Трибуна студента
УДК 343.851
ББК 67.51
DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-230-236
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Татьяна Олеговна МАКОВЕЦКАЯ, студентка Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Научный руководитель: А.Г. Антонов, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры
уголовного права и процесса Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
Аннотация. Уровень дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации остается достаточно высоким — каждое одиннадцатое ДТП приводит к смертельному исходу.
В статье рассматриваются меры, способствующие предупреждению нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, проводится комплексный анализ различных направлений по профилактике дорожно-транспортной аварийности. Раскрывается роль Государственной инспекции безопасности дорожного движения в предупреждении нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, анализируются целевые государственные программы, направленные на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. В исследовании предлагаются возможные пути совершенствования предупредительных мероприятий.
Ключевые слова: дорожно-транспортная аварийность, предупреждение дорожно-транспортных преступлений, Правила дорожного движения, эксплуатация транспортных средств, Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Annotation. The level of road traffic accidents in the Russian Federation remains quite high, as every eleventh road accident leads to a fatal outcome. The article deals with measures that contribute to the prevention of violations of traffic rules and the operation of vehicles, a comprehensive analysis of various directions for the prevention of road accidents is carried out. The article reveals the role of the State Road Safety Inspectorate in preventing violations of traffic rules and vehicle operation, analyzes targeted state programs aimed at reducing the level of road traffic accidents. The study also suggests possible ways to improve preventive measures.
Keywords: traffic accidents, prevention of traffic crimes, traffic rules, operation of vehicles, State Road Safety Inspectorate.
Проблема дорожно-транспортной аварий ности не теряет свою актуальность уже долгое время. Согласно последним статистическим данным, приведенным Научным центром безопасности дорожного движения МВД России, за 9 месяцев 2020 г. на улицах и дорогах страны зарегистрировано 105 932 дорож-
но-транспортных происшествия, в которых погибло 11 396 человек и получили ранения 134 547.
Уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается достаточно высоким — каждое одиннадцатое ДТП приводит к смертельному исходу. Основное количество дорожно-транспортных происшествий совершается из-за нару-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
шения Правил дорожного движения водителями. За 9 месяцев 2020 г. доля таких ДТП составила 88,7%.
Согласно статистическим данным, опубликованным на официальном сайте судебной статистики РФ, среди всех преступлений, ответственность за которые предусмотрена главой 27 Уголовного кодекса РФ, в судебной практике наиболее часто встречаются приговоры по ст. 264 (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) и ст. 264.1. УК РФ (нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию).
Так, за 2019 г. за преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, было осуждено 68 817 человек, из них по ст. 264 УК РФ было вынесено 9066 (13,2%) приговоров судов, по ст. 264.1 — 59 543 приговора (86,5%).
В Российской Федерации профилактике дорожно-транспортной аварийности и предупреждению дорожно-транспортной преступности придается важное значение; на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ проводятся различные профилактические мероприятия, однако многие меры все также требуют совершенствования.
Цель исследования заключается в изучении и анализе мер, направленных на предупреждение нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В научной работе предлагаются возможные пути совершенствования предупредительных мероприятий.
В доктрине уголовного права под предупреждением преступности понимается деятельность государственных органов, общественных организаций и граждан, направленная на сдерживание преступного поведения путем устранения причин и условий, порождающих преступность [3, с. 177—178].
Важнейшей задачей профилактики преступности является изучение ее причин и условий, так как обеспечить эффективную предупредительную деятельность возможно только основываясь на знаниях о детерминантах противоправного поведения [6, с. 35]. Криминогенные детерминанты включают причины и условия преступного поведения.
Ю.А. Воронин разделяет эти понятия: под причинами понимаются явления, которые непосредственно способствуют росту или снижению преступности, а условиями называют внешние факторы, способствующие реализации преступности [4, с. 65].
По мнению К.С. Латыповой, причинами нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями являются: управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, использование водителем средств связи, а также рекламные средства, отвлекающие внимание водителя [5, с. 76].
Л.А. Алексеева в качестве объективных детерминантов нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств выделяет неудовлетворительное состояние улич-но-дорожной сети (неправильное проектирование дорог, отсутствие искусственного освещения или его низкое качество, отсутствие светофоров и других средств регулирования движения), а также техническая неисправность транспортных средств. Однако данный автор отмечает, что преобладающую роль в детерминации преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, занимают субъективные причины, т.е. человеческий фактор [2, с. 228—229].
