Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
В.Ф. Пуллер
Преемственность англиканской церкви до реформации в XVI в. и после реформации, с очерком нынешнего состояния этой церкви :
четыре лекции, читанные прочитанные для православных преимущественно слушателей в доме обер-прокурора Св. Синода в С.-Петербурге
Опубликовано:
Христианское чтение. 1913. № 5. С. 673-686 .
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
t»r
»»» WW9 щщщ ѴЩ9 ~ ww+'
LA А*ж Hl
•-чікі-екг—... ...n|r4,,
>11 ЛЛЛ jj* ЛАЛ ||
-И'ЧГІГ""' '•"“■VW""“" “"''Г*"*" •• -""••«'ЦКЧГ-''"'"П*ЧГ(
Преемственность англійской церкви до реформаціи въ ХУІ в. и послѣ реформаціи, съ очеркомъ нынѣшняго состоянія этой церкви.
(Четыре лекціи, прочитанныя для православныхъ преимущественно слушателей въ домѣ оберъ-прокурора Св. Синода въ С.-Петербургѣ) *).
Преемственность англійской церкви.
ГЛАВА I.
Очеркъ исторіи англійской церкви отъ основанія ея въ VI в. до преобразованія ея въ XVI в.
f считаю большою привилегіею для себя имѣть возможность говорить передъ такой аудиторіей, состоящей въ большей части изъ членовъ святой православіе ной русской церкви.
I За послѣднія 50 лѣтъ, протекшія съ тѣхъ поръ, какъ я поступилъ въ качествѣ студента (undergraduate) въ кембриджскій университетъ, я чувствовалъ глубокій интересъ къ святой православной восточной церкви, особенно же къ церкви русской.
Мы, члены англійской церкви, естественно расположены . интересоваться и любить русскую церковь, потому что имѣемъ съ него такъ много общаго. Мы всегда мыслимъ ее славною частію единой святой каѳолической и апостольской церкви, основанной Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, вѣчнымъ Сыномъ вѣчнаго Отца, который ради насъ человѣковъ и ради нашего спасенія сталъ человѣкомъ, будучи зачатъ во чревѣ прѳблагословѳнной Маріи Приснодѣвы Матери Божіей. Мы, члены англійской церкви, мыслимъ себя самихъ составляющими другую часть той же самой святой
*) Продолженіе. См. апрѣль.
каѳолической и апостольской церкви; поэтому мы привыкли считать святую русскую церковь и всѣ святыя православныя восточныя церкви сестрами святой англійской церкви.
Я не знаю, такъ ли смотрите вы, но мы въ Англіи, несомнѣнно, держимся такого взгляда.
Къ несчастію, большое разстояніе раздѣляетъ наши страны, Россію и Англію. Не очень много англичанъ пріѣзжаетъ въ Россію, не очень много и русскихъ пріѣзжаетъ въ Англію; и тѣ, кто пріѣзжаетъ, большею частію интересуются, преимущественно торговлей и другими предметами, относящимися къ дѣламъ міра сего; немногіе сравнительно интересуются прежде всего дѣлами религіи и церкви. Поэтому въ Англіи вѣрные члены англійской церкви, хотя и любятъ русскую церковь, знаютъ о ней не столько, сколько желали бы знать. Быть можетъ, то же самое наблюдается и у васъ. Конечно, вы питаете дружественныя чувства къ англійской церкви, но большая часть изъ васъ, можетъ быть, согласитесь, что не очень много знаете о ней.
Вѣроятно, по этой-то причинѣ нѣсколько недѣль тому назадъ я имѣлъ честь получить отъ предсѣдателя вашего Общества, епископа холмскаго, приглашеніе прибыть въ Россію и прочесть нѣсколько лекцій объ англійской церкви. Я счелъ это приглашеніе за большую честь для себя и почувствовалъ большую радость въ сердцѣ. Я сказалъ себѣ; наконецъ-то мнѣ представляется удобный случай войти въ соприкосновеніе съ святою русскою церковію, узнать ея народъ и ея духовенство, посѣтить ея церкви и ея монастыри, ея духовныя академіи и семинаріи (colleges), объединиться съ ней въ ея святомъ богослуженіи, поклониться (venerating) гробницамъ ея святыхъ и увидѣть плоды святости, возращенные Духомъ Святымъ и каѳолическою вѣрою, которую она исповѣдуетъ. И я возблагодарилъ Бога за эту милость Его ко мнѣ, за то, что Онъ, даетъ мнѣ увидѣть Россію и русскую церковь прежде, чѣмъ я умру.
Но мнѣ пора приступить къ дѣлу, которое я взялъ на себя, и начать говорить вамъ о матери моей, святой Англійской церкви. Въ настоящей первой лекціи я постараюсь дать вамъ общій очеркъ исторіи этой церкви.
