Сведения об авторе: Гусакова Виктория Олеговна,
кандидат искусствоведения, докторант кафедры педагогика, Российский государственный педагогический
университет имени А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Information about the author: Gusakova Victoria Olegovna,
Candidate of Sciences (Art),
Doctoral Candidate,
The Department of Pedagogy,
The Herzen State Pedagogical University of
Russia,
Saint-Petersburg.
E-mail: [email protected]
УДК 373.7 ББК 74.47
Е.А. Дмитриев
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье актуализирован компетентностый подход в обучении студентов колледжа. Обоснована преемственность в формировании компетенций у студентов колледжа в условиях взаимосвязи общеобразовательных и профильных дисциплин.
Ключевые слова: преемственность, компетенция, компетентность, компетентностный подход, универсальные учебные действия.
E.A. Dmitriev
CONTINUITY IN THE FORMATION OF COMPETENCES IN COLLEGE STUDENTS IN INTERCONNECTION OF GENERAL AND PROFESSION ORIENTED COURSES ENVIRONMENT
The competence-based approach in training of college students is outlined in this paper, the continuity in formation of competences in college students in conditions of interrelation of general and profession oriented disciplines is proved.
Key words: continuity, competence, capacity, competence-based approach, universal educational activities.
Признаком времени является повышенная мобильность образовательной системы, ориентированной на новый лозунг: образование на протяжении всей жизни. Именно это требование к результатам освоения знаний и умений, способам владения ими на практике послужило поводом для разработки и включения стандартов второго поколения в средние общеобразовательные и средние профессиональные организации.
Не секрет, что по завершению обучения в образовательных организациях профессиональной направленности многим выпускникам приходится переучиваться, приобретать смежные профессии. Поэтому мобильность профессионального образования, ориентация его на потребности рынка труда становится особенно актуальным в наши дни. Формирование ключевых компетенций у обучаемых на основе организации це-
го Ê р
^ J
<и о
И 5
Cû -û
О Ï ££ Ф s
к
s * Э".0 X X
ф -О
ф ф
с H
^ s
О й
ü о ^ "
s Го s о.
ГО о
СО ф 0
Ni
s °
as о n -Я- к cû
ï 8 ь! ° s
о Œ
X X
Ф X m К
о Ёа S о <и с;
ф о ^^
С m
m
ш
ф
I-
< и]
левой подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена становится жизненно значимой потребностью и необходимостью [10].
В настоящее время ряд профессий, подготовка которых включена в образовательные программы и учебные планы подготовки специалистов в условиях колледжа, становится не востребованной на рынке труда. Динамика меняющихся требований рынка труда заставляет более гибко подходить к выбору профессий, формируемых компетенций и механизмов, обеспечивающих ориентацию профессионального образования к потребностям социума [9].
Ориентация новых стандартов (ФГОС СОО) на конечный результат обучения является общим для стандартов любого уровня и типа образования [8]. Она требует мобильности в освоении программ среднего профессионального образования (СПО).
Введение новых дисциплин, ориентированных на современные профессии и конечные результаты, с учетом требований к подготовке будущих специалистов должно выражаться в компетенциях. Способность и готовность реализовать требования к предметным, метапредмет-ным и личностным результатам освоения основной образовательной программы (ООП), сформулированные в новых стандартах, ориентирует обучающихся на выполнение универсальных учебных действий, способствующих формированию обобщенных умений [9].
Ведущим фактором, обеспечивающим обновление не только содержательной, но и процессуальной сторон обучения физике, служит процесс осуществления преемственных связей между физикой и профильными дисциплинами (например, «Технической механикой», которая включена в учебный план колледжа). Именно преемственные связи помогут обучаемым глубже осознать физические основы и принципы действия приборов, установок, раскрыть сущность технологических процессов. Преемственность в обучении не только решает задачи актуализации знаний и умений, но и задачи повышения мотивации уче-
ния таких дисциплин, которые казалось бы, не являются для студентов колледжа привлекательной [1; 5].
Компетенции классифицируют по разным основаниям. В федеральном государственном стандарте высшего образования классификация осуществляется в соответствии с профессиональной образовательной деятельностью специалиста, в нем выделяются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а в среднем профессиональном образовании - общие.