А.А. Шапкин среди причин автотранспортных преступлений выделяет определенные качества личности водителя: невнимательность, безответственность, низкий уровень правовой культуры, проявление неуважения к другим участникам дорожного движения [7, с. 353].
На официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации приведены показатели общей аварийности на дорогах (указано количество ДТП и их доля из-за основных и сопутствующих причин). Основная доля ДТП из приведенных данных произошла по вине водителей.
Так, за 9 месяцев 2020 г. девять из десяти ДТП произошли из-за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств, что явилось основной причиной ДТП; всего за данный период совершено 93 976 таких ДТП, в которых погибло 9703 и ранены 123 654 человека.
Тяжесть последствий таких ДТП составила около 7 погибших на 100 пострадавших. Основными видами нарушений ПДД водителями транспортных средств в 2020 г. являлись:
■ несоблюдение очередности проезда перекрестков — 19 641 ДТП (20,9%),
■ несоответствие скорости конкретным условиям движения — 8215 (7,8%),
■ неправильный выбор дистанции — 10 812 (10,2%),
■ нарушение Правил проезда пешеходных переходов — 8661 (9,2%),
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
■ выезд на полосу встречного движения — 8254 (8,8%).
Наибольшее число погибших зафиксировано вследствие выезда на полосу встречного движения, далее по тяжести последствий следует выделить такие нарушения, как несоответствие скорости конкретным условиям движения и несоблюдение очередности проезда перекрестков. Второй по значимости причиной ДТП в 2020 г. явилось неудовлетворительное состояние улиц и дорог (35,5%). Также среди причин ДТП на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации отмечено нарушение ПДД пешеходами (9,9%) и техническая неисправность транспорта (7,1%).
Таким образом, с учетом анализа статистических данных и приведенных мнений ученых, следует отметить, что основной непосредственной причиной нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является личностный фактор, который заключается в проявлении неуважения к установленным государством нормам в области безопасности дорожного движения, в низкой культуре вождения, в игнорировании водителем внешних неблагоприятных факторов, в частности, видимости и плотности движения, в проявлении хулиганских мотивов. Среди косвенных причин (условий) нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств следует выделить неудовлетворительное состояние дорог, высокую плотность движения, плохие погодные условия, нарушение Правил дорожного движения пешеходами.
Меры по предупреждению нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств носят комплексный характер, направленный на устранение различных причин и факторов: повышение правовой культуры среди водителей автотранспорта, улучшение дорожных условий, повышение качества служебной деятельности сотрудников ГИБДД, улучшение правовых мер по предупреждению нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Важнейшее значение в предупреждении дорожно-транспортной преступности занимает Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Статус ГИБДД урегулирован Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Фе-
дерации, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711.
Согласно Положению деятельность Госавтоинспекции направлена на обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения, а также на проведение мероприятий по предупреждению дорожно -транспортных происшествий.
Рассмотрим примеры проведения предупредительных мероприятий сотрудниками ГИБДД на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
На официальном сайте Госавтоинспекции сообщается, что в период с 14 по 20 декабря 2020 г. Госавтоинспекцией в целях профилактики нарушений Правил дорожного движения было организовано мероприятие «Такси», в ходе которого сотрудниками ГИБДД были выявлены нарушения, совершаемые водителями такси.
В ходе проведения мероприятия сотрудниками Госавтоинспекции был проведен осмотр 8750 транспортных средств. В процессе осмотра были выявлены следующие нарушения ПДД: управление технически неисправным транспортным средством, эксплуатация которого запрещена (379); управление транспортным средством без наличия специального права (123); непредоставление преимущества в движении (92); выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения (13); управление транспортным средством в состоянии опьянения (4) и некоторые другие. На официальном сайте ГИБДД также отмечено, что в ходе профилактического мероприятия был составлен один материал по ст. 264 УК РФ.
