ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
С. С. Оганесян
Доктор педагогических наук, профессор, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва
E-mail: ossduma@mail.ru
Sergey S. Oganesyan
Dr.Sc. (Education), Professor, the Research Institute of the Federal Service for Executions of the Russian Federation, Moscow, Russia
УДК 291.11 DOI: 10.24411/2071-6427-2018-10041
Предвозвещают ли Священные Писания эмансипацию женщин?
В статье показывается, что наблюдаемые в последние два столетия процессы, связанные с кардинальным изменением роли и места женщин в социальной, политической и экономической жизни, являются отнюдь не случайными. Они предвозвещаются Торой, Новым Заветом, Кораном и рассматриваются Кораном в качестве трех Посланий человечеству от той Сущности, которая предстала на определенном историческом этапе развития людей в качестве единственного и истинного их Создателя (Единого Бога) на земле. Именно эта Сущность, согласно Писаниям, создала людей на нашей планете, предначертала стратегическое направление их развития и предопределила роль и предназначение женщин. Выполнив свою историческую миссию, связанную с выведением на нашей планете определенного ментально-биологического типа людей, женщины (как и мужчины) с течением времени неизбежно преобразуются в принципиально новые бесполые существа (сущности) для продолжения жизни вне земли.
Ключевые слова: Тора, Новый Завет, Коран, язычество, единобожие, научное мировосприятие, эмансипация женщин.
Предсказана ли эмансипация женщин Священными Писаниями, к авторитету которых, указывая на роль и место женщин в семье и в обществе, на протяжении тысячелетий неизменно обращались как священнослужители и государственные дея-
Как цитировать статью: Оганесян С. С. Предвозвещают ли Священные Писания эмансипацию женщин? // Ценности и смыслы. 2018. № 6 (58). С. 66-82/
тели, так и вся мужская часть нашей планеты?
Великий Гете образно советовал мужчинам: «Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра, Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее» [5].
В январе 1821 года Дж. Байрон писал: «Размышлял о положении женщин в Древней Греции — довольно удобном. Нынешнее положение — пережиток рыцарского и феодального варварства — искусственно. Им следует заняться домом — их надо хорошо кормить и одевать, но не позволять вращаться в обществе. Давать им религиозное воспитание, но ни поэтических, ни политических книг, только религиозные и кулинарные; музыка — рисование — танцы — иногда немного работы в саду или в поле. В Эпире я видел, как они отлично работают на починке дорог. Отчего бы не на сенокосе или в коровнике?» [3].
Прошло всего лишь двести лет после приведенных слов великих поэтов и философов, а уже у всех на слуху слоган: «Не будет чисто мужских или женских специальностей» [12].
И действительно в современном мире уже трудно найти сферу, где бы ни трудилась женщина. И это уже никого не удивляет [6; 15; 12]. Причем причин так называемой эмансипации женщин называется великое множество, начиная от неизмеримо возросшей инфантильности современных мужчин и заканчивая редуцированием физического труда, характерного для мужчин, на смену которому приходит труд интеллектуальный, где женщины чувствуют себя с мужчинами на равных. Нередки также утверждения, что в силу цикличности развития человеческого сообщества по так называемой спирали, происходит неминуемый возврат к эпохе матриархата, естественно, в несколько видоизмененной форме.
Не анализируя существующие мнения и позиции, скажем, что четкий и обоснованный ответ на вопрос о причинах эмансипации женщин мы нашли не в размышлениях наших современников, а в текстах таких широко известных Священных Писаний, как Тора, Новый Завет и Коран. [15; 4; 8].
Как и всегда, оговорим принципиальные для нашей темы термины и понятия.
Под Священными Писаниями мы вслед за многими другими понимаем тексты таких Писаний единобожия, как Тора, Новый Завет и Коран, которые составляют духовную основу иудаизма, христианства и ислама [15; 4; 8].
Под словом «эмансипация» понимается освобождение (избавление) от различного рода зависимостей, включая политическую, социальную и экономическую зависимость женщин от мужчин.
Мы решили обратиться к текстам Священных Писаний, во-первых, потому что на протяжении тысячелетий именно они предопределяли и все еще продолжают предопределять не только мировосприятие, ценностный мир, но также правовые основы существования людей.
