить долю компаний, занимающихся технологическими инновациями, с 20% (в 2018 году) до 50% (к 2024 году). С этой целью планируется внедрить больше отраслевых инструментов для вовлечения широкого круга фирм, включая малые и средние предприятия, в инновации в основных секторах, таких как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и креативные индустрии, предлагается стимулировать инвестиции бизнеса в инновационные проекты. Этот набор мер включает также предложения стимулирования со стороны государства - предоставлять субсидии на исследования, налоговые льготы, льготные кредиты, консультационные и учебные услуги, расширить начальное финансирование технологических стартапов и устранить административные барьеры в целях улучшения базовых условий для предпринимательства и инноваций. Предлагаются инструменты, поощряющие деловые круги и общественность к принятию инновационной культуры: для компаний и частных лиц предложены курсы по предпринимательству и ин-

формационным технологиям, для школьников -возможность ознакомиться с профессиональными программами в области науки, техники, инженерии и математики (STEM) и узнать о перспективных потребностях промышленности в кадрах до 2035 года.

4. Национальная технологическая инициатива. Объявлена президентом в послании Федеральному Собранию в 2014 году [13], позволила разработать отраслевые «дорожные карты» с бюджетными ассигнованиями в ИКТ и кибер-безопасность (SafeNet), в передовые производственные технологии (TechNet), распределенные энергетические системы (EnergyNet), распределенные беспилотные летательные аппараты (AeroNet), морские (MariNet) и автомобильные (AutoNet) транспортные системы, продукты питания (FoodNet), персонализированное здравоохранение (HealthNet), человеко-машинную связь и нейротехнологии (NeuroNet). «Дорожная карта» TechNet определяет приоритеты возможностей «Индустрии 4.0» и ставит цель -обеспечить к 2035 году долю Российской Федерации на мировом рынке услуг в области инжиниринга и промышленного дизайна не менее 1.5%. Она содержит конкретные проекты в таких областях, как цифровой дизайн и моделирование, новые материалы, аддитивные технологии, промышленный Интернет и робототехника. Национальная технологическая инициатива поддержала более 500 крупных технологических проектов, таких как роботы для подводных жилищ, автономные самосвалы для шахт, локальные интеллектуальные системы энергоснабжения и программное обеспечение для цифрового проектирования для промышленного применения.

В России с 2019 года реализуется программа Министерства просвещения РФ совместно с Российской академией наук по созданию «школ РАН». В опорные школы РАН могут поступить мотивированные дети без привязки к месту жительства для усиленной подготовки и для продолжения обучения в рейтинговых университетах в дальнейшем. В рамках этой инициативы созданы программы подготовки и подбора учителей для таких школ [14]. В соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642) [11] у будущих молодых учёных формируется осознанный выбор современных профессий в наукоёмких отраслях, а также осуществляется их последовательная подготовка.

В США мотивация женщин к работе в исследовательской и технологических отраслях на государственном уровне осуществляется через

ведомства: фонд Министерства образования «Инвестиции и инновации», чьи программы поддерживают учащихся школ, национальные институты здравоохранения - состоявшихся исследовательниц, а Национальный научный фонд США проводит курсы в сфере STEM для всех желающих.

В России на уровне высшего образования на примере аспирантов, которые готовятся стать учёными и педагогами в сфере STEM, наблюдается барьер на профессиональном пути реализации научных интересов в связи с недостаточным уровнем финансирования. STEM-сфера требует погружения, а при недостаточном уровне стипендий, с одной стороны, и высокой сложностью получения грантов - с другой, этот барьер способствует «вымыванию» перспективных кадров из STEM.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration (NASA)) в качестве ключевого фактора вовлечения девочек в STEM рассматривает метод наставничества. Его консультативная наставническая программа «NASA G.I.R.L.S» обеспечивает взаимодействие между поколениями: женщины-учёные помогают девочкам-учащимся разобраться в основах профессии, поддерживают их профессиональный и социальный интерес реализоваться в ней. Дополнением к программе служит проект «INSPIRE», его главные задачи -поддерживать девушек в освоении STEM-дисциплин и продвигать их карьеры в аэрокосмической отрасли [1, с. 23].

