Научная статья на тему 'Преемственность обучения математике при переходе обучающихся из начального в среднее звено в условиях ФГОС'

Преемственность обучения математике при переходе обучающихся из начального в среднее звено в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / CONTINUITY OF EDUCATION / ФГОС / FSES / MATHEMATICS IN EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE PERSONALITY / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Е. В.

В статье раскрывается проблема преемственности обучения математике начальных классов и среднего звена. Описывается план работы учителя среднего звена и учителя начальных классов с целью сопровождения образовательно-воспитательного процесса по программе преемственности. Представленный материал позволяет сделать вывод, что в связи с переходом на ФГОС особенно остро встает проблема преемственности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF TEACHING MATHEMATICS IN THE TRANSITION OF STUDENTS FROM PRIMARY TO MIDDLE MANAGEMENT IN THE FGOS

The article reveals a problem of continuity of teaching mathematics in primary and middle school. The work describes a plan of work of teachers in middle school and primary school with the purpose of support of educational process on the program of the continuity. The material presents a conclusion that in connection with the transition to the GEF particularly acute problem of continuity of training.

Текст научной работы на тему «Преемственность обучения математике при переходе обучающихся из начального в среднее звено в условиях ФГОС»

Так, русскоязычное информационное пространство в ближнем и дальнем зарубежье продолжает сокращаться в результате политики, проводимой сопредельными государствами. Наблюдается тенденция сокращения или даже запрещения к показу на русском языке кинофильмов и телевизионных программ, включая кабельное телевидение. Не вызывает сомнений, что русскоязычное пространство за рубежом является необходимым условием для распространения влияния российской культуры, духовных ценностей, науки, образования и технологий в зарубежных странах, многие из которых хотели бы более активно развивать свое сотрудничество с Россией. Особенно возрастает роль русских школ, русского языка в условиях формирования единого социокультурного пространства бывших стран СНГ и создания сил коллективной обороны.

Новые информационные технологии (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) приводят к сменам парадигм восприятия и понимания человеком окружающего мира. Россия уже живет в цифровой эре: по количеству пользователей интернета она занимает первое место в Европе и шестое в мире. Тарифы на фиксированный интернет для российских пользователей ниже, чем в странах Западной Европы на 44 процента, а на мобильный - на 18 процентов.

В России, по мнению McKinsey, есть наблюдаются возможности ускорения начавшегося процесса. Главное правильно выбрать цель: она должна быть амбициозной, но реальной. Нет ли здесь противоречия? Нет. Если Россия не будет создавать свои аналоги цифровых продуктов как Google и/или Microsoft, то будем работать по чужим законам, всемирных законов нет. Можно не согласиться с этим тезисом, но сложно. Например, «Яндекс», казалось бы, компания российская, но зарегистрирована в Нидерландах. Скорее всего, работая на российском рынке налоги, она платит за рубежом. Так можно ли её считать российской?

Чтобы контролировать и управлять происходящими процессами в обществе, используется информационное оружие, которое представляет собой средства уничтожения, искажения или хищения информации; средства преодоления систем защиты; средства ограничения допуска законных пользователей; средства дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

К средствам информационного оружия относят: компьютерные вирусы; логические бомбы (программные закладки);

Библиографический список

средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления; средства нейтрализации тестовых программ;- различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение объекта. Перечень этот можно было бы продолжить. Как в этом случае не вспомнить точку зрения американского социолога и психолога Г. Лассуэлла, которая обрела особую актуальность - в современных реалиях стратегия применения информационного оружия носит наступательный характер.

Теоретические основы ведения информационных войн заложил в 1948 году американский социолог и психолог Г. Лассу-элл, создав «теорию зависимости», или, как он сам ее называл, «теорию волшебной пули». Согласно этой теории, человек беззащитен перед информационным воздействием, и далее, информационные воздействия проникают в голову человека подобно «волшебной пуле» и вызывают в мозгу необратимые разрушения. Теория зависимости оказала заметное влияние на дальнейшее развитие социально-психологических теорий информационной войны.

