Научная статья на тему 'Представления об интеллектуальной собственности в педагогической практике'

Представления об интеллектуальной собственности в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY / OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY / SOCIAL STATUS / DIRECTIONS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшенко Светлана Владимировна

В работе описаны воззрения об интеллектуальной собственности в педагогической практике на примере анализа газеты «Учительская газета» за период с апреля 1984 г. по июнь 2007 г. Выявленные воззрения были оценены по десяти позициям и охарактеризованы на предмет использования терминологии интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A survey of views on intellectual property in teaching

The work describes views on intellectual property in teaching on the example of The Teacher's Newspaper's materials from April, 1984 to June, 2007. The revealed ideas were evaluated according to ten positions and characterized from the point of view of using intellectual property terminology.

Текст научной работы на тему «Представления об интеллектуальной собственности в педагогической практике»

С. В. Матюшенко. Представления об интеллектуальной собственности 6 педагогической практике

Важно то, что смысловой мир культуры, выражаясь в символах, не тождествен ему. Символы становятся выражением культуры через творческую активность человека. Новые смысловые основы создаются самим человеком в результате его собственной активной деятельности. Психологическая основа для включения человека в куль-туросообразную деятельность кроется в его потребности в свободном самовыражении, самопознании. При этом сама культура предоставляет регулятивы в сфере свободы самовыражения человека - это долг, стыд, честь, совесть, способствуя становлению нравственности как формы духовной культуры личности.

Высказанные в политических и государственных документах последних лет идеи о том, что в общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у граждан системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Образование, построенное на принципах культурологического подхода, способно объединить эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями и обеспечить развитие современной культурной личности.

Примечания

1. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями на 22 августа 2004 г.) // Официальные документы в образовании. 2004. № 31 (274).

2. Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. 2-е изд. М.: Изд. группа «Прогресс», 2001.

3. Дмитриева Е. Н. Культурная обусловленность профессиональной подготовки специалистов в вузе // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Ви-кулиной. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2009. С. 11-16.

4. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: Воронеж, 1999.

УДК 347.77:371

С. В. Матюшенко

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В работе описаны воззрения об интеллектуальной собственности в педагогической практике на примере анализа газеты «Учительская газета» за период с апреля 1984 г. по июнь 2007 г. Выявленные воззрения были оценены по десяти позициям и охарактеризованы на предмет использования терминологии интеллектуальной собственности.

The work describes views on intellectual property in teaching on the example of The Teacher's Newspaper's materials from April, 1984 to June, 2007. The revealed ideas were evaluated according to ten positions and characterized from the point of view of using intellectual property terminology.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, социальный статус, направления педагогической деятельности.

Keywords: intellectual property, objects of intellectual property, social status, directions of teaching.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что ни в сфере интеллектуальной собственности, ни в сфере педагогики пока не ведутся планомерные исследования об интеллектуальной собственности в педагогике. Считаем, что имеется необходимость в определении сущности, структурности и объектов интеллектуальной собственности в педагогике. Педагогическая теория и практика нуждается в научно обоснованных исследованиях, в которых был бы преодолен стихийный подход к педагогическим наработкам как не имеющим интеллектуальной ценности. Начало этому могло бы положить исследование мнений об интеллектуальной собственности в педагогической науке и практике, поэтому в центре внимания автора работы изучение воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической науке и практике, выявление их сущности и содержания.

Эмпирическое исследование воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической науке проводилось с октября 1999 г. по июнь 2007 г. в шесть этапов. На предмет выявления воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической науке и практике нами был изучена «Учительская газета» как издание педагогической практики.

За исследуемый период на страницах «Учительской газеты» было выявлено 1287 материалов, которые можно отнести к содержательным

© Матюшенко С. В., 2010

воззрениям об интеллектуальной собственности в педагогической практике [Учительская газета за апрель 1984 - июнь 2007 гг.]. Общие моменты интеллектуальной собственности были описаны в пяти публикациях (0,388%), в остальных статьях 99,612% речь шла о педагогической интеллектуальной собственности.

Материалы, раскрывающие интеллектуальную собственность вообще, были предложены читателям журнала в течение четырех лет: 1992, 1995, 2004 и 2007 гг. - разными по своему социальному статусу авторами - от докторов наук и кандидатов наук до корреспондента. При характеристике интеллектуальной собственности они опирались на такие терминологические понятия интеллектуальной собственности, как «авторство», «инновация», «интеллект», «новаторство» и «ценность». В данных статьях присутствует позитивная оценка феномена интеллектуальной собственности в виде ее оценки как ценности для общества.

Статьи о педагогической интеллектуальной собственности обнаружились по всем годам исследуемого периода. Их авторы имеют разный социальный статус от членов-корреспондентов АПН СССР до различных общественных организаций. Вместе с тем мы отмечаем достаточное количество статей «без автора» (1,942%). 25 терминов интеллектуальной собственности используются в ходе анализа отобранных материалов: авторство, авторское право, изобретение, инно-ватика, инновация, интеллект, интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность, комплекс, мастерство, методика, новатор, новаторство, новация, нововведение, новшество, передовой педагогический опыт, полезная модель, сценарий, творчество, технология, учебник, формула, ценность, т. е. задействованным оказался «большой терминологический коридор интеллектуальной собственности».

