Творчество Г.И. Чорос-Гуркина пропагандировали такие ученые, художники, прозаики и поэты Сибири, как Г.Н. Потанин, А.В. Адрианов, Г.Д. Гребенщиков, В.Я. Шишков, Иван Тачалов, Лидия Базанова, Августа Капустина.
В ряду лиц, кто понял вклад художника Чорос-Гуркина в отечественную сокровищницу высокого искусства и служил своему народу как великий живописец необходимо назвать и первого советского народного комиссара по образованию и культуре А.В. Луначарского. Это было связано с тем, что «в 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать на двух художественных выставках в Москве: на VIII выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР» и на выставке, организованной литературно-художественной секцией Общества по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. На первой выставке работы Гуркина увидел и высоко отозвался о них А.В. Луначарский, назвавший их «драгоценными по краскам» и удивившийся по поводу того, «как забралась на Алтай такая утонченная техника» [1, с. 81]. Это еще раз подчеркивает известность и значимость великого таланта художника в культуре Сибири. Алтайский искусствовед Снитко Л.И. обращала внимание на то, что имя Гуркина Г.И. мы вправе называть вслед за такими художниками, расширившими содержание русского реалистического пейзажа освоением тем Урала и Сибири, как А.М. Васнецов, В.В. Переплетчиков, А.К. Денисов-Уральский, В.Д. Вучичевич-Сибирский.
Немаловажное значение для зрителей картин и рисунков, показанных на персональных выставках в губернском центре Томск (трижды: в 1907-1908, 1910, 1915 гг.), в Барнауле (1911 г.), Красноярске и Иркутске (1910г.), сюжетное повествование которых было обращено к национальной шаманистской религии («Камлание. Ночь жертвы», «Приглашение к тою», «Жертвенник»), к древней истории Алтая и его обитателей («Напал на след», «Кезер Таш») и целый цикл пейзажных картин с изображением аилов, юрт-летников, крестьянских дворов, стоянок охотников и чабанов. Кроме пейзажных, мы можем видеть многочисленные работы художника декоративного плана, которые дают представления о быте алтайцев. В своих работах художник стремился показать жизнь и культуру алтайского народа, его верование. Кроме того, Г.И. Гуркин выполнял многочисленные графические зарисовки предметов быта алтайского народа. Например, в работе «В юрте Тюка Тымай. Из сеока оргондин», выполненной в 1912 году, художник показал, какими предметами пользовались люди и как их декорировали. Автором рисунков около зарисовок записаны названия этих предметов, как-будто он писал своими рисунками историю своего народа для будущих поколений. Декоративная сторона предметов особенно ярко
Библиографический список
представлена в работе «Женский кисет Саната, сестры Саиму Такачак», выполненной в 1914 году. На кисете отчетливо можно рассмотреть алтайский узор, богато украшенный металлическими бляшками, словно Г.И. Гуркин хотел обратить наше внимание на мастерство ремесленников своего времени, зарисовывая мелкие детали предметов. Это же можно увидеть и в работах «Охотничье снаряжение. Мамач Кунак из сеока тибер Арты-баш», «Тажуур огниво, кисет», «Женщина верхом на коне», «Шаманский бубен».
Творческое наследие Г.И. Гуркина в виде живописных и графических зарисовок велико, хотя пока недостаточно изучено. На примере графических работ наследия учились и учатся многие студенты разных художественных учебных заведений. Его полотна: «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Катунь весною», «Корона Катуни», «Прибой на Телецком озере», «Озеро Эшти-гол», «Аносинский бор», «Сосна Аската» - это настоящий эстетический гимн Горному Алтаю». (Г.И. Прибытков).
