бализирующегося мира. Авторы подробно рассматривают импульсы постсоветской трансформации. Особенность нового этапа модернизационного процесса заключалась в том, что резкий поворот 1991 г. не был результатом борьбы за новый модернизационный проект, а являлся непосредственной реакцией на исчерпание возможностей советского проекта, выразившееся с определенного момента в неспособности плановой системы успешно соревноваться с развитыми странами в области технического прогресса и жизненных стандартов населения.
Подводя итоги, следует отметить, что для анализа учебного пособия представлялось необходимым выбрать то, что, на наш взгляд, было наиболее принципиальным с точки зрения структуры, логики и содержания работы. Методические достоинства данного издания бесспорны. Не подлежат сомнению и познавательные достоинства книги - это достоверное экспертное описание сложных политических отношений и процессов в современной России, а также методики их познания. Материалы для учебного пособия отобраны корректно и сгруппированы профессионально. Академические выкладки дополнены педагогической методикой, образовательными технологиями и рационализмом авторов. Равновесие, ясность ума и энергия, с которой коллектив выполнил эту работу, производят впечатление. Теперь решающее слово за студентами.
E.Yu. Strigankova, V.S. Ufaeva We Present the English Language Chair of Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КАФЕДРУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Поволжского института управления имени П.А. Столыпина - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
еалии и перспективы современного российского общества наряду со многими актуальными задачами социального развития включают решение проблем совершенствования высшей школы и вузовского образования. В связи с этим модернизируется весь комплекс вузовской работы: учебной, методической, научной, воспитательной, организационной.
Р
1 3 8 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
В социокультурном совершенствовании образования особое место принадлежит языковому обучению и воспитанию, а значит, и вузовским подразделениям, ответственным за данную работу, в том числе кафедре английского языка. Новая социокультурная ситуация, возрастающая сложность и разнообразие образовательных систем требуют динамичного развития и усиления роли управления коммуникативным пространством образования.
В этих условиях инновационным и прагматически ценным является, на наш взгляд, принцип коммуникативности образования. Он предусматривает необходимость осуществления синтеза новаций в сфере образования с современными коммуникационными технологиями, привлечение инфраструктурного потенциала социальной коммуникации для создания и развития концепции коммуникативного образования. Ее содержание должно включать два уровня понимания синтеза коммуникации и образования: анализ образования как специфической коммуникации в сложной системе коммуникативного социума и анализ специфики коммуникации внутри многогранной и многокомпонентной образовательной деятельности.
В первом случае выделяются проблемы культурного взаимодействия в глобальном и локальном аспектах, а также в конкретной социальной системе. Во втором случае понимание образовательной деятельности как сложной социальной системы актуализирует вопрос о преобразовании архитектуры образовательного пространства для наиболее эффективного взаимодействия обучения и воспитания, что предусматривает рационально ценностное использование их коммуникативного потенциала для реализации гармоничного единства прагматической и гуманистической функций образования. Изложенные утверждения являются научными, методическими и воспитательными принципами в работе кафедры английского языка.
Кафедра английского языка начала свою деятельность в 2002 г. На протяжении десяти лет работу кафедры возглавляет кандидат философских наук, доцент Стриганкова Елена Юрьевна.
Учебный процесс осуществляется профессорско-преподавательским коллективом кафедры, в состав которого входят 19 штатных преподавателей; в том числе: профессор - 1; доценты - 6; старшие преподаватели - 8, преподаватели - 2; ассистент - 1. В период 2008-2013 гг. наблюдался кадровый рост ППС; количество преподавателей, имеющих степень кандидата наук, увеличилось (2008 г. - 3 кандидата наук; 2013 г. - 6). В 2013 г. планируется защита докторской диссертации (Е.Ю. Стриганкова, кандидатской диссертации - Е.А. Гришина).
