Научная статья на тему 'Преобразования в сфере военного управления в СССР в 20-30-е гг. Xx века'

Преобразования в сфере военного управления в СССР в 20-30-е гг. Xx века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
552
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНАЯ АРМИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / РЕВВОЕНСОВЕТ / ШТАБ РККА / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО ВОЕННЫМ И МОРСКИМ ДЕЛАМ / ИНСПЕКТОРАТ РККА / ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННЫЙ ОКРУГ / ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ / PEOPLE'S MILITARY AND MARINE COMMISSARIAT / RED ARMY / REORGANIZATION / REVOLUTIONARY WAR COUNCIL / MILITARY STAFF RKKA / CHIEF DIRECTORATE / INSPECTORATE RKKA / LOCAL ADMINISTRATION MILITARY REGION / MILITARY COMMISSARIAT / GENERAL STAFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жарков Виталий Викторович

В статье рассматриваются преобразования органов военного управления, предпринятые руководством страны в 20-30-е гг. XX века. Исследованы изменения, коснувшиеся как центрального аппарата, так и окружного и местного. Представлена структура управления Красной армией в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reformation in the Sphere of Military Administration in the USSR in the 20th - 30

Reformation in the sphere of military administration, which was done by the government in the 20th 30th of the XX century is the main theme of the article. The changes in the main and local administrative apparatus were analyzed. The structure of administration in Red Army of that historical period is given.

Текст научной работы на тему «Преобразования в сфере военного управления в СССР в 20-30-е гг. Xx века»

Преобразования в сфере военного управления в СССР в 20-30-е гг. XX века

В. В. Жарков

В статье рассматриваются преобразования органов военного управления, предпринятые руководством страны в 20-30-е гг. XX века. Исследованы изменения, коснувшиеся как центрального аппарата, так и окружного и местного. Представлена структура управления Красной армией в рассматриваемый период.

Ключевые слова: Красная армия, реорганизация, реввоенсовет, штаб РККА, главное управление, Народный комиссариат по военным и морским делам, инспекторат РККА, окружное управление, военный округ, военный комиссариат, Генеральный штаб.

Reformation in the Sphere of Military Administration in the USSR in the 20th - 30 th of the XX Century

V. V. Sharkov

Reformation in the sphere of military administration, which was done by the government in the 20th - 30th of the XX century is the main theme of the article. The changes in the main and local administrative apparatus were analyzed. The structure of administration in Red Army of that historical period is given.

Key words: Red Army, reorganization, Revolutionary War Council, military staff RKKA, chief directorate, people's military and marine commissariat, inspectorate RKKA, local administration military region, military commissariat, General Staff.

Для успешного осуществления намеченных мероприятий, связанных с реформированием Красной армии в начале 20-х гг. XX века, требовалось серьезно улучшить руководство Вооруженными Силами страны.

До 1924 г. в сфере центрального военного управления отсутствовала единая организационная структура, серьезной проблемой был и очень громоздкий штат, не соответствующий ни одному требованию времени, что затрудняло управление войсками.

Одним из важнейших шагов военной реформы стала реорганизация военного аппарата. Проведенная проверка состояния дел в Красной армии закончилась, как отмечено выше, нелицеприятными выводами. 5 февраля 1924 г. комиссия сделала заявление, что аппарат управления Красной армии характеризуется оторванностью звеньев друг от друга, часто формальной связью между ними, нечетким построением и бюрократическими тенденциями [1].

Преобразования начались в соответствии с приказом Реввоенсовета СССР (РВС) от 28 марта 1924 г. [2]. Главной задачей стало сокращение кадров управления на 40-50 % [3]. Сокращение происходило быстрыми темпами. Если к 1 октября 1923 г. в управленческих органах числились 3732 человек, то в 1924 г. осталось 2 885 человек [4]. Численное сокращение (847 чел.) равнялось 22,7 % [5].

Члены национальной комиссии предложили максимально упростить аппарат управления, 214

устранить параллелизм и бюрократизм, разграничить функции между различными органами, приспособить организацию мирного времени к организации военного времени, повысить квалификацию сотрудников, сократить штаты. ЦК РКП(б) и Реввоенсовет СССР одобрили эти положения и установили срок перехода на новую организацию с 15 апреля 1924 г.