При этом нет ни одного этноса или народа, который в своем историческом развитии не проходил бы стадию религиозного существования. Общеизвестно, что именно наличием религиозного сознания человеческие сообщества принципиально отличались от всех иных «живых» сообществ нашей планеты. Религиозное существование людей продолжалось, как мы показали во многих наших работах, вплоть до эпох Возрождения, Просвещения и Реформации Церкви в странах Европы, и лишь начиная с названных эпох оно стало постепенно уходить с исторической арены в других странах и на иных континентах мира. И этот очень болезненный для общественного сознания процесс смены цивилизационной ментальности людей продолжается и до сегодняшнего дня, вызывая не только проявления откровенного экстремизма, но также теракты и войны, подобные тем, которые происходили при смене многобожия (язычества) единобожием [9; 10].
Во-вторых, потому что именно в Торе, Новом Завете и Коране ясно и непротиворечиво указано стратегическое направление развития человека (человечества), которое, как кратко будет показано ниже, связано с особенностями изначально заложенной в него интеллектуально-ментальной природы.
В-третьих, сведения, изложенные в Писаниях о принципиальном отличии ментальной сферы человека от всех иных живых существ нашей планеты и ее непрерывном, но при этом ярко выраженном стадиальном развитии, находят свое полное подтверждение в различных областях современного научного знания. В частности, находят подтверждение в выделяемых в Писаниях «временах невежества» (язычества), а затем во времени истинного Единого Бога (единобожия) и, наконец, в переживаемую ныне эпоху «научного мировосприятия». Причем каждая из выделяемых в Писаниях ментальных эпох обладала своими специфическими нормами и правилами жизни, где четко было указано место женщины в семье, роде и племени.
Если проследить положение женщин в эпоху язычества, в частности, в Древней Греции, о которой размышлял Дж. Байрон, то оно, хотя и было значительно более свободным, чем во многих других странах языческого мира, не выходило за рамки обычного (языческого) родоплеменного права. В частности, женщины во властные структуры государства не допускались, а родство людей определялось исключительно по отцовской линии. Именно умершие предки по отцовской линии почитались за богов, которые из иного (потустороннего, загробного) мира опекали своих потомков, живущих на земле [11].
Незамужняя женщина должна была строго повиноваться воле своего отца, а в случае его смерти — воле брата (не имело значения, брат старше или младше ее). При отсутствии отца и брата женщина обязана была подчиниться власти опекуна, который назначался ей либо завещанием отца, либо должностными лицами государства. Жениха для дочери искали родители. Лучшими претендентами на руку дочери считались люди, хорошо знакомые отцу [11].
Кроме того, в отличие от многих других языческих стран, в Древней Греции, как следом и в Древнем Риме, женщины получали специальное образование. Их обучали не только чтению и письму, но и чисто женским «наукам»: домоводству, ткачеству, прядению. Кроме того, они обучались танцу и основам медицины [7].
Великий Аристотель говорил о существовавшем в его отечестве семейном укладе следующее: «Власть мужа над женой можно сравнивать с властью политического деятеля, власть отца над детьми с властью царя» [2]. И в том, и в другом случае власть была безграничной. Неограниченную власть устанавливали законы, которые формировали, формулировали и представляли политики и цари, однако не по собственному желанию или разумению, а в соответствии с теми нормами и правилами, которые существовали в эпоху язычества, и на основе языческого мировосприятия.
В эпоху единобожия (иудаизма, христианства и ислама) роль и место женщин, хотя и вышли на более прогрессивный цивилизационный уровень, чем при язычестве, тем не менее ни о какой свободе, самостоятельности и независимости, в частности от мужчин, и в эту эпоху женщины не помышляли. Их положение строго определялись заповедями, законами и установлениями, которые были даны в Торе, Новом Завете и Коране. [15; 4; 8].
Единый Бог принципиально отличался от языческих богов тем, что Он был представлен Богом всех людей земли вне зависимости от их ро-доплеменной, а также половой, возрастной, сословной и имущественной принадлежности.
Нельзя не обратить внимания на следующий факт. Хотя в Торе слова «человек» и «мужчина» часто выступают в качестве синонимов, в то же время словом «человек» называются и мужчина, и женщина в их нерасторжимом единстве: «Вот родословная книга человека: когда Всесильный сотворил человека, по подобию Всесильного Он его создал. Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их и нарек им имя „человек" в день сотворения их» (Брейшит 5 Брейшит, 1-2) [15].
Нормам и правилам, ниспосланным через пророков Единым Богом, обязаны были подчиниться все люди без исключения. Неправедными (грешниками) считались те, кто не подчинялся воле Всевышнего. При этом, хотя Тора и требовала «почитать отца и мать», но вела родословную израильтян исключительно по мужским коленам (сынам Израиля), но она все же показывала, что Бог предоставил женщинам не только дар пророчества, как, например, Мирьям, сестре Моисея и Аарона (Шмот 15 Бешалах, 20) [7], но и избрал Дебору (жену Лапидофона) пророчицей и судьей (правительницей) народа Израиля (Суд. 4:4) [15].
