УДК 343.92 ББК 67.518.8
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИМИНОГЕННОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА КУЗНЕЦОВА,
преподаватель кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты предупреждения деструктивного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетнего пользователя.
Ключевые слова: несовершеннолетние, влияние контента сети Интернет, воздействие на развитие личности.
Annotation. The article touches upon some issues of preventing destructive influence of Internet over underage users. Keywords: underage, Internet content influence, impact on personality development.
Обеспечение признанных международным и отечественным законодательством прав детей на защиту от негативной информации, нарушающей их нравственное, психическое, физическое и социальное развитие, является одним из приоритетных направлений политики государства на современном этапе.
Пристальное внимание к рассматриваемому направлению обусловлено усугублением деструктивных процессов и ценностно-нормативной деформацией тех социальных инфраструктур, которые призваны играть роль институтов социализации и основных звеньев системы профилактики безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних. Семья, школа, досуговые учреждения, средства массовой информации (далее — СМИ), сеть Интернет все чаще превращаются в каналы негативного воздействия на несовершеннолетних, воспитывают их в духе вседозволенности и распущенности, в том числе сексуальной, потребительства, гедонизма, деформируют их нравственно-правовое сознание, способствуют виктимизации, маргинализации и криминализации этой наиболее уязвимой группы населения.
Неудовлетворительное состояние информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет влечет за собой особо тяжкие последствия для нравственно-психологического климата в среде несовершеннолетних и в обществе в целом, что связано с массовым характером подобного воздействия на сознание.
Посредством контента (кино-, фото-, видео-, печатные материалы, игры, иллюстрации и т.д.) в сети Интернет происходит популяризация и адаптация криминальных норм и ценностей, образа маргинальной среды, осуществляется скрытая, а порой и явная пропаганда потребления алкоголя, наркотических средств, психотропных и новых потенциально опасных психоактивных веществ, половой распущенности, крайних, патологических проявлений сексуальной ориентации человека, оправдание и откровенное поощрение широкого употребления ненормативной лексики и иных форм ненормативного поведения, популяризация способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений и иных опасных правонарушений, пропаганда культа насилия и жестокости, иных видов противоправного и деви-антного поведения.
Кроме того, в настоящее время широкое распространение в сети Интернет, в особенности в социальных сетях, получили так называемые кибер-булинг1 и тролинг2. Примерно 23% детей попадают в интернете под «атаки» в форме преследования, оскорбления и травли. Большая часть (72%) детей, ставших объектами троллинга и кибербуллинга, получают серьезный стресс. Чаще всего значительные проблемы замечены у детей в возрасте от 9 до 12 лет. В связи с чем считаем целесообразным внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации [3], дополнив его статьями, предусматривающими уголовную ответственность за кибербулинг и тролинг по аналогии с уголовным законодательством Новой Зеландии [12].
Павел Астахов считает, что интернет вообще является агрессивной средой и плохо влияет на психическое здоровье ребенка. Как минимум 11% посещают сайты о суициде и около 41% детей видели в интернете сайты для взрослых. Ответственность за такую оплошность необходимо возложить на родителей. По его мнению, они должны позаботиться о блокировании нежелательного интернет-контента. По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23% пользующихся интернетом детей в возрасте 9—16 лет становились жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19%) [10].
В качестве рекомендации по предотвращению троллинга и кибербуллинга сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних ОВД необходимо в ходе проведения профилактических мероприятий разъяснять подросткам необходимость корректного общения в сети Интернет с другими пользователями, своевременного сообщения о запугивании и травле в правоохранительные органы. Также рекомендуется разъяснять несовершеннолетним способы блокировки обидчика через модератора или администрацию сайта.
Мы разделяем мнение П.А. Астахова и считаем, что первым звеном в системе недопущения негативного воздействия информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию несовершеннолетних, должны выступать родители (или иные законные представители), которые, выполняя свои обязанности по воспитанию, образованию и развитию
детей [2], обязаны ограждать их от вредоносного контента. Осуществить данную обязанность родители могут с помощью установки определенного программного обеспечения или настроек операционных систем. Для этого отдельные компании предоставляют своим пользователям возможность настроить по желанию специальную систему фильтрации при просмотре соответствующих вебсайтов. Например, в настройках Google есть раздел «Безопасный поиск» (расположен в разделе настройки, позиция настройки поиска), воспользовавшись которым, пользователь может выбрать один из двух вариантов фильтрации: строгую (фильтрацию непристойного текста и картинок) или умеренную (фильтрацию только непристойных картинок).
