ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО ТРЕНИНГА НА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ У ДЕТЕЙ 7-17 ЛЕТ, ПЕРЕНЕСШИХ ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
В.Н. КАСАТКИН1*, Е.В. ГЛЕБОВА1, В.Н. АНИСИМОВ12, А.Ф. КАРЕЛИН1
1 Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, Лечебно-реабилитационный
научный центр «Русское поле», 2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Одной из актуальных проблем у детей, перенесших онкологические заболевания, являются когнитивные нарушения. В работе представлен предварительный анализ результатов проведения графомоторного тренинга (ГМТ), направленного на коррекцию исполнительных функций (ИФ), зрительно-пространственного восприятия у детей от 7 до 17 лет с различными сроками ремиссии после онкологического заболевания. Представленный тренинг построен на принципах поэтапного развития движений в осуществлении графических действий. В исследовании приняло участие 29 детей, перенесших различные онкологические заболевания с последующими нейрокогнитив-ными нарушениями. В результате тренинга отмечалось достоверное увеличение показателей про-цессинга, когнитивной гибкости, зрительно-пространственных функций. Представленный метод является перспективным для организации последующих исследований, направленных на поиск оптимальных подходов в реабилитации детей, имеющих когнитивные нарушения вследствие перенесенного заболевания и нейротоксических последствий лечения.
Ключевые слова: детская онкология, когнитивные нарушения, двигательная коррекция, исполнительные функции, нейрореабилитация.
Введение
Повышение выживаемости детей после лечения онкологических заболеваний позволило исследователям сосредоточиться на неблагоприятных или побочных эффектах проводимой терапии [10, 18]. Первичные дефициты связаны с негативным влиянием терапии онкологического заболевания на биологический субстрат и, в конечном итоге, приводят к более замет-
© Касаткин В.Н., Глебова Е.В., Анисимов В.Н., Карелин А.Ф., 2018
* Для корреспонденции:
Касаткин Владимир Николаевич, доктор мед. наук, профессор, заведующий отделом нейрокогнитивных, психофизиологических исследований и физической реабилитации ЛРНЦ «Русское поле» НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева E-mail: [email protected]
ным вторичным дефицитам в моторной и когнитивной сферах, долгосрочным когнитивным ухудшениям и снижению качества жизни.
Такие дети могут демонстрировать широкий спектр нейрокогнитивных нарушений, которые возникают как результат опухоли, процесса лечения. Практика реабилитационной работы показывает, что некоторые когнитивные функции, например, скорость сенсомоторных реакций, можно успешно улучшать за короткий срок [3, 4]. Снижение показателей исполнительных функций - один из самых частых дефицитов, который встречается у половины детей, перенесших гемобластозы, и более чем у 90% детей, перенесших опухоли мозга. Нарушение ИФ оказывает существенное влияние на академические достижения, профессиональную реализацию,
психосоциальные функции и психический статус [13, 19, 23]. В детском и подростковом возрасте развитие исполнительных функций тесно сопряжено с корректной организацией моторных актов.
ИФ можно рассматривать как взаимосвязанную группу когнитивных навыков, ответственных за целевое поведение, которая включает в себя как высшие, так и низшие функции. К высшим относится инги-бирование, переключаемость, когнитивная гибкость, планирование, рабочая память и решение проблем [9, 12, 24]. Нижний уровень ИФ - это скорость процессинга и когнитивная эффективность/беглость. Нижний уровень исполнительных функций лежит в основании высших и обслуживает их [6].
Существует достаточное количество исследований о взаимосвязи двигательного (точнее, графомоторного) развития и исполнительных функций [8, 17, 20, 21]. Так, для школьников с отклонениями в развитии интеллекта и речи характерны также недоразвитие тонких координированных движений, низкая способность регуляции мышечных усилий, несформированность навыков контроля и коррекции амплитуды движений, слабая переключаемость, трудности координирования и соизмерения одновременных движений, чрезмерно быстрая утомляемость, а также недостатки и нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения [1].
