Научная статья на тему 'Предвыборные программы кандидатов на выборах Президента РФ 2018 г. И мотивация электорального выбора россиян'

Предвыборные программы кандидатов на выборах Президента РФ 2018 г. И мотивация электорального выбора россиян Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4839
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА / КАНДИДАТЫ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ELECTION PROGRAM / PRESIDENTIAL CANDIDATES / PRESIDENTIAL ELECTIONS / POLITICAL COMPARATIVE STUDIES / CONTENT ANALYSIS / ELECTORAL LEGISLATION / ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Роман Андреевич

В статье произведён анализ предвыборных программ восьми кандидатов на пост Президента РФ в избирательной кампании 2018 г. Сопоставленение программ проведено по трём критериям: предлагаемые меры в области государственного управления и совершенствования политической системы, социально-экономическая политика, внешняя политика и международные отношения. Выявлены как общие постулаты, так и кардинальные различия в предвыборных программах. С помощью контент-анализа в каждой из программ определены доли политоцентричности, социально-экономоцентричности и интереса к внешней политике. Рассмотрев результаты социологических опросов россиян, автор также делает вывод, что большинство избирателей, принимающих участие в президентских выборах, недостаточно хорошо знакомы с предвыборными программами кандидатов и ориентируются при голосовании на личностные качества претендентов на президентское кресло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алексеев Роман Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTION PROGRAMS OF CANDIDATES FOR THE RUSSIAN PRESIDENTIAL ELECTION IN 2018 AND MOTIVATION OF THE ELECTORAL CHOICE OF RUSSIANS

The article analyzes the election programs of eight candidates for the post of President of the Russian Federation in the election campaign of 2018. The programmes were compared according to three criteria: proposed measures in the field of public administration and improvement of the political system, socio-economic policy, foreign policy and international relations. Both the general postulates and fundamental differences in the election programs were identified. Using content analysis, the shares of politsentrichna, socio-economicinterest and interest in foreign policy in each of the programs were singled out. Having considered the results of sociological surveys of Russians, the author also concludes that the majority of voters, participating in the presidential elections, is not acquainted enough with the election programs of candidates and is guided by the voting on the personal qualities of candidates for the presidency.

Текст научной работы на тему «Предвыборные программы кандидатов на выборах Президента РФ 2018 г. И мотивация электорального выбора россиян»

УДК 342.8(470); 342.843.1(470)"2018" Алексеев Р. А.

Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РФ 2018 Г. И МОТИВАцИЛ элЕКТОРАльНОГО ВЫБОРА РОссИяН

аннотация

В статье произведён анализ предвыборных программ восьми кандидатов на пост Президента РФ в избирательной кампании 2018 г. Сопоставлене-ние программ проведено по трём критериям: предлагаемые меры в области государственного управления и совершенствования политической системы, социально-экономическая политика, внешняя политика и международные отношения. Выявлены как общие постулаты, так и кардинальные различия в предвыборных программах. С помощью контент-анализа в каждой из программ определены доли политоцентричности, социаль-но-экономоцентричности и интереса к внешней политике. Рассмотрев результаты социологических опросов россиян, автор также делает вывод, что большинство избирателей, принимающих участие в президентских выборах, недостаточно хорошо знакомы с предвыборными программами кандидатов и ориентируются при голосовании на личностные качества претендентов на президентское кресло. ключевые слова:

предвыборная программа, кандидаты на пост президента, президентские выборы, политологическая компаративистика, контент-анализ, избирательное законодательство, избирательная система

структура

Введение

Предвыборная программа В. В. Путина

Предвыборные программы кандидатов от национально-патриотической оппозиции

Предвыборные программы либерально-оппозиционных кандидатов Контент-анализ тематических блоков предвыборных программ Предвыборные программы и личностные качества кандидатов Выводы

R. Alekseev

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytyshi 141014, Moscow region,

Russian Federation

ELECTION PROGRAMS OF CANDIDATES FOR THE RUSSIAN PRESIDENTIAL ELECTION IN 2018 AND MOTIVATION OF THE ELECTORAL CHOICE OF RUSSIANS

abstract

The article analyzes the election programs of eight candidates for the post of President of the Russian Federation in the election campaign of 2018. The programmes were compared according to three criteria: proposed measures in the field of public administration and improvement of the political system, socioeconomic policy, foreign policy and international relations. Both the general postulates and fundamental differences in the election programs were identified. Using content analysis, the shares of politsentrichna, socio-economicinterest and interest in foreign policy in each of the programs were singled out. Having considered the results of sociological surveys of Russians, the author also concludes that the majority of voters, participating in the presidential elections, is not acquainted enough with the election programs of candidates and is guided by the voting on the personal qualities of candidates for the presidency. key words:

election program, presidential candidates, presidential elections, political comparative studies, content analysis, electoral legislation, electoral system

ВВЕДЕНИЕ

Президентские выборы в России, согласно действующему законодательству, проводятся каждые шесть лет с использованием мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства голосов. До участия в выборах Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (ЦИК РФ) допускаются и регистрируются кандидаты, которые соответствуют предъявляемым в ст. 81 Конституции РФ1 и в федеральном законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»2 требованиям. Для того чтобы избирательная кампания по выборам главы государства состоялась, каждый из претендентов предлагает свою предвыборную программу, в ко-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.01.2019).

2 Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. от 11.12.2018 № 464-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (дата обращения: 15.01.2019).