Среди мероприятий по укреплению кадрового состава кафедры следует отметить, во-первых, работу над диссертационными исследованиями преподавателей кафедры. Так, в 2013 г. из 13 преподавателей, не имеющих степени кандидата наук, 6 преподавателей обучаются в аспирантуре, 2 преподавателя завершили обучение и готовятся к защите диссертационных исследований. Во-вторых, большое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей. В 2008/09 учебном году получены 12 свидетельств о повышении квалификации, состоялась одна зарубежная стажировка. В 2009/10 учебном году - 7 удостоверений о повышении квалификации, одна зарубежная стажировка. В
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 13 9
2010/11 учебном году - 8 удостоверений о повышении квалификации, одна зарубежная стажировка. В 2011/12 учебном году - 16 сертификатов о повышении квалификации, 1 зарубежная стажировка. Наконец, в 2012/13 учебном году - 8 удостоверений о повышении квалификации, 10 сертификатов о повышении квалификации, 2 зарубежные стажировки. В-третьих, первостепенное значение придается повышению педагогического мастерства: регулярно проведятся методические и научные семинары кафедры (руководители доцент Л.П. Салеева, кандидат философских наук, доцент Г.А. Балыкина); пополняется фонд методического кабинета кафедры; осуществляется мониторинг обеспеченности кафедры средствами ТСО. В 2013 г. начал функционировать и введен в учебный процесс лингафонный кабинет. Укрепляется взаимодействие с учебно-просветительскими языковыми центрами Clever, Book Berry (Саратов) и языковыми кафедрами вузов Саратова (СГУ, СГАУ, СГАП), других городов (Ульяновский педагогический университет, Астраханский технический университет) и зарубежья (Экономический университет в Братиславе).
Английский язык в Поволжском институте управления им. П.А. Столыпина изучается как прикладная дисциплина. В процессе обучения систематически ведется формирование коммуникативной компетенции будущих специалистов, позволяющей практически пользоваться иностранным языком (английским) в научной, информационно-аналитической, профессиональной деятельности; в общении с зарубежными партнерами; в повышении квалификации и самообразовании. Обучение английскому языку происходит в тесной связи с изучаемыми профилирующими дисциплинами, а также с учетом будущей профессиональной деятельности выпускника.
Усилия кафедры ориентированы на создание у студентов положительной мотивации в овладении иностранным языком не только на учебных занятиях, но и во внеаудиторном общении, в процессе которого акцентируется профессиональная направленность владения иностранным языком. В своей учебной деятельности кафедра следует курсу на реализацию идей Болонского соглашения по созданию единого языкового образовательного пространства, а также на решение конкретных задач качественного обучения профессиональной иноязычной коммуникации государственных служащих.
В образовательной деятельности и учебном процессе кафедра уделяет внимание совершенствованию компетентностной методики преподавания языка, внедрению новых образовательных технологий согласно общеобразовательной системе оценки знания иностранных языков или Шкале Совета Европы (CEF, Common European Framework), аккумулирующим опыт российской и зарубежной лингвистики и коммуникативистики. Данные образовательные цели достигаются, в частности, путем разработки и внедрения авторских курсов, позволяющих использовать результаты научных исследований преподавателей в учебном процессе.
Диверсификация и содержательное изменение контента учебных дисциплин, инициированных кафедрой английского языка, способствует повышению качества учебного процесса в сфере ESP (English for Specific Purposes), что является одним из главных принципов Болонского соглашения о едином меж-
1 4 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
дународном образовательном пространстве, а также неотъемлемым условием реализации компетнтностного подхода стандартов третьего поколения.
В рамках дополнительного соглашения о сотрудничестве между центром межкультурной управленческой коммуникации Поволжского института управления имени П.А. Столыпина и факультетом прикладной лингвистики Экономического университета в Братиславе (Словацкая Республика) преподаватели кафедры английского языка читают за рубежом курсы лекций по межкультурной, управленческой и политической коммуникации на английском языке для студентов программ бакалавриата и магистратуры Экономического университета в Братиславе.
В период с 2004 по 2013 г. кафедра английского языка занималась исследованием проблем языка и коммуникации, разрабатывала научную тему «Социокультурные проблемы языка и коммуникации». В постановке научной проблемы кафедра исходила из актуальности изучения взаимосвязей и взаимодействия языка и коммуникации, разворачивающихся в определенном социокультурном пространстве-времени, в изменяющемся мире. Глобализация мира и мульти-культурализм делают необходимыми создание новых технологий коммуникативных действий, использование современных методик языкового образования и обучения иностранным языкам, разработку новых моделей общения, воспитание языковой личности, адекватной требованиям времени.
