КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА,
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игровой деятельности Корякина О. А.
Корякина Ольга Анатольевна / Koryakina Olga Anatolievna - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад «Рябинка», г. Черногорск, Республика Хакасия
Аннотация: разработаны основные направления и содержание игровой
деятельности по преодолению предпосылок оптической дисграфии.
Abstract: developed the main directions and content of gaming activities to overcome the prerequisites optical dysgraphia.
Ключевые слова: дошкольный возраст, оптическая дисграфия, игровая
деятельность, система работы.
Keywords: pre-school age, optical dysgraphia, game activity, operation system.
Профилактика нарушений письменной речи у детей является наиболее важным вопросом современной теоретической и практической логопедии. Поскольку письмо -это сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи, работа по профилактике дисграфии тесно связана с гармонизацией личности ребёнка в целом.
Среди многообразия нарушений письма, часто встречающейся, является оптическая дисграфия.
Оптическая дисграфия - [от греч. optikos] - дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений. Оптическая дисграфия может быть вербальная, при которой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замена букв; может быть литеральная, при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв. К оптической дисграфии относят также и зеркальное письмо [4].
Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева [5]), отмечают у них плохую координацию, неточное выполнение сложных движений, снижение скорости и ловкости, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. В ряде случаев несформированность зрительного восприятия служит причиной оптической дисграфии.
46
Актуальность данного направления очевидна, поскольку анализ литературы по рассматриваемой проблеме (Г. Г. Мисаренко [1], Л. Г. Парамоновой [3], Н. В. Нищевой [2], Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной [5]) приводит к выводу о необходимости развивать у дошкольников зрительного гнозиса, пространственного восприятия и пространственных представлений, способствующих предупреждению оптической дисграфии.
Опыт показывает, что ряд трудностей может быть преодолен с помощью применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и хорошо знакома дошкольнику, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и полнее раскрывают свои когнитивные возможности.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для детей с нарушениями речи. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем-логопедом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Начинать формировать пространственные представления, по мнению Л. Г. Парамоновой [3], следует с развития представлений о форме и величине предметов, а также с работы, направленной на усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков.
На этом этапе необходимо проводить такие игры, как: «Найди такую же фигуру», «Покажи два одинаковых яблока», «Покажи высокое и низкое дерево», «Покажи широкую и узкую ленту», и т. д. Важно, чтобы ребёнок повторял вслед за логопедом, а потом и называл самостоятельно соответствующие словесные обозначения пространственных признаков.
Н. В. Нищева [2] предлагает проводить занятия по обучению грамоте в старшей группе. В эти занятия рекомендуется включать задания, направленные на профилактику оптической дисграфии:
- узнавание пройденных букв, изображённых с недостающим элементом;
- нахождение правильно изображённых букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв;
- нахождение наложенных друг на друга букв.
Большинство детей с патологией речи имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
47
Они часто не выделяют ведущую руку, движения их рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками. Например, такой ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или держать предмет в одной руке, а другой подхватить какой-либо предмет.
Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений. С этой целью необходимо включать в занятия с детьми дошкольного возраста игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов двигательной сферы: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук. Примерами таких игровых упражнений могут служить следующие:
Упражнения на развитие координированной работы кистей обеих рук («Ладонь-кулак», «Пальчики здороваются»).
Упражнения на расслабление мышц пальцев и кистей рук («Маляры», «Веселый оркестр»).
Упражнения для развития координации слова и движения, ритма движений («Самолеты», «Снег», «Иголочка»).
У многих детей с нарушениями речи трудности связаны в первую очередь с состоянием фонематического слуха, со способностью ребенка различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической стороной речи.
Специфические особенности неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи отмечают Г. В. Чиркина [5], Т. Б. Филичева [5]. Авторами выделяются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Следует отметить, что на логопедических занятиях работа ведется не только над развитием речи, но и над развитием зрительного восприятия, внимании, памяти, мышления. С этой целью используются игры «Найди и назови», «Четвертый лишний», «Чего не хватает?», «Найди маму», «Угадай предмет», «Последовательные картинки», «Волшебная полянка».
Таким образом, процесс обучения игре дошкольников с общим недоразвитием речи строится с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов. Наряду с этим процесс обучения игре детей будет иметь свои особенности:
- широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;
- постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;
- адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей,
- выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью; повторность в
48
обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.
Задания и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений на письме включаются в плановые фронтальные занятия по формированию лексикограмматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
Основные направления коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников:
1. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
2. Развитие зрительно-пространственных представлений.
3. Развитие буквенного гнозиса.
Таблица 1. Содержание коррекционной работы (составлена автором)
Содержание игровой деятельности
Задачи этапа: развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, память.
Игры на узнавание с реальными предметами, их изображениями.