В норме развитие графомоторных навыков происходит путем поэтапного включения различных отделов верхних конечностей в графический акт. Первый рисунок («дугу») ребенок рисует при помощи движения в плечевом суставе. По мере взросления постепенно уменьшается амплитуда движений и их избыточность при рисовании, движения осуществляются уже при помощи движений локтевого, лучеза-пястного суставов и, наконец, пальцев рук [2, 11, 15]. Выполнение целенаправленных графических действий требует участия высших центров управления и планиро-
вания движениями и контроля над такими исполнительными функциями, как пере-ключаемость, торможение, когнитивная гибкость.
В рамках настоящего исследования была предпринята попытка оценить метод поэтапного усложнения графомоторных актов, соотнесенных с онтогенетически обусловленным проксимо-дистальным (от плеча к пальцам) характером развития движения у детей со снижением когнитивных функций, связанных с перенесенными онкологическими заболеваниями.
Методика
В исследовании приняло участие 29 детей в возрасте от 7 до 17 лет, проходивших реабилитацию в Лечебно-реабилитационном научном центре «Русское поле» НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева после лечения различных онкологических заболеваний (табл. 1). Сроки ремиссии у всех детей были разные - от 0,5 года до 8 лет.
Для участия в графомоторном тренинге привлекались дети, имевшие снижение двух и более когнитивных функций: процессинга, внимания, рабочей памяти, невербального мышления и когнитивной гибкости. Эти функции измерялись батареей из бланковых когнитивных тестов, которая часто используется для оценки когнитивных функций у детей после лечения онкологических заболеваний [14].
Перед началом и после окончания ГМТ отобранные участники проходили контрольную диагностику с использованием батареи из семи субтестов.
Исследование процессинга, зрительно-моторной интеграции и распределения внимания проводились при помощи аппарата «Дайновижн-2» [4]. Данный прибор представляет собой платформу (120 см х 120 см х 20 см), на которой концентрическим образом расположены 64 маленькие квадратные кнопки с подсветкой. В процессе тренинга подсветка кнопок срабатывает случайным образом, респондент же
должен как можно быстрее погасить загоревшуюся кнопку касанием, обнаружить следующую - снова ее погасить и так далее. По окончании тренировочной сессии
На приборе «Дайновижн-2» участники выполняли два теста. Тест на зрительно-моторную реакцию (ЗМР), когда лампочки загорались в случайном порядке, их необходимо было как можно быстрее гасить. Следующая лампочка загоралась только тогда, когда была погашена предыдущая. Скорость погашения создавал сам ребенок. Оценивалось количество успешных нажатий за одну минуту.
В тесте на зрительно-моторную реакцию на контралатеральной стороне (ЗМР/ КЛ) необходимо было левой рукой гасить сигналы, появлявшиеся с правой стороны плоскости, правой рукой - с левой стороны. Оценивалось количество успешных нажатий за одну минуту.
Этот тест показывал способность ребенка осуществлять деятельность при переходе через среднюю линию тела, для его осуществления требуется более высокий уровень распределения внимания и пространственной ориентации по сравнению с ЗМР.
Динамику когнитивной гибкости оценивали с помощью «Детского теста цветной последовательности-2» («Children color trail test-2») [22]. В нем необходимо соединять по порядку цифры от 1 до 15, которые
прибор позволяет увидеть среднее время зрительно-моторной реакции участника исследования и количество успешно погашенных кнопок.
обведены желтым и розовым кружками, выбирая цифры таким образом, чтобы цвет менялся от цифры к цифре. Результатом теста является время прохождения последовательности.
Для оценки зрительно-пространственного восприятия участникам предлагалось скопировать пространственно-ориентированную фигуру Рея - Остерица (ПОФРО). Рисунок ребенка анализировался по 18 параметрам, каждый из которых оценивался общим баллом (от 0 до 2) по двум критериям (точность расположения и точность изображения) [16]. Максимальное количество баллов составляло 36.
Изменения зрительно-моторной интеграции оценивались с помощью методики Беггу-УМ1 [7], которая состоит из 3 субтестов: на зрительное восприятие (УР), моторную координацию (МС), зрительно-моторную интеграцию (УМ1).
