Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖД транспорт / цифровая трансформация / технологии / Railway transport / digital transformation / technologies

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Абдуллаева Л. К.

В статье рассматриваются экономические преимущества при цифровизации железнодорожного транспорта. Цифровизация железнодорожного транспорта позволяет значительно улучшить экономическую эффективность отрасли, повышая уровень сервиса, снижая издержки и способствуя устойчивому развитию. Инвестиции в цифровые технологии являются стратегически важными для достижения конкурентных преимуществ на современном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF DIGITALIZATION OF RAILWAY TRANSPORT FROM AN ECONOMIC POINT OF VIEW

The article discusses the economic benefits of digitalization of railway transport. Digitalization of railway transport can significantly improve the economic efficiency of the industry, increasing the level of service, reducing costs and promoting sustainable development. Investments in digital technologies are strategically important for achieving competitive advantages in the modern market.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

УДК 33

Абдуллаева Л.К.

Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности (г. Баку, Азербайджан)

ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются экономические преимущества при цифровизации железнодорожного транспорта. Цифровизация железнодорожного транспорта позволяет значительно улучшить экономическую эффективность отрасли, повышая уровень сервиса, снижая издержки и способствуя устойчивому развитию. Инвестиции в цифровые технологии являются стратегически важными для достижения конкурентных преимуществ на современном рынке.

Ключевые слова: ЖД транспорт, цифровая трансформация, технологии.

Развитие и применение цифровых технологий является необходимым условием для успешного развития бизнеса в современном мире, так как это обеспечивает конкурентоспособность компаний и улучшает их эффективность, уменьшая при этом статью расходов организации. Само понятие «цифровизация» (от английского ^йаШайоп) означает внедрение информационных и компьютерных технологий в бизнес-процессы и социальные процессы в целом [1]. Цифровизация является важнейшим аспектом современной экономики, охватывая различные отрасли, включая транспорт. Железнодорожный транспорт — один из ключевых элементов транспортной инфраструктуры, играющий важную роль в экономике стран. В последние годы внедрение цифровых технологий в сферу железнодорожного транспорта стало важным шагом для повышения его эффективности и

конкурентоспособности. Рассмотрим, какие экономические преимущества даёт цифровизация железнодорожного транспорта.

1. Снижение операционных затрат.

Одним из наиболее очевидных преимуществ цифровизации является сокращение операционных расходов. Внедрение автоматизированных систем управления позволяет оптимизировать маршруты движения поездов, снижать затраты на топливо и уменьшать износ инфраструктуры. Например, использование систем управления движением поездов в реальном времени позволяет избегать заторов, снижать время простоя и увеличивать пропускную способность сети.

Цифровизация позволяет также внедрить системы предсказания и мониторинга технического состояния подвижного состава и инфраструктуры, что способствует более эффективному планированию технического обслуживания и предотвращению аварий, которые могут вызвать большие расходы на ремонт и восстановление. Так, например, в России в рамках проекта «умный локомотив» РЖД (с 2016 года) реализована программа по цифровизации, применённая для тепловозов. Компьютер на локомотиве собирает и агрегирует данные примерно по 300 параметрам. При заходе в депо накопленные данные сгружаются в программу и обрабатываются, что позволяет предсказывать около 60 видов сбоев, определяются нарушения эксплуатации. К 2019 году затраты на аварийный ремонт сократились в три раза, потери времени из-за внеплановых работ — на 12% [2].

Цифровые инструменты, помогающие оперативно оценивать транспортные потоки, дают возможность значительно повысить эффективность реализации крупных инфраструктурных проектов. Так, РЖД вместе с Центром экономики инфраструктуры (ЦЭИ) создают программный комплекс для моделирования пассажиропотока в рамках проекта «Прогнозирование пассажиропотоков». Система позволяет анализировать влияние социально-экономических параметров территории и других видов пассажирского транспорта. Пользуясь полученными данными, можно менять приоритеты

инвестиций, формировать портфель проектов, приоритетную модель финансирования [3].

2. Увеличение пропускной способности и повышение скорости обслуживания.

Цифровые технологии, такие как интеллектуальные системы управления движением и автоматизированные станции, позволяют увеличить пропускную способность железнодорожных магистралей, улучшая распределение потоков и минимизируя задержки. Более высокие скорости движения и более оперативное обслуживание пассажиров и грузов ведут к росту эффективности перевозок.

Например, системы мониторинга и анализа больших данных помогают прогнозировать наилучшие маршруты и время доставки грузов, а также минимизировать потери времени при простоях.

3. Улучшение безопасности и снижение рисков.

