Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -
Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
Formation of tax administration in the condition of digital economy (on the example of VAT)
Abdulov DAMIR 1
Tashkent State University of Law
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Article history:
Received September 2020 Received in revised form 15 September 2020 Accepted 25 September 2020
Available online 1 October 2020
Keywords:
VAT
VAT rate
VAT calculation procedure Electronic notification Electronic tax reports..
The article discusses the main types of tax evasion faced by the Uzbek economy in a state of transformation to the digital economy. Possible areas of activity of the tax authorities to reduce the negative consequences of the risks of the digital economy. The state needs further forecasting and timely response to emerging business development trends related to the development of the national global digital space.
2181-1415/© 2020 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https:/ / creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Иктисодиётни ракамлаштириш шароитида солик маъмурчилигини кайта ташкил этиш (ККС мисолида)
АННОТАЦИЯ
Ма;олада ра;амли иктисодиётга утиш долатида Узбекистон и;тисодиёти дуч келадиган соликлардан кочишнинг асосий турлари мудокама килинади. Ра;амли и;тисодиёт хатарларининг салбий окибатларини камайтириш учун соли; органлари фаолиятининг мумкин булган йуналишлари. Давлатга миллий глобал ра;амли маконни ривожлантириш билан богли; булган бизнесни ривожлантириш тенденцияларига кушимча прогноз килиш ва уз вактида жавоб бериш зарур.
Калит сузлар:
ККС
ККС ставкаси ККС дисоблаш тартиби Электрон хабарнома Электрон солик дисоботлари.
1 Teacher, Tashkent State University of Law
Преобразование налогового администрирования условиях цифровизации экономики (на примере НДС)
в
Ключевые слова:
НДС
Ставка НДС Порядок расчета НДС Электронное уведомление Электронные налоговые отчеты.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные виды уклонение от уплаты налогов, с которыми приходится сталкиваться узбекской экономике в состоянии трансформации к цифровой экономики. Возможные направления деятельности налоговых органов, позволяющие снизить негативные последствия проявления рисков цифровой экономики. Государству необходимо дальнейшее прогнозирование и своевременно реагировать на формирующиеся тенденции развития бизнеса, связанные с развитием национального глобального цифрового пространства.
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетом долгосрочной экономической политики Узбекистана является упор на стимулирование структурных изменений с целью кардинального повышения конкурентоспособности национальной экономики. В первую очередь, это связано с ускорением развития экономики страны, а также снижением зависимости от конкурентоспособности конъюнктуры внешних рынков. С этой целью в 2017 году была принята долгосрочная программа Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы.
Цифровая экономика - понимаемая как «применение интернет-технологий для производства и торговли товарами и услугами», становится все более важной частью мировой экономики. Это влияет на жизнь растущего числа людей. Это широко распространено в ведении бизнеса. Стоимость транзакций В2С утроилась за последние 5 лет [1].
Согласно поставленных в Указах Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», Указа Президент Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года № УП-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей», Указ№ Ф-5214 от 13 февраля 2018 года «Об организационных мерах по коренному совершенствованию налогового законодательства», № УП-5468 от 29 июня 2018 года «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан», Постановление от 03 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан», Стратегии совершенствования налогового администрирования за №ПП-4389 от 10 июля 2019 год «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования», и а также №УП-5837 от 26 сентября2019 год «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики республики Узбекистан» одной из составляющих задач экономической и налоговой политики государства является совершенствование и повышение эффективности налогового
администрирования в целях увеличения доходов бюджетной системы страны, а также в других нормативно-правовых актах.
Одним из важных аспектов обращения Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к Олий Мажлису 24 января 2020 года, согласно недавно принятому Налоговому кодексу, в этом году много нововведений. В частности, количество видов налогов было сокращено с 13 до 9. Удобные механизмы уплаты налогов были выбраны с планом отсрочки или рассрочки платежа. В рамках налоговой реформы налоговая нагрузка на заработную плату была снижена почти в 1,5 раза. В результате количество работников формального сектора экономики за год увеличилось на 500 000 человек. Снизить с 1 октября 2019 года ставку налога на добавленную стоимость с 20 до 15 процентов в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26 сентября 2019 года № ПФ-5837 «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан». Также с 1 января 2020 года отменены:
а) введен упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС;
В этом случае, когда налогоплательщики переходят от упрощенной процедуры расчета и уплаты НДС к общей процедуре, они могут учитывать сумму НДС по остаткам на товарно-материальных запасах по состоянию на 1 января 2020 года.