Графомоторный тренинг включал в себя 8 занятий, которые проводились в течение 2 недель с обязательным выполнением домашнего задания, которое предполагало повторение и отработку навыков, осваиваемых на занятии. Занятия проводились индивидуально. На каждом занятии с ребенком присутствовал родитель, кото-
Таблица 1
Пациенты, участвующие в исследовании
Количество участников Мальчики Девочки Возраст (лет) Срок ремиссии (лет)
Опухоли головного мозга 9 2 7 М=12, SD=1,7 М=3,6, SD=2,5
Гемобластозы* 17 9 7 М=10, SD=2 М=4,2, SD=1,9
Другие злокачественные новообразования** 3 2 1 М=8, SD=2 М=5,1, SD=2
Всего 29 13 16 М=10,5, SD=2,2 М=4,1, SD=2,2
Примечание: * Острый лимфобластный лейкоз - 16, острый миелобластный лейкоз - 1; ** Болезнь Ходжки-на, злокачественное новообразование забрюшинного пространства, опухоль Беркитта
рый в процессе занятия обучался навыкам сопровождения ребенка при выполнении домашнего задания.
ГМТ был построен с учетом поэтапного освоения ребенком графических форм, связанных как с совершенствованием моторных функций верхних конечностей, так и с развитием функций зрительно-пространственного восприятия [5, 11]. Задания моторной и графической частей можно разделить на два типа:
1) Задания первого типа, целью которых является повышение скорости и точности движений. Эти движения осуществляются поэтапно на уровне плечевого, локтевого и лучезапястного суставов. Вначале на листе формата А3 ребенок рисовал дугообразные черные линии в каждом из разноцветных сегментов «радуги». Ширина каждого сегмента составляла 5 см, и задача ребенка была как можно быстрее двигаться от крайней левой точки (диаметр точки - 10 мм) к крайней правой и обратно, двигая рукой только в плечевом суставе в течение примерно 30-40 секунд. Выполнение считалось хорошим, если вариабельность движения не превышала 1 см в ширину. За это время ребенок успевал нарисовать от 15 до 30 линий на каждом сегменте радуги. Задачей этого упражнения является уменьшение расстояния между линиями, чтобы движение было однотипным, шаблонным. Ребенок повторно выполнял одно и то же задание, двигаясь по семи цветовым сегментам «радуги» сверху вниз.
В следующем задании размер «радуги» уменьшался с формата А3 до А4. Движение осуществлялось по меньшему радиусу, при этом ребенка просили прижать локтевой сустав к боковой части груди. Ширина каждого сегмента «радуги» уменьшалась до 3,5 см.
Затем размер «радуги» уменьшали до формата А5, и движение нужно было осуществлять только при помощи лучезапяст-ного сустава. Ширина сегмента «радуги» составляла в этом задании 2 см. Для управляемого повышения скорости при выполнении заданий использовался метроном
с индивидуально регулируемой частотой ритма от 60 ударов в минуту и выше.
При выполнении заданий этого типа критериями успешного выполнения являлись: рисование дуги как можно быстрее и в ритм метронома; минимальное расстояние между линиями; точное попадание в конечные точки.
2) Задания второго типа были направлены на быстроту и точность перерисовывания графических форм. Вначале ребенок перерисовывал фигуру на хорошо разлинованном бланке, затем характер разметки становился менее четким, и в последнем шаблоне ребенку предлагалось воспроизвести фигуру на неразлинованном бланке. Характер фигур усложнялся от занятия к занятию - от простых линий к сложным графическим узорам.
Результаты и обсуждение
Перед и после ГМТ проводилось исследование вышеописанных когнитивных функций. На основе полученных в исследовании данных проводился статистический анализ, призванный оценить влияние проведения ГМТ на характеристики процес-синга, ИФ и зрительно-пространственного восприятия. В анализе использовались все регистрируемые показатели, оценка проводилась ранговыми критериями (табл. 2). Оценка проводилась парным ранговым критерием сравнения МЧеэ!:.
Тест ССТТ-2 показал достоверное снижение времени (р=0,0004), необходимого для реализации цифровой последовательности, после прохождения тренинга. Таким образом, показатели когнитивной гибкости улучшились. Учитывая характер теста, мы можем сказать о позитивной динамике, связанной с переключаемостью и уменьшением количества нерелевантных двигательных действий.