Преподавателями кафедры проводились исследования актуальных проблем языка и коммуникации в социокультурном контексте с позиции междисциплинарного подхода, включающего взаимосвязь философии коммуникации, социолингвистики, педагогики, семиотики и культурологии. Осуществление проекта «Социокультурные проблемы языка и коммуникации» создало научно-исследовательское сообщество, включающее лингвистов, философов, социологов, культурологов, преподавателей вузов Саратова, других городов России и зарубежья, проявивших научный интерес к проблемам коммуникативистики, их теоретической и практической разработке. Результатом творческого сотрудничества являются восемь выпусков сборника научных трудов с международным участием «Социокультурные проблемы языка и коммуникации» ISSN 1995-0500. Кафедрой ежегодно проводится международная научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов по актуальным проблемам современной коммуни-кативистики «Communicative Challenges of the XXIst Century». В 2013 г. состоялась 11-я конференция. По материалам конференции ежегодно публикуется англоязычный сборник научных работ «Communicative Challenges of the XXIst Century». В 2012 г. сборник получил международный статус и был включен в список международных серийных изданий ISSN. В 2013 г. вышел в свет 4-й выпуск сборника.
Новационнымрезультатом проводимых кафедрой исследований по различным направлениям научной темы «Социокультурные проблемы языка и коммуникации» являются:
разработка и внедрение в процесс обучения электронного учебного пособия Internet Exam Coach (авторы: Е.Ю. Стриганкова, Г.А. Балыкина, Е.А. Акинина, Е.Г. Гришенкова); в 2008 г. оно получило первое место в конкурсе на лучший электронный УМК вуза;
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 141
проведение качественного социологического исследования среди студентов Экономического университета в Братиславе (Словакия) и студентов ПАГС, с целью выявления степени использования ICT в процессе обучения (общая выборка: 600 анкет); результат оформлен в виде статьи на английском языке, размещенной в сети SSRN;
проведение I Интернет-конференции «Социокультурные проблемы языка и коммуникации», Интернет-конференция проводится ежегодно, являясь дискуссионной площадкой для авторов сборника (июнь 2009 г.);
организация и проведение (совместно с центром межкультурной управленческой коммуникации) IX Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов по актуальным проблемам современной коммуни-кативистики «Communicative Challenges of the XXIst Century», где впервые сформированы концепция и научные направления работы конференции в соответствии с СНИР кафедры (2010 г.);
подготовка к печати англоязычного сборника студенческих научных работ по материалам IX Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Communicative Challenges of the XXIst Century», сборник становится ежегодным (2010 г.);
присвоение сборнику научных работ студентов, магистрантов и аспирантов «Communicative Challenges of the XXIst Century» международного номера ISSN 2304-9901 (2012 г.);
развитие творческого сотрудничества и научного взаимодействия с коллегами языковых кафедр Экономического университета в Братиславе в области лингводидактики и компьютерно-опосредованного обучения иностранным языкам; заключение и реализация договоренности с факультетом прикладных языков Экономического университета в Братиславе по реализации программы обмена преподавателям для чтения лекций по циклу «Межкультурная управленческая коммуникация» (2011 г.);
разработка инновационных курсов на английском языке в рамках реализации программы Business Administration;
участие преподавателей кафедры в программе академического обмена преподавателями для чтения лекций и проведения практических занятий по циклу прикладной межкультурной коммуникации в управленческой и политической сферах в Экономическом университете в Братиславе (2011-2013 гг.).
На кафедре успешно функционирует студенческий научный кружок «English Club». Его деятельность направлена на формирование и развитие навыков общения на иностранном языке (английском) в рамках межкультурной коммуникации; исследование актуальных проблем языка и коммуникации в социокультурном контексте. Деятельность кружка подчинена изучению взаимосвязей и взаимодействия языка и коммуникации в условиях глобализации и мульти-культурализма. Руководителем кружка является старший преподаватель кафедры английского языка А.А. Ремонтова.
