ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Д.Г. Киреев, К.А. Кузьмин, П.В. Левин Научный руководитель - к.т.н., доцент Н.Н. Горлушкина
В статье рассматриваются основные преимущества и недостатки рейтинговой системы оценивания: как влияет использование рейтинговой системы на успеваемость студентов и объективность оценивания, уровень образовательного процесса в вузе. Для объективного представления информации и составления общественного мнения использовался такой простой инструмент, как социологический опрос. По его результатам составлено общее отношение студентов к такой форме измерения знаний. В заключение была консолидирована проработанная информация и дана общая оценка изученной проблеме.
Введение
Россия в 1999 г. подписала Болонскую декларацию, основным принципом которой является формирование единого образовательного процесса в Европе. В вузах страны в связи с участием в Болонском процессе пересматривается сущность всех компонентов педагогического процесса - целей, содержания, форм, методов, системы контроля и оценивания учебных достижений студентов. Заметным новшеством для российских студентов является рейтинговая система контроля и оценивания знаний, умений и навыков.
Английское слово rating имеет несколько значений. В контексте оценки качества обучения одно из них - оценивание при присвоении каждому объекту числового показателя. При сравнении рейтинга с традиционной системой оценивания вытекает ряд психологических и организационных нововведений, связанных с кардинально новым подходом к текущему и итоговому контролю успеваемости обучающихся.
• Что именно оценивать и по каким алгоритмам?
• Кто должен определять критерии оценки?
• Достаточен ли рейтинг для итогового контроля усвоения знаний?
• Действительно ли рейтинговая оценка проводится независимо от личности преподавателя и субъективного его отношения к студенту?
• Как учитывать творческие успехи студента?
• Мотивирует ли рейтинговая система студента для лучшего усвоения знаний?
Таким образом, следует выявить многие «подводные камни» подобной методики.
Известно много рейтинговых систем оценки результатов обучения, используемых в учебных заведениях разных стран. У них есть и общие черты, и различия. Иногда эти системы не оправдывают вложенных в свое создание усилий, иногда позитивно влияют на качество образования. История рейтинговых систем измеряется десятилетиями. Общепризнанной рейтинговой модели нет. Тем не менее, такая система должна быть внедрена в вузах нашей страны в ближайшее время с целью формирования единой системы оценивания знаний студентов на территории стран, подписавших Болонскую декларацию.
Преимущества и недостатки рейтинговой системы
Возросшие требования к выпускникам профессиональных учебных заведений в связи с появившейся конкуренцией на рынке труда требуют от преподавателей разработки и внедрения таких инновационных направлений, которые обеспечивали бы высокое качество подготовки специалиста. Рейтинг используется везде, где есть необходимость сравнивать результаты деятельности людей. Рейтинг всегда подразумевает конкурсность, соревнование. Главные задачи рейтинговой системы заключаются в повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более вы-
сокой дифференциации оценки их учебной деятельности, а также повышении уровня организации образовательного процесса в вузе.
Какие же положительные стороны можно отметить в использовании рейтинговой системы оценивания?
Прежде всего, стоит сказать о стимулировании и активизации учебного труда обучающихся. Рейтинговая система способна не только детализировать основные показатели качества знаний учащихся, но и поддерживать своевременность выполнения заданий, ритмичность прохождения программ, качество усвоения предмета [1]. По этой системе весь курс разбивается на отдельные блоки, которые оцениваются предварительно заданными баллами. Рейтинговая система контроля включает в себя оценку различных видов учебной деятельности, имеющих разную «стоимость». Учащийся знакомится с условиями рейтинговой системы оценки знаний в начале учебного года. Задача каждого учащегося - набрать больше баллов. При этом стимулируется максимально возможный интерес учащихся к конкретному предмету, а, следовательно, и к дисциплине в целом, а также стремление сдать работу в конкретно заданные сроки, чтобы не быть в «отстающих» и получить максимально возможное количество баллов. Каким образом учащийся может считать свою деятельность успешной? Когда его ожидания, усилия, направленные на выполнение задачи, находятся в оптимальном соотношении с положительными результатами и оценкой его труда. Ведь из практики известно, что успех приносит удовлетворение только ценой особых усилий, напряжения умственной и физической деятельности. Таким образом, стирается явное противоречие между объемами трудозатрат на учебную деятельность и результатами, оценкой этого труда. Чем больше затраченных усилий, тем больше вероятность получить высокий результат, тем выше уровень удовлетворения от успешного выполнения поставленной задачи. Меняется уровень самооценки, появляется стремление к достижению новых побед. А это и есть стимул к активному, продуктивному и творческому процессу обучения. Можно сказать, что повышается мотивация систематического обучения, активность к самостоятельным занятиям.
