Научная статья на тему 'Предупреждение криминогенного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних'

Предупреждение криминогенного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1140
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ВЛИЯНИЕ КОНТЕНТА СЕТИ ИНТЕРНЕТ / INTERNET CONTENT INFLUENCE / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / IMPACT ON PERSONALITY DEVELOPMENT / UNDERAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Елена Владимировна

В данной статье рассмотрены некоторые аспекты предупреждения деструктивного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетнего пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to protect underage users from criminogenic influence of internet

The article touches upon some issues of preventing destructive influence of Internet over underage users.

Текст научной работы на тему «Предупреждение криминогенного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних»

УДК 343.92 ББК 67.518.8

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИМИНОГЕННОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА КУЗНЕЦОВА,

преподаватель кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты предупреждения деструктивного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетнего пользователя.

Ключевые слова: несовершеннолетние, влияние контента сети Интернет, воздействие на развитие личности.

Annotation. The article touches upon some issues of preventing destructive influence of Internet over underage users. Keywords: underage, Internet content influence, impact on personality development.

Обеспечение признанных международным и отечественным законодательством прав детей на защиту от негативной информации, нарушающей их нравственное, психическое, физическое и социальное развитие, является одним из приоритетных направлений политики государства на современном этапе.

Пристальное внимание к рассматриваемому направлению обусловлено усугублением деструктивных процессов и ценностно-нормативной деформацией тех социальных инфраструктур, которые призваны играть роль институтов социализации и основных звеньев системы профилактики безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних. Семья, школа, досуговые учреждения, средства массовой информации (далее — СМИ), сеть Интернет все чаще превращаются в каналы негативного воздействия на несовершеннолетних, воспитывают их в духе вседозволенности и распущенности, в том числе сексуальной, потребительства, гедонизма, деформируют их нравственно-правовое сознание, способствуют виктимизации, маргинализации и криминализации этой наиболее уязвимой группы населения.

Неудовлетворительное состояние информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет влечет за собой особо тяжкие последствия для нравственно-психологического климата в среде несовершеннолетних и в обществе в целом, что связано с массовым характером подобного воздействия на сознание.

Посредством контента (кино-, фото-, видео-, печатные материалы, игры, иллюстрации и т.д.) в сети Интернет происходит популяризация и адаптация криминальных норм и ценностей, образа маргинальной среды, осуществляется скрытая, а порой и явная пропаганда потребления алкоголя, наркотических средств, психотропных и новых потенциально опасных психоактивных веществ, половой распущенности, крайних, патологических проявлений сексуальной ориентации человека, оправдание и откровенное поощрение широкого употребления ненормативной лексики и иных форм ненормативного поведения, популяризация способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений и иных опасных правонарушений, пропаганда культа насилия и жестокости, иных видов противоправного и деви-антного поведения.

Кроме того, в настоящее время широкое распространение в сети Интернет, в особенности в социальных сетях, получили так называемые кибер-булинг1 и тролинг2. Примерно 23% детей попадают в интернете под «атаки» в форме преследования, оскорбления и травли. Большая часть (72%) детей, ставших объектами троллинга и кибербуллинга, получают серьезный стресс. Чаще всего значительные проблемы замечены у детей в возрасте от 9 до 12 лет. В связи с чем считаем целесообразным внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации [3], дополнив его статьями, предусматривающими уголовную ответственность за кибербулинг и тролинг по аналогии с уголовным законодательством Новой Зеландии [12].

Павел Астахов считает, что интернет вообще является агрессивной средой и плохо влияет на психическое здоровье ребенка. Как минимум 11% посещают сайты о суициде и около 41% детей видели в интернете сайты для взрослых. Ответственность за такую оплошность необходимо возложить на родителей. По его мнению, они должны позаботиться о блокировании нежелательного интернет-контента. По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23% пользующихся интернетом детей в возрасте 9—16 лет становились жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19%) [10].

В качестве рекомендации по предотвращению троллинга и кибербуллинга сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних ОВД необходимо в ходе проведения профилактических мероприятий разъяснять подросткам необходимость корректного общения в сети Интернет с другими пользователями, своевременного сообщения о запугивании и травле в правоохранительные органы. Также рекомендуется разъяснять несовершеннолетним способы блокировки обидчика через модератора или администрацию сайта.

Мы разделяем мнение П.А. Астахова и считаем, что первым звеном в системе недопущения негативного воздействия информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию несовершеннолетних, должны выступать родители (или иные законные представители), которые, выполняя свои обязанности по воспитанию, образованию и развитию

детей [2], обязаны ограждать их от вредоносного контента. Осуществить данную обязанность родители могут с помощью установки определенного программного обеспечения или настроек операционных систем. Для этого отдельные компании предоставляют своим пользователям возможность настроить по желанию специальную систему фильтрации при просмотре соответствующих вебсайтов. Например, в настройках Google есть раздел «Безопасный поиск» (расположен в разделе настройки, позиция настройки поиска), воспользовавшись которым, пользователь может выбрать один из двух вариантов фильтрации: строгую (фильтрацию непристойного текста и картинок) или умеренную (фильтрацию только непристойных картинок).