22 декабря 2020 г. сотрудниками ГИБДД была проведена ежегодная акция «Безопасные каникулы или «Правильный» Новый год». Воспитанники детских садов, учащиеся школ, а также их родители и преподаватели изготавливали самодельные новогодние игрушки, напоминающие о Правилах безопасности дорожного движения. Во время предновогодних рейдов сотрудники Госавтоинспекции совместно с учащимися гимназий вручали новогодние игрушки по тематике безопасности дорожного движения водителям и пешеходам, а совместно с воспитанниками детских садов украсили тематическими игрушками новогодние елки на улице.
Каждый год третье воскресенье ноября является Всемирным днем памяти жертв ДТП; сотрудниками Госавтоинспекции в преддверии этого дня проводятся тематические мероприятия с целью привлечения внимания участников
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
дорожного движения к тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
13 ноября 2020 г. сотрудниками ГИБДД совместно с учащимися школы Красносельского района Санкт-Петербурга была проведена акция «Письмо водителю». Учащиеся заранее изготовили из бумаги самодельных ангелочков как символ ангела-хранителя, а также написали обращения к водителям, в которых изложили просьбу быть особенно внимательными во время вождения, соблюдать Правила дорожного движения, беречь свою жизнь и здоровье и проявлять уважение ко всем участникам дорожного движения.
В период проведения мероприятия инспекторы ГИБДД останавливали водителей, чтобы учащиеся школ рассказали им о Дне памяти жертв ДТП, напомнили о тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и необходимости соблюдения ПДД, вручили им бумажных ангелочков и письма. Водители, которые стали участниками акции, отметили значимость проведения таких мероприятий.
Важно заметить, что в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ принимаются целевые программы по улучшению безопасности дорожного движения.
На федеральном уровне была принята целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864. Было предусмотрено два этапа ее реализации:
■ первый этап — 2013 — 2015 гг.;
■ второй этап — 2016 — 2020 гг.
На официальном сайте МВД РФ опубликован отчет по первому этапу программы, в период которого были реализованы следующие мероприятия: в целях обучения безопасному поведению на дорогах воспитанников детских садов и учеников школ было установлено 17 автогородков, 1725 единиц оборудования, которое способствует формированию у детей в игровой форме представления о Правилах дорожного движения.
Для несовершеннолетних также было закуплено 2,8 млн единиц светоотражающих приспособлений; оборудовано 2540 комплексов, фиксирующих в автоматическом режиме нарушения Правил дорожного движения; модернизированы 2211 пешеходных переходов и 2281 светофорный объект; обустроено искусственным освещением 65 наиболее аварийных участков дороги.
Результатом реализации данной целевой программы явилось проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности экстренных служб по предотвращению последствий дорожно-транспортных происшествий, в частности, было закуплено 35 специализированных транспортных средств для повышения оперативности экстренных служб, в городе Дивногорск был построен обучающий комплекс для сотрудников МЧС России.
В Санкт-Петербурге была принята Государственная программа на 2015 — 2020 гг. «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт Петербурге», утвержденная постановлением Правительства Санкт Петербурга от 17 июня 2014 г. № 489, которая включает подпрограмму «Комплексные меры по обеспечению безопасности дорожного движения в Санкт Петербурге».
На официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга размещены результаты реализации данной целевой программы за 2019 г. В целях предупреждения нарушений Правил дорожного движения было организовано размещение социальной рекламы, направленной на пропаганду соблюдения Правил дорожного движения: изготовлено 375 плакатов, 1 видеоролик, 5 баннеров, осуществлено 75 млн показов в Интернете.
В целях уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий была обеспечена эксплуатация, развитие и модернизация Городской автоматизированной системы «Фиксация нарушений Правил дорожного движения и контроль оплаты штрафов», реализация которой осуществляется совместно с Управлением ГИБДД по г. Санкт Петербургу и Ленинградской области.
В настоящий момент комплексы фиксируют различные виды нарушений Правил дорожного движения, например, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, движение по полосе, предназначенной для маршрутных ТС, и некоторые другие.
За период с 1 января по 23 декабря 2019 г. сотрудниками ФАЦАП (центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД) было вынесено 2 978 852 постановлений об административных правонарушениях на общую сумму 2 021 169 800 руб.
В целях обеспечения безопасного участия детей в дорожном движении администрациями
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
города было приобретено 145 комплектов оборудования для установки автогородков по безопасности дорожного движения, а также закуплено более 25 тыс. светоотражающих приспособлений для распространения среди воспитанников детских садов и учащихся школ, обеспечено проведение более 12 различных профилактических мероприятий по профилактике детского дорожного транспортного травматизма.
