УДК 349.9.01
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
© Руслан Викторович АВДЕЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовного права и криминологии, e-mail: [email protected]
Предупреждение преступности означает оберегание людей, общества, государства от преступлений и правонарушений. Представляется сложным комплексом всевозможных мер предупреждающего воздействия на все, что порождает, воспроизводит это социально негативное явление, определяет его неблагоприятные тенденции, качественно-количественные характеристики.
Целью работы является изучение и анализ правовых основ предупреждения преступности как отдельной категории в криминологии.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- изучение понятия, законодательства и других теоретико-правовых форм данного вопроса;
- анализ теории и правовых основ;
- подведение итогов проделанной работы.
В качестве предмета исследования рассмотрены законодательство, нормативно-правовые акты и специальная литература вопроса о предупреждении преступности в криминологии. Объект исследования входит в обязательные причинные связи явлений и процессов, а также всех детерминационных комплексов предупреждения преступности в криминологии как изучаемых научных взаимоотношений.
Ключевые слова: понятие; цели и принципы предупреждения преступности; классификация мер предупреждения преступности; правовые основы предупреждения преступности; криминологическая профилактика.
В наше время понятие преступности настолько обыденное слово, что данное социальное явление невозможно исключить из нашей жизни. Понятие преступности, на наш взгляд, можно поставить наряду с вечным словом «война», ведь «война - она никогда не меняется».
Рассмотрев данную проблему предупреждения преступности, нам необходимо провести анализ, растолковать понятия предупреждения, ведь оно очень разнообразно. Предупреждение само по себе включает несколько похожих понятий, так сказать оно комплексное, но более широко охватывается в понимании значения данного слова. Ведь термин «предупреждение преступности» не является бесспорным хотя бы потому, что нельзя предупредить уже имеющиеся.
Мы пытаемся изучить, понять это явление, т. к. оно, возможно, является основным в криминологической науке. Оно позволяет не допустить массового криминального поведения со всеми его негативными последствиями. Эта основная цель уже предполагает хотя бы попытку отрыва субъектов преступлений, уничтожение социальных «мостов» преступников при их изоляции от общества либо возможную «заморозку» будущих правонарушителей [1].
Интересным фактом здесь ярко выделяется массовость, но она, возможно, достаточно противоречива. Потому что, изучив глубже эту проблему, можно отследить, что изучение предупреждения самостоятельным понятием индивидуальности невозможно, так же как и массовости без индивидуальности. Это достаточно сложная специфика данного вопроса [2].
Другим признаком, на наш взгляд, наиболее важным, является недопущение проявления криминального поведения. В социуме с высоким уровнем преступности огромные средства затрачиваются на системы охраны общественности, имущества, общественного порядка, на обеспечение системы разоблачения и наказания многочисленных правонарушителей [3]. И все меньше средств остается на своевременное оказание социальной помощи нуждающимся в ней детям, семьям, другим субъектам на образование и культуру. Довольно четко и коротко связал это противоречие Ч. Бекария: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них» [4].
При изучении данной проблемы нам необходимо, прежде всего, понять важность предупреждения, т. к. цивилизованное государство и предполагает возможность не допустить преступности. Системность, индивидуальность, массовость - хоть эти понятия
возможны с разных полюсов, но владение и гибкость их, как нам кажется, могут дать возможность провести изучение такого проблемного понятия, как предупреждение преступности.
ПОНЯТИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Подход к преступности как социально-негативному явлению предполагает определенную стратегию борьбы с ней, главным вектором в которой является воздействие на причины, ее порождающие [5].
Выдвинутая идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была сформулирована в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое исполнение произошло сравнительно недавно. Эта мысль получила правовое толкование в работах юристов классической школы уголовного права XVIII в., которые заложили основы новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть заключается в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него» [6].
