13(196) - 2011
ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ
УДК 332.012.3: (338.45:622.371)
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ВАЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВОМ КОМПЛЕКСЕ
Е. Г. ЕГОРОВ, доктор экономических наук, профессор, директор Института региональной экономики Севера тел. 8(4112)35-11-08
Ю. Г.ДАНИЛОВ, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail:[email protected] Институт региональной экономики Севера
На основе анализа практического опыта развития компании «АЛРОСА» - ведущего предприятия алмазодобывающей отрасли Якутии с начала перехода страны к рыночным отношениям до настоящего времени - предложены варианты дальнейшего ее преобразования.
Ключевые слова: акция, алмаз, бриллиант, компания, комплекс, приватизация, собственность, стоимость.
После открытия в 1955 г. коренных алмазных месторождений в Якутии 14.01.1957 был создан трест «Якуталмаз», и обогатительная фабрика № 1 дала первые алмазы. С этого времени начались создание и развитие крупной алмазодобывающей промышленности в форме государственной собственности.
После распада СССР и начала перехода экономики России к рыночным отношениям на базе ПНО «Якуталмаз» и внешнеторгового объединения «Алмазювелирэкспорт» по Указу Президента Российской Федерации от 19.02.1992 № 158с «Об образовании акционерной компании «Алмазы России» была создана алмазная компания, акционерами которой стали Правительства РФ и РС (Я), а также физические лица, работники предприятия. В 1992 г. между Правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — было
подписано соглашение «О разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)», по которому имущественный комплекс ПНО «Якуталмаз» переходил в государственную собственность РС (Я). А в 1993 г. между РС (Я) и компанией «АЛРОСА» был подписан договор «Об аренде земельных участков, месторождений алмазов, других природных ресурсов и основных производственных и непроизводственных фондов объединения «Якуталмаз» сроком на 25 лет. В 1998 г. в Устав компании внесены изменения, и она стала называться акционерной компанией «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество), или АК «АЛРОСА» (ЗАО).
Таким образом, с частичной приватизацией алмазодобывающей компании и созданием в Якутии ряда алмазогранильных предприятий различных форм собственности к началу третьего тысячелетия завершился переход к государственно-частной форме собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе (АБК) страны. Опыт преобразования алмазодобывающей отрасли Якутии можно оценить в большей степени положительно, так как во многом благодаря государственной поддержке АБК сравнительно легко преодолел последствия экономических кризисов 1998 и 2008 гг.
В связи с усилением централизации государственной власти в Российской Федерации с 2004 г. начался процесс федерализации компании «АЛРОСА». Доля Российской Федерации в капитале алмазной компании за счет организованной в 2004—2005 гг. скупки акций была доведена до контрольного пакета (свыше 50 %) и затем в 2008 г. была осуществлена дополнительная эмиссия акций АК «АЛРОСА». В результате Россия и Якутия, передав в собственность компании имущественный комплекс объединения «Якуталмаз», сохранили свои доли. Следует отметить, что республиканский бюджет в итоге лишился арендных доходов в размере более 10 млрд руб. в год, для компенсации которых Правительство РФ приняло на себя финансирование ряда бюджетных расходов Якутии.
Дальнейшее преобразование форм собственности в АБК связано с предстоящим открытием компании «АЛРОСА». В ноябре 2010 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) были внесены поправки в региональный закон «Об управлении и распоряжении акциями акционерной компании «АЛРОСА», являющимися государственной собственностью РС (Я)», позволяющие преобразовать компанию «АЛРОСА» из ЗАО в открытое акционерное общество (ОАО).
