ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
тельность субъектов образовательного пространства в современных условиях;
- выявить телекоммуникационные возможности обучаемых: наличие электронной почты, E-mail и Web-системы сети Internet;
- сформировать учебные группы с учетом их телекоммуникационных возможностей;
- провести дистантное обучение с учетом уровня подготовки слушателей;
- провести критериальный анализ результатов обучения; дать оценку учебного процесса ДПК;
- выявить необходимые условия, границы целесообразности внедрения в массовую практику обучения модели дистантного обучения.
Прогностический проект запуска процесса ВПК
- выявить основы организации ДПК: теоретикоконцептуального и практико-ориентированного уровня;
- построить модель учебного процесса ДПК, ориентированную на проведение ДПК в современных условиях;
- разработать программу ДПК (на электронных носителях);
- создать содержание курса, содержание для компакт-диска ДПК;
- разработать методику (технологию) проведения ДПК (по теме курсовой подготовки).
Рефлексивный проект осуществления процесса ВПК
- дать оценку модели учебного процесса ДПК (сочетанию очной и дистантной формы, продолжительности ДПК, содержанию ДПК, технологии ДПК), провести критериальный анализ;
- провести экспертизу работ участников, подготовить экспертные заключения;
- выявить влияние работы по педагогической технологии ДПК на различные аспекты состояния и уровня профессионализма педагогов-участников курсовой подготовки.
Если, изучив предложенный текст, у Вас все еще остались неясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу [email protected]
Укажите свой контактный адрес электронной почты. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультации.
Литература по запросу-затруднению:
1. Полат Е.С. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе в школе: (Метод. пособие для учителя / [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Е.Н. Ястребцева, З.И. Батюкова]; Под ред. Е.С. Полат; Рос. акад. образования, Ин-т средств обучения. - М.: РАО, 1993. - 58 с.
2. Полат Е.С. Дистанционное обучение, каким ему быть? // Педагогика. - 1999. - № 7. - C. 29-34.
3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организа-
ционный и педагогический аспекты / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 1996. Новые проекты.
4. Полат Е.С. Роль и место телекоммуникаций в системе школьного образования // Телекоммуникации в образовании. - М., 1995. C. 5-9
Мельникова Е.Л.,
канд.пед.наук, доцент АПК и ППРО Москва
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
в начальной и основной школе
Как обеспечить преемственность в использовании проблемнодиалогических методов в начальной и основной школе?
Проблемно-диалогические методы, преемственность технологии начального и основного звена, образовательная система «Школа 2100».
Из многочисленных проблем жизни самая человеческая -это проблема выбора. В отечественном образовании еще 10- 15 лет назад проблема выбора практически не стояла: все мы учили детей по одинаковым программам и учебникам. Однако, за последние годы ситуация изменилась кардинально. И образование начала XXI века являет собой весьма пеструю картину: традиционная система, развивающие системы, а еще модели, комплекты, учебники нового поколения... Выбирай, не хочу.
Чем руководствуется отдельный учитель, делая свой выбор? На первом месте стоит мотив «мне самому должно быть интересно!»
А как выбирает образовательную систему школа в целом, весь педагогический коллектив? В этом случае важнейшим становится соображение преемственности. Причем само слово «преемственность» понимается просто и незатейливо: «учебники для разных звеньев написаны одними и теми же авторами». В таком житейском наблюдении есть доля истины: автор
49
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
учебника, действительно, как никто другой стремится к четкой передаче эстафетной палочки от дошкольного звена к начальному, от начального - к основному. Однако, нередко от замысла автора до его реального воплощения - дистанция огромного размера.
Все дело в том, что авторы закладывают в учебниках и методических рекомендациях преемственность двух основных сторон учебного процесса: содержания и технологии. А педагогические коллективы, хорошо понимая, что такое преемственность содержания, не всегда обеспечивают преемственность технологии. И моя сегодняшняя статья как раз и посвящена теме преемственности технологии начального и основного звена.
Первый вопрос, который в связи с этим возникает, какая же технология реализуется в образовательной системе «Школа 2100»? Ее точное научное название - проблемно-диалогическое обучение. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.
Иначе говоря, в образовательной системе «Школа 2100» учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес. А затем в диалоге же организует открытие знания школьниками, добиваясь подлинного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл собственной головой.
А как выглядит урок изучения нового материала в традиционной системе? Учитель сначала сам объявляет тему, и это, как правило, не вызывает у учащихся большого познавательного энтузиазма. А затем педагог лично объясняет новый материал, давая его в готовом виде, что не гарантирует понимания информации большинством класса.
Таким образом, традиционная школа - это школа учительского монолога: «я говорю - ты молчишь». Наша образовательная система - школа проблемного диалога: «ты словечко, я словечко». Причем текст диалога учителю не надо каждый раз придумывать самому. Проблемный диалог уже прописан в наших учебниках и методических рекомендациях. Проиллюстрирую эту мысль на примере русского языка.
