ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 1
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
О.Л. Лысенко, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории
государства и права юридического факультета МГУ*
«ПРЕДТЕЧА» СУДОВ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
В ГЕРМАНИИ: ПРОМЫШЛЕННЫЕ И КУПЕЧЕСКИЕ СУДЫ
(КОНЕЦ XIX - ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX в.)1
В статье анализируется организация и деятельность промышленных и купеческих судов, их роль в рассмотрении споров из трудовых отношений в Германии в конце XIX—первые десятилетия XX в. В силу целого ряда исторических причин данные суды стали «предтечей» судов по трудовым спорам; многие положения, закрепленные в законах о промышленных и купеческих судах, впоследствии были использованы при создании самостоятельной трудовой юстиции в Германии (Закон о судах по трудовым спорам 1926 г.).
Ключевые слова: трудовое право Германии, Веймарская республика, промышленные и купеческие суды, суды по трудовым спорам.
The article analyzes the organization and operation of industrial and merchant courts, their role in the disputes of the labor relations in Germany in the late XIXth century — early decades of the XXth century. For a variety of historical reasons, these courts were "forerunner" of labor courts; many of the provisions enshrined in the laws of industrial and merchant ships were later used to create the self-employed in Germany Justice (Law on the labor courts, 1926).
Keywords: German labor law, the Weimar Republic, industrial and merchant courts, labor courts.
В настоящее время ФРГ относится к числу государств, обладающих развитым трудовым правом. Одним из достижений Германии в данной области является наличие самостоятельной трудовой юстиции. В 1926 г. в период Веймарской республики впервые в истории страны был принят Закон о судах по трудовым спорам (Arbeitsgerichtsgesetz), в настоящее время в ФРГ действует Закон 1953 г., вобравший в себя значительное число положений предшествующего Закона.
Своеобразным «предтечей» судов по трудовым спорам в Германии стали промышленные и купеческие суды.
1 Данная статья является продолжением цикла статей автора, посвященных проблемам истории трудового права Германии во второй половине XIX — первой трети XX в., в частности становлению трудовой юстиции.
Промышленные или промысловые суды (Gewerbegerichte) были созданы в 1890 г. (Gesetz, betreffend die Gewerbegerichte)2 как следствие реализации положений принятого в 1869 г. в рамках Северогерманского союза знаменитого Промышленного (промыслового) устава (Gewerbeordnung), в основу которого был положен Промышленный (промысловый) устав Пруссии 1845 г.3 В Промышленном уставе делались значительные уступки рабочему классу, закреплялись определенные гарантии, в частности соблюдение условий труда, техника безопасности на производстве, оплата временной трудоспособности, произошла легализация профсоюзов (§ 105—108, 127—141, 152—153) Таким образом, вновь созданные промышленные суды должны были рассматривать споры, возникающие на предприятиях между работодателем и наемными рабочими.
Купеческие суды (Kaufmannsgerichte) возникли в 1904 г. (Gesetz, betreffend Kaufmannsgerichte)4. Они должны были рассматривать споры, возникающие между хозяином торгового предприятия (коммерсантом) и служащими торгового предприятия: торговыми помощниками и торговыми учениками (Handlungsgehilfen und Handlungslehrlinge). Обращает на себя внимание тот факт, что именно купеческие и промышленные суды стали «предтечей» судов по трудовым спорам в Германии. По существу, торговое право стало здесь своеобразной «колыбелью» для становления института индивидуального трудового договора. Но это произошло не случайно. Основная причина состояла в том, что именно в рамках торгового права впервые было сформулировано понятие «предприятие», являющееся ключевым для понимания сущности индивидуального трудового договора. Эту глубокую связь трудового права с торговым правом в Германии в XIX в. отмечали и отдельные германские правоведы. Так, в работе Е. Молитора «Торговое право и трудовое право» (1928 г.) дается определение торгового предприятия. Под последним понималось «объединение лиц, имущества и
2 Закон о промышленных судах (Gesetz, betreffend die Gewerbegerichte) от 29.07.1890 // RGBl. 1890. N 24. S. 141.
3 Gewerbeordnung für den Norddeutschen Bund. Vom 21.06.1869 //RGBl. 1869. N 26. S. 245. Следует обратить внимание на то, что немецкий термин Gewerbeordnung не может быть дословно переведен как «порядок на производстве», как это зачастую делается в современной отечественной литературе по трудовому праву. В данном случае Ordnung используется в значении «устав, положение, постановление» (см.: Немецко-русский юридический словарь (Deutsch-Russisches Juristisches Wörterbuch) / Под ред. П.И. Гри-шаева, М. Беньямина. М., 1995).
