Научная статья на тему 'Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования'

Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3308
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРИТЕРИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / CONTINUITY / EDUCATION SYSTEM / EDUCATIONAL ACTIVITY / CONTINUOUS EDUCATION / MULTILEVEL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легенчук Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается содержание преемственности среднего и высшего профессионального образования в условиях модернизации российского образования, критерии преемственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Легенчук Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of the Secondary and Higher Professional Education Contents

The article considers the contents of continuity of the secondary and higher professional education under conditions of the Russian education modernization and the criterion of continuity.

Текст научной работы на тему «Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования»

УДК 371 «73»

ББК Ч 448.4

Легенчук Дмитрий Владимирович кандидат педагогических наук, доцент г. Курган Legenchuk Dmitriy Vladimirovich Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Kurgan

Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования Continuity of the Secondary and Higher Professional Education Contents

В статье рассматривается содержание преемственности среднего и высшего профессионального образования в условиях модернизации российского образования, критерии преемственности.

The article considers the contents of continuity of the secondary and higher professional education under conditions of the Russian education modernization and the criterion of continuity.

Ключевые слова: преемственность, система образования, образовательная деятельность, непрерывное образование, многоуровневое образование, критерии преемственности.

Key words: continuity, education system, educational activity, continuous education, multilevel education.

Концепция модернизации российского образования одним из важнейших

инструментов повышения качества профессионального образования называет создание условий для непрерывного профессионального роста кадров и обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования. Непрерывность и преемственность должны обеспечиваться на любом этапе обучения при последовательном освоении образовательных программ.

Вопросы профессионального и ценностного самоопределения в теории и практике профессионального становления личности рассматривают в своих трудах Е. В. Бондаревская, Е. М. Борисова, С. А. Боровикова, Т. А. Воробьева, М. Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, М. И. Губанова, И. А. Демина, В. И. Журавлев, Ю. Е. Калугин, Ю. Н. Кулюткин, Н. Н. Никитина, О. В. Правдина, Н. С. Пряж-ников, Г. Б. Скок, С. С. Степанов, Г. С. Сухобская, Дж. Р. Хикс, и др.

Теоретико-методологическое обоснование обеспечения преемственности в профессиональном образовании в новых социально-экономических условиях связано с именами И. М. Агибовой, А. В. Батаршева, М. А. Вайсбурда,

Н. И. Гореликовой, О. И. Зайцевой, Т. В. Кудрявцева, Ю.А. Кустова, К.С. Левитана, М. И. Махмутова, В. Ю. Микрюкова, Н. В. Немовой, А. А. Просецкого, Е.И. Савиной и др.

Проведенный теоретический анализ показывает, что преемственность, обеспечивая взаимосвязь входящих в неё компонентов, их взаимную субординацию по уровням, координацию по направлению и назначению, превращает взаимодействие в единую систему перманентного развития личности, придавая ей качество непрерывности. Таким образом, роль преемственности в процессе непрерывного образования проявляется в том, что она является объективно существующей составной частью процесса, выполняющей функцию формирования качества его непрерывности. Преемственность - это общепедагогический принцип, требующий постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри них; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; поступательно-восходящего развертывания всего учебного процесса в соответствии с содержанием, формами и методами работы.

Преемственность как важнейший принцип организации образовательного процесса характеризуется тем, что каждая предыдущая ступень образования, помимо самоценности и логической завершенности подготовки специалистов соответствующего образовательного уровня, ориентируется на основное содержание и технологии обучения, характерные для последующей ступени. Это и обеспечивает опережающий характер профессионального образования и подготовку к освоению нового знания, переход на более высокую ступень в развитии всех профессионально значимых личностных качеств. Преемственность реализуется через систему взаимодействующих образовательных программ подготовки к универсальной многоаспектной деятельности.

Преемственность в усвоении знаний проявляется как формирование базового индивидуального образовательного фундамента личности, который позволит человеку приобретать прикладные знания, диктуемые новыми технологиями производства, осуществлять повышение квалификации и переподготовку.

В данном случае преемственность выступает и как средство разрешения противоречий, так как интеллектуальные базовые знания индивида, ориентированные на будущую практическую деятельность, служат важнейшим фактором совершенствования профессионализма и, самое главное, помогают разрешить противоречия между фундаментальным и специальным содержанием профессионального образования и содержанием, обеспечивающим эффективность профессиональной подготовки.

Таким образом, содержательной сущностью преемственности процесса непрерывного образования является фундаментальное содержание, закладываемое в базовых дидактических структурах, формирующих базовые знания и умения. Данный интеллектуальный фундамент позволит, с одной стороны, «снять» необходимое образовательное содержание, а с другой - сформировать новое знание, В содержании базовых знаний преемственность осуществляется, во-первых, за счет мировоззренческих связей, которые позволяют на протяжении длительного времени формировать горизонтальные связи следующих системно-ориентированных структур: человек - человек; человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек-художественный образ. Во-вторых, формой преемственности, обеспечивающей овладение способом социального взаимодействия и общения, является гуманитарное содержание образования, которое включает общественные дисциплины, психологию, культуру межличностного общения, практику личностного взаимодействия участников образовательного процесса.

