УДК 343.575
Купшинов Ислам Мухамедович
Kupshinov Islam Mukhamedovich
соискатель кафедры криминологии Московского университета МВД России тел.: (861) 290-13-35
postgraduate of the chair of criminology, Moscow University of Russian Ministry of Internal Affairs
tel.: (861) 290-13-35
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, КАК СИСТЕМА
PREVENTION OF CRIMES COMMITTED IN SPHERE OF ILLEGAL TRAFFIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES, AS A SYSTEM
Аннотация:
The summary:
В статье рассматриваются вопросы незаконного оборота наркотиков и связанные с ним правонарушения. Раскрываются проблемы предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в современной России, правового режима оборота наркотиков, создания эффективных правовых норм для регулирования их законного оборота и использования.
In the article the questions of a drug trafficking and the offenses connected with it are considered. The problems of the prevention of illegal drug trafficking and psychotropic substances in modern Russia, a legal regime of drug trafficking, creation of effective rules of law for regulation of their lawful turn and use are revealed.
Ключевые слова:
незаконный оборот наркотиков, проблемы предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, антинаркотическая пропаганда.
drug trafficking, problems of the prevention of illegal drug trafficking and psychotropic substances, antinarcotic propagation.
Keywords:
Незаконный оборот наркотиков и связанные с ним правонарушения обусловлены общественными отношениями, которые выступают как закономерное следствие условий социальной жизни общества [1]. Правонарушения и преступления, порожденные негативными явлениями, в частности наркоманией, представляют собой специфические акты человеческого поведения, в которых отражаются соответствующие социальные условия [2, с. 70]. А.Б. Сахаров писал, что главное здесь не только во взаимосвязи преступлений и негативных явлений, важны и социальные условия, в которых проявляется такая связь [3, с. 63-64]. Анализ этой взаимосвязи, по мнению И.И. Карпеца, в одних случаях прямо, непосредственно, в других случаях косвенно, опосредованно связано с анализом именно преступлений, рассматриваемых в системе негативных социальных явлений и в связи с негативными последствиями этих явлений [4, с. 41].
Проблемы предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в современной России осложняются тем, что мы не можем отказаться от их использования в медицинской практике. В связи с этим правовой режим оборота наркотиков заключается не только в установлении запретов, но и в создании эффективных правовых норм для регулирования их законного оборота и использования.
При этом в России уголовная ответственность за отдельные деяния, предусмотренные международно-правовыми актами, пока не установлена и чрезмерно жесткая ответственность за ряд правонарушений соседствует с крайним либерализмом по отношению к другим. В качестве примера можно привести неадекватность уголовного законодательства: контрабанда наркотиков в настоящее время преследуется точно так же, как контрабанда продуктов, товаров или культурных ценностей. Однако очевидно, что социальные последствия этих преступлений абсолютно несопоставимы и несоизмеримы. Так, уделяя особое внимание определению понятия «крупный» и «особо крупный» размер наркотиков, законодателем не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партия наркотиков составляет не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики в уголовной ответственности приравнены, по сути, к распространителям мелких доз наркотиков [5].
Раскрывая систему общепредупредительных мер по снижению незаконного оборота наркотиков, остановимся на ее основных позициях. Первое - выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Данное направление должно в себя включать формирование криминологического законодательства по данной проблематике. Общество должно прийти к пониманию и полному осознанию всей многогранности вреда и общественной опасности последствий таких явлений, как наркомания, наркотизм и наркобизнес. Государство же должно взять на себя важнейшие задачи, с одной стороны, обучить население выживать в сложном мире, наполненном многочисленными опасностями, куда в полной мере относятся и такие социальные болезни, как СПИД, проституция, туберкулез, алкоголизм, терроризм, наркомания и преступность. С другой стороны, важно эффективно защитить население от возможности заражения этими опасными заболеваниями: предупредить их дальнейший рост, вести результативную и действенную борьбу с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [6, с. 6].
Под криминологическим законодательством мы подразумеваем те нормативные акты, которые в совокупности образуют юридическую базу для реагирования на преступность, в частности, для предупреждения преступлений [7, с. 122] в сфере незаконного оборота наркотиков.