Эти работы учат подрастающее поколение смотреть на Алтай так же внимательно, любовно, по-сыновни, как смотрел на природу своей малой Родины их автор - Григорий Иванович Чо-рос-Гуркин, выразивший свой восторг не только картинами, но и прозой, превратившейся в настоящую поэзию. Вот отрывки из его эссе «Алтай и Катунь»: «Какой везде простор и какая мощь! Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай!.. Это ты окутался туманами, которые, как мысли бегут с твоего могучего чела в неведомые страны... Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь, свои заветные добрые думы...» [2, с. 16]. Кажется, все сказано этими словами. В течение всей своей жизни Г.И. Гуркин много путешествовал, собирал этнографический материал и принимал участие в сборе и собирании народного эпоса [1, с. 53]. Исследователь русской фольклористики Сибири Я.Р. Кошелев указывает на существование в переписке Г.Н. Потанина письма с интересной информацией о Гуркине. Кошелев сообщает: «В одном из писем известного сибирского ученого Г.И. Потанина, есть строки о том, что он собирается приехать на Алтай, где у него «компания сотрудников», которые помогут ему собрать алтайские сказки. «Постараюсь, -пишет он, - довести дело до конца, чтобы можно было представить в этнографический отдел Географического общества целый сборник алтайских сказок в тексте и переводе с именами собирателей на обложке: Гуркин и Никифоров» [3, с. 185]. Декоративно-прикладное искусство являлось для народа средой бытования и функционирования эстетических и нравственных идеалов. Оно способствовало пониманию социального поведения людей разных национальностей, их мировоззрения.
1. Снитко, Л.И. Первые художники Алтая. - Л., 1983.
2. Егоров, Г.М. Туристские районы СССР Алтайский край. - М., 1987.
3. Кошелев, Я.Р Русская фольклористика Сибири (XIX - начало XX века). - Томск, 1962.
4. Прибытков, Г.И. Алтайский художник Г.И. Гуркин и современники. Спецкурс по истории изобразительного искусства. - Бийск, 1991.
5. Прибытков, Г.И. Чорос-Гуркин. - Горно-Алтайск, 2000.
6. Эдоков, В.И. Мастер из Аноса. - Барнаул, 1984.
7. Прибытков, Г.И. Жемчужина Сибири. - Бийск, 2012.
Bibliography
1. Snitko, L.I. Pervihe khudozhniki Altaya. - L., 1983.
2. Egorov, G.M. Turistskie rayjonih SSSR. Altayjskiyj krayj. - M., 1987.
3. Koshelev, Ya.R. Russkaya foljkloristika Sibiri (XIX - nachalo XX veka). - Tomsk, 1962.
4. Pribihtkov, G.I. Altayjskiyj khudozhnik G.I. Gurkin i sovremenniki. Speckurs po istorii izobraziteljnogo iskusstva. - Biyjsk, 1991.
5. Pribihtkov, G.I. Choros-Gurkin. - Gorno-Altayjsk, 2000.
6. Ehdokov, V.I. Master iz Anosa. - Barnaul, 1984.
7. Pribihtkov, G.I. Zhemchuzhina Sibiri. - Biyjsk, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.11.12
УДК 7.03(571.12)
Sezeva N.I. CONTINUITY OF TRADITIONAL NATIONAL ORNAMENTAL MOTIVES IN THE RANGE OF CARPET ARTELS AND FACTORIES OF THE TYUMEN REGION. THE XX CENTURY. The article deals with variability and diversity of ornamental motifs Tyumen traditional folk carpet in the range of carpet artels and factories of the Tyumen region.
Key words: carpet craft, Carpet laboratory, carpet-masters, Moscow scientific-research institution of art industry (MSRIAI), Tyumen pile carpet, Tyumen region, styles and types of carpets, painters, decoration carpet, colors, floral and geometric ornament.
Н.И. Сезева, канд. искусств., зав. отделом художественной культуры и искусства края в ГАУК ТО «Музейный комплекс» Тюменский музей изобразительных искусств, г. Тюмень, E-mail: sezevani@yandex.ru
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВОВ В АССОРТИМЕНТЕ КОВРОВЫХ АРТЕЛЕЙ И ФАБРИК ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. ХХ ВЕК
В статье рассматривается вариативность и многообразие орнаментальных мотивов традиционного тюменского народного ковра в ассортименте ковровых артелей и фабрик Тюменской области второй половины ХХ века.
Ключевые слова: ковровый промысел, ковровая артель, ковровая фабрика, ковровая лаборатория, мастерицы-ковровщицы, Московский научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), тюменский махровый ковер, Тюменская область, типы и виды ковров, художники, художественное оформление ковра, колорит, цветочный и геометрический орнамент.