Начало основанію англійской церкви положено было въ 697 г., когда нашъ апостолъ, св. Августинъ, съ своими сорока спутниками пристали къ юговосточному берегу Англіи
въ предѣлахъ нынѣшняго кентскаго графства. Въ то время Англія раздѣлялась на семь королевствъ, въ числѣ которыхъ было королевство кентское. Кентскимъ королемъ тогда былъ Этѳльбертъ, а его столица называлась Кэнтѳрбюри.
До отъѣзда въ Англію св. Аві’у стинъ и его спутники были монахами въ монастырѣ, основанномъ въ Римѣ св. Григоріемъ, тѣмъ Григоріемъ, котораго мы на Западѣ называемъ св. Григоріемъ Великимъ, а греки 6 Грѵ^брюс ДіаХоуос, и который въ Россіи извѣстенъ подъ именемъ св. Григорія Двоеслова. Когда св. Григорій сдѣлался римскимъ епископомъ, онъ послалъ нѣсколькихъ монаховъ своего монастыря во главѣ съ св. Августиномъ проповѣдывать евангеліе нашему англійскому народу и насаждать церковь въ Англіи.
Тотъ фактъ, что именно папа св. Григорій задумалъ эту миссію для просвѣщенія евангеліемъ англійскаго народа и послалъ на эту миссію монаховъ своего монастыря въ Римѣ, имѣлъ большое значеніе. Этотъ фактъ оказалъ большое вліяніе на будущую исторію англійской церкви. Св. Григорій всегда считался апостоломъ и основателемъ англійской церкви, и мы, англичане, признаемъ, что мѣстная римская церковь, предстоятелемъ которой былъ св. Григорій, епископъ ея, есть наша мать-церковь, къ которой мы естественно желали бы чувствовать сыновнее почтеніе и благодарность. Конечно, впослѣдствіи это сыновнее чувство сильно уменьшилось, вслѣдствіе непомѣрныхъ тиранническихъ притязаній, проявленныхъ послѣдующими папами; но всякій разъ, когда мы читаемъ или говоримъ объ исторіи основанія нашей церкви, мы съ радостью признаемъ, что римская церковь при папѣ св. Григоріи была любящей матерью, и что ей послѣ Бога мы обязаны самымъ существованіемъ своимъ, какъ церкви.
Я думаю, что я не ошибусь, если скажу, что и вы въ Россіи почитаете св. Григорія. Литургія преждеосвящѳнныхъ даровъ, совершаемая въ вашихъ церквахъ во многіе дни великаго поста, называется литургіею св. Григорія Двоеслова; вы совершаете память св. Григорія въ вашихъ службахъ 12 марта, въ тотъ день, подъ которымъ его имя стоитъ въ календарѣ и въ нашемъ Prayer-Book.
Сюда въ Россію ваши первые миссіонеры пришли изъ великой церкви константинопольской и въ теченіе нѣсколькихъ вѣковъ эта церковь была по отношенію къ вамъ вос-
питатѳльницею-матерыо, присылала вамъ митрополитовъ, снабжала васъ книгами св. писанія, богослужебными книгами и своими сборниками каноническихъ законовъ, помогала вамъ и многими другими способами. Константинополь былъ для Россіи тѣмъ же, чѣмъ Римъ былъ для Англіи въ древности. Но въ послѣдующее время вы были счастливѣе въ своихъ отношеніяхъ къ Константинополю, чѣмъ мы въ своихъ отношеніяхъ къ Риму. Константинополь не покушался тиранни-чески властвовать надъ вами, Римъ же тираннически властвовалъ надъ нами до тѣхъ поръ, пока мы стали уже не въ состояніи переносить долѣе его тираннію.
Я долженъ здѣсь напомнить вамъ, что наша церковь во время ея основанія и въ теченіе четырехъ слѣдующихъ вѣковъ находилась въ общеніи съ святою православною восточною церковію. Св. Августинъ кэнтербѳрійскій началъ проповѣ-дывать евангеліе въ Англіи въ 597 г., т. ѳ. 44 года спустя послѣ пятаго вселенскаго собора, окончательный же разрывъ между восточною и западною церквами произошелъ лишь въ 1054 г., т. е. спустя 457 лѣтъ послѣ того, какъ Августинъ началъ основывать англійскую церковь.
