Научная статья на тему 'Преимущества хозяйствующих субъектов морских портов от создания портовых особых экономических зон'

Преимущества хозяйствующих субъектов морских портов от создания портовых особых экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ПОРТ / ПОРТОВАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / ПРЕИМУЩЕСТВА / СИСТЕМА / SEAPORT / PORT SPECIAL ECONOMIC AREA / ECONOMIC ENTITY / ADVANTAGES / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дунской К. П.

В статье рассматриваются преимущества, которые получат хозяйствующие субъекты морского порта при организации на их территории портовой особой экономической зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents advantages, which will be received by economic entities of a seaport when creating a port special economic area in their territory.

Текст научной работы на тему «Преимущества хозяйствующих субъектов морских портов от создания портовых особых экономических зон»

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

К. П. Дунской,

аспирант, СПГУВК

ПРЕИМУЩЕСТВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ МОРСКИХ ПОРТОВ ОТ СОЗДАНИЯ ПОРТОВЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

ADVANTAGES OF CREATION OF PORT SPECIAL ECONOMIC AREAS FOR MANAGING ECONOMIC ENTITIES AT SEAPORTS

В статье рассматриваются преимущества, которые получат хозяйствующие субъекты морского порта при организации на их территории портовой особой экономической зоны.

The article presents advantages, which will be received by economic entities of a seaport when creating a port special economic area in their territory.

Ключевые слова: морской порт, портовая особая экономическая зона, хозяйствующий субъект, преимущества, система.

Key words: seaport, port special economic area, economic entity, advantages, system.

ОВРЕМЕННАЯ действительность показала необходимость более глубокого изучения подходов к условиям и способам развития существующих мощностей российских портов. Как показывает мировой опыт, механизм создания портовых особых экономических зон (далее — ПОЭЗ) должен обеспечить решение значительного количества проблем существующих на сегодняшний день в морских портах.

Вместе с тем организация ПОЭЗ в современном российском порту имеет ряд специфических особенностей, вытекающих из интерпретации понятия «морской порт». В специализированной литературе морской порт — это комплекс гидротехнических и береговых сооружений, зданий различного назначения, перегрузочного оборудования, энергетических устройств и инженерных коммуникаций [1]. Однако выполненное ранее автором исследование семантики понятия «морской порт» позволило его уточнить: морской порт — это часть территории (водной и береговой зоны), на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры и хозяйствующие субъекты, обслуживающие транспортный процесс. Таким образом, именно организации и предприятия (имущественные комплексы, используемые для осуществления предпринимательской деятельности) осуществляют деятельность на территории морского порта,

получают доход от нее, осуществляют экономические и хозяйственные операции, реализуют товары и услуги, что в экономической литературе подходит под определение «хозяйствующий субъект».

Следует пояснить, что хозяйствующие субъекты, расположенные на территории морского порта, имеют разные организационно-правовые формы, что осложняет процесс функционирования в портах, согласования и контроля со стороны государства. По форме собственности хозяйствующие субъекты в морском порту делятся:

— на государственные (например, Федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Большой порт Санкт-Петербург», Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт»);

— частные (стивидорные, агентиру-ющие, бункеровочные, сюрвейерские компании, складские, обрабатывающие, судоремонтные, лизинговые, транспортные, буксировочные и спасательные, фрахтовые, страховые, судоходные, туристические, экспедиторские и другие компании).

Система государственных органов, осуществляющих государственный контроль в морских портах, представлена автором на рис. 1.

Процесс создания ПОЭЗ состоит из нескольких этапов. Первоначальным являет-

ся подготовка высшими исполнительными органами субъекта Российской федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации [2] заявки на участие в конкурсе на создание ПОЭЗ. Неотъемлемой частью данной заявки является письменное согласие собственников (акционеров) уже существующих объектов портовой инфраструктуры, находящихся на земельном участке, передаваемом государством под создание ПОЭЗ, на их дальнейшее вхождение в ПОЭЗ в качестве резидента.

Для положительного решения каждый собственник должен четко представлять преимущества, которые он получит после вхождения в ПОЭЗ. Ниже представлены результаты систематизации преимуществ, получаемых хозяйствующими субъектами от ПОЭЗ, выполненные на основании анализа законодательства в области создания ПОЭЗ, налогового и таможенного законодательства, мнений экспертов, опубликованных в открытой печати.

Перечислим преимущества, которые может получить государство в целом и отдельные государственные хозяйствующие субъекты в морском порту.

1. Развитие транспортной инфраструктуры.

2. Привлечение прямых инвестиций в развитие портовых мощностей.

3. Строительства высокотехнологичной портовой инфраструктуры.

4. Развитие экспортной базы.

5. Создание новых рабочих мест.

6. Поддержание сопряженных производств.

7. Создание мультипликативного эффекта в других взаимосвязанных отраслях народной экономики;

8. Создание необходимых портовых мощностей для развивающейся экономики страны и растущего экспортно-импортного оборота;

9. Преобразование и благоустройство набережных;

10. Ускорение развития депрессивного района порта;

// университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

11. Совершенствование законодательного обеспечения портовой деятельности;

12. Привлечение российских грузов для обработки в отечественных портах;

13. Ускорение процессов оформления таможенных грузов;

14. Снижение экологической нагрузки на окружающую среду за счет применения современной портовой техники.

Указанные выше преимущества для государственного сектора хозяйствующих субъектов ПОЭЗ реализуются через систему взаимосвязи государственных органов управления ПОЭЗ (рис. 2) и резидентами, находящимися в пределах экономической зоны. Данная взаимосвязь обеспечивается четкими инструкциями и гарантиями для каждого, закрепленными в Федеральном законе «О портовых особых экономических зонах». Так, к примеру, ст. 38 Закона гарантирует, что акты, ухудшающие положение налогоплательщика, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения [3].

