УДК 372.853:159.947.5
Цветкова Александра Тимофеевна
кандидат педагогических наук Шуйский государственный педагогический университет
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И АКМЕ-ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ШКОЛА - УНИВЕРСИТЕТ - ШКОЛА (методический аспект)
В статье представлена авторская концепция о преемственности в процессе формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности (в рамках физического образования) на двух возрастных уровнях. На уровне средней школы разработана теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности. На уровне высшего педагогического образования разработана система мотивационной подготовки будущих учителей физики.
Ключевые слова: преемственность, концепция, мотивация, самоорганизация, учебная деятельность, мо-тивационно-самоорганизационные состояния, педагогическая технология, умения, авторский спецкурс, ак-меологичекий подход, уровни, профессиональный.
Проблема формирования познавательного интереса, мотивации школьников . в процессе обучения физике относится к разряду нестареющих: эта проблема всегда актуальна.
Мотивацию исследовали многие учёные. В психологии мотивацию рассматривают как интегративное свойство личности (Л.И. Божович,
А.К. Маркова, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.). В дидактике мотивацию исследовали М.А. Данилов, Л.М. Зюбин, В.С. Ильин, И.А. Каи-ров, Р.Г. Лемберг, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.
В теорию и методику обучения физике понятие мотивации впервые было введено в 1977 году (А.В. Перышкин, В.Г. Разумовский, В.А. Фабрикант). В настоящее время существуют различные точки зрения методистов-физиков на мотивацию: мотивация как средство и условие достижения целей обучения; как фактор, определяющий эффективность урока (В.Г. Разумовский, Л.С. Хиж-някова, А.И. Архипова); как нацеливание, ориентировка учащихся в новой теме - «мотивационный этап» урока (В.А. Моркотун, Л.А. Проянен-кова); как мотивировка - побуждение к осознанию значимости знаний по каждой теме (ГИ. Ря-боволов, П.И. Самойленко, Е.И. Огородников). Не отвергая правомерности таких подходов, мы считаем необходимым более полное внедрение достижений психологии (в исследовании мотивации) в методику обучения физике, в каждый урок.
Авторские позиции: 1. В процессе обучения физике необходимо формировать целостную мотивацию: не только интерес к физике, но и от-
ветственное отношение к учению в целом, т.е. мотивацию учебной деятельности как свойство личности. 2. Мотивацию учебной деятельности как интегративное свойство личности обучаемого рассматриваем во взаимосвязи с другим личностным свойством - с самоорганизацией.
3. В процессе обучения одному предмету (физике) необходимо формировать мотивацию и самоорганизацию как взаимосвязанные интегративные свойства личности.
Психолого-физиологическое обоснование взаимосвязи личностных качеств ученика - мотивации и самоорганизации - мы находим в теории самоорганизации личности (У.Р. Эшби,
В.Г. Пушкин, В.Н. Пушкин, Б.Г Юдин) и в анализе физиологических основ саморегуляции (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн).
Автором разработана концепция о преемственности в организации непрерывного процесса формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в рамках физического образования. Как известно, преемство -это «передача, переход чего-нибудь от предшественника к преемнику»; «преемственный - идущий в порядке преемства, последовательности от одного к другому» [1, с. 516].
Понятие преемственности, на наш взгляд, относится к системным процессам; предполагает плавный и естественный переход от одной ступени (стадии) к другой; органическую взаимосвязь последующего с предыдущим. В нашем случае преемственность рассматривается в системе развития научного исследования и его практи-
326
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
© Цветкова А.Т., 2010
ческого применения на двух образовательных
уровнях.
На уровне среднего образования (общего и профессионального) разработана, апробирована и реализуется теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности. Её основные положения:
а) За основу нами взят путь воздействия на мотивационную сферу учащегося через организацию учебной деятельности на уроке.