ь

торой определяет основные направления внутренней и внешней политики России на ближайшие шесть лет. Для подготовки избирательной программы, как правило, кандидаты на пост главы государства привлекают политтехно-логов, спичрайтеров, специалистов в области государственного управления, юристов. Таким образом, являясь формально документом одного автора, по сути предвыборные манифесты становятся результатом коллективного труда единомышленников и профессионалов. В силу этого предвыборные программы занимают особое место в избирательной кампании и ориентированы на формирование определённого электорального поведения россиян.

Электоральное поведение оказалось в центре внимания политологов, правоведов и социологов с момента приобретения гражданами всеобщего избирательного права. Проблемам электорального поведения посвящены труды таких отечественных политологов, как Г. П. Артёмов [3], Г. В. Голосов [4], А. В. Кынев [6], Ю. А. Левада [8], И. В. Охременко [9], Е. Б. Шестопал и ряд иных учёных [10], рассматривающих различные подходы к пониманию электорального поведения, взаимосвязь политического поведения и политического сознания избирателей.

Среди теорий электорального поведения можно выделить: социологическую теорию (П. Лазарсфельд, Б. Берелсон), объясняющую выбор избирателей их социальной принадлежностью; социально-психологическую (А. Кэмп-белл, Ф. Конверст), в которой электоральные предпочтения избирателей при выражении поддержки определённому кандидату определяются их психологическими особенностями; теорию рационального поведения (Э. Даунс, М. Фиорина, Х. Химмельвейт), в соответствии с которой избиратель делает выбор с целью извлечения для себя максимальной выгоды [1, с. 78-79].

Целью настоящего исследования выступают сопоставление предвыборных программ кандидатов на пост главы государства в президентских выборах 18 марта 2018 г. и оценка влияния этих программ на электоральное поведение россиян. Цель раскрывается через поставленные задачи:

1) сравнить основные тезисы предвыборных программ по трём блокам: государственное управление и политическая система, социально-экономическая сфера, внешняя политика и международные отношения.

2) с помощью контент-анализа выявить степень политоцентричности, социально-экономоцентричности и интереса к внешней политике каждой из программ.

3) проанализировать массовые социологические опросы и определить роль предвыборных программ и личностных качеств кандидатов в мотивации электорального поведения.

Для достижения поставленной цели проанализированы предвыборные программы восьми зарегистрированных ЦИК РФ кандидатов на пост Президента РФ в 2018 г.: В. В. Путина, П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, К. А. Собчак, Г. А. Явлинского, Б. Ю. Титова, М. А. Сурайкина и С. Н. Бабурина [2, с. 123].

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА В. В. ПУТИНА

Программа главного фаворита президентской гонки - действующего Президента России В. В. Путина - была им представлена в ежегодном Послании к Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г.3. Президент России отметил, что в настоящее время «Россия - одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но, с точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей, мы, конечно же, ещё не достигли необходимого нам уровня»4. Данным высказыванием глава государства подчеркнул как сильные, так и слабые стороны проводимой в последние два десятилетия политики.

Условно предвыборное послание главы государства можно разделить на несколько разделов, посвящённых основным направлениям внутренней и внешней политики российского государства. Отмечено, что в области государственного управления и реформирования современной политической системы политика должна быть гибкой и сбалансированной, с наличием конструктивной и конкурентоспособной оппозиции, которая должна предложить реальную, а не «крикливую повестку дня»5, в которую бы поверили потенциальные избиратели. Пристальное внимание уделено и социально-экономической сфере, которая традиционно волнует и затрагивает практически всех избирателей. По мнению главы государства, приоритетом в социальной политике государства должны стать «сбережение народа России и благополучие граждан»6. С этой целью предлагается увеличить расходы на здравоохранение, позаботиться о создании новых форм медицинского обслуживания в малых населённых пунктах, претворить в жизнь меры, направленные на улучшение демографической политики, через совершенствование программы выплаты материнского капитала. Стоит отметить, что озвученные предложения начали реализо-вываться путём принятия соответствующих поправок в действующее законодательство.

Не обойдены были вниманием и крайне острые социальные вопросы, такие как увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин. Глава государства отметил, что в связи с увеличением средней продолжительности жизни с 65 до 73 лет, ускоряющимся процессом старения населения страны данный вопрос требует решения, которое должно приниматься в ходе открытой дискуссии.

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. 2018. 02 марта.

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. 2018. 02 марта.

5 Большая пресс-конференция Владимира Путина 14 декабря 2017 года // Президент России: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56378 (дата обращения: 23.01.2019).

6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. 2018. 02 марта.

ь

Однако, как показало дальнейшее развитие событий, проведение пенсионной реформы (поэтапное повышение пенсионного возраста) вызвало недовольство большинства граждан, которые восприняли произошедшее как неожиданную новость. Данное обстоятельство позволяет предположить, что большинство российских избирателей не были знакомы с Посланием главы государства.

В качестве ключевых направлений в области экономической политики в Президентском послании называются необходимость увеличения притока в страну новых иностранных инвестиций, развитие инновационных отраслей производства, поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, снижение налогового бремени в отношении бизнес-структур, только начавших свою деятельность, создание новых рабочих мест, обеспечение свободной рыночной конкуренции.

Особое место в предвыборной программе В. В. Путина занимают внешняя политика и международное сотрудничество. По словам главы государства, Россия по-прежнему будет проводить миролюбивую внешнюю политику, не забывая при этом о необходимом военно-стратегическом запасе, финансировании новых видов вооружений, необходимых для обороны страны контингентом вооружённых сил РФ. Отдельно Президент РФ отметил достигнутые успехи при проведении контртеррористической операции в Сирии, оказании гуманитарной помощи ДНР и ЛНР, поддержании соблюдения Минских соглашений, налаживании выгодных для России партнёрских отношений с Китаем.