Надо отметить, что новейшие научные исследования в области криминологической причинности направляются все чаще на механизм приверженности правилам, а не отклонения от них [8, р. 161], то есть изучаются не столько причины правонарушений, сколько причины воздержания от их совершения. Согласно результам эмпирических исследований Т. Хирши, чьи воззрения оказали заметное влияние на развитие
научной мысли в 70-е - 90-е гг., подчинению социальным нормам содействуют четыре рода общественных связей: привязанность, обязательство, участие и вера [9]. Отношения привязанности и прежде всего любовь в семье являются главными факторами, удерживающими от уголовной деятельности [10, с. 162]. Наряду с вытекающим из любви к близким нежеланием причинить им огорчение, стремление довести до конца принятые на себя обязательства, участие в какой-либо деятельности и представление о греховности того или иного поведения составляют важнейшие элементы механизма удержания от соблазна нарушить закон, что находит подтверждение в результатах специальных исследований. Наиболее надежным путем контроля преступности поэтому оказывается укрепление таких общественных институтов, как семья, школа, организация труда в условиях конкретного рабочего места [11, р. 171]. Данный постулат подтвержден и результатами проведенного нами исследования. В ходе опроса лиц, состоящих на учете в наркологических диспансерах г. Москвы, лишь 17,3 % поддерживают отношения с близкими родственниками, а более 54 % опрошенных вынуждены были прервать отношения по инициативе родственников. Тем самым это лишний раз показывает на не только пагубное влияние наркотиков на организм человека, но и на его социальные и общественные связи. Также в ходе опроса более 70 % оказались разведены и лишь около 12 % состояли в браке.
Также одним из элементов криминологического законодательства будет программно-целевой подход к планированию деятельности с четким определением целей и задач целевой комплексной программы, выбором перечня скоординированных мероприятий, по устранению причинно обусловленного механизма, способствующего незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями федерального и местного бюджетов, в которой будет сконцентрировано внимание на приоритетных направлениях комплексного решения проблем [12].
Во-вторых, необходимо формировать у населения общественного мнения по негативному отношению к потреблению наркотиков. Видный представитель немецкой криминальной социологии 90-х гг. Ф. Фильзер обосновывает мысль о том, что социальная политика может выйти на путь реального уменьшения преступности при условии, если она будет ориентироваться на поддержание традиционных духовных и гуманистических ценностей, поддерживая их развитие у населения в противовес сомнительным ценностям, включающим в себя богатство и власть. Этот путь означает «этически связанное развитие личности и общества как процесс воздействия одно на другое» [13, б. 170-171].
Тем самым на всю важность и необходимость правовых, организационных, политических и иных мероприятия на первое место необходимо ставить формирование у населения устойчивой антинаркоти-ческой позиции. По нашему мнению, это связанно с основным экономическим принципом «спрос рождает предложение» [14, с. 960]. Ведь если не будет спроса у конечных потребителей наркотиков, то и наркоторговцам не выгодно будет вести свою деятельность и весь рынок незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ будет разрушен. В рамках осуществления этого мероприятия необходимо проводить с населением разъяснительную работу.
В-третьих, говоря об элементах общесоциальных мер предупреждения и об устранении наступивших негативных социальных последствий от употребления наркотиков, по нашему мнению, основной акцент следует сделать в области государственного лечения лиц, стоящих на учете, ведь наркоман чаще всего думает, что он или не страдает как таковой зависимостью от наркотиков или думает о том, что в любой момент имеет возможность «соскочить с иглы», то есть прекратить всякое употребление наркотиков. Однако результаты нашего исследования показывают, что при ответе на вопрос: «Пробовали ли Вы самостоятельно бороться со своими зависимостями от наркотиков?» лишь 9,7 % ответили положительно (притом они якобы успешно избавились от этой зависимости), а вот 36,5 % хотя и пробовали самостоятельно избавиться от зависимости, но им это не удалось сделать. Даже столь высокий процент социально ответственных лиц, не говорит нам о реальной возможности самостоятельно победить данный недуг. Из чего мы приходим к выводу, что только целенаправленные действия со стороны государственных медицинских организаций могут помочь избавиться от наркотической зависимости. Мы целенаправленно уходим от привлечения к этой проблеме негосударственных учреждений по следующим позициям:
- незаконный оборот наркотиков, так же как и весь массив лиц их принимающих, это проблема всего общества, а не конкретного человека или семьи. В связи с чем, намеренно уменьшая официальные данные о количестве больных, мы не будем видеть ситуации в целом, и не сможем оценить всю глубину ее негативных социальных последствий;
- передавая лечение больных наркоманией на откуп частным клиникам, мы тем самым можем спровоцировать дальнейшее преступное поведение. Ведь врач частной клиники не несет ответственности перед больным о результате лечения. Также возможны случаи шантажа (предание огласки факта употребления наркотиков) как самих больных, так и их семей и так далее.