б) с оборота налогоплательщикам была предоставлена возможность платить НДС добровольно. Следующие уплачивают НДС независимо от суммы дохода от продажи товаров (услуг):
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перевозящие товары через таможенную границу Республики Узбекистан;
юридические лица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) добычу полезных ископаемых;
юридические лица, производящие сельскохозяйственную продукцию - когда они имеют 50 га или более орошаемых сельскохозяйственных земель; юридические лица, продающие бензин, дизельное топливо и газ; юридические лица, занимающиеся организацией лотереи; о деятельности, осуществляемой по договору простой компании -доверительного управляющего, на которого возложена задача ведения дел обычной компании - участника обычной компании;
юридические лица, являющиеся собственниками незавершенных производственных объектов и неиспользуемых производственных площадей, заключение которых выдается компетентным органом;
юридические лица, занимающиеся строительством объектов, финансируемых из централизованных источников (кроме текущих и капитальных ремонтов).
б) юридические лица или индивидуальные предприниматели - при покупке товаров (услуг) у иностранных лиц, не зарегистрированных в налоговых органах Республики Узбекистан в качестве плательщиков НДС. Список безналоговых операций был сокращен.
По состоянию на 1 января 2020 года на складе налогоплательщика имеются товарные запасы на сумму 1,4 млрд. сумов, из которых 233,3 млн. сумов облагаются НДС.
600 миллионов сумов из этих остатков (включая 100 миллионов сумов НДС) были приобретены в 2017 году, остальные 800 миллионов сумов (включая 133,3 миллиона сумов НДС) были приобретены в марте 2019 года.
Согласно новым правилам, этот налогоплательщик может учитывать налог в размере 133,3 млн. сумов (т.е. за последние 12 месяцев), что соответствует остаткам, приобретенным в 2019 году, при переходе на НДС с 1 января 2020 года.
За счет этого в прошлом году в распоряжении налогоплательщиков осталось 2 триллиона сумов. Ожидается, что в нынешнем году этот показатель достигнет 11 триллионов сумов. Тот факт, что за один год в распоряжении предпринимателей остается столько средств, открывает огромные дополнительные возможности для развития их бизнеса [2].
За последние годы метод (режим) администрирования НДС претерпел коренные эволюционные изменения. Данные новшество затронули трансформирование предоставления отчетности по НДС, и внедрению электронных счетов-фактур в документооборот, тем самым обмениваться ими со своими контрагентами. Также предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит, тем самым упраздняется право обращения налоговых органов по взысканию суммы, причитающейся налогоплательщику от его дебиторов.
На основании положения о порядке представления финансовой и налоговой отчетности посредством телекоммуникационных каналов связи в органы государственной налоговой службы налогоплательщик — отправитель отчетности в виде электронного документа, тем самым органы государственной налоговой службы, осуществляющие прием и обработку отчетности в виде электронного документа — получатель отчетности, источник для проверки правильности оформления документов налоговой отчетности, облагаемых НДС на территории Республики Узбекистан.
Что касается налога на добавленную стоимость далее (НДС) дробления НДС с 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд. сум велось упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Данный порядок является переходной мерой, который вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования. Порядок исчисления и уплаты является добровольным, т.е. предприятие может перейти на уплату стандартного налога на добавленную стоимость [3].
На основании утвержденной "Стратегия цифрового будущего налоговой системы" от 5 июня текущего года принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №359 «О дополнительных мерах по широкому внедрению в налоговое администрирование современных информационно-коммуникационных технологий». В Стратегии определены следующие задачи: модернизация центра обработки данных и телекоммуникационных приложений, приобретение серверов и программного обеспечения, перевод комплекса информационных систем на единую платформу, повышение качества оказания электронных госуслуг, оперативной обработки больших данных[4].