Дальнейшее теоретическое толкование предупреждения преступности было дано в рамках криминологической науки, которая выступила альтернативой в науке уголовного права в плане определения основных целей, задач и мер борьбы с преступностью в современных условиях [7]. На сегодняшний день предупреждение преступности - главенствующее направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным явлением.
В криминологии предупреждение преступности можно рассмотреть как многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на распознание, ликвидацию, ослабление причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных правонарушений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и поведение которых указывают на такую возможность [8]. Разработка этих мер - одна из главных задач криминологических исследований, а внедрение этих мер в практику -показатель эффективности исследований.
Предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в
себя объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу [9].
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
В социалистических государствах в 60-е гг. XX в. была сформулирована общесоциальная задача ликвидировать преступность, просуществовавшая в директивных документах до начала 1980-х гг. [10]. Этой конечной задаче политики реагирования на преступность сопутствовали более или менее прогрессивно, гуманно сформулированные в уголовном законодательстве социалистических стран цели наказания, ориентированные на исправление, перевоспитание осужденных, предупреждения преступлений. Правда, допущенная нечеткость определения в Уголовном кодексе 1960 г. целей наказания позволяла судить о признании законодателем «возмездной», «карающей» природы наказания. О потерпевших же система заботилась разве что в смысле удовлетворения их низменных мстительных чувств [11]. Также крайне слаба была социальная работа с лицами, оказавшимися в силу обстоятельств на грани преступления, помощь им в преодолении этих обстоятельств [12, с. 265].
В 1980-х гг., когда провал программы построения в СССР коммунизма как общества, в частности свободного от преступности, стал очевидным, главный лозунг политики государственного реагирования на преступность был скорректирован, появились формулировки «стабилизировать преступность», «уменьшить темпы роста числа преступлений», «улучшить ее структуру, в т. ч. за счет сокращения доли наиболее опасных преступлений». Вопрос о ликвидации преступности был снят [13, с. 213-225].
Следует сказать, что адекватная научно обоснованная постановка политических целей в области реагирования на преступность очень важна. Имеет смысл отмечать, очевидно, только такие цели, которые реально достижимы и браться только за то, что выполнимо. Реальной перспективой для России может выступать построение правового государства в условиях сосуществования с преступностью как с неизбежным злом, предлагающее формирование процесса реа-
гирования на преступность на современной цивилизованной основе.
ПРИНЦИПЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Как и любая другая область социального управления, предупреждение преступности должно отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости, научности. Она действует в последовательности: «цели - задачи - функции - организационные структуры и меры, их информационное, методическое, ресурсное обеспечение». При этом нужно учитывать специфику условий и ситуаций, присущей соответствующей территории либо отрасли социальной жизнедеятельности [14].
Легитимность деятельности по предупреждению преступности предполагает фактическое наличие и развитие правовой базы, исполнение ее требований. Другими словами, необходимо наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики прав и обязанностей субъектов этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется. Вместе с тем нельзя допускать декларативности, которая может обесценить развивающуюся новую отрасль права -профилактическую. Законность деятельности по предупреждению преступлений требует конкретного описания в соответствующих нормативных актах компетенции и правомочия субъектов профилактики, содержания ее мер, оснований и условий их применения, минимизации использования оценочных понятий и определения пределов их применения [15].
Демократизм означает, что предупреждение преступности осуществляется:
а) под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;
б) при непосредственном участии и под контролем общественных объединений и формировании, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли «помощников» государственных органов;
в) с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.
Гуманизм и справедливость профилактической деятельности означают, что лица, в отношении которых они проводятся, рассматриваются как субъекты взаимодействия
с органами профилактики, а не как бесправные объекты; ставится задача как можно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества и государства; профилактическое воздействие начинается с мер, наиболее щадящих, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию. Иными словами, принципы гуманизма и справедливости во взаимодействии с другими принципами профилактики преступности находят свое выражение в требовании своевременности и необходимой достаточности профилактических мер любого уровня, этапа, вида, направления, а не в объявлении самоцелью минимизации, во что бы то ни стало их интенсивности [16].