Цифровизация позволяет повысить уровень безопасности железнодорожного транспорта. Внедрение интеллектуальных систем и технологий дистанционного контроля и видеонаблюдения снижает вероятность происшествий, что ведет к снижению затрат на страхование и возмещение ущерба.

Кроме того, благодаря использованию систем прогнозирования, компании могут заблаговременно устранять потенциальные угрозы, что уменьшает возможные убытки, связанные с авариями или задержками.

4. Оптимизация управления и принятия решений.

Системы цифрового управления позволяют собирать и обрабатывать данные о работе железнодорожного транспорта в режиме реального времени. Это дает возможность точнее прогнозировать спрос на перевозки, оптимизировать тарифы, а также лучше управлять персоналом и ресурсами.

Анализ данных помогает выявлять наиболее прибыльные направления, маршруты с высокой нагрузкой, а также снижать излишние затраты на маршруты с низким спросом. Это позволяет железнодорожным компаниям

принимать более обоснованные и эффективные решения, которые положительно сказываются на их экономической устойчивости.

5. Устойчивое развитие и снижение воздействия на экологию.

Цифровизация способствует не только экономическим, но и

экологическим улучшениям. С помощью цифровых технологий можно точно контролировать расход топлива, управление энергией, а также оптимизировать логистику, что в свою очередь снижает выбросы углекислого газа и других загрязняющих веществ. Снижение потребности в энергии и оптимизация маршрутов также способствуют экономии ресурсов и уменьшению эксплуатационных затрат.

6. Улучшение качества обслуживания клиентов.

Цифровизация железнодорожного транспорта также оказывает положительное влияние на взаимодействие с пассажирами и грузоотправителями. Внедрение онлайн-сервисов для бронирования билетов, отслеживания движения поездов и автоматизации погрузочно-разгрузочных процессов улучшает качество обслуживания. Это увеличивает доверие клиентов и способствует росту объемов перевозок.

Для грузоперевозчиков цифровизация позволяет предоставлять клиентам точную информацию о местонахождении и состоянии груза, а также улучшать процессы логистики, что в итоге снижает издержки и повышает прибыль.

7. Долгосрочные экономические выгоды.

Инвестирование в цифровизацию железнодорожного транспорта — это не только краткосрочные выгоды, но и долгосрочная стратегия повышения конкурентоспособности. Внедрение новых технологий создает возможности для развития новых бизнес-моделей, таких как цифровая транспортная платформа для интеграции различных видов перевозок. Это открывает перспективы для расширения рынков, роста прибыли и укрепления позиций на международной арене.

Вот несколько примеров внедрения цифровых технологий в железнодорожный транспорт в разных странах:

1. Германия: система управления движением и автоматизация поцессов.

Германия активно внедряет цифровые технологии в управление движением на железных дорогах. В рамках проекта Digitale Schiene Deutschland [4] (Цифровая железная дорога Германии), который был запущен в 2018 году, компания Deutsche Bahn планирует создать высокоэффективную и автоматизированную сеть управления движением поездов. Этот проект включает в себя установку цифровых систем для мониторинга и управления движением в реальном времени, а также внедрение автоматизированных систем контроля за состоянием инфраструктуры.

Кроме того, Германия активно разрабатывает технологии для интеграции железнодорожного и автомобильного транспорта, что позволит улучшить логистику и снизить операционные расходы, а также улучшить взаимодействие с клиентами через цифровые платформы для бронирования билетов и отслеживания поездов. Проект реализуется под руководством Deutsche Bahn в партнерстве с правительством Германии и другими участниками железнодорожной отрасли. Планируется, что ключевые технологии будут внедрены до середины 2030-х годов, что поможет железным дорогам справляться с растущим пассажиропотоком и грузоперевозками.

Особое внимание уделяется использованию ETCS и цифровых платформ для координации работы поездов в реальном времени.

2. Япония: высокоскоростные поезда и система прогнозирования.

Japan Railway Group (JR East), или East Japan Railway Company, —

одна из крупнейших железнодорожных компаний Японии и мира. Она была создана в 1987 году в результате приватизации японской государственной железной дороги (JNR). Япония является мировым лидером в области высокоскоростных железнодорожных перевозок. В стране используется система управления Shinkansen [5], которая основана на цифровых технологиях

и интеллектуальном управлении движением. Все поезда Shinkansen используют системы автоматического контроля скорости, что позволяет избежать задержек и повысить безопасность.

Система также интегрирует большие данные для прогнозирования технического состояния поездов и инфраструктуры, что позволяет своевременно проводить техническое обслуживание и избежать аварий. Внедрение этих технологий значительно снизило операционные расходы и повысило скорость обслуживания пассажиров.

3. Китай: развитие инфраструктуры и цифровизация управления.