Более того, после завоевания сынами Израиля «земли обетованной» наряду с сыновьями также и «дочери Манасии получили удел среди сыновей его» (Навин. 17:6) [4].
Следующий ментальный этап развития человечества, связанный с «научным мировосприятием», принципиально отличается от двух других религиозных прежде всего тем, что люди, во-первых, стали руководствоваться в процессе своей познавательной и прочей деятельности, включая мировоззренческую, идейно-идеологическую и законодательную, возможностями собственного разума. Во-вторых, во главу угла был поставлен антропоцентризм с его идеалами гуманизма. Не нормы и правила, данные в Священных Писаниях, которые базировались прежде всего на «страхе Господнем», как «сокровище души человека», и не положение «человека — раба Господа», а собственный разум людей становился основой для регулирования их бытия и дальнейшего развития как существ, созданных по «образу и подобию» Всевышнего.
Именно начиная с эпох Возрождения, Просвещения и Реформации Церкви возникает критическое отношение ко всему, что было связано
со Священными Писаниями и с проповедуемыми ими основами жизни, включая и отношение к месту и роли женщин в социально-экономических процессах общества. Однако после нескольких столетий атеистического существования внушительной части человечества, уже в наши дни ощущается потребность переосмысления сведений, изложенных в Священных Писаниях, с позиций уже научного мировосприятия.
Тем более что Писания, как будет показано ниже, за тысячелетия до современных реалий, связанных с эмансипацией женщин, более чем ясно предвозвещали неизбежный переход людей к жизни по «собственному разумению» и, соответственно, к кардинальному изменению роли и места женщин в современную нам эпоху [9; 10].
Чтобы не быть голословными, обратимся к текстам самих Священных Писаний, которые ясно показывают, во-первых, принципиальное ментальное отличие человека от всех иных живых существ нашей планеты; во-вторых, стратегическое направление развития человечества.
Начнем с Торы, которая сообщает, что человек создан не только «по образу и подобию» Единого Бога, но, что особенно важно, из всех созданных на земле существ Бог лишь человеку «вдунул в ноздри его» Свое «дыхание жизни»: «И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Брейшит 2 Брейшит, 7) [15].
Таким образом, Тора очень ясно говорит, что стал человек «существом живым», т.е. деятельным, лишь после того, как Всевышний дал ему жизнь от Собственного «дыхания» жизни и поэтому лишь человек из всех живых существ земли имеет «дыхание жизни», которым обладает Сам Всевышний.
Иисус Христос подтверждает сведения Торы об особой (богоподобной) ментальной природе человека словами царя Давида: «Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс 81: 6) [4]. Иисус указывает людям, что они являются не только «чадами Божьими», но и сами со временем станут «богами», подобно Отцу Небесному, со всеми вытекающими отсюда особенностями их жизни и дальнейшего развития: «Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к ко-
торым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,— тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10:32-37) [4].
Более того, Иисус передает чрезвычайно важные для осмысления людьми своей ментально-интеллектуальной природы слова, которые утверждают, что Сам Иисус, Единый Бог, а также люди, уверовавшие в Него как в Христа, являются не только единым ментально-интеллектуальным целым, но и по своим созидательным функциям (говоря словами апостола Павла, «делами своими») подобны Богу.
Употребляя современную терминологию, можно говорить о том, что Иисус, Единый Бог, и человечество являются элементами целостной ментальной и функционально связанной системы. Эта мысль предельно ясно звучит в молитве Иисуса к Богу, где Мессия просит «соблюсти, возлюбить и прославить» Своих учеников и всех тех, кто примет вероучение, которое они проповедуют: «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино <.. .> да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино» (Ин 17: 9, 10; 16-23) [4].
Приведенные слова Иисуса не оставляют и тени сомнения в том, что человек обладает сущностной природой, которой обладают и Сам Иисус, и «Отец Небесный».
И, наконец, обратим внимание на слова «тайны», которая была сокрыта от людей, но которую Иисус после Своего вознесения поручил раскрыть апостолу Павлу: «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:45-54) [4].
Таким образом, согласно апостолу Павлу, человеку изначально был предначертан путь развития от «перстного» и «смертного» землянина до «нетленного» и бессмертного «духа небесного», т.е. существа, подобного своему Создателю.