Прежде 'чѣмъ перейти къ исторіи англійской церкви, я долженъ упомянуть, что дѣятельность св. Августина и его спутниковъ, которые были первыми миссіонерами, проповѣ-дывавшими евангеліе англійскому народу *), ограничивалась большею частію предѣлами южной Англіи. Сѣверная же и центральная Англія были просвѣщены евангеліемъ кельтскими миссіонерами во главѣ съ св. Эданомъ (S. Aidan), вышедшими изъ монастыря на маленькомъ островкѣ Іона (Iona), одномъ изъ острововъ западнаго побережья Шотландіи. Эти кельтскіе миссіонеры были очень святые люди и содержали въ чистотѣ каѳолическую вѣру, но они различались отъ миссіонеровъ, вышедшихъ изъ Рима, въ нѣкоторыхъ второстепенныхъ пунктахъ дисциплины. Св. Эданъ началъ свою дѣятельность на сѣверѣ Англіи 38 лѣтъ спустя послѣ того, какъ св. Августинъ началъ подобную же дѣятельность на югѣ. Одно время была нѣкоторая опасность, что христіане, принявшіе христіанство изъ Рима, и христіане, принявшіе
*) Были, правда, и раньше ихъ миссіонеры, лроповѣдывавшіѳ евангеліе бриттамъ, представителями которыхъ тепорь являются кимры или валлійцы, но я говорю о проповѣди евангелія язычникамъ англамъ, отнявшимъ у бриттовъ большую часть южной Британіи.
христіанство изъ Іоны, откажутся соединиться въ одну церковь; но въ 664 г. состоялось въ Уитби (Whitby) совѣщаніе обѣихъ сторонъ, и рѣшено было, чтобы вся нація какъ на сѣверѣ, такъ п на югѣ держалась римской дисциплины и организована была въ одну церковь съ архіепископомъ или митрополитомъ кэнтѳрбѳрійскимъ, преемникомъ св. Августина, въ качествѣ главнаго епископа.
Четыре года спустя послѣ конференціи въ Уитби митрополитомъ и архіепископомъ кэнтербѳрійскимъ сдѣлался очень выдающійся человѣкъ, единственный восточный уроженецъ, занимавшій епископскую каѳедру въ Англіи, я разумѣю Ѳеодора тарескаго. Его можно назвать вторымъ основателемъ англійской церкви. Онъ установилъ во всемъ порядокъ, учредилъ, гдѣ нужно, новыя епископскія каѳедры и посвятилъ для нихъ епископовъ, созывалъ соборы и издавалъ правила дисциплины; еще до шестого вселенскаго собора онъ съ подчиненными ему епископами осудилъ моноѳелитскую ересь и доказалъ православіе англійской церкви. Вы русскіе, члены великой восточной церкви, должны чувствовать особый интересъ къ архіепископу Ѳеодору, который пришелъ къ намъ съ востока, и въ лицѣ котораго Богъ далъ англійской церкви какъ бы втораго основателя. Ѳеодоръ былъ предстоятелемъ кэнтербѳрійской каѳедры и всей англійской церкви съ 668 по 690 г.
Когда св. Григорій посылалъ въ Англію св. Августина, онъ имѣлъ въ виду, что въ Англіи будутъ два митрополита, одинъ на югѣ, другой на сѣверѣ, но эта мысль его получила осуществленіе не сразу. Мы видѣли, что сѣверная Англія была просвѣщена евангеліемъ кельтскими миссіонерами съ острова Іоны, кельтская же церковь не имѣла митрополитовъ. Поэтому единственнымъ архіепископомъ или митрополитомъ въ Англіи былъ архіепископъ кэнтерберійскій на югѣ. На сѣверѣ главнымъ городомъ былъ Іоркъ, но епископъ іоркскій не былъ митрополитомъ, а былъ, по крайней мѣрѣ со времени приматства архіепископа Ѳеодора тарескаго, однимъ изъ епископовъ кэнтербѳрійской провинціи. Но въ 734 г. рѣшено было осуществить первоначальную мысль св. Григорія о томъ, чтобы было два митрополита. Большая часть Англіи, обнимающая большинство діоцезовъ, осталась подъ управленіемъ южнаго митрополита, архіепископа кэнтѳрберійскаго, меньшая же часть съ немногими діоцезами на сѣверѣ получила
себѣ особаго митрополита, архіепископа іоркскаго. И съ 734 г. до настоящаго времени англійская церковь въ Англіи раздѣляется на двѣ провинціи, имѣющія каждая собственнаго архіепископа. Единственное исключеніе представляютъ шестнадцать лѣтъ, съ 787 по 803 г., когда въ центрѣ Англіи учреждена была третья провинція съ архіепископской каѳедрой въ Личфильдѣ. Но это нововведеніе было скоро отмѣнено.