4 Закон о купеческих судах (Gesetz, betreffend Kaufmannsgerichte) от 06.07.1904 // RGBl. 1904. N 3059. S. 266. Немецкий термин Kaufmannsgericht следует переводить именно как купеческий суд (суд коммерсанта), а не как торговый суд. На тот момент в Германии уже существовали суды для рассмотрения споров, связанных с торговыми сделками (Handelsgerichte): 5 августа 1870 г. в Лейпциге был создан Высший торговый суд (Bundesoberhandelsgericht) для Северогерманского союза, который после создания в 1871 г. Германской империи был переименован в Имперский высший торговый суд (Reichsoberhandelsgericht). После вступления в силу 1 октября 1879 г. Закона о судоустройстве Германской империи этот суд стал одним из подразделений общего Имперского суда (Reichsgericht).
нематериальных ресурсов для достижения определенной цели в торговом обороте, в котором наемный работник (торговый служащий) рассматривается лишь как одно из средств для достижения данной цели наряду с другими средствами»5.
Неслучайно поэтому первые положения об усиленной защите наемного работника в Германии были закреплены в Общегерманском торговом уложении 1861 г. (Allgemeines Deutsches Handelsgesetzbuch)6. Принятый еще до политического объединения Германии в рамках созданного под эгидой Пруссии Таможенного союза, этот первый Торговый кодекс Германии после политического объединения германских земель (сначала в виде Северогерманского союза 1867 г., а затем Германской империи 1871 г.) стал союзным, а впоследствии имперским законом. В § 60 Общегерманского торгового уложения закреплялось требование оплаты временной нетрудоспособности работника (в течение 6 недель), а в § 63 — возможность одностороннего расторжения договорных отношений по инициативе работника вследствие грубого нарушения его прав хозяином предприятия: «служебные отношения могут быть прекращены по требованию торгового помощника, если, например, хозяин не платит ему жалованья, отказывает ему в условленном содержании или окажется виновным в истязании помощника или в нанесении ему тяжких оскорблений». Впоследствии эти положения вошли и были развиты в Промышленном уставе 1869 г., а затем были закреплены в нескольких параграфах Германского гражданского уложения (ГГУ) 1896 г7. Положения, содержащиеся в § 612, 616, 618, 624, 630 ГГУ, известны как знаменитые «капли социального масла» ("Tropfen des socialen Öls"), по образному выражению выдающегося германского правоведа XIX в. Отто фон Гирке8.
Таким образом, юрисдикции созданных в конце XIX — начале XX в. промышленных и купеческих судов подлежали споры из трудовых отношений промышленных рабочих, а также служащих торговых предприятий (торговых помощников и торговых учеников). Это могли быть споры о прекращении или продолжении трудового правоотношения; о выплате заработной платы; о содержании выполняемой обязанности; о размере обязательных страховых взносов на случай болезни или несчастного случая9; о выдаче и содержании трудовой книжки или
5 Molitor E. Handelsrecht und Arbeitsrecht // Zentralblatt für Handelsrecht. 1928. N 2. S. 33-43.
6 Германское торговое уложение (Allgemeines Deutsches Handelsgesetzbuch) / Пер.с нем. Спб., 1889.
7 Гражданское уложение Германской империи / Пер.с нем. Спб., 1898.
8 Об этом подробнее см.: Лысенко О.Л. Становление института трудового договора в германском праве в конце XIX-начале XX в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2010. № 6. С. 32-55.
9 В соответствии с Законом об обязательном страховании рабочих на случай болезни или от несчастного случая (Gesetz, betreffend die Krankenversicherung der Arbeiter) от 15.06.1883 (RGBl. 1883. S. 73).
трудового свидетельства (die Aushändigung oder der Inhalt des Arbeitsbuches oder Zeugnisses) (§ 3 Закона о промышленных судах, § 5 Закона о купеческих судах) и др.
На другие виды наемных работников, кроме указанных в Законе, юрисдикция промышленных и купеческих судов не распространялась10.
Необходимо отметить, что Закон о купеческих судах 1904 г. во многом повторял положения Закона о промышленных судах 1890 г., причем в его более поздней редакции 1901 г.11, а иногда и прямо отсылал к нему. Так, в § 16 Закона о купеческих судах указывалось, что при рассмотрении споров должны действовать процессуальные нормы (§ 26—61) Закона о промышленных судах, в силу чего Закон о купеческих судах был довольно небольшим по объему, включая в себя всего 20 параграфов. (Для сравнения, Закон о промышленных судах состоял из 84 параграфов, т.е. был в четыре раза больше.)