Проведение заседаний научного кружка направлено на внедрение новых технологий коммуникации и основано на современных методиках языкового образования и обучения иностранным языкам, разработке новых моделей об-
1 4 2 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
щения. Проблематика обсуждаемых тем ориентирует студентов на решение задач как профессионального, так и общеобразовательного, научного, лингвост-рановедческого характера. Тематическое разнообразие обеспечивает большой диапазон речевых действий: монологическое высказывание (защита собственной точки зрения), ведение дискуссии (беседа, спор, вопросно-ответный диалог, соразмышление), выработка коллективного мнения. Научная направленность работы кружка состоит в использовании студентами дополнительной научно-публицистической литературы по теме общения и умении обосновывать и отстаивать собственную точку зрения.
Воспитательная деятельность кафедры английского языка является неотъемлемой частью образовательного процесса. Своей первостепенной задачей преподаватели кафедры видят воспитание языковой личности, способной активно обмениваться знаниями, информацией и практическим опытом в условиях иноязычной речевой деятельности. Поскольку культурная компетенция -неотъемлемая составляющая коммуникативной компетенции специалиста управленческой сферы, овладение основами коммуникации лингвокультурного сообщества, на языке которого ведется общение, является необходимым и обязательным условием его успешной работы.
Большую роль в оказании поддержки адаптации студентов к социокультурной среде института играет школа кураторства, работа которой на кафедре английского языка стала доброй традицией, поддерживаемой сотрудничеством с факультетами политико-правового управления и государственного и муниципального управления. Доцент кафедры Е.А. Ревуцкая неоднократно признавалась лучшим куратором года.
Международная деятельность кафедры является одним из приоритетных направлений ее работы. Основу данного вида деятельности составляет установление, поддержание и дальнейшее развитие международных научных контактов с вузами ближнего и дальнего зарубежья. Реализация целей научного проекта кафедры «Социокультурные проблемы языка и коммуникации» позволила развить международные отношения с коллегами из Экономического университета в Братиславе (Словацкая Республика); Университета штата Индиана (США); Университета Остина (Техас, США); Университета Анадолу (Турция); Харьковской государственной академии культуры (Украина), Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (Республика Беларусь), Института международного менеджмента «Imi-Nova» (Республика Молдова).
Международная образовательная деятельность кафедры развивается при информационной и административной поддержке центра межкультурной управленческой коммуникации Поволжского института имени П.А. Столыпина. Преподаватели кафедры являются участниками академического обмена, реализуемого на основании договора между факультетом прикладных языков Экономического университета в Братиславе и центром межкультурной управленческой коммуникации. Кроме того, они принимают участие в международном спецкурсе «Business Administration». Преподавателями кафедры были разработаны и прочитаны учебные курсы: Managerial Communication; Cross-cultural Communication and Administration; Human Resources. В качестве слушателей
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 14 3
выступили студенты Экономического университета в Братиславе, Национального университета государственной службы Будапешта, а также студенты Поволжского института управления имени П.А. Столыпина.
В качестве перспектив развития кафедры особо выделяются следующие направления: дальнейшая разработка концепции коммуникативного образования, ее практическая реализация, развитие и совершенствование; подготовка совместно с факультетом прикладной лингвистики Экономического университета Братиславы программы двойных дипломов по направлению бакалавриата «Зарубежное регионоведение»; исследование коммуникативной проблематики с опорой на актуальные теоретические и практические проблемы: коммуникация как культурный код и социальное действие; коммуникативные практики в социально-политической сфере современного общества; политическая коммуникация. Безусловными перспективными направлениями являются также выделение роли социокультурного подхода в обучении иностранному языку и иноязычной культуре студентов управленческого вуза; внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс современного высшего образования; определение специфики коммуникации и общения в системе дистанционного обучения специалистов социального управления.
Все названные задачи составляют вектор развития и ответ кафедры английского языка на вызовы современности.
Е.Ю. Стриганкова, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка;
В.С. Уфаева, доцент, заместитель заведующего кафедрой английского языка
1 44 2013 • ВЕСТНИК ПАГС