В отмеченных статьях в подавляющем большинстве присутствует позитивная оценка феномена педагогической интеллектуальной собственности.

Материалы о педагогической интеллектуальной собственности подразделяются на две группы: материалы, в которых авторы представляют свои педагогические достижения, и материалы, авторы которых описывают чужие педагогические достижения.

Статей, в которых авторы сами представляют свои достижения, - большинство (1057 или 82,128%). Их авторами стали одиннадцать категорий лиц - от учителя до доктора наук. Первенство среди авторов по социальному статусу имеют учителя, потому что ими было представлено 76,158% педагогических достижений. Среди авторов статей есть как горожане (70,860%), так и сельчане (29,139%). Большинство из них -

женщины (64,238%). В подавляющем большинстве речь шла об обучающих педагогических новшествах (84,484%) по 37 учебным предметам для всего классового диапазона общеобразовательной средней полной школы. Описанные педагогические достижения неравномерно распределились по объектам интеллектуальной собственности - явное преобладание за сценариями мероприятий (32,071%). Следовательно, хотя и пропо-зиционированные педагогические достижения имеются по всем уровням интеллектуальной собственности, первенство, несомненно, получает третий уровень - «интеллектуальная собственность как интеллектуальный продукт» (42,194%). В конечном итоге определился список из 658 педагогов, имеющих педагогические результаты в виде интеллектуальной собственности, из них 470 (71,428%) учителей и 188 (28,571%) ученых, и сформировался «золотой фонд педагогической науки и практики», состоящий из учительских и научно-педагогических достижений.

Вторая группа включает в себя 230 материалов, опубликованных в течение всего исследуемого периода за исключением 2003 г. на страницах «Учительской газеты». Их авторами стали двенадцать категорий лиц в количестве 179 авторов -корреспонденты (46,086%), редколлегия (7,391%), доктора наук (5,217%), учителя (4,347%), кандидаты наук (1,739%), члены АПН СССР и директора школ (по 1,304%), редактор газеты, проректор по учебной деятельности, педагогическое общество и хозрасчетное объединение (по 0,434%) и категория - «лица с неопределенным статусом» (26,085%). Явный приоритет среди авторов по социальному статусу, как мы видим, имеется у корреспондентов. Среди авторов статей все горожане и большинство из них - мужчины (85,853%). Один автор (С. Соловейчик) четырнадцать раз обращался в своих статьях к тематике интеллектуальной собственности, по три раза Б. Волков, Е. Комарова и В. Матвеев, по два раза -В. Галкина, О. Гаманин, И. Нейч, В. Панов и Н. Цветков.

В отмеченных статьях присутствуют разные мнения о педагогической интеллектуальной собственности от позитивных до негативных, при этом подавляющее большинство авторов оценивают педагогические достижения положительно

(78,695%).

20 терминов интеллектуальной собственности выявляются в ходе анализа отобранных материалов: авторство, авторское право, изобретение, инновация, интеллект, интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность, комплекс, мастерство, методика, новатор, новаторство, новшество, передовой педагогический опыт, полезная модель, сценарий, технология, учебник, формула, ценность.

С. В. Матюшенко. Представления об интеллектуальной собственности в педагогической практике

Самым употребляемым термином интеллектуальной собственности становится термин «технология» (31,304%).

Классификация по уровням интеллектуальной собственности показывает, что отобранные статьи располагаются на всех трех уровнях интеллектуальной собственности, причем при лидировании первого уровня «интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность» (38,461%) очень неплохо смотрится на его фоне и третий уровень «интеллектуальная собственность как интеллектуальный товар» (36,519%), на долю третьего уровня «интеллектуальная собственность как интеллектуальный продукт» осталось 25,019%.

Авторами статей были описаны достижения в общей сложности 109 педагогов, при этом учительских достижений было оценено 107, а научно-педагогических - два. Среди всех педагогических достижений в подавляющем большинстве есть разработки по учебным предметам для всего классового диапазона общеобразовательной средней полной школы.

О многих ученых-педагогах и учителях встретились упоминания по десять и более раз - это об Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковском, И. П. Иванове, Е. Н. Ильине, И. П. Волкове, С. Н. Лысенко-вой, В. Ф. Шаталове.

Общий анализ материалов об интеллектуальной собственности по газете «Учительская газета» показывает, что 740 человек продемонстрировали свои воззрения об интеллектуальной собственности на страницах «Учительской газеты». Двадцать категорий лиц в качестве авторов участвовали в этом процессе - это учителя (63,869%), кандидаты наук (13,053%), корреспонденты (8,263%), доктора наук (2,097%), директора школ (1,787%), преподаватели (1,709%), редколлегия (1,32%), методист (8,854%), старший научный сотрудник (0,699%), редактор газеты и воспитатели (по 0,31%), члены АПН СССР и ассистенты (по 0,233%), студенты и писатели (по 0,155%), министр образования, проректор по учебной деятельности, педагогическое общество и хозрасчетное объединение (по 0,077%) и категория «лица с неопределенным статусом» (4,662%). Явный приоритет среди авторов по социальному статусу, как мы видим, имеется у учителей. Среди мало пропагандирующих педагогический опыт: аспирант, директор Роспатента, корреспондент, министр образования, редактор журнала, преподаватель ПТУ и старший научный сотрудник (или по 1,204%).