Системе налоговых органов Узбекистана начинается реструктуризация. Теперь налоговое администрирование плательщиков НДС, которые также являются плательщиками общеустановленных налогов, поэтапно переходит на новый уровень.
«Цель - обеспечить максимально качественное обслуживание налогоплательщиков, тем самым добиться повышения уровня сервисоориентированности системы и содействия добровольному и комфортному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязательств», - говорится в сообщении.
На первом этапе новый порядок обслуживания вводится в Ташкенте, Андижанской и Сурхандарьинской областях, где плательщики (около 29 170) общеустановленных налогов уже с 1 июня начнут обслуживаться в областных управлениях и городском ГНУ Ташкента, соответственно, а не в районных инспекциях, как это было раньше.
С 1 июля в этих трех регионах начнется полное налоговое администрирование данной категории налогоплательщиков со стороны областных ГНУ и управления города Ташкента. Далее поэтапно будут охвачены другие регионы, а с 1 октября данный механизм будет внедрен на территории всей страны.
Стремительное экономическое развитие и все более высокие ожидания со стороны налогоплательщики заставляют налоговую администрацию пересмотреть свой стратегический курс. Его взаимоотношения с налогоплательщиками должны быть заложены в систему права и обязанности [5].
В развитых зарубежных странах был внедрен процесс оцифровки налоговой системы, и применение этой системы в Узбекистане может стать важным фактором сокращения затрат и времени. Для этого в этой научной статье:
- Основными целями и задачами являются освещение новых нормативных методов налога на добавленную стоимость в Узбекистане в процессе исследований;
- анализ доли доходов от НДС в государственном бюджете;
- анализ роли цифровых технологий в процессе НДС, механизм работы этих технологий.
Однако, налоговая система представляет собой один из основных интерфейсов между гражданами и государством в любой стране, так как администрирование налогов может повлиять не только на политическое будущее правительства того времени, но и, что более важно, на доверие общественности к правительству. Таким образом, налоговое администрирование может играть решающую роль не только в формировании экономического развития, но и в развитии эффективного состояния [6].
Анализ, синтез и статистические методы были использованы в освещении
темы.
АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Предписать налогоплательщиков предоставлять отчетность в налоговые органы в электронном виде, а также электронных счета-фактур налоговые органы получили преимущество осуществлять широкий контроль всех операций, облагаемых НДС на территории Республики Узбекистан. Несомненно, дело не только в электронных счета-фактур покупок и продаж, самое важное то, что для
обработки данной отчетности налоговая служба теперь использует новое программное обеспечение - автоматическую систему контроля налога на добавленную стоимость четвертого поколения (АРМНИ-4).
Например, для сравнения 2019 году были введены критерии для юридические лица всех отраслей экономики (за исключением предусмотренных ниже) 7%, строительные организации 8%, предприятия торговли, осуществляющие розничную, оптовую, а также оптово-розничную торговлю 6%, предприятия общественного питания, гостиничного хозяйства 10 %, юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги и т.д.) 15 %, юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства 4 %. Упрощенный механизм предусматривает отмену механизма зачета НДС. Льгота для плательщиков НДС Статья 208 Налогового кодекса дополнена новой льготой по НДС, т.е. с 2019 года сельскохозяйственная продукции собственного производства и производимая в Республике Узбекистан продовольственная продукция по перечню, определяемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан освобождается от налога на добавленную стоимость.
Однако с 1 октября 2019 года установленный порог годового оборота (выручки) в1 млрд сумов подлежит пересмотру не реже 1-го раза в 3 года. Согласно нового налогового кодекса внедряется полноценная система зачета налога, конкретизация налогооблагаемой базы и сокращение числа льгот.
Цель состоит в ознакомлении в оценке влияния нового механизма администрирования НДС на показатели эффективности контрольной деятельности налоговых органов Республики Узбекистан.