Аналогичные возможности имеются при просмотре видео в YouTube, где можно выставив специальную иконку (флажок), заблокировать видео, которое, по мнению пользователя, содержит опасную информацию. После этого пользователю предлагается выбрать, какой тип контента содержится в данном ролике: элементы насилия, детской порнографии, вторжения в частную жизнь и т.д. После отправки отчета в соответствующий центр интернет-компании видео проверяется и в случае обнаружения противоправной информации убирается из публичного доступа, а к его распространителям при необходимости применяются соответствующие санкции.
Активную позицию в профилактике должны занимать и общеобразовательные учреждения, которые в соответствие с законодательством Российской Федерации свободны в выборе и применении классификаторов информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся. Данная система классификации разработана для ограничения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, противоречащим воспитательно-образовательным целям или запрещенным законодательством Российской Федерации. Перечень таких ресурсов имеет рекомендательный характер и может быть дополнен, расширен или иным образом изменен в установленном порядке, в том числе с учетом специфики образовательного учреждения, социокультурных особенностей и иных обстоятельств. Рекомендовано также ведение регистрационных журналов доступа в сеть Интернет с
занесением в него ресурсов, предлагаемых к ограничению.
Формированию у подрастающего поколения навыков медиаграмотности, безопасного и ответственного поведения в сети Интернет, культуры общения в сети, информированию о способах защиты персональных данных компьютера, а также юридических, социальных и психологических последствиях, которые наступают вследствие неправильного использования интернета, должно стать задачей преподавателей информатики в школах.
Задача педагога-организатора спланировать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера [9, с. 15].
Сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних ОВД в рамках проведения профилактических мероприятий и бесед следует разъяснять родителям, учителям и педагогам необходимость защиты детей от криминогенного и негативного контента сети. Нужно акцентировать внимание родителей, учителей и т.д. на имеющихся направлениях технической фильтрации информации и порядке обращения на сайте Роскомнадзора по поводу наличия на страницах сайтов сети Интернет противоправной информации. Для проведения такого рода профилактических бесед с несовершеннолетними, родителями, педагогами, учителями необходимо разрабатывать наглядные материалы по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних дома, в школе, а также памятки об опасностях, подстерегающих несовершеннолетних пользователей в сети Интернет, о правилах безопасного пользования интернет-ресурсами, о способах защиты от криминогенной информации, распространяемой посредством сети Интернет. При отсутствии необходимого наглядного материала можно воспользоваться памяткой «Безопасный интернет — детям» [11], размещенной на сайте Управления «К» МВД России. Представляется, что данная информация должна быть помещена в единой информационной системе учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся образовательных организаций субъектов Российской Федерации «Школьный портал».
Что касается административно-правового обеспечения информационной безопасности несо-
вершеннолетних в сети Интернет, то Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) [1] установлена ответственность за нарушение законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их нравственному развитию и здоровью:
• за пропаганду и распространение среди детей информации, причиняющую вред их здоровью, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 6.13, 6.21);
• распространение среди детей продукции, содержащей информацию, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст. 13.21);
• размещение объявления о привлечении несовершеннолетних к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их нравственному развитию и здоровью (ст. 6.17). К сожалению, несмотря на наличие в действующем административном законодательстве значительного числа составов административных правонарушений в области обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, они не образуют целостной системы, а в ряде случаев в должной мере не солидаризируются с правоотношениями, регулируемыми нормами других отраслей права, а также иными нормативными правовыми актами. Так, например, ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ устанавливает ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, а в пп. «б» п. 1. ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, относится «информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркотикосодержащих растений». Указанные противоречия в рассматриваемых нормативных правовых актах должны быть устранены.
В рамках реализации программы «Безопасный интернет» в России были созданы центры безопасного интернета [13].
В нашей стране Центр безопасного интернета представляет собой интернет-СМИ, на странице которого размещена информация для детей, подростков и их родителей об опасностях общения в сети, угрозах компьютеру и деньгам, о киберунижении, сексуальной эксплуатации детей, наркотиках в сети, экстремисткой и террористической пропаганде, сектах и иных угрозах. Там же содержится информация и о позитивных возможностях сети Интернет.
На сайте Центра безопасного интернета есть горячая линия, по которой можно сообщить о противоправном контенте, а также линия помощи жертвам интернет-угроз.
Криминологически значимые аспекты влияния информационного пространства сети Интернет на преступность несовершеннолетних нельзя рассматривать как отдельно стоящую проблему без изучения криминальной обстановки в стране, их взаимовлияния, причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.
