ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ «112» И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОЗДАНИЯ
М.А. Панкова, преподаватель, к.т.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж
В современных условиях защита жизни и здоровья граждан, обеспечение личной и общественной безопасности, сохранности имущества, противодействие угрозам техногенного и природного характера, актам терроризма продолжают оставаться важнейшими задачами государства. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации призвана оказать существенную помощь в их решении.
Система предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению в случаях угроз жизни и здоровью, опасности причинения материального ущерба при авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, для информационного обеспечения единых дежурно -диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 223 утверждена Федеральная целевая программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы». В ноябре 2011 года принято Постановление правительства РФ «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» [2]. Номер «112» с 2013 года утверждён в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях местной телефонной связи.
Рассмотрим основные преимущества системы и проблемы, возникающие на пути ее внедрения.
Достоинствами системы являются: ускоренное реагирование экстренных оперативных служб при вызовах населения и их улучшенное взаимодействие; возможность организации удобного вызова оперативных экстренных служб по принципу «одного окна»; гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза. В результате ожидается уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Согласно оценкам, в результате чрезвычайных ситуаций ежегодно гибнут 70 тыс. человек (с учетом дорожно-транспортных происшествий) и разрушаются более 300 особо ценных объектов природного и культурного наследия [1]. Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет
примерно 3 процента объема валового внутреннего продукта. В результате развертывания «системы-112» оперативность совместных действий экстренных оперативных служб должна возрасти и время реагирования снизиться с 1 часа до (30-40) минут, что позволит уменьшить потери населения в ЧС на (10-15%), экономический ущерб - на (3-5%) [1].
Работа оператора в «системе-112» максимально автоматизирована. При звонке происходит автоматическое формирование и частичное заполнение специальной ситуационной карточки у оператора. Например, по данным уже появляется номер телефона, с которого осуществляется вызов и информация по этому номеру (владелец номера, его паспортные и иные данные).
Внедрение «системы-112» предусматривает полное документирование всех этапов обработки вызовов от поступления запроса до внесения в базу данных результатов реагирования. Все этапы обработки сообщений фиксируются в специальных ситуационных карточках, что позволяют строго контролировать ход выполнения реагирования на запрос, увеличивает количество данных в системе, дает полную и достоверную картину происшествия, отображает всю последовательность работы с ним.
«Система-112» аккумулирует в себе все потоки информации, идущие от населения к спецслужбам, между операторами «112» и ДДС, а также между различными ДДС. Все вызовы по всем происшествиям ко всем спецслужбам попадают в единое пространство хранения, что существенно упрощает и ускоряет обработку информации по инцидентам.
Важным преимуществом использования «системы-112» является возможность оценки общей ситуации по безопасности в регионе. На основании различных отчетов по работе «системы-112» и их анализа можно выявить недостатки в региональной системе безопасности и в работе спецслужб, принять меры по их устранению.
Вместе с тем, развертывание «системы-112» в регионах связано с решением определенных проблем и в целом является непростой задачей.
Одним из препятствий является недостаточность финансирования проекта в различных регионах. Предполагалось [1], что финансирование будет идти из бюджетов разных уровней: местных, субъекта РФ и федерального. Однако, например, в Калужской области работы, начатые на средства из местного бюджета, были приостановлены без финансовой поддержки центра.
Важной проблемой является отсутствие типовых проектов на создание «системы-112» в России, поскольку в силу значительной разнородности географических и экономических особенностей регионов проекты сильно различаются. В декабре 2011 года в региональные центры и главные управления МЧС России были направлены методические материалы по созданию системы, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС в
кооперации с членами ФЦНВТ, которые позволят преодолеть часть технических проблем [3].
Следует отметить, что могут использоваться разные схемы построения системы. Централизованная схема, активно применяемая в Европе, оптимальна для небольших территорий с высокой плотностью населения. Характеризуется наличием единого для всей системы центра обработки вызовов (ЦОВ) и центра обработки данных (ЦОД). Это эффективно, однако за счет централизации функций снижается надежность и значительно возрастает объем трафика в сети. Такая схема реализована в Республике Татарстан.
Распределенная схема оптимальна для территориально-распределенных регионов, позволяет учитывать специфику каждого из них. Включает локальные центры обработки данных, синхронизируемых с единым региональным ЦОД, и установкой центров обработки вызовов в каждом отделении. Такое построение системы позволяет максимально учесть географические и экономические особенности региона, но затрудняет проектирование.
«Облачная» схема предусматривает построение системы с использованием платформы ОАО «Ростелеком». Услуги центров обработки вызовов и данных предоставляются на базе сервиса ОАО «Ростелеком», что дает возможность регионам не приобретать серверное оборудование. Решение представляется экономически эффективным и быстрым для внедрения, но порождает зависимость от провайдера услуги и не гарантирует полноценную защиту информации.
Серьезной задачей, которую требуется решать при внедрении «cистемы-П2» для осуществления эффективного межведомственного взаимодействия экстренных оперативных служб, является защита информации. Согласно [1] мероприятия по проектированию системы обеспечения информационной безопасности должны проводиться одновременно с разработкой «системы-112» и выполняться за счет финансовых и других ресурсов, выделенных на указанную разработку.
Список использованной литературы
1. Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно -диспетчерских служб муниципальных образований (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1240 р).
2. Постановление правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
3. Методические материалы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъекте Российской Федерации (СИСТЕМА-112).
ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАДИОСВЯЗИ В МЧС РОССИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ АНТЕННЫХ РЕШЕТОК
М.А. Панкова, преподаватель, к.т.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж
Эффективная работа подразделений МЧС России в современных условиях неразрывно связана с оперативно-техническими возможностями системы управления, связи и информационного обеспечения спасательных и пожарных подразделений при реагировании на чрезвычайные ситуации. Основным видом связи при возникновения чрезвычайной ситуации для управления силами РСЧС, при разрушении систем проводной связи, является радиосвязь.
Рассмотрим преимущества использования цифровых антенных в обеспечении связи подразделений МЧС перед традиционными антеннами.
Цифровая антенная решетка (ЦАР) - это антенная система, представляющая собой совокупность аналого-цифровых каналов с общим фазовым центром, в которой диаграмма направленности формируется в цифровом виде, без фазовращателей [1]. Массовое развитие современных технологий ЦАР связано с интеграцией процессоров цифровой обработки сигналов (в виде DSP или на ПЛИС) с аналого-цифровыми и цифроаналоговыми преобразователями (АЦП/ЦАП) в рамках одного модуля или чипа. Построение каналов ЦАР на такой основе позволяет унифицировать процедуры и аппаратные узлы обработки сигналов и упрощает их адаптацию к тому или иному протоколу работы. Технология цифрового диаграммообразования (ЦДО) обеспечивает максимальную простоту реконфигурации и модификации систем связи, которая зачастую сводится лишь к замене их программного обеспечения. При этом архитектура РЭА может оптимизироваться (по ресурсам и функциональности) под непосредственно выполняемые задачи.
Особенностью ЦАР является цифровое формирование лучей диаграммы направленности (ДН) антенны. Это позволяет динамически оптимизировать обслуживаемую зону покрытия, оперативно перенацеливая цифровые приемопередающие лучи в зависимости от территориального распределения станций. Такой эффект достигается благодаря включению на выходе каждого антенного элемента решетки аналого-цифрового преобразователя (АЦП), с учетом предварительного