Табл.1
Сравнительная таблица отдельных основных показателей за 12 месяцев _ 2018-2019 г.г. Государственная налоговая служба
за 12 месяцев 2018 год за 12 месяцев 2019 год Разница (+,-)
Кол-во зерегистриро ванных субъектов из них плателищики НДС Поступление составило НДС (млрд. сум) Налоговая задолженость по платежам в бюджет и гос.целевые фонды, всего (млрд. сум) из них задолженност ь по НДС (млрд. сум) Кол-во зерегистриров анных субъектов из них плателищики НДС Поступление составило НДС (млрд. сум) Налоговая задолженость по платежам в бюджет и гос.целевые фонды, всего (млрд. сум) из них задолженн ость по НДС (млрд. сум) Кол-во зерегистрир ованных субъектов из них плателищики НДС Поступлен ие составило НДС (млрд. сум) Налоговая задолженос ть по платежам в бюджет и гос.целевы е фонды, всего из них задолженн ость по НДС (млрд. сум)
1 007 241 6 769 13 734,8 3 543,4 511,1 1 055 590 82 405 23 660,7 1 855,4 597,1 48 349 75 636 9 925,9 - 1 6888,0 86,0
Источник: Государственная налоговая служба Республики Узбекистан
Действенность новой системы администрирования НДС можно понять посредством анализа следующих показателей: динамики поступления данного налога, состояния задолженности и возмещения НДС. По своей сути НДС является косвенным налогом, который включается в стоимость реализуемых товаров (услуг). Налогоплательщик вправе уменьшить начисленный налог на сумму НДС по приобретенным товарам (услугам). Это называется зачетом по НДС.
Налог на добавленную стоимость Акцизный налог
Таможенная пошлина
Налог за потребление бензина, дизельного топлива и газа
Плата за использование абонентского номера
Рис. 1. Поступления косвенных налогов в государственный бюджет в 2018-2019 годах, млрд.сум. [7]
Согласно данным за 2018 год, объем поступлений от косвенных налогов в государственный бюджет составил 33 404,3 млрд. сумов, из которых 66% пришлось на НДС и составил 22 019,4 млрд. сумов. В 2019 году доля НДС в структуре доходов от косвенных налогов составила 77%. В 2019 году число плательщиков НДС составило 82 405 человек, что на 76 636 человек больше, чем число плательщиков НДС в 2018 году.
Известно, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № ПФ-5978 от 3 апреля 2020 года оборот товаров (услуг) за период с 1 апреля по 31 декабря этого года составил 1 миллиард сумов в месяц. Налогоплательщики, которые не превышают сумов и полностью используют электронные счета, имеют право рассчитывать и уплачивать налог на добавленную стоимость ежеквартально.
Государственная налоговая служба получает много обращений от предпринимателей для реализации этого права.
Уведомление должно быть подано в электронном виде.
Налогоплательщики, осуществляющие это право, должны представить в налоговый орган по месту регистрации в указанный срок -
- за второй квартал до 20 мая,
- за III квартал до 20 августа;
- За IV квартал к 20 ноября необходимо подать «Уведомление о переходе к представлению квартальных отчетов по налогу на добавленную стоимость».
Данная форма уведомления была размещена DSQ на интерактивной службе электронной налоговой отчетности на портале электронных налоговых услуг -my.soliq.uz.
7029,8
10000 20000 30000 40000 50000 2019 2018
0
Налогоплательщики, которые имеют право рассчитывать и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе одновременно:
- Ежемесячный оборот за отчетный квартал составил 1 млрд долларов. не более сум
- иметь полный электронный счет за весь месяц отчетного квартала.
Налогоплательщики, которые не соответствуют этим требованиям, будут
лишены права на подачу и уплату квартальных налоговых деклараций на добавленную стоимость и перейдут на ежемесячную систему отчетности и платежей.