Въ теченіе пяти слишкомъ вѣковъ римскіе папы очень мало вмѣшивались въ дѣла англійской церкви. Разъ или два отдѣльныя лица аппѳллировали къ папѣ, но на подобные поступки страна вообще смотрѣла неодобрительно, п если папскія рѣшенія не нравились, ихъ игнорировали и не исполняли. Въ нѣсколькихъ очень рѣдкихъ случаяхъ папы посылали въ Англію легатовъ, но каждый разъ по просьбѣ короля. Когда позднѣе папа сталъ требовать себѣ права посылать въ Англію легатовъ по собственной иниціативѣ, ему говорили, что никакой легатъ не можетъ быть принятъ въ Англіи безъ согласія короля. Папа въ то время не имѣлъ никакого касательства къ назначенію нашихъ архіепископовъ и епископовъ. Они избирались и посвящались въ Англіи безъ всякихъ сношеній съ нимъ. Только архіепископы послѣ своего назначенія и посвященія или перемѣщенія на архіепископскую каѳедру и послѣ интронизаціи обращались къ папѣ съ просьбою о дарованіи палліума, который онъ давалъ или посылалъ имъ, какъ отличіе ихъ сана и какъ знакъ общенія ихъ съ апостольскою каѳедрою; но англійскіе архіепископы осуществляли всю свою митрополичью власть со дня посвященія, не дожидаясь дарованія палліума. Папскія посланія и буллы не могли быть опубликованы въ Англіи безъ согласія короля. Таково было отношеніе англійской церкви къ римскимъ папамъ въ теченіе болѣе пяти вѣковъ, отъ прибытія въ Англію св. Августина до смерти короля Генриха I въ 1135 г.
Въ теченіе слѣдующихъ четырехъ вѣковъ по смерти Генриха I папа успѣлъ мало-по-малу усилить свою власть надъ англійскою церковью. Какъ это случилось? Я думаю, что этимъ онъ обязанъ былъ въ очень значительной степени такъ называемымъ подложнымъ лжѳисидоровымъ декреталіямъ. Эти документы были поддѣланы во Франціи въ половинѣ IX в. Они выдавали себя за посланія древнихъ римскихъ
епископовъ перваго, второго и третьяго вѣковъ. Въ этихъ посланіяхъ эти древніе римскіе епископы представляются усвояющими себѣ монархическую впасть надъ всею каѳолическою церковью на Востокѣ и на Западѣ. Въ IX в. въ западныхъ церквахъ образованіе было очень не высоко. Никто теперь не считаетъ эти документы подлинными; но въ IX и слѣдующихъ вѣкахъ ихъ принимали за подлинные. Въ первые два вѣка послѣ ихъ изготовленія ими, однако, пользовались мало. Лишь при Гильдебрандѣ, сдѣлавшемся впослѣдствіи папою и извѣстномъ подъ именемъ Григорія VII, эти поддѣльныя декреталіи стали вносить въ сборники каноновъ. Но въ Англіи о нихъ узнали лишь послѣ Генриха I, когда итальянскимъ монахомъ Граціаномъ издано было подъ заглавіемъ Decretum руководство по каноническому праву, содержавшее много матеріала, заимствованнаго изъ подложныхъ декреталій. Это руководство сдѣлалось чрезвычайно популярнымъ на всемъ Западѣ, не только на континентѣ, но и въ Англіи. Народъ научался теперь смотрѣть на папу, какъ на духовнаго самодержца, который можетъ издавать законы для всей церкви, вмѣшиваться въ дѣла каждаго діоцеза, назначать вездѣ, гдѣ ему угодно, епископовъ и низлагать ихъ по своему желанію. Вся духовная юрисдикція считалась истекающей отъ него, и всякій христіанинъ могъ аппеллировать отъ церковныхъ судовъ своей страны къ высшему центральному аппѳлляціонному суду въ Римѣ. Вся эта обширная впасть, какъ полагали, дана была Господомъ св. Петру, котораго считали первымъ папою, и завѣщана была послѣднимъ своимъ преемникамъ на римской каѳедрѣ.
Было и другое событіе, способствовавшее усиленію папской власти на Западѣ, а слѣдовательно и въ Англіи,—это прискорбный разрывъ общенія между Востокомъ и Западомъ, совершившійся въ 1054 г. при папѣ Львѣ IX и константинопольскомъ патріархѣ Михаилѣ Кѳруларіи. Слѣдствіемъ этого разрыва было выдѣленіе римской каѳедры, какъ единственной апостольской каѳедры, извѣстной западнымъ христіанамъ. До разрыва общенія западные христіане представляли себѣ каѳолическую церковь состоящею подъ управленіемъ замѣстителей пяти апостольскихъ или по крайней мѣрѣ патріаршихъ каѳедръ, именно епископовъ римскаго, константинопольскаго, александрійскаго, антіохійскаго и іерусалимскаго. Но послѣ 1054 г. четыре изъ этихъ пяти каѳедръ
оказались въ глазахъ западныхъ стоящими внѣ каѳолическаго общенія; поэтому римская каѳедра, прежде считавшаяся лишь одною изъ пяти апостольскихъ каѳедръ, теперь одна стала выситься во всемъ своемъ величіи апостольской каѳедры. Слѣдствіемъ этого было то, что равновѣсіе силъ въ церкви было нарушено, и для неумѣреннаго развитія притязаній папы не стало болѣе задержекъ.
