ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PHILOSOPHICAL RESEARCH
& & &
УДК 14
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФСКОМ
НАСЛЕДИИ Л.А. СЕНЕКИ
Людмила Александровна Грицай,
канд. пед. наук, доцент Рязанский филиал Московского государственного института культуры, Рязань
REPRESENTATIONS OF HAPPY LIFE IN THE PHILOSOPHICAL
HERITAGE OF SENEK
Lyudmila A. Gritsay,
candidate of pedagogical sciences, associate professor Ryazan branch of the Moscow state Institute of Culture, Ryazan
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается анализ категории «счастье» в философском наследии римского стоика Луция Аннея Сенеки. Рассматриваются взгляды философа в русле античной эвдемонической традиции. Проводятся сопоставление понимания категории «счастья» у Сенеки и в современном обществе.
ABSTRACT
The article offers an analysis of the category "happiness" in the philosophical heritage of the Roman Stoic Lucius Anneus Seneca. Considered are the views of the philosopher in the mainstream of the ancient eudemonic tradition. A comparison is made of the understanding of the category of "happiness" in Seneca and in modern society.
Ключевые слова: философия, эвдемония, счастье, Сенека, античная традиция, этика, гедонизм.
Key words: philosophy, eudemonia, happiness, Seneca, ancient tradition, ethics, hedonism.
Проблема понимания категории «счастья» в мировой философской мысли остается одной из самых значимых и востребованных. Поэтому перед учеными стоит задача создания целостной концепции постижения счастья в философии, начиная с изучения ее античных истоков.
Как известно, проблема постижения сущности счастья и обретения человеком счастливой жизни была одной из центральных в наследии римского стоика Луция Аннея Сенеки. Философские взгляды мыслителя легли в основу его представлений о спасительной силе добродетельной жизни, которая у Сенеки понимается как устремленность к познанию высшей истины, любовь к миру, людям, живущим на земле, вера в высшее предназначение каждого человека, ежедневная внутренняя работа человека над своей душой, верность традиции и долгу.
Такое понимание счастья, с одной стороны, наследует традиции стоиков, а с другой, - перекликается с этическими воззрениями многих других античных мыслителей. Такой путь к счастью способен преобразить душу человека, пробудить в ней стремление к праведной жизни, стремление к полной реализации своего нравственного «Я».
Заметим, что существенный вклад в изучение представления о счастье в наследии Сенеки внесли такие ученые, как И.Н. Титаренко, В. Татаркевич, В.С. Любченко, Е.А Мишутина, Т.Г. Аболина, Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, В.А. Малахов и многие другие.
Обозначенная проблема позволяет нам предположить, что концепция счастья, являясь одной из стержневых в философском творчестве Сенеки, что позволяет наиболее полно раскрыть смысловой контекст его работ.
Как известно, в культурном коде человечества ценность счастья (эвдемонии), а также образ счастливого бытия традиционно занимали важное место.
Согласно философской энциклопедии, само слово «счастье» понимается как моральное сознание, обозначающее состояние человека, способствующее внутренней удовлетворённости условиями своего бытия [2, 667].
Поэтому как философская категория «счастье» рассматривается в работах философов разных периодов истории [2, 667].
Через различные общественные институты в разные исторические времена транслировались разные представления о счастье. В эпоху Средневековья счастье рассматривалось как служение Богу на земле и достижение райского блаженства на небесах, в эпоху Нового времени под счастливой жизнью стали понимать эмоционально насыщенную различными событиями жизнь людей, например, судьбу мореплавателей, которые открывали новые континенты. Позже счастье соотносилось со славой и материальным достатком.
В недавнем прошлом в советские время в сознание людей настойчиво внедрялась мысль о том, что цель жизни советского человека - это построение счастливого общества, сама же эта счастливая жизнь принадлежат народу и делу коммунизма.
В современном обществе потребления царит гедонизм, провозглашается идея о том, что счастье для человека заключается в возможности соприкоснуться как можно с большим числом материальных благ и удовольствий.