Научность как принцип предупреждения означает:
а) наличие и востребование в программировании и планировании предупредительной деятельности, правовом регулировании и управлению ею, как и в непосредственном применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности, основанной на познании ее закономерностей и места в социальных системах;
б) сопровождение профилактической деятельности всех уровней, этапов, направлений, видов научно-методического обеспечения, основанного на комплексном использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой; наличие при этом механизма внедрения научных рекомендаций после их объективной оценки;
в) использование практикой предоставляемых наукой знаний закономерностей преступности и возможностей борьбы с ней для точной оценки ситуации в перспективе, настоящем времени и ретроспективе и принятия обоснованных стратегических и тактических решений;
г) проведение криминологических или комплексных экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности в процессе их подготовки [17].
Проведение в жизнь принципа научности позволяет создать достаточную по объему и надежности информационную базу предупреждения преступности.
В заключение изученной и частично проанализированной проблемы криминоло-
гии хотелось бы отметить и еще раз обратиться к тому, что преступность хотя и является проблемой самого государства, но подвергается воздействию глобализации. Государства в условиях глобализации тесно взаимодействуют друг с другом, в т. ч. в сфере борьбы с преступностью [18].
Преступность в современных условиях превратилась в глобальную общечеловеческую проблему. При всей глобальности и международной значимости сотрудничества Российской Федерации в области борьбы с преступностью в рамках ООН, Совета Европы, иных континентальных и межконтинентальных сообществ и организаций, в настоящее время особое значение приобретают вопросы взаимодействия и со странами СНГ
[19].
Попытка проследить структуру мер предупреждения преступлений дает возможность проанализировать, возможно даже выделить, тенденцию современных государств, в т. ч. и нашего, которые стремятся к фактическому построению демократического и правового государства, защищающего основную общечеловеческую ценность, права и свободы человека [19]. В этой связи, в интересах предупреждения преступлений должны широко использоваться разнообразные методы устранения ситуаций, чреватых угрозой причинения возможным потерпевшим вреда, чтобы обеспечить личную безопасность. Все это параллельно правовым воздействием государства в лице правоохранительных органов [20]. К примеру, Президент Российской Федерации В.В. Путин на коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 3 февраля 2006 г. сказал: «Уникальное место прокуратуры в борьбе с преступностью - координация работы правоохранительных органов» [21, с. 12].
Возвращаясь к уже изученной проблеме, вероятно, стоит обратиться каждому члену настоящего социума именно к себе, взвесив все субъективные качества и уже изнутри вычленить их радикальные отклонения, осознать их тяжелейшие последствия.
1. Тамаев Р.Д. Проблемы предупреждения преступлений в сфере международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Уголовное право. 2006. № 2.
2. Об утверждении Положения о государственном фонде борьбы с преступностью: поста-
новление Правительства РФ от 7.07.2000 г. № 498. Доступ их справочно-правовой системы «КонсультанатПлюс».
3. Марлукина О.Е. Криминология. М., 2007.
4. Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности. Красноярск, 1999.
5. Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998.
6. Криминология / под ред. В.Н. Бурлакова. СПб., 2002. С. 177-185, 194-199.
7. Шестаков Д.А. Криминология. Санкт-Петербург; Москва, 2006. С. 245-261.
8. Аганов Г.М., Ковалева Е. Предупреждение преступлений и иных правонарушений средствами прокурорского надзора при исполнении наказания в виде лишения свободы // Уголовное право. 2005. № 4.
9. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Доступ их справочно-правовой системы «КонсультанатПлюс».
10. Щербакова Л.И. Теоретические основы предупреждения насильственной преступности женщин // Уголовное право. 2005. № 1.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Доступ их спра-вочно-правовой системы «Гарант».
12. КудрявцеваА.В. Криминология. М., 2007.
13. Бурлаков М.К. Криминология XX в. М., 2000.