В реестре современных технологий сетевых войн и новых типов оружия есть оружие, применяемое не только в сфере идеологии и СМИ, но в образовании, воспитании, культуре и пропаганде. К примеру, информационным оружием является тщательно отобранная и дозированная (дезо)информация по каналам средств массовой коммуникации. И это не случайно, голос по радио ближе к живому голосу, чем крупный план на экране к живому лицу. Телевидение возвращает человека к естественному («первобытному») состоянию, одновременно превращая мир в «глобальную деревню». Воздействовать на массовое сознание можно, изменяя, например, угол съемки, применяя длиннофокусный объектив или крупный план. Такие возможности дают нам технологии дегитализации.

Нельзя не отметить, что этот процесс неоднозначен. Если вспомнить, что не количество информации определяет восходящую эволюцию, но значимая информация (Винер), которая и трансформируется в знание. Эффективный прогноз не может строиться преимущественно на технологической базе, эволюция информационного общества есть результат совокупности социальных, психологических и технологических процессов.

1. Чаган Н.Г. Классики и современные теоретики о целях и задачах рекламного текста в интернет-пространстве. Управление культурой и современными коммуникациями: предпринимательство в культуре. Под редакцией Хангельдиевой И.Г., Чаган Н.Г. Москва, RuSCIense, 2015; Т. 2: 50.

2. Мартиросян Р.М. Корпоративный сайт - ресурс интеграции внутренней и внешней общественности творческих организаций. Управление культурой и современными коммуникациями: предпринимательство в культуре. Под редакцией Хангельдиевой И.Г., Чаган Н.Г. Москва, RuSCIense, 2015; Ч. 2: 64.

3. Дриккер А.С., Маковецкий Е.А. Формирование современных информационных идеалов. Культура и технологии. Москва, 2016; Том 1; Вып. 1: 38.

References

1. Chagan N.G. Klassiki i sovremennye teoretiki o celyah i zadachah reklamnogo teksta v internet-prostranstve. Upravlenie kul'turoj i sovremennymi kommunikaciyami: predprinimatel'stvo v kul'ture. Pod redakciej Hangel'dievoj I.G., Chagan N.G. Moskva, RuSCIense, 2015; T. 2: 50.

2. Martirosyan R.M. Korporativnyj sajt - resurs integracii vnutrennej i vneshnej obschestvennosti tvorcheskih organizacij. Upravlenie kul'turoj i sovremennymi kommunikaciyami: predprinimatel'stvo v kul'ture. Pod redakciej Hangel'dievoj I.G., Chagan N.G. Moskva, RuSCIense, 2015; Ch. 2: 64.

3. Drikker A.S., Makoveckij E.A. Formirovanie sovremennyh informacionnyh idealov. Kul'tura i tehnologii. Moskva, 2016; Tom 1; Vyp. 1: 38.

Статья поступила в редакцию 17.11.17

УДК 372.851

Shapovalova E.V., teacher of mathematics of the highest category, Budgetary educational institution "Republican School n.a. V.K. Plakas" (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

CONTINUITY OF TEACHING MATHEMATICS IN THE TRANSITION OF STUDENTS FROM PRIMARY TO MIDDLE MANAGEMENT IN THE FGOS. The article reveals a problem of continuity of teaching mathematics in primary and middle school. The work describes a plan of work of teachers in middle school and primary school with the purpose of support of educational process on the program of the continuity. The material presents a conclusion that in connection with the transition to the GEF particularly acute problem of continuity of training.

Key words: continuity of education, FSES, mathematics in education, education, creative personality.

Е.В. Шаповалова, учитель математики высшей категории, БОУ «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО В УСЛОВИЯХ ФГОС

В статье раскрывается проблема преемственности обучения математике начальных классов и среднего звена. Описывается план работы учителя среднего звена и учителя начальных классов с целью сопровождения образовательно-воспитательного процесса по программе преемственности. Представленный материал позволяет сделать вывод, что в связи с переходом на ФГОС особенно остро встает проблема преемственности обучения.

Ключевые слова: преемственность обучения, ФГОС, математическое образование, воспитание, творческая личность.

С переходом на ФГОС перед учителями математики поставлена задача - обучать так, чтобы человек мог учиться всю жизнь.

Целью обучения математике становится формирование личности обучающегося как субъекта учебной деятельности, воспитание творческой личности, используя положительную мотивацию учебной деятельности, которая побуждала бы ученика к систематической самостоятельной учебной работе.

