ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)
УДК 372.314
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© В.В.Садовая
В данной статье раскрываются особенности преподавания дошкольникам начал геометрии, основу которого составляет два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах. Программы обучения и воспитания дошкольников направлены на формирование преемственности математического развития, в частности изучения геометрического материала.
Ключевые слова: ознакомление дошкольников с началами геометрии, изучение геометрического материала в раннем детстве, преемственность математического развития
На современном этапе развития общества геометрия как прикладная наука находит применение во многих областях человеческой деятельности: архитектуре, строительстве, машино-
строении и т.д. Без знания геометрии нельзя изготовить самую простую мебель, одежду, игрушки, посуду. Геометрия везде и всюду. Ее изучают в школе, и она считается сложным предметом. Ребята, обладающие слабыми пространственными представлениями, не умеющие проводить в уме операции с геометрическими фигурами и "видеть" результат, испытывают значительные трудности в освоении таких разделов геометрии, как планиметрия и стереометрия.
Неумение "геометрически мыслить", представлять себе объемно конфигурации и действия с ними изначально снижает потенциальные возможности человека. В процессе ознакомления ребенка 5-7 лет с началами геометрии выделяются два аспекта:
• формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе;
• формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Типовая "Программа обучения и воспитания дошкольников" предусматривает знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом, многоугольником, и с такими их элементами, как сторона, вершина, угол, а также с понятиями "внутренняя область" фигуры и "границы" фигуры. Из объемных геометрических тел представлены шар, куб, цилиндр. Основными задачами программы (доработанной, с учетом требований времени) в разделе по развитию элементарных математических представлений являются задачи сенсорного воспитания.
• Развивать сенсорные процессы как основу непосредственного познания действительности во всех ее проявлениях: форма, цвет, пространство звук и др. Включать в процесс восприятия сравнение предметов, цвета, звуков, запахов.
• Учить рассматривать окружающие предметы, выделять их форму, величину, строение, цвет и т. п.; называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы и т.д.
• Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук, что не только организует сам процесс познания окружающего, но и развивает мышление.
Программа математического развития "Школа 2000..." представляет собой начальное звено непрерывного курса математики 0-9. Программа также предусматривает знакомство с такими геометрическими фигурами, как круг, треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник; с объемными геометрическими телами (шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр), с такими понятиями, как отрезок, измерение длины; уделяется большое внимание преобразованиям геометрических фигур. Основными задачами являются:
• целенаправленное формирование интересов и мотивации учения;
• развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
• развитие вариативного мышления, творческих способностей, инициативы, фантазии.
Программа "Детство" предполагает изучение зависимостей между группами фигур по количеству сторон, углов, введение обобщающих понятий: "четырехугольник", "треугольник", "многоугольник"; увеличение числа рассматриваемых фигур (линия, отрезок, трапеция); ознакомление
В.В.САДОВАЯ
с "осевой симметрией", с преобразованием одних фигур в другие. В разделе математическое развитие сформулированы следующие задачи:
• анализ предметов окружения, выявление сходства и различия по сравнению с геометрическими эталонами;
• выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Изображение отдельных элементов геометрических фигур;
• определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из палочек, преобразовывая их. Развитие творчества.
В программе "Радуга" предусматривается знакомство с различными видами линий (прямая, кривая, ломаная, замкнутая, разомкнутая), с такими геометрическими фигурами, как пятиугольник, шестиугольник, луч; с различными видами углов и многоугольников; с объемными геометрическими телами (шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида); большое внимание уделяется геометрическим преобразованиям. Основные задачи сформулированы следующим образом:
• формирование интеллектуальных операций: абстрагирования признаков, сравнения, нахождение сходства и различий, обобщения, классификации, сериации, счета, нахождения закономерностей и т. п.;
• формирование системы представлений, которые могут стать фундаментом последующего обучения систематическому курсу математики;
• развитие предпосылок творческого продуктивного мышления - абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;
• формирование положительного отношения к математике; воспитание установки на ценность интеллекта и включение в формирующийся образ - Я представления о себе как об умном человеке; формирование уверенности в себе как способном принимать осмысленные решения на основе анализа ситуации;
• развитие интеллектуальной активности и инициативности;
• формирование психологической устойчивости к интеллектуальной фрустрации;
• формирование положительного отношения к предмету, мотивация дальнейшего познания в данной области.
Увеличение объема изучаемого геометрического материала, его усложнение требуют от педагога более осознанного, вдумчивого подхода к подбору упражнений с геометрическим содержанием. Дети предшкольного возраста активно ос-
ваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах.
Объем представлений рассматривается в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднительно. Активность ребенка 5-7 лет, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх. Взрослый создает условия и обстановку благоприятные для вовлечения детей 5-7 лет в деятельность сравнения, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит детям. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата.
Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии "Логические кубики", "Уголки", "Составь куб" и другие; из серии "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и другие. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки З.Дьенеша, цветные счетные палочки Х.Кюизенера, модели и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
• оперировать свойствами, отношениями объектов, выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
• сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
• проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
• рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО
И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛОВ
Важной частью воспитания творческой личности дошкольника является развитие мышления и воображения. Проблема развития и совершенствования мышления - одна из сложных в организации всего учебного процесса. Предшколь-ный возраст обладает наиболее благоприятными возможностями для развития наглядно-образного и зарождения логического мышления. Для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала детей необходимо организовывать занятия по формированию геометрических представлений, которые осуществляются посредством упражнений, дидактических игр, занимательного материала и т.д. Так, например, в дошкольных
образовательных учреждениях города Казани используются развивающие игры, тризовский материал, игры-коррекции, головоломки, никитинские кубики.
Предшкольный возраст является важным периодом в общем развитии ребенка, его дальнейших успехах в школе. Именно в этом периоде закладывается фундамент его основных способностей. Поэтому необходимо максимально использовать все возможности, а с другой стороны, требуется очень осторожный, продуманный подход и максимальный учет особенностей детей, психологических закономерностей их развития.
CONTINUITY OF GEOMETRICAL DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN
V.V.Sadovaya
In this article we show the peculiarities of acquainting pre-school children with the principles of Geometry. We distinguish two aspects here: acquiring the conception about the shape of objects and geometrical figures on the sensory base; acquiring the conception about geometrical figures, their elements and properties. The programmes of teaching and upbringing of pre-school children are aimed at continuity of mathematical development, especially in studying Geometry. The acquaintance with geometrical figures, involvement into the activity of comparing, reconstruction, grouping, regrouping of geometrical material are provided for children. The teacher should direct the process of development and assist in achieving the result.
Key words: acquainting pre-school children with the principles of Geometry, studying geometrical material in early childhood, continuity of mathematical development
Садовая Виктория Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета
E-mail: [email protected]