В системе непрерывного образования между каждыми взаимосвязанными компонентами должна быть осуществлена сквозная вертикальная интеграция, обеспечивающая последовательность, системность и целостность процесса формирования личности, преемственность ее общего и профессионального образования. Вместе с тем, известно, что в практике средних профессиональных учебных заведений и вуза имеет место значительная несогласованность и в содержании, и в методах, и в средствах обучения. Существенно различаются характер и способы познавательной деятельности студентов учреждений среднего

и высшего профессионального образования. В связи с этим необходимо осуществлять все виды преемственности: содержательную, учебно-операциональную, мотивационную, технологическую и методическую.

При разработке модели подготовки специалистов по социальной работе, ориентированной на региональную специфику, мы исходили из аналитического сопоставления требований к подготовке выпускников на уровнях СПО и ВПО. Для специалистов двух ступеней профессионального образования в ГОС определены в целом одни и те же виды профессиональной деятельности, их разграничение условно, а преемственность подготовки специалистов предусмотрена самими видами профессиональной деятельности.

Нами выявлены критерии преемственности среднего и высшего профессионального образования: преемственность цели, содержания, преемственность в построении модели выпускника и направленность обучения на творческий характер деятельности, в использовании адаптивных образовательных технологий, соответствие (несоответствие) профессионально-

квалификационной структуры конъюнктуре рынка труда, сопоставимость требований рынка труда к выпускникам СПО и ВПО, востребованность на рынке труда, сформированность профессиональной самостоятельности и компетентности будущего специалиста.

Остановимся подробнее на таком критерии, как преемственность содержания.

Непрерывность профессионального образования обеспечивается, в первую очередь, преемственностью содержания профессионально-образовательной деятельности при переходе от одного уровня (ступени) к последующему. Определяющим фактором обеспечения непрерывного профессионального образования является его целостность, обеспечивающая взаимосвязь, последовательность и преемственность образовательных программ.

В проблеме создания содержания непрерывного профессионального образования особо выделяется интеграция уровней образования. Она предполагает подготовку высококвалифицированных рабочих со средним профессиональным образованием на базе программ начального профессионального образования (повышен-

ный уровень), которые содержат часть программ среднего профессионального образования и получение высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Другая разновидность интеграции на содержательном уровне - подготовка специалистов в учреждениях высшего профессионального образования в сокращенные сроки на базе образовательных программ среднего профессионального образования. Возможность такой интеграции предусмотрена ст. 23 Закона Российской Федерации «Об образовании», где говорится, что лица, имеющие среднее профессиональное образование, получают высшее образование по сокращенным ускоренным программам. Однако на практике не определена нормативноправовая база, принципы формирования содержания и определения сроков такой подготовки, а главное — не разработаны концептуальные подходы к формированию содержания ВПО на базе имеющегося СПО. Главное противоречие состоит в том, что, на первый взгляд, содержание среднего и высшего профессионального образования по родственным специальностям имеет весьма заметное сходство — это относится не только к наименованию учебных дисциплин, но и учебных элементов (дидактических единиц). Кроме того, имеются достаточно близкие показатели учебного времени, отводимого на сходные дисциплины. В этом случае появляется задача преемственности содержания изучаемых дисциплин, исключения прямого дублирования ранее изученного материала, методически грамотного формирования необходимой учебно-программной документации.

Решение указанной задачи определяется установлением различий и сходства в содержании среднего и высшего профессионального образования, определением принципов разработки сопряженных образовательных программ.

Покажем технологию формирования взаимосвязанных компонентов содержания среднего и высшего профессионального образования на примере содержательного анализа специальности СПО и ВПО «Социальная работа».

Под родственными специальностями СПО и ВПО понимаются такие, которые имеют один и тот же объект труда, схожие виды деятельности по отношению к объекту труда при различии класса профессиональных задач. Для определения

родственных специальностей целесообразно провести сравнительный анализ Классификатора специальностей СПО и ВПО. Минимальный срок получения среднего профессионального образования базового уровня по родственной специальности СПО — 4 года, ВПО - 5 лет.

Для овладения профессией социального работника необходима достаточно широкая профессиональная и специальная подготовка, аналогичная подготовке специалиста среднего звена. В этой связи, профессиональная образовательная программа для получения профессии в системе СПО аналогична программе для родственной специальности ВПО, так как имеются: один и тот же объект труда, схожие виды деятельности по отношению к объекту труда, а также близкие или одинаковые по наименованиям общепрофессиональные и специальные дисциплины и их учебные элементы.

Профессиональная образовательная программа СПО состоит из общеобразовательной и профессиональной подготовки и включает в себя дисциплины общепрофессионального (отраслевого) и профессионального цикла. Профессиональный цикл, в свою очередь, включает дисциплины базового и специального курсов, а также факультативные дисциплины. Профессиональная образовательная программа заканчивается итоговой аттестацией.

