Научная статья на тему 'Представления о психолого-педагогических ситуациях, влияющих на формирование профессионального выбора у учащегося'

Представления о психолого-педагогических ситуациях, влияющих на формирование профессионального выбора у учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздова Е. В.

Статья посвящена представлениям о психолого-педагогических ситуациях, влияющих на формирование профессионального выбора у учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления о психолого-педагогических ситуациях, влияющих на формирование профессионального выбора у учащегося»

дисциплинам, учебники иностранного языка советских авторов за период десятилетий оказались глубоко политизированными и, вследствие этого, внутренне монологическими. Тексты, связанные с персоналиями создавались в соответствии с идеологической схемой, согласно которой социально-экономический уклад однозначно порождает определенную научную мысль, формирует концепции и нормы.[3] При работе с такими текстами упускается педагогическая возможность формировать и развивать у студента способности к личностно и общественно значимому диалогу. «Диалог требует допустить существование иной мировоззренческой матрицы, иного типа мышления. И лишь гибкое, подвижное, открытое сознание способно воспринимать установка иного порядка... Зацикленность на себе ведет к отпадению от живительного целого, омертвению».[4, с.90] Таким образом, и содержательная и методическая сторона данных учебных пособий является морально устаревшей и непригодной для использования в учебном процессе на сегодняшний день.

С другой стороны мы имеем большое разнообразие учебных и справочных пособий, составленных зарубежными авторами, в которых отражается современная идеология и современные направления в методике создания учебных пособий. Они привлекают своей разносторонней направленностью по содержанию, вариативностью пред и послетекстовых заданий, их логичным разнообразием, красочным иллюстративным оформлением.

Однако, опыт работы позволяет нам сделать вывод о том, что учебно-методический комплекс должен является национальным продуктом, в котором были бы собраны и представлены культурные достояния не только мира (как это очень хорошо представлено в учебниках зарубежных издательств), но и культурные характеристики российского общества и страны в целом. Учебники по иностранному (английскому) языку должны знакомить учащихся с культурой мира, в том числе и культурными особенностями англоговорящих стран, однако, с опорой на культуру родной страны.

На сегодняшний день есть попытки создания российских учебных пособий по английскому языку, которые в полной мере соответствуют национальной доктрине иноязычного образования. Данные учебники способствуют не просто изучению английского языка, а целенаправленному и всестороннему развитию личности учащихся, формированию его мировоззрения.

Взяв за основу современные учебно-методические пособия, преподаватель может использовать их для формирования и развития коммуникативной компетентности студента.

Литература

1. Бим, И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. - С.3-8.

2. Бим, И.Л. Языковой плюрализм - веление времени / И.Л. Бим // Преподаватель. - 2001. -№1. - С.7-8.

3. Батракова, С. Проблемы учебного текста / С. Батракова, Т. Соломатина // Высшее образование в России. - 1995. - №4. - С.70- 74.

4. Рыбаков, М.Д. Гуманитаризация высшего профессионального образования: изучение иностранного языка: Монография / М.Д. Рыбаков, О.В. Немирович. - М.: Прометей, 1999. - 201с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

У УЧАЩЕГОСЯ

Груздова Е.В.,

аспирант кафедры психологии и ЕНД

АНО МОК «Воронежский экономико-правовой институт» г. Воронеж, Россия

Статья посвящена представлениям о психолого-педагогических ситуациях, влияющих на формирование профессионального выбора у учащегося.

Процессы профессионального выбора личности являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью. Отсутствие эффективной системы социального и психолого-педагогического сопровождения учащихся на начальных этапах

профессионального самоопределения приводит к тому, что многие молодые люди оказываются не готовыми к осознанному и ответственному выбору профессии.

Успешность профессионального выбора зависит, в том числе, от наличия психолого-педагогических ситуаций, способствующих данному процессу.

Педагогические, психологические, социально-педагогические, воспитательные ситуации являются объектом достаточно активного изучения психологической и педагогической науки (И.А. Липский, В.В.Сериков, С.В. Кульневич, Д. Магнуссон и др.). При этом в доступных научных источниках термин «психолого-педагогические ситуации», содействующие (препятствующие) успешному профессиональному выбору подростов практически не встречается.

Т.о. прежде чем сформировать более целостное представление о психолого-педагогических ситуаций, влияющих на профессиональный выбор, рассмотрим точки зрения ученых на понимание педагогических, социально-педагогических, психологических ситуаций.

В целом понятие «ситуация» имеет множество характеристик: это фрагмент бытия, в состав которого входит человек; система событий, являющихся причиной того или иного поведенческого акта, и др. Таким образом, ситуация - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.