Отсюда вполне понятны слова Иисуса о том, что Он больше не называет последователей Своего вероучения «рабами Господа», а называет их друзьями Своими, а значит, и друзьями Отца Его Небесного (Единого Бога). Данными словами Иисус подтверждает факт того, что часть людей на момент Его мессианской деятельности уже вышла на тот ментальный уровень, который позволяет считать их не рабами, а друзьями Бога: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15) [4].
И, наконец, не менее ясно о принципиальных отличиях человека от всех живых существ нашей планеты и о его особом пути развития повествуется в Соборном Послании апостола Иоанна. Апостол Иисуса пишет, что Отец Небесный проявил такую любовь к людям, что назвал их Своими «детьми». И лишь повзрослевшему человечеству, согласно апостолу Иоанну, Всевышний в надлежащее время откроет тот путь, который люди должны пройти, прежде чем они увидят своего Создателя: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобными Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2) [4].
А если ко всему вышесказанному вспомнить утверждение Иисуса, что «Бог есть дух» (Ин. 4:24) [8], то без тени сомнения можно утверждать, что и люди на небесах будут существовать в виде «духов», т.е. незримых и не ощущаемых органами чувств земного человека существ (сущностей). Иными словами, будут существовать в отличных от земных состояниях (измерениях).
Отсюда вполне понятным становится и утверждение Торы, что человек (земной) не может остаться «в живых», если он «увидит лицо» Бога (Шмот 33 Тиса; 20-23) [15]. Иными словами, земное человечество должно будет преобразоваться настолько, что сможет «видеть» Бога лишь приобретя, говоря словами апостола Павла, «образ небесного». А достичь этого состояния люди могут исключительно, как нетрудно догадаться, с помощью присущих им интеллектуально-ментальных (богоподобных) способностей, качеств и возможностей [10]. Ибо им «от начала» их соз-
дания, как утверждают Писания, было предначертано Творцом стать «богами». Кстати, уже сегодня безо всяких проблем человек переводит себя «в виртуальное состояние» благодаря изобретению телевидения, скайпа и прочих электронных средств фиксации и передачи не только цветного динамического изображения, но и звука. Каких технико-технологических «прорывов» достигнет человечество в будущем, сегодня трудно себе представить.
Коран не отходит от тех представлений, которые описаны в Торе и книгах Нового Завета о том, что свое дыхание жизни человек получил именно от Всевышнего, Который человеку «от Духа Своего вдохнул, дал зрение, и слух, и сердце» (Сура 34: 6-9) [8]. Коран не только передает слова Всевышнего о том, что именно Он вдохнул жизнь в человека, но и сообщает, что Единый Бог (по-арабски — Аллах) заставил ангелов небесных «пасть ниц» перед человеком: «И (вспомни) как господь твой ангелам сказал: „Я человека сотворю из глины, звучащей (как фаянс) и облеченной в форму. Когда его Я соразмерю, от Духа Моего в него вдохну. Падите ниц в поклоне перед ним". И пали ангелы все вместе» (Сура 15:28,29) [8].
Так же, как Тора и Новый Завет, Коран утверждает, что женщина была создана от Адама: «Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют!» (Сура 30:21) [8] Почему Бог создал «помощника-жену» Адаму (Еву) из него же самого, не найдя «ему соответственного» на земле,— это тема для отдельного разговора (Тора. Брейшит 2 Брейшит, 20-22) [15].
Более того, Коран не только передает, что Сам Бог обучил созданного им человека (Адама) «названиям всего, что суще», но и то, что Всевышний принудил всех ангелов поклониться именно человеку (Сура 2: 31-33). [8]. А кто, кроме «богоподобного» существа, может обладать всезнанием, и кому должно «поклоняться» все сущее, как не Богу?!
Коран также подтверждает, что наступит время, когда люди из земного мира (с нашей планеты) перейдут в новое место своего обитания (во внеземной мир), где пребывает Сам Бог и все «Его воинство небесное» (Суры 14:48; 78: 18-24, 31-40) [8].
Через Мухаммеда подтверждаются также сведения Иисуса Христа, переданные через Иоанна Богослова, о замене «прежней земли и прежнего неба» на новые, и что эти события произойдут в Судный День, когда
люди, наконец, смогут узреть «Лик» своего Создателя (Суры 14:48; 78: 18-24, 31-40) [8].