Как промышленные, так и купеческие суды создавались сугубо на местном уровне: расходы на их содержание ложились на коммунальные объединения (Kommunalverbände) и местные общины (Gemeinden) (§ 1, 8 Закона о купеческих судах, § 8 Закона о промышленных судах). Согласно § 2 Закона о купеческих судах, в тех общинах, где проживало не менее 20 тыс. человек, должен был создаваться один купеческий суд.
Особенностью как промышленных, так и купеческих судов был особый порядок замещения должности председательствующего судьи (der Vorsitzende) и судебных заседателей (die Beisitzer). Судьями в данных судах были непрофессионалы. Они избирались не менее чем на один год местными магистратами или при отсутствии последних представителями местных коммун (durch den Magistrat und, wo ein solcher nicht vorhanden ist...durch die Gemeindevertretung auf mindestens ein Jahr gewählt) (§ 11 Закона о промышленных судах, § 11 Закона о купеческих судах).
Важным элементом деятельности данных судов было обязательное участие в рассмотрении трудовых споров наряду с председательствующим судьей (der Vorsitzende) еще и определенного числа так называемых заседателей (die Beisitzer) — своеобразных «общественных судей», состоящих из равного количества избранных представителей от каждой из сторон. Минимальное количество заседателей как в про-
10 В § 76 Закона о промышленных судах прямо указывалось, что его положения не распространяются на «работников аптек, а также на рабочих, работающих на военных и морских объектах». Что же касалось рабочих горных предприятий, рудников, солеварен, то отнесение споров с их участием к компетенции промышленных судов требовало принятия соответствующего постановления правительства конкретной германской земли, причем в подобных постановлениях допускались небольшие расхождения с содержанием Закона о промышленных судах (§ 77 Закона о промышленных судах).
11 Об основных изменениях, внесенных в Закон о промышленных судах в 1901 г., см. далее.
мышленных, так и в купеческих судах — 4 человека (§ 9 Закона о промышленных судах, § 9, 12 Закона о купеческих судах).
В промышленных судах заседатели избирались от работодателей и работников конкретного предприятия: заседатели от работодателей избирались представителями работодателей, заседатели от рабочих — самими рабочими. При этом под работодателем в данном случае понимались все руководители предприятия или его отдельных подразделений (§ 14). Выборы были прямыми и осуществлялись при тайном голосовании. В выборах могли участвовать лица, которым исполнилось 25 лет и которые проработали на данном предприятии в качестве рабочих или работодателей не менее одного года (§ 12, 13 Закона о промышленных судах).
Перед началом своей деятельности судьи и заседатели промышленных судов приносили клятву в местных органах власти (§ 20). За свою деятельность судьи и заседатели промышленных судов получали небольшое вознаграждение, а также компенсацию транспортных расходов (§ 18).
Заседатели в купеческих судах избирались наполовину от коммерсантов, наполовину от торговых служащих (zur Hälfte aus den Kaufleuten... zur Hälfte aus den Handlungsgehilfen entnommen werden). Выборы также были прямыми с тайной подачей голосов. В качестве коммерсантов, имеющих возможность участвовать в выборах заседателей, выступали лишь те владельцы торговых предприятий, которые в течение года непрерывно или в течение определенного времени пользовались услугами хотя бы одного торгового помощника или торгового ученика (§ 12 Закона о купеческих судах). К подобного рода коммерсантам относились и все члены правления акционерного общества или зарегистрированного в торговом реестре товарищества или другого юридического лица, выступающего в торговом обороте, а также исполнительные директора ООО (GmbH) (§ 14).
Новацией Закона о купеческих судах являлось закрепление закрытого перечня лиц, которые не могут быть заседателями. К ним относились все лица женского пола; иностранцы; лица, которые не могут занимать официальные должности вследствие имеющейся судимости; лица, находящиеся под следствием; лица, чье право распоряжения имуществом ограничено судом; лица моложе 30 лет; лица, которые сами или их семья в течение года, предшествующего выборам, получали официальную финансовую помощь по бедности (die Armenunterstützung aus öffentlichen Mitteln empfangen) (§ 10 Закона о купеческих судах).