- также в случае задержки обращения в государственное учреждение возможны ситуации кратковременного избавления от наркотической зависимости (снятия симптомов и т.д.), в результате чего лицо фактически не стоящее на учете может получить право на ношение огнестрельного оружия или управления транспортным средством.
Очевидно, что необходим коренной перелом, который позволил бы решительно изменить ситуацию в сфере НОН и в ближайшие годы существенно снизить уровень наркотизации населения. Для этого необходимо начинать формировать новую государственную антинаркотическую политику, заложить эффективные меры в структуру разрабатываемой в настоящее время Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», рассчитанной до 2014 г. [15, с. 265]. Основной акцент в данной программе должен быть на профилактику незаконного оборота наркотиков и преступлений, совершаемых на почве наркомании. Программа должна быть ориен-
тирована на превентивные меры, а не на репрессии. Ведь главное в такой профилактике не принуждение, а убеждение и лечение, не наказание за преступление, а недопущение преступления [16].
Полагаем, что под предупреждением незаконного оборота наркотиков следует понимать систему государственных мер по сокращению незаконного производства, торговли и распространения наркотиков, культивирования наркотикосодержащих растений, а также деятельность государственных и общественных организаций по уменьшению спроса на наркотики, с целью минимизации негативных социальных последствий от злоупотребления ими, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ и международными конвенциями.
Подводя итог рассмотрения актуальных проблем предупреждения незаконного оборота наркотиков, полагаем, что система профилактических мер будет эффективна только при выполнении поэтапных мероприятий. В частности, необходимо признание на государственном уровне общенациональной проблемы незаконного оборота наркотиков и разработка современной программы борьбы с ним как на федеральном, так и на местном уровне, с учетом преодоления наступивших и будущих социальных последствий. Следует признать на государственном уровне того факта, что Россия - одно из немногих государств, которые являются одновременно потребителями, производителями, а также зонами активного наркотрафика, в связи с чем не только организовать предупреждение на национальной уровне, но и широко использовать международный опыт сотрудничества в области предотвращения НОН. Особое внимание при этом должно быть уделено антинаркотической пропаганде в виде социальной рекламы не только с помощью средств массовой информации всех уровней, но и организации и систематическом проведении в учебных заведениях занятий по антинаркотической пропаганде, используя при этом институт семьи как основы противодействия НОН.
Ссылки:
References (transliterated):
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
См.: Аванесов Г.А., Лебедев С.Я. Криминология несовершеннолетних (постановка проблемы) // Криминологический журнал. 2006. № 2 (10). С. 24-29.
Зарипов З.С. Некоторые вопросы совершенствования мер противодействия наркомании несовершеннолетних // Криминологический журнал. 2007. № 1 (17).
См.: Сахаров А.Б. Личность преступника и причина преступности в СССР. М., 1961.
См.: Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1969.
См.: Харабет К.В, Антинаркотическая функция государства и некоторые вопросы ее законодательного обеспечения // Российская юстиция. № 8. 2009. С. 14-17 ; Куч-менко А.И. Совершенствование уголовного закона как форма реализации государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Дальневосточного юридического института МВД РФ. 2004. № 1(6). С. 82-83.