На взгляд авторов, принципиальным вопросом является участие республики в государственном управлении и контроле за хозяйственной деятельностью АК «АЛРОСА», на которую распространяются юрисдикция, государственная, экономическая и социальная политика РС (Я). Она должна осуществлять управление не только акциями, но и своей долей собственности и производства и в целом социально-экономической деятельностью АК «АЛРОСА». В законе должны быть определены функции и задачи государственного управления и контроля со стороны правительства и других органов исполнительной власти РС (Я), а не только «представителей республики в органах управления и контроля компании». Поэтому считаем, что название закона «Об управлении и распоряжении акциями акционерной компании «АЛРОСА», являющимися государственной собственностью Республики Саха (Якутия)», принятого в2010г.,не отражаетсущности вопроса.
В 2011г. на общем собрании акционеров АК «АЛРОСА» будет обсуждаться вопрос превращения ее в ОАО. Его положительное решение гарантировано, так как основные акционеры — Правительство РФ и Правительство РС (Я) владеют почти 83 % акций. Однако весьма проблематичными и трудными могут быть дальнейшие преобразования
ОАО АК «АЛРОСА». Не зная досконально о взаимоотношениях акционеров и не имея реальной возможности оказывать влияние на конкретную ситуацию, мы можем в чем-то ошибаться, но как ученые-экономисты не имеем права оставаться в стороне, когда происходят судьбоносные преобразования экономики республики.
На взгляд авторов, в первую очередь необходимо переоценить уставный капитал АК «АЛРОСА». В настоящее время он крайне занижен и в 2008 г. составлял лишь 3 682 млн руб. при общей стоимости активов 285 615 млн руб., основных средств — 127 067 млн руб. и объемах реализации продукции в сумме 73 986 млн руб. Для сравнения отметим, что размеры уставного капитала сравнительно меньших акционерных обществ на 01.10.2010 достигли: 9 296 млн руб. — ОАО АК «Якутскэнерго», 11 064 млн руб. — ОАО «Сахатранснефтегаз», 1016 млн руб. — ОАО «Нижне-Ленское», 2 106 млн руб. — ОАО «Саханефтегазсбыт».
В связи с заниженной стоимостью уставного капитала и закрытостью АК «АЛРОСА» количество акций было небольшим, всего 272 726 шт., а номинальная стоимость одной акции равна 13,5 тыс. руб. По расчетам авторов, на основе финансово-экономических показателей деятельности АК «АЛРОСА» в 2008 г. ее стоимость была оценена в сумме 3 740 млн долл., или 112,2 млрд руб. (при курсе 30 руб. за один доллар США), которая превышает уставный капитал в 30 раз. При этом расчетная цена одной акции составляет более 410тыс. руб., по которой рядовые якутяне, конечно, не смогут купить акции компании. Реальную капитализацию АК «АЛРОСА» и рыночную стоимость ее акций можно определить тогда, когда компания станет открытой и акции будут продаваться на фондовой бирже.
Вопрос о дополнительном выпуске акций компании будет весьма сложным, так как предварительно должно производиться перераспределение долей акций между существующими акционерами. А оно прямо затрагивает интересы каждого из них и окажется объективно спорным. В настоящее время акционерами являются и имеют доли: Правительство РФ — 51%, Правительство РС (Я) — 32 %, восемь улусов (районов) алмазной провинции — 8 % и иные юридические и физические лица — 9 %. Можно полагать, что после открытия акционерного общества последние постараются дорого продать свои акции на свободном рынке. Улусы (районы) должны сохранить свою долю акций, представляющих собой муниципальную собственность, и распоряжаться ими должны сами.
Таким образом, перераспределение долей в ОАО и выпуск дополнительной эмиссии акций больше всего зависят от двух основных акционеров — Правительства РФ и Правительства РС (Я). Безусловно, они имеют возможности решать эти проблемы поэтапно и вариантно. Самое главное, при преобразованиях АК «АЛРОСА» следует соблюдать интересы федерального центра и РС (Я), что возможно при дифференцированном подходе к оценке роли и миссии АБК.
По объему производства и экспорту продукции АБК имеет незначительную долю в экономике Российской Федерации. Алмазы и бриллианты из них являются предметами роскоши, а природные технические алмазы, которые раньше широко применялись в машиностроении и оборонной технике, заменены синтетическими. Следовательно, для Российской Федерации в целом АБК не имеет стратегического значения.