В целом на порядок рассмотрения споров в промышленных и купеческих судах распространялись общие положения гражданско-процессуального права, однако были и определенные исключения. Так, в данные суды не допускались профессиональные адвокаты (§ 29 Закона о
промышленных судах), рассмотрение спора проходило при обязательном личном присутствии сторон, в случае неявки одной из сторон судья мог возложить на нее штраф в размере до 100 марок (§ 37, 40 Закона о промышленных судах).
Яркой особенностью процедуры рассмотрения споров в промышленных и купеческих судах являлось ограничение возможности обжалования решений: подача апелляции (Berufung) была возможна лишь в том случае, если стоимость иска превышала 1 тыс. марок — в промышленных судах (§ 55 Закона о промышленных судах) или 300 марок — в купеческих судах (§ 16 Закона о купеческих судах). В качестве апелляционной инстанции выступал суд II инстанции общей юрисдикции (Landgericht) данного территориального округа.
В отличие от судов общей юрисдикции при подаче иска в промышленные и купеческие суды взималась очень небольшая пошлина, определяемая в зависимости от суммы иска: 1 марка — при сумме иска до 20 марок; 1,5 марки — от 20 до 50 марок; 3 марки — от 50 до 100 марок. При увеличении суммы иска на каждые 100 марок размер судебной пошлины возрастал на 3 марки, причем максимальный ее размер не должен был превышать 30 марок. Если было вынесено заочное решение, а также если решение было вынесено в результате признания иска или иск был отклонен без судебных прений, то взималась пошлина в размере половины суммы, указанной в Законе. Если стороны приходили к примирению, даже в случае судебных прений, пошлина вообще не уплачивалась (§ 57 Закона о промышленных судах). Столь незначительные размеры судебных пошлин, а также особый порядок их взимания делали правосудие в промышленных и купеческих судах доступным для всех категорий рабочих и служащих торговых предприятий — даже с самым скромным жалованием.
Особенностью промышленных и купеческих судов являлось и то, что наряду с судебными функциями они должны были заниматься так называемой медиацией, т.е. пытаться привести стороны к примирению до судебного разбирательства. Этому виду деятельности в Законе о промышленных судах 1890 г. полностью посвящен раздел III «Деятельность промышленного суда в качестве органа по улаживанию спора» ("Thätigkeit des Gewerbegerichts als Einigungsamt").
Согласно § 61 Закона о промышленных судах «при возникновении споров между работодателями и наемными рабочими об условиях продолжения или возобновления трудовых отношений (über die Bedingungen der Fortsetzung oder Wiederaufnahme des Arbeitsverhältnisses) промышленные суды действуют в качестве органа по улаживанию спора». В процедуре улаживания спора должны были участвовать председательствующий судья, четыре заседателя (Beisitzer) и равное количество представителей на стороне работодателя и рабочего (Vertreter) — как правило, не более трех человек с каждой стороны (§ 62—63). Представители
сторон должны были быть старше 25 лет: правда, в Законе содержалась оговорка о том, что если со стороны рабочего не находилось необходимое число представителей такого возраста, то в качестве представителей могли быть допущены и более молодые лица (§ 62 абз. 3).
Цель медиации, согласно § 64, состояла в том, чтобы «в качестве органа по улаживанию спора, промышленный суд, внимательно выслушав всех представителей сторон, установил существо спора и все обстоятельства, имеющие значение для его оценки (квалификации)»12. При этом не только председательствующий (судья), но и все заседатели, а также представители любой из сторон могли задавать вопросы другой стороне. Далее на совместном заседании каждой из сторон давалось право высказаться о своем видении проблемы и возможных путях ее решения (§ 64 абз. 1, § 65).
Если стороны приходили к примирению, то составлялся соответствующий документ за подписью председательствующего, заседателей, а также представителей обеих сторон (§ 66). Если же в ходе медиации примирения достичь не удавалось, то промышленный суд из органа по улаживанию спора мог превратиться в своеобразный третейский суд, который принял бы решение по существу спора (Schiedsspruch). Для этого необходимо было провести голосование всех участников: требовалось простое большинство. При принятии решения промышленным судом в качестве третейского суда (Schiedsspruch) представители сторон в течение определенного срока должны были подтвердить, что они считают себя связанными этим решением. Отсутствие подобного заявления в течение определенного срока означало, что стороны не считают себя связанными данным решением. По истечении данного срока промышленный суд издавал подписанный всеми участниками процесса документ о непризнании решения третейского суда обеими сторонами или одной из сторон (§ 67-68).