В целях улучшения деятельности медицинских работников, оказывающих помощь лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, для ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» приобретены наборы для иммобилизации и транспортировки пострадавших, электрические аспираторы, фиксирующие ремни для безопасной фиксации детей. Для совершенствования навыков оказания первой медицинской помощи для медицинских сотрудников, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приобретены манекены-тренажеры для обучения остановке кровотечения, иммобилизации и транспортировке больных.
Важное значение в профилактике дорожно-транспортной преступности имеет деятельность суда [1, с. 32]. Основной функцией суда является назначение наказания виновному. Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ одной из целей наказания является предупреждение совершения новых преступных деяний. Суд, рассматривая уголовные дела данной категории, изучает фактические обстоятельства деяния, причины и условия совершения преступления, личность виновного; с учетом изученных материалов дела назначает виновному лицу справедливое наказание и этим способствует предупреждению совершения новых преступлений.
Наряду с государственными органами и СМИ субъектом предупреждения нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств также являются общественные организации. Например, Межрегиональное общественное движение «Убитые Дороги», участники которого выступают за развитие транспортной системы.
Важными направлениями деятельности общественного движения являются общественный контроль за качеством содержания дорог, проведение различных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и культуры вождения.
Так, в марте 2020 г. активисты проекта совершили рейд по магистрали М-11 «Нева», со-
единяющей Москву и Санкт-Петербург. Перед совершением общественной проверки участники проекта получили несколько жалоб на аварии, одной из причин которых явились неправильно оборудованные съезды, водители не успевали снизить скорость, не справлялись с управлением и в результате допускали наезд на барьерное ограждение.
В соответствии с результатами проведенной проверки координатор проекта депутат Госдумы А.Н. Васильев направил собственнику дороги ГК «Автодор» предложение установить знаки постепенного снижения скорости «90 — 70 — 50— 30». Знаки на аварийном участке дороги были установлены в декабре 2020 г.
Следует отметить, что, несмотря на развитие различных направлений в предупреждении дорожно-транспортной преступности, многие предупредительные меры все также требуют совершенствования.
В частности, актуальным остается вопрос предупреждения нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств несовершеннолетними водителями. Согласно статистическим данным, приведенным на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации, несовершеннолетними водителями за 9 месяцев 2020 г. всего было совершено 1693 ДТП (что больше на 24,6% по сравнению с таким же отчетным периодом предыдущего года), в которых погибли 107 человек и 2196 получили ранения.
Наиболее часто нарушения совершаются детьми — водителями мототранспорта. За последние 9 месяцев 2020 г. с участием несовершеннолетних водителей мототранспорта произошло 562 ДТП, в которых были зафиксированы погибшие и раненые, что на 28,1% больше, чем в предыдущем году. В целях снижения дорожно-транспортной аварийности с участием несовершеннолетних водителей, на наш взгляд, можно дополнительно проводить следующие мероприятия:
■ организация среди несовершеннолетних психологических тестов с целью выявления лиц, управляющих транспортным средством без специального права или склонных к совершению такого деяния;
■ проведение психологом регулярных бесед с несовершеннолетними, управляющими транспортным средством без специального права или склонных к совершению такого деяния, и разъяснение им в ходе бе-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
седы важности соблюдения Правил дорожного движения, а также тяжести возможных последствий нарушения Правил дорожного движения; привлечение психологом таким лиц к участию в спортивных секциях или развивающих;
■ повышение правовой культуры среди учащихся школ путем проведения обучающих лекций, в ходе которых необходимо разъяснять нормы, предусматривающие уголовную и административную ответственность, к которой могут быть привлечены несовершеннолетние за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Не менее значимой проблемой остается необходимость снижения количества пострадавших детей-пешеходов. Согласно статистическим данным, приведенным Министерством внутренних дел Российской Федерации, за 9 месяцев 2020 г. на пешеходных переходах зафиксировано более трети (37,1%) наездов на детей и более чем каждый шестой (15,8%) смертельный случай. В целях снижения количества пострадавших в ДТП несовершеннолетних пешеходов возможно проведение следующих мероприятий:
■ развитие у несовершеннолетних участников дорожного движения навыков безопасного поведения на дорогах путем выпуска на детских телеканалах обучающих передач о Правилах дорожного движения;
■ закрепление на законодательном уровне обязанности родителей (опекунов, усыновителей) обеспечить обязательное ношение несовершеннолетними пешеходами в темное время суток светоотражателей на одежде путем введения поправок в ст. 24 (права и обязанности участников дорожного движения) Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, а также введение в КоАП РФ отдельной статьи, предусматривающей ответственность в виде штрафа за неисполнение родителями (опекунами, попечителями) данной обязанности.