б) Деятельность ученика на уроке можно представить в виде последовательности его действий: сосредоточение внимания на учебной ситуации ^ ориентировка в деятельности (получение ориентирующей информации о новых физических знаниях и осознание смысла предстоящей деятельности) ^ постановка цели ^ стремление к ее достижению (выполнение учебных действий) ^ контроль и корректировка учебных действий ^ оценка (самооценка) полученного результата. (Данная последовательность избрана нами в результате анализа известных структур Т. А. Шамовой, О.С. Гребенюка и др.).
в) Представленную структуру называем мо-тивационно-самоорганизационной основой (МСО) учебной деятельности. А возбуждаемые психические состояния, адекватные элементам МСО, - его мотивационно-самоорганизацион-ными состояниями (МСС).
г) Формирование МСС обучаемых на реальном уроке является процессом управляемым.
д) Задача учителя физики заключается в том, чтобы методически обеспечить в течение всего урока каждое МСС обучаемого в деятельности.
е) Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности включает методическую систему трёхуровневого управления МСС учащихся на уроке физики (последовательность усложняющихся педагогических задач, методические средства, необходимые для реализации каждой задачи, учёт психолого-ди-дактических условий их результативного решения); критерии оценки сформированности МСС; правила методического обеспечения МСС стороны урока физики; измерители уровня сфор-мированности МСС учащихся и их мотивации и самоорганизации в целом (диагностические методики).
На уровне высшего педагогического образования осуществляется профессиональная мотивационная подготовка будущих учителей
физики; в процессе её мы применили акмеоло-гический подход (АП). В чём сущность АП?
Акмеология - новая, развивающаяся наука. Исследователи, работающие на фундаментальном уровне (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г За-зыкин, А.М. Зимичев и др.), определили предмет акмеологии, разработали основные принципы, понятия, категории и другие методологические положения. Автор данной статьи, начиная с 1995 года, реализует акмеологический подход в педагогическом университете на методическом (технологическом) уровне в процессе преподавания педагогических и методических дисциплин («Теория и методика обучения физике» (ТиМОФ), «История физики», разделы курса «Педагогика» и др.).
Наше понимание акмеологического подхода на методическом (технологическом) уровне: АП заключается в том, что вузовские преподаватели решают задачи по обучению, воспитанию и развитию будущих педагогов - специалистов по различным учебным предметам - на основе акме-идеи - идеи достижения наивысшей фазы в своем развитии и в профессиональной деятельности. Так, преподаватели-методисты решают следующие акмеологические задачи:
- сформировать у студентов специальные профессиональные знания и умения методического характера (по решению физических задач, физическому эксперименту, оборудованию физического кабинета и др.);
- показать студентам критерии уровней профессионально-педагогической деятельности и образцы уроков опытных учителей (видеозаписи, посещение школ, моделирование занятий с учащимися и др.); научить сравнивать, анализировать опыт работы учителей в целом и отдельные занятия, выделяя их мотивационную сторону;
- стимулировать, поддерживать и формировать у каждого студента - будущего учителя -стремление работать на самом высоком (акме) уровне (проводить уроки, внеурочные занятия и др.), достичь вершин педагогического мастерства, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения (в том числе и мотивационные);
- научить студентов проектировать свою авторскую программу будущей педагогической деятельности по реализации содержательной, операционной и мотивационной сторон процесса обучения физике.
Профессиональная мотивационная подготовка будущих учителей физики осуществляется в 3 этапа. На первом этапе студентам читается авторский спецкурс «Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе обучения физике». Курс является интегрированным: базируется на знаниях по физиологии, кибернетике, общей психологии, педагогической психологии, психологии развития, общей педагогике, теории и методики обучения физике. Задачи спецкурса:
- Познакомить студентов с основными положениями авторской теории формирования мотивации и самоорганизации школьников (через развитие их мотивационно-самоорганизацион-ных состояний).
- Сформировать у студентов знания о моти-вационно-само-организационном обеспечении занятий по физике, о комплексах эффективных психолого-дидактических и методических средств.
- Представить педагогические технологии по формированию различных мотивационно-само-организационных состояний учащихся (сосредоточение внимания на объекте деятельности, ориентировка в учебной ситуации, целеполагание, стремление к достижению цели, контролю, корректировке и оценке полученного результата).