Подобно промышленным судам, купеческие суды также должны были выступать в качестве органов по улаживанию спора, о чем свидетельствует содержание § 17 Закона о купеческих судах 1904 г. Функцию медиации купеческие суды должны были осуществлять «при возникновении спора между коммерсантом и его торговыми помощниками или торговыми учениками об условиях продолжения или возобновления отношений по оказанию услуг или отношений ученичества (über die Bedingungen der Fortsetzung oder Wiederaufnahme des Dienst- oder Lehrverhältnisses)». Далее указывалось, что подобная деятельность купеческих судов будет регулироваться § 63-73 Закона о промышленных судах.
Помимо выполнения вышеуказанных функций промышленные и купеческие суды должны были выступать в качестве экспертных бюро.
12 "Das Einigungsamt hat durch Vernehmung der Vertreter beider Theile die Streitpunkte und die für die Beurtheilung derselben in Betracht kommenden Verhältnisse festzustellen" (§ 64).
Этому вопросу в Законе о промышленных судах был посвящен раздел IV «Экспертные заключения и ходатайства промышленных судов» ("Gutachten und Anträge der Gewerbegerichte"), в Законе о купеческих судах — § 18 «Экспертные заключения и ходатайства купеческих судов» ("Gutachten und Anträge der Kaufmannsgerichte"). Согласно § 70 Закона о промышленных судах, промышленный суд обязан по заявке государственных органов или председателя коммунального объединения, при котором данный суд был учрежден, составить экспертное заключение по различным промышленным вопросам (Gutachten über gewerbliche Fragen). Составлением экспертного заключения должен был заниматься специально созданный для этого комитет в рамках промышленного суда, в состав которого на паритетных началах должны были входить представители работодателей и рабочих. В свою очередь сам промышленный суд мог направлять ходатайства и делать запросы соответствующим государственным органам и коммунальным объединениям, если речь шла о промышленных вопросах, связанных с деятельностью предприятия, находящегося в округе данного суда и подлежащего его юрисдикции.
То же правило действовало и в отношении купеческих судов, которые по заявке государственных органов или председателя коммунального объединения, при котором данные суды учреждены, должны были составлять экспертные заключения по вопросам служебных или ученических отношений на торговом предприятии (über Fragen, welche kaufmännische Dienst- oder Lehrverhältnis betreffen). В свою очередь купеческие суды, как и промышленные суды, могли направлять запросы соответствующим государственным органам и коммунальным объединениям. Составлением заключения также должен был заниматься специально создаваемый для этого комитет в рамках купеческого суда, состоящий наполовину из коммерсантов, наполовину из представителей торговых служащих (§ 18).
Одной из особенностей (а в целом серьезным недостатком) промышленных и купеческих судов было то, что они не образовывали единой системы на всей территории Германии, а существовали лишь в отдельных, наиболее экономически развитых промышленных областях. Таким образом, в этот период в Германии отсутствовало единообразие в рассмотрении споров из трудовых отношений.
В тех областях, где промышленные и купеческие суды отсутствовали, трудовые споры должны были рассматривать управляющие органы местных коммун — бургомистры (Bürgermeister), шультгейсы (Schultheiß) и др. Их компетенции подлежали трудовые споры, возникающие на территории данной коммуны, о чем говорится в § 71 Закона о промышленных судах и в § 19 Закона о купеческих судах. По окончании рассмотрения трудового спора указанные коммунальные органы принимали соответствующее решение, составленное в письменной
форме, которое вступало в силу через 10 дней. Препятствием для его вступления в силу была лишь подача одной из сторон спора иска в суд общей юрисдикции (ordentliche Gericht). Решения коммунальных органов по трудовым спорам могли быть принудительно исполнены. В то же время Закон о промышленных судах вводит в этом вопросе определенные ограничения: исполнительное производство в отношении этих решений в полном объеме не могло быть осуществлено, если с большой долей уверенности можно было полагать, что исполнение решения приведет к возникновению у должника невосполнимых потерь (daß die Vollstreckung dem Schuldner einen nicht zu ersetzenden Nachtheil bringen würde) (§ 72 абз. 3).
Кроме того, правительства отдельных германских земель путем принятия специального постановления могли наделить компетенцией рассмотрения трудовых споров вместо управляющих органов местных коммун соответствующие государственные органы (§ 75 Закона о промышленных судах), а также создать для рассмотрения споров из трудовых отношений между коммерсантом и торговыми служащими или торговыми учениками специальные примирительные комитеты (Vergleichskammern) или примирительные службы (Vergleichsämter) (§ 20 Закона о купеческих судах). Наконец, согласно § 79 Закона о промышленных судах его принятие никоим образом не должно было затрагивать компетенции судов отдельных корпораций (Innungs-Schiedsgerichte) по рассмотрению трудовых споров, возникших в рамках данной корпорации, которые также продолжали существовать.