Важную роль в понимании феномена «психолого-педагогическая ситуация» сыграли основные положения личностно-ориентированное обучения. В.В. Сериков характеризует педагогическую ситуацию как «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [2, с. 89].

Авторами личностно-ориентированного обучения при создании ситуаций, моделирующих поведение учащихся в сфере будущего профессионального образования, осуществлялась работа:

- по представлению материала, подлежащего усвоению в виде некоторой задачи, имеющей смысловое значение для образовательного процесса;

- по включению в решение обозначенной задачи процедур обмена информацией, мнениями, совместного обсуждения, при котором работа каждого из учеников приобретает смысл в контексте деятельности всей группы;

- по моделированию такой деятельности, при исполнении которой учащиеся смогли бы попробовать себя в роли представителей данной профессии, студентов вуза, работодателей и т.п.

- по постановке и решению задач и проблем, позволяющих в целом представить суть нравственных и компетентностных аспектов их будущего бытия в профессии (образа «Я» в профессии) [3, с. 206-207].

Формирование готовности старшеклассников к профессиональному выбору совершается, по мнению В.В. Серикова, через включение их в жизненно-педагогические ситуации, связанные с избирательностью, ревизией опыта, рефлексией, самооценкой своей успешности в значимых для будущей профессии видах деятельности, саморегуляцией и опытом ответственных решений в разнообразных жизненных ситуациях, потребностью в самореализации через сотрудничество с носителями интересующей профессии; с умением быть свободным, самостоятельным, независимым от внешних авторитетов [3, с. 207].

Выявление совокупности психолого-педагогических ситуаций, влияющих на профессиональный выбор подростка, основывалось на сформулированных В.В. Сериковым, положениях о «психологической поддержке» профессиональных устремлений:

• изучение ситуаций развития личности старшеклассников, представляющих различные типологические группы;

• иерархические системы факторов, определяющих их жизненные планы;

• выбор работы со старшеклассниками, имеющими различный уровень ориентации на продолжение образования;

• оптимальное сочетание учебных и внеучебных форм профориентационной работы;

• разработку индивидуальных образовательных маршрутов путем диалога с компетентными экспертами, получения консультационной помощи, самоанализа.

В исследовании также учитывалась разработанная автором система личностно-ориентированных ситуаций, актуализирующих процессы смыслоопределения учащегося:

- ситуация педагогической поддержки смысловых исканий, связана с решением о смысле продолжения образования;

- ситуация принятия решения о пути продолжения образования. Данная ситуация предполагает выбор подростками профессиональной сферы и образа жизни, присущего представителям данной профессии;

- разработка конкретного образовательного «проекта», «маршрута», своего рода жизненного плана на ближайший период и на перспективу, что включает выбор формы обучения, оценку своих интеллектуальных, временных и иных ресурсов.

Это явилось основанием более целостного представления о сути психолого-педагогических ситуаций успешного профессионального выбора подростков.

Мы считаем, что психолого-педагогические ситуации успешного профессионального выбора подростков могут быть рассмотрены и раскрыты через сформулированные К. Роджерсом условия личностно-ориентированного (значимого) учения. Первое условие заключается в наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы обучающимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.

Следующее условие обозначается как "реальность личности учителя", который должен быть подлинными или конгруэнтным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.

Третьим условием является принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость эмпатии. «В основе эмпатии к ученику лежит лишенная собственности забота, или принятие его индивидуальности, которое называется безусловным позитивным отношением» [1].

Четвертое условие касается позиции учителя в отношении к источникам и способам получения знаний. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся.

Наконец, пятое условие значимого учения состоит в необходимости учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. «Развитие всех своих способностей с целью сохранения и усиления организма - это врожденная тенденция организма» [Там же].

Таким образом, под психолого-педагогическими ситуациями профессионального выбора учащегося мы будем понимать совокупность условий и обстоятельств, обеспечивающих выработку (формирование) психологической готовности учащегося, порождающих и стимулирующих его активность, самостоятельность, инициативу и ответственность и способствующих гармоничной реализации учащимся всех само-процессов.

Дальнейший научный поиск будет состоять в том, чтобы на основе анализа актуальной литературы по проблемам психологических и педагогических ситуаций, обучения, воспитания и развития личности, с учетом имеющихся диссертационных исследований по данной теме, и собственного опыта работы с подростками разработать структурно-содержательные характеристики психолого-педагогических ситуаций, способствующих адекватному профессиональному выбору учащихся.

Литература

1. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная психотерапия. М.: Рефл-бук. 1997. 320 с.

2. Сериков В.В. Обучение и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос». 1999. 272 с.

3. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия. 2008. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.