Преимущества и недостатки ВВП как показателя социально-экономического развития страны
Д. В. Лызлов
Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product) - принятый во всех странах мира обобщающий статистический показатель, который рассчитывается по методике ООН и выражает исчисленную в рыночных ценах валовую стоимость, добавленную всеми произ-водителями-резидентами, плюс - любые налоги и минус - любые субсидии, не включенные в стоимость продуктов. Данный показатель рассчитывается без вычета амортизации произведенных активов или истощения (деградации) природных ресурсов.
Объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году наряду с уровнем инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года) были отнесены к исходным макроэкономическим показателям, используемым при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год ст. 1831 с введения в действие Бюд -жетного кодекса Российской Федерации до
28.04.2007 - даты публикации новой его редакции, закрепленной Федеральным законом от
26.04.2007 № бЗ-ФЗ, в которой ст. 183 была отменена.
ВВП показывает, сколько в той или иной стране во всех отраслях экономики было произведено за отчетный период конечных товаров и услуг, предназначенных для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Исходя из производственного подхода можно определить, что главной движущей силой роста ВВП страны являются российские пред-
приятия, которые могут развивать свою деятельность как в условиях благоприятной макроэкономической среды, так и напротив - преодолевая серьезные недостатки неэффективной системы государственного управления. В свою очередь, с эффективной деятельностью предприятий активная часть населения Российской Федерации связывает возможность качественного улучшения своего жизненного уровня через повышение заработной платы на предприятии. Именно в этом, на наш взгляд, и состоит взаимосвязь показателя ВВП как критерия успешности социально-экономического развития страны с показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятий и каждым конкретным человеком.
ВВП может также рассчитываться не только по сумме произведенной предприятиями продукции (производственный подход), но и по доходам (суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления) или по использованию - по расходам (суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и чистый экспорт (экспорт за вычетом импорта).
Стадия образования доходов в системе национальных счетов характеризуется такими показателями, как:
- оплата труда наемных работников (ОТ);
- налоги на продукты и импорт (ЧНП и ЧНИ);
- другие налоги на производство (ДНП);
- субсидии на производство и импорт;
- валовая прибыль экономики (ВПЭ).
ВПЭ - это макроэкономический показатель, характеризующий превышение доходов над расходами, которые предприятия имеют в результате производства до вычета явных или скрытых процентных издержек, арендной платы или других доходов от собственности.
ВПЭ рассчитывается балансовым методом как ВДС за вычетом ОТ и других чистых налогов на производство.
ВВП на стадии образования доходов равен
ВВП = ОТ + ЧНП + ЧНИ + ДНП + ВПЭ.
Данный метод расчета ВВП используется для анализа его стоимостной структуры.
На стадии использования ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления продуктов и услуг (КП), валового накопления (ВН) и чистого экспорта товаров и услуг, который представляет собой разницу между экспортом и импортом (Э - И) во внутренних ценах
ВВП = КП + ВН + (Э - И).
Конечное потребление продуктов и услуг складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Валовое накопление рассчитывается как сумма валового накопления основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (покупка за вычетом продаж для каждого сектора, а на уровне экономики в целом - чистое приобретение вновь произведенных или импортированных ценностей).
Прирост основного капитала приравнивается к общему объему капитальных вложений за счет всех источников финансирования. Изменение запасов материальных оборотных средств включает в себя прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов.
Поскольку производственный подход и подход по использованию предполагают независимое проведение расчетов друг от друга,
величина статистического расхождения между этими оценками является показателем качества результата оценки ВВП, применяемого на официальном уровне.
В мировой практике считается приемлемым статистическое расхождение до 4 - 5% ВВП.
Росстат называет уровень погрешности оценки ВВП - 5%, который фактически сопоставим с темпами роста ВВП. При этом во многих публикациях отмечается низкий уровень профессионализма работников государственных органов, занимающихся макроэкономическими расчетами.