Кроме того, Тора, Библия и Коран солидарно говорят, что весь растительный и животный мир на Земле были созданы для удовлетворения нужд человека и отданы в услужение именно ему. Они сообщают также, что после определенного исторического периода, когда человечество в своем интеллектуально-ментальном развитии достигнет необходимого уровня, наша планета перестанет быть обителью людей. Именно тогда люди увидят новое небо и новую землю, ибо «прежняя земля миновала, и моря уж нет» (Откр. 21:1) [4]. Коран подтверждает сведения, данные в Библии, что наша планета обратится «в бесплодную сухую почву» (Сура 18:8) и что «земля заменится другою, другими станут небеса» (Сура 14:48) [8].
С точки зрения же «места и роли женщин на небесах», нельзя не обратить внимания на слова Иисуса Христа о том, что во внеземном мире люди, приобретя бессмертие, не женятся и не выходят замуж, а живут «как Ангелы Божии на небесах», не имея половых различий (Мф.22:30) [4].
Более чем ярко отвечает на вопрос о «семейном положении» небесных существ Коран риторическим вопросом «о семейном положении» Самого Всевышнего: «Как может быть ребенок у Него, коль у Него не может быть супруги?» (Сура 6:101) [8].
И действительно, хотя в Коране при описании Рая утверждается, что праведных мужчин помимо всех прочих прелестей в Раю ждут также «девы-сверстницы с округлыми грудями» (Сура 78:31-33) [8], нигде в Коране не сообщается о существовании в Раю семьи, жен, детей, родственников (отцов, матерей, братьев, сестер и т.д.). По этому поводу вспомним два важных высказывания Корана о Рае. В первом прямо говорится, что Всевышний представляет Рай лишь «образной притчей» (Сура 47:15) [8].
Во втором Мухаммеду внушается, что он обладатель слова, которое должно «проникнуть в души» язычников, с тем чтобы они без колебаний приняли единобожие (Сура 4:6-63) [9]. Собственно, вспомним, что и землю обетованную сынам Израиля Всесильный представлял «текущей молоком и медом» (Тора. Дварим 26 Таво, 9) [15].
Таким образом, Тора, Новый Завет и Коран солидарно говорят не только о том, что человек получил свое «дыхание жизни» непосред-
ственно от «дыхания» Самого Творца, т.е. получил жизнедеятельность, свойственную Создателю, но и то, что люди смогут увидеть Бога только лишь в тот день и час, когда перейдут к жизни на небесах, т.е. в день и час Божьего Суда.
Причем день и час «преображения» людей, согласно Новому Завету и Корану, известен исключительно Богу и более никому (Мф.24:36; Мк.13:32; Суры 7:187; 79:42) [4; 8].
А для этого людям именно на земле предстоит пройти надлежащий путь своего интеллектуально-ментального развития со всеми его «тяготами, заботами, страданиями и мучениями», о которых говорил Всевышний при «изгнании» Адама и Евы из Рая (Тора, Брейшит 3 Брейшит, 22-24) [15].
Подтверждаются ли сведения Писаний о том, что человечеству предстоит пройти именно путь интеллектуально-ментального развития со всеми выкающими отсюда последствиями для его земной жизни?
Ответ на этот вопрос, с нашей точки зрения, более чем убедительно дал наш выдающийся соотечественник В. И. Вернадский: «Таким образом, все человечество вместе взятое представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается великое будущее. <.> Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие возможности. <.> В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет» [16].
Работа, из которой приведена данная цитата, была завершена В. И. Вернадским в конце 1943 года. Через четырнадцать лет был запущен первый искусственный спутник Земли, а еще через четыре года в космос полетит первый землянин. Трудно перечислить все современные достижения человеческого разума в области научного постижения мира и технико-технологических достижений, которые всего лишь сто лет тому назад представлялись фантастическими. Начиная, например, от достижений в области электроники, химии, биологии, медицины и заканчивая способами и формами своей репродукции. Так, лишь
в последние несколько лет появились такие понятия, как суррогатная мать, биологическая мать, юридическая мать, отец-донор. За каждым из этих неологизмов стоят явления, ставшие величайшими достижениями человеческого разума, как бы к ним ни относились наши современники и следствием каких причин вынужденной репродукции людей они бы ни были!
Нужно ли доказывать, что общество, в котором доминирует труд интеллектуальный, а не физический, кардинально меняет роль и место женщин со всеми вытекающими отсюда последствиями для их жизнедеятельности, включая семейные отношения.
Поэтому отнюдь не случайно, что именно промышленная, а следом научно-техническая революция и неудержимый научно-технический прогресс кардинально изменили роль и место женщин в социальных процессах. Еще два столетия назад такие профессии, как врач, учитель, адвокат, судья, ученый, а тем более военный или полицейский никак не связывались с женским полом.
