Научная статья на тему 'Предупреждение дорожно-транспортных преступлений'

Предупреждение дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1368
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / АВТОТРАНСПОРТ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / A TRAFFIC AND TRANSPORT CRIME / PREVENTION OF TRAFFIC AND TRANSPORT CRIMES / PREVENTIVE ASSURANCE / SUBJECTS OF CRIME PREVENTION / MOTOR TRANSPORT / INDIVIDUAL FORECASTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соляной Антон Владимирович

в статье рассматриваются основные причины дорожно-транспортных преступлений; раскрывается понятие «дорожно-транспортное преступление»; система мер субъектов профилактики, направленная на предупреждение дорожно-транспортных преступлений; особенности методики индивидуального прогнозирования дорожно-транспортных преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAFFIC AND TRANSPORT CRIMES PREVENTION

the article deals with principal circumstances of traffic and transport crimes; the concept «a traffic and transport crime» and the system of preventive assurance. The author points out the features of individual traffic crime forecasting

Текст научной работы на тему «Предупреждение дорожно-транспортных преступлений»

Криминология и профилактика преступлений

УДК 343.85 A.V. SOLYANOY*

ББК 67.518.6

С60 TRAFFIC AND TRANSPORT CRIMES PREVENTION

Аннотация: в статье рассматриваются основные причины дорожно-транспортных преступлений раскрывается понятие «дорожно-транспортное преступление); система мер субъектовпрофилактикц направленная на предупреждениедорожно-транспортныхиреступленищ особенности методики индивиду альногопрогнозирова-ния дорожно-транспортныхпреступлений

Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление предупреждениедорожно-транспортных преступлений, меры предупреждения субъекты профилактики, автотранспорт, индивидуальное прогнозирование.

АНТОН

ВЛАДИМИРОВИЧ

СОЛЯНОЙ*

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Annotation: the article deals with principal circumstances of traffic and transport crimes; the concept «a traffic and transport crime» and the system of preventive assurance. The author points out the features of individual traffic crime forecasting.

Key words: a traffic and transport crime, prevention of traffic and transport crimes, preventive assurance, subjects of crime prevention, motor transport, individual forecasting.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляют собой наиболее распространенные из всех неосторожных преступных деяний, в результате которых причиняется не только вред здоровью человека, но и смерть.

Высокие темпы автомобилизации ухудшают обеспечение безопасности дорожного движения. Ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 150 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения около300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия - составная часть процесса автомобилизации, она характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма.

Основными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий по вине водителей остаются: превышение установленной скорости, управление транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и нарушение правил маневрирования и рядности. Следует учитывать, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть (и бывают) совершенно идентичны, профилактическая

* Аспирант кафедры криминологии, психологиии уголовно-исполнительногоправа (Московскаягосударственнаяюридическая академия имени О.Е. Кутафина).

E-mail: editor@academiust.rvazantelecom.ru.

so

работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортных преступлений, может быть в целом качественно однородна. По сообщениям агентства «Интерфакс», начальник ГИБДД МВД России В. Кирьянов указал на то, что за 10 месяцев 2009 г. в России на дорогах погибли 21 тыс. человек, 212,5 тыс. получили ранения; среди погибших 732 ребенка.

Понятие «дорожно-транспортное преступление» не имеет четко определенной характеристики. Отсюда и различные мнения ученых по этому вопросу.

Так, В. В. Лукьянов, обращая внимание на неточность термина «автотранспортные преступления» (им не охватываются преступления, совершаемые с использованием целого ряда других механических транспортных средств), предложил ввести в научный оборот понятие «дорожно-транспортные преступления», то есть правонарушения, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой уголовную ответственность1.

И. Г. Маландин к автотранспортным преступлениям относит «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий»2.

Таким образом, в общем виде понятие дорожно-транспортного преступления можно сформулировать как противоправное общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой по неосторожности последствия, предусмотренныеУ головнымкодексомРФ.

Под предупреждением преступности в общем виде следует понимать многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов направленную: 1) на выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; 2) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; 3) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; 4) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную воз-

можность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение3.

По содержанию меры криминологической профилактики подразделяются: на социальные, политические, экономические, медицинские, правовые, технические и иные.

По уровню профилактики обычно выделяют общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступности (ее видов и отдельных преступлений). Общесоциальный уровень профилактики включает в себя деятельность государства и общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий, возникающих в областях общественной жизни, в сфере экономики, политики, социальной и культурной областях. Специально-криминологический уровень воздействия на преступность выражен в профилактической деятельности, направленной на отдельные виды преступного поведения, например в сфере неосторожной преступности.

Предупреждение дорожно-транспортных преступлений выступает в качестве составной части предупреждения происшествий в целом и имеет непосредственную связь с профилактикой административно наказуемых проступков. При этом грань между преступлением и происшествием, а также между преступлением и проступком в сфере дорожного движения весьма подвижна.

Предупреждение таких преступлений на индивидуальном уровне (индивидуальное предупреждение) - это воздействие на криминогенные факторы, способные вызвать совершение данных преступлений конкретным лицом. Таким образом, на индивидуальном уровне профилактическая деятельность осуществляется уже непосредственно в отношении лиц, совершивших транспортные преступления либо предрасположенных к их совершению. Огромная роль в сфере предупреждения дорожно-транспортных преступлений принадлежит формированию менталитета водителей в духе неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, гражданской сознательности, повышению уровня правосознания, поскольку оно неразрывно связано с ответственностью и дисциплинированностью.

Важность предупреждения транспортных преступлений состоит также в том, что с ним тесно связан вопрос о возможности прогнозирования в этой сфере.

Методикаиндивидуального прогнозирования дорожно-транспортных преступлений имеет

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

свои особенности, которые сводятся к следующему: отрицательные нравственно-психологические черты личности, проявляющиеся в актах антиобщественного поведения до совершения преступления, которые и дают основание для постановки «диагноза» и прогноза, у лиц, совершивших неосторожные транспортные преступления, выражены реже и слабее. Условия прогнозирования в таких случаях резко меняются, ибо целая группа учитываемых факторов выпадает. Однако разработка именно этого аспекта наиболее актуальна, поскольку абсолютное большинство неосторожных транспортных преступлений совершается ранее несудимыми лицами4.

В ряду мер предупреждения должны быть разработаны и организационные меры: государственное финансирование ремонта дорожных

покрытий, разработка и установка технических средств, направленных на снижение числа дорожно-транспортных происшествий в местах наибольшей их вероятности: информационных табло, барьерных средств возле детских учреждений в местах наиболее частого нарушения правил дорожного движения5.

Свой вклад в предупреждение дорожнотранспортных преступлений, как представляется, должны вносить правоохранительные органы, реализуя возложенные на них законом функции. Большое профилактическое значение имеют публичные выступления сотрудниковГИБДД перед населением с лекциями и беседами по разъяснению действующего законодательства об уголовной ответственности за дорожно-транс -портные преступления.

1 См.: Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 16.

2Маландин И.Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспортеи городскомэлектротранспор-те. Саратов, 1968. С. 106.

3 См.: Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева В.Е. Эминова. М., 2009. С. 286-287.

4 См: Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование и его роль в борьбе с преступностью Омск, 1989. С. 72-73.

5 См.: Никитас Д.А. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений (криминологические и уголовно-правовые проблемы): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.