В конце 1940-х гг. в Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ялуторовске - исторических центрах ковроткачества на территории Тюменской области были организованы ковровые артели, а с 1960 г. на их основе - фабрики. С этого времени начинается творческое содружество (сотрудничество) сибирских фабрик с ковровой лабораторией Московского научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). На ковровые предприятия часто приезжают крупные специалисты в области народных художественных промыслов: искусствовед Е.Г. Яковлева, автор фундаментального исследования по истории русского ковроткачества, главный технолог ковровой лаборатории института Г.А. Бетехтин, ведущие художники (Л.К. Зубова, М.В. Ахнина, Л.К. Колосова). Они проводят большую научно-исследовательскую работу по изучению традиционного тюменского коврового промысла, его образно-стилевых и художественных особенностей. Собранный и систематизированный в эти годы архивно-документальный, технико-технологический, изобразительный материал послужил основой для творческой работы молодых талантливых художников, пришедших в институт по окончании коврового отделения Московского художественно-промышленного училища им. Калинина: Л.М. Новиковой, З.А. Пучковой, П.А. Сташкова (в дальнейшем, каждый из них стал классиком коврового искусства, ведущим художником института). Под руководством ведущих художников и искусствоведов они организуют творческие семинары для ковровщиц, помогают усовершенствовать многие технико-технологические процессы ткачества, совместно с ведущими мастерами артелей увлеченно работают над восстановлением старых и созданием новых рисунков ковров и технических карт к ним. При проведении научно-экспериментальной деятельности необходимым методическим пособием для мастеров сибирских артелей и художников лаборатории становятся изобразительные материалы из альбомов старшего научного сотрудника института Л.К. Зубовой - крупного исследователя, куратора и научного руководителя ковровых фабрик Тюменской области. В 1946 и 1948 гг. она была направлена в творческую командировку в Тюмень для изучения современного состояния сибирского коврового промысла. В двухмесячный период ею были изучены материалы местных архивов, обследованы фонды краеведческих музеев, сделаны акварельные зарисовки с ковровых изделий, хранившихся в музейных и частных собраниях Тюмени и Тобольска, а также в старинных ковровых центрах - селах Каменское и Кулаково Тюменского округа. Собранный в период экспедиционной деятельности уникальный изобразительный материал Л.К. Зубовой в Москве был обработан и систематизирован. Под ее руководством коллективом художников ковровой лаборатории были созданы таблицы с эскизами ковров (в количестве 34 шт.) для двух частей альбомов «Ковры Западной Сибири (Тюменская область)» (1946 и 1948 гг.). К рисункам ковров автором-составителем подготовлен сопроводительный текст с подробными сведениями о материале, технике, размерах, плотности изделия, с указанием времени и места его изготовлен, а также дано краткое описание наиболее распространенных ковровых мотивов и сюжетов: «Рисунок махровых ковров, вырабатываемых в селе Каменском Тюменского района, в преобладающем большинстве цветочного характера... Часто мастерицы компонуют рисунок для ковра следующим образом: берут рисунок центра ковра с одного ковра, а рисунок каймы или наугольников (местное название) с другого» [1, с. 76].
Как правило, на черном поле ковра в различной комбинации размещались ярко-красные, бордово-малиновые розы или
маки с зелеными листьями и бутонами. Этот традиционный мотив всячески варьировался, однако все варианты исследовательница делит на две основные группы. Для первой было характерно размещение в центре ковра крупного букета цветов в обрамлении изумрудной зелени листьев. В углах повторялся рисунок центра в уменьшенных размерах или разбрасывались одиночные яркие розы и маки. Такой ковер оформлялся узкой линейной или орнаментальной каймой. Для второй группы ковров были типичны широкая цветочная кайма на черном фоне, а центральное поле заполняли яркие мелкие цветы в обрамлении зеленых листьев и веток.
К иллюстрированному альбому «Ковры Западной Сибири (Тюменская область)» (1948) Л.К. Зубовой также была написана обзорная статья, которая содержала предварительные материалы по изучению истории и современного состояния тюменского народного ковроткачества, его образно-стилевых и художественных особенностях. Исследовательница отмечает, что тюменские махровые ковры имеют густой, длинный ворс, который скрывает «каркас» ткани и в то же время создает дополнительный живописный эффект за счет смешения разноцветных концов пряжи. Поэтому рисунок на коврах приобретал обобщенный характер и строился, как правило, на крупных орнаментальных формах. А любовь сибирских мастериц к глубоко насыщенным, «горящим» краскам и цветистости узора наложила на эти ковры отпечаток национального своеобразия.