Резюмируя изложенное, стоит отметить, что предвыборная программа действующего главы государства являлась наиболее реалистичной среди всех предвыборных манифестов, тем более что основные её направления начали реализовываться ещё с 2012 г.

предвыборные программы кандидатов от национально-патриотической оппозиции

Предвыборная программа одного из кандидатов-спойлеров, лидера партии «Коммунисты России» М. А. Сурайкина, получившая название «Десять сталинских ударов по капитализму», практически была озвучена ещё на парламентских выборах 2016 г. Данный документ не отличается детализацией предлагаемых лозунгов и носит популистский характер. По словам самого М. А. Сурайкина, программа является «комплексом мер возрождения социалистической экономики»7. Претендент пообещал избирателям «провести национализацию банковской системы, базовых отраслей экономики, в том числе горнодобывающую промышленность и энергетику, ЖКХ, ввести госмонополию на алкоголь и табачную продукцию». В сфере социально-экономической политики в интересах трудоспособной части населения

7 Предвыборная программа Максима Сурайкина [Электронный ресурс]. ШЬ https://president-rf.rU/page/predvybornaja-programma-maksima-surajkina#cut (дата обращения: 23.01.2019).

ь

предлагаются принятие нового Трудового кодекса, основанного «на лучших принципах советского Кодекса законов о труде», установление МРОТ на уровне 70 тыс. руб., а трудовой пенсии - 40 тыс. руб. и её последующая индексация с учётом инфляции. В области внешней политики Сурайкиным предлагается придерживаться политики патриотизма, основанной на необходимости восстановления оборонительного союза по образцу ОВД, а в последующем и возрождения СССР.

Рассмотрев данную предвыборную программу, стоит отметить, что М. А. Сурайкин, как и ещё два кандидата от национально-патриотической оппозиции П. Н. Грудинин и С. Н. Бабурин, попытался использовать ностальгию граждан по советской эпохе. Поэтому их программы практически идентичны, а лозунги носят популистский характер. Вполне возможно, что именно этим объясняется то незначительное количество голосов, которые получили данные кандидаты на выборах.

Предвыборная программа кандидата от партии КПРФ, известного бизнесмена П. Н. Грудинина, уже попробовавшего свои силы в большой политике (выдвижение на парламентских выборах 2016 г. от партии КПРФ), представлена под названием «20 шагов Павла Грудинина». На взгляд П. Н. Грудинина, с опорой на команду КПРФ, левые и национально-патриотические силы Россия превратится «в сильную и могучую державу, которая сможет преодолеть бедность, обеспечить достойную жизнь граждан»8. Предвыборная программа П. Н. Грудинина начинается c предложения «смены экономической стратегии», для чего проводится идея о национализации крупных банков, возвращении монополии государства на производство и продажу этилового спирта, благодаря чему будет сформирован «бюджет развития вместо бюджета деградации и обнищания». Для достижения этого указывается на необходимость вернуть в Россию денежные средства, хранящиеся в долговых обязательствах и банковских структурах США, вложить их в российскую науку, образование и производство. Предлагается также повышение налоговой ставки для обеспеченных граждан страны. Стоит отметить, что предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения фигурирует в предвыборных программах многих кандидатов (В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, К. А. Собчак). В области социальной политики кандидат от левых и национально-патриотических сил предлагает контролировать цены на товары первой необходимости, продукты питания, снизить цены на лекарства, тарифы ЖКХ и транспортные перевозки, не повышать пенсионного возраста, а также ряд иных мер, направленных на поддержку социальной сферы.

В области государственного строительства и стабилизации политической системы предлагается «повышение качества государственного управления» путём учреждения Высшего государственного совета, без одобрения

8 Предвыборная программа Павла Грудинина [Электронный ресурс]. URL: https://president-rf. ru/page/predvybornaja-programma-pavla-grudinina#cut (дата обращения: 23.01.2019).

ь

которого не сможет приниматься ни одно принципиально важное решение Президента РФ. Предлагается внести поправки в Конституцию РФ, направленные на ограничение власти главы государства и расширение полномочий парламента, подотчётность главы государства парламенту и народу (с помощью обеспечения проведения в стране федеральных референдумов по всем ключевым вопросам государственной политики).

Внешней политике и международному сотрудничеству в программе П. Н. Грудинина не уделено большого внимания. Базовым принципом внешней политики предлагается сделать гарантию обороноспособности и безопасности страны, чего можно достичь путём повышения боеготовности Вооружённых Сил РФ, престижа военной службы и службы в правоохранительных органах.

Проанализировав программу П. Н. Грудинина, можно констатировать, что она во многом повторяет основные положения предвыборной программы Г. А. Зюганова на выборах главы государства в 2012 г. и партии КПРФ на парламентских выборах 2016 г.

Программа С. Н. Бабурина «Российский путь в будущее!» предполагает «построение в России гармоничного и процветающего общества социальной справедливости»9. На наш взгляд, программа довольно абстрактна и включает много обобщений, но в то же время весьма лаконична и доступна для понимания избирателями. В области государственного управления кандидатом предлагается «модернизация отечественной политической системы с опорой на традиционные формы русского и советского народовластия». На взгляд лидера «Российского общенародного союза», главной задачей в области государственного строительства является возврат российскому народу «достойной власти», для чего необходимо отправить в отставку «неолиберальное правительство Д. А. Медведева, на смену которому должно прийти антикризисное коалиционное правительство народного доверия».