Обязательный минимум содержания каждой профессиональной образовательной программы СПО устанавливается ГОС СПО, который определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным профессиям. Основной частью ГОС СПО являются обязательные компоненты содержания профессионального образования. Они раскрываются через укрупненные учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала. Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм обучения (теоретического и практического), ограничения на учебную нагрузку устанавливается стандартной моделью учебного плана.

Среднее профессиональное образование осуществляется на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном, но мы рассматриваем только среднее

профессиональное образование базового уровня. Основная профессиональная образовательная программа СПО базового уровня включает общие гуманитарные, социально-экономические, математические и общие естественно -научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, производственную (профессиональную) практику и завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации специалиста, удостоверяемой документом государственного образца с указанием специальности среднего профессионального образования.

Основные профессиональные образовательные программы СПО наряду с обязательными дисциплинами включают в себя дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением, резерв времени учебного заведения, факультативные дисциплины и консультации.

Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы СПО устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, который определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности.

Проведенный нами сравнительный анализ показал, что структура подготовки специалиста среднего и высшего звена идентична и состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает гуманитарную, естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную составляющие. Практическая подготовка поэтапная: учебная (практика для получения первичных профессиональных навыков), производственная (практика по профилю специальности).

Вместе с тем структура подготовки специалиста среднего и высшего звена имеет существенное различие. Это относится как к теоретической, так и практической подготовке. Теоретическая часть для подготовки специалиста со средним профессиональным образованием включает общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, в то время как в гуманитарном цикле теоретической части для подготовки отдельно не выделена социальноэкономическая подготовка.

Анализ содержания профессиональных образовательных программ СПО и ВПО проводился нами на основе сопоставления содержания учебных элементов дисциплин (выявления преемственных учебных элементов, вычленения недостающих учебных элементов в профессиональных образовательных программах среднего профессионального образования, по сравнению с профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования).

Выявлению преемственных учебных элементов и вычленению недостающих учебных элементов, должно предшествовать установление взаимосвязи между учебными дисциплинами (предметами) СПО и ВПО. Для этого нами проведен сравнительный анализ перечня учебных дисциплин основных профессиональных образовательных программ по родственным специальности СПО и ВПО.

Проведенный нами анализ дидактических единиц иллюстрирует наличие некоторой преемственности дисциплин среднего и высшего профессионального образования. Такая преемственность прослеживается в дисциплинах СПО и предметах ВПО общепрофессионального, профессионального и специального циклов.

Библиографический список

1. Громыко, Ю., Давыдов В., и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года //Народное образование. - 1993. - № 2. - С. 3-7.

2. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 224.

3. Любутин, К.Н., Пивоваров Д.В., Диалектика субъекта и объекта. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - С. 416.

4. Маркин, А.С. Актуальные проблемы культуры и образования. - Киев: КГУ, 1994.- С.

239.

5. Новиков, A.M. Интеграция базового профессионального образования //Педагогика. -1996. - № 3. - С. 5.

6. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершун-ского. - М.: Педагогика, 1990. - С. 224.

7. Положение об общероссийских классификаторах // Стандарты и качество. -2004. - № 1. - С. 40-41.

8. Kanawati G. Training For a Changing World: Some General Refiectoin., Intern, labor. Rev. Geneva, 1985.

9. Lednev V., Rudzakov M., Shishov S, Concepts Of Federal Components Of the State Educational Standard For Primary, Secondary And High Comprehensive School //The Standards of Education: Problems and Perspective, Moscow, 1995.

Bibliography

1. Enactment of All-Russian Qualifiers // Standards and Quality. - 2004. - 1. - P. 40-4.

2. Gromyko,Yu., Davydov, etc. The Concept of Education Development Forecast till 2015 // National Education. - 1993. - 2. - P. 3-7.

3. Kanawati G. Training For a Changing World: Some General Refiectoin., Intern, labor. Rev. Geneva, 1985.

4. Lednev, V. The Contents of Education: Essence, Structure, Prospects. - M.: Higher School, 1991. - P. 224.

5. Lednev V., Rudzakov M., Shishov S, Concepts of Federal Components of the State Educational Standard for Primary, Secondary and High Comprehensive School //The Standards of Education: Problems and Perspective, Moscow, 1995.

6. Lyubutin, K.N., Pivovarov, D.V. Dialectics of Subject and Object. - Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 1993. - P. 416.

7. Markin, A.S. Actual Problems of Culture and Education. - Kiev: KSU, 1994. - P. 239.

8. Novikov, A.M. Integration of Basic Professional Training // Pedagogics. - 1996. - 3. -

P. 5.

9. Prospects of Continuous Education System Development / Under Edit. of B.S.Gershunsky. - M.: Pedagogics, 1990. - P. 224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.