ПРЕИМУЩЕСТВА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ФАСЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
Мочалов М.А.
Мочалов Максим Анатольевич — студент магистратуры, кафедра экономики и управления предприятиями, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: рассматривается фасетная система классификации как инструмент выбора стратегии развития предприятия, проводится сравнительный анализ с иерархической системой, определены преимущества и недостатки применения этих методов. Ключевые слова: стратегический менеджмент, выбор стратегии, иерархическая классификация, фасетный метод классификации.
Многогранность определения понятия «стратегия» влечёт за собой появление достаточно большого количества различных классификаций, построенных с применением иерархической системы. Проблемы иерархических классификаций связаны с невозможностью чёткой идентификации объектов классификации. Чаше всего применяются два типа систем классификации: иерархическая и фасетная. При использовании иерархического метода заданное множество рассматриваемых объектов последовательно делятся на подчинённые, зависимые подмножества, постепенно конкретизируя объект классификации. К положительным сторонам данной системы следует отнести логичность, простоту построения и удобство логической и арифметической обработки. Минусом иерархической системы является невозможность чёткой идентификации объектов классификации, а также невозможность их замены новыми без нарушения общей структуры и целостности. Особенностями иерархической системы являются: возможность использования неограниченного количества признаков классификации; соподчинённость признаков классификации, что выражается разбиением каждой классификационной группы, образованной по одному признаку, на множество классификационных группировок.
Фасетная система классификации позволяет устранить большую часть недостатков иерархической системы, создателями которой является Ю.И. Блохин и Е.П. Панфилов [1]. Создана она была с целью классификации и кодирования технико-экономической информации, также известна как «аналитико-синтетическая» классификация. К её преимуществам относят: во-первых, фасетный метод классификации - это параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Удобный интерфейс фасетной системы: результаты отражаются в колонках таблицы (столбцы-критерии классификации, а строки - это возможные значения этих критериев). Порядок внутри фасета имеет небольшое значение, но лучше всего использовать следующие принципы структуры классификации: хронологический, от простого к сложному, эволюционный или др. Преимущества фасетного метода: гибкость структуры, которая может приспосабливаться к изменениям в задачах; возможность добавлять новые фасеты или удалять старые; особенно эффективен в случае функционирования компьютерных информационных систем. К основным недостаткам следует отнести недостаточно полное использование его силы из-за отсутствия многих из возможных комбинаций фасет; нетрадиционность и необычность применения для ручной обработки данных [1; 2]. Любая группировка в системе классификации определяется набором значений признаков объектов классификации. Поскольку количество возможных классификаций быстро увеличивается с ростом независимых признаков, иногда лучше иметь перечень отдельных фасет-признаков. Любая комбинация фасет определяет одну иерархическую классификацию, каждая группировка которой определяется комбинацией значений признаков. В целом все множество объектов классификации может описываться достаточно большим количеством дескрипторов, которые соответствуют значениям разных признаков множества объектов.
Из анализа особенностей фасетной системы классификации следует, что её разумно применять в стратегическом управлении с целью решения проблематики классификации стратегий развития предприятия. Как показало исследование, практика выработала значительное количество классификаций видов стратегий. Использование фасетной классификации при выборе стратегии позволит чётко разграничивать (идентифицировать) конкретные виды стратегий, на одном и том же множестве объектов построить несколько тематических иерархий, выбирать критерии и признаки классификации независимо друг от друга. Данная система значительно лучше «плоской» иерархической, поскольку учитывает несколько характеристик. Фактически
фасетная классификация представляет собой совокупность нескольких классификаций, каждая из которых определяет принадлежность объекта к определённому классу по одному из признаков. Такой подход позволяет более полно и исчерпывающе охарактеризовать существующие виды стратегий, поскольку их классификация с неполным набором критериев и признаков без возможности быстрого их дополнения и уточнения не позволяет дать всестороннюю их характеристику.
Список литературы
1. Блохин Ю.И. Классификация и кодирование технико-экономической информации. Москва: Знание, 1975. 64 с.
2. Ансофф Г. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ АУДИТОРАМ? Соя-Серко А.А.
Соя-Серко Алёна Андреевна — студент, департамент учета, анализа и аудита, факультет учета и аудита, Институт заочного и открытого образования Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в период экономического кризиса на российском рынке многие действующие компании применяют различные «инструменты выравнивания» своего экономического положения. Одним из таких инструментов является трансфертное ценообразование. Какие требования законодательства ограничивают компании на российском рынке и на что нужно обратить внимание аудиторам и налоговым органом при проверке таких компаний? Ключевые слова: трансфертное ценообразование, трансфертные цены, связанные стороны, ассоциированные компании, взаимозависимые лица.
Трансфертное ценообразование является объектом налогового регулирования, а также объектом для проверок аудиторами. Это связано с тем, что трансфертные цены являются внутренним инструментом группы компаний для воздействия на стоимость продаж у одной компании и стоимость закупок в другой в целях извлечения выгоды у обеих сторон. Согласно рекомендациям ОЭСР по трансфертному ценообразованию, трансфертные цены - это цены, которые устанавливаются ассоциированными компаниями, по которым одна организация реализует товары или нематериальные активы и оказывает услуги другой ассоциированной компании [3].
Авторы книг, учебников и статей в области экономики предлагают различные определения трансфертных цен: некоторые авторы называют трансфертные цены «подозрительными» или «необычными», акцентируя внимание на необходимости налогового контроля над ними. Такое определение имеет свое обоснование, так как трансфертные цены определяются сторонами не рыночным путем - для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки. Соответственно, установление трансфертных цен между связанными сторонами является способом манипулирования расходами, доходами и затратами в сделках между взаимозависимыми лицами, которые являются отличными от операций, реализуемых на обычных рыночных условиях [2].
Трансфертные цены применяются для следующих целей (Таблица 1):
Таблица 1. Цели применения трансфертных цен
Цель Описание
Финансового менеджмента Являются инструментом распределения и перераспределения финансовых ресурсов в рамках интегрированных структур
Обхода требований валютного контроля Манипулирование ценами приобретения товаров и услуг из-за рубежа
Маркетинговой политики Распределение сфер влияния и рынков сбыта между подразделениями
Сокращение таможенных и налоговых платежей Минимизации таможенных и налоговых платежей в масштабе всего холдинга