В тесте на зрительно-моторную реакцию была установлена тенденция к достоверному увеличению продуктивности (р=0,028).
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия в показателях до начала и после окончания тренинга
Таблица 2
Динамика контрольных показателей до и после прохождения ГМТ
Показатель Среднее значение 7-критерий Уровень значимости, р<0,05
1 исследование 2 исследование
ССТТ-2 (сек) 71,2 8Б=24 58,2 8Б=24 3,53 0,0004
Беггу-УМ1, УМ1 (балл) 103 8Б=14 104 8Б=14 -0,3 0,76
Беггу-УМ1, УР (балл) 96 8Б=10,6 98 8Б=10 -1,5 0,13
Беггу-УМ1, МС (балл) 86 8Б=9 88 8Б=14 -1,32 0,19
«Дайновижн-2», ЗМР (нажатий) 47 8Б=9 50 8Б=12 -2,2 0,028
«Дайновижн-2», ЗМР/КЛ (нажатий) 32 8Б=6 36 8Б=7 -3,09 0,002
ПОФРО (балл) 20 8Б=6,7 24 8Б=7 -3,58 0,0003
Выполнение теста ЗМР/КЛ также демонстрирует достоверное увеличение количества успешных проб (р=0,002). Успешное выполнение данных тестов характеризует положительную динамику сенсо-моторных реакций, но не только. Условия тестирования на «Дайновижн-2» подразумевают активное участие в процессе проксимального отдела верхней конечности. Повышение скорости при манипулировании кнопками на контралатеральной стороне в тесте ЗМР/КЛ свидетельствует об улучшении освоения пространственного поля, что требует большей активности, связанной со зрительным анализатором и межполушарными взаимодействиями.
При копировании фигуры Рея - Осте-рица было также получено достоверное увеличение суммарного балла при копировании фигуры (р=0,0003). Это характеризует положительную динамику в топологическом и координационном аспектах освоения пространства. Поскольку этот
тест ориентирован, в отличие от «Дайно-вижна-2», на анализ деятельности мелкой моторики, мы могли бы говорить о тенденциях в улучшении не только крупно моторных двигательных актов, но и об улучшении качества мелкой моторики. Однако это не подтверждается показателями субтестов: в субтестах Беегу-УМ1, которые достоверных улучшений не демонстрируют. Возможно, это связано с тем, что в тесте Беегу-УМ1 большее внимание уделено метрическим аспектам деятельности.
Заключение
Таким образом, можно отметить, что в результате исследования была получена положительная динамика по тестам, оценивающим простую зрительно-моторную реакцию, когнитивную гибкость, некоторые аспекты зрительно-пространственного восприятия. Увеличение процессин-га или скорости обработки информации
(тесты на простую зрительно-моторную реакцию) является важным показателем для когнитивного развития, так как мы говорим о способности ребенка усваивать поступающую информацию, перерабатывать ее и принимать решения. Снижение времени выполнения задания в тесте на переключение можно оценивать как следствие увеличения скорости обработки информации.
Исследование представляет собой первую апробацию данного ГМТ в клинике когнитивной реабилитации. Надо отметить, что поскольку представленные результаты исследования являются предварительными, объем выборки был небольшой; поскольку в исследовании участвовали пациенты с различными заболеваниями и разным уровнем когнитивных нарушений, необходимо продолжить исследование и увеличить объем выборки с целью более дифференцированного разделения детей на отдельные группы по возрасту, полу, диагнозам и срокам ремиссии с последующим их анализом.
Тем не менее поскольку проведенные испытания показали статистически достоверное улучшение важных когнитивных параметров, представленный подход представляется достаточно перспективным для организации последующих исследований, направленных на поиск оптимальных подходов в реабилитации детей, имеющих когнитивные нарушения вследствие перенесенного заболевания и нейротоксических последствий лечения.
Участие авторов
Концепция и дизайн исследования - Касаткин В.Н., Глебова Е.В., Карелин А.Ф. Сбор и обработка материала - Касаткин В.Н., Глебова Е.В.
Статистическая обработка - Анисимов В.Н., Глебова Е.В.
Написание текста - Касаткин В.Н., Глебова Е.В., Карелин А.Ф.