Все еще помнят, как устроены традиционные учебники? Сначала идет название темы, затем в рамочке сформулировано новое знание (которое учителя не совсем точно называют «правило») и ниже предлагаются упражнения на закрепление. А в учебниках Бунеевых есть еще и упражнения до рамки с обобщением, на которых вводится новой материал (с четвертого класса они помечены знаком «очки» ). Задания к этим упражнениям представляют собой текст проблемного диалога, который должен развернуть учитель на уроке. А методические рекомендации делают замысел авторов еще нагляднее и отчетливее, потому что в них текст диалога прописан вместе с ответами детей.
Рассмотрим примеры проблемного диалога на уроках русского языка в начальной и средней школе.
Урок в 4 классе по теме: «Склонение имен существительных»1
_________Учитель_________
- Прочитайте предложение.
________Ученики_________
Старая женщина волнова-
- Найдите однородные чле-
лась о сестре и дочери. Сестре, дочери.
ны в этом предложении.
- К какой часть речи они относятся?
- Определите их род и падеж.
- Выделите их окончания
(создание проблемной ситуации предъявлением двух
противоречивых фактов)
- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
- Это существительные.
- Женский род, предложный падеж.
Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия)
- Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (учебная проблема как вопрос)
Урок в 6 классе по теме:
««Гласные в суффиксах действительных причастий»
_________Учитель_________
- Продиктую вам список слов. Два ученика работают у доски, остальные на листочках
(создание проблемной ситуации на столкновение мнений практическим заданием на новый материал)
- Задание было одно. А как вы его выполнили?
_________Ученики________
Ученики у доски записывают:
Лечащий лечУщий
Дышащий дышУщий
ВидЮщий видящий
Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации)
- По-разному!
(побуждение к осознанию противоречия)
(осознание противоречия)
- Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? Сформулируйте тему урока! (побуждение к формулированию проблемы)__________
- Гласные в суффиксах действительных причастий
(учебная проблема как тема урока)____________________
1 Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М., ”Баласс”, 2001. С. 115.
50
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Что общего у этих фрагментов? Постановка проблемы была выполнена методом побуждающего диалога: сначала учитель создал проблемную ситуацию, вызвав у учеников реакцию удивления, а потом отдельными репликами стимулирует учеников осмыслить противоречие и сформулировать учебную проблему. В результате на одном уроке ученики задали вопрос для исследования, а на другом - сформулировали тему урока.
Урок в 3 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные существительные»
Учитель
- Прочитайте имена существительные в двух столбиках.
читают:
Ученики
человек дерево родители трамвай учитель страна
- На какой вопрос отвечают существительные первого столбика?
Кто?
- На какой вопрос отвечают существительные второго столбика?
- Что?
- Существительные первого столбика называются одушевленными, второго - неодушевленными.
Сформулируйте опреде- формулируют определение ление (открытие нового знания)
Урок в 7 классе по теме «Простые и составные союзы»1*
Учитель Ученики
- Прочитайте союзы. - В какие группы и по какому признаку вы читают: тоже, и, но, то есть, зато, что, потому что, а, так как
бы их объединили? - Как еще можно сгруппировать эти союзы? предлагают варианты
- По аналогии с предло- - Состоящие из одного слова и
гами сформулируйте: состоящие из нескольких слов
какие союзы называ- формулируют определение
ются простыми, а какие - составными. (открытие нового знания)
А у этих уроков что общего? Поиск решения был выполнен методом подводящего диалога: учитель цепочкой своих вопросов и заданий помог детям самим открыть и сформулировать новое знание.
Таким образом, авторы образовательной системы «Школа 2100» в учебниках и методических рекомендациях предлагают учителю по сути готовые проблемнодиалогические уроки и тем самым обеспечивают преемственность технологии начального и основного звена.
А как обстоит дело с преемственностью технологии в реальной школе, работающей по комплекту? Это второй вопрос, ответить на который нам помогут ре- 1
1 РН.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Русский язык. 7 класс. М., Баласс, 2001, С. 217
зультаты исследования, проведенного в прошлом году на базе наших школ - экспериментальных площадок. Небольшой фрагмент этого исследования представлен вам в виде анкеты, которая призвана выяснить, на какую технологию работы ориентирован учитель: традиционный монолог или проблемный диалог?
Сравним результаты начальной и средней школы по данным проведенного анкетного опроса. В вопросе об отличии комплекта «Школа 2100» большинство педагогов начального звена указывают на методику подачи материала и построение учебников, а педагоги основного звена выбирают другие пункты.
В вопросе о том, каков главный результат работы педагога: а) прочные знания, умения, навыки; б) развитие интеллекта; в) развитие творческих способностей; г) воспитание личности? Основную развивающую цель начальная школа видит в формировании творческих способностей, средняя же школа эту цель практически игнорирует.