См.: Харабет К.В, Антинаркотическая функция государства и некоторые вопросы ее законодательного обеспечения // Российская юстиция. № 8. 2009. С. 14-17 ; Костенников Д. УК России и Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Профессионал. 2004. № 6. С. 6. Бурлаков В.Н., Гилинский Я.И., Шестаков Д.А. Преподавание криминологии в современных условиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Серия 6. Вып. 3 Adler F., Mueller G.O.W., Laufer W.S.
Hirschi T. Causes of Delinquency. Berkeley, University of California Press, 1969.
Adler F., Mueller G.O.W., Laufer W.S.
Ibid.
Косарев В.Н., Косарева Л.В., Макогон И.В. Проблемы борьбы с преступность, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Преступность, ее виды и проблемы борьбы / под общ. редакцией А.И. Долговой. М., 2011. С. 268-269.
Filser F. Die kriminalitatvermindernde Perspektive der Menschheitswerte: Progressive Kriminalsoziologie. Pfaffen-weiler: Centaurus Verl. Ges., 1996. S. 170-171.
См.: Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 2007.
Косарев В.Н., Косарева Л.В., Макогон И.В. Проблемы борьбы с преступность, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Преступность, ее виды и проблемы борьбы / под общ. редакцией А.И. Долговой. М., 2011.
Абельцев С.Н., Сасиков А.И., Тищенко М.Д. Наркомания и проблемы криминального насилия. М., 1999.
4.
5.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
See: Avanesov G.A., Lebedev S.Y. Kriminologiya
nesovershennoletnikh (postanovka problemy) // Kriminolog-icheskiy zhurnal. 2006. No. 2 (10). P. 24-29.
Zaripov Z.S. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya mer protivodeystviya narkomanii nesovershennoletnikh // Krimino-logicheskiy zhurnal. 2007. No. 1 (17).
See: Sakharov A.B. Lichnost' prestupnika i prichina prestupnosti v SSSR. M., 1961.
See: Karpets I.I. Problema prestupnosti. M., 1969.
See: Kharabet K.V, Antinarkoticheskaya funktsiya gosudarst-va i nekotorye voprosy ee zakonodatel'nogo obespecheniya // Rossiyskaya yustitsiya. No. 8. 2009. P. 14-17 ; Kuchmenko A.I. Sovershenstvovanie ugolovnogo zakona kak forma reali-zatsii gosudarstvennoy politiki v sfere kontrolya za oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv // Vest-nik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD RF. 2004. No. 1(6). P. 82-83.
See: Kharabet K.V, Antinarkoticheskaya funktsiya gosudarst-va i nekotorye voprosy ee zakonodatel'nogo obespecheniya // Rossiyskaya yustitsiya. No. 8. 2009. P. 14-17 ; Kostenni-kov D. UK Rossii i Konventsii OON o bor'be s nezakonnym oborotom narkotikov // Professional. 2004. No. 6. P. 6. Burlakov V.N., Gilinskiy YA.I., Shestakov D.A. Prepodavanie kriminologii v sovremennykh usloviyakh // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 1996. Series 6. Issue 3 Adler F., Mueller G.O.W., Laufer W.S.
Hirschi T. Causes of Delinquency. Berkeley, University of California Press, 1969.
Adler F., Mueller G.O.W., Laufer W.S.
Ibid.
Kosarev V.N., Kosareva L.V., Makogon I.V. Problemy bor'by s prestupnost', svyazannoy s nezakonnym oborotom narko-ticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv // Prestupnost', ee vidy i problemy bor'by / under general edition of A.I. Dolgova. M., 2011. P. 268-269.
Filser F. Die kriminalitatvermindernde Perspektive der Menschheitswerte: Progressive Kriminalsoziologie. Pfaffen-weiler: Centaurus Verl. Ges., 1996. P. 170-171.
See: Smit A. Issledovaniya o prirode i prichinakh bogatstva narodov. M., 2007.
Kosarev V.N., Kosareva L.V., Makogon I.V. Problemy bor'by s prestupnost', svyazannoy s nezakonnym oborotom narko-ticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv // Prestupnost', ee vidy i problemy bor'by / under general edition of A.I. Dolgova. M., 2011.
Abel'tsev S.N., Sasikov A.I., Tishchenko M.D. Narkomaniya i problemy kriminal'nogo nasiliya. M., 1999.