Редактирование - Касаткин В.Н., Глебова Е.В., Анисимов В.Н.
Литература
1. Винтаева Т.Н. Коррекция мелкой моторики в связи с развитием сенсомоторно-го компонента речи у первоклассников с нарушениями интеллекта: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2002.
2. Гезелл А. Рисование как показатель развития Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. I. - М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. - 744 с.
3. Касаткин В.Н., Дренева А.А., Анисимов В.Н., Карелин А.Ф. Применение тренажера «Neurotracker» для улучшения функций внимания и рабочей памяти у детей, перенесших новообразования задней черепной ямки // Вестник восстановительной медицины. - 2017. - № 6. - С. 46-50.
4. Касаткин В.Н., Бородина И.Д., Шурупова М.А., Дренёва А.А., Рябова А.А., Миронова Е.В., Карелин А.Ф., Румянцев А.Г. Коррекция исполнительных функций и работы саккадической системы у детей с опухолями задней черепной ямки // Российский журнал детской гематологии и онкологии.
- 2017. - № 4(3). - С. 35-42.
5. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.
- 204 с.
6. Baron I.S. Neuropsychological evaluation of the child. - New York, NY: Oxford University Press, 2004. - 454 p.
7. Beery K.E., Buktenica N.A. et al. Developmental Test of Visual Motor Integration. 6th Edition. - Pearson, 2010.
8. Carlson A.G., Rowe E., Curby T.W. Disentangling fine motor skills' relations to academic achievement: The relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination // The Journal of Genetic Psychology. - 2013. - Vol. 174(5).
- P. 514-533.
9. Denckla M.B. A theory and model of executive function: A neuropsychological perspective / In G.R. Lyon & N.A. Krasnegor (Eds.). Attention, memory, and executive function. -Baltimore, MD, US: Paul H Brookes Publishing, 1996. - P. 263-278.
10. Docking K., Paquier P., Morgan A. Childhood Brain Tumour / In L. Cummings (Ed.). Perspectives in Pragmatics, Philosophy & Psychology. 1st ed. - Cham, Switzerland: Springer-Verlag, 2017. - P. 131-164.
11. Eng H. The psychology of children's drawings: From the first stroke to the coloured drawing. The International Library of Psychology: Developmental Psychology (Book 7). 1st ed. -Routledge, 2014. - 264 p.
12. Gioia G.A., Isquith P.K., Guy S.C. Assessment of executive functions in children with neurological impairment // Ment. Retard. Dev. Dis-abil. Res. Rev. - 2005. - Vol. 11(3). - P. 209215.
13. Kesler S.R. et al. Brain network connectivity and executive function in long-term survivors of childhood acute lymphoblastic leukemia // Brain Connectivity. - 2018. - Vol. 8(6). - P. 333-342.
14. Limond J.A., Bull K.S., Calaminus G., Kennedy C.R., Spoudeas H.A., Chevignard M.P. Quality of survival assessment in European childhood brain tumour trials, for children aged 5 years and over // Eur. J. Paediatr. Neurol. - 2015. -Vol. 19(2). - P. 202-210.
15. Matthews J. Drawing and painting: Children and visual representation (Zero to Eight). 2nd ed. - SAGE Publications Ltd., 2003. - 240 p.
16. Meyers J., & Meyers K. Rey complex figure and recognition trial professional manual. - Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1995. - vii+119 p.
17. Michel E., Molitor S., Schneider W. Differential changes in the development of motor coordination and executive functions in children with motor coordination impairments // Child Neuropsychology. - 2018. - Vol. 24(1). - P. 20-45.
18. Randazzo D.M., Peters K.B. Psychosocial distress and its effects on the health-related quality of life of primary brain tumor patients // CNS Oncol. - 2016. - Vol. 5(4). - P. 241-249.
19. Robinson K.E., Livesay K.L., Campbell L.K., Scaduto M., Cannistraci C.J., Anderson A.W., Whitlock J.A., Compas B.E. Working memory in survivors of childhood acute lymphocytic leukemia: Functional neuroimaging analyses // Pediatr. Blood Cancer. - 2010. - Vol. 54(4). - P. 585-590. doi:10.1002/pbc.22362.