В вопросе о том, какое умение для педагога является наиболее значимым: а) хорошо объяснять новый материал; б) отрабатывать умения и навыки; в) помогать ученикам открывать знания; г) общаться с учениками? Учителя начальной школы чаще выбирают «помогать открывать знания», основное звено предпочитает - «хорошо объяснять материал».
Таким образом, проведенное миниисследование показало, что в настоящий момент начальная школа уже ориентирована на проблемный диалог, а среднее звено все еще тяготеет к традиционному монологу. Многочисленные наблюдения наших авторов и методистов во время посещения уроков тоже приводят к печальному выводу, что в реальной практике преемственность в технологии нарушается.
Такое положение дел всех нас (и авторов, и практиков) весьма беспокоит и оформляется в естественный вопрос «что делать?». Поэтому в третьей части статьи хочу рассказать об экспериментальной работе на базе московской школы №1954 (директор Живилин В.В.).
Педагогический коллектив работает по комплекту «Школа 2100» около 5 лет. За это время с содержанием обучения учителя разобраться успели, но назрел вопрос о преемственности в технологии. И было принято решение осваивать проблемный диалог всем педагогическим коллективом. В январе этого года на базе школы мы провели цикл занятий. Три дня проходили как обычно: изучали теоретические вопросы, технологию проблемного диалога, алгоритмы подготовки диалогических уроков. А четвертый день был выстроен по методическим объединениям, где просматривались и анализировались заранее отснятые видеозаписи уроков присутствующих учителей. Т.е. у каждого участника занятий была возможность посмотреть на себя со стороны и оценить, как он в действительности работает: проблемным диалогом или традиционным монологом. Видеозанятие для многих стало откровением и стимулом к изменению методики работы. Таким образом, учебный курс не только дал учителям технологические знания, но и вызвал желание применить их на практике.
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008
51
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Сейчас у коллектива период самостоятельного освоения проблемного диалога, при этом сохраняется возможность получить консультацию, подойти с конспектами, показать пробный урок. И уже заметны первые результаты. Например, многие учителя впервые вместо объявления готовой темы начали создавать проблемную ситуацию и побуждать детей ее формулировать. Затем мы повторно сделаем видеозаписи уроков и опять проведем методические объединения с просмотром и анализом. Это даст возможность объективно оценить прогресс каждого учителя и коллектива в целом.
Конечно, вариант работы в школе № 1954 - экспериментальный. Но он наталкивает на полезный вывод: болезненный вопрос преемственности снимается, когда технологию проблемного диалога осваивает весь педагогический коллектив.
Что конкретно для этого нужно сделать?
1 шаг: обучите ядро педколлектива: завучей, руководителей методобъединений,учителей.
2 шаг: силами прошедшего подготовку ядра коллектива проведите педсовет по технологии проблемного диалога, убедите коллектив выбрать ее методической темой года.
3 шаг: организуйте углубленное изучение технологии по методическим объединениям. Предусмотрите не только групповые лекционно-практические занятия, но и самостоятельную работу учителя с литературой по проблемному диалогу.
4 шаг: организуйте зачетные открытые уроки и итоговый педсовет.
Завершая статью, процитирую американского педагога Лоренца Питера: «Нет ничего нового под солнцем. Но есть кое-что старое, чего мы не знаем». Проблемный диалог - не новая технология: его давно и успешно используют лучшие педагоги страны. Но именно наша образовательная система впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю. Хочется надеяться, что в пользу проблемного диалога будет и ваш личный выбор!
Литература
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002. -168 с.
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система “Школа 2100”. Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. М., 2003. С. 184-199.
Рожкова О.Ю.,
к.п.н., директор Евстифеева О.В.,
зам.директора МОУ Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников
г. Олекминск Республика Саха (Якутия)
МОБИЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ШКОЛА «СПУТНИК»
в условиях удаленной сельской провинции
Может ли помочь мобильная компьютерная школа информатизации села?
Информационные технологии в образовании; информационная культура, ИКТ-компетенции, информатизация образования в сельской провинции, мобильная компьютерная школа.
Обоснование необходимости проекта
Программы информатизации системы образования РФ «Развитие единой образовательной информационной среды», «Электронная Россия» предполагают формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования, обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации, доступа к глобальным сетям, разработку электронных образовательных ресурсов и применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе. Но для того, чтобы взаимодействие человека с этой средой было
52
эффективным, ему необходимы соответствующие умения, знания, опыт, иными словами возникает вопрос о формировании информационной культуры и ИКТ компетенций и у педагогов и у обучающихся. Особенно этот вопрос актуален сегодня в удаленных сельских районах. Поставка средств информатизации, подключение школ к Интернет - это только часть дела. Важно дальнейшее их эффективное использование. Специфической особенностью сельской школы является не только отсутствие специалистов по профилактике и ремонту вычислительной техники, преподавателей информатики, но и низкие возможности для быстрого массового обучения учителей использо-
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008