Многочисленные работы показывают, что «хотя начальная и средняя школы организационно и территориально объединены, в отношении преподавания они оторваны друг от друга. Единства и преемственности нет даже в изучении тех предметов, которые считаются важнейшими, к примеру - математики» [1]. Учителя, математики в средних и старших классах, слабо представляют себе, программу изучения в начальной школе, и соответственно слабое представление имеют учителя начальных классов о программе дальнейшего изучения математики. Практически отсутствует преемственная связь между двумя этапами обучения математики.

Поэтому не удивительно, что переход обучающихся из начального в среднее звено является педагогически сложным процессом. В педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения: состояние учеников в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности [2]. Это приводит к тому, что увеличивается число школьников, испытывающих затруднения при обучении учебных предметов, в том числе и математики.

Поэтому, и возникла необходимость в том, чтобы использовать целенаправленно и систематически программу реализации преемственности между различными этапами изучения математики в школе.

Чтобы приблизиться к реализации данной цели необходима программа преемственности начального звена и среднего обучению математике, как единого научного курса. При этом следует понимать, что решения проблем преемственности между начальной и средней школой по математике двухстороннее: «С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное специальное математическое развитие учеников в начальных классах. С другой - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения поднимая их на более высокий уровень. Подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Нужно заранее познакомиться со своим будущим классом, полезно побывать у него на уроках, понаблюдать за особенностями работы учителя и учеников, вместе с учителем начальных классов подготовить и провести итоговою контрольную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия» [3].

Программа преемственности начального и среднего звена поможет не потерять и нить заложенных нравственных ориентиров, а продолжить их развитие. Часто бывает, что багаж знаний мало меняется после 5 класса, т.к. учитель среднего звена не знает хорошо программу начальной школы.

Опыт работы показывает, что первые пять уроков в 5 классе должны полностью повторить содержание базовых знаний за 4 класс, а в 6 классе за 5 класс. Это позволяет реализовать логический преемственный переход к соответствующей учебной деятельности в следующем классе.

Необходимо упорядочить, систематизировать накопленные знания и только после этого начать вводить новые. При этом желательно, чтобы деятельность детей носила исследователь-

ский, поисковый характер, что согласуется с преобразованием современного общества, в котором акцент перемещается в сторону формирования у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действия и осуществлять самоконтроль и самооценку своей познавательной деятельности.

Имея свою программу преемственности, учитель 5 класса уже будет знать, что учащиеся начальной школы имеют внешнюю мотивацию (направленную на получение оценки, похвалы), а с 5 класса надо формировать устойчивую мотивацию на необходимость самостоятельного получения знаний, умений, компетенций, чтобы приобретать способность к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самоактуализации, рефлексии, самоконтролю, самооценки, что, в конечном счете, определяет степень сформированности компетентности личности.

Из выше сказанного предлагаю следующие направления преемственности:

1. Формировать у учащихся представления о математической науке, как

одной из главных сфер деятельности человека на протяжении всей жизни, о ее значимости для развития человеческого общества.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Осуществлять единые требования по формированию прочных знаний по предмету.

4. Совершенствовать устную и письменную речь.

5. Формировать и развивать с 1 по 11 класс самостоятельную учебно-познавательную деятельность (научная организация учебного труда, работа с учебной литературой, учебником, справочниками, компьютером, другими источниками информации).

6. Формировать осознание непрерывного процесса самообразования и развития, работоспособность, усидчивость, самооценку, самоконтроль.

7. Развивать пространственное воображение, логическое мышление, творческий потенциал.

8. Формировать и развивать инициативу, находчивость, активность в решении математических задач.

Для решения этих целей учитель может применять различные приёмы и методы, формы работы, современные педагогические технологии.

Основные методические направления преемственности в обучении математике начального и среднего звена:

1. Работа над математическим текстом.

2. Обучение учащихся выделению главного в изучаемой теме, разделе математики, годовом курсе, основные знания за начальную школу. За 5 класс, 6 класс и.т.д.

3. Применение игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности.

4. Развитие навыков устного счёта, действий с числами с использованием открытого банка знаний начальной школы, ОГЭ и ЕГЭ.

5. Развитие устойчивого интереса к математике с 1 по 11 классы.

6. Организация систематического мониторинга знаний по предмету.

7. Использование ИКТ на уроках.

8. Систематическое внимание развитию мотивации к изучению математики.

