ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 378
А. Р. Нахматулина, Ф. Т. Шагеева ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»
Ключевые слова: технологический колледж, непрерывность химической подготовки, преемственность, профессиональные
компетенции.
Сравнительный анализ ФГОС СПО и ВПО по направлению подготовки «Химическая технология» показал преемственность общекультурных и профессиональных компетенций будущих химиков-технологов на всех уровнях профессионального образования. На примере курса «Общая и неорганическая химия» для студентов технологического колледжа по специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров» представлены те компетенции, которые начинают формироваться уже на стадии обучения в колледже и находят свое продолжение и развитие при обучении в вузе. Установление связи между компетенциями СПО и ВПО способствует формированию системности, эффективному освоению основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры и является условием реализации непрерывности химической подготовки в системе «колледж-вуз».
Key words: technological college, continuity of chemical training, succession, professional competences.
Comparative analysis of Federal State Educational Standards for secondary and higher professional education for the major "Chemical technology" showed succession of general cultural and professional competences of future chemical-process engineers on every level of vocational education. Competences that start to form on the college stage and than continue to develop at the institution of higher education are presented by the case of the course "General and non-organic chemistry" for the technological college students studying the specialty "Technology of plastic material and elastoplastic production and processing". Establishing of links between secondary and higher professional education competences promotes consistency and effective mastering of basic Bachelor and Master educational programs and acts as a factor of continuity of chemical training in the system "college-institution of higher education".
Необходимость повышения качества подготовки выпускников требует решения важных вопросов: какой должна быть подготовка техника-
технолога, чтобы обеспечить ему возможность реализовать свой личностный и профессиональный потенциал, чтобы сформировать в процессе обучения в колледже компетенции, которые послужат хорошей базой при дальнейшем обучении в вузе.
Основой, необходимой для плодотворной творческой деятельности техника-технолога любой отрасли промышленности, является химическая подготовка, направленная на формирование химического мышления.
Процесс непрерывной химической подготовки, на наш взгляд, способствует формированию компетенций, позволяющих реализовать профессиональную компетентность. При этом этап обучения в колледже играет важную роль, позволяя выявить мотивы и профессиональные намерения будущих выпускников, а также наличие профессионально значимых качеств, способностей личности и целенаправленно развивать их, формируя основу для последующей подготовки [2].
Например, дисциплина «Общая и неорганическая химия» направлена на формирование базовых умений и общих способностей студентов. Компетенции, сформированные при изучении курса, необходимы для освоения обучающимися других разделов химии и специальных дисциплин в колледже, направленных на профессиональную подготовку будущих
техников-технологов по специальности 240125 - Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров. Данная дисциплина является своего рода фундаментом для успешного изучения предметов химического цикла не только в колледже, но и при дальнейшем обучении в вузе, поскольку при изучении дисциплины происходит формирование общепредметных компетенций, закладывается основа для последующей подготовки студента. Для того, чтобы профессиональная подготовка будущих тех-ников-технологов в колледже послужила хорошей базой при дальнейшем обучении в вузе, необходимо модернизировать рабочие программы и технологию преподавания. При этом надо учитывать, что общие и профессиональные компетенции, формируемые на занятиях в колледже, находят свое дальнейшее развитие при продолжении обучения в вузе по данному же направлению. Об этом свидетельствует прове-
денный сравнительный анализ ФГОС СПО и ВПО по направлению подготовки 240100 «Химическая технология». Наблюдается связь между требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (СПО) [4] и основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры [3]. Кроме этого, можно отметить и дальнейшее развитие компетенций в процессе обучения в вузе.
Нами показана преемственность общекультурных и профессиональных компетенций. При этом представлены те компетенции, которые начинают формироваться уже на стадии обучения в колледже, и
находят свое продолжение и развитие при обучении в вузе (нумерация взята из ФГОС). Так, к примеру, можно отметить, что необходимым условием повышения профессиональной компетентности выпускников технологического вуза [1] является высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9), что перерастает в готовность к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2). Формирование профессиональной мотивации начинается в колледже с понимания социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса (ОК-1). Выпускник колледжа должен обладать также способностью самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития (ОК-8), что находит отражение в требованиях к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры, как готовность к саморазвитию, приобретению новых знаний в области различных наук, а, следовательно, к совершенствованию и развитию интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-7, ОК-1).
Формированию общих и профессиональных компетенций способствует использование современных образовательных технологий. Например, обучение в сотрудничестве приводит к формированию у будущего техника-технолога способности организовывать собственную деятельность, а также работу членов команды, выбирать типовые методы и спосо-
бы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2). А после обучения и освоения программ бакалавриата и магистратуры выпускник вуза должен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях, а также творческие решения социальных и профессиональных задач с нестандартным решением (ОК-4, ОК-5).