А.В. Хуторской [10] использовал другое основание для классификации, он выделяет и анализирует ключевые компетенции. По его мнению, эти компетенции обладают интегративной природой, они вбирают в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности человека. Эти компетенции обладают многофункциональностью, овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной жизни. Они являются надпредметными и междисциплинарными, поэтому используются в ситуациях, которые требуют значительного интеллектуального развития обучаемого.
Компетенцию необходимо рассматривать как возможность установления связи между освоенными знаниями и умениями их применять на практике, предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Если образовательная подготовка имеет целью формирование и развитие компетенций, то обучаемый, освоив их, должен уметь извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь знаний осуществлять приёмы обучения, уметь решать проблемы, на основе самообразования.
С.Я. Батышев, выделяя в «лестнице» становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких «профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности» [2].
На основании требований ФГОС СОО при составлении календарно-тематического плана предполагается реализация актуальных в настоящее время подходов обучения (компетентност-ного, личностно ориентированного, методологического) [9]. Эти подходы определяют образовательные цели, реализация которых в практической деятельности и повседневной жизни способствует формированию у обучающихся информационно-коммуникативных и рефлексивных умений.
В обучении студентов колледжа физике компетентностный подход определяет совокупность требований, предъявляемых к содержанию образования, которые представлены в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы обучения, раскрывающие методы научного познания. Во втором — дидактические единицы, содержащие сведения по физике, определяющие его базис (предметная компетенция). В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики, обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, уже в календарно-тематическом планировании можно предусмотреть взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностно ориентированный подход в обучении физике позволяет выявить воспитательные и развивающие его функции. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможности для осмысления вопросов курса физики (мировоззренческих, социокультурных), существующих в современном мире. Этот подход способствует усилению мотивации учения и познания, воспитанию таких качеств личности как познавательная самостоятельность и активность.
Методологический подход в обучении физике с ориентацией на профильные дисциплины предполагает организацию таких видов деятельности, кото-
рые основаны на системной реализации образовательного процесса, в котором субъект-субъектные отношения участников образовательной деятельности становятся ведущими [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) формулирует совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ. Каждая профессиональная организация на основе данного документа самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО. При этом педагог, работающий в средней профессиональной организации, разрабатывает свою рабочую программу по предмету, конкретизируя конечные результаты обучения в форме компетенций (общих, профессиональных)
Для установления преемственных связей между общеобразовательной дисциплиной (физикой) и специальной (например технической механикой) необходимо сконструировать технологическую карту (ТК) [4]. На основе ее можно сравнивать предметные, метапредметные и личностные результаты освоения программ по физике и технической механики. Чтобы сконструировать ТК, целесообразно сопоставить два стандарта ФГОС СОО и ФГОС СПО. Для построения ТК по осуществлении преемственных связей физики с теоретической механикой целесообразно выделить универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) обучаемых, деятельность преподавателей общеобразовательной и профильной дисциплин по реализации этих действий [8; 9]. Каждая профессиональная компетенция может быть описана с помощью определенных индикаторов, используемых для осуществления личностных достижений обучаемых.
Овладение учащимися профессиональными универсальными учебными действиями происходит на разных учебных предметах, в том числе профильных. Совершенно очевидно, что жесткого распределения видов УУД по дисциплинам общеобразовательным и про-
« £ Р
ф о §*
со -О
о ф ^
О &
^ и
X X
ф -О
ф ф
с н
Е £ О ш
^ о ^ Го
^ О.
ГО о т Ф
° =Г ^^
О п -Я- К со
8
.0
н о о
X
X
ф
со
I- _
О Ш
2 о Ф с; Ф о
С
го
со со
X к
со
а: <
и]
фильным или отдельным темам курсов нет и не может быть. Однако перенос акцентов возможен. В одних темах уделяется большее внимание формированию, например, познавательных УУД, в других - коммуникативных действий. Но в целом содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.
Назовем УУД, которые, оправдывая свое название (универсальные), формируются в образовательной дисциплине (физика), а развиваются в профильной дисциплине (теоретическая механика). Выделим признаки, характеризующие различные виды УУД.