Эффективные меры управления социальными рисками в сфере кадрового дефицита включают финансовую поддержку этого направления на государственном уровне, приносят конкурентные преимущества. С 2016 года для развития STEM-образования в США ежегодно в виде грантов образовательным организациям выделялось порядка 200 млн долл. [21]. Эффективность реализуемых мероприятий подтверждается ростом доли женщин среди занятых в STEM-отраслях в США за пять лет - с 24% до 39%. Чтобы влиять на изменение соотношения присутствия женщин и мужчин в отрасли и сократить гендерный разрыв, возможно использовать инструмент наставничества, который признан работающим.

Влияние через культуру позволяет мотивировать молодое поколение, на которое меньше действуют другие стимулирующие меры в виде стипендий, дотаций, в рамках социальной работы, включающей разъяснительную и популяризирующую работу, и рассмотреть целесообразность поддержки образовательного медиакоммуника-

ционного контента, который будет подчёркивать важность качества STEM-образования.

В исследовании 2017-2018 годов, направленном на рассмотрение гендерной составляющей образов киногероев, представляющих определённые существующие профессии, выявлены тенденции формирования образа женщины в сфере ИКТ, на который влияют идейные тренды западного общества [15]. Американский вектор развития этого образа в кинофильмах связан с маскулинностью, западноевропейский -с феминистической составляющей, с акцентом на независимость. Вместе с тем в отечественной кинопродукции образ женщины вне зависимости от профессиональной принадлежности неразрывно связан с традиционными гендерны-ми ролями.

Решение проблемы дефицита кадров возможно при изменении представления профессионального женского образа в сфере STEM, восприятия его аудиторией. В контексте практических мер целесообразно в формате общественной дискуссии осуществлять профилактику и корректировать негативное воздействие мейнстримов кинематографа на ценностные ориентации представителей подросткового и молодёжного возраста как наиболее подверженных влиянию заложенных в современной видеопродукции идеологии и ценностей.

Заключение

Как показало исследование, решению проблемы дефицита кадров в наукоёмких отраслях, вовлечению женщин в STEM-образование с дальнейшей интеграцией в STEM-занятость будут способствовать следующие меры:

1) разработка и реализация образовательных программ для женщин, ориентированных на STEM-сферу, а также социальных программ, направленных на профессиональную реализацию женщин в данной области;

2) формирование имиджа женщины в сфере STEM силами социальных институтов (образование, общественные организации, наука, культура) и профессиональных ИКТ-сообществ;

3) создание системы популяризирующих мер привлечения женщин в STEM-занятость и профессионально ориентированной программы для STEM-образования женщин с дальнейшим трудоустройством;

4) внедрение механизмов внесения дополнений в социальную поддержку этих направлений, исходя из изменений экономических условий;

5) разработка блока индикаторов, позволяющих отслеживать влияние на снижение ген-дерного разрыва формальных и неформальных

институтов с учётом корреляции на характеристики демографической составляющей и текущих экономических условий.

Список литературы

1. Кислякова П.А., Шмелева Е.А. Цифровой тендерный разрыв как фактор риска социальной безопасности российского общества // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 14-25.

2. Женщины в технических профессиях: исследование Kelly Global Workforce Index 2015. URL: www.kellyservices.ru (дата обращения: 20.07.2022).

3. Дмитриева Е., Миронова М. STEM в США: образование, необходимое в эпоху Цифровой Индустрии 4.0? // Forbes Russia Education. Ноябрь 2020. URL: https://education.forbes.ru/authors/stem-in-usa (дата обращения: 20.07.2022).

4. The Global Gender Gap Report 2021 Insight Report March // World Economic Forum, Geneva 2021. URL: https://www.weforum.org/docs/WEF_GGGR_20 21.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

5. Engineering The Future: GE's goal to bridge the STEM gender gap. 2020 / General Electric Company. URL: https://www.ge.com/news/reports/engineering-fu ture-ges-goal-bridge-stem-gender-gap-2020 (дата обращения: 20.07.2022).

6. UNESCO Science Report: The race against time for smarter development / Ed. by Schneegans, S. Lewis J., Straza T. / UNESCO 2021. 736 p. (дата обращения: 20.07.2022).