Аналогичные возможности имеются при просмотре видео в YouTube, где можно выставив специальную иконку (флажок), заблокировать видео, которое, по мнению пользователя, содержит опасную информацию. После этого пользователю предлагается выбрать, какой тип контента содержится в данном ролике: элементы насилия, детской порнографии, вторжения в частную жизнь и т.д. После отправки отчета в соответствующий центр интернет-компании видео проверяется и в случае обнаружения противоправной информации убирается из публичного доступа, а к его распространителям при необходимости применяются соответствующие санкции.

Активную позицию в профилактике должны занимать и общеобразовательные учреждения, которые в соответствие с законодательством Российской Федерации свободны в выборе и применении классификаторов информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся. Данная система классификации разработана для ограничения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, противоречащим воспитательно-образовательным целям или запрещенным законодательством Российской Федерации. Перечень таких ресурсов имеет рекомендательный характер и может быть дополнен, расширен или иным образом изменен в установленном порядке, в том числе с учетом специфики образовательного учреждения, социокультурных особенностей и иных обстоятельств. Рекомендовано также ведение регистрационных журналов доступа в сеть Интернет с

занесением в него ресурсов, предлагаемых к ограничению.

Формированию у подрастающего поколения навыков медиаграмотности, безопасного и ответственного поведения в сети Интернет, культуры общения в сети, информированию о способах защиты персональных данных компьютера, а также юридических, социальных и психологических последствиях, которые наступают вследствие неправильного использования интернета, должно стать задачей преподавателей информатики в школах.

Задача педагога-организатора спланировать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера [9, с. 15].

Сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних ОВД в рамках проведения профилактических мероприятий и бесед следует разъяснять родителям, учителям и педагогам необходимость защиты детей от криминогенного и негативного контента сети. Нужно акцентировать внимание родителей, учителей и т.д. на имеющихся направлениях технической фильтрации информации и порядке обращения на сайте Роскомнадзора по поводу наличия на страницах сайтов сети Интернет противоправной информации. Для проведения такого рода профилактических бесед с несовершеннолетними, родителями, педагогами, учителями необходимо разрабатывать наглядные материалы по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних дома, в школе, а также памятки об опасностях, подстерегающих несовершеннолетних пользователей в сети Интернет, о правилах безопасного пользования интернет-ресурсами, о способах защиты от криминогенной информации, распространяемой посредством сети Интернет. При отсутствии необходимого наглядного материала можно воспользоваться памяткой «Безопасный интернет — детям» [11], размещенной на сайте Управления «К» МВД России. Представляется, что данная информация должна быть помещена в единой информационной системе учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся образовательных организаций субъектов Российской Федерации «Школьный портал».

Что касается административно-правового обеспечения информационной безопасности несо-

вершеннолетних в сети Интернет, то Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) [1] установлена ответственность за нарушение законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их нравственному развитию и здоровью:

• за пропаганду и распространение среди детей информации, причиняющую вред их здоровью, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 6.13, 6.21);

• распространение среди детей продукции, содержащей информацию, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст. 13.21);

• размещение объявления о привлечении несовершеннолетних к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их нравственному развитию и здоровью (ст. 6.17). К сожалению, несмотря на наличие в действующем административном законодательстве значительного числа составов административных правонарушений в области обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, они не образуют целостной системы, а в ряде случаев в должной мере не солидаризируются с правоотношениями, регулируемыми нормами других отраслей права, а также иными нормативными правовыми актами. Так, например, ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ устанавливает ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, а в пп. «б» п. 1. ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, относится «информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркотикосодержащих растений». Указанные противоречия в рассматриваемых нормативных правовых актах должны быть устранены.

В рамках реализации программы «Безопасный интернет» в России были созданы центры безопасного интернета [13].

В нашей стране Центр безопасного интернета представляет собой интернет-СМИ, на странице которого размещена информация для детей, подростков и их родителей об опасностях общения в сети, угрозах компьютеру и деньгам, о киберунижении, сексуальной эксплуатации детей, наркотиках в сети, экстремисткой и террористической пропаганде, сектах и иных угрозах. Там же содержится информация и о позитивных возможностях сети Интернет.

На сайте Центра безопасного интернета есть горячая линия, по которой можно сообщить о противоправном контенте, а также линия помощи жертвам интернет-угроз.

Криминологически значимые аспекты влияния информационного пространства сети Интернет на преступность несовершеннолетних нельзя рассматривать как отдельно стоящую проблему без изучения криминальной обстановки в стране, их взаимовлияния, причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.