Укажем на возможные последствия принятия такой позиции для личности:
• современному человеку характерна убежденность, что достижение личного (собственного) счастья и есть окончательная цель его жизни; поэтому человек убежден, что нет ничего на свете дороже, чем его собственное бытие;
• следовательно, геополитические, макросоциальные и иные макрособытия значимы менее, чем события личной жизни, достижения личного счастья;
• больший вес в содержании жизни приобретает гедонистическая сторона, поэтому сама мера жизни и мера бытия становятся количественными, безудержное потребление и является результатом данного процесса;
• в семантическом поле личности затмевается его трансцендентальность и сущностная интенциональность (личность стремится к самореализации в социуме, рассматривая само общество как способ осуществления своих личных целей); при этом само трансцендентное не отрицается, однако высшие ценности признаются размытыми, они могут варьироваться в зависимости от личностного выбора.
Таким образом, мы видим, что современные представления о счастливой жизни практически лишены нравственной основы.
При этом уже в философском наследии античности многие авторы указывали на эту нравственную основу понимания феномена счастья как на основополагающую.
Размышления о счастье можно назвать одной из центральных тем культурной традиции эпохи античности, именно данная тема определяла мировоззрение и людей данного типа культуры на всем протяжении истории античного мира.
Один из исследователей античной философии Андре-Жан Фестюжьер указывает, что античный философ всегда рассматривал само счастье как абсолютную культурную универсалию, он считал, что достижение счастья - это и есть цель и смысл человеческой жизни. Аскетизм, равно как и уход от «мирской суеты», не был свойственным древним грекам. Эти люди, как дети, мечтали о счастье и видели в нем смысл своего индивидуального бытия [1, 23].
Таким образом, можно говорить о проблеме счастья как о центральной проблеме всей античной культуры, как об аксиологическом ее центре.
Осознание счастья, стремление к его достижению, понимание того, что счастливая жизнь потеряна — важнейший способ осмысления своего предназначения каждым человеком. Луций Анней Сенека в своем философском произведении «Нравственные письма к Луцилию» однозначно утверждает следующую максиму: «В жизни важно благо, а не долгий век» [3, 31] (...quam bene vivas referre, non quamdiu) (Epistulae Morales CI, 15).
Отсюда возникает важность обращения к пониманию феномена счастья в наследии известных философов, и в первую очередь такого античного мыслителя, как Сенека.
Как известно, счастье у античных авторов (Аристотеля, Эпикура, Сократа) понималось как благоприятная судьба. Это понимание счастья в современной науке принято считать дофилософским. Но уже у Демокрита счастье рассматривается как способность человека обладать высшими жизненными благами.
При этом уже в трудах греческих мыслителей указывалось на то, что категории «счастья» и «добродетели» взаимосвязаны, именно это обстоятельство сделало выяснение природы счастья неотъемлемой частью этического раздела античной философии.
При этом в отличие от эпикурейской трактовки счастья, для стоиков и для Сенеки характерное иное понимание данного феномена. Счастье здесь рассматривается, как необходимость для человека идти по пути нравственного совершенствования и следовать моральным нормам. Сенека писал, что, для того, чтобы почувствовать себя счастливым, каждый человек должен совершать правильный нравственный выбор. При этом данный выбор должен стать бесстрастным.
Таким образом, Сенека предлагает свое понимание счастья, свою задачу видит в рассмотрении переживания счастья как ресурсного состояния для развития личности. Счастье для него - это не некое противопоставление смерти, как это часто присутствует в философии эпикурейцев и гедонистов.
Укажем, что в трактовке гедонистов смерти как противопоставления жизни просто не существует. Смерть - это всего лишь уход души в небытие, завершающий акт жизни, человек просто теряет способность дышать, видеть этот мир, думать, чувствовать и т.д. Счастье же - это полнота жизни, причем полнота во всей ее гармонии и переживании удовольствия от соприкосновения с этой гармонией.
Сам Сенека утверждал, что достичь счастливой жизни трудно, ибо, чем быстрее старается человек до нее добраться, тем дальше от нее оказывается. Следовательно, для философа степень осознания человеком своего счастья зависит от его внутренних потенций. Все зависит от степени развития сознания (и самосознания) и состояния сознания своего бытия.
По сути дела, философ понимает само счастье как полноценное переживание человеком всей полноты своего существования, наслаждения этой полнотой. Переживание единства с миром, чувства сопричастности с жизнью людей. Ощущение отсутствия этой полноты и влечет за собой переживание несчастья, то есть сознательного отказа от радости сопричастности к миру и людям.