Китай является одним из крупнейших рынков для внедрения цифровых

технологий в железнодорожный транспорт. В рамках проекта Цифровая железная дорога Китая, который включает в себя создание сети умных железных дорог, страна активно использует системы мониторинга состояния поездов и инфраструктуры, а также системы автоматизированного управления движением [6]. Эти технологии позволяют управлять высокоскоростными поездами на огромных расстояниях, улучшая их безопасность и пропускную способность.

Китай также активно развивает платформы для интеллектуальной логистики, что позволяет снизить затраты на грузовые перевозки. Благодаря цифровым технологиям Китай добился значительных успехов в повышении эффективности железнодорожных перевозок и сокращении времени доставки грузов.

4. Великобритания: интеграция с системой умных городов.

Великобритания разрабатывает и внедряет концепцию умных железных

дорог, где железнодорожный транспорт интегрируется с другими видами транспорта и инфраструктурой городов. Примером является использование системы прогнозирования и мониторинга для улучшения графиков и повышения пропускной способности железных дорог [7].

Кроме того, Великобритания активно внедряет платформы для цифрового обслуживания клиентов, позволяя пассажирам бронировать билеты,

отслеживать поезда в реальном времени и получать информацию о задержках. Эти технологии значительно улучшили качество обслуживания и способствовали повышению лояльности клиентов.

5. Россия: цифровизация для улучшения транспортной логистики.

В России активно развиваются цифровые технологии в сфере железнодорожных грузоперевозок. В рамках проекта «Цифровая железная дорога» российские железные дороги внедряют системы мониторинга и автоматического управления движением поездов, а также системы анализа больших данных для улучшения планирования перевозок и управления подвижным составом [2].

Система Управление грузовыми перевозками позволяет интегрировать данные о движении грузов и предоставлять клиентам информацию о местонахождении их товаров в реальном времени. Это значительно повышает точность доставки и снижает издержки на логистику.

Цифровизация железнодорожного транспорта по всему миру приносит значительные экономические преимущества. От улучшения управления движением и безопасности до повышения качества обслуживания клиентов — цифровые технологии способствуют значительному улучшению эффективности, снижению затрат и повышению конкурентоспособности железнодорожных перевозок. Примеры из разных стран, таких как Германия, Япония, Великобритания, Китай и Россия, демонстрируют успешное внедрение цифровых решений в транспортной отрасли и подтверждают важность этих технологий для будущего развития железнодорожного транспорта.

Заключение.

Цифровизация железнодорожного транспорта предоставляет значительные экономические преимущества, такие как снижение операционных затрат, увеличение пропускной способности, повышение безопасности и оптимизация управления. Внедрение современных технологий способствует росту эффективности, устойчивому развитию и снижению экологических рисков. С учётом всех этих факторов, цифровизация

железнодорожного транспорта является важным шагом к созданию более эффективной, безопасной и конкурентоспособной транспортной отрасли в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Цифровые проекты ОАО «РЖД» как перспективное направление развития компании: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/137573/1/978-5-91256-667-7_2024_116.pdf;

2. Цифровая трансформация транспортно-логистической отрасли: https://w. dtla. ru/upload/docs/Analitika_DTLA.pdf;

3. Технологии помогут организовать и распределить пассажиропотоки https://rzddigital.ru/projects/tekhnologii-pomogut-organizovat-i-raspredelit-passazhiropotoki/;

4. «Цифровая железная дорога Германии» официальный сайт: w. deutschebahn. com;

5. «КОМПЛЕКСНЫЙ ОТЧЕТ на 2024» официальный сайт: https: //w.j reast.co .j p/e/environment/pdf_2024/all. pdf;

6. Группа государственных железных дорог Китая, «План цифровой железной дороги»: https://w.zte.com. cn/global/about/magazine/zte-technologies/2024/5-en/expert-views/1.html?utm_source=chatgpt.com;

7. Инвестиции в цифровые технологии GSM-R в размере 1,86 млрд фунтов стерлингов открывают путь к более эффективным системам сигнализации: https://w-networkrail-co-uk.translate.goog/running-the-railway/gsm-r-communicating-on-the-

railway/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc

Abdullayeva L.K.

Azerbaijan State University of Oil and Industry (Baku, Azerbaijan)

ADVANTAGES OF DIGITALIZATION OF RAILWAY TRANSPORT FROM AN ECONOMIC POINT OF VIEW

Abstract: the article discusses the economic benefits of digitalization of railway transport. Digitalization of railway transport can significantly improve the economic efficiency of the industry, increasing the level of service, reducing costs and promoting sustainable development. Investments in digital technologies are strategically important for achieving competitive advantages in the modern market.

Keywords: Railway transport, digital transformation, technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.