В экономической политике акцент делается на принятие комплекса законов, которые позволят преодолеть сырьевую зависимость России путём претворения в практику политики протекционизма в сфере отраслей народного хозяйства. Социальная политика, по мнению С. Н. Бабурина, должна включать в себя обеспечение для всех категорий населения бесплатной медицины и образования, отмену ЕГЭ, борьбу с бедностью, увеличение бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение и товары первой необходимости для малообеспеченных граждан. В области внешней политики и международного сотрудничества С. Н. Бабурин выступает за укрепление и сотрудничество Союзного государства России и Белоруссии и Евразийского Экономического союза, усиление главенствующей роли России в рамках ШОС и БРИКС. Спецификой предвыборной программы С. Н. Бабурина явля-

9 Предвыборная программа Сергея Бабурина [Электронный ресурс]. URL: https://president-rf. ru/page/predvybornaja-programma-sergeja-baburina#cut (дата обращения: 23.01.2019).

ь

ется предложение сотрудничества с рядовыми гражданами, наказы и суждения которых, если они направлены на защиту всех граждан государства, он готов включить в свою предвыборную программу.

Предвыборная программа В. В. Жириновского является частью манифеста партии ЛДПР. Программа самая объёмная из представленных и включает в себя 111 пунктов10. В области политической сферы В. В. Жириновский последовательно с момента возникновения партии ЛДПР (т. е. с 1989 г.) настаивает на изменении формы государственного устройства России, считая, что страна должна стать унитарным государством с административным делением на губернии, как это было в Российской империи. В. В. Жириновским также предлагаются проведение свободных и честных парламентских выборов один раз в году по пропорциональной системе, упразднение Совета Федерации и передача его полномочий Государственной Думе с последующим сокращением её численности.

Экономической политике в предвыборной программе В. В. Жириновского уделено значительно больше внимания, чем государственному устройству. Им предлагается провести полномасштабную индустриализацию с целью восстановления разрушенной в 1990-е гг. промышленности, снизить налоги для предприятий обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства, освободить от налогообложения науку и производство, а также ряд иных мер, направленных на стабилизацию российской экономики. В области социальной политики предлагаются поддержание «культа семьи» и семейных ценностей, увеличение суммы материнского капитала, обеспечение молодых семей доступным жильём и ряд иных мер. Отдельное внимание лидером ЛДПР уделяется решению так называемого русского вопроса, который партия В. В. Жириновского последовательно поднимает с начала 1990-х гг. С этой целью предлагается предоставить русскому народу статус государствообразующего, ввести квоты на импорт зарубежной кинопродукции, открыть в крупных городах страны Русские Дома как центры русской культуры11. Лидер ЛДПР объясняет это предложение заботой о самобытности русской культуры12. Он последовательно выступает с данными предложениями против засилья западной культуры потребления с первого выдвижения на пост главы государства в 1991 г.

10 Предвыборная программа Владимира Жириновского [Электронный ресурс]. URL: https:// president-rf.ru/page/predvybornaja-programma-vladimira-zhirinovskogo#cut (дата обращения: 23.01.2019).

11 Предвыборная программа Владимира Жириновского [Электронный ресурс]. URL: https:// president-rf.ru/page/predvybornaja-programma-vladimira-zhirinovskogo#cut (дата обращения: 23.01.2019).

12 Последние соцопросы по выборам президента России в 2018 году продемонстрировали настроения избирателей [Электронный ресурс]. URL: http://www.1rre.ru/74658-poslednie-socoprosy-po-vyboram-prezidenta-rossii-v-2018-godu-opisali-nastroeniya-izbiratelej-v-kanun-gryadushhego-sobytiya.html (дата обращения: 23.01.2019).

ь

В предвыборной программе В. В. Жириновского нет отдельного раздела, посвящённого внешней политике и международным отношениям, однако содержатся отдельные тезисы, затрагивающие данные вопросы. Лидер ЛДПР подчёркивает, что при вступлении в международные организации Россия должна ставить на первое место свои интересы, для чего прежде всего необходимо выйти из состава ВТО, оказывать финансовую помощь странам ЕС при условии роспуска блока НАТО. В. В. Жириновский выступает за укрепление вооружённых сил и органов безопасности с помощью модернизации армии путём перехода её формирования на добровольную основу, за социальную поддержку военнослужащих и членов их семей.

Обобщая сказанное, отметим, что предвыборная программа В. В. Жириновского наиболее детально освещает векторы различных направлений внутренней политики страны, что свидетельствует о том, что он отдаёт ей приоритет. При этом в отношении внешней политики лидер ЛДПР во многом солидарен с политикой, проводимой действующим главой государства.

ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ ЛИБЕРАЛЬНО-ОППОЗИЦИОННЫХ КАНДИДАТОВ

Предвыборная программа Г. А. Явлинского, баллотировавшегося от партии «Яблоко», получила название «Дорога в будущее». В ней выделен ряд задач, решение которых необходимо для возврата России в лоно западной цивилизации. В качестве основных направлений в области внешней политики предлагается: «прекратить противостояние с Украиной, признать незаконным присоединение Крыма, осуществить вывод российских военных подразделений с территории Донбасса и Сирии»13. По мнению Г. А. Явлинского, все эти мероприятия послужат свидетельством миролюбивой направленности внешней политики России. В программе обозначены меры по оздоровлению общественно-политической жизни, по окончательной реализации принципа разделения властей, обеспечению независимости судебных органов власти. Все вышеперечисленные меры призваны повысить ответственность власти перед населением, создать гарантии функционирования гражданского общества и неприкосновенности института частной собственности.

Сопоставляя предвыборную программу Г. А. Явлинского с озвученными им предложениями предыдущих лет, стоит отметить схожесть документа 2018 г. с манифестом 2000 г. Это свидетельствует о последовательности оппозиционера, не изменившего своего отношения к проводимому политическому курсу.