20. Rule A.C., Smith L.L. Fine Motor Skills, Executive Function, and Academic Achievement / In Brewer H., Renck Jalongo M. (eds.). Physical Activity and Health Promotion in the Early Years. Educating the Young Child (Advances in Theory and Research, Implications for Practice) - Springer, Cham, 2018. - Vol. 14.
- P. 19-40.
21. Stein M., Auerswald M., Ebersbach M. Relationships between motor and executive functions and the effect of an acute coordinative intervention on executive functions in kinder-gartners // Frontiers in Psychology. - 2017. -Vol. 8. - P. 859.
22. Strauss E., Sherman E.M.S., & Spreen O. A compendium of neuropsychological tests: Administration, norms, and commentary (3rd ed.). - New York, NY, US: Oxford University Press, 2006.
23. Ventura L.M. et al. Executive functioning, academic skills, and quality of life in pediatric patients with brain tumors post-proton radiation therapy // Journal of Neurooncology. - 2018.
- Vol. 137(1). - P. 119-126.
24. Welsh M.C., Pennington B.F., Groisser D.B. A normative-developmental study of executive function: A window on prefrontal function in children // Developmental Neuropsychology.
- 1991. - Vol. 7(2). - P. 131-149.
References
1. Vintayeva TN. Korrektsiya melkoy motoriki v svyazi s razvitiyem sensomotornogo kom-ponenta rechi u pervoklassnikov s narusheni-yami intellekta: avtoref diss kand ped nauk. Moscow, 2002 (in Russian).
2. Gezell A. Risovaniye kak pokazatel' razvitiya Psikhologiya anomal'nogo razvitiya rebenka: Khrestomatiya v 2 t. Pod red VV Lebedinsko-go i MK Bardyshevskoy. T I. Moscow: CheRo: Vyssh shk: Izd-vo MGU, 2002: 744 (in Russian).
3. Kasatkin VN, Dreneva AA, Anisimov VN, Karelin AF. Primeneniye trenazhera «Neurotracker» dlya uluchsheniya funktsiy vnimani-ya i rabochey pamyati u detey, perenesshikh novoobrazovaniya zadney cherepnoy yamki. Vestnik vosstanovitel'noy meditsiny 2017; 6:46-50 (in Russian).
4. Kasatkin VN, Borodina ID, Shurupova MA, Drenova AA, Ryabova AA, Mironova YeV,
Karelin AF, Rumyantsev AG. Korrektsiya is-polnitel'nykh funktsiy i raboty sakkadich-eskoy sistemy u detey s opukholyami zadney cherepnoy yamki.Rossiyskiy zhurnal detskoy gematologii i onkologii 2017; 4(3):35-42 (in Russian).
5. Labunskaya GV. Izobrazitel'noye tvorchestvo detey. Moscow: Prosveshcheniye, 1965: 204 (in Russian).
6. Baron IS. Neuropsychological evaluation of the child. New York, NY: Oxford University Press, 2004: 454.
7. Beery KE, Buktenica NA et al. Developmental Test of Visual Motor Integration. 6th Edition. Pearson, 2010.
8. Carlson AG, Rowe E, Curby TW. Disentangling fine motor skills' relations to academic achievement: The relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination. The Journal of Genetic Psychology 2013; 174(5):514-533.
9. Denckla MB. A theory and model of executive function: A neuropsychological perspective. In GR Lyon & NA Krasnegor (Eds). Attention, memory, and executive function. Baltimore, MD, US: Paul H Brookes Publishing, 1996:263-278.
10. Docking K, Paquier P, Morgan A. Childhood Brain Tumour. In L Cummings (Ed). Perspectives in Pragmatics, Philosophy & Psychology. 1st ed: Cham, Switzerland: Springer-Verlag, 2017:131-164.
11. Eng H. The psychology of children's drawings: From the first stroke to the coloured drawing. The International Library of Psychology: Developmental Psychology (Book 7). 1st ed. Routledge, 2014: 264.
12. Gioia GA, Isquith PK, Guy SC. Assessment of executive functions in children with neurological impairment. Ment Retard Dev Disabil Res Rev 2005; 11(3):209-215.