Учителю необходимо знать:

1. Уровень усвоения математики (тест психолога).

2. Возрастные и личностные особенности ученика.

3. Сотрудничество с учителем 1-4 классов.

На современном этапе школьного образования, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки, техники,

общества, проблема активизации мыслительной деятельности учащихся становится всё более сложной для учителя, поэтому он и должен выступать больше в роли помощника, консультанта, помогающего ученику найти свои методы решения, находки, проявления активности, самостоятельности.

Преемственность начального и среднего звена - ключ к плавному переходу следующего этапа изучения математики.

Каждый год, каждая школа сталкивается с проблемой преемственности между начальным и средним звеном образования [4 - 8]. Особенно остро стоит эта проблема в гимназии Республики Алтай, т. к. пятиклассники приезжают из различных школ республики. При этом возникают проблемы не только предметного характера, но и психологического. Они решаются психологами.

Главные проблемы по предмету должны решаться срочно при обнаружении пробелов в подготовке учащихся в начальной школе, которые необходимо целенаправленно и профессионально ликвидировать. Программы младших классов и среднего звена должны быть логически и преемственно связаны друг с другом. С 5 класса появляется много символики, запись основных законов в общем виде, увеличение темпа и количества изучаемого материала за то же единицу времени.

Должны быть выработаны единые подходы к геометрическому материалу и основ общих законов алгебры. Геометрический материал должен сразу изучаться как элементы одной науки: единые обозначения, определения, как это требуется в науке, а это приводит к необходимости переучивать ребят. Следовательно, необходимо ликвидировать отсутствие преемственности между начальным и средним звеном.

Весь основной базовый материал за курс начальной школы нужно выдавать сразу, как единые законы математики, независимо в каком классе ученик обучается, вводя буквенные обозначения. Например, такая тема как уравнения. Некоторые школьники не понимают общего вида любого уравнения. Они привыкли решать конкретное уравнение и не понимают, что это только частный случай, а знать надо алгоритм, по которому решаются все такие уравнения. Приведем еще один пример. В начальной школе изучается случай, когда дробь равна нулю. Для реализации преемственности между начальным и средним звеном подобный случай необходимо сразу изучать как общий закон математики (1-11кл.).

в= 0, а = 0, в Ф 0

х

15= 0 . Это может быть только тогда, когда х=0.

В своей работе мы выделяем следующие основные направления в реализации преемственности между начальным и средним звеном:

1. Единая и обязательная работа над математическим текстом, это не только читать правильно и красиво (это тоже очень важно), а уметь чётко выделить, что дано по условию текста и что надо выполнить.

При переходе образования на новую концепцию его развития во главу поставлена сама личность, т. е. на передний план выступает коммуникативная компетенция. В математике - это самостоятельно работать со справочниками, дополнительной литературой, дидактическими текстами, т.е. уметь читать и делать выводы с пониманием содержания.

Согласно нашим исследованиям, из 25 взятых пятиклассников только пятая часть понимает текст читаемой задачи. А в ходе беседы обнаружилось, что лишь отдельные из школьников, прочитав дома пункт учебника, сразу могут разобраться с текстом. Эта проблема идёт до 9 класса. Многие на ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся допускают ошибки, т.к. неправильно понимают текст.

2. Систематическая работа по рациональным методам устного счёта и письменных вычислений.

Как показывает практика, темп вычислительной работы современных учащихся является замедленным, результаты вычислений довольно часто содержат неточности, ошибки, описки.

Формирование навыков устного счёта занимает особое место в программе начальной школы и является одной из главных задач обучения среднего звена. В начальной школе закладываются навыки и рациональные приёмы счёта. А в среднем звене, особенно в 5-6 классах закладываются основы изучения математики и если не научить детей считать в этот период, то в дальнейшем появляются серьёзные трудности. А в связи с новой итоговой аттестацией очень важны навыки счёта и в старшем звене.

3. При изучении любой темы вводить алгебраическую запись текста, формулы, алгоритмы.

Результаты наших исследований приводят к следующим основным выводам по реализации преемственности между различными этапами обучения школьников математике:

1. Преемственность обучения математике предполагает, что между начальным и средним звеном должны быть установлены закономерные связи с учетом, что «преемственность - это связь между различными этапами развития знаний, сущность которой заключается в удержании, сохранении в новых знаниях старых в качественно ином, переработанном виде благодаря деструкции, кумуляции и конструкции. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность тем самым обусловливает развитие и устойчивость системы знаний, умений и навыков в процессе обучения» [9, с. 18].