Цель: отработка умения группировать предметы по форме и величине, составлять целое из
частей.
Используемые игры: «Разрезные картинки», «Собери цепочку», «Сложи бусы», «Найди
букву», «Построй дом».
«Найди свой вагон», «Разложи фигуры», «Чего не хватает?», «Найди все предметы», «Найди пару картинке», «Кто в домике живёт?», «Найди одинаковые облака».
Игры на узнавание изображений в усложнённой ситуации, на концентрацию зрительного
внимания.
Цель: формирование умения выделять часть из целого, умением сравнивать изображения. Используемые игры: «Что здесь изображено?», «Загадочные рисунки», «Дорисуй предмет до целого», «Фигура и фон», «Сорви ромашку», «Лабиринт», «Допиши букву», «Сложи букву», «Кто в лесу», «На что похожа буква?, «Письмо в воздухе», «Найди ребят». «Чем отличаются?», корректурные задания, выбор недостающего фрагмента изображения. Работа со схемами, символами, изображениями в усложнённых условиях.
Цель: формирование способности концентрации и переключения зрительного внимания,
развитие зрительной памяти.
Кроме используемых ранее, детям предлагаются следующие игры: «Какие буквы ты увидел?», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Восстанови порядок», «День - ночь», «Где
__________________чей домик?», «Подбери схему», «Восстанови пары»._________________
Задачи: формировать пространственное восприятие. Зрительно-пространственный анализ и синтез. Пространственные представления. Закреплять образы букв. Учить дифференцировать смешиваемые буквы печатного текста.
Игры с движениями на закрепление ориентировки в схеме собственного тела: «Выше -ниже», «Спереди - сзади», «право - лево», «Путаница»; упражнения, направленные на освоение внешнего пространства: имитация движений диких животных.
Игры, направленные на определение направлений в пространстве относительно своего тела: «Скажи слово тому, кто находится слева от тебя», «Повернись направо, сделай два шага вперёд и найдёшь картинку», «Посмотри налево и назови предметы, в названии которых
есть звук с».
Игры, способствующие развитию ориентировки в местоположении предметов относительно друг друга. «Капризный фотограф», «Собери картинку», «Назови предмет», «где стоит машина?», «Где же я сижу?», «теремок», «Лесная школа», «Расскажи, где буква». Знакомство со схемой человека, стоящего напротив.
Игры: «Моя рука, твоя рука», «Сосчитай пуговицы», «Пришей карман». Детям даются такие инструкции: «Дай мне в левую руку картинки, в названии которых есть звук ш, а в правую
те, в названии которых - с.
Двигательные схемы и диктанты. Задания: «Куда указывает стрелка?», «Найди предмет», «Проведи линию», «Поставь фишку на клетку».
Конструирование и копирование. Игры с конструктором, мозаикой, «лего», разрезными ________________картинками. Конструирование и реконструирование букв.______________
49
Игры на формирование умений в определении последовательности элементов предметного ряда в направлении слева направо: «Разложим по порядку», «Возьми машинку», «Поменяй местами буквы», «Назови соседей», «Верни на место».
Игровые упражнения с предлогами: «Что ты сделал?», «Зашифрованное послание», «Нарисуй предлог», «Новоселье», «Придумай предложения, используя схему», «Спрячь мишку», «Исправь ошибку», «Вставь пропущенное слово», «Зашифруй предложение», «Теремок», «Волшебный кубик» (с предлогами дети знакомятся в соответствии с перспективным планом; задания на этом этапе являются обобщающими). Формирование квазипространственных (логико-грамматических) конструкций. В содержание занятий включаются игры: «Закончи предложение, ответь на вопросы», «Что _______было раньше?», «Кто самый-самый?», «Кто старше?», «Сравни и растолкуй»._____
Проблема предупреждения предпосылок оптической дисграфии по-прежнему остается актуальной. Специально организованная система игровой деятельности по формированию пространственных, зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать предупреждению оптической дисграфии.
Работа строится комплексно, развивая все психические функции и различные стороны у дошкольников: развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных, зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса. Все приемы эффективнее использовать в игровой форме, чтобы занятие не проходило в форме натаскивания и повторяющихся упражнений. Использование игровой формы разнообразит выполняемую работу, способствует лучшему усвоению материала. В этом случае будет более эффективный результат по предупреждению предпосылок оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Литература
1. Мисаренко Г. /.Типологические трудности овладения письменной речью // Логопед, № 5, 2005. - С. 8-12.
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 528 с.
3. Парамонова Л. Г. Предупреждение дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2001. - 240 с.
4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под. ред В. И. Селиверстова. -М.: Академический проект, 2004. - 480 с.
5. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 3-е изд. - М.: Айрис -пресс, 2005. - 224 с.
50