Следующим плюсом рейтинговой системы является активизация научно-исследовательской деятельности. Развиваются элементы творчества и самоанализа, учащиеся стремятся переосмыслить те или иные понятия с учетом собственного опыта. Здесь важно рассмотреть совершенно новый уровень поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности. Главное назначение рейтингового контроля знаний - это ранжирование по успешности усвоения изученного материала [2]. Студенты, которые не смогли справиться со всеми текущими заданиями, могут в конце семестра набрать баллы, протестировав себя по различным модулям теоретического материала. Рейтинговая система - это регулярный контроль качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в определенном балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. В систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену», а рейтинговая система, по сути, является количественной оценкой качества обученности студента [5].
Использование рейтинговой системы позволяет добиться систематического посещения занятий. Ведь процесс обучения охватывает всех учащихся, при этом их поведе-
ние оценивается преподавателем и «коллегами по парте». Возникает возможность для честной конкуренции среди студентов и как результат - стремление улучшить свой результат. Если экзамен не является единственным инструментом оценки, а также учитываются и результаты работы в течение семестра, то вероятность «проскользнуть» на следующий этап обучения станет проблематичной - преподаватель будет вынужден оценивать работу студента на семинаре, практических и контрольных занятиях более объективно.
Наличие возможности просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах позволяет студенту управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин. Каждый студент вправе сам выбирать, какие работы ему выполнять, а какие - нет. При этом существует возможность выполнять дополнительные работы, за которые начисляются баллы. Таким образом, происходит дифференцирование значимости оценок, полученных студентом за выполнение различных видов работ (самостоятельных, контрольных, лабораторных), отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда, направленного на освоение изучаемой дисциплины [4].
Для преподавателя рейтинговая система оценки знаний важна, так как систематическое оценивание позволяет преподавателю более объективно выставлять зачетные и экзаменационные оценки. Кроме того, если существует некий график успеваемости, можно делать важные выводы о необходимости изменений в учебном процессе, составить для каждого студента индивидуальную образовательную линию, что позволит сделать учебный процесс более гибким и мобильным. Таким образом, такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса в жизнь. Введение строгих временных рамок, отведенных для выполнения задания, позволяет снизить количество работ, оставленных студентами «на потом». При этом осуществляется оценивание проделанной работы определенным количеством баллов в соответствии со своевременностью сдачи этой работы. Естественно, пропадает желание сдавать работу позже и получить за нее более низкий балл. Но при этом возникает стремление сделать работу, несмотря на то, что срок вышел, так как за нее можно получить определенное количество баллов. То есть использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра.
Однако, несмотря на все свои плюсы, рейтинговая система оценки знаний имеет и ряд недостатков. Одним из главных недостатков является нехватка дидактического материала по использованию такой системы для конкретной дисциплины, т. е. отсутствие конкретных критериев оценивания, и как результат - субъективное оценивание. Проблема разработки системы весовых коэффициентов для каждого из видов учебной деятельности в рамках каждого модуля и всей учебной дисциплины - четко не определены условия применения и значения для определенной дисциплины. Определение основных видов деятельности для учебной дисциплины вызывает проблему неопределенности в выставлении верхнего предела баллов, необходимых для получения наивысшего результата по изучаемому предмету. Таким образом, основной недостаток рейтинговой системы - реализация ее на практике.
Другой отрицательной стороной рейтинговой системы является отсутствие алгоритмов определения псевдоцелей студентов - не углубление знаний, а гонка за количеством баллов, которая может способствовать не активизации научно-исследовательской деятельности и самостоятельной работы, а стремлению «подготовить» материал в короткие сроки перед коллоквиумом или семинаром, а потом забыть его. При этом, конечно, уже не идет речи о глубоком анализе и детальной проработке материала. Однако многоэтапность рейтинговой системы позволяет отследить таких участников учебного процесса и принять соответствующие меры по пресечению такого
образовательного процесса. Если и существует такая проблема, то только на начальных этапах обучения, ибо без глубокого анализа фундамента образовательные блоки могут дать трещину и, в конце концов, развалиться. При этом не будет достигнута и одна из основных целей получения высшего образования - представление четкой картины мира и процессов, происходящих в нем.
Процесс перехода к другой системе оценивания является трудным не только для студентов, но и для преподавателей. Одна из причин этого явления, с нашей точки зрения, - отсутствие адаптации программы курсов к новым условиям работы. К примеру, увеличение числа контрольных точек до двух в семестр вместо одной, когда нет времени (уже конец семестра) на исправление результата. Другая причина - нежелание преподавателя оценить работу студента. Кроме этих причин, у преподавателя могут возникнуть трудности при оценке в баллах контрольных мероприятий, существует увеличение нагрузки на преподавателя при проведении занятий (необходимо разрабатывать новые тестовые задания), а также дополнительная работа по ликвидации большого количества неудовлетворительных оценок (разработка дополнительных баллов в виде бонусов или дополнительных мероприятий) [3].