Криминологическое изучение и прогнозирование влияния информационного пространства сети Интернет на преступность несовершеннолетних, определение ее места в структуре детерминант позволит разработать и внедрить эффективные методы предупреждения преступности несовершеннолетних [8, с. 107]. При этом очевидно, что решение такой задачи силами только правоохранительных органов невозможно. Требуется деятельное участие всех здоровых сил общества. И, конечно же, выстраивание системы профилактики невозможно без солидного научного обоснования [6, с. 10].
К сожалению, Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 [5] существенно сократил (с 48 до 12) перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исключение из перечня ранее действовавших критериев, выражающихся в доле преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений [4], с одной стороны, вполне обосновано в связи с устойчивой тенденцией сокращения числа зарегистрированных преступлений и
выявленных лиц, их совершивших, с другой — негативно сказывается на организации деятельности отдельных ведомств в рассматриваемом направлении. При этом коэффициент преступной активности несовершеннолетних по стране распределяется неравномерно [7, с. 119]. В одних субъектах Российской Федерации он ниже федерального в других выше и существенно выше. В связи с чем считаем целесообразным вернуть пункт «доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений» в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих высокий коэффициент преступной активности несовершеннолетних.
Таким образом, обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних путем реализации единой государственной политики в сфере защиты прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, — важнейшая задача семьи, школы, правоохранительных органов и других институтов государства, решение которой возможно лишь при условии совместной деятельности указанных субъектов.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 (ред. от 13 мая 2010 г.) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 27.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 (ред. от 16 января 2015 г.) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 35. Ст. 4774.
6. Евсеев А.В. К вопросу об организации предупреждения преступлений территориальными органами МВД России на районном уровне // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. № 1 (25).
7. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 1.
8. Кузнецов В.А., Корнев А.С. Основные направления предупреждения подростковой преступности на объектах транспорта // Правотворчество и правоприменение: проблемы теории и практики: материалы межвузовской научно-практической конференции. 17 мая 2011 г. Липецк: ЛФ ФКОУ ВПО Воронежского института ФСИН России, 2011.
9. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008.
10. Официальный сайт газеты «Телеграфист». URL: http://telegrafist.net/ 2015/06/05/11/14/9168.
11. Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/upload/site1/ mvd1/liflets_k_deti_06.pdf.
12. Официальный сайт «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/ 2015/07/10/trolling-site.html
13. Официальный сайт Центра безопасного интернета России URL: http://www.saferunet.ru.
References
1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 14.12.2015) // Sobranie zako-nodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
2. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot
29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 28.11.2015) // Sobranie za-konodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. № 1. St. 16.
3. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot
13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 28.11.2015) // Sobranie za-konodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. № 25. St. 2954.
4. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28.06.2007 № 825 (red. ot 13.05.2010) «Ob otsenke effektivnosti deyatel>nosti organov ispolnitel>noi vlasti sub»ektov Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 2007. № 27.
5. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21.08.2012 № 1199 (red. ot 16.01.2015) «Ob otsenke effektivnosti deyatel>nosti organov ispolnitel>noi vlasti sub»ektov Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie za-konodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 2012. № 35. St. 4774.
6. Evseev A.V. K voprosu ob organizatsii preduprezhdeniya prestuplenii territorial>nymi organami MVD Rossii na raionnom urovne // Vestnik vserossiiskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. 2013. № 1 (25).
7. Erezhipaliev D.I. Prestupnost' nesover-shennoletnikh: sovremennoe sostoyanie i deyatel'nost' organov prokuratury po ee preduprezhdeniyu // Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii. 2014. № 1.
8. Kuznetsov V.A., Kornev A.S. Osnovnye napravleniya preduprezhdeniya podrostkovoi prestupnosti na ob»ektakh transporta // Pravotvorchestvo i pravoprimenenie: problemy teorii i praktiki: materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 17 maya 2011. Lipetsk: LF FKOU VPO Voronezhskogo instituta FSIN Rossii, 2011.
9. Litvinenko O.V Psikhologicheskie determinanty komp>yuternoi igrovoi zavisimosti i osobennosti ee psikhoprofilaktiki: dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 2008.
10. Ofitsial'nyi sait gazety «Telegrafist». URL: http://telegrafist.net/ 2015/06/05/11/14/9168.
11. Ofitsial'nyi sait MVD Rossii. URL: https:// mvd.ru/upload/site1/ mvd1/liflets_k_deti_06.pdf.
12. Ofitsial'nyi sait «Rossiiskoi gazety». URL: http://www.rg.ru/ 2015/07/10/trolling-site.html
1 Кибербулинг — это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В нашем языке, ближайший аналог — это сленговое выражение «быковать». Кибербуллинг еще переводят как киберзапугивание.
2 Троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм (спор ради спора), конфликты между участниками, взаимные оскорбления и т.п.