Если до недавнего времени в сфере общественного производства женщины могли рассчитывать лишь на малоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, то с ростом уровня их образования ситуация изменилась кардинально. Подавляющее большинство женщин в странах с высоким уровнем научного, технико-технологического и социального развития становятся полноправными участниками общественного производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем эти последствия сказываются на взаимоотношении как с мужской частью населения, так и с членами семьи. Естественно, что происходящие в семейном укладе перемены сказываются не только на взаимоотношениях супругов, но и на ментальных связях детей с родителями. Хотя и это тема для отдельного исследования, тем не менее скажем, что в мире получает широкое распространение мнение о том, что для нормального роста и развития ребенка нет необходимости в обоих родителях. За последние четверть века число сторонников подобной точки зрения увеличивается в Швеции, Англии, Польше, Латвии, Литве. Велико оно и в России. Возросло и число людей, одобряющих развод [16].
При сравнительно-сопоставительном анализе Торы, Библии и Корана нельзя также не обратить внимания на то, что по мере продвижения человечества по пути интеллектуально-ментального развития Творец в своих Посланиях все более апеллирует к разуму человека, постепенно
убирая из его сознания понятие безоговорочного подчинения воле и диктату Бога. Угроза безжалостного уничтожения непокорного Создателю человека и внушения страха перед Всевышним как «сокровищем его души» заменяются призывами любить Бога и человека, «ближнего по духу», а самое главное, осознанно подчиниться законам, которые ниспослал Творец [15; 4; 8].
Так, если Тора с учетом уровня ментального развития людей более чем за тысячу триста лет до проповедей Иисуса внушала трепет и страх перед именем Творца, то Новый Завет и Коран все более обращаются к сознанию человека, к его разуму и к необходимости осознать высшую целесообразность исполнения законов. А Коран кроме того советует обращаться к Творцу с просьбой «Увеличь во мне познанье», чтобы успешно решать постоянно возникающие самые многообразные по форме и содержанию проблемы (Сура 20:114) [8].
От Послания к Посланию можно ясно проследить, что по мере продвижения человечества по пути ментального развития Творец все более апеллирует к разуму человека, предоставляя ему право самому регулировать свою жизнедеятельность.
Достаточно напомнить, что Иисус, в отличие от Моисея, не предложил языческим народам ни одного закона. Он дал лишь заповеди, которые должны были стать мировоззренческой и идеологической основой для законов, которые должны были разработать сами люди с учетом своей самобытности.
Коран же четко вещает, что Бог «не разрешил в религии принужденья» (Сура 2:256) [8] и не возбраняет людям в своих религиозных верованиях «делиться на секты» (Сура 6:159) [8]. Более того, Коран сообщает, что для «каждого предела времени» предусмотрены свои правила и нормы поведения людей и что с соизволения Господа стираются заповеди, изжившие себя, и утверждаются другие, соответствующие новому времени (Сура 13: 38,39) [8].
И потому отнюдь не случайно, что Творец возвещает о Коране как о последнем Своем Послании человечеству, а о Мухаммеде — как о последнем пророке. Ибо человечество само будет способно определять наиболее продуктивные формы и способы своего существования и развития, самостоятельно выявляя закономерности и законы, которые позволят им идти по пути, предначертанному Создателем.
Вполне закономерно, однако, что именно с интеллектуальной де-
ятельностью мужчин связан научно-технический прогресс, который резко снизил долю физического труда в жизнедеятельности общества. Ибо именно мужчины поставили на службу человечеству электричество, средства связи, транспорт, электронику, компьютерную технику, технологии и многое другое, что кардинально изменило жизнь людей. Однако своими изобретениями мужчины по существу лишили себя тех сфер социальной деятельности, в которых именно они были заняты в силу своих физиологических особенностей. Именно мужчины стимулировали как подключение женщин к общественно полезному труду, так и необратимые процессы в социальном развитии женщин.
Однако, обобщая вышесказанное, корректнее говорить не об особях женского рода, которым предстоит быть генетической базой для размножения людей нового типа, а об особом типе человека, который не будет иметь пола и нужды для размножения половым путем со всеми вытекающими отсюда последствиями для существования брака и семьи в их современном понимании.
Таким образом, как это сегодня ни фантастически звучит (или даже катастрофически) для сознания большинства наших современников, дальнейшее интеллектуально-ментальное развитие со всеми его перегибами и перехлестами позволит человечеству неуклонно приближаться к своему Творцу по способам и формам своего существования, в том числе и по способу своего воспроизводства (репродукции).