Ими были описаны достижения 715 человек, 190 педагогов-ученых (или 26,61%) и 525 учителей (или 73,3899%).

Представленные педагогические достижения данных педагогов относятся к разным направле-

ниям педагогической деятельности, они распределились следующим образом: то, что относится к обучению, есть у 81,692%, к воспитанию - у 14,615%, а к внеклассной учебной работе - у 3,693%.

При характеристике педагогических достижений был использован «широкий терминологический коридор» интеллектуальной собственности, об этом свидетельствует использование 25 терминов, имеющих отношение к интеллектуальной собственности.

Большинство материалов о педагогических достижениях (59,139%) мы можем поместить на первый уровень интеллектуальной собственности, затем идет второй уровень, к которому отнеслось 23,655% материалов, и, наконец, на третий уровень пришлось 17,204% статей.

Подавляющее большинство мнений о педагогических результатах - положительное (94,794%), отрицательные мнения имеются, но их в 67,8 раз меньше, чем положительных, и в 24,9 раза меньше, чем нейтральных.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В течение всего исследуемого периода на страницах «Учительской газеты» появлялись статьи с воззрениями об интеллектуальной собственности.

2. Подавляющее количество материалов (97,456%), содержащих воззрения об интеллектуальной собственности, рассматривали объективно весомые результаты именно педагогической деятельности.

3. В процессе предъявления и оценки данных результатов приняли участие 740 человек, обладающих разными социальными статусами.

4. При рассмотрении педагогических достижений и их описании было задействовано 25 терминов, отражающих содержание интеллектуальной собственности.

5. Данные лица по-разному оценили педагогические достижения, но на протяжении всего исследуемого периода наблюдается явная тенденция позитивных оценок.

6. Составлен список из 715 фамилий педагогов, о чьих педагогических достижениях мы могли узнать из газетных публикаций, в их числе есть известные педагоги-ученые и известные педагоги-учителя.

7. Обозначенные педагоги работают в различных направлениях педагогической деятельности, но больше всего все же в сфере обучения (81,692%).

8. Педагогические новшества педагогов созданы в школе, предназначены для учебной программы средней школы, охватывают все классовые группы учебной программы средней школы.

9. По материалам, содержащим воззрения об интеллектуальной собственности, нами было выявлено семь конкретных объектов педагогичес-

кой интеллектуальной собственности: заимствованные методические приемы, методики обучения и воспитания, собственные методические приемы, сценарии, технологии обучения и воспитания, учебные программы, а также учебники (учебные пособия).

10. Классифицирование педагогических достижений, отнесшихся к интеллектуальной собственности, по видам интеллектуальной собственности позволяет нам утверждать, что на страницах «Учительской газеты», прежде всего, публиковались статьи первого уровня интеллектуальной собственности «интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность», что свидетельствует о том, что отечественные педагоги владеют высокой степенью объективизации своих педагогических достижений.

11. Тенденции развития воззрений об интеллектуальной собственности по газете «Учительская газета» соответствуют общей тенденции развития исследований об интеллектуальной собственности в исследуемый период, когда доля интеллектуальной собственности постепенно падает, доля интеллектуального продукта фиксируется, а доля интеллектуального товара потихоньку возрастает.

УДК 373.1.02: 372.8

Е. Б. Сотникоба

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье дана характеристика конкурентоспособной личности школьника, обоснована целесообразность интеграции традиционных и инновационных педагогических технологий в воспитании конкурентоспособной личности, приведены данные социологического опроса школьников.

The author characterizes the competitive personality, grounds the expediency of integration of the traditional and innovative pedagogical technologies of upbringing school students' competitive capacities, draws some results of sociological polls among schoolchildren.

Ключевые слова: интеграция, конкурентоспособность, личность, конкурентоспособность личности, конкурентоспособное поведение, конкурентные преимущества, конкурентная среда.

Keywords: integration, competitiveness, personality, the competitiveness of a person, competitive behavior, competitive advantages, competitive surroundings.

Проблема формирования и развития конкурентоспособной личности школьника становится одной из важнейших в условиях социально-экономических изменений в современном обществе. Развивающийся рынок труда предъявляет к молодым людям высокие требования. Современному выпускнику, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и умственным багажом для выполнения поставленной задачи, нужно еще быть способным вступить в состязательные отношения, так как во всех сферах деятельности всё большее значение приобретают такие качества, как самостоятельность, оперативность в принятии решения, готовность к общению, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности.

В настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет. Такое понятие, как конкурентоспособность человека, отсутствует в энциклопедиях и словарях. Однако словосочетание «конкурентоспособная личность» получило некую популярность. Данное определение трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится. С понятием «конкурентоспособность» связаны понятия «личность» и «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособное поведение»,

© Сотникова Е. Б., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.