Предвыборная программа самого молодого кандидата на пост Президента РФ К. А. Собчак была разработана политической партией «Гражданская инициатива». Этот документ, так же как и программа В. В. Жириновского, объ-

13 Предвыборная программа Григория Явлинского [Электронный ресурс]. URL: https:// president-rf.ru/page/predvybornaja-programma-grigorija-javlinskogo#cut (дата обращения: 23.01.2019).

ь

ёмен, затрагивает практически все сферы жизни российских граждан. Главными проблемами современной политической системы Ксения Анатольевна считает следующие: «несменяемость власти, порождаемая ею коррупция, несправедливое распределение общественных благ, международную изоляцию и экономический кризис»14. На её взгляд, данные обстоятельства привели страну «к созданию неэффективной версии корпоративного государства», к установлению суперпрезидентской республиканской формы правления с неограниченной властью главы государства. Она считает, что исправить сложившуюся ситуацию можно путём сокращения властных полномочий как главы государства, так и всей исполнительной власти. Как и кандидат от партии «Яблоко» Г. А. Явлинский, К. А. Собчак полагает, что Россия является неотъемлемой частью Европы. Солидаризируясь с Г. А. Явлинским, К. А. Собчак выступает за честные выборы, основанные на политической конкуренции, что, в частности, может быть обеспечено возвратом в избирательные бюллетени графы «против всех»15.

В области социально-экономической политики кандидат от партии «Гражданская инициатива» выступает за обеспечение неприкосновенности частной собственности, за поэтапную приватизацию крупных государственных корпораций, за постепенное сокращение расходов на оборону, правоохранительные органы и госаппарат. Не забывает кандидат и о проведении в государстве социальной политики, для чего необходимо осуществить пенсионную реформу в интересах большинства лиц пенсионного возраста. К. А. Собчак также выступает за сохранение светского характера образования, поддержку самобытности российского образования (особенно в школе), но при этом рекомендует сохранить ЕГЭ (против чего выступают практически все другие зарегистрированные кандидаты).

В области международной политики К. А. Собчак отдаёт предпочтение поддержанию «мирных и добрососедских отношений России с другими странами». К. А. Собчак полагает, что поскольку Россия - европейская страна, то её основной задачей должно стать выстраивание партнёрских отношений со странами ЕС. Собчак выступает за принятие Россией мер, направленных на отмену западных санкций, для чего необходимо прекратить «гибридную войну, которую Россия ведёт на территории Восточной Украины и вернуть Крым, который, согласно международному праву, является территорией Украины».

Очевидно, что большая часть пунктов предвыборной программы К. А. Собчак не нашла отклика не только у патриотически настроенной части избирателей, но и среди приверженцев либеральных взглядов.

14 Предвыборная программа Ксении Собчак [Электронный ресурс]. URL: https://president-rf. ru/page/predvybornaja-programma-ksenii-sobchak#cut (дата обращения: 23.01.2019).

15 Последние соцопросы по выборам президента России в 2018 году продемонстрировали настроения избирателей [Электронный ресурс]. URL: http://www.1rre.ru/74658-poslednie-socoprosy-po-vyboram-prezidenta-rossii-v-2018-godu-opisali-nastroeniya-izbiratelej-v-kanun-gryadushhego sobytiya.html (дата обращения: 23.01.2019).

ь

Предвыборная программа Б. Ю. Титова, занимающего должность Уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей, а также лидера «Партии роста», как и программа Сергея Бабурина, лаконичная и тезисная. Она включает в себя положения о прогрессивной экономической политике, направленной на отказ от «первенства сырьевого сектора»16 и на поощрение частной инициативы граждан. Б. Ю. Титов подтверждает свою приверженность действующему политическому курсу, т. е. политике, проводимой В. В. Путиным, при этом отмечая, что «общество уже не довольствуется стабильностью, а хочет перемен, прежде всего социально-экономических». Кандидат подчёркивает, что для проведения реформ «сверху» необходима «стабильность и во внешнем мире», которая может быть обеспечена только «сильной Россией, с которой будут считаться мировые лидеры».

Проанализировав программу Б. Ю. Титова, можно прийти к выводу, что она носит декларативный характер. Автор тиражирует широко известные либеральные лозунги, но при этом не решается критиковать действующую власть. Подобная двойственность самым негативным образом повлияла на результаты голосования. Пришедшие на избирательные участки граждане не увидели в Б. Ю. Титове независимого участника президентской кампании. И даже интересный и интригующий поначалу предвыборный ролик, вопрошающий «А что, Титов?», так и остался без ответа.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЛОКОВ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ

Анализ содержания предвыборных программ кандидатов на пост Президента РФ необходимо дополнить результатами контент-анализа, проведённого нами с целью определения, какой из трёх блоков проблем (государственное управление и политическая система, социально-экономическая сфера, внешняя политика и международные отношения) является приоритетным для каждого из политиков.

Результаты контент-анализа представлены нами в виде таблиц и графиков. На рис. 1 отображены подсчёты объёмов предвыборных программ кандидатов, позволяющие судить о степени проработанности ими ключевых вопросов жизни страны. Таблица 1 даёт представление о том, какое место занимают в данных программах три блока проблем (вопросы государственного управления, социально-экономическая сфера и внешняя политика). Данные анализировались с помощью сервиса «Статистика» программы Microsoft Word. Вычислялось количество знаков (символов) в каждом блоке по отношению ко всему объёму текста предвыборной программы.

16 Предвыборная программа Бориса Титова [Электронный ресурс]. URL: https://president-rf.ru/ page/predvybornaja-programma-borisa-titova#cut (дата обращения: 23.01.2019).