Вне всякого сомнения, сегодня человечество переживает, может быть, один из самых волнительных этапов истории своего ментального существования — осознание своего принципиального отличия от всех прочих «живых» существ нашей планеты и своего предназначения. Говоря языком Писаний,— быть «богами» — со всеми вытекающими отсюда последствиями для организации своей жизни и своего дальнейшего развития. А эмансипация женщин, с нашей точки зрения, является лишь одним из проявлений общей стратегии развития человечества, которое предвозвещают такие вечные «источники информации», как Тора, Библия и Коран. Кстати сказать, Коран отнюдь не случайно представляет названные Писания в качестве трех Посланий человечеству от той Сущности (сущностей), которая предстала перед людьми на определенном ментальном и социально-экономическом этапе их развития в качестве единого для всех людей Создателя (Единого Бога) [8].
Литература
1. Андреев Ф. Босс в юбке. Женщины успешно совмещают карьеру и семью [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2017/04/11/ issledovanie-rossiia-lider-po-chislu-zhenshchin-rukovoditelej.html (дата обращения: 11.06.2018).
2. Аристотель. Политика / пер. Жебелева С. А., предисловие — Доватур А. И. [Электронный ресурс]. URL: www.opentextnn.ru/man/?id=5703&txt=1 (дата обращения: 11.06.2018).
3. Байрон Дж. Г. Избранное / пер. с англ., сост., послесл. О. Афониной; комм. О. Афониной и А. Николюкина. М.: Правда, 1986. С. 381.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. С. 752.
5. Гете И. В. Афоризмы [Электронный ресурс]. URL: https://socratify.net/ quotes/iogann-volfgang-gete/26706 (дата обращения: 11.07.2018).
6. Гурвич В. Женщины идут в бизнес, чтобы не зависеть от мужчин [Электронный ресурс] // МК: [сайт]. URL: www.mk.ru/.../2018/.../zhenshhiny-idut-v-biznes-chtoby-ne-zaviset-ot-muzhchin.html (дата обращения: 11.06.2018).
7. Женщины и семья [Электронный ресурс] // Древняя Греция. От XXVII до н.э. до V н.э.: [сайт]. URL: grechistory.ru/?cat=40 (дата обращения: 11.06.2018).
8. Коран / пер. смыслов и комм. В. Пороховой. 10-е изд., доп. М.: Рипол Классик, 2008. С. 800.
9. Оганесян С. С. Религиозные проблемы современной социологии // Представительная власть — XXI век. 2017. № 5-6. С. 55-60.
10. Оганесян С. С. Существует ли жизнь после смерти? Сведения Торы, Нового Завета и Корана о земной и внеземной жизни. М.: Гуманитарий, 2005. С. 464.
11. Правовой статус женщин Древнего Рима [Электронный ресурс]. // Древний: [сайт]. URL: drevniy-egipet.ru/pravovoj-status-zhenshhin-drevnego-rima (дата обращения:11.06.2018).
12. РедичкинаК. Не будет чисто женских или мужских профессий // Российская Федерация сегодня. 2018. № 3. С. 20-25.
13. Садовой М. А., Латуха О. А., Дубинец Н. О. Проблемы реализации репродуктивной функции семьи в современных условиях (обзор литературы // Новосибирский государственный медицинский университет: [сайт]. URL: http:// ngmu.ru/cozo/mos/article/pdf.php?id=1739 (дата обращения: 11.06.2018).
14. Тенденция: Мировым бизнесом будут править женщины [Электронный ресурс] // Проект WoMo: [сайт]. URL: womo.ua/tendentsiya-mirovyim-biznesom-budut-pravit-zhenshhinyi (дата обращения: 11.06.2018).
15. Тора (Пятикнижие Моисеево) / ред. русского пер. П. Гиль; под общ. ред. Г. Бранновера. М.: АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР, 1993. С. 1136.
16. Учение академика В. И.Вернадского о ноосфере [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/noosfera-vernadskogo.html (дата обращения: 11.06.2018).
DO THE SCRIPTURES FORETELL THE EMANCIPATION OF WOMEN?