В соответствии с разработанной схемой реорганизации была упразднена должность Главкома, необходимость в которой в мирное время и в самом деле отпала. Начальнику снабжения РККА были подчинены все учреждения, ведавшие обеспечением войск техническим имуществом. Штаб РККА был разделен на три самостоятельных органа: административный штат - Управление (с декабря 1924 г. - Главное управление) РККА, штаб подготовки войск - инспекторат РККА, оперативный штаб - штаб РККА. Он сосредоточил все функции по подготовке страны и армии к боевым действиям (разработка оперативных и мобилизационных планов, учет политических, экономических возможностей государства, организация Красной армии, изучение опыта войн и военных конфликтов, оперативное управление). Для этого в составе штаба выделялись 4 управления (оперативное, организационно-мобилизационное, военных сообщений и разведывательное) и научно-уставной отдел.

Однако уже в сентябре выяснилось, что штаб РККА «перегружен делопроизводством по многим мелочным вопросам, требующим к себе

В. В. Жарков

большого внимания, и поэтому мешающим сосредоточиться на основной работе» [6]. Не удалось и разграничить функции между инспекторатом и штабом РККА. Поэтому по докладу заместителя начальника штаба РККА М. Н. Тухачевского инспекторат в сентябре-октябре расформировывается, а в составе штаба РККА создаются инспекции родов войск, упраздняется Управление боевой подготовки; вопросы комплектования и войсковой мобилизации из штаба РККА передаются в Главное управление РККА [7].

В соответствии с данными преобразованиями Главное управление РККА стало заниматься непосредственным руководством боевой подготовкой, инспектированием армии, войсковым комплектованием и всеми вопросами текущей жизни. С 28 сентября 1924 г. Управлением руководил В. Н. Левичев, сменивший Н. Н. Петина. В его составе имелись следующие управления: учебно-строевое с нештатным стрелковым комитетом, военно-учебных заведений (с 13 ноября 1925 г. руководил В. Т. Путна), военно-топографическое, командное, войсковой мобилизации и укомплектования; инспекции: артиллерии, кавалерии, связи, химической и инженерной подготовки.

В 1925 г. проводится очередная реорганизация центрального военного аппарата. К тому времени борьба за власть между Сталиным и Троцким достигла своего апогея. О том, что Троцкий проиграл, свидетельствовало освобождение последнего от должности председателя Реввоенсовета СССР и народного комиссара по военным и морским делам. На этих постах его сменил М. В. Фрунзе, после смерти которого в октябре 1925 г. председателем Реввоенсовета СССР и народным комиссаром по военным и морским делам стал К. Е. Ворошилов, не имевший, как и его предшественники, военного образования. 21 ноября 1925 г. Совнарком СССР утвердил следующий состав обновленного РВС: председатель -К. Е. Ворошилов, члены - П. И. Баранов,

A. С. Бубнов, С. М. Буденный, А. И. Егоров,

B. И. Зоф, С. С. Каменев, Г. К. Орджоникидзе, М. Н. Тухачевский, И. С. Уншлихт и З. Элиава.

Ниже перечислены управления, входящие в состав РВС СССР, и обозначены их функции.

1. Управление делами Народного комиссариата по военным и морским делам.

2. Управление снабжения РККА, возглавляемое сначала И. С. Уншлихтом (впоследствии заместитель наркома по военным и морским делам), а затем, с 7 февраля 1925 г., Д. Ф. Оськиным, занималось заготовкой всех видов довольствия, кроме

специальных. Оно состояло из артиллерийского (с мая 1925 г. возглавлял П. Е. Дыбенко), военно-технического, военно-химического, военно-стрелкового, военно-хозяйственного, военно-финансового и административно-хозяйственного отдела [8].

3. Политическое управление РККА руководило политико-просветительной работой в армии. Оно включало отделы: организационно-распорядительный, агитационно-пропагандистский, информационно-статистический, мобилизационный, морской и печати. В сентябре 1924 г. было утверждено Положение о ПУРККА, согласно которому оно являлось отделом ЦК, в связи с чем начальник Политуправления А. С. Бубнов был избран секретарем ЦК РКП(б).

4. Управление Военно-морских сил в своем составе имело следующие подразделения: учебно-строевое, спецснабжения, техническое, гидрографическое и научно-технический комитет.

5. Управление Военно-воздушных сил включало следующие подразделения: учебно-строевое, спецснабжения, техническое, научно-технический комитет, метеорологический отдел, комиссию по изучению летной работы и инспекцию ГВФ (гражданского воздушного флота).

6. Военно-санитарное управление.

7. Военно-ветеринарное управление [9].

В 1925 г. специальная комиссия во главе с заместителем начальника штаба РККА С. А. Пугачевым разработала новые предложения по реорганизации центральных управлений Наркомво-енмора, которые в октябре получили одобрение со стороны РВС СССР. Численность центрального аппарата была сокращена до 3 598 человек. Созданы единый шифровальный отдел Нарком-военмора и Управление делами РВС СССР.