В 1901 г. в Закон о промышленных судах были внесены важные поправки, которые еще больше усилили позиции рабочего класса13. Отныне промышленные суды создавались во всех коммунах с численностью жителей более 20 тыс. человек независимо от желания местных властей, а также представителей работодателей и рабочих (§ 1а). Была конкретизирована и несколько расширена компетенция промышленных судов (§ 3). Отныне к их компетенции были отнесены также споры между работодателями и рабочими по поводу выдачи и содержания различной трудовой документации (справки о зарплате, трудовые расписки и др.); о возмещении ущерба или выплате неустойки вследствие невыполнения или некачественного выполнения своей трудовой обязанности; о незаконных или неправильных записях в трудовой документации. Причем теперь отнесение спора к ведению того или иного промышленного суда могло определяться не только возникновением спора в округе данного суда, но и местонахождением работодателя или местом проживания обеих спорящих сторон (§ 25).
Согласно Закону 1901 г. запрещалось заключение между работодателями и рабочими таких соглашений, которые выводят возникаю-
13 Gesetz zur Abänderung des Gesetzes, betreffend die Gewerbegerichte, vom 29. Juli 1890. Vom 30. Juni 1901 // RGBl. 1901. N 29. S. 249.
щие между ними споры из подведомственности промышленных судов и передают их на рассмотрение третейского суда (своеобразная «арбитражная оговорка» — Schiedsvertrag). Исключение мог составлять лишь тот случай, когда в третейском суде в вынесении решения наряду с нейтральным лицом — председательствующим судьей (Vorsitzende) на паритетных началах должны были участвовать представители работодателей и рабочих (§ 5 абз. 2).
Произошло уточнение содержания понятия «работодатель»: под ним отныне понимались все руководители предприятия или его отдельных подразделений, в подчинении которых в течение одного года постоянно или в определенные периоды находился хотя бы один рабочий (§ 14 абз. 1).
Значение промышленных и купеческих судов еще больше усилилось в период Веймарской республики. В § 157 Конституции Германской империи (Веймарской) 1919 г. прямо указывалось, что «рабочая сила стоит под особым покровительством империи. Империя вырабатывает единообразное рабочее право»14. В 1920-1923 гг. благодаря внесению многочисленных поправок в Законы о промышленных и купеческих судах, а также принятию целого ряда Постановлений Имперского правительства организация и деятельность данных судов была усовершенствована: в условиях инфляции повышалась зарплата судей и заседателей, увеличивался минимальный размер иска для обжалования и др. Была несколько расширена и компетенция данных органов. В частности, к компетенции промышленных судов были отнесены споры, вытекающие из соглашения между наемным рабочим и работодателем об ограничении профессиональной деятельности наемного рабочего после прекращения трудового правоотношения. Таким образом, промышленные суды получили право рассматривать споры, связанные с действием принципа «запрещения конкуренции», которые до этого момента подлежали исключительному ведению судов общей юрисдикции. (Первоначально германские юристы полагали, что данные дела являются довольно сложными и в силу этого не могут рассматриваться непрофессиональными судьями.) В свою очередь компетенция купеческих судов теперь распространялась и на споры о выдаче коммерсантом «трудового свидетельства» своим торговым помощникам и ученикам (Auskünfte über Handlungsgehilfen und Lehrlinge)15.