Сам Сенека утверждал, что достичь счастливой жизни трудно, ибо, чем с большим одушевлением старается человек ее достигнуть, тем дальше от нее оказывается [4], " adeoque non est facile consequi beatam uitam ut eo quisque ab ea longius recedat quo ad illam concitatius fertur" (De vita beata I,1). Следовательно, для философа степень осознания человеком своего счастья зависит от его внутренних потенций. Все зависит от степени развития сознания (и самосознания) и состояния сознания своего бытия.
Каковы же, по мнению философа, способы удержания счастья («владения»
им)?
Эти способы находят свое описание в трактате философа «О блаженной жизни».
В частности, обращаясь к своему брату-собеседнику Галлиону, он указывает на то, что все люди хотят жить счастливо, но никто не знает верного способа сделать жизнь счастливой [4] «Viuere, Gallio frater, omnes beate uolunt, sed ad peruidendum quid sit quod beatam uitam efficiat caligant» (De vita beata I,1).
Философ говорит, что для достижения счастливой жизни, нужно нравственно верно сформулировать итоговую цель жизни и рассмотреть пути для ее достижения. Сенека указывает, что путь к счастливой жизнь тернист, но каждый человек способен пройти этот путь достойно..
В частотности, философ пишет, что если отправляться в путь без четкого знания, куда и зачем идти, то возникает риск потерять время своей жизни, заполнив жизнь суетой и пустыми занятиями. Важно, по мнению Сенеки, правильно выбрать цель или цели своего личного бытия, и если цель выбрана верно, то и сам путь к ней будет благоприятствовать человеку, и таким образом, он сможет достичь счастья. Поэтому, по суждению философа, очень важно помнить, что в жизни крайне необходимо держаться выбранной цели и верного направления.
Философ описывает многие способы достижения счастья, которые предлагались в качестве образца в его время. Но он считает эти способы иллюзорными, так как они не способны привести человека к счастью, а являются лишь слабой формы компенсации этого состояния.
Кратко перечислим эти состояния.
1. Это жизнь по принципу «здесь и теперь», когда человек не хочет оглядываться на свое прошлое и не стремится строить планы на будущее.
2. Замена целостности жизни выделением ее отдельных сфер. Философ считает, что неправы те люди, которые посвящают себя одному только делу. Так, по его мнению, не правы властолюбцы, которые хотят только управлять другими, они не могут узнать истинного счастья, неправы те, кто посвящают себе только своей семье, не желая думать о нуждах Отчизны.
3. Человек, по мнению Сенеки, вообще стремится доминировать в той или иной области. Однако его стремление все держать под своим контролем, может сыграть с ним злую шутку: он так и не узнает истинного счастья.
4. И, наконец, философ говорит о том, что каждый человек может сознательно управлять своей жизнью, следовательно, он способен и к управлению своим счастьем.
Отсюда Сенека указывает на то обстоятельство, что чтобы достичь возможности управления своим счастьем, человек должен принять двойственную природу последнего. Он должен понять, что счастье заключается в единении, а не разъединении целостности. Поэтому достичь счастья можно
только преодолев свою индивидуальность, добившись ощущения полноты своего бытия, со-причастнсоти с миром людей.
Поэтому философ свидетельствует об особой потребности человека как бы «сшить» свое счастье, обрести чувство единства и гармонии с миром людей. Он говорит о том, что истинное счастье человек может познать в любом возрасте, даже если это ощущение придет в смертный час. Ибо управление счастьем возможно всегда, оно не зависит от того, сколько осталось этого счастья или времени жизни, это и позволяет человеку быть свободным.
Таким образом, в своих высказываниях о счастье Сенека подчеркивает роль личности, ее собственного переживания счастья как достижения нравственного совершенствования.
Список литературы
1. Емельянов, А.В. «Человек гедонистический» как философская проблема [Текст] : дис. ... канд. филос. наук / А.В. Емельянов. - Ижевск, 2003. - 145 с.
2. Новая философская энциклопедия [Текст]. в 4 т. / председатель научно-редакционного совета В.С. Степин; Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд. — М.: Мысль, 2010. — Т. 3 — 692 с.
3. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию \ под ред. Ю.Л. Орловой. - М.: Эксмо-Пресс, 2017. - 256 с.
4. Сенека Л.А. О блаженной жизни [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «ModernLib.Net». - Режим доступа: http://modernlib.net/books/seneka_luciy/o_blazhennoy_zhizni/read (дата обращения: 05.07.2018)