Насколько мнѣ извѣстно, англійская церковь не имѣла абсолютно никакого отношенія къ разрыву между Востокомъ и Западомъ. Англійскій народъ на своемъ островѣ тогда былъ слишкомъ отрѣзанъ отъ умственныхъ движеній и крупныхъ событій, происходившихъ на континентѣ. Мы, англичане, по всей вѣроятности, услышали о прекращеніи общенія между Востокомъ и Западомъ лишь спустя нѣсколько лѣтъ послѣ того, какъ оно произошло; а когда и услышали, то могли услышать объ этомъ ^событіи лишь въ передачѣ папы. Если я не слишкомъ ошибаюсь, дѣйствительною причиною, приведшею къ печальному раздѣленію христіанскаго міра, были чрезмѣрныя, все болѣе увеличивавшіяся притязанія папы. Общее же признаніе подложныхъ декреталій дѣлало въ XI, XII и слѣдующихъ вѣкахъ почти невозможнымъ для западныхъ христіанъ понять, сколь неосновательны и сколь несправедливы были эти притязанія.
Я не буду много говорить о четырехъ вѣкахъ папскаго владычества въ Англіи, сч> XII по XYI в. Папская тиран-нія бь ла столь тягостною и папская курія столь алчною и жадною, что еще задолго до своего отдѣленія отъ папы мы, англичане, вынуждены были издать самые строгіе законы для обузданія его чудовищныхъ притязаній и его вымогательствъ. По нашимъ старымъ обычаямъ и законамъ, когда освобождалась епископская каѳедра, новый епископъ долженъ былъ избираться деканомъ и капитуломъ каѳедральной церкви діоцеза, и это избраніе должно было затѣмъ утверждаться архіепископомъ провинціи съ одобренія короля. Но въ XIII в. папы начали предоставлять себѣ право замѣщенія всѣхъ церковныхъ должностей,—включая епископства,—которыя освобождались во время пребыванія занимавшихъ ихъ лицъ при папской куріи. А въ половинѣ XIV в., въ 1363 г. папа Урбанъ V предоставилъ себѣ замѣщеніе и распоряженіе всѣми патріаршими, архіепископскими и епископскими каѳедрами, вакантными въ то время,
или имѣвшими освободиться при его жизни. Такое же право послѣ Урбана предоставляли себѣ и всѣ его преемники. Такимъ путемъ папы отняли у капитуловъ, митрополитовъ и провинціальныхъ синодовъ на западѣ ихъ права, относящіяся къ избранію и утвержденію патріарховъ, архіепископовъ и епископовъ, и этимъ отнятіемъ не только усилили свою власть, но и поглощали въ свою казну огромныя суммы денегъ, такъ какъ заставляли всѣхъ вновь назначаемыхъ епископовъ уплачивать за свое назначеніе очень тяжелыя пошлины. Такъ напримѣръ въ XIY в. каждый архіепископъ кэнтерберійскій и каждый архіепископъ іоркскій должны были уплачивать при своемъ назначеніи въ папскую казну десять тысячъ флориновъ золотомъ, а епископы винчестерскіе, каѳедра которыхъ считалась очень богатою, должны были платить даже двѣнадцать тысячъ флориновъ золотомъ.
Противъ этихъ и другихъ подобныхъ имъ дѣйствій папы англійская церковь и англійская нація заявляли сильный протестъ. Въ XIV в. англійскимъ парламентомъ принято было нѣсколько законовъ, въ силу которыхъ папа, хотя и удержалъ за собою съ формальной стороны назначеніе англійскихъ архіепископовъ и епископовъ, однако назначалъ всегда тѣхъ лицъ, которыхъ указывалъ ему англійскій король. Дѣйствительнымъ избирателемъ епископовъ сдѣлался такимъ образомъ король, удерживающій за собою эту функцію и до сихъ поръ. Разумѣется, какъ тогда, такъ и теперь, хотя выбиралъ и выбираетъ епископовъ на практикѣ король, избираемыя имъ лица дѣлаются епископами лишь послѣ посвященія ихъ митрополитомъ съ участіемъ другихъ епископовъ провинціи, и если бы избрано было дѣйствительно недостойное лицо, въ посвященіи ему было бы отказано.