НДС на 2020 год выглядит следующим образом:
НДС = налоговая база * 15% (1)
Расчет НДС теперь выполняется отдельно для каждого месяца, причем конец года не превышает;
Сумма НДС, подлежащая вычету сверх НДС, рассчитанная из оборота, учитывается в последующих расчетах НДС по бюджету. Таким образом, несмотря на то, что отчет представляется ежемесячно, а показатели отражаются за месяц, расчеты с бюджетом на бухгалтерском счете по-прежнему проводятся с нарастающим приращением. Это означает, что в расчетах с бюджетом по НДС на январь 2020 года была учтена избыточная сумма НДС, созданная на конец 2019 года.
Этот аспект следует учитывать при формировании карты личного счета для этого налога.
Новый расчет НДС состоит из 7 приложений:
• Приложение 1 «Оборот от реализации товаров (услуг) в налоговом периоде»;
• Приложение 2 «Реализация товаров (услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость и облагаемых по нулевой ставке в течение налогового периода»;
• Приложение 3 «Расчет суммы налога на добавленную стоимость, которая будет учитываться» - заполняется с дополнительными результатами;
• Приложение 4 «Реестр накладных (документов, заменяющих накладные) на полученные товары (работы, услуги)». Реестр пополняется по всем счетам (документам, заменяющим счет), в которые включена сумма НДС. Сумма НДС фактически уплачена в бюджет на импортируемые товары, а также на услуги, полученные от нерезидентов, местом продажи которых является Республика Узбекистан. В графе 3 (STIR поставщика) вместо STIR указано «нерезидент»;
• Приложение 5 «Реестр счетов-фактур (документов, замещающих счета-фактуры) за проданные товары (услуги)»;
• Приложение 6 «Реестр счетов-фактур на товары (услуги), реализуемые по брокерскому договору (уступке)»;
• Приложение 7 «Реализация товаров (услуг) с начала года» - заполняется автоматически.
Для расчета НДС есть кнопка загрузки «Список счетов». С его помощью вы будете автоматически заполнять шаблон файла для Приложений 4, 5 и 6 на счет НДС по счетам, утвержденным базой данных EHF E-Invoice (подписанным с ЕЦП).
Впрочем, самой большой и наиболее постоянной проблемой при внедрении цифровых методов в налоговой администрирования является проблема цифровых исключение. Это касается тех пользователей, которые не хотят или не могут использовать цифровые методы, взаимодействовать с правительством или у которых нет записей в соответствующем формате для соблюдения.
Это может быть связано с различием поколений в освоении технологий, личными убеждениями о совместном использовании информация о состоянии, инвалидности, удаленном местоположении, стоимости соответствия или по ряду других причин.
Исключение может быть как временным, так и постоянным (например, в случае болезни) и может возникнуть внезапно (пример в случаях стихийного бедствия).
Правительства могут работать над обучением и предоставлением ресурсов для многих людей, пострадавших от цифровой изоляции, но всего соблюдение невозможно. Для тех, кто не может соблюдать цифровую отчетность, должен избежать штрафа; это может быть через поддержание традиционной подачи на бумажной основе или путем поддержки сеть доступных и доступных налоговых агентов, которые могут подавать документы от имени налогоплательщиков [8].
Налоговые опасности
Основные угрозы схемы от уклонения или уменьшения налогооблагаемой базы НДС, налоговому администрированию в условиях цифровой экономики можно определить следующие:
- фиктивные поставки. Например, компания закупает товары и услуги у фиктивного контрагента, но на самом деле сама производит эти товары или услуги (или закупает их у третьей фирмы). Затем компания заявляет к вычету якобы выплаченный НДС, а также завышает свои расходы, чтобы заплатить налог на прибыль не в полном объёме;
- формальное дробление бизнеса. Суть заключается в том, что собственники делят крупную компанию на несколько юридических лиц, затем переводят на единый налог на вмененный доход либо упрощенную систему налогообложения (УСН) и платят меньше налогов;
- ведение бизнеса через оффшоры. Многие компании используют оффшорные фирмы в низко налоговых юрисдикциях для разных целей: экспорта и импорта; в качестве холдинга; для выплат дивидендов; для владения авторскими правами, торговыми марками и получения лицензионных выплат (роялти); для выдачи кредитов и т.д.