Для Республики Саха (Якутия) АК «АЛРОСА» служит стержневой и бюджетообразующей отраслью экономики (табл. 1).
В настоящее время доля АК «АЛРОСА» в общем объеме ВРП составляет 25%. Компания производит 40 % промышленного производства республики и обеспечивает около трети налоговых поступлений в ее консолидированный бюджет. В компании работает около 33тыс. чел., а с учетом всей обслуживающей инфраструктуры и социальной сферы — более 60тыс. чел., или почти 12 % всего
занятого трудом населения республики. Отсюда понятно, что существует жизненно важная необходимость сохранения государственного управления и контроля за деятельностью АК «АЛРОСА» со стороны РС (Я).
Возможно, Правительству РФ после открытия компании на первом этапе необходимо уменьшить свою долю акций с 51 до 32 % и продать 19 % акций, что позволит определить реальную стоимость акций и привлечь дополнительные средства в бюджет России (см. рисунок). Тем более что Правительство РФ намечает в 2011—2013 гг. продать государственные пакеты акций в государственных компаниях и в итоге получить около 1 трлн руб. дохода [7]. Президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании Федеральному Собранию 30.11.2010 сказал: «В этом году я подписал указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий. По моему поручению правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний. Главная цель приватизации — повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции, причем серьезные инвестиции, а доходы от приватизации использовать прежде всего на модернизацию нашей экономики. Соответствующие решения надо принять и на региональном, и наместном уровне» [6].
На следующем этапе в 2012 г., когда, по мнению большинства аналитиков, будут полностью преодолены все последствия глобального экономического
Таблица 1
Роль ЗАО АК «АЛРОСА» в экономике РС (Я), млн руб.
Показатель Год
2001 2002 2005 2008 2009 2010
Валовой региональный продукт (ВРП) РС (Я) 100 922 115 117 183 027 304 987* 340 867* 386 664*
Промышленное производство РС (Я) 77 570 89 500 148 300 178 490* 154 951* 221 029*
Доходы бюджета РС (Я) 35 792 35 792 51 754 79 625 83 525 86 051
Выручка «АЛРОСА» от реализации продукции 55 836 53 869 72 155 73 986 63 849 96 700** 118 626***
Реализация основной продукции «АЛРОСА» 50 694 49 640 63 619 58060 53006 77 100** 94 618***
Налоги «АЛРОСА» 22 979 18 209 21 102 11 866 10 500
Арендная плата за имущественный комплекс РС (Я) 8 996,3 9 185,4 10 433,0
Доля «АЛРОСА» в ВРП РС (Я), % 55,3 46,8 39,4 24,3 18,7 25,0** у***
Доля «АЛРОСА» в промышленном производстве РС (Я), % 65,4 55,5 42,9 41,5 41,2 42,8
Доля «АЛРОСА» в налоговых доходах РС (Я),%** 67 58 45 32 30 33
* По данным Министерства экономического развития РС (Я).
** Оценка авторов.
*** Оценка группы «АЛРОСА».
Распределение акций ЗАО АК «АПРОСА» при преобразовании компании: а — исходное; 6—1 этап — продажа части российского пакета; в — распределение акций после продажи части российского пакета акций; г — IPO акций; д — конечное распределение акций
кризиса, следует провести IPO компании за счет дополнительного выпуска 28 % к имеющемуся к тому времени количеству акций. При этом доли Правительств РФ и PC (Я) с 32 % будут доведены до 25 % плюс одна акция, а общая доля — с 64 до 50 % плюс 2 акции, т. е. контрольный пакет останется государственным. В связи с этим авторами выполнен примерный расчет стоимости акций при возможном IPO (табл. 2). В связи с имеющимися различными оценками, выполненными в последние годы, стоимость компании варьируется от 2,4 до 9 млрд долл.