Въ концѣ XV и началѣ XVI в. папскій престолъ занимали одинъ за другимъ лица мірского образа мыслей, иногда страшно безнравственныя и даже невѣрующія. Укажу на Сикста IV, Иннокентія VIII, Александра VI, Юлія II и Льва X. Этотъ сплошной рядъ дурныхъ папъ навлекъ дурную репутацію на институтъ папства и подготовилъ умы на Западѣ къ возстанію противъ папской системы. Возстаніе началось въ Германіи съ выступленія Лютера и отсюда распространилось на Швецію, Норвегію и Данію, на Швейцарію и на многія части Франціи, на Голландію и наконецъ на Англію. Но въ Англіи ходъ реформаціи былъ совершенна
иной, чѣмъ на континентѣ. Тамъ, т. е. на континентѣ, когда реформа панства оказалась невозможною, люди потеряли терпѣніе и вѣру въ церковь. Они горячо возстали противъ духовной порчи на верху. Въ гнѣвѣ они ниспровергли церковь и сфабриковали себѣ сами новое богословіе и новую организацію. Они положили начало новымъ церквамъ, не имѣющимъ органической преемственной связи съ древнею католическою церковью, существовавшею до того времени. Въ Англіи движеніе приняло совершенно иную форму. Измѣненій въ ученіи здѣсь ле появлялось въ теченіе многихъ лѣтъ. Не было попытки организовать новую церковь. Не было возстанія народа противъ своихъ оффиціальныхъ начальниковъ, не было „пророка, какъ Лютеръ, который бы владѣлъ привязанностью народа, не было богослова-логика, какъ Кальвинъ, который бы господствовалъ надъ умами“. Англійская реформація была проведена королемъ и его парламентомъ, дѣйствовавшими въ союзѣ съ епископами. Главный шагъ, сдѣланный въ царствованіе Генриха VIII, состоялъ въ сверженіи папскаго ига. Мы, англичане, отказались признавать, что папа имѣетъ по закону Христову власть надъ англійскою церковью. Мы могли бы оставить за нимъ патріаршескую власть, данную ему отцами или соборами во вниманіе къ тому, что Римъ былъ столицею имперіи, или добровольно признанную нами изъ благодарности къ римской каѳедрѣ за присылку къ намъ миссіонеровъ, впервыѳ проповѣдавшихъ, намъ евангеліе. Но папа не хотѣлъ и слышать о простой патріаршеской власти. Онъ требовалъ признанія его самодержавнымъ монархомъ всей церкви въ силу монархической власти, унаслѣдованной будто бы отъ св. Петра, а св. Петру данной Христомъ.
Вы русскіе несомнѣнно должны сочувствовать нашему рѣшенію отвергнуть эти папскія притязанія, принятыя собственно во времена невѣжества на основаніи документовъ, оказавшихся потомъ подложными. Папство основано на подлогахъ. Вы никогда ничего не знали объ этихъ подлогахъ, и потому никогда не принимали ихъ. Мы же приняли ихъ, не эная, что они подлоги, а считая ихъ подлинными документами. Съ теченіемъ времени они привели къ такой невыносимой мірской тиранніи, что мы отбросили всю папскую систему, которая изъ нихъ выросла. Мы имѣли' возможность сдѣлать это съ спокойною совѣстью, потому что изобрѣтеніе
книгопечатанія и распространеніе на Западѣ знанія греческаго языка дали намъ возможность понять, что папское самодержавіе никогда не признавалось святыми отцами, жившими въ первые вѣка исторіи церкви, и слѣдовательно не могло входить въ первоначальное, данное Богомъ, устройство церкви.
Невозможно, я думаю, сомнѣваться въ томъ, что рано или поздно папское притязаніе на данную отъ Бога самодержавную власть надъ всею церковью было бы отвергнуто англійскою церковью и націею. Но движущею причиною, приведшею дѣло къ развязкѣ и опредѣлившею моментъ, когда она должна была наступить, послужило желаніе короля Генриха VIII вступить въ бракъ съ Анною Болѳйнъ и съ этою цѣлью добиться признанія его брака съ Екатериною аррагон-скою недѣйствительнымъ съ самаго начала. Какъ вы знаете, Екатерина аррагонская была сначала замужемъ за старшимъ братомъ Генриха VIII Артуромъ принцемъ уэльскимъ. Артуръ умеръ спустя нѣсколько мѣсяцевъ послѣ вступленія въ бракъ, не оставивъ дѣтей. По политическимъ соображеніямъ признано было желательнымъ, чтобы Генрихъ женился на вдовѣ своего брата Екатеринѣ. Но божественный законъ, ясно объявленный въ 18-й главѣ книги Левитъ, запрещалъ такой кровосмѣсительный союзъ. Этотъ законъ считался обязательнымъ для христіанъ со временъ апостольскихъ. Тѣмъ не менѣе папа Юлій II въ силу полноты своей папской власти осмѣлился сдѣлать то, чего не рѣшался никогда сдѣлать ни одинъ изъ его предшественниковъ. Онъ пренебрегъ божественнымъ закономъ и далъ молодому принцу Генриху разрѣшеніе вступить въ бракъ съ вдовою своего брата. Это разрѣшеніе или диспѳнсація, данная папою Юліемъ, была оскорбленіемъ элементарной христіанской нравственности и сама была безусловно недѣйствительна *). И бракъ, заключенный съ Екатериною, былъ также недѣйствитѳлѳнъ. Если бы Генрихъ VIII былъ хорошій человѣкъ, онъ, конечно, могъ бы придти къ сознанію, что онъ подвергаетъ свою душу страшной опасности, живя въ кровосмѣсительномъ бракѣ и тѣмъ открыто нарушая божественный законъ,-Въ дѣйствительности Генрихъ VIII былъ дурной человѣкъ; но онъ имѣлъ полное право обратиться къ папѣ Клименту VII
1) Относительно недѣйствительности этой диспенсаціи я позволю себѣ отослать читателя къ моей книгѣ: Marriage with а Deceased Wife’s Sister, p. 114, note 1.
