Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА "КАРТ ПАМЯТИ" В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА "КАРТ ПАМЯТИ" В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТА ПАМЯТИ / МОЗГ / ОБУЧЕНИЕ / ПАМЯТЬ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Нигяр Ясин, Бабаев Ясин Наги

Рассмотрены преимущества применения способа «карт памяти» в учебном процессе химических дисциплин с учетом особенностей основных принципов реформы образования и главных направлений интерактивного обучения в Азербайджанской Республике. Показано, что в наиболее развитых странах во многих отраслях жизненной деятельности пользуются картами памяти, как средства защиты умственного и творческого развития памяти и интеллектуальных размышлений. Согласованность с требованиями реформы образования, возможность выявления и формирования самостоятельных творческих способностей, плодотворность выучивания являются преимуществами использования карт памяти в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF THE MEMORY CARD METHOD USING IN THE CHEMICAL DISCIPLINES EDUCATIONAL PROCESS

There were considered the advantages of using the method of Memory Cards in the educational process of chemical disciplines, taking into account the features of the basic principles of the education reform and the main directions of interactive learning in the Republic of Azerbaijan. There was shown that in many areas of life in the most developed countries, memory cards are used as a means of protecting the mental and creative development of memory and intellectual reflection. Consistency with the requirements of the education reform, the possibility of identifying and developing independent creative abilities, and the fruitfulness of learning are the advantages of using memory cards in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА "КАРТ ПАМЯТИ" В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №12. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/85

УДК 37.022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/85/56

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА «КАРТ ПАМЯТИ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

©Бабаева Н. Я., Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Азербайджан, [email protected] ©Бабаев Я. Н., Нахичеванский государственный университет, г. Нахичевань, Азербайджан, [email protected]

BENEFITS OF THE MEMORY CARD METHOD USING IN THE CHEMICAL DISCIPLINES EDUCATIONAL PROCESS

©Babayeva N., Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Azerbaijan, [email protected]

©Babayev Ya., Nakhchivan State University, Nakhchivan, Azerbaijan, [email protected]

Аннотация. Рассмотрены преимущества применения способа «карт памяти» в учебном процессе химических дисциплин с учетом особенностей основных принципов реформы образования и главных направлений интерактивного обучения в Азербайджанской Республике. Показано, что в наиболее развитых странах во многих отраслях жизненной деятельности пользуются картами памяти, как средства защиты умственного и творческого развития памяти и интеллектуальных размышлений. Согласованность с требованиями реформы образования, возможность выявления и формирования самостоятельных творческих способностей, плодотворность выучивания являются преимуществами использования карт памяти в учебном процессе.

Abstract. There were considered the advantages of using the method of Memory Cards in the educational process of chemical disciplines, taking into account the features of the basic principles of the education reform and the main directions of interactive learning in the Republic of Azerbaijan. There was shown that in many areas of life in the most developed countries, memory cards are used as a means of protecting the mental and creative development of memory and intellectual reflection. Consistency with the requirements of the education reform, the possibility of identifying and developing independent creative abilities, and the fruitfulness of learning are the advantages of using memory cards in the educational process.

Ключевые слова: карта памяти, мозг, обучение, память, метод. Keywords: memory mapping, brain, teaching, memory, method.

В истории педагогической мысли обучение, и воспитание рассматриваются как две важнейшие составные части единого взаимосвязанного процесса. В этом случае образование рассматривается как результат обучения, а обучение — как путь к образованию. Раздел педагогики, касающийся сущности, цели и задач, принципов и методов, законов и закономерностей, средств, форм организации образования и обучения, называется теорией обучения и воспитания или дидактикой.

Дидактика исследует следующие вопросы [3]: чему обучать, как обучать, в каком объеме обучать, где обучать и кому обучать?

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 8. №12. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/85

В настоящее время поиски в этой области продолжаются, а существующие ответы совершенствуются и углубляются.

Из 5 указанных вопросов наиболее важным является вопрос «как обучать? (учить)». То есть, как обучать, чтобы ученик мог учиться. Другими словами, для обеспечения учащихся необходимыми знаниями должен быть выбран правильный способ (метод) обучения.

Следует отметить, что одной из основных причин провала на экзаменах в средней и высшей школах является незапоминание некоторых изучаемых предметов, точнее некоторых важных моментов. В средних школах пилотного типа ряда стран (США, Англии, Германии и др.) при преподавании некоторых сложных предметов, например химии, используются специальные программные средства. Но использование таких средств занимает гораздо больше времени, чем обучение по учебникам. Потому что такие книги приходится не только читать, но и серьезно, неустанно и самостоятельно работать над ними, а это способствует на понижение производительности обучения [1 ].