- незаконное использования льготных режимов, предназначенных для инновационных организаций. Суть схемы в том, что компания использует налоговые льготы для инновационных организаций (например, освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских работ и т. д.). Но компания является инновационной только на бумаге и не создаёт никаких новых продуктов;
- серый импорт и контрабанда;
- оформление штатных работников в качестве индивидуальных предпринимателей;
- выведение прибыли через псевдо предпринимательство физических лиц;
- направляя доходы от продаж на формирование уставного фонда предприятия;
- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах (постановка на учёт);
- занижение объема (стоимости) реализованной продукции, работ, услуг. Это один из самых распространённых в наши дни способов уклонения от уплаты налогов. Обычно в таком случае все записи составлены верно (под и наименование товара, реквизиты покупателя и т. п.), различие имеется лишь в объеме либо стоимости продукции, отраженной в счетах бухгалтерского учёта.
- обезналичивание, или обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные средства, легально зачисляемые на счета соответствующей фирмы, что идентично понятию «отмывание денег»;
- обеспечение незаконного возмещения НДС за счёт наращивания себестоимости реализованной на экспорт продукции в связи с увеличением количества аффинированных продавцов, а также объема и стоимости затрат, понесенных для её производства.
- отсутствие Единой платформы.
Предпринимаемые меры
Покупатель, приобретающий, продукцию, товар или услугу в Интернете, не задаётся вопросом, в какой стране находится данный счет, владельца товара в какой стране произведен товар. Фактически, имеют негативное последствия с точки зрения налогообложения. В ответ на будущие вызовы цифровой экономики в Налоговый Кодекс Республики Узбекистан внесены соответствующие изменения. С 1 января 2020 года впервые законодательно установили положение услуги, оказываемой в электронной форме, в соответствии пунктом 10 части третьей статьи
241 Налогового кодекса местом реализации услуг признается территория Республики Узбекистан, если услуги в электронной форме, приобретаются лицами, находящимися или осуществляющими деятельность на территории Республики Узбекистан. При этом местом приобретения физическим лицом услуг в электронной форме признается территория Республики Узбекистан, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:
а) местом жительства покупателя является Республика Узбекистан;
б) банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор платежных систем, через которого покупатель осуществляет оплату услуг, находится на территории Республики Узбекистан;
в) сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Республике Узбекистан;
г) международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Республикой Узбекистан.
Согласно статье 280 Налогового кодекса Республики Узбекистан [9] Объектом налогообложения является оборот по реализации услуг в электронной форме, оказываемых физическим лицам.
При оказании иностранными юридическими лицами физическим лицам услуг в электронной форме, определенных статьей 282 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается Республика Узбекистан, налоговая база
определяется как стоимость этих услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен реализации этих услуг.
Налоговым периодом является квартал.
Налоговая база по каждому кварталу определяется исходя из времени поступления оплаты (частичной оплаты) оказанных услуг.
При определении налоговой базы в соответствии с настоящей статьей стоимость оказываемых в электронной форме услуг, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу Центрального банка Республики Узбекистан, установленному на последний день месяца, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.
Иностранные юридические лица самостоятельно производят исчисление налога, если обязанность по исчислению налога в отношении операций по реализации таких услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.
Согласно статье 278 Налогового кодекса Республики Узбекистан, Иностранные юридические лица, осуществляющие реализацию услуг в электронной форме, местом реализации которых является Республика Узбекистан, признаются налогоплательщиками в части таких услуг, оказываемых физическим лицам.
Если иностранные юридические лица оказывают физическим лицам услуги в электронной форме, определенные статьей 282 настоящего Кодекса, и местом их реализации является Республика Узбекистан, налоговыми агентами в отношении операций по реализации таких услуг признаются иностранные юридические лица — посредники, непосредственно участвующие в расчетах с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными юридическими лицами, оказывающими такие услуги.
Если такие услуги оказываются с участием в расчетах последовательной цепочки нескольких юридических лиц — посредников, налоговым агентом признается иностранное юридическое лицо — посредник, участвующее в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у него договора с иностранным юридическим лицом, оказывающим эти услуги.