Эффект яркого цветочного узора на традиционном черном фоне был одним из излюбленных декоративных приемов в традиционном тюменском народном ковроткачестве XIX - нач. ХХ вв. Этот прием не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие в артельно-фабричный период во второй половине ХХ столетия.
Одной из задач, которую стремились решить художники (специалисты) института, работая с мастерами тюменского коврового промысла на протяжении пятидесятых годов, было создание цветочного настенного и напольного махрового ковра для оформления жилого интерьера тех лет. В своих творческих поисках они обращались к богатым традициям тюменского народного ковроткачества, а также к художественному наследию русского орнаментального искусства (узорное ткачество, вышивка, русские ковры, набойка и шали начала XIX века).
В это десятилетие значительно расширился ассортимент изделий ковровых артелей и фабрик Тюмени, Тобольска, Иши-ма: наряду с настенными коврами стали выпускать крупные и мелкие ковры для украшения пола, диванов, кресел для массового производства, а также эксклюзивные выставочные экземпляры. По рисункам талантливых местных мастериц, а также по авторским эскизам ведущих художников института были созданы новые образцы цветочных, геометрических и сюжетных ковров. Лучшие из них сохраняли характер и художественные особенности тюменского народного ковра: яркий цветочный орнамент на черном фоне с большим разнообразием растительных мотивов. Пышный, яркий цветочный букет в центре и свободно вьющаяся вокруг кайма - подобное построение композиции позволяло использовать в ковровом узоре самые разнообразные декоративные мотивы, бесконечно варьируя их между собой.
Самым значительным событием в истории ковровых артелей Тюмени, Тобольска, Ишима, Ялуторовска 1950-1960-х гг. стало их участие во Всесоюзной выставке-смотре произведений народных художественных промыслов в Москве (1960) и Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года. Многие из художников и ведущих сибирских ковровщиц: Л. Дербенева, Л. Рома-
нова, Е. Пестова, В. Долганова из Тюмени, В. Алексеюк, Т. Дягилева из Ишима, А. Мартынова и А. Панфилова из Тобольска, были отмечены почетными наградами и медалями, а некоторые из ковровых изделий были воспроизведены на страницах художественных альбомов тех лет.
В последующие десятилетия творческое сотрудничество с ковровой лабораторией Московского научно-исследовательского института художественной промышленности было продолжено. В 1970-1980-е гг. ковровые фабрики Тюменской области являлись базовыми при проведении научно-экспериментальной работы ковровой лаборатории НИИХП. В основу поисков также была положена совместная работа художников лаборатории и опытных мастеров фабрики, которая проводилась на основе глубокого изучения лучших традиций тюменского народного ковроткачества и творческого наследия русского орнаментального искусства (узорного ткачества, вышивки, гладкого ковроткачества, набойки XVIII -XIX веков). В связи с апробацией новых ковровых образцов махровой и ворсовой технологии, на фабрики Тюмени, Ишима, Тобольска часто приезжают ведущие инженеры-технологи и художники института: Э.М. Демюр, К.А. Мура-ева, Н.Н. Мурзина, П.А. Сташков, З.А. Пучкова, З.А. Кабина, Н.Т. и О.А. Карелины и многие другие.
Наряду с традиционными махровыми цветочными коврами, паласами, яркими шерстяными дорожками, мастера фабрик осваивают выпуск высоковорсовых и ворсовых ковров (высота ворса - 10-12 мм.; плотность - 22,5 тыс. узлов на 1 кв. м.) с геометрическим орнаментом. Большим спросом пользуются также сюжетно-тематические ковры и сувенирная продукция.