Можно привести примеры очень существенного (в разы) расхождения в оценках макроэкономических показателей в России. На них указывает, в частности, в ряде своих публикаций профессор Российской академии госслуж-бы при Президенте РФ, д.э.н. Е.Е.Румянцева. Приводя данные по разнице между доходами богатых и бедных, она приводит оценки правительства РФ, согласно которым эта разница составляет 15 раз, и независимые от правительства источники, в соответствии с которыми разница между богатыми и бедными за аналогичный период оценивается уже в 25 и 40 раз2. Во втором издании «Новой экономической энциклопедии» Е.Е.Румянцева, сравнивая ВНП России с ВНП 10 стран - лидеров мировой экономики по производству ВНП в 2003 г., отмечает что «российские государственные органы, занимающиеся расчетом главных критериев экономического развития страны, некорректно представляют Россию в качестве субъекта мировой экономики, занижая показатель номинального ВНП». Речь идет о разнице между номинальным ВНП и ВНП в пересчете на паритет покупательной способности. Если для США и Великобритании практически нет разницы между номинальным ВНП и ВНП в пересчете ППС, то для Германии и Франции эта разница составила порядка 1,1; для Японии, Италии и Канады - 1,2; , Испании - 1,3; Мексики - 1,4, а для Китая и России соответственно 4,5 и 3,4. При этом, отмечает Е.Е.Румянце-ва, по оценкам российских экспертов, эта разница применительно к данным по нашей стране еще выше3. В 2005 г. расхождение между ВНП в пересчете на паритет покупательной способности и номинальным ВНП составило 2,4 раза. При этом данные, предоставленные
российскими государственными органами во Всемирный банк, свидетельствуют о том, что в 2005 г. объем ВНП вырос по сравнению с
2003 г., т.е. всего за 2 года в 1,7 раза4. То есть речь идет о том, что в международные организации передается информация о номинальном, а не о реальном ВВП, которая, в свою очередь, дооценивается зарубежными специалистами. По данным Росстата, номинальный объем произведенного ВВП России вырос в 2005 г. по сравнению с 2003 г. в 1,63 раза5.
Следует отметить и другие исследования, направленные на обоснование достоверности российского ВВП. Так, по данным Николаева И.А. и Леонтьевой Е.А. - экспертов компании «ФБК», утверждающих, что «официальные данные по росту ВВП являются относительно точными и согласованными», на протяжении нескольких лет величина статистического расхождения в России не превышала 1,5%. Так, ВВП, рассчитанный на основе производственного подхода, был выше ВВП, рассчитанного на основе подхода по использованию, в 2002,
2004 и 2005 гг., а в 2001 и 2003 гг. - ниже6.
При этом Николаев И.А. и Леонтьева Е.А. не указывают в своей статье на решение такой проблемы, как учет в ВВП теневой экономики. В соответствии с концепцией СНС-93 теневая экономика (в широком смысле слова) - это теневая экономическая деятельность по производству товаров и услуг и теневая деятельность, связанная с незаконным перераспределением доходов и активов. Теневая экономика предполагает создание системы неформальных связей между экономическими субъектами, часто базирующейся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними и дополняющей официально установленный порядок организации экономических связей.
Теневая экономика (в узком смысле) - это деятельность по производству обычных товаров и услуг, разрешенная законом и выполняемая производителями, имеющими на это право, но намеренно скрываемая от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование, соблюдения правовых норм и стандартов (в отношении техники безопасности, охраны окружающей среды и т.п.). Скрытое производство может иметь место и на предприятиях (мелких и крупных), частично утаивающих продукцию и доходы.
В СНС проводится различие между теневой и неформальной экономикой. Неформальная экономика - это производство рыночной продукции некорпоративными предприятиями сектора домашних хозяйств (включая предпринимательскую деятельность отдельных лиц), которые ни с юридической, ни с экономической точки зрения нельзя отделить от их владельца.
Незаконное производство - это запрещенная законом и полностью скрываемая от всех форм контроля экономическая деятельность, включаемая в границы производства в СНС:
а) незаконная деятельность по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещено законом (производство и распространение наркотиков, контрабанда, проституция, нелегальные азартные игры и др.);
б) деятельность по производству обычных товаров и услуг в принципе разрешенная законом, но становящаяся незаконной если она осуществляется производителями, не имеющими на это права (например, услуги врачей, не имеющих диплома).
