Научная статья на тему 'Премьер-министр Канады Мартин Брайан Малруни: политический портрет'

Премьер-министр Канады Мартин Брайан Малруни: политический портрет Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
657
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
МАЛРУНИ / MULRONEY / ПРЕМЬЕР-МИНИСТР КАНАДЫ / THE PRIME MINISTER OF CANADA / ПОЛИТИКА / POLICY / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE-TRADE AREA (FTA)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабаев Эльчин Азизович

Статья посвящена анализу биографии и политической деятельности премьер-министра Канады М. Б. Малруни. Автор уделил основное внимание вкладу этого канадского лидера в формирование современной внутренней политики страны, а также его стремлению основать в Северной Америке зону свободной торговли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIME-MINISTER OF CANADA MARTIN BRIAN MULRONEY: THE POLITICAL PORTRAIT

The article is devoted to analysis of the biography and political activity of the prime minister of Canada M. B. Mulroney. The author has paid the basic attention the contribution of this Canadian leader to formation modern internal policy of the country, and also to his aspiration to found in the Northern America a Free trade association.

Текст научной работы на тему «Премьер-министр Канады Мартин Брайан Малруни: политический портрет»

общества Периферии (Латинская Америка) [Электронный ресурс]. — URL: http://situation.ru/ app/j_art_545.htm (дата обращения: 10.02.2012).

6. Cuentas Nacionales del Perú 1950—1967. Lima, 1968.

7. Estudio económico de América Latina, 1967. Nueva York, 1968. P. 200.

8. Экономика Перу в 1950—1970 гг. Стат. сб. Табл. 4. М., 1972.

9. N.U. Comisión Económica para América Latina,

1967. Nueva York, 1968. P. 200-201.

10. Comercio exterior. 1969. No. 2, 16.

11. Перу. Некоторые аспекты экономического развития. М.: ИЛА, 1969. С. 92-93.

12. Сельское хозяйство и аграрные отношения в странах Латинской Америки. М.: Наука, 1971. С. 330.

13. CIDA (Comité Inter-Americano de Desarrollo Agrícola). Perú. Tenencia de la tierra y desarrollo socio-económico del sector agrícola. Washington, 1966.

14. Economic Survey of Latin America 1968. N.Y.,

1968. P. 178.

15. Леонова В. И. Революционные аграрные преобразования в Перу. М.: Наука, 1973.

16. Primer censo nacional agropecuario. Lima, 1966. P. VIII.

17. García Hurtado F. Tierra o muerte. La revolución agraria del Perú. La Habana, 1965. P. 94.

18. Ritter U. P. Comunidades indígenas y el cooperativismo en el Perú. Bilbao, 1965. P. 23.

19. Самаркина И. К. Община в Перу. М.: ИЛА, 1974.

20. Comercio exterior del Perú, 1968. Lima, 1969.

21. Monthly Bulletin of Agricultural Economics and Statistics. Rome, 1969. Vol. 18, No. 1. P. 16.

22. Estudio económico de América Latina 1966. Segunda parte, 1967. P. 384.

23. Демоскоп weekly [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2007/0291/barom03. php (дата обращения 18.02.2012).

24. Diez Canseco O. Saldremos del subdesarrollo? Lima, 1969. P. 135.

25. Klarén P. F. Perú. Society and Nationhood in the Andes. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 323.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР КАНАДЫ МАРТИН БРАЙАН МАЛРУНИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

PRIME-MINISTER OF CANADA MARTIN BRIAN MULRONEY: THE POLITICAL PORTRAIT

Э. А. Бабаев

Статья посвящена анализу биографии и политической деятельности премьер-министра Канады М. Б. Малру-ни. Автор уделил основное внимание вкладу этого канадского лидера в формирование современной внутренней политики страны, а также его стремлению основать в Северной Америке зону свободной торговли. Ключевые слова: Малруни, премьер-министр Канады, политика, зона свободной торговли.

E. A. Babaev

The article is devoted to analysis of the biography and political activity of the prime minister of Canada M. B. Mulroney. The author has paid the basic attention the contribution of this Canadian leader to formation modern internal policy of the country, and also to his aspiration to found in the Northern America a Free trade association. Keywords: Mulroney, the prime minister of Canada, policy, free-trade area (FTA).