В профессиональной деятельности техник-технолог должен использовать информационнокоммуникационные технологии (ОК-5), бакалавр должен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12), а магистр проявляет готовность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6).
Формирующиеся в колледже профессиональные компетенции, соответствуют основным видам профессиональной деятельности и находят дальнейшее продолжение на этапе высшей школы (табл.1).
Таблица 1 - Преемственность профессиональных компетенций
Техник-технолог по специальности 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров» должен обладать следующими компетенциями Бакалавр по направлению 240100 «Химическая технология» должен обладать следующими компетенциями Магистр по направлению 240100 «Химическая технология» должен обладать следующими компетенциями
1 2 3
ПК-1.1. Подготавливать к работе технологическое оборудование, инструменты, оснастку ПК-13. Налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств. ПК-1. Способность и готовность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки
ПК-2.2. Контролировать и регулировать параметры технологических процессов, в т.ч. с использованием программноаппаратных комплексов ПК- 7. Способность и готовность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции ПК- 4. Способность и готовность к решению профессиональных производственных задач - контролю технологического процесса, разработке норм выработки, разработке технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии, к выбору оборудования и технологической оснастки
ПК-2.4. Выполнять требования промышленной и экологической безопасности и охраны труда ПК-12. Использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата ПК-10. Находить оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты
Окончание табл. 1
1 2 3
ПК-2.5. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов (полупродуктов) и готовой продукции. ПК-10. Использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности ПК-12. Способность адаптировать современные версии систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов.
ПК-3.1. Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений ПК-19. Организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда ПК-9. Способность и готовность к организации работы коллектива исполнителей, принятию исполнительских решений в условиях спектра мнений, определению порядка выполнения работ
ПК-4.1. Проводить экспериментальные работы по проверке и освоению новых технологических процессов и режимов производства ПК-22. Проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов ПК-16. Использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты
ПК-4.4. Участвовать в освоении новых производственных мощностей, современных средств механизации, автоматизации и информационнокоммуникационных технологий ПК-28.Проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (в составе авторского коллектива) ПК-19. Проводить технические и технологические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостный анализ эффективности проекта
ПК-4.3. Выполнять работу по сбору, обработке и накоплению исходных материалов, данных статистической отчетности, научнотехнической информации ПК-25. Изучать научно -техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования ПК-15. Способность и готовность к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи
Так проведение практических занятий со студентами в обстановке моделирования реальной ситуации из их будущей профессиональной деятельности на дисциплинах химического цикла, дальнейшее изучение спецпредметов приводит к формированию у будущего техника-технолога, например, способности подготавливать к работе технологическое оборудование (ПК-1.1), контролировать качество сырья, продукции (ПК-2.5). Эти компетенции находят отражение в требованиях к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры: способность и готовность к налаживанию и осуществлению проверки оборудования и программных средств, к профессиональной эксплуатации современного оборудования (ПК-13, ПК-1); способность к использованию нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации продуктов, к адаптации современных версий систем управления
качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-10, ПК-12).
Итак, наблюдается преемственность компетенций, которая, на наш взгляд, должна учитываться при организации учебного процесса. При этом преемственность как интегрирующий фактор системы непрерывного образования требует определения функций каждой ее ступени в формировании личности, ответа на вопрос о конечных результатах обучения на каждом этапе. Это дает возможность студентам соотнести уровень своей подготовки с теми требованиями, которые будут предъявляться на следующей ступени обучения.
Таким образом, установление связи между компетенциями СПО и ВПО способствует формированию системности, эффективному освоению основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры и является условием реализации непрерыв-
ности химической подготовки в системе «колледж-вуз».
Литература
1. Иртуганова, Э.А. Компетентностный подход к процессу
изучения химических дисциплин как один из путей повышения качества высшего профессионального образования / Э. А. Иртуганова, В.Ф. Сопин, С. Ю. Гармонов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №16. -
С.286 - 292.
2. Нахматулина, А.Р. Формирование профессиональных умений будущих инженеров-технологов в процессе химической подготовки в технологическом колледже / А. Р. Нахматулина, Ф. Т. Шагеева // Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии: материалы IV Между-
народной конференции. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 288 - 290.
3. Федеральный государственный образовательный стан-
дарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 240100 Химическая технология. /Перечень файлов ФГОС ВПО (http: //
www.kstu.ru/article.jsp7id =0&id _e=14104).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 240125 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров. /Перечень файлов ФГОС СПО (http: // www.kstu.ru/article.jsp7id =201 &id _e=23099&).
© А. Р. Нахматулина - асп. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, преподаватель технологического колледжа КНИТУ Ф. Т. Шагеева - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии, декан факультета дополнительного образования КНИТУ, [email protected].