Если такие услуги оказываются юридическим лицам Республики Узбекистан и юридическим лицам — нерезидентам Республики Узбекистан, осуществляющим деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, указанные лица — покупатели таких услуг признаются налоговыми агентами.
Отмечается, что для регистрации в стране для таких компаний Государственным налоговым комитетом создан специальный ресурс — НДС-офис интернет-компаний — tax.uz.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие цифровой экономики весьма сложный процесс, требующий неотрывного сосредоточенность органов государственной власти, экономического общество и ученых.
Изменения затронут все сферы социальной жизни, принесут огромные преимущества, но вместе с тем создадут усугубления существующих и создадут новые налоговые риски. Исследование существующих проблем предоставит
возможность определить основные мероприятия по нейтрализации указанных выше рисков.
Разрабатываемые подходы по минимизации рисков должны базироваться не только на традиционных способах предупреждения случайных событий, но и применять последние достижения в области IT-технологий.
Открывшиеся благодаря развитию цифровых технологий возможности позволят оцифровать не только бизнес, но и налоговое администрирование, что позволит на качественно новом витке развития экономики обеспечить стабильное поступление налоговых платежей в бюджет. Успехи Узбекистана по внедрению цифровых технологий в налоговое администрирование давно признаны на международной арене.
Необходимо развитие процедур бездокументарного подтверждения налоговой ставки 0% по НДС на основании реестра таможенных и транспортных документов. Расширяет возможности налоговой службы применять инструменты особого контроля над участниками всей цепочки продвижения товара и денег и позволит эффективнее находить взаимозависимые компании и связанных с ними физических лиц.
Однако, если современные системы бухгалтерского учета не будут широко внедрены, эффективно использовать налоги НДС. Только тогда, когда учет является общим и стандартизированным, страны могут перейти от зависимости от обременительной и изнурительной физической проверки предметов, на которых основаны сборы и акцизы.
Для эффективного налогового администрирования и успешной налоговой реформы существуют дополнительные требования, которые выходят за рамки налогового администрирования. Это хорошо известный традиционный принцип государственных финансов которая призвана сделать публичные бюджеты и счета как можно более прозрачными, фундаментальным требование в демократии. Налогоплательщики имеют не только право знать, как получен их налоговый счет, но и как их налоги используются. В случае, если прозрачность не реализована, невозможно уменьшить, как подчеркивает Peackock (1991), используя марксистскую терминологию «отчуждение налогоплательщика», что будет силу обратной реакции создают большие трудности в работе налоговой администрации. Дополнительная информация для налогоплательщика неожиданно приведет к налаженному диалогу между налогоплательщиком и налоговыми органами, что приведет к улучшению отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами, что значительно упростит работу налоговой органов.[10].
Список используемой литературы
1. UNCTAD (2017). World Investment Report 2017: Investment and the Digital Economy. United Nations publication. Sales No. E.17.II.D.3. New York and Geneva., p.156).
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 сентября 2019 года № ПФ-5837 «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан».
3. В Налоговый кодекс включена глава 401, которая вводит новый, упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (см. ЗРУ-508 от 24.12.2018 г.)
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 05.06.2020 года №359 «О дополнительных мерах по широкому внедрению в налоговое администрирование современных информационно-коммуникационных технологий».
5. https://uznews.uz/ru/article/21217.
6. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE) ISSN: 2278-3075, Volume-9, Issue-1, November 2019 System of Forms and Methods of Tax Administration in Uzbekistan, Abdulov Damir Rustamovich, Abdurakhmanov Olim Kalandarovich.
7. https://www.mf.uz/deyatelnost/deyatelnost1/gosudarstvennyj-byudzhet.html Бюджет для граждан Государственный бюджет на 2019 год.
8. Digitalisation of tax: international perspectives ICAEW THOUGHT LEADERSHIP IT FACULTY 2019 EDITION.
9. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. 30.12.2019.
10. Improving The Tax Administration In Transition Countries Predrag Bejakovic, dr. Institute for public finance, Zagreb.