Но уже через год в связи с кампанией «режима экономии» вновь ставится вопрос о сокращении и реорганизации управленческого аппарата. В июне 1926 г. РВС СССР одобрил соответствующие предложения комиссии, которой на сей раз руководил заместитель председателя Реввоенсовета И. С. Уншлихт.

«Существенным моментом новой организации центрального аппарата, действующей с небольшими поправками и в настоящее время, - отмечалось в "Краткой исторической справке об организации центрального военного управления РККА", составленной в июне 1928 г., - является наиболее полное объединение вопросов обороны страны в штабе РККА, и администрирования - в ГУ РККА» [10].

Инспекторат РККА был снова расформирован, инспекции родов войск вместе с Управлением военно-учебных заведений подчинены Главному управлению РККА, ему же из штаба РККА передано военно-топографическое управление.

Изменения в сфере центрального управления позволили:

— создать систему органов, объединяющих всю полноту основных функций по подготовке страны и РККА к обороне;

— четко распределить однородные функции управления общего и специального характера между местными и центральными инстанциями;

— упростить аппарат, сократить его численно и в известной степени дебюрократизировать.

Таким образом, за центральным аппаратом сохранялись функции общего руководства. Непосредственная власть сосредоточивалась в сфере окружного управления: командующие войсками и реввоенсоветы военных округов, фронтов, отдельных армий непосредственно подчинялись РВС СССР.

К 1926 г. структура военно-окружного аппарата имела следующий вид:

— командующий (реввоенсовет) округа;

— штаб округа (отделы - оперативный, военных сообщений, учебный, строевой, мобилизационный, укомплектования, комсостава, разведывательный и отделения - шифровальное и административно-хозяйственное);

— окружные управления (политическое, снабжения, ВВС, санитарное, ветеринарное);

— начальники родов войск (артиллерии, инженерных войск, войск связи, химических). Численно управление округа сократилось с 5 215 до 3 460 чел., то есть на 33,5 % [11].

Военно-административное деление страны постоянно развивалось. К концу 1923 г. имелось 6 военных округов (Московский, Петроградский, Приволжский, Украинский, Северо-Кавказский, Западно-Сибирский), 2 фронта (Западный и Туркестанский), 2 отдельных армии (5-я и Кавказская). Но уже к 1 октября 1926 г. количество округов увеличилось до 8:

— Московский (Г. Д. Базилевич);

— Ленинградский (Б. М. Шапошников);

— Украинский (И. Э. Якир);

— Северо-Кавказский (И. П. Уборевич);

— Приволжский;

— Сибирский (Н. Н. Петин);

— Среднеазиатский (И. А. Авсентьевский).

Оставалась также одна отдельная армия -Кавказская Краснознаменная (М. К. Левандов-ский) [12].

Сфера местного военного управления была представлена военными комиссариатами, которых к 1 октября 1924 г. насчитывалось: губернских - 86, уездных (районных, окружных) - 484 [13]. 9 января 1925 г. ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О реорганизации местных органов Наркомата по военным и морским делам» [14], в соответствии с которыми территория военных округов разделялась на территориальные мобилизационные округа. Последние устанавливались трех типов:

— если в губернии (области) не дислоцировались корпуса или дивизии, то образовывался губернский (областной) самостоятельный территориальный округ как источник комплектования какой-либо кадровой или территориальной дивизии. Управление этого территориального округа включало начальника, политсекретариат, учетно-мобилизационный отдел, отделение вневойсковой подготовки, местную команду и административно-хозяйственное отделение;

— если в губернии дислоцировался корпус (дивизия), то образовывался корпусной (дивизионный) территориальный округ как источник комплектования данного соединения. Во главе стоял командир соединения, имевший в своем распоряжении следующие подразделения: начальник, учетно-мобилизационный отдел, административно-хозяйственное управление, местная команда, политсекретариат (корпус) или политотдел (дивизия);

— если корпус (дивизия) располагались на территории двух или более губерний, то в той, где дислоцировался штаб, образовывался корпусной (дивизионный) территориальный округ.

В таких организационных условиях значительно сокращалось количество губернских военкоматов - они оставались лишь там, где не было воинских частей. Уездные комиссариаты сохранялись в составе территориальных округов в качестве учетно-мобилизационного аппарата и действовали на правах отделов местных исполкомов.