ь

Рис. 1. Объёмы избирательных программ кандидатов на пост Президента РФ на выборах 18 марта 2018 г. (тыс. зн.)

Таблица 1

Соотношение рассматриваемых проблем в предвыборных программах кандидатов на пост Президента на выборах 18 марта 2018 г. (%)

Кандидаты Государственное управление Социально-экономическая сфера Внешняя политика и международные отношения

Действующий Президент В. В. Путин 7 80 13

Кандидаты национально-патриотической оппозиции В. В. Жириновский 42 55 3

П. Н. Грудинин 24 72 4

М.А. Сурайкин 76 14 10

С. Н. Бабурин 25 57 18

Либерально-оппозиционные кандидаты Г. А. Явлинский 74 14 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К. А. Собчак 59 24 17

Б. Ю. Титов 17 72 11

Из представленной таблицы видно, что действующий глава государства В. В. Путин отводит центральное место в своей предвыборной программе социально-экономической сфере, конкуренцию которой не смогла составить даже весьма актуальная внешняя политика. Лишь третье место отводится в программе Президента вопросам государственного управления. Это может объясняться тем, что именно Президент являлся архитектором нынешней вертикали власти, которую он считает в целом довольно эффективной.

Все остальные кандидаты, как от национально-патриотической, так и от либеральной оппозиции, ставят на последнее место вопросы, касающиеся внешней политики и международных отношений, отдавая приоритет либо государственному управлению (Г. А. Явлинский, К. А. Собчак, М. А. Сурайкин), либо вслед за действующим Президентом социально-экономической сфере (П. Н. Грудинин, В. В. Жириновский, С. Н. Бабурин, Б. Ю. Титов).

Столь незначительное внимание, уделяемое разными кандидатами внешней политике, объясняется, впрочем, разными причинами. Если патриотически настроенные претенденты согласны с проводимым внешнеполитическим курсом В. В. Путина и им просто нечего добавить, то кандидаты-либералы предлагают «капитулянскую» программу, очевидно, весьма непопулярную у населения. В силу этого либералы предпочитают не акцентировать внимание на данных вопросах, не желая терять поддержку избирателей.

Акцент кандидатов от либеральной оппозиции (за исключением Б. Ю. Титова) на вопросах государственного управления и реформирования действующей политической системы также вполне понятен. Именно критика существующего в стране политического режима способна принести претендентам дополнительные голоса на выборах.

ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАНДИДАТОВ

Как отмечают социологи, при проведении социологических опросов наблюдается так называемый эффект престижных имён: изменение предпочтений респондентов в зависимости от популярности деятеля, о котором задаётся вопрос [7, с. 91]. Иными словами, важно не только, что говорят, но и, кто это говорит. В связи с вышеизложенным представляется весьма важным ответ на вопрос о том, голосуют ли российские избиратели за предвыборные программы (что говорят) или за личностные качества кандидатов (кто говорит)?

Ответить на этот вопрос позволяют результаты социологических опросов, проведённых накануне президентских выборов. По данным исследовательского холдинга «Ромир», большинство избирателей при голосовании на президентских выборах руководствуются личными качествами кандидатов. Так, респонденты, готовые проголосовать за лидера ЛДПР В. В. Жириновского, поддерживают его за добросовестность и честность (18%), ум (14%) и прямолинейность (14%)17. Оценивая личные качества Г. А. Явлинского, большинство опрошенных отметили его образованность и эрудированность: 30% респондентов считают его «хорошим экономистом», ещё 20% - грамотным, 17% - интеллигентным, 13% - умным. Объясняя свои симпатии к К. А. Собчак, респонденты отмечают такие её качества, как ум (32%), «свежие политиче-

17 Последние данные о рейтингах кандидатов на выборы 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://president-rf.ru/page/poslednie-dannye-o-rejtingah-kandidatov-na-vybory-2018 (дата обращения: 21.01.2019).

ь

ские взгляды» (19%), грамотность и образованность (16%). 13% опрошенных оценили молодость кандидата, ещё 13% назвали К. А. Собчак сильной женщиной, а 6% полагают, что «она сделала себя сама»18.

В ходе данного исследования только единожды опрошенные наряду с личными качествами отметили достоинства предвыборной программы кандидата. Так, среди достоинств С. М. Миронова, который, впрочем, так и не стал баллотироваться на президентский пост, 17% опрошенных респондентов отметили достоинства его предвыборной программы.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что большинство избирателей, отдавая свой голос в поддержку кандидата, в первую очередь оценивают его личностные, деловые, морально-нравственные и иные качества, а также совершённый вклад в проводимую государственную политику, а не достоинства и недостатки его предвыборной программы.

Несколько сложнее дело обстоит с оценкой В. В. Путина. Большинство избирателей наделяют его качествами, которые, на их взгляд, являются ключевыми для политического лидера в современной России: уверенность в себе и проводимой политике, компетентность, волевой характер, консервативность (что часто олицетворяют с последовательностью в принятии решений и стабильностью проводимого им политического курса) и ряд иных привлекательных для избирателей качеств. Ещё в 2000 г., т. е. во время первого президентства В. В. Путина, социологи отмечали преобладание среди большинства опрошенных мнения о том, что «в нынешнем Президенте воплотились те требования, которые предъявляет современное российское общество к национальному лидеру» [5, с. 80].

Однако при оценке В. В. Путина важны не только его личные качества, но и проводимая им на протяжении последних 18 лет политика по увеличению обороноспособности государства, развитию экономики, повышению международного авторитета страны.