В 2012 г. отношения нашей страны с Канадой отмечают две знаменательные даты: во-первых, исполняется 70 лет со дня установления дипломатических (советско-канадских) отношений, а во-вторых, минуло 20 лет с начала формирования договорно-правовой базы между Российской Федерацией и Канадой. Именно Канада 25 декабря 1991 г. одной из первых стран Запада признала Россию в качестве суверенного государства и преемника СССР на международной арене. Возглавлял правительство страны тогда Мартин Брайан Малруни. В канадской научной литературе в конце ХХ - начале XXI в. появилось значительное количество исследований, посвященных личности М. Б. Малруни, его влиянию на проведение внутренней и внешней политики. Причем многие авторы весьма неоднозначно оценивали усилия этого премьер-министра Канады, предпринимаемые внутри страны и на международной арене [1-2].

В нашей стране личность М. Б. Малруни остается пока малоизученной, хотя отдельные моменты его деятельности освещены в нескольких работах С. Ю. Данилова [3-4]. Несмотря на то, что М. Б. Малруни сделал ставку на новую Россию, именно в годы его правления произошло становление российско-канадских отношений, у нас пока не предпринималось попыток комплексного анализа жизни и деятельности этой исторической личности. Поэтому целью данной статьи стало исследование политического портрета восемнадцатого премьер-министра Канады.

Путь во власть

М. Б. Малруни родился 20 марта 1939 г. в небольшом городке Бе-Комо (провинция Квебек) в семье рабочего-электрика. Его предки - ирландцы - обосновались в Канаде еще в первой половине XIX в., за четверть века до образова-

ния конфедерации, поэтому он имел все основания именовать себя коренным канадцем. После окончания католической школы М. Б. Малруни стал изучать право и политические науки в не самом известном университете Френсиса Ксавье-ра, где в 1959 г. получил степень бакалавра в области политических наук. Затем он продолжил свое образование в более престижном - Лавальском университете, закончив который в 1964 г. он занялся крупной адвокатской практикой.

Именно в студенческие годы М. Б. Малруни заинтересовался практической политикой, вступил в консервативную партию Канады, стал участвовать в молодежных политических дебатах и заводить необходимые связи. В 1956 г. он стал одним из руководителей национального комитета «Молодежь за Дифенбейкера», выступавшего за этого политического деятеля лидером консервативной партии, а затем и делегатом съезда, на котором последний одержал победу, позволившую ему стать тринадцатым премьер-министром Канады [4, с. 117].

В последующие десять лет М. Б. Малруни превратился в одну из ключевых фигур в консервативной партии на провинциальном уровне, а в 1966 г. был избран членом политического комитета при национальном исполкоме партии. Параллельно он строил успешную карьеру адвоката. В 1964 г. перед ним распахнулись двери крупнейшей юридической фирмы Монреаля «Огилви, Коуп энд Порте-ус», работая в которой М. Б. Малруни специализировался на разрешении трудовых конфликтов и заслужил уважение предпринимателей и профсоюзных боссов [5, р. 31].

В конце 1975 г. М. Б. Малруни выдвинул свою кандидатуру на пост национального лидера консервативной партии, но проиграл Дж. Кларку. Потерпев эту неудачу, М. Б. Малруни решил временно сосредоточиться на бизнесе и в 1976 г. согласился занять пост вице-президента крупной горнорудной компании «Айрон Ор». В следующем году он стал ее президентом, а к 1980 г. заставил нерентабельную компанию вновь приносить прибыль [4, с. 118].

В начале 1983 г. Дж. Кларк подал в отставку с поста лидера консерваторов, и М. Б. Малруни вновь выставил свою кандидатуру. На партийном съезде в июне 1983 г. его усилия были вознаграждены, и в ходе изнурительной борьбы М. Б. Малруни одержал победу над соперниками. В результате очередных парламентских выборов 4 сентября 1984 г. консервативная партия, руководимая М. Б. Малруни, одержала убедительную победу, заняв 211 депутатских мест из 282, а ее лидер 17 сентября 1984 г. стал восемнадцатым премьер-министром Канады [1, р. 271].

«Заставим Канаду работать»

После прихода к власти М. Б. Малруни сосредоточил свое внимание на решении социально-экономических проблем: страна переживала рецессию, финансовую систему лихорадило, безработица достигла показателя в 11%. Еще в ходе избирательной кампании он обещал улучшить деловой климат в стране и «заставить Канаду снова работать», выступал за сокращение государственного регулирования экономики и перевод неповоротливых госкорпораций на коммерческую основу. Используя неоконсерва-

тивную модель, его правительство снизило кредитные ставки, приняло меры по привлечению иностранного капитала, сократило социальные расходы государства.