14. Уголовно-поцессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. Доступ их справочно-правовой системы «Кон-сультанатПлюс».
15. Кодекс поведения должностных лиц по поддержании правопорядка. Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. Доступ их справочно-правовой системы «КонсультанатПлюс».
16. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24. Доступ их справочно-правовой системы «КонсультанатПлюс».
17. Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 18.07.1996 г. № 1039. Доступ их справочно-правовой системы «Кон-сультанатПлюс».
18. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 7 января 1997 г. № 1-ФЗ. Доступ их справочно-правовой системы «КонсультанатПлюс».
19. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. М., 1998. Доступ их справочно-правовой системы «КонсультанатПлюс».
1. Tamaev R.D. Problemy preduprezhdeniya prestupleniy v sfere mezhdunarodnogo sotrudnichestva gosudarstv v bor'be s prestupnost'yu // Ugolovnoe pravo. 2006. № 2.
2. Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennom fonde bor'by s prestupnost'yu: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 7.07.2000 g. № 498. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tanatPlyus".
3. Marlukina O.E. Kriminologiya. M., 2007.
4. Shchedrin N.V. Osnovy obshchey teorii preduprezhdeniya prestupnosti. Krasnoyarsk, 1999.
5. Kriminologiya / pod red. N.F. Kuznetsovoy. M., 1998.
6. Kriminologiya / pod red. V.N. Burlakova. SPb., 2002. S. 177-185, 194-199.
7. Shestakov D.A. Kriminologiya. Sankt-Peterburg; Moskva, 2006. S. 245-261.
8. Aganov G.M., Kovaleva E. Preduprezhdenie prestupleniy i inykh pravonarusheniy sredstvami prokurorskogo nadzora pri ispolnenii nakazaniya v vide lisheniya svobody // Ugolovnoe pravo. 2005. № 4.
9. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Prinyataya vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tanatPlyus".
10. Shcherbakova L.I. Teoreticheskie osnovy preduprezhdeniya nasil'stvennoy prestupnosti zhenshchin // Ugolovnoe pravo. 2005. № 1.
11. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Garant".
12. KudryavtsevaA.V. Kriminologiya. M., 2007.
13. BurlakovM.K. Kriminologiya XX v. M., 2000.
14. Ugolovno-potsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 18.12.2001 g. № 174-FZ. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tanatPlyus".
15. Kodeks povedeniya dolzhnostnykh lits po pod-derzhanii pravoporyadka. Prinyat Rezolyutsiey General'noy Assamblei OON ot 17 dekabrya 1979 g. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tanatPlyus".
16. O Kontseptsii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 10.01.2000 g. № 24. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tanatPlyus".
17. Ob utverzhdenii polozheniya o Ministerstve vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 18.07.1996 g. № 1039. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tanatPlyus".
18. Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 7 yanvarya 1997 g. № 1-FZ. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tanatPlyus".
19. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv v bor'be s prestupnost'yu. M., 1998. Dostup ikh spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tanatPlyus".
Поступила в редакцию 15.05.2014 г.
UDC 349.9.01
PREVENTION OF CRIMES
Ruslan Viktorovich AVDEYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Criminal Law and Criminology Department, e-mail: [email protected]
Prevention of crime means protection of people, society, state from crimes and crimes. A difficult complex of various measures of prevention is on everything that builds, produces its social negative influence, and determines its negative tendencies, quality and quantity characteristics.
The aim is study and analysis of legal bases of prevention of crime as separate category in criminology.
The stated aim is solved by the next tasks:
- study of notion, legislation and other theoretical-legal forms of this question;
- analysis of theory and legal bases;
- making conclusions of made work.
The legislation, norm and legal acts, special literature of question about prevention of crime in criminology is considered as an object of the study. The object of the study comes into obligatory links of events and processes and also all determination complexes of prevention of crime in criminology as studied scientific interrelations.
Key words: notion; aims and principles of prevention of crimes; classification of crime prevention measures; legal bases of crime prevention; criminological preventive work.