2. Чтобы приблизиться к реализации преемственной связи между этапами обучения математике в школе необходима Программа преемственности начального звена и среднего при обучении математике как единого научного курса. При этом следует понимать, что решения проблем преемственности между начальной и средней школой по математике двухстороннее: «С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное специальное математическое развитие учеников в начальных классах. С другой - учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения поднимая их на более высокий уровень. Программу необходимо строить на базе следующих основных дидактических принципов и подходов: деятельностный и компетентностно-деятельностный подходы; принципы развивающего и воспитывающего обучения, преемственности, пропедевтики, психологической комфортности; принцип творчества; вариативности; принцип непрерывности.

3. При реализации преемственности между этапами изучения математики в школе предполагается новая концепция самого курса математики: формирование научных методов и приемов познавательной деятельности в условиях использования развивающего обучения в сочетании с компетентностным подходом. Особенности новой программы по математике выражаются в новой логике построения курса, когда каждая следующая тема преемственно связана с предыдущей, и созданы дидактические и методические условия для повторения ранее изученных вопросов на более высоком теоретическом, практическом и философ-ско-методологическом уровне.

4. Эффективность педагогического опыта по преемственности обучения математике по итогам полученных результатов подтверждена экспериментально. Положительная динамика реализации Программы прослеживается в повышении качества и успеваемости школьников. Уменьшился процент дезадаптированных учеников, о чем свидетельствуют учебные показатели и результаты психологического тестирования.

Библиографический список

1. Available Программа Преемственность в обучении математике начального и среднего звена at: https://infourok.ru/programma-preemstvennost-v-obuchenii-matematike-nachalnogo-i-srednego-zvena-1244976.html

2. Корявцева Т.В. Приобщение к системному чтению. Available at: Ь|йр://открытыйурок.рф/статьи/550742/

3. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой. Available at: http://muzhi-school.ru/1946

4. Шишкина Г. Преемственность в образовательном процессе: способы решения «вечной проблемы». Сельская школа. 2009.

5. Программа по организации преемственности в обучении учеников начальной школы и среднего звена в ГБОУ СОШ № 1307. Available at: http://sch1307.mskobr.ru/files/programma_preemstvennosti_nach_osn_urovni_gbou_sosh_1307.pdf

6. Преемственность при изучении математики между начальным и средним звеном в свете ФГОС. Available at: https://multiurok.ru/ blog/prieiemstviennost-pri-izuchienii-matiematiki-miezhdu-nachal-nym-i-sriednim-zvienom-v-svietie-fgos.html

7. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. Москва: «Азбуковник», 2001.

8. Тренина Е.В. Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой. Available at: httpV/открытыйурок.рф/ статьи/648797

9. Петров А.В. Преемственность и развивающее обучение. Под редакцией А.В. Усовой. Челябинск: ЧГПИ, 1994.

References

1. Available Programma Preemstvennost' v obuchenii matematike nachal'nogo i srednego zvena at: https://infourok.ru/programma-preemstvennost-v-obuchenii-matematike-nachalnogo-i-srednego-zvena-1244976.html

2. Koryavceva T.V. Priobschenie k sistemnomu chteniyu. Available at: http://otkrytyjurok.rf/stafi/550742/

3. Preemstvennost' v obuchenii matematike mezhdu nachal'noj i srednej shkoloj. Available at: http://muzhi-school.ru/1946

4. Shishkina G. Preemstvennost' v obrazovatel'nom processe: sposoby resheniya «vechnoj problemy». Sel'skaya shkola. 2009.

5. Programma po organizaciipreemstvennosti v obuchenii uchenikov nachal'noj shkoly i srednego zvena v GBOU SOSh № 1307. Available at: http://sch1307.mskobr.ru/files/programma_preemstvennosti_nach_osn_urovni_gbou_sosh_1307.pdf

6. Preemstvennost' pri izuchenii matematiki mezhdu nachal'nym i srednim zvenom v svete FGOs. Available at: https://multiurok.ru/blog/ prieiemstviennost-pri-izuchienii-matiematiki-miezhdu-nachal-nym-i-sriednim-zvienom-v-svietie-fgos.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zhohov V.I. Prepodavanie matematiki v 5-6 klassah: Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej k uchebnikam N.Ya. Vilenkina, V.I. Zhohova, A.S. Chesnokova, S.I. Shvarcburda. Moskva: «Azbukovnik», 2001.