Центральным же решением правительства М. Б. Малруни в социально-экономической сфере стало проведение налоговой реформы. В июне 1987 г. консерваторы вынесли на обсуждение парламента Белую книгу о налоговой реформе. Предлагаемые в ней изменения преследовали две главные цели: во-первых, стимулировать экономический рост и способствовать оздоровлению государственных финансов; во-вторых, создать в стране конкурентоспособные условия налогообложения по сравнению с США с тем, чтобы в ходе углубляющейся интеграции не допустить утечки капитала из Канады.

На первом этапе налоговой реформы произошло изменение порядка взимания подоходного налога, снижение базовой ставки налога на прибыли корпораций, сокращение большинства из существующих налоговых льгот. В ходе второго этапа реформы (1988-1990 гг.) была введена многоступенчатая система налога на продажу, которая распространялась практически на все виды товаров [6, с. 53]. Таким образом, основной смысл налоговой реформы М. Б. Малруни состоял в перераспределении бремени налогообложения от производителей к потребителям.

Поначалу все складывалось удачно: к 1988 г. правительство добилось годового прироста ВВП в 3%, благодаря широкой программе приватизации существенно вырос объем иностранных инвестиций, уровень безработицы снизился до 9%. Но разразившийся в начале 1990 г. глубокий экономический кризис и введение с 1 января 1991 г. всеобщего федерального налога на товары и услуги снизили популярность М. Б. Малруни и консерваторов у населения [5, р. 136].

Еще больше негатива в канадском обществе вызвали конституционные инициативы кабинета М. Б. Малруни. В апреле 1987 г. в городке Мич-Лейк было подписано соглашение между федеральным правительством и премьер-министрами провинций, которое было призвано заменить часть статей Конституционного акта. По нему Канада официально определялась как государство, состоящее из «франкоязычного сообщества, существующего преимущественно в Квебеке... и англоязычного сообщества, существующего главным образом за пределами Квебека» [3, с. 224]. Последний в соглашении именовался «уникальным сообществом внутри федерации» и получал право вето в вопросах о полномочиях федерального парламента и Верховного суда Канады. Национальное собрание Квебека в конце 1988 г. приняло ряд законов, урезавших права англоязычных квебекцев на использование родного языка.

Это вызвало бурю негодования в соседних англоязычных провинциях, ассамблеи которых отказались утвердить договор. И когда в июне 1990 г. истек трехлетний срок ратификации Мич-Лейкского соглашения, в силу оно так и не вступило. Канадское государство оказалось разъединенным по языковому и региональному принципу, правительство Квебека, обвинившее в предательстве всю англоязычную часть страны, заявило о необходимости борьбы за «суверенитет-ассоциацию» [3, с. 226]. Провал Мич-Лейкской инициативы стал главной неудачей правительства М. Б. Малруни в области внутренней политики.

В поисках «Североамериканского согласия»

Способность к компромиссу и деловая хватка М. Б. Малруни в полной мере проявились при проведении им внешней политики Канады. Внешнеполитический курс правительства М. Б. Малруни в зарубежной историографии получил название «политики континентализма». В качестве первоочередной меры канадское руководство предлагало заключить соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке, что откроет канадским производителям доступ на широкий американский рынок, позволит рационализировать производство и избежать американского протекционизма.

В сентябре 1984 г. в ходе официального визита премьер-министра Канады М. Б. Малруни в США руководители двух стран рассмотрели потенциальные возможности увеличения товарооборота и взаимных капиталовложений. В сентябре 1985 г. правительство Канады выступило с инициативой, предложив Соединенным Штатам начать переговоры об установлении двустороннего режима свободной торговли [7, с. 44]. Переговоры продолжались более двух лет и закончились результативно. В январе 1988 г. было подписано канадо-американское Соглашение о свободной торговле (ФТА), которое предусматривало ликвидацию барьеров в двустороннем обмене товарами и услугами, а также совместное урегулирование торговых конфликтов и споров [8, р. 659-662].

Обсуждая условия договора, обе стороны пошли на значительные уступки. От соглашения 1988 г. выигрывали автомобильные и авиационные корпорации США, американские фермеры, производители средств связи, полиграфические, телевизионные и рекламные компании. С канадской стороны - добывающая промышленность, особенно добыча нефти и газа, урана и производство стали, меди, алюминия, цинка, цемента [9, р. 102-105].