К преимуществам участия частных хозяйствующих субъектов в реализации ПОЭЗ можно отнести следующие.

1. Создание особого режима осуществления предпринимательской деятельности за счет налоговых и таможенных преференций и льготного режима землепользования:

— освобождение от уплаты НДС проведения работ (оказания услуг) на территории ПОЭЗ (пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ) [4];

— освобождение от уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров в ПОЭЗ (пп. 4 п. 1 ст. 183; п. 2 ст. 184; пп. 1, 3 п. 1 ст. 185 НК РФ);

— возможность понижения ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (для организаций-резидентов ОЭЗ любого типа),

но не ниже 13,5 % (п. 1 ст. 284 НК РФ); £

— освобождение от уплаты налога на Ц имущество организаций в течение 5 лет с * момента постановки на учет указанного иму-^^107^ щества (для организаций-резидентов ОЭЗ любого типа) (п. 17 ст. 381 НК РФ);

— освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет

университета водных коммуникаций

с момента возникновения права собственности на земельный участок (для организаций-резидентов ОЭЗ любого типа) (п. 9 ст. 395 НК РФ).

2. Предоставление гарантий от негативных и непредсказуемых изменений российского законодательства о налогах и сборах.

х

4>

да о

а

^

3 =

л

р.

4>

5 е

Правительство Российской Федерации

I

Морская коллегия при Правительстве РФ

Министерство транспорта РФ

Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

ФГУП «Росморпорт» (хозяйственные вопросы)

Л Я

4» «

о

«

3

аз о

я -

4> СМ

Морской совет при Правительстве Санкт-Петербурга

л =

а> И О

« 3

Н и а»

ФГУ «Администрация морских портов» (административно-властные функции)

Правительство Санкт-Петербурга

Иные профильные комитеты и управления

Комитет по транспортно-транзитной политике

Районные администрации

Филиал ФГУП «Росморпорт»

Совет по координации транспортной деятельности

в СПб при Правительстве СПб

ФГУ «Администрация морского порта ^

Морской порт

Рис. 1. Государственная вертикаль управления морским портом

университета водных коммуникаций

Федеральные органы

Территориальные представительства Федеральных органов

Министерство экономического развития Российской Федерации

Разработка единой государственной политики в области управления ОЭЗ

подведомственность

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

Л V

Управление ОЭЗ (оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных функций в сфере управления ОЭЗ, контроль за выполнением соглашений)

Л V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдательный совет

■ координация деятельности органов власти и хозяйствующих субъектов по развитию ОЭЗ;

■ контроль за созданием ОЭЗ и расходованием бюджетных средств;

■ рассмотрение и утверждение

Лг

У

Реализация прав акционера со 100 %-ным пакетом акций

Открытое акционерное общество «Особые экономические зоны»

■ обеспечение реализации соглашений о создании ОЭЗ;

■ создание объектов инфраструктуры и иных объектов ОЭЗ;

■ управление объектами ОЭЗ;

■ извлечение прибыли

Территориальные управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в субъекте РФ

Филиал Открытого акционерного общества «Особые экономические зоны» в субъекте РФ

Экспертно-технический (научный) совет Инвестици онный совет

— разработка рекомендаций ; — экспертная — рассмотрение проектов;

рекомендаций

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Рис. 2. Органы управления ПОЭЗ

3. Передача от государства в аренду объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

4. Устранение административных барьеров.

5. Доступ к инфраструктуре.

Система преимуществ, появляющихся с введением ПОЭЗ, позволит привлечь не только потенциальных инвесторов, но и создать в итоге современный морской порт, который в

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

перспективе может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и диверсификации как региональной,

так и национальной экономики, создав мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики.

Список литературы

1. Большая энциклопедия транспорта: в 8 т. / под общ. ред. В. П. Калявина. — СПб., 2000. — Т. 5: Морской транспорт / под ред. В. Л. Галки.

2. Об утверждении конкурсной документации на участие в открытом конкурсе по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон: Приказ Минэкономразвития РФ от 31.01.2008 г. № 19.

3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. собр. Рос. Федерации 08.07.2005 г. (в ред. от 23.07.2008 г.).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

Г. М. Курошева,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК

МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ С ЦЕЛЬЮ ИХ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ С ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

METHODS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELLING OF QUALIFIED LABOUR-POWER REPRODUCTION FOR EQUILIBRATION WITH THE MAIN INDICES OF THE ECONOMICS ANG TRANSPORT COMPLEX DEVELOPMENT

В статье изложены причины роста безработицы в отраслях экономики и методы сбалансированности подготовки квалифицированных кадров и рабочих мест по отраслям экономики, предложены методы и модели оптимизации плана подготовки, распределения и использования кадров в транспортном комплексе.

The article expounds the reasons of the unemployment rising in the economics and methods of equilibration of the staff training and jobs number. The methods and models for optimization of the plan for personnel training distribution and using are suggested. * Ключевые слова: безработица, воспроизводство кадров, рабочие места, сбалансированность, план

{? подготовки, распределения и исследования кадров, показатели эффективности, затраты, инновации.

a Key words: unemployment, labour power reproduction, jobs, equilibration, plan of training, allocation and

110 investigation of the staff, indices of effectiveness, spending, innovation.

ДНОЙ из основных причин кризисного состояния экономики страны и системы подготовки квалифицированных кадров является недостаточная сба-

О

лансированность имеющихся рабочих мест и численности подготавливаемых высококвалифицированных рабочих и специалистов. Такая сбалансированность должна про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.