Восприятие политиков гражданами закономерно отразилось на результатах президентских выборов 2018 г. (рис. 2).

Из представленных таблицы и графика видно, что действующий глава государства В. В. Путин заручился поддержкой в 76,69%, что составляет свыше 56 млн. избирателей. Многие начинания, озвученные в ходе избирательной кампании 2018 г., уже начали претворяться в жизнь в его третий срок президентства. Поэтому, голосуя за данного кандидата, избиратели выражали свою поддержку проводимому в стране политическому курсу.

18 Последние данные о рейтингах кандидатов на выборы 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://president-rf.ru/page/poslednie-dannye-o-rejtingah-kandidatov-na-vybory-2018 (дата обращения: 21.01.2019).

ь

Рис. 2. Результаты голосования избирателей на президенстких выборах 18 марта 2018 года (%)

Кандидаты от национально-патриотической оппозиции (П. Н. Грудинин, В. В. Жириновский, М. А. Сурайкин, С. Н. Бабурин) в совокупности получили поддержку 18,75% избирателей. Это свидетельствует о том, что данные политические силы утратили свою былую популярность у избирателей (по сравнению с 90 гг. прошлого века), однако левые идеи ещё находят свою поддержку среди части избирательного корпуса страны. Либерально-оппозиционные кандидаты (К. А. Собчак, Г. А. Явлинский, Б. Ю. Титов) получили поддержку всего лишь 3,44% избирателей, т. е. идеи правых политических сил не находят отклика у большинства граждан страны.

выводы

Проанализировав предвыборные программы кандидатов, можно прийти к выводу, что все они в той или иной мере освещали нерешённые в России проблемы.

Программа В. В. Путина реализуется на практике с 2012 г. [11, с. 205]. Многие начинания, озвученные в ходе избирательной кампании 2018 г., начали претворяться в жизнь ранее. Поэтому, голосуя за данного кандидата, избиратели выражали свою поддержку проводимой в стране политике.

В предвыборных программах кандидатов от левых и национально-патриотических политических партий П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, М. А. Сурайкина и С. Н. Бабурина акцентировано внимание на критике существующего политического режима, нерешённости проблем в сфере социальной защиты граждан, отсутствии экономической стабильности и ряде других нерешённых проблем. Результаты, полученные двумя основными кандида-

тами от левых сил П. Н. Грудининым и В. В. Жириновским, свидетельствуют о том, что их предвыборные программы и тезисы поддерживают практически 10 млн. избирателей, что наглядно демонстрирует факт запроса граждан страны на социальную справедливость и более активное вмешательство государства в экономическую сферу.

Либерально настроенные кандидаты К. А. Собчак, Г. А. Явлинский и Б. Ю. Титов подчёркивали необходимость возврата России на западный путь развития, выступая за демократизацию политической системы и неприкосновенность частной собственности, т. е. за те ценности, которые отстаивали «младореформаторы» в 1990-е гг., незначительно модифицировав их в соответствии с существующими политическими реалиями. Полученные ими скромные результаты свидетельствуют о том, что после неудачно проведённых либерально-демократических реформ, политики «шоковой терапии», ваучерной приватизации и прочих непопулярных реформ 90-х гг. среди большинства населения страны (особенно представителей старшего поколения) программы данных кандидатов не пользуются популярностью и поддержкой. Однако и у данных кандидатов (прежде всего у К. А. Собчак) есть свои сторонники в лице подрастающего поколения (лиц в возрасте от 18 до 24 лет), голосующие за «западные ценности» (одна из разновидностей концепции рационального выбора, т. н. теория «перспективного голосования» Х. Химмельвейт [12]). Они в силу возраста не помнят или не знают о событиях, происходивших в стране в 1990-е гг.

Проведённый контент-анализ предвыборных программ кандидатов на пост президента продемонстрировал, что наиболее политоцентричной выступает программа радикально настроенного кандидата от национально-патриотических сил М. А. Сурайкина (76%), спекулирующего на советской ностальгии. Вслед за ним идут программы кандидатов от либеральной оппозиции Г. А. Явлинского (74%) и К. А. Собчак (59%), которые также резко критикуют действующую политическую систему, ратуя за возврат к демократии западноевропейского образца. Наиболее социально-экономоцентричной предвыборной программой выступает программа действующего главы государства В. В. Путина (80%), что объясняется его же словами, характеризующими современное состояние российской экономики и социальной сферы, о том, что они нуждаются в дополнительном внимании и финансировании со стороны государства. Близки к его показателям по социально-экономоцентрической направленности и программы П. Н. Грудинина (72%), Б. Ю. Титова (72%), С. Н. Бабурина (57%), В. В. Жириновского (55%), что свидетельствует о том, что запрос на социальную справедливость и защиту отечественной экономики волнует кандидатов, представляющих интересы как трудового народа, так и бизнеса. Сфера международных отношений и внешней политики не так сильно отражена в предвыборных программах кандидатов, как государственное управление и социально-экономическая сфера. Самые представительные резуль-

ь

таты по этим вопросам у С. Н. Бабурина (18%), К. А. Собчак (17%), однако по общим показателям в их программах она занимает последнее место. И лишь у главы государства международные отношения и внешняя политика (13%) занимают второе место после социально-экономической сферы.

Анализ социологических опросов граждан позволяет сделать вывод, что избиратели руководствуются не тезисами, содержащимися в предвыборных программах, и даже не партийной принадлежностью кандидатов (данное обстоятельство свидетельствует о том, что в российских избирательных кампаниях на практике почти не применяются социальная и социально-психологическая концепции электорального поведения), а их личностными качествами, конкретными делами (т. е. руководствуются практической политикой, например, в отношении действующего главы государства). Именно этим обстоятельством можно объяснить столь высокий процент голосующих за действующего главу государства, считающих его «национальным лидером».