- Показать диагностические методики, предназначенные для наблюдений и измерения уровня сформированности мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников и их мотивационно-самоорганизационных состояний.
В результате реализации спецкурса у будущих учителей формируются мотивационные знания и первоначальные умения по их применению.
На втором этапе - в ходе изучения курсов: «ТИМОФ», «История физики»; практикумов по решению физических задач, физическому эксперименту, организации внеклассной работы по физике - происходит обучение студентов педагогическим технологиям формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников.
Под педагогической технологией в данном случае мы понимаем совокупность научно обоснованных и проверенных на практике психоло-го-педагогических и методических средств и способов, с помощью которых учитель продуктивно (с получением гарантированного результата) решает педагогические задачи мотивационно-
го характера: по методическому обеспечению мотивационно-самоорганизационной стороны урока, по формированию отдельных мотиваци-онно-самоорганизационных состояний; мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в целом. (Педагогические технологии выступают здесь как подсистемы по отношению к педагогическим и методическим системам более широкого, обобщённого плана.)
Педагогические технологии и педагогические задачи мотивационного характера реализуются через совокупность последовательных действий учителя, направленных на формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников, в соответствии с избранной структурой их учебной деятельности.
Третий этап - этап самостоятельной реализации студентами-физиками сформированных на занятиях мотивационных знаний и умений в ходе педагогической практики в средних общеобразовательных учреждениях (на уроках, при организации внеклассных мероприятий и т.п.). При этом будущие учителя производят измерения уровня сформированности мотивации и самоорганизации учащихся.
Под профессиональными мотивационными знаниями и умениями мы понимаем такие профессиональные знания и умения, которые позволяют педагогу психолого-педагогически и методически обеспечить мотивационную сторону урока и других форм занятий, то есть побуждать школьников к учению, эффективно развивать их мотивацию и самоорганизацию учебной деятельности психолого-дидактическими средствами и средствами учебного предмета.
Для измерения степени сформированности у будущих учителей их профессиональных мотивационных знаний и умений нами разработаны и используются средства наблюдений и измерений (по различным видам деятельности учителя физики: решение физических задач; проведение физического эксперимента; организация внеурочной работы по физике; использование исторического материала на уроках физики и др.).
В результате проведённого исследования и многолетнего опыта работы в школах и педагогическом университете по описанной системе автор приходит к выводам: 1. Задача формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности как свойства личности должна быть неотъемлемой частью деятельности школьного
328
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
учителя физики. 2. Обучение студентов технологиям формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников должно стать обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей физики в педагогических университетах, а также и переподготовки учителей в институтах систем: ИРО, ИПКРО, ФПК и др.
Библиографический список
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд. - М.: Русский язык, 1984. - 816 с.
2. Цветкова А.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики. - М.: МПУ, 1997. - 231 с.
3. Цветкова А.Т. Акмеологический подход к вузовской подготовке учителя // Педагогика. -1997. - №1. - С. 56-58.
4. Цветкова А. Т. Измерение уровня профессиональных мотивационных умений учителей //
Наука и школа. - 1998. - №5. - С. 7-12.
5. Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физике: Монография. - М.: Прометей, 1999. - 130 с.
6. Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации учебной деятельности и самоорганизации школьников в процессе обучения физике. Программа спецкурса для высших учебных заведений. - М.: Прометей, 2000. - 44 с.
7. Цветкова А. Т. Система подготовки будущих учителей физики к формированию учебной мотивации и самоорганизации школьников // Материалы VIII Междун. науч.-методич. конф. «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Ч. 2. - М.: МПГУ, 2009. - С. 130-133.
8. Цветкова А. Т. Концепция формирования учебной мотивации и самоорганизации школьников на уроках физики // Физика в системе современного образования (ФСС0-09): Материалы X Межд. конф. Т. 2. - СПб.: РГПУ, 2009. - С. 133135.