-ii.^'fe-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
зидент РФ Д.А. Медведев, представляя в мае 2007 г. разработанный проект Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.
Предполагается, что семья с тремя детьми должна стать базовым типом семьи, получить режим благоприятствования со стороны государства как самая привлекательная в социальном и нравственном смысле.
Безусловно, в российской действительности есть знаковые проблемы, препятствующие демографическому росту. Это сверхсмертность от таких причин, как чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков. В России, по оценкам экспертов, алкогольной зависимостью страдает 10 млн человек, а тяжелой наркотической — 1 млн человек. Каждая четвертая смерть в России связана с алкоголем. Если оценить весь ущерб, потери составят примерно 5% ВВП в год (более 0,5 трлн руб. в расчете на 2008 г.).
Эти проблемы требуют решительной государственной политики в части регулирования производства, оборота и потребления алкоголя. Есть смысл добавить к приоритетным направлениям государственной демографической политики антиалкогольную, и антинаркотическую политики. В последние годы в России, число производимых абортов значительно увеличилось, практически достигнув уровня рождений. Мы считаем, что это и есть тот самый важный момент, так необходимый в преодолении демографического кризиса. Ребенок уже зачат и находится в утробе матери, ожидая рождения, но в силу экономических факторов, мама не желает его производить
на свет. Таким образом, падает рождаемость, снижается возможность репродукции.
Следовательно, главная особенность настоящего времени состоит в том, что в результате начавшейся реализации мер демографической политики у людей формируются значительные ожидания в части поддержки семей со стороны государства. Если эти ожидания не оправдаются, демографическая политика государства будет воспринята как очередная политическая кампания, и для возвращения доверия потребуется значительно больше времени и ресурсов.
Выв од: численность постоянного населения Российской Федерации сокращается и, в основном, это происходит из-за естественной убыли населения. Но, нельзя не отметить и положительных факторов, таких как, например, в 80 регионах нашей страны в прошлом году произошло увеличение численности новорожденных за срок в полгода, а также 85 регионов отметили значительное снижение уровня смертности. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,4 против 1,6 в первом полугодии 2008 г. Естественный прирост населения в первом полугодии зафиксирован в 18 регионах.
Что касается роли мигрантов в борьбе с демографическим кризисом, то основываясь на вышеизложенном, полагаем, что у государства два, по сути, выхода из положения. Первый — стимулирование рождаемости и снижение смертности, второй — компенсирование естественной убыли за счет притока мигрантов и их расселения.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА КОНСТИТУЦИИ
К.В. ЧУВИЛКИН,
адъюнкт заочной формы обучения кафедры конституционного и муниципального права
Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор А.С. Прудников
Рецензент: доктор юридических наук И.В. Гончаров
Аннотация. Рассматривается преемственность как важнейшая и самостоятельная черта конституции. Преемственность конституционного развития проявляется, прежде всего, в преемственности функций конституции, каждая из которых связана с предыдущими. По мнению автора, преемственность представляет собой одну из самостоятельных и основных черт конституции, наряду с такими ее чертами, как основополагающий характер, народность, реальность и стабильность.
Ключевые слова: преемственность, конституция, конституционное развитие, черты конституции, стабильность.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
CONTINUITY AS THE MAJOR AND INDEPENDENT LINE OF THE CONSTITUTION
K.V. CHUVILKIN,
graduated in a military academy of correspondence form of education of chair of the constitutional and municipal law
of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
Annotation. In article the author considers continuity as the most important and independent line of the constitution. The continuity of the constitutional development is shown, first of all, in continuity of functions of the constitution, each of which is connected with previous. According to the author, the continuity represents one of independent and main lines of the constitution, along with its such lines, as fundamental character, a nationality, reality and stability.
Keywords: continuity, constitution, constitutional development, lines of the constitution, stability.
Фактическая основа преемственности в развитии современной Российской Федерации проявляется в том, она, по сути, представляет собой ядро и основу СССР. После распада Советского Союза Российская Федерация объявила себя его правопреемником, что повлекло конкретные практические последствия в виде пересмотра международных договоров, определения судьбы международных долгов, решения вопросов членства в международных организациях и т.д. В свою очередь, ранее СССР признал себя правопреемником Российской империи. Кроме того, с 1992 г. Российская Федерация признала себя правопреемником еще и всех правительств и режимов, существовавших на российской территории во время Гражданской войны.
Период, прошедший после распада СССР можно охарактеризовать как сложный, противоречивый, а порой и мучительный процесс становления в Российской Федерации новой государственности, протекающий на фоне новых глобальных вызовов и угроз, с которыми столкнулось человечество. Однако, как отмечает В.Д. Зорькин, эти годы показали, что российская конституционная государственность состоя-лась1. Никто не может назвать Российскую Федерацию «несостоявшимся государством». Более того, Россия вновь возвращает по многим показателям утраченные позиции.