В ходе проведенного исследования был сделан вывод, что основной непосредственной причиной ДТП в настоящее время остается личностный фактор водителя. Повышению уровня правосознания и культуры вождения участников дорожного движения могут способствовать следующие предупредительные мероприятия:
■ выпуск на телеканалах ежедневных рекламных роликов, напоминающих о важно-
сти соблюдения Правил дорожного движения и призывающих быть особенно внимательными на дорогах;
■ озвучивание в новостях на федеральных каналах статистики дорожно-транспортных происшествий с приведением доли раненых и погибших лиц с целью ознакомления водителей с тяжестью и опасностью для жизни и здоровья дорожно-транспортных происшествий;
■ приведение на региональных каналах статистики наиболее аварийных участков дороги, а также временных промежутков, в которые случается наибольшее количество ДТП, с целью призвать водителей на данных участках дороги и в определенный промежуток времени быть наиболее внимательными.
Как уже было сказано выше, второй по значимости причиной ДТП в 2020 г. явилось неудовлетворительное состояние улиц и дорог (35,5%). Среди мер совершенствования дорожной инфраструктуры, которые будут способствовать профилактике дорожно-транспортной аварийности, следует предложить следующие:
■ оборудование наиболее аварийных участков дороги барьерными ограждениями между встречными полосами движения, чтобы предотвратить выезд автомобиля на встречную полосу и уменьшить риск столкновения со встречным потоком (на российских дорогах такие ограждения уже встречаются, например, на Кольцевой автомобильной дороге Санкт-Петербурга, однако многие участки все также остаются необорудованными);
■ увеличение расстояния между рекламными баннерами, расположенными вдоль дороги, так как средства рекламы могут способствовать меньшей концентрации внимания водителя на дороге (в соответствии с ГОСТ Р 52044-2003 минимально допустимое расстояние между размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть: в населенном пункте не менее 30 м, а за пределами населенных пунктов не менее 40 м; если рекламные средства устанавливать непрерывно друг за другом, то это может способствовать ухудшению концентрации внимания водителя на дороге).
Таким образом, меры, способствующие предупреждению нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
являются комплексными и осуществляются различными субъектами, в частности, органами государственной власти, средствами массовой информации, общественными организациями.
В настоящее время предупреждению дорожно-транспортной преступности уделяется особое внимание как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, принимаются целевые программы, направленные на снижение дорожно-транспортной аварийности, однако многие предупредительные мероприятия все также требуют совершенствования.
Предложенные меры по предупреждению дорожно-транспортных преступлений будут способствовать снижению уровня аварийности на дорогах, а также тяжести последствий, которые влечет за собой дорожно-транспортное происшествие.
Библиографический список
1. Алексеева Л. А. Некоторые особенности предупреждения нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования):
Сб. матер. X Межд. науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2016. С. 32.
2. Алексеева Л.А. Специфика детерминации нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / / Уч. зап. Орловского гос. ун-та. 2013. № 2(52). С. 228—229.
3. Бурлакова В.Н., Кропачева Н.М. Криминология: Учебник для вузов. СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2004. С. 177—178.
4. Воронин Ю.А. Преступность и ее первопричины: криминолого-политологическая интерпретация // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 27. С. 65.
5. Латыпова К.С. Причины и условия деви-антного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России // Вестник БГУ. 2014. № 1. С. 76.
6. Мальцева О.А. Криминологические проблемы борьбы с преступлениями в сфере дорожного движения // Проблемы противодействия преступности в сфере дорожного движения: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2015. С. 35.
7. Шапкин А.А. Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений // Вестник ТГУ. 2012. № 10. С. 353.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021