В опубликованных в советский период работах отмечалось, что реформа центрального военного управления «сыграла огромную роль в укреплении Вооруженных Сил страны, в укреплении обороноспособности СССР» [15]. В действительности дело обстояло совсем иначе. Отсутствие у высших военных руководителей четкого

216

В. В. Жарков

представления о месте и роли центральных органов управления, не говоря уже об их неоднократной реорганизации (то слияние, то наоборот, разукрупнение), никогда не способствовало успешной работе данных органов. Не принесла пользы и частая смена руководства «мозга армии» -штаба РККА. До апреля 1924 г. его возглавлял генерал П. П. Лебедев, затем до февраля 1925 г. вольноопределяющийся М. В. Фрунзе, которого сменил полковник С. С. Каменев, в ноябре того же года начальником штаба РККА стал поручик М. Н. Тухачевский, в мае 1928 г. - полковник Б. М. Шапошников и в июне 1931 г. - полковник А. И. Егоров, который руководил штабом (Генеральным штабом - до мая 1937 г.) [16]. Вместе они имели богатый боевой опыт, но из-за кратковременного пребывания в должности (кроме Егорова) не могли довести до конца начатое дело.

В 1928 г. Б. М. Шапошников предложил провести новую реорганизацию, которая была осуществлена в январе 1930 г. В состав штаба РККА были переданы из Главного управления РККА все вопросы мобилизации, комплектования и подготовки начсостава запаса. В 1933-1934 гг. под руководством А. И. Егорова работа по уточнению структуры центрального аппарата продолжалась. В результате мобилизационные вопросы были снова переданы в ГУ РККА, а из штаба РККА выведено разведывательное управление с переподчинением его непосредственно Наркомвоенмору. В июне 1934 г. ЦИК СССР упразднил Реввоенсовет СССР, а Наркомат по военным и морским делам переименовал в Наркомат обороны (НКО). Вместо Реввоенсовета СССР при наркоме обороны был создан Военный совет совещательного характера. Преобразованный в 1938 г. в Главный совет РККА, он стал функционировать на правах бывшего РВС СССР. Вскоре и Военный совет при Наркоме ВМФ был реорганизован в Главный военный совет ВМФ. Еще в сентябре 1935 г. штаб РККА был преобразован в Генеральный штаб (ГШ) РККА, из состава которого был выведен отдел боевой подготовки, развернутый в соответствующее самостоятельное управление.

В 1937-1939 гг. деятельность центрального военного аппарата была фактически парализована; в

ходе борьбы с «врагами народа» под репрессии попали начальник Генерального штаба А. И. Егоров, его заместители В. Н. Левичев и С. А. Межи-нинов, 22 начальника и 30 ответственных работников НКО СССР и Генерального штаба [17].

Итогами перестройки аппарата военного управления на всех уровнях явились его сокращение, более рациональная с точки зрения мирных условий организация, качественный рост управления боевой и политической подготовкой войск.

Примечания

1. См.: Российский государственный военный архив (далее РГВА). - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 109. - Л. 5.

2. См.: Осьмачко, С. Г. Военная реформа в СССР (1924-1928 гг.): содержание, значение и исторические уроки [Текст] / С. Г. Осьмачко. - Ярославль, 1994. -С. 19.

3. См.: Фрунзе, М. В. Избранные произведения [Текст]. - М.: Воениздат, 1984. - С. 140.

4. См.: Тельпуховский, Б. С. КПСС во главе строительства Вооруженных Сил СССР. Окт. 1917-1982 гг.: Исторический очерк [Текст] / Б. С. Тельпуховский. -М.: Политиздат, 1983. - С. 22.

5. См.: Берхин, И. Б. Военная реформа в СССР (1924-1925 гг.) [Текст] / И. Б. Берхин. - М.: Воениздат, 1958. - С. 58.

6. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 720. - Л. 8.

7. См.: Осьмачко, С. Г. Указ. соч. [Текст]. - С. 19.

8. История военной стратегии России [Текст]. -М.: Кучково поле, 2000. - С. 207.

9. РГВА. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 270. - Л. 11,15;

10. Там же. - Д. 720. - Л. 15.

11. Берхин, И. Б. Указ. соч. [Текст]. - С. 153.

12. Сост. по: Военный энциклопедический словарь [Текст]. - М., 2002. - С. 712, 819, 1051, 1190, 1196, 1234, 1309.

13. Смирнов, П. С. Военные вопросы в программах КПСС. - М.: ВПА, 1967. - С. 161.

14. См.: Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик. - 1925. - № 2. - С. 18.

15. Берхин, И. Б. Указ. соч. [Текст]. - С. 160.

16. Указаны бывшие звания, присвоенные во время службы в царской армии.

17. История военной стратегии России [Текст]. -С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.