8. Trenina E.V. Preemstvennost' v obuchenii matematike mezhdu nachal'noj i osnovnoj shkoloj. Available at: http://otkrytyjurok.rf/stafi/648797

9. Petrov A.V. Preemstvennost'irazvivayuschee obuchenie. Pod redakciej A.V. Usovoj. Chelyabinsk: ChGPI, 1994.

Статья поступила в редакцию 02.11.17

УДК 371

Morkovin A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Barnaul Law Institute of the Internal Affairs of Russian

Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Morkovina O.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai Institute of Economy (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL QUALITIES OF TRAINEES IN CONDITIONS OF HOMELAND EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article reveals some possibilities of educational process taking into account individual features of trainees in conditions of modern native educational environment. Individual qualities are understood as types of temperament. The author describes every type of persons' temperament including the views of Rudolf Steiner, a famous teacher, philosopher and a founder of waldorfs pedagogy. The author gives examples of exercises on foreign and Russian languages for trainees, representatives of different types of temperament. The article shares training and educational aims of proposed exercises, their fulfillment allows ensuring person-centered approach in education, varying educational process, increasing the effectiveness of learning training material and adapting trainees to modern educational conditions.

Key words: educational process, individual quealities of trainees, types of temperament, Rudolf Steiner, person-centered approach, educational environment.

А.М. Морковин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. иностр. языков, Барнаульский юридический институт МВД России,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

О.В. Морковина, канд. ист. наук, доц., доц. Алтайского института экономики, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья раскрывает возможности организации воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в условиях отечественной образовательной среды. Под индивидуальными особенностями понимаются типы темперамента обучающихся. В краткой форме автором даётся представление каждого типа темперамента человека, в том числе с точки зрения Рудольфа Штайнера, известного педагога, философа, основателя вальдорфской педагогики. Автор приводит примеры упражнений по иностранным и русскому языкам для обучающихся, представителей разных типов темперамента. При этом выделяются не только образовательные, но и воспитательные цели предложенных заданий, выполнение которых позволит обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, разнообразить воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность изучения учебного материала, адаптировать обучающихся к современным образовательным условиям.

Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс, индивидуальные особенности обучающихся, типы темперамента, Рудольф Штайнер, личностно-ориентированный подход в обучении, образовательная среда.

Воспитательно-образовательный процесс как в системе среднего, так и высшего образования не должен выступать чисто теоретическим отвлечением, он всегда ориентирован на конкретного обучающегося и конкретного педагога и должен преследовать образовательные и воспитательные цели и задачи. К вопросу организации педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в разное время обращались как выдающиеся учёные (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.), так и педагоги-практики, имеющие большой опыт работы в данной области (И.А. Хамина, Т.М. Семененкова и др.). В работах данных исследователей достаточно полно и разносторонне освещаются вопросы, касающиеся возрастных, психологических, физиологических особенностей развития детей и подростков школьного возраста [1].

Однако в рассматриваемых трудах либо отсутствуют, либо освещены в малой степени вопросы, посвященные индивиду-

альным особенностям обучающихся по типам темперамента. Поэтому, на наш взгляд, опыт исследования данного направления с точки зрения Рудольфа Штайнера достаточно интересен и полезен.

Р. Штайнер, выдающийся австрийский философ и педагог, автор вальдорфской педагогики, сделал попытку обосновать воспитание как образование в широком смысле слова. Одним из главных условий эффективного воспитания он называл, с одной стороны - необходимость знания человеческой природы, с другой - духовно-душевное состояние самого педагога.

При этом педагогика Р. Штайнера выступала как наука о человеке, представленном в трёх его аспектах: телесном, душевном и духовном. По мнению Р. Штайнера, внимание педагогов должно быть направлено на то, чтобы привести все обозначенные аспекты к гармонии и единству, которые, обычно находятся в человеке в разбалансированном состоянии. Он так же утверждал, что «учитель должен понимать «человеческое существо»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.