Познавательные УУД: 1) Осознание, таких свойств предмета, как: общее, различное, существенное, несущественное, необходимое, достаточное; 2) моделирование явлений, процессов, закономер-номерностей; 3) использование знаково-образной наглядности для обобщения и систематизации; 4) овладение приёмами анализа и синтеза объекта, его свойств; 5) использование индуктивного умозаключения; 6) выведение следствий из определения понятий; 7) умение приводить контрпримеры.
Коммуникативные УУД: 1) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; 2) совершенствование умений работать в группе (расширение опыта совместной деятельности);
Личностные УДД: 1) формирование ценностных ориентаций (саморегуляции, стимулирования достижений); 2) формирование обобщенных умений на основе УУД.
Регулятивные УУД: 1) умение выделять свойства изучаемых объектов, обобщать и систематизировать их; 2) овладение приёмами контроля и самоконтроля для проверки освоения изученного материала; 3) умение работать с алгоритмам, памятками, правилами -ориентирами по формированию общих
приёмов учебной деятельности по усвоению физических понятий.
Преемственность в изучении общеобразовательных и профильных дисциплин предполагает конкретизацию компетенций для учебных дисциплин профессионального обучения [1]. Например, учебный предмет «физика» не является профильной дисциплиной, однако он включен в перечень обязательных предметов для СПО. В базисном учебном плане СПО общеобразовательные и специальные дисциплины изучаются последовательно. знания, умения, способы владения ими (ЗУВ), формируемые в физике, для дисциплин профильных являются перспективными, потому что изучаются позже и используются для объяснения принципа действия технических устройств.
В качестве примера рассмотрим взаимосвязь одного из разделов курса физики «Термодинамика», который изучается в среднем профессиональном колледже, с дисциплиной «Технология обслуживания и ремонта автомобильного транспорта». Выделим важнейшие умения, которыми должен овладеть будущий автомеханик, обучаясь в колледже: диагностирование состояния автомобиля и выявление его неисправности; ремонт агрегатов; замена деталей и восстановление их; профилактический осмотр, замена масла в двигателе, мостах, коробке передач во избежание разрушения деталей при трении; восполнение тормозной жидкости в тормозной системе, электролита в аккумуляторе; восстановление формы кузова после аварии, осуществление антикоррозийной обработки и покраски и др.
Для осуществления этих действий обучающиеся должны изучать в колледже не только профильные дисциплины но и общеобразовательные, например, физику. В разделе «Термодинамика» они знакомятся с работой тепловых двигателей на основе законов термодинамики. Они осваивают физические основы (принципы) работы тепловых машин. В частности, изучая работу карбюраторного двигателя, студенты усваивают способы воспламенения смеси топлива и воздуха, средства системы зажигания (свечи для
создания искры при разряде, индукционная катушка зажигания, стартер, аккумулятор, создающий электродвижущую силу за счет разделения зарядов химическим путем, генератор, в роторе которого, при вращении его в магнитном поле, вырабатывается индукционный ток). Иными словами, кроме тепловых процессов обучающиеся должны освоить электрические явления, понимать, что электрооборудование автомобиля -сложная электрическая система
В работе всех частей машин можно найти проявление законов механики (протекторы колес для усиления трения дополняют шипами; амортизаторы пружинные и гидравлические; рессоры, упруго смягчающие толчки; устройство, преобразующее поступательное движение поршня во вращательное). Легкость управления работой агрегатов зависит от работы большого количества рычагов и тяг. Использование газовых и жидкостных трубопроводов и насосов предполагает знание закона Бернулли. Таким образом, изучение механики, термодинамики, электродинамики позволИт обучающимся осмыслить физические основы работы двигателя и других устройств автомобиля. Использование профессионально ориентированного материала (теоретического, практического) на занятиях по физике позволит решать несколько взаимосвязанных задач: повышение мотивации изучения физики у студентов колледжа, развитие мышления, формирование умения измерять физико-технические характеристики объекта, проводить несложные расчеты.