Расчеты показывают, что в результате размещения дополнительных акций ОАО «АЛРОСА» может привлечь 1,12 млрд долл., которые следует использовать не только для погашения долгов и финансирования строительства подземных рудников, но и инвестирования в перспективные проекты, например, «Тимир» по разработке железорудных месторождений в Южной Якутии.
Бесспорно, что предстоящее открытие ЗАО АК «АЛРОСА» является закономерным итогом организационно-правовых преобразований компании, которое приведет к ее публичности и дополнительным возможностям для привлечения инвестиций.
В этом заинтересована также наука, так как в закрытом режиме экономика компании малодоступна для анализа и прогнозирования, для научного изучения вообще. За последние пять лет, например, Институт региональной экономики не может получить заказ от отрасли на выполнение исследований.
Вместе с тем авторы считают необходимым отметить: во-первых, необоснованность и возможность отрицательного последствия отдельных аргументов сторонников нового статуса компании; во-вторых, узкое название и соответственно неполное содержание принятого закона.
Предстоящее открытие компании приведет к обсуждению ряда интересных утверждений.
1. «Мы с открытием компании запоздали». Такое утверждение может быть правильное. Однако то, что открытие состоится в 2011г., не означает, что компания сразу же произведет дополнительный выпуск и IPO акций, что не совсем выгодно, так как современное финансово-экономическое положение АК «АЛРОСА» является недостаточно благоприятным и привлекательным для потенциальных крупных инвесторов и не способствует эффективной продаже акций.
2. Закрытая компания «может держаться на плаву, и, конечно, может прожить еще лет5—10, но не более». Как нам известно, ЗАО АК «АЛРОСА» уже выходит из кризисной ситуации, успешно участвует на мировом рынке алмазов. Она обеспечена подготовленной минерально-сырьевой базой примерно на 40 лет, за последнее десятилетие значительно укрепила материально-техническую основу производства, своевременно и крупномасштабно строит подземные рудники. Рентабельность компании по валовой прибыли составляет более 30 %, ежегодные собственные капитальные вложения достигают 15 млрдруб. (0,5 млрддолл.).
Таблица 2
Различные оценки стоимости и показатели АК «АЛРОСА» [1, 2, 3, 5, 8]
Показатели и оценки Стоимость одной Количество акций, Общая стоимость компании
акции, руб. шт. Млн руб. Млн долл.
Уставный капитал до федерализации 13 502,5 200 000 2 700,5 90
При скупке акций на «сером» рынке 110 000-180 000 200 000 22 000-36 000 800-1 300
в 2004—2006 гг.
ЗАО «Центр профессиональной оценки» 32 000 долл. 200 000 180 000 6 400
(ЦПО), 2005 г.
При скупке акций ВТБ через МАК-банк 338 000(12 000 200 000 67 600 2 400
в 2006г. долл.)
Продажа ВТБ акций АЛРОСА 409 000 200 000 81 844 3 500
Росимуществу в 2007 г.
Уставный капитал после федерализации 13 502,5 272 756 3 682,9 148
Эмпирическая формула Данилова Ю. Г. 411 000 272 756 112 200 3 740
По оценке инвестиционного банка JP 800 000-990 000 272 756 219 000-270 000 7 300-9 000
Morgan (2010 г.)
Серый рынок, октябрь 2010 г. 300 000 272 756 81 840 2 730
Рыночная, 2012—2013гг. 440 000 272 756 120 000 4 000
(по оценке авторов)
IPO 28 % акций АЛРОСА 344 000 349 128 (увеличение количества акций в 1,28 раза) 120 000 4 000 (привлекается 1 120 млндолл.)