литература

1. Абрамов А. В. Политическая социология: учебное пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2018. 232 с.

2. Алексеев Р. А. Избирательная система как фактор становления и развития российской демократии (сравнительное политико-правовое исследование): монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 211 с.

3. Артёмов Г. П. Политическая социология: учебное пособие. М: Логос, 2002. 280 с.

4. Голосов Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. 1997. № 4. С. 44-56.

5. Климова С. Г., Якушева Т. В. Образы политиков в представлениях россиян // Полис. 2000. № 6. С. 66-81.

6. Кынев А. В. От марта до декабря: как и чем отличалось голосование за партии и их лидеров на выборах 2011/2012 // Ро1йВоок. 2012. № 1. С. 6-41.

7. Мягков А. Ю. Эффект престижных имен в социологических опросах // Полис. 2000. № 6. С. 82-93.

8. Левада Ю. А. Пирамида общественного мнения в электоральном «зеркале» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1996. № 1 (21). С. 15-20.

9. Охременко И. В. Электоральное поведение: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. Теория вопроса. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. 52 с.

10. Состояние российского общества и власти накануне президентских выборов (круглый стол) / А. Ю. Шутов, Е. Б. Шестопал, А. И. Соловьёв,

B. В. Петухов, Е. С. Петренко, М. В. Мамонов, А. С. Барсенков, А. Ю. Зудин,

C. Е. Заславский, Б. И. Макаренко, Т. А. Штукина, И. И. Кузнецов, Ю. Д. Артамонова, В. А. Зорин, К. О. Телин, Е. П. Добрынина, М. И. Жестков, А. Л. Зверев, Т. В. Евгеньева, Н. В. Смулькина // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 1. 1^1.: ШрБ:// evestnik-mgou.ru (дата обращения: 15.01.2019).

11. Федорченко С. Н. Политико-менеджерское обеспечение российской избирательной системы. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 5. С. 199-208.

12. Himmelweit H. T., Humphreys P., Jaeger M. How voters decide: a model of vote choice based on a special longitudinal study extending over fifteen years and the British election surveys of 1970-1983. 2nd ed., rev. Milton Keynes: Open University Press, 1985. 283 p.

references

1. Abramov A. V. Politicheskaya sotsiologiya [Political sociology]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ., 2018. 232 p.

2. Alekseev R. A. Izbiratel'naya sistema kak faktor stanovleniya i razvitiya rossiiskoi demokratii (sravnitel'noe politiko-pravovoe issledovanie) [The electoral system as a factor of formation and development of Russian democracy (comparative political-legal research)]. Moscow, INFRA-M Publ., 2019. 211 p.

3. Artemov G. P. Politicheskaya sotsiologiya [Political sociology]. Moscow, Logos Publ., 2002. 280 p.

4. Golosov G. V. [The voter behavior in Russia: theoretical prospects and the results of the regional elections]. In: Polis [Polis], 1997, no. 4, pp. 44-56.

5. Klimova S. G., Yakusheva T. V. [Images of politicians in the perception of Russians]. In: Polis [Polis], 2000, no. 6, pp. 66-81.

6. Kynev A. V. [From March to December: as well as what was the difference in voting for parties and their leaders in the elections of 2011/2012]. In: PolitBook, 2012, no. 1, pp. 6-41.

7. Myagkov A. Yu. [The effect of prestigious names in the opinion polls]. In: Polis [Polis], 2000, no. 6, pp. 82-93.

8. Levada Yu. A. [The pyramid of public opinion in electoral"mirror"]. In: Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], 1996, no. 1 (21), pp. 15-20.

9. Okhremenko I. V. Elektoral'noe povedenie. Ch. 1. Teoriya voprosa [Electoral behavior. Part 1. Theory of the question]. Volgograd, Volgograd State University Publishing House Publ., 2002. 52 p.

10. Shutov A. Yu., Shestopal E. B., Solov'ev A. I., Petukhov V. V., Petrenko E. S., Mamonov M. V., Barsenkov A. S., Zudin A. Yu., Zaslavsky S. E., Makarenko B. I., Shtukina T. A., Kuznetsov I. I., Artamonova Yu. D., Zorin V. A., Telin K. O., Dobrynina E. P., Zhestkov M. I., Zverev A. L., Evgen'eva T. V., Smul'kina N. V. [Russian society and power on the eve of the presidential election (round table)]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2018, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru (accessed: 25.11.2018).

11. Fedorchenko S. N. [Political and managerial support to the Russian electoral system]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya ipoliticheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences], 2013, no. 5, pp. 199-208.

12. Himmelweit H. T., Humphreys P., Jaeger M. How voters decide: a model of

vote choice based on a special longitudinal study extending over fifteen years and the British election surveys of 1970-1983. Milton Keynes, Open University Press, 1985. 283 p.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 12.02.2019 Статья размещена на сайте: 31.05.2019

информация об авторе / information about the author

Алексеев Роман Андреевич - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии и права Московского государственного областного университета; e-mail: alekseev.r555@mail.ru.

Roman A. Alekseev - PhD in Political sciences, associate professor at the Department of Political science and Law, Moscow Region State University; e-mail: alekseev.r555@mail.ru.

правильная ссылка на статью / for citation

Алексеев Р. А. Предвыборные программы кандидатов на выборах Президента РФ 2018 г. и мотивация электорального выбора россиян // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru Alekseev R. A. Election programs of candidates for the Russian presidential election in 2018 and motivation of the electoral choice of Russians. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.