Общественное мнение
Чтобы узнать отношение студентов СПбГУ ИТМО к системе рейтингового оценивания, был проведен опрос среди студентов кафедры ТПО (среди первого и четвертого курсов). Первые два вопроса затрагивали общее отношение студентов к данной системе, а также показывали уровень ее реализации непосредственно в нашем университете. Третий вопрос был сделан открытым для того, чтобы каждый мог указать наиболее важные, на его взгляд, преимущества и недостатки. Результаты проведенного опроса приведены на рис. 1-4.
В ходе опроса студентами были также выделены основные, на их взгляд, преимущества и недостатки системы рейтингового оценивания. Преимущества:
• плотный контроль учебного процесса;
• система позволяет выявить наиболее подготовленных студентов и откровенных разгильдяев;
• автоматизация системы оценивания;
• стимуляция выполнения учебных задач в заданные сроки.
Вопрос №1: Как вы относитесь к идее системы рейтингового оценивания?
Рис. 1. Результат среди студентов 1-го курса
нравится
Рис. 2. Результат среди студентов 4-го курса
Вопрос №2: Оцените по пятибалльной шкале уровень реализации этой системы в нашем университете.
45,0% 42,3%
3.0%
50,0% 45,0% 40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 3,0%
5 4 3 2 1
Рис. 3. Результат среди студентов 1-го курса
45,0%
30,0% 1
20,0% ■
5,0%
0,0%
5 4 3 2 1
Рис. 4. Результат среди студентов 4-го курса
Недостатки:
• не учитываются индивидуальные особенности студента;
• оценивание посещаемости;
• техническая база;
• субъективность оценивания;
• не всегда адекватно показываются реальные знания студентов и их потенциальные возможности;
• недостаток свободного времени;
• невозможность скомпенсировать потерянные баллы;
• практически нет возможности совмещения учебы и работы;
• неподготовленность преподавателей к данной системе;
• цель - не научиться чему-либо, а набрать баллы.
В целом результаты опроса наглядно показали общее отношение опрошенных студентов к рейтинговой системе. Несмотря на то, что отношение студентов 1-го курса к системе более лояльное, необходимо учитывать тот факт, что у студентов 4-го курса больший опыт взаимодействия с подобным методом оценивания учебной деятельности (не модульной, а именно рейтинговой системой). Таким образом, большинство опрошенных негативно относятся к предмету обсуждения и оценивают уровень ее реализации применительно к нашему университете в среднем на 3 балла.
Заключение
Использование рейтинговой системы оценивания студентов направлено на повышение качества учебного процесса. Однако на данный момент с помощью этой системы происходит не столько повышение качества, сколько автоматизация учебного процесса и оценка знаний студента на каждом этапе обучения по той или иной дисциплине.
Безусловно, рейтинговая система нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании. Несмотря на то, что оценивание каждого этапа обучения, а также таких моментов, как посещаемость и выполнение заданий строго в определенный срок, позволяет более точно оценить знания и отношение обучающихся к тому или иному предмету, данная система все равно не до конца учитывает индивидуальные особенности каждого студента, а также не исключает субъективной оценки его деятельности со стороны преподавателя. Кроме того, необходима единая система оценивания по всем дисциплинам, которая на данный момент отсутствует. Преподаватели должны выставлять баллы по заранее определенным правилам, а не по собственным. В противном случае система рейтингового оценивания практически ничем будет отличаться от старой пятибалльной системы.
Но наиболее важным моментом является то, что с введением такого способа оценивания образовательный процесс для большинства теперь ориентирован на получение баллов, а не знаний.
Литература
1. Маруда Т.Ю. Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты [Электронный ресурс]. Выпуск №2 2006. Раздел 3. Педагогика, дидактика, лингвокультурология. - Режим доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2006_2/Maruda.htm, свободный.
2. Internet школа Института повышения квалификации работников образования. Урок «Подходы к оценке образовательных достижений учащихся в универсальном образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prosv-ipk.ru/demo/245614?page=2, свободный.
3. Сорокина Т.П., Сорокин Б.П., Баранова В.К. Анализ балльно-рейтинговой системы контроля знаний // Международная заочная научная конференция Красноярского государственного аграрного университета - 15.10.2007 г.
4. Сероусов И.Ю. О рейтинговом методе преподавания. - Брянск, 2001.
5. Тешев Р.Ш. Положение о рейтинговой системе оценки знаний учащихся. - Нальчик, 2000.