Библиографический список
Жизненный и творческий путь Э.М. Алиевой представляет собой одну из ярких страниц в истории Азербайджанской музыкальной культуры. Его исследование тесно связано с историческими предпосылками становления и развития профессиональной музыкальной культуры Азербайджана. Изучая творческий путь развития и формирования Эльмиры ханум, как бы перелистываешь страницы этой богатейшей истории, в которой фортепианно-исполнительское искусство, начав своё интенсивное развитие на рубеже Х!Х-ХХ веков, очень скоро завоевало ведущее место в культурном социуме Азербайджана. Активный процесс взаимодействия с российским и западноевропейским пианистическим искусством стимулировал рост отечественной
Совместная работа в эти десятилетия с сотрудниками НИ-ИХП по разработке и созданию новых образцов ковров, участие на многих зональных, всесоюзных и республиканских выставках, способствовала оживлению и подъему творческой деятельности среди мастеров ковровых фабрик.
В 1990-е годы ковровые фабрики в Тобольске и Ишиме, а несколько ранее Тюмени - были закрыты.
На сегодняшний день единственным центром по реализации программы возрождения уникального художественного явления - тюменского коврового промысла - является ООО «Сибирская ковровая фабрика», организованная в городе Ишиме в 2001 году. Продолжая традиции своих предшественников, она была заново реконструирована и оснащена новым оборудованием, при этом ей удалось сохранить коллектив опытных потомственных мастериц-ковровщиц.
Серьезные поиски ассортимента и художественных приоритетов были начаты сразу же после ее создания. Несмотря на смелость инноваций, «Сибирская ковровая фабрика» всегда остается верной традициям сибирского народного ковра. Речь идет не только о следовании канонам, выработанным веками, но и о введении новых тенденций, подсказанных укладом современной жизни. Однако корни народного промысла по-прежнему уходят в родную почву, питаясь ее целительными соками. Естественное и органичное единство традиций и новаторства составляют основу неповторимого и самобытного стиля ковровых изделий «Сибирской ковровой фабрики». И это дает нам реальную возможность возродить традиционный ковровый промысел путем прямой преемственности мастерства.
'.12
фортепианно-исполнительской культуры. Этот путь начинался с распространённой в городском быту формы частного домашнего фортепианного музицирования, с гастролей талантливых музыкантов, приезжавших в Баку, таких как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, Л. Ауэр, В. Ландовская, М. Фигнер, А. Дункан, А. Боровский, П. Цесевич и другие. Затем с организации первой частной музыкальной школы А.Н. Ермолаевой в 1895 году, музыкальных классов при РМО в 1901 году и реорганизации их в музыкальный техникум в 1916 году и, наконец, с организации в 1921 году первого высшего профессионального музыкального учебного заведения - Азербайджанской государственной консерватории. Именно с её открытием и созданием всех ступеней
1. Зубова, Л.К. Ковры Сибири. Научная библиотека НИИХП. - М., 1946. Bibliography
1. Zubova, L.K. Kovrih Sibiri. Nauchnaya biblioteka NIIKhP. - M., 1946.
Статья поступила в редакцию 02.11
УДК 781
Khalilova S.H. THE ARTISTIC WAY OF ELMIRA ALIEVA IN CONTEXT OF AZERBAIJAN PROFESSIONAL MUSIC CULTURE HISTORICAL DEVELOPMENT. The article investigates overall artistic way made by outstanding representative of Azerbaijan music culture, Honored tutor, professor of Baku Music Academy - Elmira Alieva. Her activity as a performer, tutor, scientist, publisher and enlightner plays an important role in development of modern professional musical education in Azerbaijan.
Key words: Modern process of professional musical education in Azerbaijan - activity of honoured Azerbaijan Tutor and professor - Elmira Alieva.
С.Г. Халилова, диссертант Бакинской Музыкальной Академии им. Узеира Гаджибейли, преп. Бакинского музыкального колледжа, г. Баку, Е-mail: tkengerlinskaya@mail.ru
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭЛЬМИРЫ АЛИЕВОЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье кратко исследуется всесторонний музыкально-творческий путь видной представительницы Азербайджанской музыкальной культуры, Заслуженного учителя, профессора Бакинской Музыкальной Академии -Эльмиры Алиевой. Её исполнительская, педагогическая, научно-исследовательская, редакторская и просветительская деятельность играет важную роль в развитии современного музыкального профессионального образования в Азербайджане.
Ключевые слова: современный процесс профессионального музыкального образования в Азербайджане - деятельность заслуженного учителя Азербайджана, профессора - Эльмиры Алиевой.