съ просьбою объявить его бракъ недѣйствительнымъ съ самаго начала, и папа обязанъ былъ по справедливости сдѣлать это. Но папа очень боялся императора Карла Y, который приходился племянникомъ Екатеринѣ аррагонской, и все откладывалъ свое рѣшеніе по этому дѣлу, которое Генрихъ отдалъ на его судъ. Наконецъ, терпѣніе Генриха истощилось, и не добившись отвѣта изъ Рима, онъ предложилъ дѣло о своемъ бракѣ съ Екатериною на судъ архіепископа кэнтерберійскаго, примаса всей Англіи. Архіепископъ кентерберійскій, выслушавъ доводы обѣихъ сторонъ, 23 мая 1533 г. объявилъ бракъ Генриха съ Екатериною недѣйствительнымъ съ самаго начала.
Папа, конечно, былъ страшно раздраженъ, когда услышалъ, что произошло въ Англіи, и въ мартѣ 1534 г. объявилъ бракъ Генриха съ Екатериною законнымъ и дѣйствительнымъ *). Въ томъ же 1534 г. сначала іоркскій, а потомъ кэн-тѳрберійскій провинціальные синоды вынесли заявленія въ томъ смыслѣ, что „епископъ римскій имѣетъ въ королевствѣ Англіи не больше власти, данной ему въ св. писаніи, чѣмъ всякій другой иностранный епископъ“ 2). Такъ англійская церковь актами своихъ синодовъ формально отвергла мысль, будто папа имѣетъ надъ ней какую-нибудь данную отъ Бога власть.
Важно отмѣтить, что англійская церковь, хотя и отвергла неосновательныя притязанія папы, никогда не отнимала своего общенія отъ церкви римской. Общеніе разорвано было актомъ папы Павла III, преемника Климента VII. Онъ имѣлъ смѣлость издать буллу, обнародованную въ декабрѣ 1538 г., въ которой объявлялъ, что низлагаетъ Генриха съ престола, и отлучалъ всѣхъ англичанъ, которые будутъ признавать его своимъ государемъ. Булла, изданная Павломъ III, шла однако гораздо дальше этого. Она налагала интердиктъ на всѣ владѣнія Генриха и на всѣ церкви, находившіяся въ этихъ владѣніяхъ. Она лишала всѣхъ вѣрныхъ Генриху подданныхъ права собственности и предоставляла всѣмъ жѳ-
1) Сикстъ V, можетъ быть, способнѣйшій изъ всѣхъ послѣ-тридѳнт-скихъ папъ, „впослѣдствіи заявлялъ, что Климентъ заслужилъ постигшія его бѣдствія, потому что не расторгъ столь незаконнаго ("unholy) брачнаго союза“. Цитирую эти слова изъ великаго римско-католическаго историка лорда Актона (см. его Lectures on Modern History, edit. 1906, p. 137).
s) Dixon, History of the Church of England from the Abolition of the Roman Jurisdiction. Vol. I, pp. 227, 238.