Для реализации преемственных связей между дисциплинами общеобразовательными и профессиональными необходимо соотнести три стандарта (ПСП, СПО, ФГОС СОО). Федеральный государственный стандарт среднего общего образования ориентирует преподавателя, например физики, на предметные, метапредметные, личностные результаты освоения образовательной программы; Федеральный государственный стандарт специального профессионального образования формулирует требования к освоению компетенций (общих и профессиональных), знаний, умений,способам владения ими. Профессиональный стандарт педагога выделяет трудовые функции, выраженные с помощью трудовых действий, необходимые умения и знания.
Проведенный анализ позволил выявить и обосновать дидактические условия реализации преемственности в профессиональной подготовке студентов колледжа. К числу таких условий относится преемственность как системообразующий фактор, обеспечивающий успешность обучения студентов колледжа общеобразовательным и профильным дисциплинам. В качестве системообразующего фактора можно выбрать средства наглядности в форме технологической карты (ТК), которую можно структурировать по разным основаниям. Например, таким основанием могут служить требования стандартов (ФГОС СОО, ФГОС СПО, ПСП) к ЗУВ или требования к сформированости обобщенных умений на основе универсальных учебных действий.
Библиографический список
1. Батаршев, А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) [Текст] / под ред. А.П. Беляевой. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. - 90с.
2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.Я. Батышев; М-во общ. и проф. образования РФ. - М.: Тера, 1997. - 125 с.
3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2006. - 188 с.
4. Карасова, И.С. Конструирование учебного процесса по физике в условиях информационных технологий [Текст]: монограф. / И.С. Карасова, М.В. Потапова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2013. - 196 с.
га ^
Р
ф о §*
со -О
О i
SEi
Ф S
О
X
X X
ф -О
ф ф
с |-
^ £ О й ^ о
со
го s о.
5ю ГО о СО ф
Hi
О СО -К со
28 ь! ° S
о ГО
X
X
Ф X со к
о Ёа
S о ф ^
ф о d m
со
5. Потапова, М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа-педвуз) [Текст]: монограф. / М.В. Потапова. - М.: Прометей, МПГУ, 2008. -256 с.
6. Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ [Текст]: метод. рекомендации / под ред. А.А. Кыверялга, А.В. Батаршев. - М.: Изд. АПН СССР, 1984. -108 с.
7. Профессиональный стандарт педагога (ПСП) [Текст] // Приказ от 18 окт. 2013 г. № 544н.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты специального профессионального образования (ФГОС СПО) [Текст] // Приказ Минобрнауки России от 22 янв. 2015 г. № ДЛ-1/056.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с.
10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированный парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 37-40.
References
1. Batarshev A.V. Continuity of education in general and vocational schools (theoretical-methodological aspect). SPb.: In-t proftehobrazovanija RAO, 1996. P. 90. [in Russian].
2. Batyshev Su. Professional Pedagogy: a tutorial. M.: Tera, 1997. P. 125. [in Russian].
3. Zagvyazinsky V.I. Training theory: a modern interpretation. M.: Akademija, 2006. P. 188 . [in Russian]. 4. Karasova I.S. Construction of the educational process in physics study in information technology environment. Monograph. Cheljabinsk: Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta. 2013. P.96. [in Russian].
5. Potapova M.V. Propaedeutics in continuous physical education (school-teacher training University): monograph. M.: Prometej, MPGU, 2008. P. 256.
6. Continuity in teaching students science and math cycle in secondary and vocational schools. Edited by Kyveryalga A.A., Batarshev A.V. M.: Izd. APN SSSR, 1984.P.108. [in Russian].
7. The Professional Standard of a Teacher. Regulation. № 544n of October 18th 2013. [in Russian].
8. The Federal State Educational Standards of Special Vocational Education. Regulation № DL-1/056 of the Russian Ministry ofJanuary 22d, 2015 . [in Russian].
9. The Federal State Educational Standard of Secondary General Education. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. M.: Prosveshhenie, 2014. P.63. [in Russian].
10. Hutorskoj A.V. Key competences as a component of a student-centered educational paradigm. Narodnoe obrazovanie. 2003. № 2. P. 37-40. [in Russian].
Сведения об авторе: Дмитриев Егор Алексеевич,
аспирант, кафедра физики и методики обучения физика, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.
Ктай: [email protected]
Information about the author: Dmitriev Egor Alekseevich,
Postgraduate,
Department of Physics and Methods of Teaching Physics,
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
CO Ф s a Is <
ш