7. Fouad N.A. Leaning In, But Getting Pushed Back (And Out) / American psychological association, Washington, D.C. Aug. 9, 2014. URL: https://www.apa. org/news/press/releases/2014/08/pushed-back.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р). URL: http:// static. government. ru/media/files/9gFM4FHj 4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

9. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от

24.12.2018 № 16). URL: https://legalacts.ru/doc/pas port-natsionalnoi-programmy-tsifrovaja-ekonomika-ros siiskoi-federatsii-utv-prezidiumom/ (дата обращения: 20.07.2022).

10. Указ Президента Российской Федерации от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 20.07.2022).

11. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20.07.2022).

12. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 // Официаль-

ный сайт Президента России. URL: http://www.krem lin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20.07.2022).

13. Послание Президента Российской Федерации от 04.12.2014 «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39443 (дата обращения: 20.07.2022).

14. Базовые школы РАН // Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/ activity/main_activities/ran_schools/ (дата обращения: 20.07.2022).

15. Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 97-103.

16. Калабихина И.Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России // Женщина в российском обществе. 2017. №1. С. 5-16.

17. Berdousis I., Kordaki M. Computing and STEM in Greek tertiary education: gender representation of faculty members during the decade 2003-2013 // Gender and Education. 2018. № 30 (1). P. 1-21.

18. Funk C., Parker K. Women and men in STEM often at odds over workplace equity / Pew Research Center. January 2018. URL: https://www.pewresearch. org/social-trends/wp-content/uploads/sites/3/2018/01/PS _2018.01.09_STEM_FINAL.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

19. Gonzalez H.B., Kuenzi J.J. Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) education: A primer // Congressional Research Service 7-5700 R42642. 2012. URL: https://sgp.fas.org/crs/misc/R42 642.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

20. Science, Technology, Engineering, and Math, including Computer Science / U.S. Department of Education. URL: https://www.ed.gov/stem (дата обращения: 20.07.2022).

21. STEM Opportunities Act of 2017, S-1270. 115th Congress (2017-2018) // Congress.gov. URL: https:// www.congress.gov/bill/115thcongress/senate-bill/1270 /text (дата обращения: 20.07.2022).

22. The Global Gender Gap Report 2016 // World Economic Forum. Geneva 2021. URL: https://www. weforum.org/docs/GGGR16/WEF_Global_Gender_Gap _Report_2016.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

23. Women and Girls in Science, Technology, Engineering, and Math (STEM). Report of Executive Office of the President / the White House. President Barack Obama. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/ sites/default/files/microsites/ostp/stem_factsheet_2013_0 7232013.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

24. Women in Science // UNESCO Institute for Statistics. Fact Sheet. 2019. № 55. URL: http://uis.unesco. org/sites/default/files/documents/fs55-women-in-science-2019-en.pdf (дата обращения: 20.07.2022)

25. Women in Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) (Quick Take) // Catalyst. 2018. URL: https://www.catalyst.org/research/women-in-science-technology-engineering-and-mathematics-st em/ (дата обращения: 20.07.2022).

26. Women in Tech: The Facts (2016 Update) // NCWIT.org. URL: https://ncwit.org/resource/thefacts/ (дата обращения: 20.07.2022).

NEW APPROACHES OF BRIDGING THE GENDER GAP AT STEM EDUCATION FOR JOBS OF THE FUTURE

M.A. Nikitenkova

The Institute of USA and Canada Studies Russian Academy of Sciences

The article is devoted to the problem of shortage of personnel in the knowledge-intensive industries of Russia and ways to solve it. The low proportion of women among those engaged in scientific activities and the potential for their involvement in science are revealed. The Russian and foreign experience of attracting women to STEM education with further integration into STEM employment is analyzed. The article shows the attractiveness for women of modern trends in the STEM sphere associated with the inclusion of components aimed at studying the world of art in traditional educational components, as well as using cultural competencies in modeling and artistic and technical design. It has been established that, on the one hand, the influence of mentoring programmes for the professional development of women, through State support, motivates the younger generation, to whom financial incentives are less effective. On the other hand, it is worth considering measures to popularize the female image from the field of STEM within the framework of traditional gender roles through social message, which will allow women to try out new roles. Based on the analysis of effective approaches of state policy aimed at reducing the gender gap in engineering and technological fields, solutions are proposed to overcome the shortage of personnel for the specialties of the future and increase competitiveness in the innovation sphere, which, in turn, will contribute to the development of measures of social and innovation policy of Russia.

Keywords: STEM-education, STEM-employment, gender gap, women, information and communication technologies, government regulation, digital transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.