14 Die Verfassung des Deutsches Reiches ("Weimarer Verfassung") vom 11.08.1919 // RGBl. 1919. N. 152. S. 1383.
15 Verordnung zur Abänderung des Gewerbegerichtsgesetzes vom 30.06.1901 und des Gesetzes, betreffend Kaufmannsgerichte vom 06.07.1904. Vom 12.05.1920 // RGBl. 1920. N 7526. S. 958; Verordnung zur Abänderung des Gewerbegerichtsgesetzes vom 30.06.1901 und des Gesetzes, betreffend Kaufmannsgerichte vom 06.07.1904. Vom 29.10.1920 // RGBl. 1920. N 7828. S. 1843; Gesetz zur Abänderung des Gewerbegerichtsgesetzes vom 30.06.1901 und des Gesetzes, betreffend Kaufmannsgerichte vom 06.07.1904. Vom 14.01.1922 // RGBl. 1922. N 9. S. 155; Gesetz zur Abänderung des Gewerbegerichtsgesetzes vom 30.06.1901 und des Gesetzes, betreffend Kaufmannsgerichte vom 06.07.1904. Vom 27.11.1922 // RGBl. 1922. N 79. S. 887; Ge-
С целью усиления эффективности деятельности органов по улаживанию трудовых споров в условиях сохранения тяжелого экономического и финансового положения в Германии были приняты Закон «О предоставлении полномочий» (Ermächtigungsgesetz) от 13.10.192316, наделяющий Имперское правительство правом принимать любые меры, «которые будут считаться необходимыми в финансовой, экономической и социальных областях» (§ 1 абз. 1), а также общее Постановление «Об основах урегулирования споров» (Verordnung über das Schlichtungswesen) от 30.10.192317. Согласно последнему те споры из трудовых отношений, которые изначально не имели своей целью привести стороны к примирению и в которых невозможно было применение примирительной процедуры, были отнесены к компетенции промышленных и торговых судов.
Примечательно, что в указанном Постановлении промышленные и купеческие суды, по существу, приравнивались к судам по трудовым спорам; в § 2 абз. 1 закреплялось следующее положение: «В качестве судов по трудовым спорам вплоть до их создания рассмотрение споров, в которых на стороне наемных работников будут находиться лишь торговые помощники и торговые ученики, будут осуществлять купеческие суды, во всех остальных случаях — промышленные суды»18.
Таким образом, компетенция промышленных и купеческих судов в этот период была значительно расширена и отныне распространялась и на иные категории наемных работников (по сравнению с тем, что первоначально предусмотривалось в Законах о промышленных и купеческих судах). Следствием этих преобразований стало привлечение к участию в выборах заседателей для промышленных и купеческих судов гораздо более широкого круга наемных работников.
Сама же процедура рассмотрения споров после принятия Постановления от 30.10.1923 не сильно изменилась и продолжала основываться на процессуальных положениях Законов о промышленных и купеческих судах. Однако уже вскоре в данной области произошли существенные изменения: согласно Постановлению «О применении положений Постановления "Об основах урегулирования споров"» (Verordnung zur Ausführung der Verordnung über das Schlichtungswesen)
setz zur Abänderung des Gewerbegerichtsgesetzes vom 30.06.1901 und des Gesetzes, betreffend Kaufmannsgerichte vom 06.07.1904. Vom 15.03.1923 // RGBl. 1923. N 22. S. 193; Verordnung zur Abänderung von Geldbeträgen im Gewerbegerichtsgesetz und im Gesetz, betreffend Kaufmannsgerichte vom 16.06.1923 // RGBl. 1923. N 22. S. 384; vom 12.07.1923 // RGBI. 1923. N 22. S. 614; vom 09.08.1923 // RGBI. 1923. N 22. S. 765; vom 30.08.1923 // RGBI. 1923. N 22. S. 845; SawallS. Die Entwicklung der Arbeitsgerichtsbarkeit. Aachen, 2007. S. 262.
16 Ermächtigungsgesetz. Vom 13.10.1923 // RGBl. 1923. N 98. S. 943.
17 Verordnung über das Schlichtungswesen vom 30.10.1923 (SchlichtungsVO) // RGBl. 1923. N 111. S. 1043.
18 "Als Arbeitsgericht gelten bis zur Errichtung allgemeiner Arbeitsgerichte bei Streitfällen, in denen auf Arbeitnehmerseite nur Handlungsgehilfen und Handlungslehrlinge beteiligt sind, das Kaufmannsgericht, im übrigen das Gewerbegericht" (Cit.: SawallS. Op. cit. S. 262. Fussnote 19).
от 10.12.192319 были введены два порядка рассмотрения споров из трудовых отношений — Urteilsverfahren и Beschlussverfahren (вошедшие впоследствии в Закон о судах по трудовым спорам 1926 г. и существующие в Германии в настоящее время).
В общем судебном порядке (Urteilsverfahren) должны были рассматриваться все споры из индивидуальных трудовых отношений, при этом сама процедура в значительной мере основывалась на процессуальных нормах Закона о промышленных судах 1890 г. Судебные издержки ложились на наемного работника лишь в том случае, если он сам подавал иск и проигрывал дело. В любом другом случае судебные издержки не возмещались (§ 4 Постановления «О применении положений общего Постановления "Об урегулировании споров"»).