Между теневым и незаконным производством не всегда можно провести четкую границу, т.к. незаконное производство также скрывается от государственных органов, а скрытое производство неизбежно связано с нарушением правовых норм, т.е. в сущности является незаконным. Однако в СНС теоретически нет необходимости пытаться во всех случаях разграничивать незаконное и скрытое производство, поскольку оба они должны быть включены в границы производства.
Теневая экономика существует во всех без исключения странах мира. Ее размеры в среднем варьируются от 10% ВВП в странах с развитой рыночной экономикой до 40% и более — в развивающихся. В странах с переходной экономикой ее масштабы оцениваются в 20-25%. Такую же оценку дает Росстат. Но по расчетам и российских, и западных экспертов, реальные размеры теневого сектора в России не отличаются от развивающихся стран, достигая 40-50% ВВП7.
Значительный объем неучтенной экономической деятельности существенно влияет на объем и структуру макроэкономических данных, в частности на объем и структуру ВВП, вызывая искажение официальных данных о состоянии экономики:
- размер ВВП недооценивается из-за того, что значительная часть товаров и услуг, служащих для удовлетворения потребностей общества, не принимается во внимание при определении общего объема ВВП;
- официально определенные темпы роста ВВП занижаются, если рост теневой экономики происходит более быстрыми темпами по сравнению с «легальной» экономикой (что характерно для стран в период перехода к рыночной экономике);
- структура ВВП искажается как в отношении его производства в отраслях и секторах экономики, так и отношении использования конечных товаров и услуг.
Объем ненаблюдаемой деятельности по производству товаров и услуг в СНС должен оцениваться и добавляться к стоимости выпуска, рассчитанного по данным официального статистического учета. Соответственно должны корректироваться и другие показатели СНС: промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, ВВП, оплата труда наемных работников, прибыль, смешанные доходы, конечное использование товаров и услуг.
Соответствие требованиям СНС предполагает использование комплексного исследования теневой экономики на всех этапах: при формировании исходной системы статистических показателей, характеризующих данное явление, определении программы, организационных форм, видов и методов статического наблюдения, формировании информационной базы, определении методов получения оценок отдельных явлений и теневой экономики в целом. Применение комплексного подхода в расчетах и при анализе теневой экономики предполагает использование показателей различных отраслей экономической статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов и т.д.) и социальной статистики (статистики бюджетов домашних хозяйств, правонарушений).
Без проведения этой необходимой работы учет теневой экономики может использоваться как способ манипулирования уровнем роста ВВП, обуславливая появление весьма значительных погрешностей, существенно превышающих 5%.
Международная практика расчета темпов роста валовой добавленной стоимости (ВДС) по видам экономической деятельности (отраслям), т.е. производственным подходом, располагает несколькими методами:
- двойное дефлятирование - оценка ВДС в постоянных ценах: из валового выпуска (в постоянных ценах) вычитается промежуточное потребление (в постоянных ценах). Выпуск и промежуточное потребление рассчитываются независимо друг от друга;
- одинарное дефлятирование - оценка ВДС в постоянных ценах, при котором для расчета валового выпуска и промежуточного потребления в постоянных ценах используется один индекс цен (как правило, индекс цен выпуска);
- экстраполяция по индексу изменения объема выпуска - оценка темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием темпа роста валового выпуска. Темп роста валового выпуска продукции может быть рассчитан как индекс физического объема по набору товаров-представи-телей или методом одинарного дефлятирования;
- экстраполяция по количеству занятых (отработанных) часов - оценка темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием показателя темпа роста занятости в отрасли;
- экстраполяция по связанным количественным показателям - оценка темпов роста ВДС путем экстраполяции с использованием темпов роста показателей, характеризующих результаты работы данной отрасли (например, по числу заключенных сделок, обращений в органы власти).
Все перечисленные выше методы удовлетворяют требованиям Системы национальных счетов 93 (СНС-93), представляющей собой всеобъемлющую систему показателей, в обобщенном виде позволяющую охватить все хо -зяйствующие субъекты (институциональные единицы), все виды экономических операций (с товарами и услугами, доходами, финансовыми инструментами), в которые вступают хозяйствующие субъекты, все виды финансовых и нефинансовых активов, держателями которых являются институциональные единицы.