По официальным пресс-релизам компании предусматриваются следующие основные показатели за 2010 г. [4]:
• добыча алмазов АК «АЛРОСА» — 1 723,9 млн долл.;
• реализация алмазной продукции по группе «АЛРОСА» - 3 417,2 млндолл.;
• выручка от реализации продукции (работ и услуг) по группе «АЛРОСА», всего — 118 625,7 млн руб.;
• прибыль АК «АЛРОСА» от реализации продукции (работ и услуг) до налогообложения — 10 305 млн руб.;
• чистая прибыль АК «АЛРОСА» — 6 135 млн руб.;
• бюджет инвестиций — 30 334,8 млн руб., в том числе: на капитальное строительство — 9 778,7 млн руб., на техническое перевооружение — 1 596,9 млн руб.;
• затраты на выполнение геологоразведочных работ АК «АЛРОСА» - 2 759,8 млн руб. Поэтому прогнозы о ближайшей гибели закрытой компании и даже об угасании ее деятельности, на взгляд авторов, являются недостоверными и могут отрицательно сказаться на стоимости акций, а также имидже предприятия и республики.
3. «Открытие АК «АЛРОСА» позволит рядовым якутянам стать акционерами и даже превратить ее со временем в подлинно «народную компанию». Думается, что это нечестная агитация и попытка обмануть народ. Ведь акции ЗАО «АЛРОСА» являются распределенными и закрепленными, владельцы после открытия компании могут продать их дороже, чтобы выручить денежные средства. Если будет дополнительная эмиссия акций, то она, наверно, будет ограниченной, ибо в противном случае произойдет большая девальвация алмазных акций.
4. Нужно отметить интересный факт, что в условиях усиления конкуренции на мировом рынке одна из ведущих алмазных компаний «Де Бирс», наоборот, почему-то в 2000 г. из открытой превратилась в закрытую! Видимо, в условиях открытости компании усиливается влияние конкуренции и спекуляция алмазами на мировом рынке.
5. Управление и распоряжение акциями — это личные правалюбого акционера компании. Однако государственные акционеры: Правительство РФ и Правительство РС (Я) призваны осуществлять государственное управление и контроль за финан-
сово-хозяйственной деятельностью АК «АЛРОСА» как стратегически значимого субъекта национальной экономики. Бесспорно, что эту роль правительства не могут выполнять только при помощи управления акциями.
В результате реализации предлагаемых преобразований: во-первых, ОАО «АЛРОСА» сможет организовать дополнительную эмиссию акций, составляющих 28 % уставного капитала, их свободную продажу и привлечь 1,12 млрд долл. инвестиций; во-вторых, Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), как основные акционеры, сохранят за собой блокирующий пакет по 25 % плюс одна акция, а вместе — контрольный пакет, равный 50% плюс две акции. Кроме того, очень важно, что в этом случае в отношениях между государственными акционерами сформируется паритет и возникнет совместная ответственность по обеспечению государственного управления и контроля, а также экономической безопасности ОАО «АЛРОСА».
Список литературы
1. Винъков А. Долгий выход в свет // Эксперт. 2010. № 41 (725). URL: http://www.expert. ra/printissues/expert/2010/41/dolgiy_vyhod_v_ svet/.
2. Данилов Ю. Г. Об открытии АЛРОСА и возможности IPO. URL: http://www.rough-polished. com/ru/analytics/38608.html.
3. Другой взгляд на «открытие» АЛРОСА // Финмаркет. 06.12.2010. URL: http://www.finmarket. ra/z/nws/hotnews.asp?id=1858180.
4. Сайт ЗАО АК «АЛРОСА». URL: http://www. alrosa.ru/.
5. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005. С. 417-441.
6. Медведев Д. А. Послание Президента Федеральному Собранию. 30.11.2010. Москва, Кремль. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/9637.
7. Шкуренко О. Большая распродажа России // Деньги. 2010. № 33 (790). URL: http://www. kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1491418.
8. Egorov E. G., Danilov U. G. Some views on turning ALROSA public and ways to transform it. 15.11.2010. URL: http://www.rough-polished. com/en/news/44359.html.