13. Kesler SR et al. Brain network connectivity and executive function in long-term survivors of childhood acute lymphoblastic leukemia. Brain Connectivity 2018; 8(6):333-342.
14. Limond JA, Bull KS, Calaminus G, Kennedy CR, Spoudeas HA, Chevignard MP. Quality of survival assessment in European childhood brain tumour trials, for children aged 5 years and over. Eur J Paediatr Neurol 2015; 19(2):202-210.
15. Matthews J. Drawing and painting: Children and visual representation (Zero to Eight). 2nd ed. SAGE Publications Ltd, 2003: 240.
16. Meyers J, & Meyers K. Rey complex figure and recognition trial professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1995: vii+119.
17. Michel E, Molitor S, Schneider W. Differential changes in the development of motor coordination and executive functions in children with motor coordination impairments. Child Neuropsychology 2018; 24(1):20-45.
18. Randazzo DM, Peters KB. Psychosocial distress and its effects on the health-related quality of life of primary brain tumor patients. CNS Oncol 2016; 5(4):241-249.
19. Robinson KE, Livesay KL, Campbell LK, Scaduto M, Cannistraci CJ, Anderson AW, Whitlock JA, Compas BE. Working memory in survivors of childhood acute lymphocytic leukemia: Functional neuroimaging analyses. Pediatr Blood Cancer 2010; 54(4):585-590. doi:10.1002/pbc.22362.
20. Rule AC, Smith LL. Fine Motor Skills, Executive Function, and Academic Achievement. In Brewer H, Renck Jalongo M (eds). Physical Activity and Health Promotion in the Early Years. Educating the Young Child (Advances in Theory and Research, Implications for Practice). Springer, Cham, 2018; 14:19-40.
21. Stein M, Auerswald M, Ebersbach M. Relationships between motor and executive functions and the effect of an acute coordi-native intervention on executive functions in kindergartners. Frontiers in Psychology 2017; 8:859.
22. Strauss E, Sherman EMS, & Spreen O. A compendium of neuropsychological tests: Administration, norms, and commentary (3rd ed). New York, NY, US: Oxford University Press, 2006.
23. Ventura LM et al. Executive functioning, academic skills, and quality of life in pediatric patients with brain tumors post-proton radiation therapy. Journal of Neurooncology 2018; 137(1):119-126.
24. Welsh MC, Pennington BF, Groisser DB. A normative-developmental study of executive function: A window on prefrontal function in children. Developmental Neuropsychology 1991; 7(2):131-149.
PRELIMINARY ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF GRAPHOMOTOR TRAINING ON EXECUTIVE FUNCTIONS AND VISUAL-SPATIAL PERCEPTION IN CHILDREN AGED 7-17 YEARS WITH HISTORY
OF CANCER
V.N. KASATKIN1, E.V. GLEBOVA1, V.N. ANISIMOVU, A.F. KARELIN1
1 Dmitry Rogachev National Medical Research Center for Pediatric Hematology, Oncology and Immunology, Treatment and Rehabilitation Scientific Center «Russian Field», 2 M.V. LomonosovMoscow State University, Moscow
One of the most common problems in children who have undergone cancer is cognitive impairment. The paper presents a preliminary analysis of the results of the graphomotor training (GMT) aimed at the correction of executive functions (EF) and visual-spatial perception in children aged 7 to 17 years with various periods of remission after cancer. The presented training is based on the principles of gradual development of movements in the implementation of graphic actions. The study involved 29 children who underwent various cancers with subsequent neurocognitive impairment. As a result of the training, a significant increase in processing indices, cognitive flexibility, and visual-spatial functions was noted. The presented method is promising for the organization of subsequent research aimed at finding the best approaches in the rehabilitation of children with cognitive impairment caused by past illness and the neurotoxic effects of treatment.
Keywords: pediatric oncology, cognitive impairment, motor correction, executive functions, neurorehabilitation.
Address:
Kasatkin V.N., Dr. of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Neurocognitive, Psycho-Physiological Research and Physical Rehabilitation of the Dmitry Rogachev National Medical Research Center for Pediatric Hematology, Oncology and Immunology, Treatment and Rehabilitation Scientific Center «Russian Field» E-mail: [email protected]