The article shows, that the processes observed in the last two centuries,
related to fundamental changes in the role and place of women in the social, political and economic life, are by no means accidental. They are foretold by the Torah, the New Testament and the Koran, which are considered by the Qur'an as three Epistles to humanity from that Essence which appeared at a certain historical stage of the development of people as their sole and true Creator (One God). It is this essence, according to the Scriptures, that created people on our planet, designed the strategic direction of their development and predetermined the role and purpose of women. Having fulfilled its historical mission connected with the deduction of a certain mental type of people on our planet, women (like men) inevitably transform into fundamentally new asexual beings (essences) for the continuation of life outside the earth.
Keywords: Torah, the New Testament, the Koran, paganism, monotheism, the scientific worldview, the emancipation of women
References
• Andreev F. Boss v yubke. Zhenshchiny uspeshno sovmeshchayut kar'eru i sem'yu [Elektronnyj resurs] // Rossijskaya gazeta: [sajt]. URL: https://rg.ru/2017/04/11/issle-dovanie-rossiia-lider-po-chislu-zhenshchin-rukovoditelej.html (data obrashcheniya: 11.06.2018). [In Rus].
• Aristotel'. Politika / per. Zhebeleva S. A., predislovie — Dovatur A. I. [Elektronnyj resurs] // Otkrytyj tekst: elektronnoe periodicheskoe izdanie. URL: www.opentextnn. ru/man/?id=5703&txt=1 (data obrashcheniya: 11.06.2018). [In Rus].
• Bajron Dzh. G. Izbrannoe / per. s angl., sost., poslesl. O. Afoninoj; komm. O. Afoninoj i A. Nikolyukina. M.: Pravda, 1986. S. 381. [In Rus].
• Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta. M.: Mezhdunarodnyj izdatel'skij centr pravoslavnoj literatury, 1995. S. 752. [In Rus].
• GeteI. V. Aforizmy [Elektronnyj resurs]. URL: https://socratify.net/quotes/iogann-volfgang-gete/26706 (data obrashcheniya: 11.07.2018). [In Rus].
• Gurvich V. Zhenshchiny idut v biznes, chtoby ne zaviset' ot muzhchin [Elektronnyj resurs] // MK: [sajt]. URL: www.mk.ru/.../2018/.../zhenshhiny-idut-v-biznes-chto-by-ne-zaviset-ot-muzhchin.html (data obrashcheniya: 11.06.2018). [In Rus].
• Zhenshchiny i sem'ya [Elektronnyj resurs] // Drevnyaya Greciya. Ot XXVII do n.e. do V n.e.: [sajt]. URL: grechistory.ru/?cat=40 (data obrashcheniya: 11.06.2018). [In Rus].
• Koran / per. smyslov i komm. V. Porohovoj. 10-e izd., dop. M.: Ripol Klassik, 2008. S. 800. [In Rus].
• Oganesyan S. S. Religioznye problemy sovremennoj sociologii // Predstavitel'naya vlast' — HHI vek. 2017. № 5-6. S. 55-60. [In Rus].
• Oganesyan S. S. Sushchestvuet li zhizn' posle smerti? Svedeniya Tory, Novogo Zaveta i Korana o zemnoj i vnezemnoj zhizni. M.: Gumanitarij, 2005. S. 464. [In Rus].
• Pravovoj status zhenshchin Drevnego Rima [Elektronnyj resurs] // Drevnij: [sajt]. URL: drevniy-egipet.ru/pravovoj-status-zhenshhin-drevnego-rima (data obrash-cheniya:11.06.2018). [In Rus].
• Redichkina K. Ne budet chisto zhenskih ili muzhskih professij // Rossijskaya Federaciya segodnya. 2018. № 3. S. 20-25. [In Rus].
• SadovojM. A., Latuha O. A., DubinecN. O. Problemy realizacii reproduktivnoj funk-cii sem'i v sovremennyh usloviyah (obzor literatury // Novosibirskij gosudarst-vennyj medicinskij universitet: [sajt]. URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/pdf. php?id=1739 (data obrashcheniya: 11.06.2018). [In Rus].
• Tendenciya: Mirovym biznesom budut pravit' zhenshchiny [Elektronnyj resurs] // Proekt WoMo: [sajt]. URL: womo.ua/tendentsiya-mirovyim-biznesom-budut-pravit-zhenshhinyi (data obrashcheniya: 11.06.2018). [In Rus].
• Tora (Pyatiknizhie Moiseevo) / red. russkogo per. P. Gil'; pod obshch. red. G. Brannovera. M.: ART-BIZNES-CENTR, 1993. S. 1136. [In Rus].
• Uchenie akademika V. I. Vernadskogo o noosfere [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.grandars.ru/shkola/geografiya/noosfera-vernadskogo.html (data obrashcheniya: 11.06.2018). [In Rus].