Правовым фундаментом, ядром российского государства выступает Конституция РФ. Одни социальные связи и явления Конституция призвана закреплять; для других она служит непосредственным основанием их возникновения и развития; она охраняет общественные отношения; выступает в качестве своеобразного нормативного ориентира, провозглашая цели общественного развития2.
Преемственность конституционного развития проявляется в преемственности функций конститу-
ции, к числу которых относят юридическую (правового регулирования), политическую и идеологическую функции3. К регулятивной функции конституции ученые-конституционалисты относят учредительную, правонаделительную, охранительную функции и функцию социально-нормативной ориентации (программную, целеполагающую)4.
Как отмечают Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернав-ский, на процесс выработки конституции воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.5.
По нашему мнению, преемственность представляет собой одну из самостоятельных и основных черт конституции, наряду с такими ее чертами, как основополагающий характер, народность, реальность и стабильность.
Как черта конституции, преемственность основывается на том, что в обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. В этой связи каждая новая конституция связана с предшествующими. Конституционная преемственность требует сохранять все ценное, что создано опытом предшествующего развития государства; национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство.
1 Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. С. 71.
2 Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 6.
3 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. Т. 1—2 / отв. ред. Б.А.Страшун. М., 1995. С. 44, 45.
4 Лучин В. О. Указ. соч. С. 25.
5 Габричидзе Б.Н., Чернавский А.Г. Конституционное право России: учебник для вузов. М., 2005. С. 231.
34
Вестник Московского университета МВД России
№ 8 / 2012
-ii.^'fc--
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
Как отмечает Н.А. Михалева, преемственность заключается в сохранении роли конституции как основного закона государства, обеспечении ее верховенства в системе законодательства, обогащении традиционных конституционных институтов6. Ядро преемственности Конституции Российской Федерации 1993 г. — российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство Российской Федерации7.
С преемственностью тесно связаны все остальные черты конституции.
Так, стабильность конституции проявляется в сохранении высокой степени ее устойчивости, длительности ее действия без внесения в нее существенных изменений. В отличие от других нормативных актов, конституция должна реагировать на существенные, наиболее важные, этапные или определяющие изменения в обществе и государстве.
Более того, как справедливо отмечают А.А. Без-углов и С.А. Солдатов, поскольку конституция, как и любой другой закон, — творение людей (а люди могут ошибаться), то вряд ли нужно настаивать на неизменности тех конституционных положений, ошибочность, а порой и вредность которых бесспорно проявились и установлены8.
Признавая ценность стабильности, здорового консерватизма конституций, нельзя отрицать и их оправданный динамизм. И если жизнь, интересы общества и государства требуют изменений конституции и даже принятия новой конституции, то нецелесообразно и даже опасно ставить на пути этих преобразований искусственные заграждения и препятствия, которые часто выступают в форме чрезмерных правовых сложностей внесения изменений в действующую конституцию.
Между тем, именно усложненный способ внесения изменений в целях обеспечения стабильности, заложен в Конституции Российской Федерации 1993 г. Однако, по мнению А.А. Безуглова и С.А. Солда-това, признать его эффективным вряд ли можно9.
На заре развития русского государственного права видный ученый-государствовед Н.М. Корку-нов по этому поводу писал: «Всякая попытка искусственно установленными формами и средствами задержать изменение государственного строя не есть дело чьего-либо произвола, а производится действием изменяющихся условий общественной
жизни. Новые, сильные запросы развивающегося общества всегда преодолеют противящуюся им букву закона. Сложные, медленные формы изменения конституции в практическом результате только умножают случаи насильственных государственных переворотов»10.
Конституция России 1993 г. выделяется в ряду отечественных конституций тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории. Но Конституцию в равной мере должны соблюдать и власть и народ. В то же время, имеются объективные причины, препятствующие практической реализации конституционных положений в механизме правового регулирования.
Так, по мнению В.О. Лучина, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепившая волю ее создателей, но, отнюдь не большинства народа, несет в себе внутренние противоречия и предпосылки собственного неприятия и даже отчуждения. Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России11.
Вышеизложенное свидетельствует не только о наличии преемственности, но и об определенной новизне современного этапа конституционного развития Российской Федерации. Как отмечает Н.А. Михалева, каждая новая конституция, наряду с преемственным характером, отражает качественные сдвиги в экономической сфере, политической системе, социальном структуре, культурной жизни общества, государственном устройстве, механизме народовластия, правосознании народа12.
Таким образом, преемственность конституционного развития диалектически сочетается с новизной, необходимость учета которой призвана способствовать тому, чтобы конституция была не только законом на бумаге, но и реальным актом прямого действия.
6 Михалева Н.А. Основные черты и юридические свойства конституции. В кн.: Государственное право Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. С. 57, 58.
7 Там же. С. 58.
8 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2003. С. 86.
9 Там же. С. 87.
10 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 2. Часть Особенная; 4-е изд. СПб., 1903. С. 47.
11 Лучин В.О. Указ. соч. С. 61.
12 Михалева Н.А. Указ. соч. С. 58.