Наиболее распространенным методом при оценке ВВП на основе применения производственного подхода в странах с развитой ры-
ночной экономикой является двойное дефлятирование, которое позволяет учитывать разницу в динамике цен на конечную и промежуточную продукцию. Так как эта разница может быть весьма существенна, то применение иного метода может привести к получению сильно смещенных оценок. Этот метод уже применяется и в некоторых странах СНГ, например в Армении, Казахстане, Узбекистане и Грузии.
Потенциально двойное дефлятирование -это самый точный метод оценки темпов роста добавленной стоимости. Однако оценка ВВП этим методом требует разработки обширной системы индексов цен. В России же на настоящий момент рассчитывается недостаточно широкий для этих целей набор показателей изменения цен. Поэтому пока двойное дефлятирование Росстатом не применяется.
Вместо двойного дефлятирования в Росстате при оценке ВВП производственным подходом используется одинарное дефлятирование и метод экстраполяции по индексу изменения объема выпуска. Оба метода основаны на предположении о совпадении темпов роста выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости или их индексов цен. При этом статистика не учитывает происходящие технологические изменения. Вместе с тем, происходящие качественные изменения даже в странах с более долгой историей государственной статистики учитывают редко.
Главная сущностная характеристика ВВП, рассчитанного на основе производственного подхода, - добавленная стоимость, т.е. чистый объем продукции отрасли производства после сложения всех объемов производства и вычета промежуточных исходных материалов.
В долгосрочной перспективе темпы роста (падения) ВВП характеризуют изменение экономических условий в стране, повышение или снижение привлекательности жизни для большинства населения. Чем больше производимый из года в год объем ВВП, тем больше создается реальных экономических возможностей для каждого россиянина.
В то же время, следует привести и другие оценки, по которым ВВП России на самом деле
не растет, а снижается. Так, например, по расчетам О.ГДмитриевой, по прогнозу на 2006 г. ВВП должен был вырасти на 5,8% - из этого показателя был рассчитан весь бюджет. При этом запланированный бюджетный профицит, то есть превышение доходов над расходами, -3%. По факту оказался 7%, потому что не был учтен минимум 1 трлн руб. по доходам.
ВВП исчисляется в фактически действовавших в рассматриваемом периоде ценах и в постоянных ценах базисного периода.
Оценка ВВП в фактических (текущих) ценах используется для:
- определения объема и структуры производства;
- характеристики процесса распределения и перераспределения ВВП;
- изучения конечного использования ВВП по различным направлениям;
- отражения фактически сложившихся в экономике пропорций и взаимосвязей;
- сопоставления с другими макроэкономическими показателями общественного воспроизводства (фондом оплаты труда, прибылью, товарооборотом, объемом основных фондов, численностью занятых или отработанным временем, затратами материальных ресурсов, дефицитом государственного бюджета, государственным долгом и др.).
ВВП в постоянных ценах применяется для анализа социально-экономического развития страны, оценки результатов проводимых реформ, осуществления международных сопоставлений.
Таким образом, помимо трех подходов и многообразных методов оценки ВВП следует отметить и несколько разновидностей данного показателя:
а) номинальный (абсолютный) ВВП (англ. nominal GDP) - оценка в текущих рыночных ценах;
б) реальный ВВП (англ. real GDP) с поправкой на инфляцию. В реальном ВВП учитывается в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен;
в) номинальный и реальный ВВП на душу населения;
г) номинальный ВВП в пересчете на паритет покупательной способности - для страны в целом и в расчете на душу населения.
Показатель ВВП утверждается в России Федеральными законами о федеральном бюджете. Так, на 2007 г. был утвержден прогноз объема ВВП России 31 220 млрд рублей при прогнозе уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 - 8,0 процента (декабрь 2007 к декабрю 2006 года)8, на 2008 г. - 35 000,0 млрд. рублей (увеличение с предыдущим годом - 8,92%); 2009 г. 39 690,0 млрд рублей (8,81%) и 2010 г. -44 800,0 млрд рублей (8,85%)9. При этом в указанных Федеральных законах не конкретизируется, какой именно показатель ВВП прогнозируется. Это можно узнать, лишь обратившись
к данным Росстата и сопоставив номинальный и реальный объемы ВВП, рассчитанные по трем подходам.