В особом порядке (Beschlussverfahren) рассматривались споры, связанные с применением норм Закона о советах на предприятиях (Betriebsrätegesetz) от 4.02.192020. Здесь также применялись общие процессуальные положения Закона о промышленных судах 1890 г. Однако специфика данного процесса состояла в том, что он мог быть как устным, так и письменными, судебные издержки здесь вообще не возмещались, а решение суда было окончательным и не подлежало обжалованию (§ 3 абз. 1; § 5 Постановления «О применении положений Постановления "Об основах урегулирования споров"»).
Значительное расширение компетенции, а также введение нового порядка рассмотрения споров (Beschlussverfahren) создавало для судей промышленных и купеческих судов определенные трудности. Часто судьи не могли сразу понять, какой орган и в каком порядке должен рассматривать тот или иной спор из трудовых отношений21. Статистика на 1924 г. такова: из 45 630 поданных исков по поводу трудовых отношений и рассмотренных в порядке Urteilsverfahren лишь 26 % закончились вынесением судебного решения (Urteil), 17 % — мировым соглашением, в 32 % случаев в иске было отказано22.
В конце концов деятельность германского законодателя, направленная на усовершенствование системы органов по рассмотрению трудовых споров и применяемых в них процессуальных положений, привела к отделению правосудия от медиации и других видов деятельности и возникновению самостоятельной трудовой юстиции в рамках общей судебной системы Германии. Созданная благодаря принятию 23 декабря 1926 г. Закона о судах по трудовым спорам (Arbeitsgerichtsgesetz) единая на всей территории страны система судов по трудовым спорам
19 Verordnung zur Ausführung der Verordnung über das Schlichtungswesen vom 10.12.1923 // RGBl. 1923. N 128. S. 119.
20 Betriebsrätegesetz. Vom 04.02.1920 //RGBl. 1920. N 26. S. 147.
21 Graf G. Das Arbeitsgerichtsgesetz von 1926. Weimarer Verfassungsvollzug aufjustizpoli-tischen Irrwegen des Kaiserreichs? Goldbach, 1993. S. 235.
22 Ibid.
заменила собой существовавшие до этого и сыгравшие столь важную роль в рассмотрении споров из трудовых отношений промышленные и купеческие суды, а также иные органы, наделенные компетенцией рассмотрения споров из трудовых отношений (суды корпораций, согласительные комитеты и комиссии и др.). В то же время Закон 1926 г. воспринял многие положения предшествующего законодательства о промышленных и купеческих судах23.
Список литературы
1. Германское торговое уложение (Allgemeines Deutsches Handelsgesetzbuch) / Пер. с нем. Спб., 1889.
2. Гражданское уложение Германской империи / Пер. с нем. Спб., 1898.
3. Arbeitsgerichtsgesetz. Vom 23.12.1926 // RGBl. 1926. N 68.
4. Gesetz, betreffend die Gewerbegerichte. Vom 29.07.1890 // RGBl. 1890. N 24.
5. Gesetz, betreffend Kaufmannsgerichte. Vom 06.07.1904 // RGBl. 1904. N 30.
6. Gesetz zur Abänderung des Gesetzes, betreffend die Gewerbegerichte, vom 29. Juli 1890. Vom 30. Juni 1901 // RGBl. 1901. N 29.
7. Graf G. Das Arbeitsgerichtsgesetz von 1926. Weimarer Verfassungsvollzug auf justizpolitischen Irrwegen des Kaiserreichs? Goldbach, 1993.
8. Ermächtigungsgesetz. Vom 13.10.1923 // RGBl. 1923. N 98.
9. MolitorE. Handelsrecht und Arbeitsrecht // Zentralblatt für Handelsrecht. 1928. N 2.
10. Sawall S. Die Entwicklung der Arbeitsgerichtsbarkeit. Aachen, 2007.
11. Verordnung über das Schlichtungswesen vom 30.10.1923 (Schlichtungs-VO) // RGBl. 1923. N 111.
12. Verordnung zur Ausführung der Verordnung über das Schlichtungswesen vom 10.12.1923 // RGBl. 1923. N 128.
13. Weiß J. Arbeitsgerichtsbarkeit und Arbeitsverband im Kaiserreich und in der Weimarer Republik. Frankfurt-am-Main, 1994.
23 Arbeitsgerichtsgesetz. Vom 23.12.1926 // RGBl. 1926. N 68. S. 507. Подробнее о содержании Закона 1926 г. см.: Лысенко О.Л. Закон о судах по трудовым спорам Германии 1926 г. // Государство и право. 2014. № 10. С. 104-113.