Криминологическое изучение и прогнозирование влияния информационного пространства сети Интернет на преступность несовершеннолетних, определение ее места в структуре детерминант позволит разработать и внедрить эффективные методы предупреждения преступности несовершеннолетних [8, с. 107]. При этом очевидно, что решение такой задачи силами только правоохранительных органов невозможно. Требуется деятельное участие всех здоровых сил общества. И, конечно же, выстраивание системы профилактики невозможно без солидного научного обоснования [6, с. 10].

К сожалению, Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 [5] существенно сократил (с 48 до 12) перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исключение из перечня ранее действовавших критериев, выражающихся в доле преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений [4], с одной стороны, вполне обосновано в связи с устойчивой тенденцией сокращения числа зарегистрированных преступлений и

выявленных лиц, их совершивших, с другой — негативно сказывается на организации деятельности отдельных ведомств в рассматриваемом направлении. При этом коэффициент преступной активности несовершеннолетних по стране распределяется неравномерно [7, с. 119]. В одних субъектах Российской Федерации он ниже федерального в других выше и существенно выше. В связи с чем считаем целесообразным вернуть пункт «доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений» в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих высокий коэффициент преступной активности несовершеннолетних.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних путем реализации единой государственной политики в сфере защиты прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, — важнейшая задача семьи, школы, правоохранительных органов и других институтов государства, решение которой возможно лишь при условии совместной деятельности указанных субъектов.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 (ред. от 13 мая 2010 г.) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 27.

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 (ред. от 16 января 2015 г.) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 35. Ст. 4774.

6. Евсеев А.В. К вопросу об организации предупреждения преступлений территориальными органами МВД России на районном уровне // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. № 1 (25).

7. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 1.

8. Кузнецов В.А., Корнев А.С. Основные направления предупреждения подростковой преступности на объектах транспорта // Правотворчество и правоприменение: проблемы теории и практики: материалы межвузовской научно-практической конференции. 17 мая 2011 г. Липецк: ЛФ ФКОУ ВПО Воронежского института ФСИН России, 2011.

9. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008.

10. Официальный сайт газеты «Телеграфист». URL: http://telegrafist.net/ 2015/06/05/11/14/9168.

11. Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/upload/site1/ mvd1/liflets_k_deti_06.pdf.

12. Официальный сайт «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/ 2015/07/10/trolling-site.html

13. Официальный сайт Центра безопасного интернета России URL: http://www.saferunet.ru.

References

1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 14.12.2015) // Sobranie zako-nodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1.

2. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot

29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 28.11.2015) // Sobranie za-konodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. № 1. St. 16.

3. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot

13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 28.11.2015) // Sobranie za-konodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 1996. № 25. St. 2954.

4. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28.06.2007 № 825 (red. ot 13.05.2010) «Ob otsenke effektivnosti deyatel>nosti organov ispolnitel>noi vlasti sub»ektov Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 2007. № 27.

5. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21.08.2012 № 1199 (red. ot 16.01.2015) «Ob otsenke effektivnosti deyatel>nosti organov ispolnitel>noi vlasti sub»ektov Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie za-konodatel>stva Rossiiskoi Federatsii. 2012. № 35. St. 4774.

6. Evseev A.V. K voprosu ob organizatsii preduprezhdeniya prestuplenii territorial>nymi organami MVD Rossii na raionnom urovne // Vestnik vserossiiskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. 2013. № 1 (25).

7. Erezhipaliev D.I. Prestupnost' nesover-shennoletnikh: sovremennoe sostoyanie i deyatel'nost' organov prokuratury po ee preduprezhdeniyu // Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii. 2014. № 1.

8. Kuznetsov V.A., Kornev A.S. Osnovnye napravleniya preduprezhdeniya podrostkovoi prestupnosti na ob»ektakh transporta // Pravotvorchestvo i pravoprimenenie: problemy teorii i praktiki: materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 17 maya 2011. Lipetsk: LF FKOU VPO Voronezhskogo instituta FSIN Rossii, 2011.

9. Litvinenko O.V Psikhologicheskie determinanty komp>yuternoi igrovoi zavisimosti i osobennosti ee psikhoprofilaktiki: dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 2008.

10. Ofitsial'nyi sait gazety «Telegrafist». URL: http://telegrafist.net/ 2015/06/05/11/14/9168.

11. Ofitsial'nyi sait MVD Rossii. URL: https:// mvd.ru/upload/site1/ mvd1/liflets_k_deti_06.pdf.

12. Ofitsial'nyi sait «Rossiiskoi gazety». URL: http://www.rg.ru/ 2015/07/10/trolling-site.html

1 Кибербулинг — это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В нашем языке, ближайший аналог — это сленговое выражение «быковать». Кибербуллинг еще переводят как киберзапугивание.

2 Троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм (спор ради спора), конфликты между участниками, взаимные оскорбления и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.