Росстатом выборочно публикуются показатели ВВП, что свидетельствует о непрозрачности подачи информации даже по такому обобщающему и стратегическому агрегату. Так, показатель номинального ВВП представлен в расчете по все трем подходам - производственному (рисунок 1), по использованию и по доходам. А вот сопоставить показатель номинального ВВП с реальным за последние годы на основе данных, предоставляемых Росстатом, не представляется возможным, т.к. не соответствуют периоды: динамика реального ВВП дается с 1995 по 2004 гг., а номинального
- с 2002 по 2007 гг.
Рисунок 1
Номинальный объем произведенного ВВП России в 2002-2007 гг.
Источник: Расчеты автора на основе данных сайта Росстата. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/ free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000610r.htm
Однако, уже исходя из этих данных, можно увидеть, что темпы роста реального ВВП России за представленные Росста-
том периоды (см. рисунок 1 и рисунок 2) составляют 22-29%, а номинального - 4,77,2%.
Рисунок 2
Реальный объем произведенного ВВП в 2000-2004 гг. в среднегодовых ценах 2000 года,
млрд рублей
10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
2000 2001 2002 2003 2004
У 8632,7 9249,4
у
" 7 305,6 7677,6 8041,8 /
- /
-
Источник: Сайт Росстата. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/ i000030r.htm
Многие ученые указывают на то, что темп роста ВВП не является главным и единственным показателем, свидетельствующим об успешном экономическом развитии той или иной страны, поскольку анализ динамики роста ВВП необходимо должен сопровождаться анализом факторов, обуславливающих этот рост. Например, профессор Колумбийского университета С.Сестанович ставит под сомнение утверждения российских политиков относительно того, что Россия благодаря достигнутым темпам роста ВВП становится одной из самых богатых в мире, поскольку истинная картина в стране иная - низкий уровень жизни и рост ВВП не за счет увеличения производства более качественных товаров и услуг, а за счет продажи энергоресурсов10.
Т.е. речь идет о необходимости измерения качества экономического роста, или о том, что показатель ВВП страны не может являться единственным критерием успешности социально-экономического развития, а должен анализироваться в комплексе с другими критериями экономического роста.
Неслучайно в экономическом анализе ВВП сопоставляется с численностью всего населения, экономически активного и занятого населения, потребленными в производстве ресурсами, основными фондами, объемом инвестиций, фондом заработной платы, государственными расходами по различным направлениям, реальными денежными доходами и расходами населения и другими показателями. Это позволяет исследовать уровень и динамику занятости, эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, направления и результаты инвестиционной политики, измерять экономический потенциал страны и степень его использования, анализировать основные результаты экономического развития страны в краткосрочном и среднесрочном плане.
Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется в СНС не для характеристики качества жизни, а для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о величине и условиях предоставления кредитов, финансовой и иной помощи различным странам.
Применительно к характеристике финансовой безопасности страны целесообразно выделение, на наш взгляд, следующих показателей, раскрывающих качество роста ВВП: объем инвестиций с выделением инвестиций в основной капитал, государственные расходы по различным направлениям, реальные денежные доходы и расходы населения, дифференциация доходов населения и дифференциация уровня социально-экономического развития регионов, показатели финансового состояния предприятий реального сектора.
Помимо необходимости анализа факторов внутреннего экономического роста и дополнения динамики роста ВВП соответствующими показателями, следует также учитывать и влияние мировой экономики. В частности, на основе анализа среднегодовых темпов роста ВВП в странах мира (см. таблицу 1) можно сделать вывод, насколько реальна постановка той или иной стратегической задачи, выражаемой через ВВП.
Таблица 1
Динамика мирового внутреннего валового продукта и ВВП некоторых стран мира по годам,
в % в среднем за период
Г оды Мировой США Г ермания Великобритания Япония Китай Россия
1980-1990 3,3 3,6 2,3 3,2 3,9 10,3 н.д.