В истории человечества на протяжении тысячелетий для разных целей использовались различные типы схем и карт. Среди всех видов карт особое место занимают ментальные (интеллектуальные) карты или интеллект-карты, которые отличаются от других, по сути, способу составления, применению. Интеллект-карты также иногда называют другом мозга, ключом к памяти. Так как составление интеллект-карт и их использование развивает воображение, творческое мышление, укрепляет и обостряет память, обеспечивает совместную деятельность и гармонию левого и правого полушарий головного мозга, их можно с успехом применять практически во всех сферах жизнедеятельности, как средства изучения, так и обучения.

Ментальные карты эффективно хранят знания, которые получает наш мозг, позволяя нам вызывать эти знания, когда мы этого хотим, и, таким образом, помогают нам максимально полно использовать возможности мозга. Для их составления используются изображения, рисунки, нестандартные условные знаки и ключевые слова в самых разных направлениях от центрального ключевого слова, записываются мысли для достижения поставленной цели. То есть мысли разветвляются, как ветви и корни дерева, или жилки от листьев и от сердца. Подготовка этих карт начинается с наиболее важного понятия намеченной темы (например: «тема солей в химии», «движение Бабека по предмету история» и т.д.), детали из этого понятия разветвляются соответствующими цветными карандашами, оформляются ключевыми словами и иллюстрируются рисунками [2].

В ментальных картах четко выделяется основная идея, легко просматривается информация. Позже вы можете добавить любую нужную информацию путем разветвления. Каждая ментальная карта составляется по собственному воображению каждого человека, она индивидуальна и поэтому легко запоминается. Если мы дадим один и тот же текст (или тему) 20 людям и попросим их подготовить ментальную карту темы, то получится 20 разных ментальных карт. Также возможно, что некоторые ментальные карты, подготовленные учащимися, будут более качественными и логичными, чем карты, составленные учителем.

Из проведенного обсуждения видно, что процесс обучения с помощью интеллект-карт двухэтапный. На первом этапе после краткого объяснения рассматриваемой темы учитель и каждый из учеников (студентов) в частном порядке разрабатывают ментальную карту, а на втором этапе осуществляется процесс обучения, детального углубления и повторения путем обсуждения с помощью ментальной карты. Здесь первый этап считается более важным, так как развиваются и раскрываются фантазия, сила воображения, эмоционально-личностные качества учащихся. Также обеспечивается интерактивность урока, его предметно-субъектный характер, активность учащихся на протяжении всего урока, следовательно, основные

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №12. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/85

требования активного обучения. Ментальные карты — идеальный инструмент для повторения после прочтения и изучения определенного раздела предмета.

Для составления интеллект-карты берется лист бумаги формата А4 и кладется на стол по ширине так, чтобы было достаточное пространство для составления карты. Наш мозг любит яркие цвета. Не рекомендуется использовать черный и желтый цвета. Чтобы оживить наш мозг, мы должны использовать как можно более яркие цвета. Определите основную идею или заголовок интеллект-карты, которую нужно подготовить, и запишите ее в средней части листа формата А4. Помните, что другие идеи будут распространяться от основного центра к краям. Напишите свои самые важные мысли (ключевые слова) в порядке важности, начиная от центра. Делайте разветвление по часовой стрелке. Потому что, согласно рабочей системе нашего мозга, информацию по часовой стрелке легче запомнить.

При индивидуальной разработке интеллект-карт и их использовании открываются широкие перспективы гибкости форм и методов обучения, их дифференцированности, разнообразия источников знаний, свободного функционирования учащихся и студентов, полного раскрытия их творческих возможностей, повышения продуктивности обучения.

Список литературы

1. Нентвиг Й., Кройдер М., Моргенштерн К. Химический тренажер. М.: Мир, 1986.

2. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. Преподавание неорганической химии в 7-8 классах. Методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 208 с.

3. Бабаева Н. Я., Бабаев Я. Н. Интерактивное обучение и ментальные карты // Материалы республиканской научной конференции. 2020. C. 410-412.

References:

1. Nentvig, I., Kroider, M., & Morgenshtern, K. (1986). Khimicheskii trenazher. Moscow. (in Russian).

2. Khodakov, Yu. V., Epshtein, D. A., & Gloriozov, P. A. (1980). Prepodavanie neorganicheskoi khimii v 7-8 klassakh. Metodicheskoe posobie dlya uchitelei. Moscow. (in Russian).

3. Babaeva, N. Ya., & Babaev, Ya. N. (2020). Interaktivnoe obuchenie i mental'nye karty. In Materialy respublikanskoi nauchnoi konferentsii, 410-412. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 09.11.2022 г. 19.11.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Бабаева Н. Я., Бабаев Я. Н. Преимущества применения способа «Карт памяти» в учебном процессе химических дисциплин // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №12. С. 461-463. https://doi .org/10.33619/2414-2948/85/56

Cite as (APA):

Babayeva, N., & Babayev, Ya. (2022). Benefits of the Memory Card Method Using in the Chemical Disciplines Educational Process. Bulletin of Science and Practice, 8(12), 461-463. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/85/56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.