В целом соглашение, вступившее в силу в январе 1989 г., способствовало тому, что к середине 1990-х гг. канадский экспорт в США увеличился на 100 млрд долл. и превысил исходный уровень в два раза. В результате и без того немалая доля Соединенных Штатов в экспорте и импорте Канады (72 и 65% в 1989 г.) стала еще больше - 80 и 75% соответственно [10, с. 49]. Следующим шагом в «континентальном» направлении стало присоединение к соглашению Мексики. В декабре 1992 г. М. Б. Малруни и президенты США и Мексики подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

В области международных отношений Канада при М. Б. Малруни в основном следовала в фарватере политики США. Это, в частности, касалось таких проблем, как отношения с Советским Союзом, поддержка американских инициатив в международных организациях (ООН и НАТО), при нем Канада вступила в Организацию американских государств. Относительным успехом лично М. Б. Малруни, проявлением его политического чутья стало установление отношений с новой Россией в конце 1991-1992 гг. В ходе двух официальных визитов Б. Н. Ельцина в Канаду в 1992 г. была установлена солидная договорно-правовая база между двумя странами. Так, были подписаны Российско-канадская декларация о дружбе и сотрудничестве, Соглашение о торговых и коммерческих отношениях, Соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере и многие другие [11, с. 152-153].

Однако нерешенность внутренних проблем для канадцев оказалась важнее внешнеполитических перспектив. В начале 1993 г. популярность М. Б. Малруни упала до рекордно низкой отметки в 17%, и в конце февраля он объявил о своем скором уходе с поста лидера консервативной партии. Официально М. Б. Малруни покинул пост премьер-министра 25 июня 1993 г. Оставив занятия политикой, он вернулся к адвокатской практике и стал членом правления ряда американских и канадских корпораций. В опубликованных в 2007 г. мемуарах М. Б. Малруни в качестве своих главных достижений назвал все же внешнеполитические инициативы. В частности, там он именует себя «отцом Зоны свободной торговли», тем, кто открыл для канадцев беспошлинный доступ на американский рынок и способствовал победе Запада над коммунизмом [12, р. 528].

Итак, основы современной внутренней политики Канады, конкурентоспособность ее экономики были заложены в годы девятилетнего правления М. Б. Малруни. Пойдя на ряд непопулярных мер (налоговая реформа, приватизация корпорации «Петро-Кэнада», сокращение ряда социальных программ), он способствовал оздоровлению национальной экономики и финансов. А всеми выгодами от процесса Североамериканской интеграции большинство канадцев пользуется до сих пор.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Brimelow P. The Patriot Game. National Dreams and Political Realities. Toronto: Key Porter Books, 1986. 310 p.

2. Michaud N., Nossal K. (eds.) Diplomatic Departures: the Conservative Era in Canadian Foreign Policy, 1984-1993. Vancouver: UBC Press, 2001. 344 с.

3. Данилов С. Ю. История Канады. М.: Весь мир, 2006. 256 с.

4. Данилов С. Ю. Мартин Брайан Малруни — премьер-министр Канады // США: ЭПИ. 1984. № 12. С. 117—119.

5. Brooke J. Breaking Faith: the Mulroney Legacy of Deceit, Destruction and Disunity. Toronto: Key Porter Books, 1992. 248 p.

6. Данилов С. Ю., Старостенкова Е. Е. Канада: время важных решений // США: ЭПИ. 1988. № 2. С. 51—55.

7. Лавровская Т. В. Североамериканская интеграция: экономический и политический аспекты. М.: Наука, 1987. 272 с.

8. Documenting Canada. A History of Modern Canada in Documents. Saskatoon: Fifth House Publishers, 1992. 702 p.

9. Парканский А. Б. США в мировых интеграционных процессах. М.: Наука. 1991. 144 с.

10. Комкова Е. Г. Актуальные тенденции и перспективы внешней торговли Канады // Внешняя торговля. 1996. № 7—8. С. 48—53.

11. Актуальные проблемы российско-канадских отношений / отв. ред. С. Ф. Молочков. М.: Наука, 1999. 167 с.

12. Mulroney B. Memoirs: 1939—1993. Toronto: McClelland & Stewart, 2007. 1121 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.