1990-2003 2,8 3,3 1,5 2,7 1,2 9,6 -1,8
2000-2004 2,5 2,6 0,5 2,2 1,3 8,7 6,1
2000-2005 2,8 2,8 0,7 2,3 1,3 9,6 6,2
Источники: 2000-2005 гг. - Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение./Всемирный банк. П ер. с англ. - М.: Издательство «Весь мир», 2007 г. - С. 328-329;
2000-2004 гг. - Доклад о мировом развитии 2006. Справедливость и развитие./Всемирный банк. Пер. с англ.
- М.: Издательство «Весь мир», 2007 г. - С. 276-277;
1980-1990 гг. и 1990-2003 гг. - 2005 World Development Indicators. - Washington: The World Bank, 2005. - p. 198-200.
Следует обратить внимание и на ограничения показателя ВВП как универсального показателя размера экономики. Несмотря на то, что ВВП является главным показателем, на основе которого проводятся международные сравнения и характеризуется размер экономики той или иной страны мира, необходимо понимать, что размер экономики и ВВП, ею создаваемый
- понятия не равнозначные. Так, ВВП не охватывает такие операции, как:
- промежуточный продукт;
- операции производственного характера, которые нельзя учесть (бартерные сделки, неучтенный продукт домохозяйств, неучтенная теневая экономика и т.д.),
- непроизводственные операции (трансфертные платежи);
- финансово-кредитные операции (кроме чистых доходов, например в виде процентов).
Основные недостатки этого показателя заключаются в том, что он:
1) усредненный (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
2) не учитывает многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину ВВП на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
3) игнорирует разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
4) не учитывает негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).
В связи с этим, по ВВП нельзя судить о размерах таких секторов экономики, как финансово-кредитная система, рынок ценных бумаг, государственный бюджет и т.д. Так как эти сектора перераспределяют созданный ВВП, считается, что учет их операций не обязателен. А ведь в развитых экономиках данные сектора концентрируют огромные объемы капитала.
Другим недостатком показателя ВВП как показателя, выражающего стратегию социально-экономического развития государства, является то, что он не отражает негативных последствий научно-технической революции и экономического роста, а главное - качество жизни, уровень благосостояния, которые, как показывает мировой опыт, растут медленнее, чем ВВП. Именно повышение качества жизни и уровня благосостояния большинства населения должны выражать суть как стратегии, так и тактики социально-экономического развития страны.
Примечания:
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 16.10.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в Российской газете, № 153-154, 12.08.1998.
2 Румянцева Е.Е. Позитивные пути удвоения валового внутреннего продукта.// Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2008. - № 1. - С. 76.
3Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 70.
4Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 72.
5Сайт Росстата. Электронный ресурс: http:// www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/ i000610r.htm
6 Николаев И. А., Леонтьева Е.А. ВВП: качество и достоверность информации // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2006, № 12. - С. 8-9.
7Нечаева К. Запасной бюджет России// газета «Коммерсантъ», N° 203 (2572), 11.11.2002.
8Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ (ред. от 17.07.2007) «О федеральном бюджете на 2007 г.» / / Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (2
ч.), ст. 5504.
9 Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 3995.
10Sestanovich S. Russia by the Numbers // The Wall Street Journal, December 17, 2007. - P. A21.
Библиография:
1. Новичков А.В. Методы прогнозирования динамики валового внутреннего продукта // Проблемы прогнозирования. - 2007. - N 3. -С. 154-158.
2. Плышевский Б.П. Динамика ВВП России и структура его производства // Вопросы статистики. - 2005. - N 1. - С.3-9.
3. Погосов И.А. Динамика валовой добавленной стоимости в России в 2003-2007 гг. // ЭКО. - 2008. - N 7. - С.30-44.
4. Чередниченко Л. Необходимые условия роста ВВП // Экономист. - 2004. - N 3. - С.52-58.
5. Как будем удваивать ВВП: материалы “круглого стола”, 10 сентября 2003 г. / под ред. А. Владиславлева и др. - М.: Б.и., 2003. - 48 с.
6. Агеева. Н. К. Методология анализа макроэкономических показателей системы