лающимъ отобрать у нихъ имущество. Она разрѣшала всѣхъ подданныхъ короля отъ присяги на вѣрность и приказывала всѣмъ королевскимъ судьямъ и другимъ должностнымъ лицамъ и служащимъ йодъ страхомъ отлученія отказать ему въ повиновеніи. Она запрещала вступать съ нимъ или съ его сторонниками въ какія бы то ни было сношенія, покупать у нихъ что-либо или продавать, устраивать торги, доставлять припасы или другое имущество или вести какія-нибудь другія дѣла; тѣхъ же, кто стали бы вступать съ ними въ такія сношенія, объявляла лишенными имущества и предоставляла всякому желающему взять его у нихъ. Въ случаѣ, если бы король продолжалъ упорствовать, булла требовала отт» всѣхъ дворянъ и свѣтскихъ лицъ въ королевствѣ возстать противъ него и изгнать его, если потребуется, силою оружія изъ его владѣній, запрещала всѣмъ другимъ королямъ и императорамъ заключать договоры и соглашенія съ нимъ, каковые договоры и соглашенія, настоящіе и будущіе, пана заранѣе всѣ отмѣнялъ и признавалъ не имѣющими силы; правителямъ всѣхъ народовъ предписывалось идти на него войною и такимъ путемъ привести его къ повиновенію римскому престолу 1). Конечно, англичане не намѣрены были признавать за какимъ нибудь итальянскимъ епископомъ (ecclesiastic) право низлагать ихъ короля и разрушать ихъ страну. Булла, насколько дѣло касалось ея непосредственной цѣли,было не болѣе, какъ brutum fulmen (молнія, ве попавшая въ цѣль), но она имѣла то дѣйствіе, что положила конецъ взаимообщѳнію, существовавшему между англійскою церковью и римскою. Римская церковь отдѣлилась отъ англійской. Англійская церковь никогда формальнымъ актомъ не отдѣлялась отъ римской. С'о времени Генриха VIII и до сего дня, за исключеніемъ недолгаго царствованія Маріи, Англія и Римъ находились внѣ общенія другъ съ другомъ, но отвѣтственность за такое положеніе вещей падаетъ не на наши плечи.
Епископы англійской церкви, равно какъ и англійскій король, неоднократно заявляли, что никогда не имѣли намѣренія отдѣляться отъ католической цѳрквп. Такъ, напримѣръ, въ 1536 г. король Генрихъ пожелалъ, чтобы достопочтенный Кутбертъ Тэнстадъ, епископъ дургамскій, на-
‘) Булла напечатана въ Magnum Bullarium Romanum (edit. Laertius Clieruhinus, 1727 Luxemburg, tom. I, pp. 707—712). См. также Burnet, History of the Reformation (edit. Pocock, 1865 Oxford, Vol. IV, pp. 318—334).
45
писалъ къ кардиналу Полю и объяснилъ ѳму чувства англійскаго короля. Тэвстапъ исполнилъ это желаніе и въ своѳыъ письмѣ между прочимъ говорилъ: „Вы думаете, что... его милость король уклонился отъ единства Христовой церкви и что... онъ намѣревается отдѣлить свою англійскую церковь отъ единства цѣлаго тѣла христіанства,... въ чемъ, конечно, и вы и другіе, думающіе такъ о немъ, ошибаетесь... Его всецѣлое намѣреніе то, чтобы ни самому не отдѣляться, ни своего королевства не отдѣлять никоимъ образомъ отъ единства католической церкви Христовой, но ненарушимо всегда содержать и соблюдать это единство“ ‘). Подобнымъ образомъ архіепископъ кэнтербѳрійскій Кранмѳръ въ своей благородной аппѳлляціи отъ папскаго приговора „къ вселенскому собору, во Святомъ Духѣ собравшемуся и представляющему святую католическую церковь“ говоритъ:—„Что касается моего ученія, то никогда у меня не было въ мысли учить противно слову Божію и католической церкви Христовой, какъ ихъ ученіе изложено святѣйшими и ученѣйшими отцами и мучениками. Я только думаю и сужу, какъ они думали и судили. Я могу заблуждаться, но еретикомъ я быть не могу, потому что я готовъ слѣдовать суду слова Божія и святой католической церкви, употребляя слова, которыя они употребляли, и никакихъ другихъ и держась ихъ толкованія“ * *).
Булла Павла III, низлагавшая короля Гѳяриха и отлучавшая всѣхъ англичанъ, которыя будутъ признавать его по прежнему своимъ государемъ, не произвела никакого дѣйствія въ Англіи. Епископы, духовенство и вся нація продолжали признавать Генриха своимъ королемъ; на папскій интердиктъ и на отлученіе они не обратили никакого вниманія. Святая жертва Тѣла и Крови Господа нашего попрежнему приносилась во всѣхъ нашихъ церквахъ, таинства совершались попрежнему, народъ продолжалъ ходить въ церковь. Среди англичанъ не было ни раздѣленія, ни схизмы; всѣ продолжали пребывать въ общеніи англійской церкви, хотя папа и лишилъ эту церковь своего общенія *).
Ф. В. Пуллеръ.
‘) Palmer, Treatise on the Church of Christ. Edit. 1839, Vol. I, p. 446. ’) Dixon, History of the Church of England, IV, 502.
*) Продолженіе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки